Объектом исследования стал биоценоз кораллового рифа на примере мультфильма «Подводная братва». Выдвинута гипотеза: все животные – герои из мультфильма «Подводная братва» - это вымысел сценаристов, таких видов в природе и взаимоотношений между организмами не существует.
Цель работы: изучить видовое многообразие фауны биоценоза кораллового рифа и провести сравнительный анализ видов по морфологическому и этологическому критериям в естественной экосистеме и в мультфильме «Подводная братва».
Работа осуществлялась поэтапно, через решение следующих задач:
В ходе исследования изучено 15 источников информации, указанных в списке литературы, использованы следующие методы: беседы с учащимися, наблюдение, сравнительный анализ, моделирование, определение универсальных учебных действий.
По результатам работы были сделаны следующие выводы:
Сценаристы и художники при создании данного мультфильма опирались на внешние данные, особенности поведения настоящих рыб. Таким образом, поставленная гипотеза о том, что в мультфильме всё неправда и вымысел не подтвердилась. Результатом работы стало изготовление собственной модели кораллового рифа из подручных материалов. Создана презентация, составлена раскраска для младших школьников. В 1 б классе проведён классный час «Обитатели кораллового рифа», где ребята познакомились с морскими обитателями, отгадывали загадки, раскрашивали предложенные илллюстрации. Определены результаты работы в контексте ФГОС. Данный материал можно использовать на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_biotsenoza_korallovogo_rifa_gredin_dmitriy_nauchnyy_ruk._lazutkina_g.e.docx | 31.68 КБ |
XIII городская конференция проектных и исследовательских работ
школьников г. Искитима
Номинация: «Исследовательская работа» Предметная область: «Естественные науки» Возрастная группа: средняя
Изучение биоценоза кораллового рифа на примере мультфильма «Подводная братва»
Автор: Гредин Дмитрий, МАОУ СОШ № 4 г. Искитима, 7 «Г» класс
Научный руководитель:
Лазуткина Галина Эдуардовна, учитель биологии МАОУ СОШ № 4 г. Искитима
г. Искитим, 2018 г.
Оглавление
Введение______________________________________________________________3
Глава 1. Изучение кораллового рифа на примере мультфильма «Подводная братва»__________________________________________________________3
1.1. Понятие «биоценоз» и систематические группы фауны кораллового рифа__________________________________________________________________3
1.2. Сравнительный анализ видов фауны биоценоза кораллового рифа в естественной экосистеме и в мультфильме «Подводная братва» по морфологическому и этологическому критериям___________________________4
1.3. Выводы: правда или вымысел героев мультфильма и их прототипов_____________________________________________________________7
1.4. Результаты работы над исследованием кораллового рифа в контексте ФГОС_____________________________________________________________________8
Заключение____________________________________________________________9
Список использованной литературы___________________________________________9
Приложения:__________________________________________________________10
Приложение 1. Фото представителей биоценоза кораллового рифа______________________________________________________________________10
Приложение 2. Раскраска «Обитатели кораллового рифа» (отдельно)
Введение
Объектом исследования стал биоценоз кораллового рифа на примере мультфильма «Подводная братва». Выдвинута гипотеза: все животные – герои из мультфильма «Подводная братва» - это вымысел сценаристов, таких видов в природе и взаимоотношений между организмами не существует.
Цель работы: изучить видовое многообразие фауны биоценоза кораллового рифа и провести сравнительный анализ видов по морфологическому и этологическому критериям в естественной экосистеме и в мультфильме «Подводная братва».
Работа осуществлялась поэтапно, через решение следующих задач:
1. Проконсультироваться с учителем биологии и составить план работы;
2. Изучить всю имеющуюся в распоряжении литературу и другие источники информации через Интернет о фауне кораллового рифа;
3. С помощью атласов-определителей узнать по морфологическому критерию виды животных из мультфильма «Подводная братва» и выяснить особенности их поведения в природе;
4. Провести сравнительный анализ обитателей рифа в естественных условиях и показанных в мультфильме;
5. Определить результаты работы над исследованием кораллового рифа в контексте ФГОС.
6. Создать собственную модель кораллового рифа из имеющихся подручных материалов.
В ходе исследования изучено 15 источников информации, указанных в списке литературы, использованы следующие методы: беседы с учащимися, наблюдение, сравнительный анализ, моделирование, определение универсальных учебных действий.
