Работа подготовлена к юбилею Победы в Великой Отечественной войне
Вложение | Размер |
---|---|
v_pamyati_svoey_sohranim.docx | 586.84 КБ |
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Городской конкурс
учебно-исследовательских и творческих работ
«Юность в науке»
Направление работы:
социально-гуманитарные и экономические науки
В памяти своей сохраним
Автор работы:
учащийся 3-А класса МАОУ СОШ № 2
Могильный Ярослав Александрович
Научный руководитель:
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2
Побрус Инна Николаевна
В памяти своей сохраним
Могильный Ярослав Александрович,
учащийся 3-А класса МАОУ СОШ №2 города Покачи
План исследования
Своё исследование я начал с поиска информации о войне. С темой войны мы, конечно знакомы. О войне нам рассказывают на классных часах, на уроках рисования мы рисуем на военную тему, в школе проводятся различные конкурсы в музее проходят выставки, посвященные этой теме. Когда осенью мы ходили в музей, нам показывали предметы, которые являются подлинными экспонатами военного времени. В конце мероприятия мальчикам предложили за 30 секунд надеть на себя военную форму. Без тренировки это оказалось не так уж и легко.
Чтобы ознакомится с дополнительной литературой о войне, я решил посмотреть книги в библиотеке. Книги оказались разные. Это и художественные произведения, и справочники по истории, где упоминаются и события, и участники Великой Отечественной войны. Я стал интересоваться, как в интернете можно узнать о судьбах конкретных людей, участвующих в войне.
Оказалось, есть сайты, где можно найти какую-либо информацию об участниках войны. Например: сайт «Подвиг народа», сайт «Мемориал».
Следующим этапом моей работы было проведение анкетирования среди учащихся 4-ого класса и взрослых (родители и их знакомые), анализ анкет.
Были предложены следующие вопросы:
Затем предстояла очень кропотливая работа. Сбор и редактирование материала. Информацию собирали по крупицам. В моей семье в подборе материала участвовали: я, мама, папа, моя бабушка.
Так как материал смогли предоставить пять учеников нашего класса и наша учительница, мы решили приобщить к работе материал учеников 5-а класса. В прошлом учебном году они готовили информацию о своих прадедах. В итоге, в своей работе я представил одиннадцать участников войны.
На следующем этапе работы мы рассмотрели материал по пунктам:
а) сколько учеников смогли предоставить информацию (22%),
б) национальность бойцов,
в) какими боевыми наградами были удостоены (приложить подтверждение, если есть), название наград, их значимость уточняли, используя книгу Симаковой В.С. «Словарь исторических терминов», книгу Кузнецова А.А. и Чепурнова Н.И. в 2-х томах «Наградная медаль»,
г) исследовать архивные документы (сайт «Подвиг народа», сайт «Мемориал»),
д) по наградам уточнить фронтовую дорогу до Берлина.
В ходе проведенной работы были сделаны следующие выводы: война начинается тогда, когда люди забывают, сколько горя она приносит; мне удалось систематизировать мои знания об участии моего прадеда в Великой Отечественной войне; я расширил свои знания об истории Великой Отечественной войны; наши прадеды были разных национальностей, но это не помешало им одержать победу; наша армия освободила от фашизма и Европу.
Гипотеза моего исследования, что память о Великой Отечественной войне сохранится, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать эти знания по наследству, подтвердилась.
В памяти своей сохраним
Могильный Ярослав Александрович,
учащийся 3-А класса МАОУ СОШ №2 города Покачи
Описание исследовательской работы
Пусть люди эти дни не позабудут!
Пусть память свято сохранит те имена,
Которые приблизили Победу –
Своими жизнями перечеркнув «война»…
Как-то на классном часе мы слушали записи учеников одного из классов нашей школы о родственниках, воевавших в годы войны. Очень интересно было слушать о жизни людей того времени.
Кто-то ушёл на фронт, кто- то остался работать в тылу. Но все они вместе приближали победу над фашисткой Германией. Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится всё меньше. Это наши прабабушки и прадедушки.
Война закончилась почти 70 лет назад, а память живёт о ней до сих пор. Четыре долгих года шла война. Мы должны помнить, какой ценой было завоёвано счастье и мирная жизнь. Память об этой войне будет жить до тех пор, пока мы будем о ней говорить, писать, рисовать. Мы не видели войны, но мы знаем о ней. Великая Отечественная война пришла в каждый дом, в каждую семью.
Я знал, что в моей семье есть непосредственные участники Великий Отечественной войны, однако, сведения об их участии были отрывочными. Я решил собрать сведения не только о своих близких, но и родственниках моих одноклассников.
Мне предстояло узнать об участии людей в Великой Отечественной войне, в ходе которой была одержана нелегкая победа. О героях, которые не жалели своих жизней, приближая победу.
Эта работа посвящена ветеранам Великой Отечественной войны, которые являются нашими родственниками.
А кто эти героические люди, когда-то также учившиеся в школе, и что о них мы можем рассказать, предстояло выяснить.
Перед войной год за годом наша страна крепла и хорошела. Люди распахивали поля, строили новые города, заводы, фабрики, растили и учили детей, радовались своим успехам, гордились своей страной.
Ранним утром, 22 июня 1941 года, без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. На нашу страну обрушились тяжёлые испытания. Весь Советский народ поднялся на Отечественную войну против ненавистного врага. Поэтому она названа Великой! Ее назвали Отечественной потому, что это была война во спасение Отечества!
Четыре страшных года, 1418 дней и ночей, длилась Великая Отечественная война. Это была священная народная война. Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину мог ее спасти. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества. Красная Армия и весь наш народ встал на защиту Родины.
Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат. Их именами называют сёла, улицы.
Вот уже более70 лет минуло с той поры, когда коварный враг напал на нашу страну. Много людей не вернулось домой. Они остались на бесчисленных полях сражений, погибли в концлагерях, умерли от голода. Много без вести пропавших солдат, которых даже не смогли похоронить их родные. Но люди нашей страны стойко выдержали все тяжёлые испытания.
9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с войны. Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах рядовые солдаты и офицеры, рабочие и колхозники, взрослые и дети.
Так если мы знаем всё о войне, то почему опять где-то взрываются снаряды, погибают или становятся инвалидами старики и дети? Нет, последнее слово о войне ещё не сказано.
Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, в сохранившихся документах той поры.
А что мы, нынешнее поколение, знаем о войне? Имеем ли мы возможность сохранить в своей памяти воспоминания близких нам людей о том тяжёлом времени? Это я и хочу выяснить.
а) Анкетирование
Перед сбором информации о прадедах, мы провели анкетирование среди детей 4 класса и взрослых (родителей и их знакомых), в ходе которого нужно было выяснить: знают ли наши современники о своих родственниках, живших в годы Великой Отечественной войны, как они относятся ко Дню Победы. (Приложение I)
Результаты анкетирования детей. (Приложение II)
Ответ | Знаю | Не знаю |
Число | 16 | 6 |
2) Знаете ли вы как жила ваша семья в годы Великой Отечественной войны?
Ответ | Да | Нет |
Число | 7 | 15 |
3) Дома вы когда-нибудь говорили о Великой Отечественной войне?
Ответ | Да | Нет |
Число | 14 | 8 |
4) Как вы считаете, нужно ли современным детям знать, как жилось их сверстникам в годы войны?
Ответ | Да | Нет | Не знаю |
Число | 16 | 1 | 5 |
5) День Победы для вас Великий праздник?
