исследовательский проект по биологии "Экологическая тропа к жемчужине Чикоя - Урлукскому монастырю"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskaya_tropa.doc | 108.5 КБ |
mou_urlukskaya_sosh_ekolog._tropa.ppt | 2.02 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Урлукская средняя общеобразовательная школа.
Проект
Тема: Экологическая тропа к жемчужине
Чикоя - Урлукскому монастырю.
Авторы: Комогорова Анастасия, Яковлева Александра, ученицы 9 класса МОУ Урлукской СОШ.
Руководители: Федорова Инна Владимировна, учитель биологии,
Шелопугина Наталья Сергеевна, учитель химии.
2018 г.
Тема: Экологическая тропа к жемчужине
Чикоя - Урлукскому монастырю.
Комогорова Анастасия Михайловна
РФ Забайкальский край
Красночикойский район
С. Урлук МОУ Урлукская СОШ, 9 класс
Краткая аннотация
Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Данный проект представляет собой разработку экологической тропы в Чикойский (с. Урлук) монастырь -как жемчужине Забайкальского края. Элементы новизны проведенного исследования состоят в том, что ранее ни одним автором не были составлены маршруты экологической тропы в Чикойский монастырь. Исследование направлено на то, что монастырь представляет собой не только краеведческий участок природы, но и несет огромный пласт исторических, геологических, географических, химических, биологических научных знаний; направлено на изучение отдельных аспектов каждой из перечисленных областей научных знаний с учетом хозяйственной и рекреационной деятельности человека на территории Чикойского монастыря. Проведенные исследования показали также, что в современных условиях территория монастыря испытывает антропогенную нагрузку. Особенностью экологического обучения и воспитания школьников на экологических тропах или маршрутах состоит в непринужденном усвоении информации, ценностных ориентаций и норм поведения в природном окружении в процессе непосредственного соприкосновения школьников с природой. Достигается это путем органического сочетания отдыха и процесса познания во время движения по маршруту тропы.
Тема: Экологическая тропа к жемчужине
Чикоя - Урлукскому монастырю.
Комогорова Анастасия Михайловна
РФ Забайкальский край
Красночикойский район
С. Урлук МОУ Урлукская СОШ, 9 класс
Аннотация
Цель проекта:
Расширение знаний учащихся о природе малой родины и ее исторических ценностях через создание экологической тропы в окрестностях Чикойского монастыря.
Задачи:
1. Выявить участки экосистемы монастыря, представляющие наибольший интерес, в т.ч. с разной степенью нарушенности.
2. Охарактеризовать растительность экосистемы, выявить разнообразные уникальные объекты: краснокнижные, редкие, эндемичные, лекарственные, пищевые, декоративные виды растений; другие ценные природные объекты.
3. - оформить паспорт на учебную экологическую тропу;
- изготовить информационные листы;
- разработать маршрут и составить карту- схему
4. Провести исследование почвы и воды на территории Чикойского монастыря.
В результате работы сделан вывод, что экологические тропы занимают значительное место в учебно-воспитательном процессе. Для ее решения необходимо:
– расширение элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;
– акцентирование внимания учащихся на различных проявлениях антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы;
– развитие навыков комплексной оценки состояния окружающей среды: умение проводить наблюдения, исследования, анализировать, сравнивать;
– освоение простейших методик по изучению состояния тех или иных природных объектов;
– воспитание экологической культуры поведения в природе как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношений человека и природы.
Для проведения экспериментальных исследований воды из колодцев использовался метод качественного анализа ионов в растворе; для изучения почв-
А также метод интервьюирования.
