Работа посвящена исследованию досуга детей в коми деревнях в середине 20 века и современных детей. В работе проводится сравнительный анализ игр современных детей и их предков(бабушек и дедушек).
Вложение | Размер |
---|---|
v_kakie_igry_igrali_nashi_babushki_i_dedushki.docx | 40.81 КБ |
Министерство образования, науки
и молодежной политики Республики Коми
Управление образования АМР «Княжпогостский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа» пгт Синдор
XXIV Республиканская конференция участников
туристско-краеведческого движения «Отечество – Земля Коми»
Секция «Культурное наследие Коми края»
Тема работы
«В какие игры играли наши бабушки и дедушки?»
Подготовила:
Хвищук Богдана Владимировна
учащаяся 6б класса
МБОУ «СОШ» пгт Синдор
169 225 пгт Синдор ул.Гагарина, 14
Домашний адрес: 169 225 пгт Синдор ул. Строителей д.29, кв.27
Контактный телефон:89121665760
e-mail: e.notia@mail.ru
Руководитель:
Чумакова Елена Леонидовна
учитель истории МБОУ «СОШ» пгт Синдор
169 225 пгт Синдор ул.Гагарина, 14
Контактный телефон:89121017566 e-mail:tchumackova.el@yandex.ru
Ссылка на видеозапись с выступлением защиты работы : https://yadi.sk/i/xiv1GOgVUFTUIw
Синдор
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. .стр.3-4
ГЛАВА 1
1.1. Игрушки..………………………………………………………… стр.4-6
1.2. Подвижные игры ……………………………………………… стр.7-10
ГЛАВА 2
2.1. Результаты опроса бабушек и дедушек……………………….. стр.11
2.2.Результаты опроса наших сверстников…………………………стр.12
2.3. Сравнительная характеристика игр наших предков и современных игр.…………………………………………………………………… стр.13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………стр.14
Источники информации………………………………………………стр.15
Приложение..……………………………………………………………стр. 16-17
Введение
Среди детских игр любой страны можно найти немало тех, возраст которых составляет уже несколько веков. Именно в эти игры играли, когда были маленькими, наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Не было еще ни телевизоров, ни компьютеров. Игрушки не покупались в магазинах, а были сплошь самоделками. Именно старые игры показывают, насколько богатой может быть фантазия: используя в качестве необходимого оборудования обычные чурочки, веревочки и дощечки, наши бабушки и дедушки играли в прекрасные содержательные игры, тренирующие ловкость, выносливость, точность движений, оттачивающие ум.
Главная проблема нашего поколения в том, что мы мало играем со сверстниками, в отличие от наших бабушек и дедушек. Мы очень мало общаемся и постоянно сидим в гаджетах. Компьютерные игры и социальные сети не могут заменить живого общения.
Цель данной исследовательской работы: узнать, в какие игры играли наши бабушки и дедушки.
Задачи:
• Изучить информацию по теме исследования
• опросить респондентов
• сравнить старинные и современные игры
• применить полученные знания на практике
Объект: досуг наших бабушек и дедушек в детском возрасте
Предмет исследования: игры и игрушки наших предков.
Актуальность: данная тема актуальна, так как нехватка живого общения - это одна из распространённых проблем современного общества.
Новизна: отсутствие исследований на эту тему.
Методы исследования:
-сбор и анализ информации
-опрос в форме анкетирования бабушек и дедушек
-опрос в форме анкетирования учащихся 5 –х, 7 классов МБОУ «СОШ» пгт Синдор
Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек и дедушек отличаются от современных игр, но есть «бабушкины» игры, в которые дети играют и сейчас.
Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш взгляд. Игрушку любят все – и дети, и взрослые. Для детей она забава взрослые же с радостью смотрят на красивые забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.
Игрушка всегда сопутствовала человеку. С самого детства игрушки помогают познавать окружающий мир. Кроме этого, с древности игры и игрушки учат детей труду и правилам поведения. И, конечно, начинается это познание с семьи, которая во все времена была основой общества. Именно в семье зарождаются традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. У каждого народа они свои.
Большой интерес для нас представляют самодельные игрушки народа Коми.
Традиционные игрушки:
1. Шур - шар - это национальный музыкальный инструмент народа Коми, который представляет собой погремушку. Изготовлялась игрушка взрослыми для увеселения маленьких детей из бересты, лёгкого, прочного, тёплого на ощупь материала. Уронишь такую погремушку – не разобьётся, только огня боится, так говорят про шур – шар. Так называли эту игрушку потому, что она шуршит. Звук у шур-шара приятный, успокаивающий. Тембр звучания этого инструмента зависел от его внутреннего наполнения и приемов игры. Береста обладает антисептическими, антигрибковыми, антивирусными свойствами, она устойчива к гниению.
2.«Шег» или «бабки» - игрушка из суставов задних ног (у копыта) овцы. У северных коми, занимающихся оленеводством – из суставов ног оленей. Уже в 40-е г. ХХв. На реке Печоре осталось только название «бабки». Применялись они для очень азартной игры, которая называлась также «бабки». В «бабки» играли на столе или на полу. Игровым полем было полотенце (гасило шум, производимый при сбрасывании костяшек, а также тормозило «бабки», не давая им далеко разлетаться за пределы игрового поля). На реке Печоре в «бабки» играли не только мальчики, но и девочки. Однако игры девочек проходили менее шумно. Мальчики никогда не брали девочек в свою игру, даже не позволяли находиться рядом момент игры, боясь сглаза. На севере основным материалом для игрушек была древесина. Из неё делали фигурки оленей, собак, игрушечные сани и т.д. Всё это и сегодня приобщает детей к природе северного края, к традиционным занятиям родителей, воспитывает любовь к родным местам.
3.«Вошлы» – грудная кость курицы или дичи.
4.Кукла
Кукла у коми народа- существо безликое (чтобы не сглазили дитя). В старину кукла и для девочек, и для мальчиков была маленьким знаком рода, символом материнства. По поверьям многих народов севера, кукла охраняла детский сон, была "берегиней" для ребёнка. Делали её из бересты и ткани. Бересту скатывали в трубочку, внутренним слоем наружу, внутрь вставляли лист бумаги, на котором была написана молитва матери. Одежду для такой куклы шили из лоскутов одежды старого человека и обязательно доброго(1).
1.Невод (тыв). Играющие выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5 - 2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал. Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.
2.РУКОЯТКА ЖЕРНОВА; МОЛЧАНКА. Каждый участник выставляет большой палец правой руки и кулаком захватывает большой палец другого игрока. Так образуется вертикальная цепь кулаков. После этого игроки, стоя на своих местах, или вращают импровизационной «мельницей», или медленно двигаются по ходу солнца и приговаривают: рукоятка жернова и коромысло. Кто заговорит - 10 щелбанов, кто не заговорит - 10 калачей. После произнесения приговорки игроки замолкают и начинают друг друга щипать, толкать, чтобы кто-то рассмеялся или сказал слово. Кто первым рассмеётся или скажет какое-то слово, его наказывают и затем продолжают играть дальше.
3.«ИГРА В МЕДВЕДЯ» (на пришкольной территории). Описание. По жребию (считалке) выбирают водящего – медведя. Остальные – сборщики ягод. Медведь становится на четвереньки на полу. Его накрывают большим покрывалом. Сборщики ягод ходят по кругу вокруг медведя, делают вид, что собирают ягоды, при этом поют: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, А медведь не спит и на нас рычи». Медведь сбрасывает покрывало и ловит ягодников. Тот, кого поймали, становится медведем, медведь – играющим. Если же поймать никого не удалось, то он вновь становится медведем. Его укрывают покрывалом, игра продолжается.
4.ВОРОБЕЙ. С помощью считалки выбирают участника, который становится «воробьём». Глаза ему завязывают платком. Остальные («кошки») ходят вокруг него и поют: «В наш весёлый сад прилетел воробей и поёт. Воробей, воробей, не дремли, Кто мяукнет, узнай»? Когда все умолкнут, кто-то из игроков мяукает. Если водящий отгадает мяукнувшего, то они меняются местами, а если нет - дальше будет водить.
5.МЫШЬ И УГОЛ. Из числа игроков выбирают водящего, который становится «кошкой», остальные «мышки». Играют в помещении с пустующими углами. Если угла не всем хватает, можно использовать стул. «Мышки» становятся по углам, а выбранная «кошка» ходит между ними и приговаривает: «Мышка, мышка, дай мне угол»! В какой-то момент «мыши» меняются углами, а «кошке» в это время надо успеть занять освободившийся угол. Кому не достанется угол, становится водящим.
6.ШАНДЫР-БАНДЫР. Для игры понадобится мяч. Количество игроков не ограничено. После определения водящего, начинается игра. Водящий, стоя в центре подбрасывает мяч и громко кричит - «Шандыр-бандыр ………… (имя любого игрока, например, Костя)». В это время все разбегаются в разные стороны, а игрок, чье имя крикнули, ловит мяч и говорит «СТОП». Участники останавливаются на местах. Водящий с места пытается осалить мячом любого игрока. Если он попадает, то осаленный игрок становится водящим и игра повторяется, если нет – то бегает за мячом и дальше пытается в кого-нибудь попасть.
7.ЧУР, ГОЛОВА! (ЧУР, ЮР!) Выбирают ловящего и убегающего. Остальные игроки образуют пары: один из них встаёт на корточки, а другой стоит за ним. Между ними один игрок убегает, а другой догоняет. Чтобы избежать осаливания, убегающий может встать перед парой, и тогда третий, задний, начинает убегать вместо него; или дотронуться до головы сидящего, сказать «чур, юр!» («чур, голова!») и сесть на его место, а третий, стоящий сзади, начинает убегать. Если водящий успеет запятнать убегающего раньше этого, тогда сам от него будет убегать.
8.ИГРА С ВЕРЁВКОЙ (ГЕЗЙӧН ВОРСӧМ) Игроки встают кругом, обеими руками держатся за верёвку, которая образует круг. Выбирают одного участника, который входит в круг. Ему надо найти удобный момент и резким движением прикоснуться до чьей-нибудь руки. Игрок, чтобы не попасться, убирает одну руку с верёвки. Тогда водящему нельзя трогать другую руку. Кого осалят, тот становятся водящим.
9.ИГРА В ПРОКЛАДЫВАНИЕ ЛЫЖНИ (ВОРСЭМ ЛЫЗЬ ТУЙ) В игре участвуют мальчики 12-14 лет, от 4 до 20 и более человек. Она проводится на слабопересеченной местности без проложенной лыжни. Обозначается линия старта. В 150-800 м от нее (в зависимости от плотности и глубины снега, количества игроков в команде и их физической подготовленности) отмечается место поворота. Описание. Участники делятся на две-пять команд, в каждую из которых входит от 2 до 10 и более лыжников. На старте команды выстраиваются колоннами (по одному). Очередность лыжников в команде произвольная. По общему сигналу команды начинают бег - прокладывание лыжни (лызь туй) до места поворота и обратно. Команда-победитель определяется по времени прихода последнего лыжника команды. Правила. Все лыжники команды должны идти по одному следу, проложенному идущим первым лыжником этой команды. Смена лыжника, прокладывающего лыжню первым, в каждой команде производится по ее решению.
10. ЛАПТА
Цель игры: развить у детей быстроту реакции и ловкость движений.
Необходимое оборудование: небольшой резиновый мяч и бита (дощечка длиной 60 см, обструганная с одного конца).
Ход игры. В лапту играют двумя командами по одинаковому количеству игроков в каждой. На площадке огораживают или расчерчивают игровое поле (оно должно быть большим). Одна из команд становится внутри поля, а другая — за его пределами, причем с одной его стороны. На поле в стороне, противоположной команде, стоящей за «городом», рисуется «дом» — линия, до которой должен будет дойти игрок.
Игра начинается. Один из игроков команды, стоящей за «городом», кладет себе под ноги мяч и бежит к «дому», отбивая мяч битой так, чтобы мяч постоянно катился перед ним. Игроки команды, находящейся в пределах игрового поля, стараются помешать игроку достичь «дома». Если им это удается, то мяч передается другому игроку команды за «городом», и тот делает свою попытку. Если же игрок оказывается более ловким, то он достигает «дома», отбивая мяч, и таким же образом возвращается обратно.
Примечание. В эту игру лучше всего играть таймами по 20—30 минут каждый. По окончании каждого тайма команды меняются местами (и ролями). После игры подсчитываются результаты. Та команда, игрокам которой удалось большее количество раз довести мяч до «дома» и обратно, считается победившей.
11. Зимой играли в снежки, катались на деревянных санках с горки.
