.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 30.58 КБ |
Социальны проект
«Великий могучий » школьный сленг
Введение
С первого класса мы изучаем русский язык. Это один из самых трудных школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне, моим друзьям, одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас. Моим детям, внукам. Всем нам, русским людям. Я искренне верю в то, что русский язык – «великий и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы.
Я выбрала эту тему не случайно. Школьный сленг – особая форма языка, одна из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия. Жаргонные слова и обороты не являются чем-то новым в нашей речи и возникли они не вчера. Но проблема в том, что эти «мёртвые слова» настойчиво просачиваются в речь школьников и прочно оседает в ней, тем самым вытесняя литературные слова и выражения, общеупотребительные слова, делая речь вульгарной и агрессивной.
В работе поднимается проблема употребления в русском языке жаргонных слов, сленга.
Новизна работы обуславливается тем, что исследование проводилось на базе основной Б.Баландинской ООШ, полученный материал характеризует среду, в которой происходит взаимодействие между людьми разных возрастных групп.
Актуальность темы заключается в активном использовании сленга в речи учащихся школы. Из темы вытекает проблема, с которой столкнулся русский язык на современном этапе: сленговые выражения в речи нынешних подростков. Оказалось, что сленг стал неотъемлемой частью общения школьников в конце XX века, да и сейчас без него не могут обойтись учащиеся нашей школы.
Любовь к русскому языку, интерес к научно – практической деятельности, стремление оказать пользу сверстникам в плане культуры речи вызвали желание исследовать данную тему.
Цель моей работы – изучить особенности речи современных школьников.
Задачи исследования:
1) выяснение причин появления жаргонизмов среди школьниками;
2) классификация жаргонных слов и выражений школьной лексики;
3) составление «Словаря жаргонизмов».
Объект исследования – языковая среда учащихся.
Предмет исследования –школьный сленг.
Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм-часто употребляемые в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными. Жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это?
Методы исследования:
Основные этапы исследования.
Исследование проводилось с января 2018 года по март 2018 года имело несколько этапов.
На первом этапе изучалась литература по теме исследования.
На втором этапе проводился опрос школьников и учителей, анализировались полученные результаты.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован на факультативах по русскому языку, на классных часах, на уроках русского языка при изучении темы ««Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления».
Глава 1. Теоретический аспект исследования
1.1 Место сленга в русском языке
Русский молодежный сленг – это интереснейший феномен, использование которого ограничено возрастными, социальными, временными и пространственными рамками. Он используется в среде учащихся, молодёжи и отдельных с собственными интересами группах.
В настоящее время на развитие молодежного сленга большое влияние оказывает компьютеризация. Передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью. За счет этого интернет-сленг проникает в молодежную среду.
Вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную. К литературной относятся:
1) книжные слова;
2) стандартные разговорные слова;
3) нейтральные слова.
Всё это лексика, употребляемая либо в литературе, либо в устной речи в официальной обстановке.
Существует и нелитературная лексика:
1) профессионализмы;
2) вульгаризмы;
3) жаргонизмы;
4) сленг.
Эта часть лексики отличается разговорным неофициальным характером.
Профессионализмы - это слова, используемые небольшими группами людей, объединенных определенной профессией.
Вульгаризизмы – это грубые слова, не употребляемые образованными людьми в обществе, специальный лексикон, используемый людьми низшего социального статуса: заключенными, торговцами наркотиками, бездомными и т.п.
Жаргонизмы - это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл.
В русском языке появляется новое понятие «сленг» и какое место он занимает в русском языке?
Сленг – это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов. С развитием массовой информации: прессы, радио, телевиденья, Интернет – технологий понятие сленг потеряло свой первоначальный смысл.
Теперь, на мой взгляд, определение сленга должно быть другим.
Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. С помощью сленга говорящий пытается наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.
Молодежный сленг – социальный диалект в возрасте 13-20 лет, возникший из противопоставления себя старшему пополнению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда грубо фамильярной окраской.
1.2 Причины появления школьного сленга
Сленг – разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди.