В результате проведенных исследований было выявлено: на ботанической станции – лекарственные растения и растения, занесенные в Красную книгу; на исторической станции- то, что ценностью этого исторического объекта являются данные, что монастырь был сформирован Василием Надежиным; на химической станции- лучшая вода –это вода родников, то, что в воде не должно содержаться серебра более чем 0,05, но ионы серебра в данной воде не были обнаружены; станция почвоведения- то, что почвы под лесом темно- серые, маломощные, светло-серые, подзолистые и дерново- подзолистые; экологическая станция- то, что антропогенными факторами являются: загрязнение окружающей среды, вырубка, пожары, рекреационные нагрузки- вытаптывание растений, верхнего слоя плчвы.
Тема: Экологическая тропа к жемчужине
Чикоя - Урлукскому монастырю.
Комогорова Анастасия Михайловна
РФ Забайкальский край
Красночикойский район
С. Урлук МОУ Урлукская СОШ, 9 класс
План исследований.
Гипотеза: предполагается, что использование данной формы деятельности, позволит повысить экологическую грамотность учащихся.
Предмет исследования: Биогеоценоз, падь «Поджиндо», где располагается Чикойский монастырь.
Объект исследования: экологическая тропа до Чикойского монастыря.
Методологической основой работы являются труды Свистунова И.И. «Чикойский монастырь»; Попова Ольга Александровна, Перешина Наталья Анатольевна – преподаватели Забайкальского Государственного Университета; Яковлева Н.А.
В результате работы сделан вывод, который позволяет развивать личностные качества, пополнить багаж экологического знания которое заключается в том, что почвы- это рыхлый, поверхностный слой суши, образование которого происходило длительное время; рубки леса наблюдаться по дороге в монастырь; монастырь является важной частью духовного и нравственного развития человека; анализ монастырской воды показал отличие от обычных подземных вод.
В результате реализации проекта:
1. Выявим примеры отрицательного воздействия человека на экосистему монастыря, предложим возможные пути перераспределения рекреационной нагрузки.
2. Совместно с учителями и школьниками спланируем совместные действия по мониторингу, пропаганде экологического туризма.
3. Инициируем вопрос создания памятника природы Чикойского монастыря.
Этапы реализации проекта:
1. Сбор информации об уникальности экосистемы монастыря
2. Поход к окрестностям монастыря, сбор фотоматериала. Забор воды (июнь 2011 г.)
3. Обработка полученной информации, обзор литературы по природному комплексу.
Тема: Экологическая тропа к жемчужине
Чикоя - Урлукскому монастырю.
Комогорова Анастасия Михайловна
РФ Забайкальский край
Красночикойский район
С. Урлук МОУ Урлукская СОШ, 9 класс
Научная статья
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения. История организации таких маршрутов в природе насчитывает более 60 лет. Вначале такие тропы возникали на заповедных территориях - в национальных парках Северной Америки, а позднее - и в Западной Европе. Большую популярность они получили в Эстонии. В разных странах тропы назывались по-разному: тропа природы, научная трасса, естествоведческая тропа. Протяженность таких познавательных троп природы рассчитана на прохождение их в течение одного или нескольких дней. Широко известны тропы Лахемааского национального парка (Эстония) протяженностью 4-12 км.
Аналогичные маршруты стали создаваться в России недавно. Одной из первых была разработана и создана "Тропа Бажукова", пролегающая в долине реки Серги в 40 км от Екатеринбурга, среди неповторимых по красоте памятников природы - отвесных скал, глубоких карстовых провалов, живописных гротов, "бездонных" озер. Над разработкой данной тропы трудились преподаватели и студенты Уральского университета. Разработки экологической тропы имеются в П- Забайкальском районе, Красночикойском районе.
Экологическая тропа расширяет у школьников элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природной среды, является своеобразным кабинетом биологии под открытым небом. Проходя по ней, мы учимся замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в районе маршрута тропы, комплексно оценивать результаты воздействия деятельности человека на окружающую среду, прогнозировать изменения, которые могут произойти в природе под влиянием человеческой деятельности, предлагать свои пути решения экологических проблем. Если правильно организовать экологическую тропу, она позволит раскрыть свои творческие способности, сочетать умственный и физический труд, применить на практике знания, почерпнутые из школьных курсов биологии, химии, экологии, географии.