12. Мальчишки с самодельными деревянными ружьями играли «в войнушку», девочки - в «дочки-матери».
2.Практическая часть.
2.1. Результаты опроса бабушек и дедушек.
Было опрошено 17 человек.
Таблица№1 «Игры 20 века»
НАЗВАНИЕ ИГР | КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК |
лапта | 8 |
молчанка | 8 |
догонялки | 8 |
салки | 8 |
прятки | 8 |
снежки | 8 |
классики | 8 |
городки | 4 |
невод | 4 |
кукупара | 4 |
воробей | 4 |
игра в медведя | 2 |
шандыр-бандыр | 2 |
гезйон ворсом | 2 |
шашки | 2 |
карты | 2 |
Таким образом, наши респонденты, в большинстве своем, играли в подвижные игры на свежем воздухе.
Записано со слов Бандыкиной Н.С. 1956 г.р. «Мы в детстве дома не сидели, много времени проводили на улице, особенно летом ».
2.2. Результаты опроса наших сверстников
Было опрошено 43 человека –учащихся 5-х, 7 классов
Таблица №2 «Игры 21 века»
Название игр | Количество человек |
компьютерные игры | 43 |
спортивные игры | 35 |
настольные игры | 35 |
салки | 43 |
прятки | 43 |
снежки | 43 |
«Акула» | 43 |
«Казаки –разбойники» | 43 |
классики | 25 |
куклы | 15 |
жмурки | 25 |
«Веселая бочка» | 10 |
«Рыбак и рыбка» | 5 |
кубик Рубика | 1 |
Таким образом, наши сверстники , в отличие от бабушек и дедушек , играют в большинстве своем, в компьютерные игры. Положительным моментом является то, что и подвижные игры на свежем воздухе также присутствуют в досуге наших ровесников.
2.3. Сравнительная характеристика игр наших предков и современных игр.
Таким образом, изучив игры разных поколений, я пришла к выводу, что они различаются следующими позициями:
1. У современных девчонок и мальчишек меньше подвижных игр в отличие от наших предков.
2. Мои сверстники отдают предпочтение компьютерным играм.
3. Игры наших бабушек и дедушек чаще были подвижными и на свежем воздухе.
В то же время, удалось выяснить, что у разных поколений есть и общие моменты:
1.Есть «бабушкины» игры, в которые играем и мы.
2. Есть у обоих поколений игры и развлекательного, и познавательного характера.
3. Подвижные игры и тогда, и сейчас развивают ловкость, внимание, воображение.
Вывод
Таким образом, с поставленной целью мы справились. Мы узнали, в какие игры играли наши бабушки и дедушки.
В ходе исследования мы узнали, что есть интересные игры, которые мы не знаем, и в которые играли наши бабушки, например: лапта, шандыр-бандыр, невод. В такие игры как, догонялки, прятки, жмурки, классики играем и мы сейчас. Так, наша гипотеза подтвердилась. Если наши бабушки, когда были детьми, играли в подвижные игры, то в наше время дети предпочитают компьютерные игры. Подвижных игр в детстве наших бабушек и дедушек было больше.
Народные игры оказались интересными для современных девчонок и мальчишек. Они не должны быть забыты!
Игры, в которые играли наши бабушки, несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Они развивают внимание, выносливость, ловкость, воображение, учат общению.
Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть. Будем в них играть, сохранять традиции!
Список источников информации
Н. С. Бандыкина-1956 г.р.
Н. М. Бандыкин-1951 г.р.
Н. Г. Подвёрткина-1945г.р.
Г. С. Кучерова-1951 г.р.
Е. В. Ершова-1956 г.р.
Л. А. Мамонтова-1955 г.р.
В. Г. Чупрова-1957 г.р.
Н. С. Чупахина-1954 г.р.
Т.И. Сырцова, 1956 гр.
И.С.Кузьмина, 1961 г.р.
З.К.Сенюкова , 1960 г.р.
Т.В.Максарова , 1958 г.р
М.А.Ведерникова , 1945 г.р.
Н.В.Сологубова, 1958 г.р.
И.Б.Тарасенко, 1962 г.р.
Н.В.Титаренко , 1957 г.р.
Л.Т.Сахнюк, 1957 г.р.
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Как я избавился от обидчивости
Рождественские подарки от Метелицы
Красочные картины Джастина Геффри
Акварель + трафарет = ?