Тема работы: «Как жили нивхи..».
В данной работе автор представил материал о жизни нивхского народа, о его быте, хозяйственной деятельности, религии. Автор исследования изучил жизнь нивхов представленные в различных источниках. Пользовался материалами в библиотеке города, собирал информацию в интернете, посетил Охинский краеведческий музей. Так же автор провел небольшое интервью с одним из представителей коренного малочисленного народа севера.
Работа носит исследовательский характер. Цель проекта: познакомить с историей жизни коренного народа острова Сахалин – нивхами. Исходя из поставленной цели, решался ряд определенных задач. Вопросы, связанные с территорией расселения нивхского народа, их хозяйственной деятельностью, бытом и исповедуемой религией освещены автором в достаточной мере. Данная тема актуальна, так как современные школьники мало интересуются жизнью коренных народов севера.
Новизна и практическая значимость работы в том, что подобрана интересная информацию о нивхском народе, а так же автор представил некоторые нивхские географические названия, которые есть на картах Сахалинской области.
Материал может быть полезен для учителей, ведущих краеведение Сахалинской области в 5 - 6-х классах, для школьных музеев и библиотек.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Как жили нивхи" | 2.31 МБ |
Проект "Как жили нивхи" | 847.66 КБ |
Слайд 1
Проект по краеведению на тему «Как жили Нивхи…» Автор проекта: ученик 5Б класса Артём Трестьян Руководитель проекта: Муратова Дарья СергеевнаСлайд 3
«Как жили нивхи…» Цель проекта: Познакомить с жизнью коренного народа острова Сахалин - нивхи. Задачи проекта: Изучить по источникам информации жизнь нивхов, их быт, хозяйственную деятельность, религию. Изучить карту Сахалинской области, найти на ней названия географических объектов названные нивхами.
Слайд 4
«Гиляки принадлежат не к монгольскому и не к тунгусскому, а к какому-то неизвестному племени, которое, быть может, когда-то было могущественно и владело всей Азиею , теперь же доживает свои последние века на небольшом клочке земли в виде немногочисленного, но все еще прекрасного и бодрого народа» Антон Чехов, «Остров Сахалин»
Слайд 5
Территория расселения нивхов Этнографическая карта Нижнего Амура и Сахалина Нивхи Айны
Слайд 6
Основные хозяйственные занятия нивхов Основными занятиями нивхов являлись - рыболовство, морской зверобойный промысел, собирательство, а также охота . Но, как было испокон веков, верные своим традициям, нивхи на первое место среди хозяйственных занятий обязательно ставили промысел рыбы.
Слайд 7
Основные хозяйственные занятия нивхов Нивхов с полным правом можно назвать ихтиофагами (в переводе с греческого – «питающийся рыбой »). Так называют народы, основой пищевого рациона которых является рыба. Сохранить рыбу удобнее всего было посредством вяления . Такую рыбу называли – ЮКОЛОЙ.
Слайд 8
Основные хозяйственные занятия нивхов
Слайд 9
Основные хозяйственные занятия нивхов
Слайд 10
Коллективный характер труда Для хозяйственных нужд делали срубные амбары на высоких столбах, разнообразные вешала для сушки сетей, неводов и юколы.
Слайд 11
Коллективный характер труда Взрослые мужчины выполняли самую тяжелую или опасную работу – выходили в лодках в море, вытаскивали рыбу из сетей, ходили на охоту.
Слайд 12
Женщины выполняли другие работы, особенно те, где требовались такие качества как кропотливость, тщательность. Они обрабатывали рыбу и шкуры животных, шили одежду и обувь, готовили еду. Дети с малых лет помогали отцам и матерям. Коллективный характер труда
Слайд 13
Традиционная одежда нивхов
Слайд 14
Традиционная одежда нивхов
Слайд 15
Религиозные представления нивхов были основаны на вере в обитавших повсюду духов – на небе («небесные люди»), на земле, в воде, тайге, каждом дереве и т.п. Они одушевляли живую и неживую природу, населяли мир добрыми и злыми духами. Религия и обрядность
Слайд 16
Религия и обрядность Нивхи верили, что все на свете: животные, горы, реки, деревья, - имеет душу и умеет страдать, радоваться, обижаться, поэтому со всеми душами окружающего мира человек должен жить в гармонии.
Слайд 17
Религия и обрядность
Слайд 18
Религия и обрядность
Слайд 19
Религия и обрядность На о. Сахалине сейчас встречаются у нивхов имена, которые носили их предки, жившие в середине XIX и в начале XX в.
Слайд 20
Религия и обрядность
Слайд 21
Вклад нивхского народа в историю Сахалина
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Научно – практическая конференция «Старт в будущее».
