Деятельность данного проекта направленна на повышение сознательности общества в области оздоровления молодого поколения.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Влияние спорта на организм человека" | 182 КБ |
Лицейская научная конференция «Первые шаги в науку»
ВОЗДЕЙСТВИЕ СПОРТА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение лицей №1
город Сургут
Автор:
Васильева Елизавета Алексеевна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №1, 10 класс
Научный руководитель:
Лавров Андрей Владимирович,
учитель физической культуры
высшей категории
Лицейская научная конференция «Первые шаги в науку»
ВОЗДЕЙСТВИЕ СПОРТА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение лицей №1
город Сургут
Аннотация
Деятельность данного проекта направлена на повышение сознательности общества в области оздоровления молодого поколения. Реализация данного проекта позволит привлечь внимаение населения, оздоровлению молодежи, отдалению его от вредных привычек.
Оглавление
Введение
1. Теоретическая часть.
1.1. Влияние спортивной активности на системы и органы.
1.2. Воздействие спорта на растущий организм.
1.3. Данные о спорте за последние 16 лет.
2. Практическая часть
2.1. Разработка программы урока физической культуры.
2.2. Анкетирование.
Вывод
Список использованных материалов
Введение
Актуальность исследования:
В условиях развития технического прогресса с появлением компьютеров, смартфонов и прочих «девайсов», облегчающих труд и повседневную жизнь человека, физическая активность людей резко сократилась по сравнению даже с ближайшим прошлым десятилетием.
Это ведёт к постепенному снижению функциональных способностей человека, ослаблению его скелетно-мышечного аппарата, изменениям в работе внутренних органов — изменениях, к сожалению, в худшую сторону. Недостаток движения и энергозатрат приводит к сбоям в работе всех систем (мышечной, сосудистой, сердечной, дыхательной) и организма в целом, способствуя возникновению различных заболеваний.
Вот почему столь важным оказывается влияние спорта на здоровье человека.
Объектом исследования: спорт и здоровье человека.
Предмет исследования: способы влияния физической активности на здоровья человека.
Цель исследования: изучить, как физические нагрузки влияют на здоровье подростков, сравнить результаты с данными прошлых лет, а также на основе изученного материала создать свою программу проведения урока по физической культуре.
Задачи:
• изучить влияние физической нагрузки на органы и системы органов человека;
• изучить данные по занятию спортом за последние 16 лет;
• провести анкетирование;
• создать собственную программу проведения урока физкультуры;
• повысить интерес учащихся к занятиям физкультурой.
Методы исследования:
Практическая значимость: использование материала на уроках физической культуры.
1. Теоретическая часть.
1.1. Влияние спортивной активности на системы и органы.
О том, как спорт влияет на здоровье человека, сказано и написано множество статей, научных исследований, даже диссертаций. Попробуем оформить все эти сведения в краткой и доступной форме. Итак, спорт полезен для здоровья по следующим причинам:
Во – первых, укрепляется опорно-двигательный аппарат: увеличивается объём и силовые показатели мускулов, кости скелета становятся более устойчивыми к нагрузкам. В процессе тренировок в тренажёрном зале или при занятиях бегом, плаванием, велоспортом улучшается кислородное питание мышц, включаются в работу кровеносные капилляры, которые в покое не задействованы — больше того, образуются новые кровеносные сосуды. Под влиянием регулярных тренировок изменяется химический состав мышечных тканей: в них увеличивается содержание энергетических веществ, что приводит к интенсивным обменным процессам, синтезу протеинов и образованию новых мускульных клеток. Систематические занятия спортом препятствует развитию таких заболеваний органов опоры и движения, как остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков, артроз, атеросклероз, остеопороз.
Во – вторых, укрепляется и развивается нервная система. Это происходит за счёт увеличения ловкости, быстроты и улучшения координации движений. Занятия спортом способствуют постоянному формированию новых условных рефлексов, которые закрепляются и складываются в последовательные ряды. Организм обретает способность приспосабливаться к более сложным нагрузкам и совершать упражнения более эффективным и экономным образом для достижения нужных результатов. Скорость нервных процессов увеличивается: мозг учится быстрее реагировать на раздражители и принимать верные решения.
