лауреат конкурса "Мы гордость Родины" Посохова София исследовала боевой путь своего прадедушки Барзылова И. А., который прошел через тяжелые боевые действия и плен в лагере "Тростинец"
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_posohovoy_s.docx | 36.11 КБ |
Управление образования администрации Новосибирского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приобская школа №53»
Новосибирского района Новосибирской области
XIX научно-практической конференции школьников
Новосибирского района Новосибирской области «Надежды района» - 2021
среднего звена «Я - исследователь»
СЕКЦИЯ «КРАЕВЕДЕНИЕ»
Тема
«Образ маленького человека в Великой Отечественной войне»
Автор: ученица 5класса
Посохова София Сергеевна
МКОУ «Приобская школа №53»
Научный руководитель:
Антонова Наталья Владимировна
учитель истории
п. Приобский, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Самое святое и благородное чувство – пламенная любовь к Родине. Определяется она поступками и делами каждого человека. На протяжении всей истории люди ценили, берегли свою Отчизну, до последнего биения сердца защищали ее, не жалея ни сил, ни жизни своей. Важно помнить о таких людях. Ведь благодаря им наша Родина стала такой, какая она есть сейчас.
Семья, столкнувшись с трагедией, бережно хранит память о своем герое, передавая сведения о нем из поколения в поколение. Но, чем дальше от той эпохе, тем больше нюансов уходят из нашей памяти. А с ними исчезает и мир наших дедов. Только целенаправленные усилия по бережному сохранению всего, что было связано с эпохой Великой Победы позволяет нам обеспечить бессмертие подвига защитников нашей родины.
В современный век компьютерных технологий существует значительное количество интернет-порталов, способных предоставить информацию как об истории Великой Отечественной войны в целом, так и об отдельных её участниках. Людях и их судьбах. Огромным плюсом таких порталов является получение информации в небольшой промежуток времени. Я считаю, что нужно использовать предоставленные нам возможности. Очень важно рассказывать о подвигах наших соотечественников подрастающему поколению. Делая это, мы поселим в душах детей любовь к своей Родине, уважение к старшим, разовьем и укрепим их моральные ценности.
Гипотезой исследования явилось наблюдение, что наиболее значимые исторические события нашей страны оказали непосредственное влияние на судьбу простых людей, в том числе и членов моей семьи.
Осознавая обозначенное противоречие, цель исследования определяю как: воссоздание истории эпохи Великой Отечественной войны сквозь призму судьбы моего прадедушки Барзылова Ивана Акимовича.
Задачи исследования:
Данные задачи определили структуру основной части исследования, отражённую в содержании работы.
Предмет: исторические источники, документы, отражающие жизненный путь прадеда.
Объект: события жизни Барзылова Ивана Акимовича, связанные с ВОВ.
Методы исследования:
ГЛАВА 2.1. ЭГО-ИСТОРИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯСОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Эго-история – это некая составляющая истории в целом. Поэтому прежде чем говорить об эго-истории, нужно разобраться с терминологией.
«История−наука, предметом которой служит изучение прошлого жизни народов, государств, прошлого выражения человеческого духа в какой-нибудь области. Истории политическая − о внешних событиях государственной жизни; история философии, литературы, живописи, права и т.д.»[1]
«Эго – согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирование, оценку, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения.»[2]
Тогда как эго-история или само история – «описание человеком истории своей семьи и своей жизнедеятельности в контексте исторического процесса.»[3]
Эго-история позволяет нам прочувствовать через себя и свою семью мировую историю. Очень сложно остаться равнодушным, когда речь идет о твоих предках. Сопоставляя исторические события с эго-историей, мы как будто проносим через себя то, что происходило с нашими предками. Эго-история позволяет взглянуть на большинство исторических событий с другой стороны.
При изучении истории данным методом происходит осознание себя «историческим субъектом», от которого зависит наша история, наше настоящее и будущее.
Мы не можем наблюдать прошлое, но есть возможность восстановить его по различным источникам. Документы, письма, фотографии, карты, личные дневники и воспоминания раскрывают его подробные детали. Благодаря личным вещам, принадлежавшим нашим предкам, история обретает новые краски, налаживается связь между временами, эпохами. Занятие это трудное, но чрезвычайно благодарное: только так может появиться полноценная, научная историческая картина, произошедших событий.
Чтобы заниматься эго-историей, необходимо знать историю своих предков и уметь сопоставить её с происходившими событиями. Как бы мы ни старались избежать некоторых пробелов, некие неточности все равно будут присутствовать.
Эго-история, как метод изучения истории, стал рассматриваться относительно недавно. Труды по этой теме принадлежат Троицкому Ю.Л., Суржиковой Н.В., Румянцевой М.В. и другим. Эго-история возвращает главное место «маленькому человеку» на исторической сцене. При изучении истории этим методом происходит изучение некоторого «Я», а так же дрейф от изучения событий к изучению состояний и эмоций этого «Я». При этом происходит изменение отношения к документальности: официальные источники теряют свой авторитет.
75 лет назад мир всколыхнуло событие, забравшее жизни примерно 27 миллионов человек, а сколько человек перенесли тяжелейшие испытания и вернулись домой. Цифры не в полной мере передают то, что происходило в это страшное время, но достаточно представить, что у каждого из этих людей была своя история, что каждый стремился помочь своей Родине, терял родных и близких, оказывался на волоске от смерти, можно сполна оценить, что на самом деле значит война. Через судьбу близких нам людей можно прочувствовать ту боль и страдания, которые они пережили в это непростое для всех время.
Война – очень масштабное событие, но её стоит рассматривать не только со стороны цифр. Войну можно отразить через каждого человека, живущего в те годы в нашей стране. И для этого и нужна эго-история.
Этот способ открывает нам миллионы людей. Каждый из них жил своей обычной жизнью, трудился, заводил семьи. Но наступил момент, когда каждому из них пришлось встать на защиту своей Отчизны, дабы сохранить чистое небо над головой для себя и своих потомков.
Каждая война представляет собой огромные потери для государств, участвовавших в ней. Люди воевали и погибали на полях сражений, кто-то получал ранения и умирал в госпиталях, большое количество людей страдало от голода и холода. Каждый из них должен помочь своей стране, и только тогда её ждёт победа.
Важно понимать, что каждый из этих людей в одиночку не смог бы изменить исход войны, но, объединившись, люди способны на многое. Главное дать им веру и надежду в то, что они смогут преодолеть любые преграды.
ГЛАВА 2.2. ИВАН АКИМОВИЧ – ЗАЩИТНИК РОДИНЫ
Мой прадедушка Барзылов Иван Акимович родился 21 июля 1922 года в селе Верх-Каргат Здвинского района Новосибирской области в семье сельских жителей Акима Григорьевича и Матрены Константиновны. Детство его проходило в деревне. Время то было очень тяжелое, страна только пережила Октябрьскую революцию и отходила от страшного голода. Люди пытались обеспечить сами себя, не надеясь на кого-то.
Повзрослев, Иван Акимович работал в колхозе трактористом. Когда началась война, дедушке было 18 лет
Взрослых мужчин начали забирать на фронт. Работать на сельскохозяйственной технике стало некому. Тогда прадедушке дали бронь (забронированные военнообязанные освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время, а также от призыва на военные сборы на срок действия предоставленной отсрочки). Трактористы играли значительную роль в уборке урожая. Мужчины косили, пахали, сеяли хлеба, но настал тот момент, когда всех мужчин забрали на фронт. В 1942 году бронь сняли. Стало понятно, что война продлится дольше, чем предполагалось изначально.
Барзылов Иван Акимович был призван 29 марта 1942 года ВК Здвинского района Новосибирской области. Присягу принял 10 ноября 1942 года.
Его и других призванных отправили в Омск на обучение. Так как они были не готовы воевать, им провели курс военной подготовки. Рассказывали как вести себя в различных ситуациях, учили стрелять и т.д. Сам Иван Акимович вспоминал, что все солдаты мечтали скорее уйти на фронт. Так же рассказывал, что их там очень плохо кормили, хлеб был с опилками. Больше ничего он об этом периоде своей жизни не вспоминал.
После обучения он служил в составе 1001 стрелкового полка 279 стрелковой дивизии. В составе 279 стрелковой дивизии с февраля 1942 года по ноябрь 1942 принимал участие в сражениях под Старой Руссой (населенные пункты по реке Ловать), с ноября 1942 по конец декабря 1942 года в Смоленской области.
Во время его службы с ним произошло событие, о котором мало кто захочет вспоминать. Он был взят в плен. Нам интересно было узнать больше об этом тяжелом периоде его жизни, и мы подали заявку в архив г. Подольск. Из ответа мы узнали, что 6 февраля 1943 года части 279 стрелковой дивизии вели боевые действия в районе Ворошиловграда (в настоящее время г. Луганск), Украина. Пропал без вести 6 марта 1943 года в районе аэродрома г. Ворошиловграда близ населенного пункта Славяносербск. Иван Акимович был в плену с 8 марта 1943 года в лагере под Минском. Сложно представить, что он пережил за эти полтора года.
Что же происходило с военнопленными? Точно установлено, что из немецкого плена вернулись 1 836 562 человека. Дальнейшая судьба их такая: 1 млн. отправлено для дальнейшего прохождения военной службы, 600 тыс. – для работы в промышленности, более 200 тыс. – в лагеря НКВД, как скомпрометировавших себя в плену.
Первым делом немецкие власти проводили фильтрацию: комиссаров, коммунистов и евреев незамедлительно ликвидировали, а остальных этапировали в создаваемые в спешном порядке специальные лагеря. Больше всего их было на территории Украины – около 180. Пленным приходилось совершать изнурительные марш-броски – по 50-60 км в день. Путь нередко затягивался на целую неделю. Питание на марше не предусматривалось, поэтому солдаты довольствовались подножным кормом: в пищу шло всё – колоски пшеницы, ягоды, желуди, грибы, листва, кора и даже трава. Инструкция предписывала конвоирам всех обессиленных уничтожать. Во время движения 5-тысячной колонны военнопленных в Луганской области на отрезке пути длиной в 45 километров «выстрелом милосердия» охрана убила 150 человек. Как отмечает украинский историк Григорий Голыш, на территории Украины погибло около 1,8 млн. советских военнопленных, что составляет примерно 45% от общего числа жертв среди военнопленных СССР.
Советские военнопленные находились в значительно более жестких условиях, чем солдаты других стран. Дискриминация советских военнопленных проявлялась во всем. К примеру, в отличие от остальных узников, они зачастую не получали зимней одежды и привлекались исключительно к самым тяжёлым работам. Также на советских заключённых не распространялась деятельность Международного Красного Креста. В лагерях, предназначавшихся исключительно для военнопленных, условия были еще более ужасающими. Только малая часть из заключенных размещалась в относительно приспособленных помещениях, большинство же из-за невероятной скученности не могло не только лежать, но и стоять. А кто-то был и вовсе лишен крыши над головой. В одном из распоряжений директора немецкого концерна «ИГ Фарбениндастри» отмечалось, что «повышения производительности труда военнопленных можно добиться сокращением нормы выдачи продовольствия». Это напрямую относилось к советским узникам. Однако чтобы поддерживать работоспособность военнопленных приходилось начислять добавочную норму продовольствия. На неделю она выглядела так: 50 гр. трески, 100 гр. искусственного мёда и до 3,5 кг. картофеля. Впрочем, добавочное питание можно было получать только в течение 6 недель. Обычный же рацион питания военнопленных состоял из 200 гр. хлеба, эрзац-кофе и овощного супа. Питательность рациона не превышала 1000 калорий. В зоне группы армий «Центр» дневная норма хлеба для военнопленных была и того меньше – 100 грамм. Для сравнения, назовём нормы продовольственного обеспечения немецких военнопленных в СССР. В день они получали 600 гр. хлеба, 500 гр. картошки, 93 гр. мяса и 80 гр. круп. То, чем кормили советских военнопленных, было мало похоже на еду. Эрзац-хлеб, который в Германии называли «русским» имел следующий состав: 50% ржаных отрубей, 20% свеклы, 20% целлюлозы, 10% соломы. Однако «горячий обед» выглядел еще менее съедобным: по сути, это черпак вонючей жидкости из плохо промытых потрохов лошадей, причем эта «снедь» готовилась в котлах, в которых раньше варили асфальт. Неработающие военнопленные были лишены и такого питания, а поэтому их шансы выжить были сведены к нулю.
С 22 июня 1944 по 29 августа 1944 г. была проведена крупномасштабная Белорусская наступательная операция «Багратион», названная в честь русского полководца Отечественной войны 1812 года П. И. Багратиона. Эта операция одна из самых крупных военных операций за всю историю человечества. Её ближайшей целью являлся разгром главных сил немецкой группы армий "Центр", освобождение от фашистских оккупантов центральных районов Белоруссии, ликвидация белорусского выступа, создание предпосылок для проведения последующих наступательных операций в западных районах Украины, в Прибалтике, Восточной Пруссии и Польше.
В результате двухмесячного наступления Красной Армии была полностью очищена от гитлеровцев Белая Русь, освобождена часть Прибалтики и восточные районы Польши.
Это было крупное поражение вермахта. Есть даже мнение, что это было крупнейшее поражение немецких вооруженных сил во Второй мировой войне. Была разгромлена группа армий «Центр», группа армий «Север» поставлена под угрозу поражения. Немецкие резервы, которые пришлось бросить в бой, были истощены. Линия обороны Белоруссии была сломлена.
В сентябре 1944 года Барзылов Иван Акимович был освобожден. После освобождения был повторно призван в 1944 году Полевым РВК и дошел до города Дрезден (Германия). В составе 5 гвардейской армии принимал участие в Пражской наступательной операции. В результате которой была освобождена столица Чехословакии - город Прага и во взаимодействии с войсками 4-го и 2-го Украинских фронтов освободили от немецко-фашистских захватчиков территорию всей страны
Прибыл 13 февраля 1946 года из отдела репатриации Центральной Группы войск Бадена, выбыл 2 марта 1946 года из 5 гвардейской армии. Война для него закончилась 12 мая 1946 года по демобилизации.
После войны он вернулся домой. Снова стал работать в колхозе трактористом, завел семью, отработал в родном совхозе 45 лет, получил звание ветерана труда, и прожил долгую жизнь 92 года. Последние 10 лет своей жизни он прожил с нами. Я очень часто думала о том, как он мог пережить столько тяжелых моментов и остаться простым человеком.
Прадедушка очень мало вспоминал о войне, но о победе он вспоминать любил. Как то у него спросили, что он испытал, когда узнал об этом важном событии. В тот момент его глаза засветились от счастья, он засмеялся и сказал, что очень обрадовался, ведь это означало, что война закончилась. Очень важным праздником для нашей семьи и по сей день является День Победы. Это дань уважения людям, отстоявшим свободу и светлое будущее для себя и для потомков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования удалось восстановить жизненный путь моего прадеда. Собранные сведения позволили подтвердить гипотезу. Наиболее значимые исторические события нашей страны оказали непосредственное влияние на судьбу простых людей, в том числе и членов моей семьи. При реконструкции исторического пути Барзылова Ивана Акимовича особое внимание было уделено анализу материалов семейного архива.
При анализе воспоминаний моих родных, фотографий, артефактов эпохи (медали), материалов цифровых ресурсов, посвященных Великой Отечественной войны были сделаны выводы о том, что основные события из жизни моего деда соответствуют испытаниям и переживаниям целого поколения.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования: анализ монографических публикаций и статей, анализ и обработка научных текстов, посвященных эго-истории, событиям ВОВ.
2. Методы эмпирического исследования: анализ статистических данных, правовых актов, выявление соответствия в исторических источниках, оформление результатов исследования.
Основные положения моего исследования будут полезны приизучении тем, посвященных ВОВ.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
[2] Философский энциклопедический словарь. — М.: Инфра-М. — 1998.
[3] Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999.
Прекрасная химия
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Как напиться обезьяне?
Свадьба в Малиновке
Хитрый коврик