Конференция по теме: Год сохранения культуры малочисленных народов
Тема работы: Жизнь нивхов
Работу выполнил: Трестьян Артем
Руководитель: Муратова Дарья Сергеевна
Оха
2021
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. | 3 |
1.Территория расселения нивхов…………………………………………... | 4 |
2.Основные хозяйственный занятия нивхов и коллективный характер труда…………………………………………………………………………. | 4 |
2.1 Хозяйственная часть…………………………………………………... | 4 |
2.2 Коллективный труд…………………………………………………… | 5 |
3.Традиционная одежда…………………………………………………….. | 6 |
4.Религия и обрядность…………………………………………………….. | 6 |
4.1 Религия………………………………………………………………… | 6 |
4.2 Обрядность…………………………………………………………….. | 7 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... | 9 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. | 10 |
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………... | 11 |
ВВЕДЕНИЕ
Сахалин - крупнейший остров Российской Федерации, население которого преимущественно (на 84%) составляют русские. Коренные народы этой земли, нивхи, представлены всего 0,5% от общей численности. Согласно археологическим находкам и их исследованиям, было выяснено, что этот народ появился на этом острове еще в эпоху раннего палеолита, более 300 тыс. лет назад, когда еще остров был частью материка. После завершения Ледникового периода и подъема океана Нивхи оказались разделенными на две группы. Одна часть - расселилась вдоль устья Амура, вторая часть осталась на Сахалине. Именно о Сахалинских нивхах я бы хотел вам сегодня рассказать.
Актуальность проекта: В настоящее время, мало кто знает о первых людях заселивших Сахалин; о том, как они жили раньше - чем занимались и во что верили.
Цель проекта: познакомить с историей жизни коренного народа острова Сахалин - нивхи.
Задачи проекта:
Изучить по источникам информации жизнь нивхов, их быт, хозяйственную деятельность, религию.
Изучить карту Сахалинской области, найти на ней названия географических объектов названные нивхами.
Методы исследования:
1. Изучение теоретического материала.
2. Практическая работа:
- Работа с географической картой Сахалинской области и топонимическим словарем Гальцева – Безюка С. Д.
-Интервьюирование одного из представителей коренных малочисленных народов севера
На нашем острове нивхи издревле жили в северных районах, это была и есть основная территория их расселения. На крайнем севере Сахалина они селились небольшими группами преимущественно на морских побережьях: и на западном побережье, и на восточном (приложение1). Крупнейшей сахалинской рекой центральной части острова является река Тымь, много нивхских поселений располагалось по ее берегам в удобных в географическом отношении местах, непосредственно вблизи местонахождения промыслов рыбы и морского зверя.
Основными занятиями нивхов являлись рыболовство и морской промысел, охота и сбор дикорастущих ягод, орехов и др.
Рыболовством занимались в течение всего года. Первая из лососевой породы горбуша появлялась в июне и с перерывами ловилась вплоть до июля. В июле появлялась летняя кета, которую промышляли до конца августа. С конца августа шла осенняя кета, которую ловили до октября.
В некоторых речках и озерах западного побережья Сахалина ловили калугу, осетра, сазана, сига, корюшку, щуку, тайменя, толстолобика и др. Здесь осуществлялся лов камбалы, наваги, нельмы. Главной заботой каждой нивхской семьи с мая по октябрь была заготовка рыбы на много месяцев вперед. Сохранить рыбу удобнее всего было посредством вяления. Из рыбы получали жир для пищи, кожу рыбы использовали при шитье одежды и обуви.
В дошедших до нас письменных источниках исторические предки нивхов обычно назывались «рыбьекожим народом» или «одевающиеся в рыбью кожу». Соседние народы так называли древних нивхов за их искусство выделки рыбьей кожи. Из рыбьей кожи они замечательно изготовляли одежду (приложение 2), обувь, предметы быта. Этой культурной традицией они отличались от многих других народов
Нивхи широко пользовались дарами не только морей и рек, но и сахалинской тайги. Важное место в их хозяйстве занимало собирательство. Растительные продукты – ягоды, орехи, травы, коренья часто употребляли в пищу. Для сбора брусники, клюквы, морошки, голубики женщины, подростки, дети отправлялись пешком или на лодках далеко от своих поселений, уходя иногда на несколько дней. Заготавливали стланиковые орехи, желуди, черемшу, мох, морскую капусту. Много нивхи заготавливали и хорошо вам известное жгучее растение – крапиву. После долгой специальной обработки из волокон крапивы они изготавливали нити. А вот мясная пища употреблялась редко - охотой занимались в свободное от промыслов время.
Основными орудиями промысла нивхов были небольшие заездки, сети, короткие невода, самоловы.