В – третьих, улучшается работа сердца и сосудов. Влияние спорта на организм человека делает сердце и сосуды более выносливыми. Тренировки заставляют все органы работать в интенсивном режиме. Мышцы при нагрузках нуждаются в повышенном кровоснабжении, что заставляет сосуды и сердце перекачивать больший объём насыщенной кислородом крови за единицу времени. В покое сердце выталкивает в аорту примерно 5 л крови за одну минуту: при тренингах это количество увеличивается до 10 и 20 л. Сердце и сосуды у занимающегося спортом человека быстро привыкают к нагрузкам и так же быстро восстанавливаются после них.
В – четвёртых, улучшается работа органов дыхания. При физических нагрузках ввиду увеличения потребности тканей и органов в кислороде, дыхание становится более глубоким и интенсивным. Количество воздуха, проходящего через органы дыхания за минуту, увеличивается с 8 л в состоянии покоя до 100 л при беге, плавании, занятиях в тренажёрном зале. Увеличивается и жизненная ёмкость лёгких.
В – пятых, повышается иммунитет и улучшается состав крови. У регулярно тренирующихся людей количество эритроцитов увеличивает с 5 млн в одном кубическом мм до 6 млн. Повышается также уровень лимфоцитов (белых телец крови), задача которых — нейтрализация вредоносных факторов, поступающих в организм. Это прямое доказательство того, что спорт укрепляет защитные силы — способность противостоять неблагоприятным условиям среды. Физически активные люди болеют реже, и если подвергаются агрессии бактерий или вирусов, то справляются с нею гораздо быстрее.
В – шестых, улучшается метаболизм. Тренированный организм лучше регулирует содержание сахара и прочих веществ в крови.
И, конечно, самое главное - меняется отношение к жизни. Физически активные люди более жизнерадостны, менее подвержены резким сменам настроения, раздражительности, депрессиям и неврозам.
1.2. Влияние спорта на растущий организм.
О том, как связаны спорт и здоровье детей, свидетельствует медицинская статистика. По сведениям врачей, 70% часто болеющих детей и подростков не занимаются спортом и часто пропускают уроки физкультуры. Умственные нагрузки в школе, постоянное сидение за компьютером или перед телевизором дома ведут к тому, что организм не получает физической разрядки.
Это способствует функциональным нарушениям и превращает школьников или студентов в «молодых старичков», подверженных самым различным заболеваниям, которые ранее чаще диагностировались у людей старшего покаления (патологии костной системы, сосудистые и сердечные недуги).
Влияние занятий физкультурой и спортом на организм школьников и студентов вузов неоценимо — именно молодым и растущим людям необходимы постоянные нагрузки и движение. Малоподвижный образ жизни современных детей вызывает крайнюю озабоченность у врачей и педагогов.
1.3. Данные о спорте за последние 16 лет.
С приростом новых технологий в 2000 - ом году снижается коэффициент занятости спортом на 1000 человек населения. В этот же год увеличивается процент смертности населения по естественным причинам и заболеваниям сердечно - сосудистой системы в России. В период с 2000 по 2010 год эти данные меняются в интервале от 16 % до 19,5 %.
По сравнению с 2010 годом наблюдается положительная динамика роста основных показателей развития физической культурой и спортом.
За отчетный период 2013 года по сравнению с отчетным периодом 2012 года численность занимающихся физической культурой и спортом увеличилась на 3820 тыс. чел. и составила 34,6 миллиона человек (2012 г. - 29, 1 млн. чел.).
Удельный вес населения, занимающегося физической культурой и спортом, от общей численности населения составил 22,0%, что выше на 2,9 % показателя 2012 года (19,1 %), а показатель смертности в России упал на 4,2 %: 13,1 смертей / 1000 населения (2014).
Запрос на здоровый образ жизни, на спорт – одна из главных тенденций развития современного российского общества. За три последних года число тех, кто регулярно посещает секции и спортзалы, выросло почти на 35 процентов и составило 43,5 миллиона человек – почти треть граждан страны.
2. Практическая часть.
2.1. Разработка программы урока физической культуры.
Хотелось бы сказать, что целью данной программы по физической культуре является - формирование разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации. А также для укрепления и сохранения собственного здоровья и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, целостном развитии физических качеств.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением поставленных образовательных задач:
• воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма;
• совершенствование жизненно важных навыков и умений, формирование культуры движения, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью;
• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
Ориентируясь на решение описанных выше задач мы предоставляем вам собственную программу тренировок (при трехразовых занятиях в неделю), которая незначительно отличается от стандартной программы по физической культуре с учетом проведенного опроса. (Приложение 1).