По результатам работы были сделаны следующие выводы:
Сценаристы и художники при создании данного мультфильма опирались на внешние данные, особенности поведения настоящих рыб. Таким образом, поставленная гипотеза о том, что в мультфильме всё неправда и вымысел не подтвердилась. Результатом работы стало изготовление собственной модели кораллового рифа из подручных материалов. Создана презентация, составлена раскраска для младших школьников. В 1 б классе проведён классный час «Обитатели кораллового рифа», где ребята познакомились с морскими обитателями, отгадывали загадки, раскрашивали предложенные илллюстрации. Определены результаты работы в контексте ФГОС. Данный материал можно использовать на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Глава 1. Изучение кораллового рифа на примере мультфильма «Подводная братва»
1.1. Понятие «биоценоз» и систематические группы фауны кораллового рифа
Свою работу я начал с изучения различных источников информации и узнал, что биоценоз – это сообщество живых организмов, у которых в природе складываются сложные взаимоотношения, как правило, пищевые. В биоценозе имеются организмы-продуценты – это зелёные растения, под водой водоросли, которые создают «продукт» - органическое вещество в результате фотосинтеза, вторая группа живых организмов – консументы – это потребители органического вещества, как правило, растительноядные животные и хищники, третья группа – редуценты – разрушители органического вещества. Риф является самой большой в мире экосистемой, поскольку представляет собой колонию коралловых полипов, сформировавшуюся за миллионы лет.
Здесь обитает более 400 видов кораллов. Большинство из них принадлежит к твёрдым кораллам – грибовидные кораллы, кораллы-мозговики и так называемые «оленьи рога».
В коралловых рифах обитает огромное количество видов моллюсков - от хитонов до гигантских двустворчатых и осьминогов, бесчисленное количество губок, актиний, червей, ракообразных и иглокожих. Здесь обитают шесть из семи существующих в мире видов морских черепах.
На Большом барьерном рифе обитает около 1500 видов морских рыб. Число же только массово встречающихся видов истинно рифовых рыб, максимально приспособленных к жизни именно в этой экосистеме – около 500. Здесь обитает крупнейшая рыба на земле – китовая акула, множество видов рыб-попугаев, кузовков, рыб-бабочек, мурен и многих других.
1.2. Сравнительный анализ видов фауны биоценоза кораллового рифа в естественных условиях и в мультфильме «Подводная братва» по морфологическому и этологическому критериям
Посмотрев снова мультфильм, я попытался определить виды рыб – героев фильма. Главный герой мультфильма – Оскар (См. Приложение 1). Маленькая рыбка с зелёно-синей окраской. Работал чистильщиком в китомойке. Мечтает попасть в высшие прослойки общества и всё время пытается достичь свою цель лёгкими способами.
У меня возникли вопросы: кто он на самом деле и моет ли кто-нибудь рыб? Проведя исследования я узнал, что Оскар скорее всего губан-чистильщик или рыба-доктор. Интересна она тем, что выполняет работу своеобразного морского санитара-чистильщика для многих хищных рыб, в том числе и акул. Акулы, часто страдающие от кожных паразитов, прекрасно знают места, где проживают эти рыбки и приплывают к ним на "прием" из дальних уголков рифа. Примечательно, что ни одна хищная рыба не пытается съесть губана, даже когда он производит "санитарию" ее зубастого рта. Рыбы подставляют чистильщикам наиболее поражённые места, и те приступают к своей работе. Если «клиент» не выражает желания воспользоваться гигиенической процедурой, чистильщик, чтобы привлечь его внимание, растопырив плавники, опуская и поднимая хвост, исполняет своеобразный танец. То есть здесь режиссёры фильма опирались на действительно существующую рыбу и её повадки нашли отражение в фильме.
Энджи — маленькая рыбка, единственная настоящая подружка Оскара. Влюблена в него. Очень добрая и честная. Часто прикрывает Оскара, когда тот опаздывает на работу. Считает, что счастье вовсе не в деньгах и славе, как думает Оскар, а в сердце.
В природе Энджи принадлежит к семейству рыб-ангелов, крупных, ярко окрашенных тропических рыб, обитателей коралловых рифов. Все рыбы очень красивые, ярко окрашены. В мультфильме Энджи окрашена в розовый цвет, но в природе эти рыбки все с полосками, пятнами (См Приложение 1). Недавно учёные вывели новый вид рыб-ангелов – светящихся розовых, но это аквариумные рыбки, то есть здесь режиссёры фильма приукрасили действительность.
Вид мистера Сайкса мне узнать было не трудно. Это — рыба-ёж (См. Приложение 1). В фильме он начальник Оскара и директор китомойки. Очень эгоистичен и любит унижать своих подчинённых, особенно Оскара. Готов пойти на всё ради денег. Очень труслив, когда злится или впадает в истерику, раздувается.
На самом деле тело этой рыбы принимает при опасности форму шара, покрыто острыми шипами. В размерах рыба увеличивается в 2-3 раза. Это умение не зависит от среды – в специальные мешки, расположенные в брюшной полости, рыба может набирать как воду, так и воздух. Пребывать в таком состоянии рыба может до тех пор, пока вокруг не станет все спокойно. Но некоторые экземпляры так и погибают, раздувшись, не дождавшись улучшения. Практически все виды этой рыбы-ядовиты, а одна из них (так называемая фугу, обитающая в Японском море у берегов Японии) - смертельна для человека. Как только не называют эту самую ядовитую рыбу в океане. И рыбой-шаром, и иглобрюхом, и рыбой-собакой, и скалозубом, и рыбой-смертью. Названия эти вполне заслуженные. А ведь некоторые ее едят. Например,японцы.
Дон Лино — главарь акульей мафии, очень жестокий. Как правило, ведёт себя холодно и спокойно, но легко выходит из себя. Несмотря на всё это, он - любящий отец. К концу мультфильма пересматривает своё отношение к сыну-вегетарианцу и принимает таким, какой он есть.
Здесь у меня возникло много вопросов. Дон Лино – большая белая акула. А живут ли акулы семьями?
Оказалось, что большие белые акулы могут собираться небольшими стаями для миграции на значительные расстояния. Детёныши же у акул сразу после рождения начинают охотиться самостоятельно. Они обладают достаточно развитым телом и зубами, уступая взрослым акулам только в размерах.
Кто входил в акулью банду? По внешнему виду я быстро определил, что в банде были:
- молотоголовые акулы. Характерный отличительный признак — необычная форма головы, напоминающая молот, поэтому ещё одно их распространённое название — рыба-молот. Голова сильно уплощена, по бокам находятся большие выросты. Глаза расположены по краям выростов.
- касатки, которых легко узнать по чёрно-белой окраске. Это морское млекопитающее отряда китообразных. Касатку называют «китом-убийцей». Они самые быстрые водные млекопитающие на Земле, могут развивать скорость до 55 км\ч.
- акулы-пилоносы с узким рылом-пилой с боковыми зубчиками. Она обнаруживает добычу с помощью двух усиков и спугивает её со дна длинным рылом (См. Приложение 1).
Дон Файнберг — старая тигровая акула. Единственный, к кому Дон Лино относится с уважением.
Тигровых акул часто называют морские тигры и считают одним из опаснейших видов акул для человека. Их можно причислить к всеядным морским хищникам. В желудках тигровых акул самые немыслимые предметы: номерные знаки автомобилей, гвозди, одежда, взрывчатые вещества, коты, свиньи и даже целые курятники со всеми жителями.
Лука — осьминог и правая рука Дона Лина. Он выполняет его указы и, как правило, передаёт другим его предложения или требования. Во всех ситуациях остаётся довольно спокойным.
Тело у осьминогов короткое, мягкое, сзади овальное. Рот снабжён двумя мощными челюстями, похожими на клюв попугая. В глотке имеется тёрка (радула) которая перетирает пищу. Голова несёт восемь длинных щупалец — «рук». У осьминога три сердца : одно (главное) гонит голубую кровь по всему телу, а два других — жаберных — проталкивают кровь через жабры.
Некоторые виды осьминогов ядовиты. У осьминогов есть необычная способность — благодаря отсутствию костей они могут менять форму. Например, некоторые осьминоги во время охоты распластываются на дне, маскируясь под камбалу. Также они могут свободно проходить в отверстия диаметром 6 сантиметров. Обыкновенный осьминог обладает способностью изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Обычный окрас — коричневый. Если осьминог напуган — он белеет, если разгневан, то краснеет.
Также в мультфильме есть герой Ленни — акула-вегетарианец (См. Приложение 1), сын Дона Лино — главаря акульей мафии. Очень добрый, потому что не может есть живых существ, поэтому питается водорослями и разными вещами.
Мне стало интересно, есть ли акулы вегетарианцы на самом деле или это выдумка сценариста? Я узнал, что не все акулы хищницы, есть акулы, например, китовая акула, которые питаются планктоном, но в нём есть мелкие живые организмы, поэтому это не будут акулы вегетарианцы.
В изучаемых источниках в Интернете мне попалась интересная статья, в которой говорится о необычной акуле. В одном из аквариумных центров Великобритании действительно живёт акула, для которой вкус мяса потерял своё былое очарование. Три года назад акула стала первым в своём роде рыбьим «пациентом», который подвергся наземной операции по удалению ржавого крючка из кишечника. Операция прошла успешно, акула довольно быстро восстановилась. Но как выяснилось, близкое соприкосновение со смертью на крючке произвело неизгладимое впечатление на Флоренс: мясные угощения больше не в её вкусе. К большому удивлению своих опекунов, некогда грозный хищник сделал довольно беспрецедентный диетический выбор: сейчас единственная голова, которой акула согласна полакомиться – это головка салата (См. Приложение 1).
Несмотря на то, что вегетарианская община может возликовать от такой новости, специалисты по морским обитателям позже поняли, что должны так или иначе вернуть акулу к нормальному рациону. Ведь столь резкий переход на безмясной образ жизни может сильно сказаться на здоровье животного.
«И люди вынуждены прятать куски рыбы в сельдерее, выдолбленных огурцах и листьях салата» «И они должны быть хорошо спрятаны, потому как если Флоренс заметит подвох, то будет игнорировать такие предложения, ожидая вегетарианский вариант обеда».
Лола — состоятельная рыбка, любит гулять с остальными представителями высшего света, но только ради денег. Но при этом абсолютно хладнокровна и эгоистична, в чём признаётся Оскару при первой встрече.
В природе – это рыба-лев, полосатая крылатка, рыба-зебра (См. Приложение 1). Длина тела рыбы около 30 см, оно расписано яркими светлыми полосам. Это хищные рыбы, они заглатывают своих жертв целиком. Пищей служат: мелкие рыбы, креветки, крабы, моллюски. Крылатки ведут сумеречный образ жизни, днём прячутся в расщелинах или стоят брюхом у потолка подводных пещер.
Иглами эти рыбы атакуют своих жертв. Окраска тела красная с многочисленными светлыми полосками; грудные плавники большие (отсюда название), хотя летать крылатка не может. Вес рыбы достигает 1 кг. Крылатка имеет длинные ленты спинных и грудных плавников - в этих роскошных веероподобных плавниках таятся острые ядовитые иглы. Укол колючками этой рыбы очень болезнен. Ядовитые уколы, полученные от крылатки опасны для человека, так как вызывают паралич скелетной и дыхательной мускулатуры. Поэтому человеку, находящемуся в воде, нужно помочь выбраться на берег, где будет оказана медицинская помощь.
Эрни и Берни — две медузы-близнецы (См. Приложение 1). Они любят слушать музыку Боба Марли. Работают на Сайкса и выполняют все его приказы. Несмотря на то, что они выглядят очень дружелюбно, крайне жестоко обращаются с Оскаром, получая при этом удовольствие. Не могут дотрагиваться до других, так как их щупальца ударяют током.
В природе медузы – старейшие животные на планете, их история насчитывает не менее 650 млн. лет. В природе насчитывается невероятное количество разнообразных видов, но даже в настоящее время фиксируется появление новых, ранее незнакомых человечеству. Тело медуз представляет собой желеобразный купол, который путем сокращений позволяет им передвигаться в толще воды. Щупальца, оснащенные стрекательными клетками (книдоцитами) со жгучим ядом, предназначены для охоты и захвата добычи. Самые крупные в мире медузы могут достигать 2,5 метров в диаметре и иметь щупальца длиной более 40 метров. Даже после гибели медузы ее щупальца способны жалить на протяжении более двух недель. Медузы не имеют мозга, дыхательной системы, кровеносной, нервной и выделительной систем. По цвету герои мультфильма похожи на медуз «Лиловое жало».
1.3. Выводы: правда или вымысел героев мультфильма и их прототипов
Изучив и сопоставив полученную информацию, я сделал сравнительную таблицу, где отразил сходство и различие героев мультфильма и их прототипов.
Персонаж Вымысел Правда Вывод
Оскар Работал чистильщиком в китомойке. Морской губан-чистильщик для многих хищных рыб, в том числе и акул. Похож внешний вид и образ жизнедеятельности.
Энджи Маленькая розовая рыбка Крупная рыба-ангел яркого цвета с различными пятнами и полосками. Внешний образ не похож по цвету.
мистер Сайкс директор китомойки Никакого отношения к чистильщикам не имеет. Тело рыбы принимает при опасности форму шара, покрыто острыми шипами. Правдиво отразили характер и внешние данные рыбы-ежа.
Дон Лино Главарь акульей банды, любящий отец. Холодный, жестокий хищник, семьями не живут, в стаи собираются для миграции на большие расстояния. Правдиво передан жестокий характер, внешний вид, однако у акул нет семейных отношений.
Дон Файнберг Старая довольно безобидная тигровая акула Один из опаснейших видов акул для человека. Их можно причислить к всеядным морским хищникам. Внешний вид соответствовал реальности, но не характер данной акулы.
Ленни Акула-вегетарианец Белая акула всегда хищник. Похож внешний вид, но не похож характер и питание.
Лола Любит гулять с остальными представителями высшего света. Вращается на вершине кораллового рифа, где много света. Это хищные рыбы. Пищей служат: мелкие рыбы, креветки, крабы и т.д . Крылатки ведут сумеречный образ жизни, днем прячутся в расщелинах или стоят верх брюхом у потолка подводных пещер. Очень похож внешний вид и чем-то характер «абсолютно хладнокровна и эгоистична», в любой момент в фильме может бросить, а в реальности – съесть.
Эрни и Берни Любят слушать музыку Боба Марли. Работают на Сайкса и выполняют все его приказы Щупальца, оснащенные стрекательными клетками (книдоцитами) со жгучим ядом, предназначены для охоты и захвата добычи. Внешний облик и образ жизни соответствует действительности.
1.4. Результаты работы над исследованием кораллового рифа в контексте ФГОС
Универсальные учебные действия
Предметные Метапредметные Личностные
Познавательные Овладел навыками сравнения разных систематических групп животных, объяснять их значение в природе и жизни человека, объяснять значение терминов «экосистема», «биоценоз» Овладел приёмами работы с информацией: поиск, отбор и систематизация, научился формулировать проблему, отвечать на поставленные задачи, освоил приёмы исследовательской деятельности Появилась мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению биологии
Регулятивные Описывать строение биологических объектов по морфологическому и этологическому критериям Планировать алгоритм действий в результате исследования Ставить учебную задачу, осуществлять учебные действия
Коммуникативные Понимать необходимость защиты окружающей среды, сохранения видового многообразия фауны биоценоза кораллового рифа Овладел коммуникативными умениями вести диалог, участвовать в дискуссии Умение общаться с младшими школьниками
Личностные Демонстрация владения способами предъявления информа¬ции в различных формах: оформлять исследовательскую работу, делать презентацию, проявлять самостоятельность в предъявлении продукта Пользоваться биологическими словарями, атласом-определителем, поисковыми системами Интернета. Видеть связь с другими науками (обществознание, русский язык и литература). Видеть целостную картину мира: прототипами героев мультфильма являются люди (они также могут использовать в разговорной речи жаргонизмы, фразеологические обороты, общество делится на порядочных и нет, могут быть банды). Умение делать свой выбор, расставлять жизненные приоритеты. Оценивать взаимоотношения между героями мультфильма с преломлением на себя: любовь и уважение в семье, помощь другу.
Заключение
Сценаристы и художники при создании данного мультфильма опирались на внешние данные, особенности поведения настоящих рыб. Таким образом, поставленная гипотеза о том, что в мультфильме всё неправда и вымысел не подтвердилась. Результатом работы стало изготовление собственной модели кораллового рифа из подручных материалов. Создана презентация, составлена таблица, изготовлена раскраска для младших школьников. В 1 классе проведён классный час «Обитатели кораллового рифа», где ребята познакомились с морскими обитателями, отгадывали загадки, раскрашивали предложенные рисунки раскраски. Определены результаты работы в контексте ФГОС. Данный материал можно использовать на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Список использованной литературы
• Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
• Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
• Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»).
• Мультфильм «Подводная братва».
• Теремов А., Рохлов В.- Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей, - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 238 с.
• Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.
• Учебник: Биология. Биология, 7 класс, Разнообразие живых организмов, Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я., – М.: Дрофа, 2014.
• http://www.aqualogo-engineering.ru/obitateli-okeanariumov/morskie-cherepakhi.php
• http://othereal.ru/edinstvennaya-akula-vegetarianec/
• http://bering.narod.ru/eng/animals/kasatka.htm
• http://www.zoodrug.ru/s/Kasatka.html
• http://copypast.ru/2008/10/23/vizit_k_stomatologu_12_foto.html
• http://www.o-prirode.com/news/2014-06-18-489
• http://www.inokean.ru/okeans/tihiy-okean/fauna-tihiy-okean/55-koral-rif
• http://www.remur.ru/about.htm
Знакомые следы
Калитка в сад
Ручей и камень
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Мост Леонардо