В процессе общения с природой вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе. И далеко не последнюю роль в этом играет экскурсионное обслуживание тропы силами самих учащихся. А ситуации, в которых учащиеся становятся организаторами, «учителями» и пропагандистами, не только повышают их экологическую грамотность, но и формируют важнейшие качества человеческой личности, в том числе такие, как социализация.
Нами был сформирован маршрут, который позволит всем участникам экологической тропы развить выше упомянутые качества личности, пополнить багаж знаний непосредственно из природы. (Приложение 1). Формой проведения были выбраны промежуточные станции разных научных знаний, которые мы отмечали бумажными буклетами с соответствующей информацией.
I.Первая станция - Ботаническая станция.
На пути нами были обнаружены следующие низкорослые растения:
№ | Название растения | Описание растения | Категория растения |
1 | Щитовник мужской | Корневище мощное с покровом из оснований черешков отмерших листьев. Пластинка заостренная к верхушке, дважды перистая. Сорусы развиваются в верхней части листа, крупные, округлые, с почковидным покрывальцем, прикрепленным по радиусу. Спороносит в середине и во второй половине лета. Произрастает в тенистых лесах и в горах среди камней. | |
2 | Купена душистая, или лекарственная | Стебель гранистый. Листья очередные, продолговато-овальные или яйцевидные. Околоцветник трубчатый, белый, с зеленоватыми зубчиками; нити тычинок голые. Ягода синевато-черная. Цветет в начале лета. В хвойных, хвойно- широколиственных и лиственных лесах, среди кустарников. | |
3 | Майник двулистный | Корневище тонкое, ползучее. Листья на вегетативных побегах одиночные, на цветоносных- парные. Листочки околоцветника продолговатые. Цветет в начале лета по хвойным, хвойно- широколиственным лесам, реже лиственным лесам. | |
4 | Купальница азиатская, огоньки, жарки | По строению вегетативных органов сходна с купальницей европейской. Лепестки- нектарники оранжево- красные, довольно широкие. Цветет весной и в начале лета на полянах, опушках, по горным склонам, сырым лугам и в зарослях кустарников. | |
5 | Водосбор сибирский | Стебель прямой, вверху немного ветвистый, обычно в нижней части покрытый редкими волосками, реже голый. Лепестки лиловато- синие или беловатые. Цветет в конце весны и летом по лесным полянам, пойменным и субальпийским лугам, в горных лесах и на каменистых склонах. | |
6 | Прострел раскрытый, сон- трава | Растение с мощным вертикальным корневищем, цветущее до распускания листьев. Цветоносы во время цветения прямые, покрытые густыми мягкими волосками. Плодики с сильно волосистым столбиком 3-5 см длиной. Цветет рано весной по сухим сосновым лесам и степям почти по всей Европейской части и в Западной Сибири. Декоративное и требует охраны. | |
7 | Княжик сибирский | С белыми или желтовато- белыми чашелистиками, распространен в хвойных и лиственных лесах на северо–востоке Европейской части. | |
8 | Ирис тигровый | Травянистое корневищное растение, образующее дековинки с волокнистыми влагалищами отмерших прикорневых листьев. Растет по щебнистым склонам. | |
9 | Шлемник байкальский | Многолетнее травянистое растение. Корень стержневой, ветвистый, на изломе желтовато- канареечного цвета. Цветки синие в однобоких кистях на концах побегов. | |
10 | Грущанка круглолистная | Листья круглые или овальные, темно- зеленые, живут 2-3 года. Тычинки пригнуты к верхним лепесткам. Цветет в первой половине лета. | |
11 | Седмичник европейский | Корневище тонкое, с многочисленными побегами, несущими клубневидные утолщения. Цветки белоснежные, 1,3- 1,8 см в диаметре. Цветет в начале лета в лесах. |
Щитовник мужской.- Корневище мощное с покровом из оснований черешков отмерших листьев. Пластинка заостренная к верхушке, дважды перистая. Сорусы развиваются в верхней части листа, крупные, округлые, с почковидным покрывальцем, прикрепленным по радиусу. Спороносит в середине и во второй половине лета. Произрастает в тенистых лесах и в горах среди камней.