Изучая причины распространения сленга среди современной молодежи, можно прийти к выводу, что основными из них являются:
1.4 Школьный сленг
Молодежь в современном представляет целую социально-демографическую группу. Это не просто молодые люди, а слой молодого населения страны, еще не взрослые, но уже и не дети, основным занятием которых является получение образования с целью подготовки к будущей профессии. В эту же группу входят и учащиеся школы, возрастные границы которых составляют от 6-7 лет до 17-18 лет в современной школе. Эта группа весьма подвижна, так как уходят одни поколения, их сменяют другие. Поэтому и лексический состав школьной лексики весьма изменчив. И прежде всего это связано с изменением личностных критериев школьников, их нравственных ориентиров, общественно-политическими процессами, происходящими в государстве, с бурным развитием науки и техники (появление интернета, компьютерной техники мобильного телефона), активными заимствованиями лексики из иностранных языков. Одни поколения зачитывались произведением Каверина «Два капитана», а их любимыми телепередачами были «Клуб кинопутешественников» и киножурнал «Ералаш», а нынешние школьники увлечены криминальными телесериалами и просмотром телешоу «Дом -2», «Comedi –club», которые способствуют активному усвоению и дальнейшему употреблению жаргонной лексики и ненормированной лексики в целом особенно учащимися основной общеобразовательной школы, когда большую часть своего свободного времени дети проводят у телевизора по той причине, что по-другому организовать свой досуг нет возможности.
Можно сказать, о том, что школьный язык – это возрастной язык, которым владел каждый в пору учения. Школьный сленг включает в себя наименования учебных предметов, школьных оценок, некоторых школьных помещений, отдельных работников школы, видов учебной деятельности. Как видно из школьного жаргона, любимым способом образования новых слов является сокращение слова либо отсечение его части: мафон – магнитофон,дискач – дискотека, денюха или днюха – день рождения, чел – молодой человек и другие. Также речь молодёжи богата словами – междометиями, происхождение которых определить невозможно: «типа», «короче», «блин», «прикинь» и другие. Наверное, во всех школах всегда были и будут такие слова, которые понятны любому человеку.
Названия учебных предметов
Матеша, физра, литра, русиш, инглиш
Названия оценок
Двояк – 2, тройбан – 3, пятак - 5
Свободное время
Дискач, дэнсы, сменка
Названия школьных помещений
Тубзик, тубаркас, столовка
Названия видов учебной деятельности
Контроша, домашка, лабораторка
Названия работников и учителей
Училка, химичка, физичка
1.5 Пути и способы образования сленговых слов
В сленге отражается образ жизни речевого коллектива, «Человек », «Внешность », «Одежда », «Жилище », «Досуг ».
Пополнение лексики молодёжи происходит в основном за счет имен существительных, затем идут глаголы, реже встречаются имена прилагательные.
Традиционный для русской речи суффиксальный способ образования слов имеет место и в школьном лексиконе. Аффиксация как средство очень продуктивна, рассмотрим этот вид словообразования.
Имя существительное:
-ух(а) используется для образования слов грубости, ироничности: кличка – кликуха, заказ – заказуха, показ – показуха, спокойствие – спокуха.
-аг(а) производит слова, отличающиеся от базовых экспрессивной оценкой. Как правило, такой суффикс передает грубую насмешливость: журналюга, общага, тюряга;
-ар(а) образует существительные, имеющие грубовато – шутливый характер: нос – носяра, кот – котяра.
- он – весьма своеобразный суффикс, с помощью него от основ глаголов производятся существительные, , относящихся к выпивке и закуске: выпивать – выпивон, закусить – закусон, закидывать – закидон.
-щик, -ник, -ач активны в разных сферах языка: халява – халявщик, тусоваться – тусовщик, хохмить – хохмач, стучать – стукач;
-ак более активен в производстве существительных, обозначающих какой – либо предмет или явление, по действию или признаку: депрессия – депресняк.
-еж образует от глагольных основ наименования действий и состояний типа: балдеж (от балдеть), гудеж (от гудеть);
-к(а): накрутка, отмывка, отмазка, засветка, раскрутка, напряженка;
-ни (е): отмывание, наваривание, обмишуривание.
