Исследовательская работа "Архангельск глазами иностранных студентов"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 479.76 КБ |
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…3
1.Подготовка к исследованию………………………………………………...….5
1.1 Ознакомление с литературой по теме…………………………………….5
1.2 Разработка инструментария, выбор методов исследования……………..5
1.3 Установление договоренностей о сотрудничестве с образовательными
организациями………………………………………………………...………5
2. Проведение исследования……………………………………………………...6
2.1 Сбор количественных данных по теме……………………………..…….6
2.2 Обработка и анализ полученной информации…………………………...6
2.3 Определение социальной значимости работы……………………….…..7
Заключение………………………………………………………………………...9
Библиографический список………………………………………………..……10
Приложение № 1 Анкета «Что вы знаете об Архангельске?»………...……..11
Введение
Как указывается в утверждённой Правительством страны “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”, необходимо создавать условия для привлечения в Россию иностранных студентов. Это должно быть одной из приоритетных задач в деятельности Министерства образования и науки и самих российских высших учебных заведений [8].
По словам вице - премьера Ольги Голодец, Россия стремится к повышению авторитета российского образования, узнаваемости российских вузов на мировом образовательном рынке, так как это позволяет поддерживать российские технологии, развивать экономику на перспективу, а привлечение иностранных студентов дает хорошую основу для дальнейшей работы [11]. В настоящее время удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования в общей численности студентов, является основным показателем эффективности вузов, отражающим международное признание и конкурентоспособность университета на мировом рынке [2].
В последнее время на улицах Архангельска все чаще можно встретить иностранных студентов из стран дальнего зарубежья. Посещая выставки и мероприятия в университетах Архангельска, мы регулярно наблюдаем их присутствие. Почему они выбирают Архангельск в качестве места учебы? Что они знают об истории и культуре нашего города? Как меняется с годами уровень их осведомленности о городе? С какими трудностями они сталкиваются, изучая русский язык? Проблема заключается в том, что мы не можем дать ответ ни на один из этих вопросов.
В связи с этим было решено провести исследование среди иностранных студентов из стран дальнего зарубежья Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова и Северного государственного медицинского университета и ответить на эти актуальные вопросы.
В основе работы лежит гипотеза: иностранные студенты САФУ и СГМУ покажут одинаковую осведомленность в вопросах истории, географии и культуры Архангельска. Объем знаний об Архангельске у студентов старших курсов окажется выше в сравнении со студентами первого года обучения.
Цель исследовательской работы – определение уровня осведомленности иностранных студентов о природе, культуре, традициях, юбилейных датах, достопримечательностях Архангельска.
Задачи:
-выявление основных побудительных мотивов, определяющих выбор места учебы;
-проведение сравнительного анализа знаний об Архангельске среди студентов первого и старших курсов;
- помощь в языковой адаптации иностранных студентов;
-обмен страноведческой информацией.
Объектом исследования являются иностранные студенты первого и третьего курсов САФУ и СГМУ.
Предмет исследования-уровень осведомленности иностранных студентов в вопросах истории, географии и культуры Архангельска.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сбор информации, анкетирование, беседа, наблюдение, сравнительный анализ полученных данных.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что собранный нами материал может быть использован сотрудниками международных служб университетов , кураторами групп иностранных студентов с целью обеспечения их более успешной адаптации к проживанию и обучению в Архангельске.
Основные направления государственной деятельности в области обучения иностранных граждан в Российской Федерации изложены в Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных организациях [7], Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [8], Концепции внешней политики [6], Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы [3].
В ходе первого этапа были изучены нормативные документы, регулирующие обучение иностранных граждан в российских вузах, информация на официальных сайтах САФУ, СГМУ, газетные и журнальные статьи, материалы об истории, культуре, достопримечательностях Архангельска. Было установлено, что количество иностранных студентов-один из основных показателей программы развития и повышения конкурентоспособности университетов. Основными каналами для поступления иностранных граждан в САФУ, СГМУ являются линия соотечественников, проживающих за рубежом, обучение в пределах квоты Правительства Российской Федерации, обучение в рамках двусторонних соглашений с зарубежными вузами, а также на договорной основе [9; 10].
