Данная тема выбрана мной не случайно. Каждый раз приходя в магазин за конфетами, мне хочется попробовать что-то новое. И выбор порой определяют … фантики. Так я заинтересовалась фантиками от конфет, их историей. А когда стала рассказывать об этом моим одноклассникам, то вдруг неожиданно заметила, что в названиях фантиков скрываются орфограммы. Таким образом, разглядывая яркие и блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка еще более интересными, если изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы.
Цель данной работы – проанализировать возможности фантиков для изучения орфографии русского языка на примере фантиков из новогодних подарков.
Гипотеза: мы предположили, что не на каждом фантике есть орфограмма и не все орфограммы можно проиллюстрировать фантиками от конфет.
Объект исследования: названия конфет.
Предмет исследования: орфограмма, которую можно проиллюстрировать фантиком.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- познакомиться с историей возникновения фантиков;
- выявить, какие орфограммы можно проиллюстрировать фантиками от конфет из новогоднего подарка;
- провести исследование на предмет соотношения названия конфеты с орфограммой моими одноклассниками.
Методы исследования, выбор которых обусловлен проверкой гипотезы и решением поставленных задач: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, лингвистический эксперимент (анкетирование).
Изучив историю фантика и проанализировав, какие орфограммы русского языка можно проиллюстрировать словами, входящими в их название, а также обобщив результаты лингвистического эксперимента, мы выполнили поставленные задачи и сделали определенные выводы.
В ходе своей работы я больше узнала об истории фантика, о том, какой смысл вкладывали в него знаменитые кондитеры.
Я выяснила, что изначально фантик был не просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, агитации, привития чувства вкуса и красоты.
В ходе исследования я подтвердила свою гипотезу о том, что не на каждом фантике конфеты в названии есть орфограмма, но фантик можно использовать на уроках русского языка как средство для развития у ребят интереса к русскому языку.
Данная работа дала мне возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
mironova_milena.docx | 29.41 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Направление: языкознание
ОРФОГРАММЫ НА ФАНТИКАХ КОНФЕТ
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 7-а класса
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 91»
Мироновой Миленой
Руководитель: учитель русского языка
и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91»
Дурапова Ольга Александровна
г. Котлас, 2020 год
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. История фантика ………………………………………………………………………4
Глава 2. Классификация орфограмм в названиях конфет ……………………………………6
Глава 3. Анкетирование одноклассников ……………………………………………………..7
Заключение ………………………………………………………………………………………8
Библиографический список.…………………………………………………………………….9
Приложение 1 …………………………………………………………………………………..10
Приложение 2 …………………………………………………………………………………..11
Введение
Данная тема выбрана мной не случайно. Каждый раз приходя в магазин за конфетами, мне хочется попробовать что-то новое. И выбор порой определяют … фантики. Так я заинтересовалась фантиками от конфет, их историей. А когда стала рассказывать об этом моим одноклассникам, то вдруг неожиданно заметила, что в названиях фантиков скрываются орфограммы. Таким образом, разглядывая яркие и блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка еще более интересными, если изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы.
Цель данной работы – проанализировать возможности фантиков для изучения орфографии русского языка на примере фантиков из новогодних подарков.
Гипотеза: мы предположили, что не на каждом фантике есть орфограмма и не все орфограммы можно проиллюстрировать фантиками от конфет.
Объект исследования: названия конфет.
Предмет исследования: орфограмма, которую можно проиллюстрировать фантиком.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- познакомиться с историей возникновения фантиков;
- выявить, какие орфограммы можно проиллюстрировать фантиками от конфет из новогоднего подарка;
- провести исследование на предмет соотношения названия конфеты с орфограммой моими одноклассниками.
Методы исследования, выбор которых обусловлен проверкой гипотезы и решением поставленных задач: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, лингвистический эксперимент (анкетирование).
Глава 1. История фантика
Истории фантика как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка.
Само слово «фантик», уменьшительно-разговорное, произошло от «Pfand», заимствованного в немецком языке, что означает «залог». Изготавливали конфетные обёртки (этикетки) в типографиях. Печатались этикетки длинными листами в два цвета или многоцветные.
Сначала особой необходимости в фантиках не было. С началом XIX века в Европе, а позже и в России, родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масла изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках.
Затем, когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно из-за ее дороговизны, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году.
И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш российский фантик стал в XIX веке лучшим в мире. Российские упаковки для конфет пользовались огромным успехом за границей.
Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обертки с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями, и обертки образовательные – с таблицей умножения или азбукой. А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией - образовательной и развивающей. Например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике.
Появлялся и настоящий креатив, такой как обертки-пазлы: картинку с изображением повара, пожарного, горничной и графини можно было разрезать по линиям на кусочки, а потом собирать их, каждый раз получая новое лицо.
Еще одной задачей дореволюционного фантика стало привитие едокам конфет идеалов красоты и вкуса. Например, в фантиках дореволюционного периода отражался репертуар кино и театров. На фантиках красовались изящные дореволюционные барышни с кротким взглядом, фарфоровой кожей, замысловатыми прическами, узкими талиями. По этим изображениям можно было составить представление о модных тенденциях того времени.
Замечательной традицией того времени был выпуск целых серий конфет, посвященных какому-либо событию.
Каждый дореволюционный фантик являлся не только шедевром художественного искусства, но и нес особую смысловую нагрузку. Фантик был средством просвещения, воспитания, развития людей.
Оформление фантиков изменилось после революции. На заре Советской власти некоторые традиции все же пытались сохранить. На этих фантиках можно проследить, какие проблемы существовали тогда в нашей стране.
Так как страна боролась с неграмотностью, в кондитерских магазинах можно было купить конфеты, завернутые в фантики, изображающие азбуку: «Аэроплан», «Дирижабль», «Метро». Многие обертки выполняли функцию миниатюрных плакатов – прославляли Красную Армию, советское правительство. У истоков этого направления стоял поэт В.Маяковский, он не только писал рекламу, но и рисовал. Лучшие конфетные обертки В.В.Маяковского и художника А.Радченко были удостоены дипломов и медалей Парижской художественной выставки 1925 года.
Среди конфет начала середины прошлого века встречались лакомства агитационной направленности. «Урожай убрал ты в срок — очень Родине помог!» — гласила надпись на конфете «Урожай». А в 1923 году в Ишиме выпускались конфеты «Спесь» с изображением вредного мальчика. Получая конфету, ребенок познавал «что такое хорошо, а что такое плохо».
Также в фантиках все еще можно было почерпнуть полезную информацию. Скушав конфету «Носорог», ребенок узнавал о том, в каких районах водится это животное, сколько живет и чем питается. Таким образом, сладкие лакомства ненавязчиво образовывали даже двоечников.
Были и патриотические конфеты: «Адмирал Нахимов», появились конфеты с изображенными на фантиках репродукциями картин известных художников.
Решительное изменение фантика произошло с изменением политической системы. Трудно поверить, но в 20-е годы в продаже была даже карамель «Ильич»! Конечно, и раньше, в 1913 году на конфетах тиражировались лики царской семьи, но в тридцатые годы этим вольностям пришел конец. Как так, съесть Ильича? А если завтра кто-нибудь захочет слопать Сталина, а портрет смять и выбросить в урну? Немыслимо! Запретить! Отныне фантики в стране сделались абсолютно аполитичными. На смену вождям пришли знакомые всем с детства «Белочка», «Маска», «Чародейка», «Мишка на севере». Даже их дизайн с тех самых пор почти не изменился.
Об истории развития фантика можно узнать в особых музеях, самым известным из которых является «Музей Шоколада и Какао» в городе Москва.
Глава 2. Классификация орфограмм в названиях конфет
Орфограмма - от греч. orthos - правильный и grammа – письмо. Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.
Для исследования орфограмм я использовала конфеты из новогоднего подарка. Оказалось, что не на каждом фантике в названии есть орфограмма. После того, как выявила орфограммы в названиях конфет, распределила их на группы.
1 группа. Безударная гласная в корне:
А) проверяемая: «Золотая лилия», «Васильки», «Черёмуха»;
Б) непроверяемая: «Ромашка», «Вишня в ликёре», «Коровка», «Хрустальное озеро», «Карамель», «Картошка», «Буревестник», «Лакомка», «Миндаль».
2 группа. Согласные в корне слова:
А) проверяемые: «Красный мак», «Коровка», «Клубника»;
Б) непроизносимые: «Буревестник»;
3 группа. Сочетание ча-ща: «Ореховая роща»
4 группа. Суффиксы существительных: «Солнышко», «Неженка».
5 группа: Сложные существительные: «Буревестник», «Кара-Кум», «Крем-брюле».
6 группа. Правописание н-нн в суффиксах прилагательных: «Гусиные лапки», «Лимонные дольки».
7 группа. Сочетание чк-чн: «Белочка», «Ласточка», «Москвичка», «Бабочка».
8 группа. Правописание И после Ц в корне слова: «Цитрон».
В ходе исследования было установлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограмму «Непроверяемая безударная гласная в корне». А также подтвердилась наша гипотеза о том, что не каждую орфограмму можно проиллюстрировать фантиком от конфеты.
Глава 3. Анкетирование одноклассников
Изучив вопрос о фантиках и проанализировав, какие орфограммы можно проиллюстрировать с их помощью, мы решили провести исследование на предмет соотношения названия конфеты с орфограммой моими одноклассниками.
Первый этап – анкетирование «Что я знаю о фантиках для конфет». (Приложение 1). В анкету было включено 4 вопроса. В опросе приняли участие 25 человек моих одноклассников. После проведения работы анкеты были проанализированы, оказалось, что ребята очень любят конфеты и неплохо разбираются в их предназначении.
Второй этап – анкетирование «Орфограмма на фантике». В опросе приняли участие 25 моих одноклассников. Ребятам был предложен список названий проанализированных нами конфетных фантиков и дано задание: выделить в них орфограммы. После анализа анкет выяснилось, что 18 из 25 одноклассников безошибочно выделили все орфограммы в предложенных словах. Когда после анкетирования мы их спросили: «Как вы думаете, как формировался данный список слов для орфографического анализа?», ребята правильно предположили, что это названия конфет. На вопрос: «Понравилось ли вам работать со словами – названиями конфет?» все 25 человек подняли руку за «Да!». Это говорит о том, что современным школьникам изучать орфограммы русского языка по фантикам интереснее и увлекательнее.
Заключение
Таким образом, изучив историю фантика и проанализировав, какие орфограммы русского языка можно проиллюстрировать словами, входящими в их название, а также обобщив результаты лингвистического эксперимента, мы выполнили поставленные задачи и сделали определенные выводы.
В ходе своей работы я больше узнала об истории фантика, о том, какой смысл вкладывали в него знаменитые кондитеры.
Я выяснила, что изначально фантик был не просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, агитации, привития чувства вкуса и красоты.
В ходе исследования я подтвердила свою гипотезу о том, что не на каждом фантике конфеты в названии есть орфограмма, но фантик можно использовать на уроках русского языка как средство для развития у ребят интереса к русскому языку.
Данная работа дала мне возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка.
Библиографический список
1. Баулина А. Г. Исторические события в фантиках/ сост. А. Г. Баулина М.: Инсбук-бизнес, 2007 (электронная версия).
2. Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах. Новое время. Энциклопедия для школьника. Серия "Детский плутарх" М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999 (электронная версия).
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: В 4 т. Т.2 И-О/ В. И. Даль М.: OOO "Издательство АСТ": "Издательство Астрель", 2001.
4. Секреты орфографии: Книга для учащихся., Граник Г.Г., Бондаренко М.С., Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 1991 г.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Фантик
6. http://www.liveinternet.ru/users/karol-li/post132296188/
Приложение 1. Анкетирование одноклассников «Что я знаю о фантиках для конфет?»
1.Зачем нужен фантик на конфете?
Чтобы конфета не пачкалась - 17 человек
Прибавляет денег – 1 человек
Не растаяла – 3 человека
Чтобы её выкинуть – 1 человек
Чтобы конфета дольше сохраняла годность - 1 человек
Чтобы раздавать рекламу конфет – 1 человек
2.Как узнать, что человек любит конфеты?
Если у человека с собой куча конфет и не кому их не даёт – 1 человек
Поставить камеру и шоколад на стол, камера должна быть скрыта – 1 человек
Кто их всегда ест – 5 человек
Всё просто - это я – 2 человека
По фантикам – 2 человека
По животу – 2 человека
У кого зубы плохие – 5 человек
Я и пряничный человек – 1 человек
Надо проследить за этим человеку и узнать – 2 человека
У кого-то аллергия может быть -2 человека
По запаху изо рта – 1 человек
Кто-то будет смотреть на конфеты – 1 человек
Увидеть – 1 человек
3. Любите ли вы конфеты?
Да-20 человек
Нет – 3 человека
4. Какие названия конфет со сказочными персонажами вы знаете?
Колобок – 12 человек
Сказка о Царе Салтане – 1 человек
Гуси-лебеди – 8 человек
Щелкунчик – 7 человек
Дюймовочка – 4 человека
Умка – 1 человек
Золотой ключик – 1 человек
Маша и медведь – 12 человек
Золотая рыбка – 1 человек
12 месяцев – 1 человек
Буратино – 1 человек
Красная шапочка –2 человека
Волк и лиса – 1 человек
Теремок – 1 человек
Снежный всадник
Смекалка против Змея-Горыныча
Красочные картины Джастина Геффри
Весенняя гроза
Большое - маленькое