2.2 Коллективный труд
В каждом нивхском жилище жили представители большой патриархальной семьи, члены одного рода. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. Все продукты промысла поступали в общее пользование членов хозяйства.
Большую патриархальную семью составляли родители и их сыновья с семьями или по смерти отца и матери несколько братьев с семьями. Совместно с ними проживали и престарелые родичи или сироты. Наряду с такими семьями выделялись и малые семьи из взрослых детей, отделившихся от родителей. В среднем на один зимник на западном побережье Сахалина приходилось 12 чел., на восточном побережье — 6 чел. Встречались зимники, в которых проживало 42 чел. представителей одного и того же рода.
3.Традиционная одежда
Традиционный нивхский костюм отличался простотой кроя, был схожим у мужчин и женщин. Носили короткие штаны из рыбьей, тюленьей, собачьей кожи, ноговицы, меховую обувь. Поверх надевали халат азиатского кроя с правосторонним запахом, женский кроили длиннее мужского.
Зимние халаты утепляли ватой, женские украшали одинарным рядом металлических бляшек по подолу, спиральным, растительным, зооморфным орнаментом. Поверх надевали куртку из собачьей шкуры, в богатых семьях шили шубы из меха рыси, лисицы. Мужчины для тепла надевали юбку из шкур нерпы. Летом голову покрывали берестяными коническими шапками, зимние варианты шили из собачьего меха или ткани, украшенной аппликациями.
4.Религия и обрядность
4.1 Религия
Нивхи верили, что мир состоит из трех уровней:
Наиболее непродолжительный — земной мир. Затем душа попадала в мир потусторонний, где жизнь текла по тем же законам, что и в земном. Следующий этап — преображение в животное, птицу, растение, после чего круг повторялся. Вера в возвращение предков на землю в образе живой и неживой природы определила бережное отношение нивхов к окружающему миру, наделению его магическими свойствами.
Считалось, что каждой сферой земной жизни управляет дух-хозяин. Самыми почитаемыми божествами выступали:
В честь этих божеств в каждом доме зажигали два очага, над которыми перед каждым приемом пищи совершали камлания. С древних времен идет культ огня, домашнего очага. У главы семьи хранилось сакральное огниво, с помощью которого очаг зажигался во время праздников, важных родовых дат. При разделении семьи, когда отчий дом покидал женившийся сын, кусочек огнива отламывался, передаваясь в новую семью. В каждом нивхском доме находились мини-идолы: деревянные фигурки, выступавшие в роли
4.2 Обрядность
Каждый медведь считался сыном хозяина тайги. Охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа, существовали ритуалы, характерные для медвежьего праздника; пойманного в тайге или купленного у негидальцев или нанайцев медвежонка растили 3–4 года в специальном срубе, после чего устраивали праздник в честь умерших родственников.
Выкормить зверя и устроить праздник было почетным делом, в этом хозяину помогали соседи и сородичи. В течение всего времени содержания животного соблюдалось много правил и запретов. Например, к нему запрещалось подходить женщинам. Медвежий праздник, длившийся иногда 2 недели, проводили зимой, в свободное от промыслов время. Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука.
Нивхи придавали большое значение обряду наречения новорожденного именем. Этот акт обычно выполняли односельчане и очень редко сородичи. В большинстве случаев имя давали сразу же после отпадения пуповины.
Собственные имена нивхов образованы от слов с самым разнообразным значением. Нивхи давали новорожденным имена, отражавшие привычки родителей, их занятия, черты характера. Есть нивхские имена, содержащие намек на те или иные обстоятельства и события, так или иначе связанные с рождением ребенка.
Многие собственные имена давались по какому-либо признаку внешности ребенка. Есть предположение, что некоторые имена были именами-пожеланиями, т.е. обозначали качество, которое желали бы видеть у ребенка родители.
У нивхов, как и у многих других народов, в практике наречения новорожденных иногда большую роль играло представление, согласно которому между словом и обозначенным им явлением или предметом, существует неразрывная связь. Так, в частности, боялись сообщить собственное имя члена рода постороннему человеку, опасаясь, что тот, зная имя, может причинить зло его носителю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На карте нашей области существуют названия, которыми мы обязаны нивхам. Если мы обратимся к карте Сахалинской области, опираясь на топонимический словарь Гальцева – Безюка С. Д., то откроем для себя необычайный мир нивхских географических названий (приложение1).
В заключении, хочу сказать, что сегодня мы познакомились с очень интересным народом, проживающим на территории нашего острова. Народом - со своими традициями и обычаями, с таким удивительным взглядом на жизнь. Надеюсь, эти знания помогут нам бережнее относиться к истории нашей малой родины, к истории нашей родины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Флейта и Ветер
Снеговик
О чем поет Шотландская волынка?
А теперь — мультфильм
Машенька - ветреные косы