Хотим сделать пояснение, что функциональная тренировка выполнятся в начале занятий: общеразвивающие упражнения для мышц верхних конечностей: поднимание и опускание рук – вперёд, вверх, в стороны, круговые движения в различных плоскостях. Для туловища - повороты, наклоны из различных исходных положений. Для мышц нижних конечностей - сгибание и разгибание ног в коленных и голеностопных суставах, маховые движения, круговые движения в голеностопных и тазобедренных суставах.
Особенностью I четверти является то, что после летних каникул подвижность превалирует в большей степени и целесообразно уделять больше внимание занятиями легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми на свежем воздухе.
II четверть обусловленна региональными особенностями нашего климата. С переходом в спортивный зал проявляется желание заниматься красивым видом спорта акробатикой и гимнастикой. Но при этом, не забывая элементы легкой атлетики и разнообразные виды спортивных и подвижных игр.
III четверть – это то время, когда можно и нужно поддерживать иммунитет организма – занятия лыжной подготовкой. При сильных морозах занятия можно разнообразить подвижными играми.
IV четверть – это когда поднимается активность в весенний период, сменяется световой день и больше хочется играть.
Также добавим одну особенность; урок должен проходить по схеме 15 – 5 – 15. Что это значит? В ходе изученного материала был выяснен следующий факт: учёные доказали, что занятия длительность по пятнадцать минут с перерывами на отдых по пять минут наиболее положительно влияет на организм человека. При этом 5 минут уходит на организационные моменты.
2.2. Анкетирование.
Для того чтобы получить достовернные данные о занятости спортом и состоянии здоровь учащихся, мы решили провести анкетирование среди параллели 9 – ых классов. Вот вопросы, которые мы включили в анкету:
1. Часто ли вы посещаете уроки физкультуры?
2. Занимаетесь ли вы спортом помимо школьных часов?
3. Часто ли вы болеете?
4. Каким видом спорта из школьной программы вы хотели бы больше заниматься?
По результату опроса стало ясно, что многие учащиеся (примерно 45% среди девятой параллели) целенаправленно или по причине пропускают уроки физкультуры, но занимаются спортом вне учебного заведения (например, в спортзалах или спортивных секциях). И эти же 45% болеют примерно 3 – 4 раза в год. Это достаточно большой показатель, т.к. учащиеся, занимающиеся регулярно определённым видом спорта (плавание, волейбол, хоккей и т.д.), заболевают 1 раз или вообще не болеют (Приложение 2,3).
Также примерно 78% учащихся выразили желание больше заниматься таким видом спорта, как волейбол; 17% - баскетболом; оставшиеся 5% не высказали никаких предпочтений (Приложение 4).
Выводы:
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что данная проблема очень актуальна и интересна не только среди молодёжи, но и среди людей старшего поколения.
Так какую же пользу приносит регулярная физкультура?
Повышается прочность костной ткани; накачиваются мышцы; укрепляются суставы; улучшается работа легких и сердца; повышается иммунитет; снимается стресс; уходит лишний вес; снижается уровень холестерина в крови и конечно же самое главное – повышается интерес к занятиям физической культурой.
Поэтому нужно помнить, что регулярные нагрузки сохраняют здоровье и повышают силы организма. Важны разные виды физической активности. Разные формы физкультуры влияют на разные системы органов.
Спорт и здоровье в жизни неразрывно связаны друг с другом. Это подтверждает знаменитая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух!». С этим нельзя поспорить: как правило, люди, занимающиеся спортом более устойчивы к окружающим воздействиям, долгожители, а также решительные и целеустремленные люди, постоянно идущие вперед.
Список использованных материалов
1. Статья "Заседание Совета по развитию физической культуры и спорта".
2. Статья "Воздействие физкультуры и спорта на организм". http://vashsport.com/sport-i-zdorove/
3. "Влияние спорта на развитие" Коршунов И.Д.
4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. "Психология физического воспитания и спорта".
5. Лях В.И., Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Разделы программы | Всего часов | Четверть | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | ||
Легкая атлетика | 28 | 12 | 3 | 3 | 10 |
Спортивные игры и подвижные игры (волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон) | 43 | 10 | 8 | 10 | 15 |
Гимнастика с элементами акробатики | 19 | 5 | 10 | 2 | 2 |
Лыжная подготовка | 15 | _ | _ | 15 | _ |
Функциональная тренировка | В процессе уроков | ||||
Итого часов | 105 | 27 | 21 | 30 | 27 30 |
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Рождественский венок
Самый богатый воробей на свете
В поисках капитана Гранта