Глагол:
Словообразование глагола менее богато. В нем нет специфичных суффиксов. Особенно активны производные с –ну, -ану, обозначающие мгновенность, однократность действия: тормознуть, лопухнуться, ломануться. Но основную роль играют приставки, продуктивные и в литературной разговорной речи:
с- со значением удаления: слинять, свалить(уйти, уехать);
от- отвалить, откатиться, отгрести(лит. отойти);
от- со значением уничтожения результата другого действия: отмыть (грязные деньги), отмазать(ся), отмотать.
Имя прилагательное:
Словообразование прилагательных еще менее разветвлено, чем словообразование глаголов. В нем не зафиксированы специфические приставки и суффиксы. Наиболее активны те же, что и для литературного языка: -ов, -н-, -ск-: лом – ломовой, чума – чумовой, жлоб – жлобский
Ещё одной особенностью школьного жаргона является его обновляемость. Меняются поколения, меняется и жаргон. Пройдёт лет пять – семь, и старые жаргонизмы сменятся новыми.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Лингвистическое исследование речи школьников
Проблема использования жаргонизмов школьниками исследовалась нами экспериментальным путем. Учащимся 6 - 9-х классов МОУ Б.Балагдинской ООШ была предложена анкета (Приложение № 1), целью проведения которой было следующее:
Анализ анкеты позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников сленговые слова:
Проанализировав значение сленговых слов, мы выделили тематические группы:
Собранный материал заставляет задуматься над происхождением сленга. Наши наблюдения позволили сделать следующие выводы:
Отметим, что наиболее часто употребляются слова: хавчик, хавать, лох, козел, класуха, училка, реально, офигенно, отстойно, отвали, блин, прикид, фигня, обалдеть, короче, пахан, телик, комп, шестерка, тормоз, типа, клево, прикольно, сто пудов, прикинь, пипец.
Нетрудно заметить, что большое распространение в ученической среде получили жаргонизмы – оценки, наименования людей по родству, по профессии, качествам характера. Скорее всего, это связано с тем, что эти группы слов в большей степени, чем другие семантические группы подвержены речевой моде. В целом можно констатировать, что использование большинства приведенных слов делает речь грубой, может обидеть или даже оскорбить собеседника.
Мною было проведено анкетирование на тему «Зачем я употребляю жаргонные слова?» Подростки дали такие ответы.
Чтобы
меня понимали сверстники – 25%
не отстать от жизни – 27 %
сэкономить время при общении – 6%
вписываться в ту или иную компанию – 5%
поддержать разговор – 8%
выразить свои эмоции и чувства – 3%
быть современной (ым) – 8%
не быть отсталой (ым) – 8%;
выглядеть более крутой (ым) – 44%;
со мной было интересней – 6%;
сократить время при общении – 3%;
следовать моде – 5%.
Результаты следующего опроса показали, что эталоном речи для многих подростков является речь их одноклассников, а также старших товарищей (Приложение 2). Основной целью употребления сленговых выражений является желание учеников придать своей речи больше юмора, живости.
2.2 Причины резкого увеличения числа жаргонизмов в речи школьников
Откуда школьники узнают о жаргонных словах? Вот что ответили ребята: «слышал в школе от одноклассников», «из Интернета», «от старших друзей», «от родителей». Но, кроме субъективных, существуют объективные причины.
1.Стремление СМИ завоевать популярность любой ценой.
2. Низкий уровень речевой культуры.
3. Снижение интереса к русской классической литературе
4. Изменение нравственных ориентиров.
5. Постоянное обращение к услугам компьютера
6. Незнание языковых норм и нарушение правил речевого этикета
Как завещание звучат сегодня слова Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Выборочный опрос учащихся выявил их отношение к употреблению жаргонизмов. На вопрос, для чего употребляются жаргонизмы, школьниками были получены следующие ответы:
- 50 учащихся ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее для друзей;
- 43– считают, что это модно, современно;
- 16 - нуждаются в них для связки слов;
- 14 отвечали, что жаргонизмы помогают им преодолеть недостаток слов в речи. Причем, предпочтение сленгу отдают учащиеся 8 -9 классов. (Приложение 3).
