Исследовательский проект об истрии письма учащегося 8 класса
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_pisma_2.0.docx | 31.79 КБ |
istoriya_pisma_proekt.zip | 2.49 МБ |
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №26 Невского административного района г. Санкт - Петербурга
Адрес: пр.Солидарности, дом 19, кв.161
e-mail: aleksandrbogdanov8122004@yandex.ru
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
"История письма"
Руководитель проекта:
Семенищева Тамара Наркисовна ,
преподаватель русского языка и литературы
Работу выполнил:
Богданов Александр Михайлович,
ученик 8"В" класса
г.Санкт - Петербург
2020 г.
Содержание
Введение…………………………………………………… 3
1.Письмо……………………………………………… . 4
2.Начало письма…………………………….………… 4
2.1 Символические послания……………………………. . 5
2.2 Примитивные знаки…………………………….……. . 5
2.3 Перуанское письмо ……………………….….……….. 5
2.4 Бирки с зарубками ……………………....….….….….. 6
2.5 Памятные дощечки …………………………………… 6
3.Пиктографическое письмо…………………….. …. . 6
4.Идеографическоеписьмо……………………....……. 7
5.Слоговое письмо……………...……………………. . 7
6.Буквенно-звуковое письмо…………………………. 8
Заключение………………………………………………… 8
Список литературы………………………………………. . 9
Введение
Основой интереса к проблеме письменности является осознание значения письма как средства сохранения и накопления духовного богатства человечества – научного знания, технического умения, художественной красоты.
История письма тесно связана с развитием языка, историей народа и его культуры. Поэтому, изучая историю письма, мы имеем возможность ознакомиться с когда-то существовавшими, а ныне мертвыми языками, установить причины, обусловившие возникновение письменности, проследить процесс становления различных типов письма и соотношение их с живыми языками. Благодаря письму люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт многих поколений для будущего. Письмо все время развивается, поэтому его необходимо изучать. Наука не могла бы получить какое-нибудь существенное развитие, не опираясь на работы предшественников.
Главная цель работы - рассмотреть историю развития мирового письма.
Объектом данного реферата является письмо.
Главная задача - рассмотрение стадий возникновения письменности. От зарождения до его современного состояния.
Письмо
Письмо играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, оно могущественный двигатель человеческой культуры. Благодаря письму люди могут использовать огромный запас знаний, накопленных человечеством во всех сферах его деятельности, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт многих поколений для будущего.
Письмо прошло длинный и весьма сложный путь развития, который охватывает период в несколько тысяч лет. Представляя собой дополнительное к звуковому языку средство общения между людьми, письменность появилась на сравнительно поздней ступени развития человечества. История письма тесно связана с развитием языка, историей народа и его культурой. Появление письма, причем в разных местах земного шара и у различных народов самостоятельно, было вызвано практической потребностью расширении связей между людьми, при их общении на больших расстояниях.
Теперь я бы хотел сократить огромный промежуток времени с 10 тыс. лет до н.э. и до XIX в., рассказав кратко о каждом виде письменности того времени.
Начало письма
Подлинная история письма начинается с того момента, когда появляется письмо начертательное, т. е. при помощи графических изображений. Но и до появления начертательного письма люди общались на расстоянии и во времени весьма разнообразными доступными им способами и средствами –знаками или символами.
Видимо, чаще всего в качестве сигнала первобытный человек употреблял определенным образом положенную ветвь. Например, ветка, направленная верхушкой в нужную сторону, сообщала другому охотнику о том, что он ушел по следам животного. Ветвь, перегородившая тропу поперек, означала «не иди за мной» и т. д. Позднее в таких ситуациях вместо ветвей стали использовать негодные стрелы. Возможно, это было одной из первых попыток человека запечатлеть некоторые свои мысли для других.
Примечательно, что обычаи использования ветвей, стрел, дыма костров и т. п. в качестве сигналов, идущие из далекого прошлого человечества, сохранились у некоторых народов Африки, Крайнего Севера, Австралии и сейчас.
Символические послания
Этнографы в Австралии — дымовые сигналы у австралийцев указывали место перекочевок. К числу средств общения, которыми пользовались народы первобытной культуры, следует отнести также различного рода символические «послания». Примером такой символической сигнализации может служить «письмо» древних скифов персам, упоминаемое у греческого историка Геродота (V в. до н. э.). Это «письмо» состояло из птицы, мыши, лягушки и пучка стрел, что было расшифровано как «военный ультиматум», означавший: «Если вы, персы, не научитесь летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, подобно мышам, то будете осыпаны нашими стрелами, как только вступите на скифскую землю».Здесь каждый предмет что-либо символизирует (мышь — «прятаться», птица — «летать», стрела — «поражать» и т. д.).
Примитивные знаки
Примитивные знаки, выступавшие в роли символических сигналов, позволяли передавать лишь содержание того, что скрывалось за символами. В ходе же развития и совершенствования человека, по мере накопления им все большего числа сведений и фактов об окружающей действительности, не всегда было возможно найти знак, который бы символизировал именно то, что человек хотел передать. Возникала необходимость в средствах, которые, облегчая запоминание приобретенных из жизни сведений и фактов, давали бы возможность человеку делиться этими сведениями и фактами с другими людьми, независимо от времени и расстояния. Выход был найден в использовании условной сигнализации.
В отличие от символической в условной сигнализации предметы, вещи сами по себе ничего не выражают. Они используются лишь как условные знаки. «Письмо» условными знаками (сигналами) предполагает предварительную взаимную договоренность общающихся о том, что тот или иной предмет или вещь должны обозначать. Наиболее известны «письмо» кипу, вампум, зарубки на бирках, жезлы вестников и некоторые другие. Я расскажу о двух из них.
Перуанское письмо
Перуанское «письмо» древних инков кипу представляло собой систему шнуров из шерсти различного цвета с завязанными на них простыми и сложными узлами, каждый из которых имел определенное значение. Например, простой узел равнялся 10, двойной— 100, тройной— 1000, два простых рядом — 20, два двойных узла — 200 и т. д. Желтый цвет шнура обозначал золото, белый — серебро, зеленый — хлеб, красный — солдат и т. д.
Бирки с зарубками
Кроме шнуров с узлами (кипу) и нитей с нанизанными на них раковинами (вампум) как разновидностей «письма» условными сигналами, у народов первобытной культуры были распространены также бирки с зарубками. При торговых сделках и финансово-кредиторских операциях бирки часто расщеплялись на две половины, одна из которых вручалась, например, должнику, а вторая оставалась у кредитора. По мере выплаты долга зарубки на каждой половинке бирки срезались. В Англии, например, расписки в виде половинок бирок с зарубками встречались еще в 1834 г., а в Америке, куда они были занесены переселенцами, применение долговых расписок такого рода можно было наблюдать вплоть до XX в. В некоторых кантонах Швейцарии еще в 1865 г. поставку молока на приемные пункты отмечали зарубками на бирках.
Памятные дощечки
Интересно, что славяне также применяли бирки для счета и разного рода «записей». У них бирки назывались «памятными дощечками» или «носами», поскольку люди всюду носили с собой дощечки, делая на них всевозможные заметки, зарубки. Отсюда произошло выражение «зарубить на носу», т. е. запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.
Пиктографическое письмо
Изначальным этапом развития начертательного письма явилось письмо рисуночное, или пиктографическое (от лат. pictus — нарисованный и греч. gra- pho — пишу).
Пиктографическое письмо возникло на основе первобытной живописи. Возникновение его относится к тому периоду, когда рисунки начинают применяться первобытным человеком. Пиктография есть наглядное письмо. Здесь все, что обладает наглядностью, находит прямое выражение в рисунках, которые создавались для каждого конкретного случая и не были устойчивыми.
К тому же пиктография не связана с конкретным языком. В связи с этим использование пиктографии
и т. п., которые почти невозможно выразить пиктографическим письмом? По этой причине пиктографическое письмо на известной ступени развития человеческого общества перестало удовлетворять потребностям письменного общения. И тогда на его почве возникает другой тип письма, более совершенный — письмо идеографическое.
Идеографическое письмо
Появление идеографического письма связано исторически с дальнейшим развитием человеческого мышления и, следовательно, языка, с приобретенной ими способностью к большим абстракциям. Самый термин «идеография» (от греч. idea — понятие и grapho"— пишу) уже указывает на способность этого письма передавать отвлеченные понятия.
На этой ступени развития идеографии рисунки могли иметь два значения (в отличие от пиктографии):
а)прямое, выступая как пиктограммы. Например рисунки: «глаз», «змея», «черепаха» и другие, обозначавшие глаз, змею, черепаху;
б)переносное, являясь уже идеограммами, где указанные рисунки обозначали не глаз, змею, черепаху, а соответственно зрение, жизнь, успех.
Т. е. один и тог же рисунок в одном и том же тексте мог выступать то в прямом, то в переносном значениях.
Со временем, появилась потребность писать быстрее, передавать более сложные и длинные тексты. Это привело к большей схематизации рисунков, к превращению их в более совершенный вид . Так на основе рисуночной идеографии возникло слоговое письмо.
Слоговое письмо
Слоговое письмо представляет собой фонетическую систему. Ее простейшими элементами являются отдельные знаки или совокупность символов, обозначающие определенные слоги, которые состоят из согласного звука с гласным или же одного гласного. Слоговые системы возникли на основе логографии, а следующей ступенью развития письменности является буквенно-фонетическое письмо, которое используется сегодня практически повсеместно.
Процесс развития слогового письма происходил тем быстрее, чем богаче был язык на грамматические словоформы. В то же время формировался единый литературный язык, в котором закреплялось единообразное произношение отдельных слов. Следует отметить, что в той или иной форме слоговые и буквенно-фонетические знаки использовались практически во всех древних системах письма. Исключение составляет китайский язык, в котором элементы письма являлись морфемограммами.
Слоговое письмо - был ещё одним этапом к буквенно-звуковому письму.
Буквенно-звуковое письмо
Буквенно-звуковым принято называть такое письмо, в котором каждый графический знак (буква) обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а отдельный звук в слове.
В общей истории развития письменности буквенно-звуковое письмо сформировалось значительно позднее слогового. Это, по мнению некоторых исследователей, объясняется тем, что буквенно-звуковые системы предполагают уже более развитую способность к разложению речи на простейшие ее элементы — звуки, чем это наблюдалось в период формирования предшествующих письменных систем.
Буквенно-звуковое письмо-это высший этап развития письма. Мы и посей день используем его.
Заключение
Итак, в результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Письмо имеет длительную историю своего развития. Оно прошло сложный путь от использования примитивных до применения самых совершенных графических форм общения, став одним из важнейших способов коммуникации, без которого трудно представить жизнь современного общества.
Существенным этапом в истории письма явилось изобретение книгопечатания, которое положило начало массовому распространению письменных произведений среди различных слоев общества, сделав возможным повышение культурного уровня, и привело к созданию алфавитов для ранее бесписьменных народов.
В совершенствовании систем письма отразился восходящий путь развития человеческого общества в целом. Передача на письме звуковой стороны языка при помощи небольшого количества графем – выдающееся достижение человечества.
Я считаю, что письмо еще будет развиваться. Современная наука и система общества не может существовать без письма. Письмо играет большую роль в развитии общества.
Список литературы
1. Павленко Н.А. История письма. Мн.: Высшая школа, 1987.
2. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., 1984.
3. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма.
4. Кочергина В.А. Краткий очерк истории письма. Московский университет, 1955.
5. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995.
Фокус-покус! Раз, два,три!
Зимовье зверей
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Кто самый сильный?
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?