В настоящее время образование нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого обучающегося. Решение этой проблемы кроется в использовании игровых методов обучения младших школьников. Игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Несмотря на развитие инновационных технологий, игра – ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это один из важных путей включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
prav_neprav_glagoly.doc | 83 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 12»
Проект «Настольная игра «Правильные и неправильные глаголы»»
Выполнили:
ученики 6 «Б» класса
Дорожкин Тимур
Коробов Вячеслав
Руководитель:
Нелькина А. А.,
учитель иностранного языка.
Саров
2021
Содержание
Введение……………………………………………………………………....... | 3 | |
1 | Теоретические аспекты игры……………………………………………. | 4 |
1. 1 Игра как один из видов деятельности младших школьников…….. | 4 | |
1. 2 Виды игр на уроках в младших классах…………………………… | 8 | |
2 | Настольная игра для использования на уроке иностранного языка…. | 11 |
2. 1 Этапы создания игры………………………………………………... | 11 | |
Заключение……………………………………………………………………... | 12 | |
Список используемых источников…………………………………………… | 13 |
Введение
В настоящее время образование нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого обучающегося. Решение этой проблемы кроется в использовании игровых методов обучения младших школьников. Игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Несмотря на развитие инновационных технологий, игра – ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это один из важных путей включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
Цель исследования: создать настольную игру для активации познавательной деятельности обучающихся начальных классов.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1. проанализировать игру как один из видов деятельности младших школьников;
2. изучить виды игр, используемых в обучении младших школьников;
3. определить этапы создания игры.
1. Теоретические аспекты игры
1. 1 Игра как один из видов деятельности младших школьников
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
-успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
-развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
-сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
-развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
-коммуникативную: освоение диалектики общения;
-самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);
-терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
-коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
-социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности.
С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры.
Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
-как элемент более обширной технологии;
-в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
-как технология внеклассной работы.
Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний, если игры:
– отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков;
– используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала;
– четко организуются;
– соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
– уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;
-в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.
Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми педагогами.
Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему разные, на первый взгляд, игры, которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.
Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Игры способствуют преодолению пассивности на уроках и позволяют усваивать материал в удобном темпе для каждого ученика.
1. 2 Виды игр на уроках в младших классах
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на обучающихся огромный объем информации.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, дети обучаются не так, как взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Именно на это нацелены ФГОС второго поколения.
Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Это универсальные учебные действия, выдвигаемые стандартами. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.
Копылова В. Б. в своей работе «Место и роль игровых технологий в образовательном процессе» выделяет несколько видов игры.
По наличию наглядного материала:
– наглядные (демонстрационные и раздаточные карточки, картинки, схемы, перфокарты и другой иллюстративный материал, игрушки и реальные предметы окружающей среды);
– словесные (в основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения материала. К словесным играм относятся также игры-загадки без (картинок),игры на составление высказываний, на дополнение их).
По числу участников:
– индивидуальные (к таким формам можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и звуками);
– групповые (групповая игра трёх или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель);
– коллективные (групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников).
2 Настольная игра для использования на уроке иностранного зыка
2.1 Этапы создания игры
Так как использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, мы решили создать настольную игру для обучающихся 4-х классов.
В IV четверти параллель 4-х классов приступает к изучению Простого Прошедшего времени (Past Simple). Для лучшего усвоения глаголов была придумана настольная игра «Правильные и неправильные глаголы».
Цель игры: помочь обучающимся запомнить небольшую часть правильных и неправильных глаголов английского языка.
В ходе создания игры были проделаны следующие этапы.
I этап. Были куплены коробки, в которые будут помещаться карточки с написанием глаголов. Купили цветную бумагу, которой обклеили коробки для контрастности: красный цвет – для неправильных глаголов, синий – для правильных. Разделили коробочки внутри на две секции с помощью картона и клея. Сделали прорезь канцелярским ножом в коробках для того, чтобы легко было опускать карточки.
II этап. Отобрали правильные и неправильные глаголы, которые должны знать выпускники 4-х классов, согласно Рабочей программе по английскому языку для 4-х классов.
III этап. Нашли заготовку-пазл в Интернете для создания карточек с глаголами, Приступили к работе в программе PAINT 3-D. Сделав компьютерную модель карточек, мы распечатали их, заламинировали и разрезали.
IV этап. Разработали правила игры: участники разбиваются на две команды, каждая из которых берёт себе одну коробочку, разделённую на две секции, одна для правильных глаголов, другая для неправильных. Каждая команда получает 10 карточек с глаголами (5 правильных и 5 неправильных). Участникам команды нужно правильно расфасовать глаголы по секциям своей коробочки. У какой команды больше совпадений – та и победила.
Заключение
Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей. Игра позволяет заинтересовать обучающихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.
Нам удалось достигнуть своей цели с помощью поставленных задач. В будущем хотелось бы провести экспериментальную работу и доказать, что применение игры на уроках в начальных классах – один из самых удачных методов обучения, при котором учителю очень легко использовать личностно-ориентированный подход. Также, следует согласиться, что ребёнку на уроке с элементами игры никогда не будет скучно.
Список используемых источников
1. Жук, Е. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки / Е. Н. Жук // Директор школы. – 2018. – № 2. – С. 53–57.
2. Копылова, В. Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В. Б. Копылова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар , февраль 2016) – Краснодар : Новация, 2016. – С.156–158.
3. Горелик, И. Ф. Педагогический анализ личностно-ориентированного урока / И. Ф. Горелик, Е. Н. Степанов // Завуч. – 2020. – № 3.
4. Лукьянова, М. И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока / М. И. Лукьянова // Завуч. – 2016. – № 2. – С. 54.
5. Разина, Н. А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока / Н. А. Разина // Завуч. – 2014. – № 3.– С. 125–127.
6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. –уч. пособие для пед. вузов и институтов повыш. квал. – М. : 2018. – 265 с.
7. Шоган, В. В. Технология личностно-ориентированного урока / В. В. Шоган. – Росток н/Дону : Учитель, 2003. – № 4.
8. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. – М. : Сентябрь. – 2013. – 96 с.
Прекрасная химия
Сила слова
Пейзаж
Золотая хохлома
Почему люди кричат, когда ссорятся?