Греческая мифология четко определяет границы добра и зла. В мифах есть чудовища и герои. Изучая борьбу мифологических персонажей, мы становимся способными отличать добро от зла. Греческая мифология помогает понять человека. В мифах описаны примеры основных человеческих достоинств и добродетелей, таких как справедливость, мужество и благоразумие. Персонажи мифов либо вознаграждаются, когда обладают ими, либо наказываются, когда ими пренебрегают. В мифах встречаются ситуации, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Герои мифов учат нас распознавать, различать и выбирать между правильным и неправильным поведением. Читая мифы, мы учимся противостоять страху, опасности, трудностям и неуверенности. Многие из наших слов уходят корнями в Древнюю Грецию. Если школьники не знакомы с греческой мифологией, то такие выражения, как меч Немезиды, Ахиллесова пята или ящик Пандоры не имеют для них смысла. Знание и понимание того, что такое крылатые выражения и их правильное использование, позволяет не только более сильно воздействовать на собеседника, но и является признаком эрудированного человека.
Вложение | Размер |
---|---|
krylatye_vyrazheniya.docx | 587.02 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей № 11 города Благовещенска» ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ «Познание и творчество» СЕКЦИЯ ИСТОРИЯ «Мифы Древней Греции: крылатые слова и выражения» Автор: Гончарук М.А., ученик 5 Г класса, МАОУ «Лицей № 11 города Благовещенска» Руководитель: Безверхая Светлана Александровна, учитель истории, МАОУ «Лицей № 11 города Благовещенска» г. Благовещенск 2021 г. |
Содержание
Введение Основная часть 1 Что же такое крылатые слова и выражения? 2 История возникновения широко распространенных крылатых выражений из Древней Греции 3 Результаты исследования Заключение Список литературы |
Аннотация
Гончарук Матвей
г. Благовещенск, МАОУ «Лицей № 11 города Благовещенска», 5 класс
«Мифы Древней Греции: крылатые слова и выражения»
Руководитель: Безверхая Светлана Александровна, учитель истории МАОУ «Лицей № 11 города Благовещенска».
Цель научной работы: выяснить происхождение и значение крылатых слов и выражений.
Методы проведенных исследований: изучение и теоретический анализ литературы по теме исследования; сбор информации; опрос-анкетирование обучающихся; анализ результатов опроса.
Основные результаты научного исследования: проанализированы литературные источники, пришедшие к нам из Древней Греции; достигнуто правильно понимание и применение в своей речи крылатых выражений; проведен опрос - анкетирование обучающихся; презентация поможет развить интерес обучающихся к древнегреческой мифологии.
Введение
На уроках истории много внимания мы уделили древнегреческой мифологии. Зачем же моим сверстникам необходимо изучать греческую мифологию?
⠀Греческая мифология четко определяет границы добра и зла. В мифах есть чудовища и герои. Изучая борьбу мифологических персонажей, мы становимся способными отличать добро от зла. Греческая мифология помогает понять человека. В мифах описаны примеры основных человеческих достоинств и добродетелей, таких как справедливость, мужество и благоразумие. Персонажи мифов либо вознаграждаются, когда обладают ими, либо наказываются, когда ими пренебрегают. В мифах встречаются ситуации, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Герои мифов учат нас распознавать, различать и выбирать между правильным и неправильным поведением. Читая мифы, мы учимся противостоять страху, опасности, трудностям и неуверенности. Многие из наших слов уходят корнями в Древнюю Грецию. Если школьники не знакомы с греческой мифологией, то такие выражения, как меч Немезиды, Ахиллесова пята или ящик Пандоры не имеют для них смысла. Знание и понимание того, что такое крылатые выражения и их правильное использование, позволяет не только более сильно воздействовать на собеседника, но и является признаком эрудированного человека.
Актуальность: изучая историю Древней Греции, мы познакомились с множеством крылатых фраз и выражений. Моих сверстников они заинтересовали. Тема научного исследования актуальна, потому что, рассмотрев её, можно выяснить смысл этих выражений, чтобы впоследствии познакомить с ними обучающихся лицея.