Ответ | Да | Нет | Не знаю |
Число | 21 | _ | 1 |
Результаты анкетирования взрослых людей. (Приложение III)
Ответ | Знаю | Не знаю |
Число | 21 | 1 |
Ответ | Да | Нет |
Число | 15 | 7 |
Ответ | Да | Нет |
Число | 12 | 10 |
Ответ | Да | Нет | Не знаю |
Число | 14 | 1 | 7 |
Ответ | Да | Нет | Не знаю |
Число | 16 | _ | 6 |
Проанализировав анкеты, меня очень удивил ответ взрослых людей на последний вопрос: «День Победы для вас Великий праздник?». 27% взрослых людей не определили своё отношение к Великому празднику. Видимо, эти люди своего прошлого уже не знают.
б) Сбор и оформление воспоминаний
В ходе подробного опроса своих родственников о моём прадедушке мне удалось записать информацию, которую я представляю «Мой прадедушка в годы Великой Отечественной войны».
Мой прадедушка Могильный Владимир Никитович(украинец) родился 20 апреля 1926 года в посёлке Волчеяровка Луганской области (Украина). Его дядя был партизаном. По доносу предателей дядю схватили фашисты. Когда немцы вели дядю по улице, мой прадедушка отвлёк немцев, чтобы дядя смог бежать.
В январе 1942 года прадедушка с другом решили ночью бежать через линию фронта. Передовая линия проходила через реку Северский Донец. Когда парни перебегали реку по льду, то фашисты убили товарища пулемётной очередью. Прадедушке повезло. Он добежал до линии фронта и попал к советским солдатам. В то время ему было 16 лет. Прадедушка попросился на фронт добровольцем.
Его послали на полгода учиться в артиллерийскую школу. После окончания школы он получил звание сержанта и был отправлен на фронт. При освобождении Варшавы прадедушка был ранен. После лечения в госпитале продолжил свой боевой путь.
Войну закончил в Берлине. Награды: медаль «За освобождение Варшавы», медаль «За освобождение Праги»», медаль «За взятие Берлина», медаль «За отвагу», орден Отечественной войны II степени. (Приложение IV)
После войны мой прадедушка встретил девушку Женю. Ей было 14 лет, когда началась война. Она рассказывала моему дедушке Толе (своему сыну), как немцы выгнали их из дома и первое время они все прятались в сарае, без еды и воды.
Когда Красная Армия освободила их деревню, жизнь постепенно стала налаживаться. После войны прадедушка Володя и прабабушка Женя поженились. Они построили свой дом, завели хозяйство (огород, корову).
Прабабушка работала на заводе, а прадедушка в шахте. Прадедушка умер в 1996году, а прабабушка Женя - в 2011 году.
слева - прабабушка Женя прадедушка Володя
справа-прадедушка Володя
Я мог бы представить больше информации. Мой дядя сохранил награды, с подтверждающими удостоверениями, «Благодарность» от И.В. Сталина. Но все эти документы остались в городе Лисичанск Луганской области. Так как в настоящее время в Луганской области идут боевые действия, мои родственники вынуждены были покинуть свою родину. А для вывоза наград нужно было оформлять особые документы. Заниматься подобным было небезопасно. Но мы надеемся, что мирное время всё-таки наступит в Украине, и мы сможем перевезти оставшиеся документы и награды.
Информация учащихся о своих родственниках – участниках ВОВ
Воспоминания своих родных наши школьники и наш классный руководитель собирали по крупицам. В итоге, включая и мои записи, в работе рассказывается об одиннадцати участниках войны.
Никитин Станислав (ученик 3-А класса):
«Мой прадед, Бородулин Станислав Вениаминович (русский), родился 25 августа 1925 года в деревне Лыкова (ныне Красногорка) Упоровского района Тюменской области. В армию был призван 23 февраля 1943 года в 18 лет.
Прадедушку послали на учёбу в Красноярскую лётную школу, которую он закончил с отличием. После школы был направлен в 933-ий лётный полк. Освобождал от фашистских захватчиков территории Украины, Венгрии, Польши, Румынии, Болгарии.
Победу встретил в венгерском аэропорту г. Будапешта. После войны 13 лет служил в г. Вильнюс (Литва) до 1956 года. По окончании демобилизации получил высшее образование - Омский ветеринарный институт. Получил специальность ветврача. Жил и работал со своей семьёй в селе Упорово Упоровского района, Тюменской области. Прадедушка умер 5 июля 2008 года.
Награды: орден Жукова, медаль «За оборону Сталинграда», медаль «За отвагу», а также юбилейные медали. После войны, 11 марта1985 года, получил орден Отечественной войны II степени (№1475600)». (Приложение IV)
Акифьев Сергей (ученик 3-А класса):
«Моего прадеда звали Тимошенко Николай Феодосиевич (украинец). Он родился в 1923 году в городе Сквира, Украина. Там же он закончил школу.
После окончания школы прадедушка учился в лётном училище и стал лётчиком-испытателем. Во время войны он бомбил врагов. Умел составлять карты и схемы местности.
Мой прадед был награждён медалью «За отвагу». Умер в 1956 году».
Лунёв Константин (ученик 3-А класса):
«12 июня 1941 года началась война. А 10 января 1942 года из села Кабанск республики Бурятия ушёл на фронт мой прадедушка, Грибанов Илья Антонович (русский). Он погиб под Ленинградом 15 декабря 1944 года». (Приложение V)
Чмерук Александр (ученик 3-А класса):
«Дедушка моей мамы, Горбунов Алексей Степанович (русский), родился в 1915 году в посёлке Дорофеевка Кокчетавской области (Казахстан). Когда началась война, в 1941 году был направлен в 600-ое отделение стрелкового батальона 310-ой стрелковой дивизии. Был назначен командиром отделения.
Мой прадедушка был ранен в лобную часть головы. После тяжёлого ранения к дальнейшей службе был непригоден. Поэтому по ранению его комиссовали из госпиталя 8 мая 1943 года. После войны поддерживал хорошие отношения с военным хирургом Ескавым Назаром Ефремовичем.
Дедушка имел награды. Ушёл из жизни 4 октября 1978 года».
Полоухов Александр (ученик 5-Б класса):
«Мой прадедушка, Полоухов Алексей Александрович (русский), прошёл всю войну. Служил в составе народного комиссариата внутренних дел СССР. Дедушка занимался поиском и обезвреживанием вражеских разведчиков.
У деда Алёши много наград: медаль «За отвагу» и др. Он всегда их надевает в праздничный день 9 мая. А ещё на фронте он познакомился с моей прабабушкой Шурой. После войны они поженились.
Пашаева Марина (ученица 5-Б класса):
«Мой дедушка, Пашаев Наврузбек Каримович (лезгин), родился в 1924 году в Азербайджане. Когда в июне 1941 года началась война, мой дедушка учился в фабрично-заводском училище в городе Баку. Его отправили на курсы в офицерское училище. Свой боевой путь дедушка начал на Сталинградском фронте. Он принимал участие в ожесточённых боях за город Сталинград. За проявленную храбрость в боях за город дедушке объявили личную благодарность от командующего 62-ой армией генерала армии Чуйкова. В 1944 году батальон, в котором служил дедушка, один из первых форсировал Днепр. В том же году он получил тяжёлое ранение и был отправлен домой.
После войны мой дедушка работал председателем сельского совета в родном селе. Дедушка был награждён медалями и орденами за проявленную храбрость. Спасибо деду за победу!»
Ахметова Амила (ученица 5-Б класса):
«Мой прадедушка, Каримов Максум Сабирович (татарин), родился 10 февраля 1925 года в деревне Дым-Тамак (Татарстан). Когда он ушёл на войну, ему не было и 18 лет. А чтобы прадедушку взяли на фронт, он исправил в документах дату своего рождения. На войне мой дедушка был водителем у сапёров. В 1944 году в бою под Брянском он захватил в плен немецкого солдата и привёл его в штаб своего командования. За выполнение этого приказа прадедушка был награждён орденом Красной Звезды.
За годы войны прадедушка получил три ранения. Он вернулся с войны осенью 1945 года. С осколком в плече прадедушка прожил до конца жизни. Умер в 2003 году в возрасте 79 лет.
Спасибо моему деду за Победу! Вечная память героям!»
Гринько Дарья (ученица 5-Б класса):
«Мой дедушка, Садиков Газиз (татарин), участвовал в Великой Отечественной войне. Но до Берлина не дошёл. Из-за тяжёлого ранения его отправили в госпиталь. У прадедушки была раздроблена щека. Осколки сильно повредили правую часть лица, из-за чего одним глазом он не видел. Мой дедушка был награждён медалью «За отвагу», орденом «Победа» и другими наградами. После лечения в госпитале прадедушка вернулся к родным в деревню и прожил ещё 38 лет. Его не стало в 1983 году».
Ганеева Альбина (ученица 5-Б класса):
Моего прадедушку (дедушку моей мамы), звали Мухаматдин Ахсанович Шамсутдинов (татарин). Он родился в 1924 году. В 1942 году, в возрасте 18-ти лет ушёл на фронт. Служил матросом береговой охраны. Прошёл всю войну без ранений и вернулся с победой в 1947 году, так как участвовал в войне с Японией.
У прадедушки было много медалей и орден Отечественной войны. Он умер 12 декабря 2002 года. Спасибо тебе, дедушка, за мирное небо!»
Побрус Инна Николаевна (классный руководитель):
«Мой дедушка(по папиной линии), Плутенко Иван Иванович (украинец), ушёл на войну в начале июля 1941 года (14 октября 1941 года у него родился сын). Служить дед попал в 68-ую Гвардейскую дивизию роту связи.
Под Сталинградом был тяжело ранен в ногу. Его лечили восемь месяцев в госпиталях г.Воронежа и г.Ижевска. Но ногу сохранить так и не удалось.
В мае 1944 года его отправили домой в совхоз Степной, Тимирязевского района, Северо–Казахстанской Области. Там жил со своей семьёй и работал много лет. Умер в возрасте 86 лет.
Мой дед был награждён восемью боевыми наградами. Среди них: медаль «За отвагу» (Приложение VI), орден Отечественной войны I степени (Приложение VII)».
Вывод: в сборе информации участвовало 50 человек. Но только 11 человек смогли оформить информацию. А это 22%.
Поработав с материалом, я выяснил, что нашу Родину самоотверженно защищали люди из разных уголков нашей страны. 11 человек, которые упоминаются в работе, были разных национальностей.
национальность | русские | украинцы | татары | лезгины |
количество | 4 | 3 | 3 | 1 |
Все они освобождали от врага одну страну, одну Родину.
Наши прадеды за свои подвиги были награждены медалями и орденами: орден Жукова, орден Красной звезды, орден Отечественной войны I и II степени, орден Победы. (Приложение VIII) Медали: «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За взятие Праги», «За Отвагу». (Приложение IX)
Теперь я знаю, как эти награды выглядят и как называются. По названиям наград, упомянутых стран можно проследить боевой путь наших прадедов. Их фронтовая дорога прошла не только по дорогам нашей Родины, но и Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии, Германии.
Вывод: наши прадеды освободили от фашистских захватчиков не только свою страну, но и страны Европы.
В ходе своей исследовательской работы я сделал несколько важных выводов:
участии моих родственников в Великой Отечественной войне, расширить свои знания по истории войны.
Победу над фашисткой Германией.
которые участвовали в Великой Отечественной войне.
утеряна навсегда. Только 22% участвующих в сборе материала смогли его предоставить. Я благодарен своим родителям, бабушке за то, что они смогли рассказать мне о моём прадеде.
Исследование показало, если каждый человек будет знать о войне и будет передавать эти знания по наследству, память о Великой Отечественной войне сохранится.
Выдвигаемая гипотеза подтвердилась.
Список литературы и используемые интернет-ресурсы:
Рисуем крокусы акварелью
Рисуем зимние домики
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Как нарисовать ветку ели?
Мороз и заяц