На втором этапе была разработана анкета «Что вы знаете об Архангельске?» на русском и английском языках, включающая в себя вопросы о природе, истории, культуре, традициях и достопримечательностях Архангельска (Приложение № 1) [1;4;5]. Определены методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования: анкетирование, беседа, наблюдение, сравнительный анализ полученных данных.
1.3 Установление договоренностей о сотрудничестве с образовательными организациями
На следующем этапе работы были поданы заявки в центр международной академической мобильности САФУ, в деканат международного факультета врача общей практики СГМУ о возможности предоставления сведений о количестве иностранных студентов из дальнего зарубежья, обучающихся в университете на данный момент, а также согласованы даты и время проведения анкетирования иностранных студентов.
2.1 Сбор количественных данных по теме
Рисунок 1 -Количество иностранных студентов СГМУ из стран дальнего зарубежья (2017-2018 гг.)
В 2016-2017 учебном году на различных программах и уровнях подготовки в САФУ обучалось более 700 иностранных граждан из 47 стран мира. Доля граждан из СНГ составила 54%, граждан стран дальнего зарубежья — 46%.
В анкетировании приняли участие 10 студентов первого курса СГМУ из Индии, 12 студентов подготовительного отделения САФУ (первый год обучения) из Вьетнама, Индонезии, Японии, Конго, Ганы, Нигерии, Пакистана, Испании, 13 студентов третьего курса СГМУ из Индии. Вопросы анкеты были представлены на русском и английском языках. Время выполнения составило 10 минут. Анкетирование анонимное.
2.2 Обработка и анализ полученной информации
На данном этапе была произведена обработка и сравнительный анализ полученной в ходе анкетирования информации. Обобщенные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительные данные уровня осведомленности иностранных студентов САФУ и СГМУ
Разделы анкеты | 1 курс СГМУ (Индия), 10 чел. | Подготовительное отделение САФУ (1 год обучения), 12 чел. | 3 курс СГМУ (Индия), 13 чел. |
Почему вы решили учиться в Архангельске? | -получили информацию от студентов старших курсов (6 чел.); -качественное медицинское образование (4 чел.) | -по квоте (3 чел.); - низкий уровень преступности (1 чел.); - арктическое направление (1 чел.); - хороший университет (7 чел.) | - не было другого выбора (4 чел.); - получили информацию от других студентов и консультантов (9 чел.) |
Трудности в изучении русского языка | - грамматика ( 5 чел.); - произношение, говорение (5 чел.) | - грамматика (2 чел.); -произношение, говорение (10 чел.) | - грамматика (10 чел.); -говорение (3 чел.) |
Ассоциации с городом | снег, холод, зима, север, красивая природа | ||
Достопримечательности города | -театр имени Ломоносова (3 чел.); -знают, где находится монумент Победы, но не знают название (10 чел.) | - здание университета САФУ (12 чел.); - узнали все достопримечательности (4 чел.) | - Малые Карелы, Высотка, САФУ, театр (13 чел); -монумент Победы (8 чел.) - памятник С.Г. Писахову ( 6 чел.) |
Промышленность | никто не знает. | - целлюлозно-бумажная (1 чел.); -судостроение (2 чел.); -космодром (1чел.) | - алкогольная ( 6 чел.) |
Юбилейные даты | никто не знает. | -80-летие Арх. области (2 чел.); -конвой «Дервиш» ( 1 чел.) | никто не знает |
Анализируя данные, представленные в таблице, можно сделать следующие выводы:
-студенты подготовительного отделения САФУ лучше знают Архангельск (достопримечательности, географию, промышленность), чем студенты первого курса СГМУ;
-объем знаний об Архангельске у студентов третьего курса СГМУ незначительно увеличился по сравнению с первым курсом; улучшилось узнавание городских объектов;
-только два иностранных студента знают про юбилей Архангельской области и один студент - про Северный конвой «Дервиш».