Объект исследования: мифы Древней Греции.
Предмет исследования: крылатые слова и выражения, имеющие мифологическое происхождение.
Цель: выяснить происхождение и значение крылатых слов и выражений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники, дошедшие к нам из Древней Греции.
2. Научиться правильно понимать и применять в своей речи крылатые выражения.
3. Провести анкетирование обучающихся.
4. Развить интерес обучающихся к древнегреческой мифологии.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы по теме исследования; сбор информации; опрос-анкетирование обучающихся; анализ результатов опроса.
Гипотеза: знание подлинного смысла крылатых выражений делает речь обучающихся более осмысленной и позволяет расширить кругозор.
1 ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ?
Kpылaтыe cлoвa – это цитaты и выражения из литepaтypнo-xyдoжecтвeнныx произведений, различные изречения исторических лиц, имена мифологических, фoльклopныx и литepaтypныx пepcoнaжeй, oтopвaвшиecя oт пepвoиcтoчникa и пoлyчившиe втopyю жизнь в обыденной речи. Источником пополнения крылатых слов являются aнтичныe и библeйcкиe мифы, фoльклopныe произведения разных жанров, всемирная художественная литература, опубликованные иcтopичecкиe дoкyмeнты.
В каждодневной речи мы часто слышим такие известные выражения, как «Авгиевы конюшни», «Ахиллесова пята», «Кануло в лету», «Взгляд Горгоны» и другие, и как оказалось, происхождение этих известных слов связано с сюжетами древней мифологии.
В своих усилиях объяснять и понять вселенную и природу, древние греки придумывали истории, которые дошли до наших времен, как мифы Древней Греции. Эти истории объяснили все неизвестное и непонятное с помощью Богов, которые управляли силами природы. Боги имели все человеческие пороки (жадность, ревность, гнев и т.д.) и сверхчеловеческие возможности. Мифы – не просто выдумка, сказка, они отражают представления древних людей о справедливом устройстве мира, об отношениях между людьми, мифы учат решать нравственные проблемы, которые встают перед людьми, живущими во все времена, являются вечными. Греческие мифы (от греч. mythos - предсказание, сказание) — это повествование о богах и героях, пришедшие к нам из глубины веков. Для кого-то греческая мифология — это красивая сказка, для кого-то история. Людей искусства она вдохновляет на величайшие произведения.
Не отдавая себе отчета, мы порой говорим о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты – это порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, который любил наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги – обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Гераклу, а смелой и решительной женщины – амазонке. Все это – крылатые слова. Название это восходит к Гомеру, в поэмах которого оно встречается много раз («Он крылатое слово промолвил»; «Между собой обменялись словами крылатыми тихо»). Гомер называл «крылатыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.
Мы хотели бы рассказать о некоторых крылатых словах и выражениях, источником которых стали мифы древних греков.
2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕННЫХ
КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ИЗ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
САМОВЛЮБЛЕННЫЙ НАРЦИСС
В далёкие, далёкие времена, у балтийского бога Кеффиса и нимфы Лириоэссы родился сын Нарцисс. Нарцисс славился своей красотой, которой не обладал любой другой юноша. Но обладая красотой, по предсказанию оракула Тиресея, Нарциссу было запрещено видеть своё отражение, иначе юноше суждено умереть. Казалось бы, выполнить предсказания оракула не составляет труда, ведь в то время не было зеркал. Однако, жизнь нарцисса существенно изменилась, когда он повстречал чудесную нимфу Эхо. Эхо считалась любимой наперсницей царицы неба Юноны, которая доверяла Эхо все свои тайны. Но нимфа Эхо предала её, скрыв похождения мужа Юноны - Юпитера. Узнав об обмане, Юнона наказала Эхо изгнанием и вдобавок лишила нимфу языка, но при этом Юнона оставила Эхо возможность повторять последний слог слов, произносимых кем-либо.
