В данной проектной работе раскрыта тема по школьному краеведению « Природа моего края». Работа выполнялась с элементами исследования, в ходе работы изучили жизнь и существование байкальской нерпы, выполнены наглядные пособия: макет, планшет, рисунки и фигурки из камня и соленого теста. Проведено анкетирование одноклассников. В результате чего пополнился и расширился кругозор, проведена выставка, что способствует расширению интереса обучающихся, развитию патриотизма – знание истории своей малой родины, экологическому воспитанию школьников и бережному отношению к природе нашего края.
Вложение | Размер |
---|---|
stepanov_kirill_maou_sosh_no40_g._ulan-ude_3-a_klass.docx | 637.42 КБ |
АДМИНИСТРАЦИЯ Г.УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40
(МАОУ «СОШ №40 г. Улан-Удэ»)
670024,Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина 40,тел/факс:8(3012)37-97-45;E-mail: Skola40@yandex.ru; сайт http://maou-40m.buryatschool.ru/; ИНН/КПП 0323091894/032601001 ОГРН1020300978213
4 городская с международным участием дистанционная
научно-практическая конференция «Новое поколение»
учащихся начальных классов
Номинация: «Мои изобретения, мое творчество»
Тема: «История родного края»
Направление: Хобби (с элементами исследования)
Автор: Степанов Кирилл,
ученик 3 - «А» класса
МАОУ «СОШ № 40 г. Улан-Удэ»
Телефон: 89021640225
Руководитель: Дроздова. Елена Станиславовна
МАОУ «СОШ № 40 г. Улан-Удэ»
Учитель начальных классов.
Телефон: 89025655361
Улан-Удэ
2021 год
Содержание
1.Аннотация ………………………………………………………………. 3
2. Введение………………………………………………………………….3-5
3. Основная часть…………………………………………………………..5-9
3.1. Появление нерпы в Байкале…………………………………………..5
3.2. Описание нерпы…………………………………………………….…6-8
3.3. От кого надо защищать байкальскую нерпу?......................................8
4. Практическая часть…………………………………………………..….8-9
5.Заключение………………………………………………………………10
6. Список используемой литературы………………………………………12
7. Приложение № 1 Рисунки ребят нашего класса……………………...13-14
8. Приложение № 2.Планшет с фотографиями озера и ее обитателями…14
9. Приложение № 3. Макет Ушканьих островов………………………..15-16
1. Аннотация: В данной проектной работе раскрыта тема по школьному краеведению « Природа моего края». Работа выполнялась с элементами исследования, в ходе работы изучили жизнь и существование байкальской нерпы, выполнены наглядные пособия: макет, планшет, рисунки и фигурки из камня и соленого теста. Проведено анкетирование одноклассников. В результате чего пополнился и расширился кругозор, проведена выставка, что способствует расширению интереса обучающихся, развитию патриотизма – знание истории своей малой родины, экологическому воспитанию школьников и бережному отношению к природе нашего края.
2. Введение.
Мы живем в городе Улан – Удэ Республика Бурятия. Неподалеку от города на границе с Иркутском расположено самое глубокое, пресноводное, красивейшее в виде гигантского полумесяца озеро - Байкал. Озеро считается самым древним по происхождению, специалисты считают, что ему 20 – 25 миллионов лет. Максимальная глубина его достигает полтора километра. Вода в озере не только чиста, но и насыщена кислородом, поэтому ее считают полезной и даже лечащей. В весенний период прозрачность ее составляет почти 40 метров. Чистым озеро делают не только множество подземных источников, проходящих через систему природного фильтрования. В водах Байкала обитает микроскопический рачок Эпишура, который очищает воду от загрязнений и разложений. Из-за своих впечатляющих размеров озеро является одной пятой частью общемировых запасов пресной воды. Площадь Байкала примерно равна территории Бельгии, и составляет чуть более 31 тысячи квадратных километров. Озеро представляет собой огромную ценность для всего человечества. Уникальность и своеобразие растительного и животного мира озера Байкал признается учеными всего мира, многие его обитатели живут только здесь. Больше их нигде не найти. Это эндемики (от греческого endemos – местный), то есть такие виды животных и растений, которые встречаются только в определённом географическом районе. В мире нет другого озера, разнообразие которого было бы столь велико и уникально. В озере Байкал живёт около 2500 видов и подвидов животных и около 1000 видов растений.
Вот как пишет поэт Дамба Жалсараев:
«Та земля, где небо подпирают
Кряжистые кедры-старики,
Где в долинах долго не сгорают
Озорных саранок огоньки;
Та земля, где предков кровь густая
Пламенеет в ягоде лесной,
Где литою рожью прорастает
Пот, упавший на поле весной;
Та земля, где с детства даль за далью
Я прошёл, проехал, проскакал, -
Та земля зовётся Забайкальем –
Славным твоим именем,
Байкал!»
Целью нашего исследования стало изучение единственного представителя млекопитающих озера Байкал – нерпы. Когда мне было 5 лет мы с ребятами нашей группой детского сада «Золотая рыбка» ходили в музей природы Бурятии, где я впервые узнал об этих удивительных животных. Когда и как нерпа попала в Байкал? Углубить и расширить знания о Байкале, расширять кругозор, понимать красоту природы, воспитывать экологическую культуру, ответственность за судьбу озера, гуманное отношение к животным. Об этом я хочу рассказать Вам в своей исследовательской работе
Задачи:
1. Изучить литературу и ресурсы сети интернет.
2. Поделиться информацией с ребятами нашего класса.
3. Создать продукт – планшет с фотографиями озера и ее обитателями.
4. Макет Ушканьих островов – место обитания нерпы.
5. Провести исследовательское анкетирование среди одноклассников.
Гипотеза: что не все ребята владеют информацией о природных условиях жизни байкальской нерпы. Байкал уникальное озеро мира, которому нет равных.
Предмет исследования – история возникновения нерпы, описание и условия жизнедеятельности.
Методы исследования: изучение и анализ научной и познавательной литературы, использование ресурсов сети интернет, обобщения и систематизации полученных знаний
Актуальность нашей работы заключается в том, чтобы заинтересовать одноклассников, расширить их кругозор, любознательность об уникальном животном мире озера Байкал, и особенно о нерпах. Формировать навыки бережного отношения к природе.
3. Основная часть
3.1.Появление нерпы в Байкале
Байкальская нерпа – это единственный представитель млекопитающих в Байкале. До сих пор учёные не знают , как это животное попало в Байкал.
Большинство исследователей придерживаются точки зрения Ивана Черского о том, что нерпа проникла в Байкал из Северного Ледовитого океана через систему рек Енисей – Ангара в ледниковую эпоху, одновременно с байкальским омулем. Другие учёные предполагают проникновение нерпы по реке Лене, которая, как они думают, ранее вытекала из Байкала.
Нерпа – довольно крупное животное. Средний вес нерпы около 50 кг, самый большой вес самцов—130—150 кг, длина — около 2 метров. Рост нерпы заканчивается к 17—19 годам, а нарастание веса может продолжаться до конца жизни. Максимальный возраст самок 56 лет, самцов 52 года. У взрослых животных волосяной покров короткий, до 2 см, жесткий и плотный. Верх тела буровато-серый, с серебристым оттенком, низ несколько светлее. У нерп довольно толстый подкожный слой жира, который помогает беречься от холода и длительное время обходиться без пищи.
Нерпа очень осторожна и ее не всегда удается увидеть. Это симпатичное животное можно наблюдать весной в апреле-мае, когда нерпа выходит на лед понежиться на солнышке. Всю зиму она проводит подо льдом, дыша через отдушины-продухи – отверстия, проделанные нерпой во льду, которые разгребает когтями передних конечностей. Вокруг ее логово до десятка и более вспомогательных продухов, которые могут находиться от основного на десятки, и даже сотни метров.
Примерно в середине марта в снежном логове на льду появляются нерпята. Молодого нерпёнка – детёныша называют хубунком (от бурятского «хубун» - детёныш дикого зверя). У малышей мех белого цвета (за что их прозвали бельками), это позволяет оставаться малышам незаметными на снегу. В этот период нерпята кормятся молоком матери и в воду не ныряют, а лежат в логове. А в 2-3 месяца с переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята начинают линять и приобретают серебристо-серую окраску. Впервые перелинявшего нерпенка называют куматканом. К этому моменту они уже способны самостоятельно нырять и оставаться под водой длительное время.
Естественными врагами нерпят являются черные вороны и орланы – белохвосты. А так же – перелинявший нерпенок является самой желанной добычей браконьеров.
Нерпа питается (голомянкой, и байкальским бычком), ежедневно съедая около 3 -5 килограммов. В поисках пищи нерпа ныряет на глубину до 200 метров и остается под водой 20-25 минут. Этого времени ей достаточно, чтобы добыть пищу. В спокойной обстановке нерпа плывет со скоростью 10-15 км/ч, но в случае опасности, она развивает скорость до 20-25 км/ч.
Нерпа встречается практически по всему Байкалу, но проживает в основном на Северном и Среднем Байкале. Их любимое место – район Ушканьих островов, так же нерпа встречается на восточном побережье острова Ольхон и на полуострове Святой Нос
3.3. От кого надо защищать байкальскую нерпу?