Купена душистая, или лекарственная.- Стебель гранистый. Листья очередные, продолговато-овальные или яйцевидные. Околоцветник трубчатый, белый, с зеленоватыми зубчиками; нити тычинок голые. Ягода синевато-черная. Цветет в начале лета. В хвойных, хвойно- широколиственных и лиственных лесах, среди кустарников.
Майник двулистный.- Корневище тонкое, ползучее. Листья на вегетативных побегах одиночные, на цветоносных- парные. Листочки околоцветника продолговатые. Цветет в начале лета по хвойным, хвойно- широколиственным лесам, реже лиственным лесам.
Купальница азиатская, огоньки, жарки.- По строению вегетативных органов сходна с купальницей европейской. Лепестки- нектарники оранжево- красные, довольно широкие. Цветет весной и в начале лета на полянах, опушках, по горным склонам, сырым лугам и в зарослях кустарников.
Водосбор сибирский.- Стебель прямой, вверху немного ветвистый, обычно в нижней части покрытый редкими волосками, реже голый. Лепестки лиловато- синие или беловатые. Цветет в конце весны и летом по лесным полянам, пойменным и субальпийским лугам, в горных лесах и на каменистых склонах.
Прострел раскрытый, сон- трава.- Растение с мощным вертикальным корневищем, цветущее до распускания листьев. Цветоносы во время цветения прямые, покрытые густыми мягкими волосками. Плодики с сильно волосистым столбиком 3-5 см длиной. Цветет рано весной по сухим сосновым лесам и степям почти по всей Европейской части и в Западной Сибири. Декоративное и требует охраны.
Княжик сибирский.- С белыми или желтовато- белыми чашелистиками, распространен в хвойных и лиственных лесах на северо – востоке Европейской части.
Ирис тигровый.- Травянистое корневищное растение, образующее дековинки с волокнистыми влагалищами отмерших прикорневых листьев. Растет по щебнистым склонам.
Шлемник байкальский.- Многолетнее травянистое растение. Корень стержневой, ветвистый, на изломе желтовато- канареечного цвета. Цветки синие в однобоких кистях на концах побегов.
Грущанка круглолистная.- Листья круглые или овальные, темно- зеленые, живут 2-3 года. Тычинки пригнуты к верхним лепесткам. Цветет в первой половине лета.
Седмичник европейский.- Корневище тонкое, с многочисленными побегами, несущими клубневидные утолщения. Цветки белоснежные, 1,3- 1,8 см в диаметре. Цветет в начале лета в лесах.
II.Вторая станция - Историческая станция.
Дорога в монастырь проходит за селом, виляя по закрайку пшеничного поля, рядом с глубоким оврагом. Потом она пересекается и ныряет в неширокий распадок к чабанской стоянке, то которой теперь уже ничего почти не осталось кроме фундамента. Вот отсюда и начинаются основные сложности и трудности монастырской дороги. Все круче становится подъем. По рассказам живых очевидцев, до 1920- х годов эта дорога была еще в приличном состоянии. Раньше трудные участки были замощены большими каменными плитами, постоянно подсыпался гравий и песок. Когда- то территория, отвоеванная у тайги под монастырские застройки, занимала около трех гектаров. Но теперь дикая природа брала свое. Уже с трудом верится в то, что еще каких- то семь- восемь десятков лет тому назад здесь было человеческое поселение. Почти вся территория монастыря заросла густым лесом и кустарником. Полуразрушенные каменные фундаменты двух храмов и выкладки террас еще как-то выделялись на фоне буйной зелени, а от деревянных построек не осталось и следа. На крутом возвышении- плоская площадка, заросшая буйной растительностью, сквозь которую видны груды камней от развороченного фундамента. Из архивов школьного музея выяснилось, что Соборная церковь была деревянная, но на высоком каменном фундаменте. Она была с небольшой колокольней. Предельный престол освещен в честь святого апостола и евангелиста Матфея. Фактически это была тоже не большая церковь, и находилась она внизу, почти под главным алтарем Соборного храма. По некоторым данным, когда- то из нее имелся вход в усыпальницу основателя этого монастыря Игумена Варлаама. В монастыре находилось тридцать колодцев, на данный момент вода имеется только в трех. Со слов краеведа Свистунова И.И., с давних пор существует неписанный закон: кто бывает здесь, обязательно уносит с собой монастырскую воду, кто в бутылке, кто в банке, кто в чем сумеет. Святой и лечебной она считается в народе. Ценностью этого исторического объекта являются данные, что монастырь был сформирован Василием Надежиным
III.Третья станция - Химическая станция.
Мы берем воду для того, чтобы определить ионы серебра, проверить на мутность и на запах, ведь святой и лечебной она считается в народе, а святой её называли потому что, излечивает она от недугов и болезней всяких.
Придя в монастырь, мы делаем забор воды на химический анализ.
В колбу №1 нами была налита монастырская вода, а в колбу №2 была налита подземная вода из поселения. Исследования проводились последующим признакам: цвет, запах, определение ионов серебра.
Бактерицидные свойства серебра известны с глубокой древности. Еще в Древней Индии с помощью этого металла обеззараживали воду, а персидский царь Кир хранил воду в серебряных сосудах. В религиозных индусских книгах встречаются упоминания об обеззараживании воды путем кратковременного погружения в нее раскаленного серебра, либо в результате длительного контакта с этим металлом в обычных условиях. В некоторых странах существовал обычай при освящении колодцев бросать в воду серебряные монеты, тем самым улучшая качество воды, а также хранить воду в серебряных чашах. Американские первооткрыватели, путешествуя, часто клали серебряный доллар в молоко, чтобы задержать его скисание. Когда бактерицидные свойства серебра были изучены, оказалось, что решающую роль здесь играют положительно заряженные ионы серебра Ag +. Ионизация серебра повышает активность в водных растворах. Катионы серебра подавляют деятельность фермента, обеспечивающего кислородный обмен у простейших микроорганизмов болезнетворных бактерий, вирусов и грибков (порядка 700 видов патогенной «флоры» и «фауны»). Скорость уничтожения зависит от концентрации ионов серебра в растворе: так, кишечная палочка погибает через 3 мин при концентрации 1 мг/л, через 20 мин – при 0,5 мг/л,, через 50 мин- при 0,2 мг/л, через 2 ч- при 0,05 мг/л. При этом обеззараживающая способность серебра выше, чем у карболовой кислоты, сулемы и даже таких сильных окислителей, как хлор, хлорная известь, гипохлорид натрия. При этом серебро- не просто металл, но важный для организма микроэлемент, необходимый для нормального функционирования желез внутренней секреции, мозга и печени. Но серебро- тяжелый металл, и его насыщенные растворы не полезны человеку: предельно допустимая концентрация серебра- 0,05 мг/л. При приеме 2 г солей серебра возникают токсические явления, а при дозе в 10 г вероятен летальный исход. Кроме того, если превышать предельную дозу в течение нескольких месяцев, возможно постепенное накапливание металла в организме. Питьевая- вода, в которой концентрация ионов серебра составляет 35 мкг/литр. Такая вода по санитарным нормам разрешена для употребления в пищу (СанПиН 2.1.4.539-96 допускает содержание серебра в питьевой воде до 50 мкг/ литр). Врачи рекомендуют регулярно употреблять такую воду как просто для питья, так с целью профилактики и лечения целого ряда заболеваний. В первую очередь заболеваний желудочно- кишечного тракта. Также питьевая серебряная вода используется для приготовления пищи, для лучшего сохранения домашних заготовок (маринадов, варений и солений). Очень хорошо обрабатывать ею детские игрушки и посуду для защиты их от бактерий.