Измученная одиночеством в лесу, нимфа Эхо искала того, кто смог бы её полюбить. И однажды нимфу привлёк своей красотой гуляющий по лесу Нарцисс. Эхо без памяти влюбилась в юношу и во что бы то ни стало решила увлечь Нарцисса, но все её попытки были безуспешны. Нарцисс не обращал на Эхо никакого внимания. Тогда, обиженная нимфа стала молить богов о наказании юноши за безответную любовь. Вскоре, отвергнутая нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо. Однако, перед смертью, Эхо прокляла Нарцисса: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит».
Боги, которым молилась Эхо, услышали её просьбу и наказали Нарцисса. Так, возвращавшийся с охоты Нарцисс, уставший и измученный жаждой он решил остановиться и испить воды из чистого и спокойного пруда. Наклонившись к источнику, Нарцисс впервые в жизни увидел своё отражение и не удержавшись от такой красоты, тут же влюбился сам в себя.
И вскоре, не в силах оторвать взгляд от своего отражения, Нарцисс зачах от любви. На месте, где умер прекрасный юноша, вырос не менее прекрасный цветок с одноименным названием. Нарцисс с приятным ароматом, также как и юноша клонится венчиком вниз, как бы желая увидеть своё отражение. С тех пор, красивый нарцисс считался у древних греков цветком умерших.
Имя его стало нарицательным для человека, любующегося собой, самовлюбленного.
Согласно мифу, Зевс (сын Кроноса и Реи) после рождения был отдан матерью для воспитания в племени, в котором его кормили пчелиным мёдом и молоком священной козы Амалфеи. Она и спасла малыша от Кроноса, повесив колыбель на дерево, чтобы того нельзя было найти, когда он пустился на поиски ребёнка. Впоследствии, когда Зевс вырос, на протяжении 9 лет он воевал с отцом и в итоге сверг его, освободив своих братьев и сестёр из желудка Кроноса, который съедал их при рождении. После свержения своего отца Зевс воцарился над миром, сделав спасенных братьев и сестёр богами Олимпа. Амалфею, в благодарность за спасение, Зевс решил забрать с собой на небо, сделав созвездием. Но по пути на небо, Амалфея зацепилась рогом за дерево и тот отпал. Зевс поднял рог и подарил его нимфам, которые также воспитывали будущего бога с младенческого возраста, наделив его волшебными свойствами – стоило только пожелать и из него появлялись разнообразные яства и вкуснейшие напитки. Сегодня значение словосочетания рог изобилия подразумевает под собой богатство и достаток, а фигурки, изготовленные из разнообразных материалов, преподносятся в качестве пожелания удачи и финансового благополучия.
Выражение «кануть в Лету» является достаточно известным и широко употребляемым выражением нашей речи. Но несмотря на широкое распространение, далеко не все применяют его правильно.
Согласно древнегреческой мифологии Лета это одна из пяти рек подземного царства мертвых. Лета — это река забвения, через которую на ладье кентавра Харона переправлялись души умерших в «царство мрачного Аида», то есть в загробный мир. Согласно мифам, чтобы облегчить расставание с близкими и родными людьми, у пересекающих эту реку стираются все воспоминания. Таким образом душа человека очищается, освобождаясь от всего земного, забывая все, что было с ней в мирской жизни.
Иносказательный смысл слова «лета»: исчезнуть из памяти, исчезнуть из жизни стать жертвой забвения и т.д.
Значение выражение «кануть в Лету», то есть «исчезнуть в реке забвения», имело смыл исчезнуть навсегда из памяти людей, предаться забвению.
В наше время смысл выражения «кануть в Лету» несколько изменился и приобрел более широкое значение. Используют это выражение, когда говорят о пропаже кто-то или чего-то, когда кого-то или что-то очень сложно найти, а также о временном отсутствии кого-то или чего-то.
Иными словами выражение — «кануть в Лету» используется, когда речь идет не только о людях или живых существах, но и о неодушевленных предметах или каком-нибудь деле оставшимся незавершенным.
Крылатое выражение «ахиллесова пята» известно большинству из нас, но вот, все-таки, значение ахиллесовой пяты знают далеко не все. Так откуда же появилось это выражение и каково значение ахиллесовой пяты?
Согласно мифу при рождении Ахилла его матери было предсказано, что ее сын либо проживет долгую, но бесславную жизнь и умрет в глубокой старости или же он станет героем, но трагически погибнет в юношеском возрасте у стен Трои. Фетида, мать Ахилла, переживала за жизнь своего сына и решила сделать его неуязвимым. Для этого она взяла ребенка за пятку и с головой окунула в воды реки Стикс, которая, по преданию, являлась священной и протекала через подземное царство Аида (бога подземного царства мертвых в древнегреческой мифологии).
Но пятка Ахилла была единственной, что не коснулось священных вод. Спустя много лет Ахилл отправился в военный поход с единомышленниками на Трою, где и погиб от ранения врага, попавшего стрелой в его пятку.
С тех пор выражение ахиллесова пята имеет значение самого слабого и уязвимого места у человека, равно как и была пятка у Ахиллеса. Как сегодня применяется выражение ахиллесова пята? У каждого человека есть место, удар по которому как в прямом, так и переносном смысле, он воспримет наиболее болезненно. Это одна из самых слабых сторон человека, через которую есть возможность повлиять и воздействовать на него, преследуя свои цели.
Эрида — богиня раздора, не получив приглашение на свадебное торжество, решила явиться туда без него. В отместку за пренебрежение ее персоной, она затеяла испортить праздник. Уязвленная, она незаметно подбросила на стол золотое яблоко, с надписью: «прекраснейшей». Гера, Афина и Афродита в попытках разобраться, кому же должно принадлежать яблоко, вступили в ожесточенный спор. В надежде на заслуженный титул каждая перечисляла свои достоинства, и ни одна из них не думала уступать. Собравшиеся гости-боги даже не пытались рассудить их, ведь выбрать одну, значит обрушить на себя гнев другой. Тогда было принято решение отправиться богиням на гору Иду. Там Парис, сын троянского царя, должен был прекратить их спор.
Для того, чтобы завладеть яблоком, Афродита пообещала ему в жены красивейшую из женщин. Не впечатлившись богатством и властью, мудростью и военным искусством, которое сулили ему Гера и Афина, он выбрал Афродиту. Ведь желание любви было сильнее всех других достоинств. С этого момента богиня красоты взяла Париса под свою опеку. Две же других готовили план мести. Так, через некоторое время, по наставлению Афродиты он отправился в Грецию, где начал ухаживать за прекрасной, но замужней Еленой. Несмотря на то, что она была женой царя Спарты, заручившись поддержкой богини, он тайно увез Елену в Трою. Поддавшись чувствам, совершая этот безответственный шаг, он навлек беду на целых два народа.
Недолго думая, греки выступили против троянцев, и завязалась война. Несмотря на то, что греки превышали в количестве, два войска оказались одинаково сильными. На протяжении всего сражения Троя оставалась неприступна. Но обе стороны несли огромный ущерб. Жены, с детьми на руках, в разлуке со своими мужьями проклинали Париса и Елену, за их легкомысленный поступок.
Яблоко раздора — это повод для вражды и спора, причина разногласий и конфликтов.
Чудовище, описанное в легенде о Геракле: многоглавая змея (Лернейская гидра), у которой вместо каждой отрубленной головы отрастали две новые. И убить ее было невозможно. Но Геракл справился с этой задачей.
Употребляется применительно к злой, коварной силе, с которой трудно бороться, которая разнообразна в своих проявлениях.
Великая беда терзала афинян: раз в десять лет они должны были отсылать на остров Крит, к царю Миносу, четырнадцать прекрасных девушек и полных сил юношей.
И для чего? Он отдавал их на съедение быкоголовому чудовищу Минотавру, жившему в страшном Лабиринте – сооружении с таким множеством ходов и переходов, что каждый, кто вступал в него, уже не находил выхода и погибал.
Но вот нашелся герой Тезей, который решил положить конец позорной дани. Получив в дар от дочери критского царя Миноса Ариадны, полюбившей его, чудесную нить, Тезей укрепил ее у входа в Лабиринт, затем проник в него, убил страшилище и, держась за спасительную нить, выбрался обратно.
Вот почему «ариаднина нить» (или «путеводная нить») – это всякое верное орудие, указатель для разрешения запутанной задачи.
При рождении бога природы Пана, покровителя лесов, полей и их обитателей, его мать ужаснулась виду ребенка: рогатый, с копытцами, с расплющенным носом и козлиной бородкой. Он, едва родившись, начал прыгать и хохотать. Но Пан оказался добродушным веселым божеством, он изобрел флейту и превосходно на ней играл. И всё же люди, слыша дикие звуки, были уверены, что это Пан. От страха перед божеством они бросались в безоглядное бегство. Отсюда и возникло слово «паника».
«Панический страх; паника» – это смятение, не поддающееся рассудку, безотчетный ужас, охватывающий людей.
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами было проведен опрос - анкетирование обучающихся пятых классов. Цель опроса – выяснить, какое место занимают крылатые выражения в речи современных школьников. Всего в опросе приняли участие 70 человек. Цель опроса – выяснить, какое место занимают крылатые выражения в речи современных школьников.
Анализ полученных результатов показал, что только 17% обучающихся не знакомы с понятием «крылатое выражение», 83% респондентов это понятие знакомо.
Из опрошенных 43% встречали это понятие в учебниках и словарях, 38% - в речи других людей, 19% - в художественной литературе.
При этом 53% респондентов мало используют такие выражения в своей речи, а 33% - совсем не используют. Причина этого явления заключается в том, что 51% опрошенных нравятся такие выражения, но они их не запоминают, а 19% вовсе не знают таких выражений.
О происхождении крылатых выражений знают только 19% обучающихся; 57% - знают, но мало; 24% - ничего не знают. Хотели бы узнать о них больше - 79% респондентов.
Исследуя полученный в результате анкетирования материал, мы установили, что школьники мало знают о происхождении крылатых выражений, но хотели бы узнать больше, что подтверждает актуальность проведенного исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы провели анализ литературных источников, пришедших к нам из Древней Греции; нашли информацию о крылатых выражениях (в учебниках истории, словарях, сети Интернет); изучили историю происхождения крылатых выражений; провели опрос-анкетирование обучающихся, в процессе которого возрос интерес к крылатым выражениям; создали презентацию с материалами, которая может быть трансформирована для проведения уроков с обучающимися пятых классов.
По результатам исследований можно сделать следующие выводы: тема оказалась актуальна, так как обучающиеся редко используют в своей речи крылатые выражения; часто складываются ситуации непонимания обучающимися речи педагогов по причине незнания крылатых выражений; знания обучающихся в части крылатых выражений необходимо развивать и пополнять.
Цель, поставленная в работе, достигнута посредством решения задач исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Герои Эллады. - Москва: Высшая школа, 2017. - 576 c.
2. Древнегреческие мифы. Путешествие Одиссея. - М.: Астрель, 2016. - 212 c.
3. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях / Н.Ф. Золотницкий. - М.: Издание А. Ф. Девриена, 2014. - 300 c.
4. Климова, М. В. Великие мифы. Реальность или выдумка / М.В. Климова, О.А. Пухова. - М.: Мир книги, 2016. - 272 c.
5. Кун, Николай Легенды и мифы Древней Греции / Николай Кун. - М.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2016. - 926 c.
6. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. - М.: Правда, 2014. - 576 c.
7. Мифология. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, ДРОФА, 2016. - 736 c.
8. Мифология: иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Норинт, Ленинградская галерея, 2018. - 848 c.
9. Мифы и легенды народов мира. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, 2014. - 320 c.
10. Троянская война и ее герои. Приключения Одиссея. - М.: Россия молодая, 2015. - 256 c.
Почему Уран и Нептун разного цвета
Хризантема и Луковица
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Галка в чужих перьях
Композитор Алексей Рыбников