Таким образом, анализ ответов позволил подтвердить положения, данные в работах исследователей, о том, что основная причина появления молодежного сленга состоит в желании, создать «свой» язык, организовать общение среди сверстников, в пристрастии к модным словечкам. Понимая, что сленг засоряет речь, школьники вместе с тем «в минуты жизненных неурядиц прибегают к сленгу: на нем легче высказаться». Исходя из этого, можно предположить, что учащиеся употребляют сленг, потому что не видят образности в лексике литературного языка, сиюминутное конкретное эмоциональное отношение им легче выразить с помощью сленга. Вместе с тем нельзя не заметить, что именно старшие школьники воспринимают сленг как сниженную или вульгарную лексику и пользуются ею преимущественно в своем кругу.
На вопрос о том, смогли бы они обойтись без сленга, большинство учащихся ответили положительно. Отрадно, что 14 учащихся стараются не употреблять жаргонных слов в своей речи, но 35 – не стараются их избегать, а 20 и не думали об этом. Такое бездумное отношение к языку, как и небрежное обращение с ним, на наш взгляд, безнравственно, так как чревато невольным и неосознанным подчинением говорящих не лучшим образцам русской речи. Необходимо отметить и то, что сами носители молодежного сленга относятся к подобным словам как к временному явлению. Взрослея, многие из них забудут эти слова и не будут их употреблять в своей речи.
2.3 Результаты исследования
Показательно то, что в нашей школе подростки не считают жаргонные слова каким-то злом (Приложения 4,5). Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают, что наблюдается тенденция к возрастанию уровня использования сленга в повседневной речи школьников. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени: одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, – тогда это просто какая-то людоедка Эллочка. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.Но не стоит призывать ребят давать «торжественное обещание» никогда не употреблять слова молодежного жаргона. Гораздо важнее, на мой взгляд, заставить каждого ученика задуматься над тем, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи жаргонных слов.
Заключение
В результате работы я пришёла к следующим выводам.
1. Сленг, который активно использует современная молодёжь – своего рода протест против окружающей действительности, против типизации и стандартизации.
2. Для сленга характерна абсурдная игра слов. Это некое «кодирование» того или иного понятия.
3. Жаргонные слова оказывают негативное влияние на развитие интересов учащихся.
4. Жаргонизмы засоряют наш язык и мешают нормальному общению людей разных поколений.
5. Главное, что происходит в наше время – это освобождение языка от пут морали. Вот только немного страшно, что русский язык получает освобождение от любой морали. Кто-нибудь из нас понимает последствия этой свободы? А ведь нужно над этим задуматься…
Рекомендации
Для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы, советую
1) читать хорошую литературу;
2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой;
3) практиковать выступления перед аудиторией и дружеские
беседы;
4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи.
В дальнейшем будет продолжено собирание лексического материала для классификации жаргонизмов по наименованиям.
Список используемой литературы
1. Виноградов, В.В. История русского литературного языка. [Текст] / В.В. Виноградов. – М.: Просвещение, 1978. – 156 с.
2. Горшков, А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл. [Текст]/ А.И. Горшков. – М.: Дрофа, 2001. – 464с.
3. Крысин, Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. [Текст] / Л.П. Крысин. – М.: Наука, 1989. – 64 с.
4. Кронгауз, М. И. Русский язык на грани нервного срыва. [Текст] / М.И. Кронгауз. – М.: Языки славянских культур, 2007. – 90 с.
6. Локшина, С.М. Краткий словарь иностранных слов. [Текст] / С.М. Локшина. – М.: Русский язык. 1979. – 352 с.
7. Розина, Р.И. Состояние и тенденции развития общего русского сленга. [Текст] / Р.И. Розина. – М.: Русский язык, 2000. – 142 с.
8. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Словарь русского языка: 57000 слов. [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Русский язык,1984. – С.382.
10.Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 2-е изд., испр./ ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. С. 679.
Интернет-ресурсы:
file:///C:/sputnik/Resurs/http_rus.1september.ru_urok
Одна беседа. Лев Кассиль
Два петушка
Рисуем пшеничное поле гуашью
Позвольте, я вам помогу
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка