Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 47.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Агибаловская средняя школа» Холм – Жирковского района
Смоленской области
Итоговый проект по обществознанию
на тему: «Девиантное поведение у подростков»
Ивановой Анны
ученицы 9го класса МБОУ « Агибаловской СШ» Холм - Жирковского района
Руководитель: Зуева Елена
Николаевна, учитель
обществознания
МБОУ «Агибаловской СШ»
Холм - Жирковского района
Агибалово, 2020 г
Оглавление
I. Введение………………………………………………………………. стр. 3-4
II. Основная часть ……………………………………………………. стр. 5-10
2.1. Понятие девиантного поведения ………………………….. ……. стр. 5
2.2. Формы девиантного поведения ………………………………... стр.6-9
2.3. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте....стр.10
III. Исследование на тему: «Девиантное поведение у подростков»……………………………………………………………... стр11-12
IV. Заключение…………………………………………………………… стр. 13
Список литературы …………………………………………………….. стр. 14
Приложения
I. Введение
В современном мире вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства.
Мы – новое поколение, дети XXI века. Мы живём в век новых технологий. Но …
Мы отвыкаем от общения, не находим времени, чтобы лучше узнать друг друга, как и раньше всё так же растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа с девиантным поведением подростков. Дети, которых в обществе принято называть – «трудные дети».
Девиантное поведение, является одной из наиболее важных проблем любого социума.
Актуальность темы: выбранная мною тема очень актуальна в современном мире, ведь девиантное поведение подростков, было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.
Для того, чтобы определить возможное девиантное поведение подростков, в своем исследовании я поставила перед собой цель и задачи.
Цель данного исследования: выявить основные причины девиантного поведения и его формы.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретический материал, дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления;
2. Изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте;
3. Провести социологический опрос (анкетирование) по отношению к девиантому поведению среди обучающихся МБОУ «Агибаловская СШ» 9-11 классов.
4. Интерпретировать полученные результаты и сформировать выводы.
Объект исследования: обучающиеся 9-11 классов МБОУ «Агибаловская СШ».
Предмет исследования: причины девиантного поведения в подростковом возрасте.
В своей работе я применила теоретический и практический методы исследования.
Для подробного теоретического изучения этого вопроса мне, конечно же, понадобилось огромное количество дополнительной литературы и Интернет – ресурсы. Также я провела социологический опрос (анкетирование) среди моих сверстников, с целью узнать об их уровне знаний по данному вопросу, в этом заключался мой практический метод исследования.
Гипотеза: мы предположили, что в нашей школе среди старшеклассников есть ряд ребят, относящихся к группе риска подростков склонных к девиантному поведению.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть полезны, чтобы систематизировать все полученные знания по этой теме, а материалы работы могут быть использованы на классных часах и общешкольных мероприятиях.
II. Основная часть
2.1 Понятие девиантного поведения
Существует множество проблем, связанных с подростковым возрастом – это и первая любовь, что может разрушиться, друзья, что могут предать, интернет, который оказывает слишком сильное влияние на подростковую психику.
Девиантное поведение одна из важных проблем современного мира. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. Общество хоть и пытается всячески избавиться от такого вида поведения, но люди, называемые девиантами, всегда будут существовать. Девианты – люди, которые не могут (по каким либо причинам), или же не хотят жить по установленным правилам и нормам в обществе. Определением девиантное поведение, используется термин «отклоняющееся поведение», так же его называют делинквентным, асоциальным, антисоциальным. Девиантным поведением интересуются многие учёные из различных областей наук. Каждая область определяет понятие девиантное поведение по-разному[1] [Л1, с. 56].
Девиантное поведение человека можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, которые противоречат принятым в обществе нормам, правилам и проявляются в не стабилизации психических процессов, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственно-эстетического контроля над собственным поведением[2] [Л2, с. 36].
Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).
2.2 Формы девиантного поведения
Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:
1. Преступность - это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени[3].[Л3, с.16].
Причины преступности несовершеннолетних:
1) Неблагополучная обстановка в семье
2) Минусы правоохранительной сферы
3) Недостатки школьного образования.
2. Алкоголизм[4] [И-1].
Хроническое психическое заболевание, характеризующееся пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него. Самый распространенный мотив употребления спиртных напитков подростками – любопытство и желание испытать новые ощущения.
Причины алкоголизма несовершеннолетних:
1) Генетическая предрасположенность
2) Неблагополучная обстановка в семье, чрезмерная опека или полное отсутствие внимания со стороны родителей
3) Личностные особенности (слабый характер, неумение отстаивать свою позицию); черепно-мозговые травмы;
4) Психопатию;
5) Общение с дурной компанией, в которой постоянно присутствует алкоголь
6) Большое количество свободного времени, отсутствие увлечений.
Последствия:
3.Наркомания[5] [И-2] - болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся психической и физической зависимостью от них.
Причины употребления
1) Биологические (наследственно обусловленные особенности обмена нейромедиаторов в головном мозге, способствующие быстрому привыканию),
2) Психологические (отсутствие четких жизненных ориентиров, слабость воли, стремление к удовольствиям и потребность немедленно получить желаемое без учета последствий),
3) Социальные (желание «не отставать» от других членов группы, потребность повысить свой статус и произвести впечатление на окружающих).
Последствия употребления наркотиков.
Медицинские:
- развитие психической и физической зависимости;
- поражение центральной нервной системы;
- риск развития сахарного диабета, рака легких и т.д.;
- поражение сердечно - сосудистой системы;
- судороги – одно из проявления «ломки», возникающей в период воздержания от введения наркотика (абстинентный синдром). Когда нет возможности ввести необходимую дозу наркотика, ухудшается сначала общее самочувствие, снижается настроение, затем возникают нарушения со стороны желудка, кишечника, сердечно-сосудистой системы в виде различного рода болевых ощущений, изменения стула, перебоев в работе сердца.
- воспаления вен – следствие использования нестерильных шприцев и игл или введения препаратов, изготовленных кустарным способом. Воспаление вен может предшествовать более грозному осложнению – заражению крови.
- гепатит – воспалительное заболевание печени – очень распространено среди наркоманов.
- ВИЧ/СПИД
- отравление от передозировки, смерть.
Социально – психологические:
- тяжелые психические расстройства по типу депрессивного синдрома, суицидальных попыток, а также снижение памяти, внимания, интеллектуальных способностей, нарушения речи, мыслительной деятельности (понимания);
- нарушение социальных связей: потеря семьи, друзей;
- потеря работы, учебы, запрет на некоторые виды профессиональной деятельности, ограничения в получении специальности, невозможность управления транспортом, получения разрешения на приобретение оружия;
- связь с криминальными кругами, воровство, риск вовлечения в незаконный оборот наркотиков и привлечение к уголовной ответственности и другие преступления;
Правовые:
Уголовная ответственность за незаконный оборот (изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка) наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов предусмотрена ст.228 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте, либо потребление их аналогов в общественном месте.
4. Самоубийство, суицид[6][И-3] - преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Причины суицидов у подростков
1) Неприятие ребенка в семье, слишком завышенные требования родителей, или, напротив, невнимание к подростку
2) Конфликты в школе, издевательства сверстников.
3) Употребление наркотиков, алкоголя и др. психотропных препаратов.
4) Одиночество.
5) Подражание кумирам, которые также кончают жизнь самоубийством.
Способы суицида
1. Повешение - ведущий способ суицида.
2. Использование огнестрельного оружия.
3. Отравление
4. Фатальные ДТП с единственной жертвой.
Профилактика суицида
Изучены и описаны факторы, которые выступают препятствием для совершения самоубийства. Такими предохранительными мерами являются:
2.3. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте
Причинами девиантного поведения являются:
Психологические особенности подростка тоже могут определять предрасположенность к девиантному поведению. Например, черты личности в рамках психологической нормы это низкий уровень самоконтроля, склонность к риску, тревожность и агрессивность, узость круга интересов, недостаточно сформированы навыки общения, низкая стрессоустойчивость, незрелость личности, нарушение самооценки.
Социальными причинами девиантного поведения подростков является неблагополучное социальное окружение (принадлежность к девиантной молодежной субкультуре), низкий статус в группе сверстников и др.
Семейные причины девиантного поведения – это нарушение детско-родительских отношений, жестокое обращение, оскорбления, насилие в семье, пренебрежительное отношение, низкий социальный статус семьи, безнадзорность, психические заболевания родителей, асоциальное или криминальное поведение членов семьи, серьезные изменения, стрессы в семье.
Социально-экономическими факторами девиантного поведения является социальное неравенство; безработица, расслоение общество на бедных и богатых; ограничение в социально приемлемых способах получения достойного заработка; обнищание населения; инфляция и, как правило, в последствие социальная напряженность.
С одной стороны морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей (в первую очередь духовная), падение нравов, а с другой стороны в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
III. Исследование на тему: «Девиантное поведение у подростков» с помощью анкеты[7][И-3]
Была определена возрастная категория обучающихся нашей школы - это ребята 9-11 классов. Участникам было предложено ответить на 42 вопроса анкеты, которая запущена в федеральной программе по делам молодежи 4[И-4], (см. приложение №1). Вопросы анкеты адаптированы, исходя их опыта аудитории, которую исследовали ранее.
В исследовании принимали участие 15 обучающихся, что составляет 75% от общего количества ребят 9-11 классов. По половому признаку, преимущество среди опрошенных составляли юноши (9 чел./60%) (см. приложение №2). Возраст участников от 14 до17лет (см. приложение №3).
Результаты анкеты подростков позволяют сформулировать следующие выводы (см. приложение №4):
Начальный уровень склонности к девиантному поведению составляет 14%. Интерес к учебе имеет скачкообразный характер, школа для них не является главным и ведущим видом деятельности, а выступает как средство общения со сверстниками. Успеваемость удовлетворительная. Могут нарушать дисциплину, опаздывать на занятия, имеют замечания по поведению. К общественно-трудовой деятельности относятся недостаточно серьезно, избегают общественных поручений. Взаимоотношения в классе нестабильные. Периодически возникают конфликты. Девиантные проявления заключаются в непослушании педагогов, в отказе от участия делах класса и школы.
Средний уровень склонности к девиантному поведению составляет 46%). Отношение к учебе имеет негативный характер, могут пропускать занятия. Недисциплинированноведут себя науроках и во внеучебной деятельности. К общественно-трудовой деятельности относятсякрайне отрицательно, не воспринимают педагогического воздействия. Девиантные проявления заключаются в негативном отношении к школе, в отказе от участия в общественно-трудовой деятельности.
Высокий уровень склонности к девиантному поведению составляет 40%). Отношение к учебе имеет ярко выраженный негативизм. Дисциплина и поведение на грани правонарушения. В общественно-трудовой деятельности не желают принимать участия, открыто отказываются от поручений, игнорируют педагогов. Взаимоотношения в классе имеют ярко выраженные отрицательные направления. Девиантные проявления выражаются в противодействии учебному и воспитательному процессу.
В данном исследование, были рассмотрены наиболее важные теоретические проблемы, возникающие при изучении девиантного поведения подростков. Мы постарались выяснить, что же такое отклоняющееся поведение, каковы его причины.
Определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Наша гипотеза, которую мы определили в начале написания нашей работы, подтвердилась, действительно в нашей школе среди старшеклассников есть ряд ребят, относящихся к группе риска подростков склонных к девиантному поведению. Хочу посоветовать провести профилактическую работа среди обучающихся старших классов нашей школы.
Список литературы
1. Габиани, А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы: учебное пособие / А. А Габиани. - Москва, 1990.
2. Каган, В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок / В. Е Каган. - Москва 2012.
3. Кузнецова Н. Ф. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2004. С. 90.
Источники Интернета
1. https://sovets.net/15356-alkogolizm-i-ego-posledstviya.html
2. https://www.vperemen.com/narkomaniya/
3. https://www.b17.ru/blog/suitsidy/
4. https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=8jas6i&from=yandex.ru
[1]Габиани, А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы: учебное пособие / А. А Габиани. - Москва, 1990.
[2]Каган, В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок / В. Е Каган. - Москва 2012.
[3] Кузнецова Н. Ф. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2004. С. 90.
[4] https://sovets.net/15356-alkogolizm-i-ego-posledstviya.html
[5] https://www.vperemen.com/narkomaniya/
[6] https://www.b17.ru/blog/suitsidy/
[7] https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=8jas6i&from=yandex.ru
Четыре художника. Осень
Ералаш
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Шелковая горка