Исследование воды.
1. по цвету
№1-желтоватый
№2-прозрачный
2. определение мутности (прозрачности) по шкале
Для определения мутности, или прозрачности, стеклянный мерный цилиндр с водой помещают на страницу книги и читают текст. Постоянно приливают воду в цилиндр, пока текст не станет невидимым или слабовидимым. Определяют мутность по шкале:
5 баллов (очень сильная) - буквы прослеживаются очень слабо при высоте столба 100 мл;
4 балла (сильная)-буквы прослеживаются слабо при высоте столба 200 мл;
3 балла (заметная)-буквы прослеживаются хорошо при высоте столба 300 мл;
2 балла (слабая)-буквы прослеживаются очень хорошо при высоте столба 400 мл;
1 балл (не определяется)-буквы прослеживаются отчетливо при высоте столба 500 мл.
№ пробирки | Вода | Баллы | Мутность | Чтение по тексту |
1 | Монастырская | 4 балла | Заметная ближе к сильной мутности | Буквы прослеживаются хорошо |
2 | Подземная вода из поселения | 2 балла | Мутность слабая | Буквы прослеживаются очень хорошо при высоте столба 400 мл |
Предположительно, и цвет и мутность монастырской воды зависит от протекания ее не по чистой земле или по земле каменной, а под землей. Она состоит из спертых вод, в течении долгого времени, смешанных с частицами земли и несвободных от некоторых гнилостей.
3. Определение запаха.
Ag+. Величина норматива 0,05 мг/л; класс опасности- 2 класс- высокоопасные; показатель вредности по признаку- санитарно –токсилогический. Ионы Ag+ включены в список вредных веществ (СаН
ПиН) в питьевой воде. Индивидуальное химическое свойство (ионы) может присутствовать в питьевой воде в количестве, не выше гигиенического норматива (0,05)
Наличие у образца воды запаха определяют по шкале в баллах:
0 баллов - запах не определяется;
1 балл - очень слабый;
2 балла - слабый;
3 балла - заметный;
4 балла - отчетливый;
5 баллов- очень сильный.
Вода, запах которой оценивается 4 и 5 баллами, непригодная для питья.
№1 (Монастырская вода)-имеет по данной шкале заметный запах, что оценивается в 3 балла (запах влаголюбивых растений, например мха)
№2(Подземная вода из поселения)-0 баллов запах не определяется.
4. Для определения pH среды в исследуемую воду опускают лакмусовые бумажки. Норма pH- от 6 до 9.
Мы брали специальную лакмусовую бумажку и опускали в каждую пробирку и вот что мы получили:
№1(Монастырская вода)- pH = 5-5,5 (слабо-кислотная)-немного повышена кислотность
№2 (Подземная вода из поселения)- pH =7 (нейтральная)-в норме.
Используя знания о качественных реакциях на ионы, нами были проделаны экспериментальные опыты на обнаружение ионов Ag+ реактивом, содержащего Cl- (хлоридионы). Ионы серебра могут находиться в составе любого из растворимых соединений: в виде нитрата, сульфата, ацетета и т.д.; ионы хлора могут быть компонентами таких солей, как соли натрия, калия, бария или алюминия. Таким образом, приведенное ниже уравнение можно рассматривать как обобщенное представление реакции обменного разложения, когда два реагента разлагаются и обмениваются своими составляющими. Например, это могут быть такие реакции:
AgNO3 (водн.)+NaCl (водн.)=NaNo3 (водн.)+AgCl (тв.)
Ag2SO4 (водн.)+2NH4Cl (водн.)= (NH4)2SO4 (водн.)+2AgCl (тв.)
Нами была использована соляная кислота HCl. Уравнение химических реакций в общем виде можно отобразить рак: Ag++Cl-=AgCl, должен образоваться белый творожный осадок.
При проведенных по данной методике исследованиях, нами не были обнаружены ионы серебра (Ag+)
Определение ионов серебра с помощью качественных реакций
№1(Монастырская вода) при добавлении соляной кислоты цвет не изменяется
№2 (Подземная вода из поселения) при добавлении соляной кислоты цвет не изменяется.
Оба образца мы сравнивали с контрольным образцом.
При дальнейшем добавлении соляной кислоты к образцу с монастырской водой вода в нем немного посветлела. Затем мы обратили внимание на то, что раствор имеет рН= 5,5, следовательно
Следовательно, нами не были обнаружены ионы серебра в монастырской воде.
Таким образом, используя доступные методики определения ионов серебра в школьной лаборатории, нами не были обнаружены, однако, сохранность воды длительное время можно объяснить произрастанием определенной растительной флоры монастырских колодцев; и, возможно, горно-лесным расположением монастыря, также мы можем предложить что существует погрешность в проведении эксперимента, т. к. замутненность монастырской воды заметна, что не дало возможности визуально отчетливо увидеть помутнение.
IV. Четвертая станция - Станция почвоведения.
Почвы под лесом темно-серые, маломощные и светло-серые, подзолистые, дерново- подзолистые По механическому составу легкосуглинистые и средне-суглинистые. Материнская порода песок, средний бурый суглинок. Расположены леса на хребтах, неудобных для освоения под пашни.
Темно- серые почвы располагаются по пологим склонам северной, северо – восточной экспозиции, а также по вершинам водораздельных частей, под лесом. Формируется под сосново – березовым, осиново – березовым лесам. По механическому составу почвы легкосуглинистые и среднесуглинистые. Материнская порода – средний суглинок или песок. В химическом отношении подвижными формами фосфора обеспечены. Подвижными формами калия бедны. Реакция почвы нейтральная. Темно- серые почвы ниже среднего качества, пригодны под полевые севообороты. Нуждаются в азотных, в калийных, а также в органических удобрениях. В хозяйственном отношении используются под пашни. Большая площадь занята лесом, осваивать эти участки не целесообразно из-за большой крутизны склонов и щебнистости почвы
IV. Пятая станция - Станция лесоводов.
По данному маршруту можно проследить действие следующих антропогенных факторов:
1. Загрязнение окружающей среды.
2. Вырубка
3. Рекреационные нагрузки- вытаптывание растений, верхнего слоя почвы
4. Пожары. В 2010 году в Забайкальском крае зарегистрировано 857 лесных пожаров на площади 132935, 52 га. В сравнении с 2008 годом наблюдается снижение количества пожаров на 73, 9% , площадей пройденных пожарами на 66, 5 %. Подразделениями ГУ «Противопожарная служба Забайкальского края» за отчетный период ликвидировано 706 пожаров, из них 666 пожаров на площади 63375,07 га в наземной зоне охраны, 20 пожаров на площади 8367,5 га в авиационной зоне охраны и 20 пожаров на площади 36068, 5 в лесах находящихся в аренде. Большое количество лесных пожаров произошло в Петровск – Забайкальском районе – 182 на площади 34424,96 га, Читинском – на площади – 95 1131,1 га, Красночикойском – 86 на площади 4920 га, Хилокском – на площади 1219,31 га, Карымском - 52 на площади 1124,3 га.
Из интервью с начальником пожарной части стало известно, что на территории монастыря пожаров не было.