Огромные потери байкальской нерпы были зафиксированы в 1996 году, в основном из-за браконьерской охоты, а также химического загрязнения озера. Формально байкальская нерпа до сих пор является промысловым видом и не занесена в Красную книгу, однако охота на нее была запрещена в 1980 году. До 2009 года выдавалась квота на промышленный отлов 50 животных. С конца 2014 года квота выдается только исследовательским институтам.
В настоящее время падение численности нерпы не фиксируется, но состояние Байкала не может не сказываться на его обитателях. Например, недавнее падение уровня воды привело к обсыханию нерестилищ рыбы — основного корма нерп. Существуют также угрозы, которые пока не реализованы, например строительство Шурэнской ГЭС на реке Селенге — крупнейшем притоке озера, что также может привести к сильному обмелению и будет опосредованно угрожать и нерпе тоже. 25 мая отмечается региональный детский и молодежный экологический праздник – «День нерпёнка».
4. Практическая часть
Мы решили узнать, что ребята знают о нерпе, и провели анкетирование среди одноклассников.
Вопросы анкеты для учащихся « Что вы знаете о нерпе?»
1.Знаете ли вы, что нерпа – единственное млекопитающее озера Байкал?
2.Знаете ли вы, что наибольший возраст нерп в Байкале 56 лет для самок и 52 года для самцов?
3.Знаете ли вы, что нерпы спят в воде?
4.Знаете ли вы, что есть такие острова, где можно увидеть десятки, и даже сотни нерп?
5.Знаете ли вы, чем питается нерпы?
6.Знаете ли вы, какого цвета детеныш нерпы?
7.Знаете ли вы, где зимует нерпы?
8.В какое время года рождаются нерпы?
На анкету ответило 30 человек. Было 8 вопросов.
Вопросы были составлены так, что уже из вопросов можно было узнать новое о нерпе. Некоторые ребята, которые не знали ответов на вопросы, написали, что хотели бы узнать побольше о нерпе. Также я попросил ребят нарисовать нерпу или её детеныша.
Рисунок 1
Из рисунка 1 видно, на вопросы 1, 3, 5, 6 знают ответ большинство ребят. Это были основные вопросы про нерпу. Ребята знают, что нерпа это млекопитающее, что она питается рыбой, что живет и спит в воде и что детеныш нерпы белого цвета.
На вопросы 2, 4, 7, 8 ответы знают мало ребят. Это были вопросы про возраст, место, где обитает много нерп – Ушканьи острова, как зимует нерпа и в какое время года рождаются детеныши нерпы.
На последний вопрос всего 5 человек ответило правильно, а 4 человека ответили «Да», но не уточнили ответ. То есть, многие ребята, как и я, думали, что нерпы рождаются в теплое время года.
Анкетирование показало, что ребята не очень много знают о нерпе.
Поэтому мои новые знания и наглядные пособия макет, планшет, фигурки из камня и соленого теста могут помочь расширить кругозор ребят моего класса, будут способствовать воспитанию экологической культуры, гуманному отношению к животным и понимать красоту нашей природы.
5. Заключение
Изучив научно – справочную литературу, информацию из интернета, узнали много интересных фактов о жизни уникального млекопитающего. Байкал – уникальное озеро. Уникальны и его обитатели. Пресноводный тюлень – байкальская нерпа – это загадка для ученых. Необходимо сохранить это древнее чудо! В ходе выполнения проекта с элементами исследования были созданы макет, планшет, организована выставка рисунков, которые можно использоваться как наглядный обучающий материалом по данной теме. Также было проведено анкетирование одноклассников на тему: «Что вы знаете о нерпе?». Выяснилось, что ребята о нерпе знают только основные факты. Как выглядит нерпа и детеныш нерпы, где нерпа живет, чем питается. Наша гипотеза подтвердилась. Поэтому новые знания помогут расширить кругозор ребят моего класса. А наше исследование, возможно, побудит ребят узнать больше о нерпе, природе Байкала и Бурятии. Цели и задачи реализованы, но наша проектная работа в будущем будет продолжаться, и пополняться сведениями по изучению природы нашего края, с изготовлением демонстрационных макетов. Нами запланированы мероприятия по просветительской работе с элементами экологического воспитания своих одноклассников и ребят нашей школы, с элементами творчества.
Нам, людям, нужно беречь и охранять красоту озера, любоваться им и любоваться нерпой, живущей на Байкале.
Сберечь нерпу – наш долг перед нашими предками и потомками!
Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба – у нас в руках!
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
И верю я: Байкалом будет
России слава прирастать!
И нам потомки не забудут
За это должное воздать.
6. Список используемой литературы:
Ресурсы всемирной сети Интернет:
7. Приложение 1
Рисунки ребят
Хобби с элементами исследования: Создание планшета
Хобби с элементами исследования: Создание макета
Огонь фламенко
Хитрость Дидоны
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Машенька - ветреные косы
Рождественский венок