2.3 Определение социальной значимости работы
На последнем этапе исследования были достигнуты договоренности о дальнейшем сотрудничестве между образовательными организациями.
1) Состоялись уроки-беседы для школьников 8, 10 классов Архангельской СШ Соловецких юнг с участием иностранных студентов из Индии, Нигерии на тему «Культура, история, традиции, система школьного образования» в Индии, Нигерии.
2) Запланировано проведение квеста «Архангельск-северная столица» для иностранных студентов из Индии. Ответственные за разработку и проведение мероприятия -обучающиеся 8, 10 классов Архангельской СШ Соловецких юнг.
3) Запланировано проведение серии уроков занимательного русского языка для иностранных студентов САФУ, СГМУ на базе СШ Соловецких юнг. Ответственные за разработку и проведение мероприятия -обучающиеся 8, 10 классов Архангельской СШ Соловецких юнг, школьные преподаватели английского языка и преподаватели русского языка как иностранного.
Заключение
Проведение исследовательской работы «Архангельск глазами иностранных студентов» позволило ответить на ряд актуальных вопросов:
1) Определяющими факторами выбора Архангельска в качестве места учебы являются линия соотечественников, проживающих за рубежом, обучение в пределах квоты Правительства Российской Федерации, отличная репутация университетов.
2) Большая часть иностранных студентов показала низкую осведомленность в вопросах истории, географии и культуры Архангельска. Объем знаний об Архангельске у студентов третьего курса СГМУ незначительно увеличился по сравнению с первым курсом; улучшилось узнавание городских объектов, что подтвердило нашу гипотезу. Было установлено, что студенты подготовительного отделения САФУ лучше знают город (достопримечательности, географию, промышленность), чем студенты первого курса СГМУ, что опровергло нашу гипотезу об одинаковой осведомленности студентов разных образовательных учреждений.
3) Для большинства иностранных студентов Архангельск ассоциируется со снегом, морозами, зимой и красивой природой.
4) Всем иностранным студентам нравится изучать русский язык. Наибольшие затруднения вызывают изучение грамматики и коммуникация.
Таким образом, в ходе исследования все поставленные задачи были выполнены, цель работы достигнута.
Собранный нами материал был предоставлен кураторам групп иностранных студентов для ознакомления и анализа. Также была выпущена брошюра на русском и английском языках, содержащая ответы на вопросы анкеты «Что вы знаете об Архангельске?» и подарена иностранным студентам, участвовавшим в анкетировании. В ходе работы были достигнуты договоренности о сотрудничестве между образовательными организациями. Было решено организовать ряд совместных мероприятий со школьниками Архангельской СШ Соловецких юнг и иностранными студентами САФУ, СГМУ с целью оказания помощи в языковой адаптации иностранных студентов и обмена страноведческой информацией. Часть мероприятий проведена, остальные находятся в стадии разработки и планирования.
Среди направлений дальнейшего исследования можно назвать проведение подобной работы среди иностранных студентов из стран ближнего зарубежья, выявить их удельный вес в общем числе иностранных студентов, провести сравнительный анализ среди иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Библиографический список
Приложение № 1
Анкета «Что вы знаете об Архангельске?»
A questionnaire “ How much do you know about Arkhangelsk?”
Ответьте на вопросы анкеты по-русски или по-английски. Answer the questionnaire below in Russian or in English.
I.
Write the first three words that come to your mind when you hear the word Arkhangelsk.
Do you like learning Russian? What’s the most difficult for you in the process?
Name the sights of Arkhangelsk that you can see in the pictures.
1)__________________ | 2)______________________ | 3)_______________________ |
4)__________________ | 5)___________________ | 6)____________________ |
II.
Рождественские подарки от Метелицы
Волшебная фортепианная музыка
Что общего у травы и собаки?
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Груз обид