Экологические тропы занимают значительное место в учебно-воспитательном процессе. Воспитательное значение экологических троп для учащихся особенно важно в настоящее время в связи с мощными антропогенными нагрузками на природу и нарушением правовых норм природопользования. На экологической тропе создаются условия для разностороннего воспитания - эстетического, этического, научного, а это главное условие для формирования экологической культуры. Создавая экологическую тропу, был собран материал о растениях, цветах, находящихся в окрестностях Чикойского монастыря и история происхождения монастыря. Также были проведены исследования воды, взятой из монастырских колодцев. В ходе экспериментов было выявлено, что вода пригодна для питья. Изучая почвы, удалось узнать, что под лесом почвы темно- серые, маломощные и светло- серые. Многое предстоит сделать по охране леса, т.к в окрестностях монастыря производится вырубка леса, поэтому на экологической тропе планируется размещение информационных щитов (Приложение 2) об охране жемчужины Забайкальского края –Чикойского монастыря.
Рецензия
на исследовательский проект
«Экологическая тропа к жемчужине Забайкальского
края - Чикойскому монастырю, выполненный
Комогоровой Анастасией Михайловной,
ученицей 9 класса МОУ Урлукской СОШ
Работа над данным проектом велась в течение полугода
Ученицей грамотно обоснован выбор темы проекта, четко сформулированы гипотеза, цель, проблема и задачи. Автор использовал различные методы исследования: изучал и анализировал литературу, составлял библиографию, проводил эксперимент, использовал метод наблюдения.
Материал изложен логично, последовательно, структурно упорядочен, в работе имеются заголовки к частям текста, соответствующие содержанию.
В работе содержатся выводы по результатам работы.
Следует отметить высокую степень самостоятельности ученицы при изучении и реферировании литературы, проведении практического эксперимента.
Работа построена логически верно, цели и задачи, поставленные автором достигнуты.
Данная работа будет интересна учащимся на уроках биологии, географии, химии и истории.
Руководители проекта: Федорова И.В., Шелопугина Н.С.
2011 год
Список литературы:
Дулепова Б.И. Каталог охраняемых редких и исчезающих видов растений природной флоры Забайкалья.- Чита. 1987.
Алексеев Ю.Е., Павлов В.Н. Травянистые растения СССР том 2.- Издательство «Мысль». Москва 1971.
Алексеев Ю.Е., Павлов В.Н. Травянистые растения СССР том 1.- Издательство «Мысль». Москва 1971.
Свистунов И.И. Чикойский монастырь.- «Экспресс- издательство» Чита 2010.
Синягина Н.Ю. \\Химия в школе.- Издательство «Центрхимпресс», №6, 2009.
Синягина Н.Ю. \\Химия в школе- Издательство «Центрхимпресс», №8, 2007.
Синягина Н.Ю. \\Химия в школе.- Издательство «Центрхимпресс», №9, 2007.
Слайд 1
Экологическая тропа к жемчужине Забайкальского края – Чикойскому монастырю.Слайд 3
Цель проекта: Создать экологическую тропу в окрестностях Чикойского монастыря. Задачи: 1. Выявить участки экосистемы монастыря разной степени нарушенности. 2. Охарактеризовать растительность экосистемы, выявить разнообразные уникальные объекты: краснокнижные, редкие, эндемичные, лекарственные, пищевые, декоративные виды растений; другие ценные природные объекты. 3. Изучить новый материал по предметам естественнонаучного цикла непосредственно в живой природе. 4. Провести исследование почвы и воды Чикойского монастыря.
Слайд 4
Гипотеза: предполагается, что использование данной формы деятельности, позволит повысить экологическую грамотность учащихся. Предмет исследования: б иогеоценоз, падь «Поджиндо», где располагается Чикойский монастырь. Объект исследования: экологическая тропа до Чикойского монастыря.
Слайд 5
Ботаническая станция.
Слайд 6
Историческая станция.
Слайд 7
Химическая станция
Слайд 8
Станция почвоведения
Слайд 9
Станция лесоводов
Одеяльце
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Цветок или сорняк?
Ребята и утята
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды