Костюм каждого народа формируется на протяжении длительного времени. Он отражает экономику, социальные отношения, природно-географическую среду.
О древнерусской одежде судят по материалам археологии, фрескам, иконам, предметам прикладного искусства. Имеются упоминания об одежде в письменных источниках – летописях. Наиболее ранние изображения русских женщин в сарафанах, кокошниках известны из книг и картин XVIII века. Идея сохранить уходящие из быта народные костюмы, подлинники традиционного национального искусства, родилась поздно – в XIX веке.
Вложение | Размер |
---|---|
kray_rodnoy.docx | 1013.88 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 г. Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
«Особенности традиционного костюма Воронежского края XIX- начала XX века
как отражение души народа»
Подготовила:
Савченко Галина
учащаяся 9 А класса
МКОУ СОШ № 24,
396650. Воронежская обл,
Россошанский район
Руководитель:
Соколова Ольга Петровна,
учитель истории
МКОУ СОШ № 24
396650. Воронежская обл.,
Россошанский район
г. Россошь -2020
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности традиционного костюма Воронежского края
XIX -начала XX века, как отражение души народа………………………….8
Раздел 1. Региональные особенности русского национального
костюма………………………………………………………………...........8
Раздел 2. Культура производства народной одежды……………………..9
Раздел 3. Цветовая гамма русского традиционного костюма
Воронежской губернии…………………………………………………… 11
Глава II. Основные элементы южнорусского комплекса одежды………...14
Раздел 1. Традиционный женский костюм Воронежской губернии...... 14
Раздел 2. Мужской костюм Воронежской губернии……………….......15
Заключение……………………………………………………………………. 17
Приложение…………………………………………………………………… 18
Словарь терминов……………………………………………………………... 25
Литература…………………………………………………………………….. 26
Введение
В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры в нашей стране проводятся конференции, форумы, фестивали. Российская молодежь на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный разрушительными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах. Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения.
Для приобщения молодого поколения нашей школы к историко – культурному наследию, мы, участники школьного объединения «Юный патриот», разработали программу «Возрождение русских народных традиции», которая позволит глубже познать историю родного края. За основу взяли наш школьный музей «Русская изба», где представлен интерьер крестьянской избы XIX –начала XX вв: домашняя утварь, мебель, одежда. Мы, ребята ансамбля «Бабушкины песни» под руководством Л.А. Ивасенко, не только выступаем с вокальной программой на конкурсах, но и по крупицам собираем материал: выезжаем в села, записываем народные песни, шьем костюмы. (Приложение 1)
Собирая и изучая материалы для нашей работы, мы заинтересовались информацией о национальном костюме. Ведь национальная одежда является своеобразной книгой, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Костюм каждого народа формируется на протяжении длительного времени. Он отражает экономику, социальные отношения, природно-географическую среду.
О древнерусской одежде судят по материалам археологии, фрескам, иконам, предметам прикладного искусства. Имеются упоминания об одежде в письменных источниках – летописях. Наиболее ранние изображения русских женщин в сарафанах, кокошниках известны из книг и картин XVIII века. Идея сохранить уходящие из быта народные костюмы, подлинники традиционного национального искусства, родилась поздно – в XIX веке.
Для изучения данного вопроса нами было проведено анкетирование среди учащихся школы 1-4 и 9-11классов. В результате проделанной работы мы выяснили, что учащиеся начальной школы более осведомлены по теме, чем старшеклассники. На вопросы, касающиеся своеобразных черт традиционного женского и мужского костюма Воронежского края XIX– начала XX вв., его функций, более 50% учащихся 1- 4 классов и 40% -старшеклассников смогли дать положительный ответ. (Приложение 2,3)
Этот опрос убедил нас в том, что по данному вопросу обучающиеся нашей школы имеют недостаточный уровень знаний.
Необходимость настоящего исследования вытекает также из Государственной программы Воронежской области «Развитие культуры и туризма» от 18 декабря 2013 года N 1119 и Региональной программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области, на 2016 - 2020 годы» от 30 июня 2016 г.№373-р,ряда постановлений губернатора области, направленных на развитие региональных традиций народной художественной культуры
Все вышеизложенное определяет актуальность и значимость избранной нами темы исследования.
Цель данной работы: изучить историю формирования воронежского народного костюма и его важнейших особенностей.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
Объект исследования: традиционная одежда народов России как инструмент формирования национальной идентичности современной культуры костюма в России.
Предмет исследования: традиционный народный костюм Воронежского края XIX– начала XX вв.
Гипотеза исследования: доказать, что национальная одежда - это часть отечественной истории, отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций.
Методы исследования: сравнительно – исторический - сбор и анализ информационных источников; инструктивно-репродуктивный - изготовление костюма; практическое проведения анкетирования группы учащихся.
Историография темы: Нами проведено междисциплинарное исследование историографии изучаемой проблемы. Сравнение различных взглядов позволяет более объективно выявить особенности русского традиционного костюма.
Начало изучения традиционной русской одежды восходит ко второй половине XVIII в, когда впервые русская общественная мысль стала проявлять научный интерес к традиционной культуре как историческому источнику. Так, основатель русской исторической науки В Н Татищев при создании своего обобщающего труда «История Российская с самых древнейших времён» пользовался как географическими, так и этнографическими и фольклорными материалами.
Неоценимый вклад в изучение культуры Воронежского края внес искусствовед, кандидат исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Бронислав Яковлевич Табачников, научный редактор, руководитель авторского коллектива, который создал учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ «Люби и знай Родной край» [1]
Важные сведения о специфике народной одежды получены из материалов С.П. Толкачевой в книге «Народный костюм Воронежской губернии», где приводится описание народного костюма Воронежской губернии на основе архивного музейного материала XIX в. - начала XX в., рассказывается об истории его исследования и продолжении народной традиции в современном искусстве костюма. В книге использованы фотографии экспонатов народной одежды из фондов Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), Воронежского областного краеведческого музея и других музейных и частных коллекций.[2]
Глубокий анализ народной крестьянской одежды представлен в книге П.Д. Пономарева «Народный костюм Воронежской губернии». В книге впервые публикуются зарисовки сделанные с традиционной крестьянской одежды Воронежской губернии конца XIX в. - начала XX в., сохранившейся у жителей села. Особенно подробно автор характеризует старинные одежды крестьян села Клеповка, отдает предпочтение орнаменту Воронежского края. [3]
В сборнике научных докладов «По нашему краю» сделан обзор природы, населения, быта и культуры Воронежской губернии с древнейших времен и до революции 1917 г.: Я.А. Трепалин описывает хозяйственную жизнь крестьян, Ф.И. Поликарпов - крестьянскую одежду.[4]
Обширный фактический материал с иллюстрациями по восточнославянской одежде содержится в статьях на страницах журнала Народное творчество Е. Н. Губановой кандидата педагогических наук, доцента Борисоглебского педагогического университета и О. В. Ожерельевой ст. преподавателя БПУ« Женский костюм Воронежской областной губернии».[5]
Влияние истории заселения Воронежского края на формирование народного костюма описано в трудах И.А. Толоконниковой «Воронежский народный костюм». Где раскрываются особенности женского и мужского народного костюма крестьян бывшей Воронежской губернии. [6]
Как же получилось, что именно одежда выявляет не только внешний образ человека, но и его внутренний мир?
Глава I. Особенности традиционного костюма Воронежского края XIX -начала XX века, как отражение души народа
Раздел 1. Региональные особенности русского национального костюма
«Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне, будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле...» Д.С. Лихачев [4. С-40]
Русский национальный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона и отличается особенностями покроя, тканью, цветовой гаммой, орнаментом, составом костюма и способом ношения различных его частей. Традиционная русская одежда, несмотря на ее разнообразие, делилась на две группы: северновеликорусских губерний и южновеликорусских.
Из источников мы знаем, что до середины 20-х годов XX века Воронежская область входила в состав Воронежской губернии. Местность, занимаемая Воронежской губернией до конца XVII века, в основном была пустынной степью с редкими поселеньями и кочевьями. Активное заселение Воронежской губернии началось при Петре I во время Азовских походов и строительства флота на реке Воронеж.
На территории Воронежской губернии преобладал южновеликорусский тип, но со своими местными особенностями, причем различия могли быть даже в пределах одного села. Своеобразные черты воронежского народного костюма связаны, прежде всего, с историей заселения края, обусловило переселением служилого населения из ближайших областей (Рязанской, Тульской, Тамбовской, Орловской, Курской) и многонациональностью проживавших здесь народов.
Удивительно богатым, незаменимым источником изучения исторического прошлого русского народа, его мировоззрения, национального самосознания, художественно –эстетических взглядов является крестьянский костюм конца XIX -началаXX века. [8. С- 7] Для многих любителей народного искусства воронежский костюм - это черная ювелирная вышивка на рукавах белоснежной рубахи, яркая, расшитая красно-оранжевыми нитями понева и самобытный головной убор. И, действительно, территорию сел, расположенных в междуречье Потудани и Тихой Сосны, где бытовала эта одежда, можно назвать настоящим «заповедником» народного костюма. Здесь традиционную поневу вышивали по старинным тканям еще в 60 - 80-е годы XX века. Образцы костюма этого района хранятся в коллекциях ведущих музеев страны, частных собраниях, и чаще всего представление о традиционной одежде Воронежской губернии связано именно с этим неповторимым и своеобразным костюмом. Поэтому большинство посетителей Воронежского краеведческого музея с изумлением рассматривают штофные сарафаны, бархатные и шелковые душегреи, полосатые юбки, «золотые» кокошники, которые больше характерны для населения центральных или северо-западных областей России. И, получив утвердительный ответ на вопрос: «И это тоже носили воронежские крестьянки?», открывают для себя неповторимый и необыкновенно красивый мир - мир воронежского костюма. Сложная история формирования населения воронежских земель отразилась во всех областях народной культуры, и особенно в традиционном костюме, который сохранял самобытные черты вплоть до 30-х, а в некоторых районах до 60-х годов XX века. Именно в нем наиболее ярко проявилась специфика различных групп населения края, неоднородных в социальном и этническом отношении. Воронежскую губернию отличает необычайное многообразие одежды. В разных уездах, селах, а иногда и в пределах одного села можно было увидеть всевозможные комплексы костюмов. В журнале «Всемирная иллюстрация» за 1860 год отмечалось: «Всякому некоренному жителю резко бросается в глаза пестрота, разнообразие костюмов, какие в других губерниях едва ли можно видеть. Особенно в женских костюмах столько отличительного, типического, столько пестроты и красоты, вкуса и безвкусицы в праздничных нарядах, головных уборах, столько смеси старинного с новым, своего и прошлого, что надо удивляться, откуда такая разнообразная смесь одежд, нарядов, фасонов и названий... Полное собрание костюмов всей губернии составило бы богатый материал для истории этого края, представило бы полную картину быта жителей». [интернет источник 5]
Одной из характерных черт традиционной одежды является его художественное оформление, в котором долго сохранялись этнические особенности и следы этнокультурных взаимодействий народов. На территории Воронежской губернии в XIX - начале XX века сложилось несколько комплексов традиционных костюмов, в каждом из которых эстетическая выразительность достигалась благодаря использованию различных в художественном отношении материалов, многообразию композиций нашивных и съемных украшений, технологических и художественных приемов, использованию цветовой гаммы. Стойко сохраняя древние элементы, декоративное убранство одежды вместе с тем отражало и новые веяния, связанные с изменениями в жизни крестьянства.[интернет источник 3]
Раздел 2.Культура производства традиционной народной одежды
Народная одежда на протяжении многих веков сохраняла традиционные элементы кроя, орнаментации, способы ношения той или иной детали. По покрою одежды, ее орнаментам, украшениям два незнакомых человека могли определить имущественное и семейное положение друг друга, возраст, торжество. (Приложение 4)
В Воронежской губернии дети до 15 лет носили только длинную подпоясанную рубашку. Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами. Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребёнка. А девушки ходили в сарафанах или юбках.
Будничный костюм, как правило, шили из прочных тканей - конопляных, шерстяных и крапивных и почти не украшали. Домашние ткани подвергали окраске растительными красителями или глинистыми коричневыми и жёлтыми массами. Из фабричных тканей для пошива одежды использовались ситец, миткаль, кумач, кисея, парчовые ткани.
Основными материалами для изготовления обуви у восточнославянских народов служили кожа, пеньковые и льняные веревки, кора деревьев, войлок. Обувь была плетеная, шитая, валяная. Одним из наиболее древних видов плетеной обуви являлись лапти. Обувь из одного куска кожи, собиравшегося вокруг ноги при помощи завязок, бытовала у всех славянских народов. У русских она называлась «поршни» и использовалась в качестве рабочей обуви. [5.С-200] Набор обуви состоял из валенок, лаптей, будничных кожаных башмаков, праздничных черевиков, поршней, кожаных сапог.
В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. Любой русский народный костюм непременно был украшен орнаментом: повседневная одежда в меньшей степени, чем праздничная. Приемы декорирования были различными: ткачество, вышивка, мережка, аппликация, строчевая вышивка. Так Воронежской губернии повсеместно было распространено ткачество девичьих шерстяных праздничных кушаков в редкую продольную цветную полоску. Тканым орнаментом в виде узорных полос украшали рубахи, передники, выполняя узор на полотне непосредственно в процессе тканья. Этот способ требовал высочайшего мастерства: необходимо было рассчитать узор и выполнить его таким образом, чтобы он не нарушил пропорции одежды и точно вписался в размер изделия.
Не менее распространенным видом украшений была вышивка, в которой чаще всего традиционно сохранялись многие древние элементы и композиции, свойственные восточнославянскому орнаменту. В Воронежском крае в XIX - начале XX века преобладала линейно-геометрическая вышивка. Наиболее используемая фигура в воронежской вышивке и ткачестве - ромб. Чаще всего мотив ромба составлял основу узорных композиций, но иногда служил дополнением к другим мотивам. С давних времен изображение ромба с крючками символизирует плодородие, а в зависимости от расположения в различных композициях оно могло означать землю, растение и женщину одновременно. В орнаментации воронежских рубах можно увидеть изображение солнца в виде свастики, равноконечного или косого креста. Эти солярные символы прослеживаются в культуре многих народов. Растительные мотивы в вышивке Воронежского края более характерны для костюма украинского населения. У русских они появляются во второй половине XIX века под влиянием соседей-украинцев, а также в связи с появлением печатных альбомов и листков с орнаментами для вышивания. Для нашивных украшений использовались нитки, тесьма, кружево, шнуры, ленты, кожа, мех. Из шерстяных разноцветных нитей изготовляли пуговицы, кружки, кисти для украшения верхней одежды, платков, поясов. Красочную тесьму, ленты, полосы черного плиса (хлопчатобумажный бархат) широко использовали для отделки поясной и нагрудной одежды.
Кружевоплетение – это ручная работа, которой легко овладеть и она доставляет людям разных возрастов творческое наслаждение. Кружевом, плетенным на коклюшках или связанным крючком, отделывали рубахи и передники. Орнаментация позволяла создать неповторимый, гармоничный облик костюма той или иной местности. Весь колорит нашивок был яркий, контрастный, а наличие украшений из бисера и блесток придавало одежде праздничный вид.
Важными этническими показателями в художественном решении костюма являются форма, силуэт, сочетаемость отдельных элементов. Для южнорусских областей характерна многослойность одежды, которая скрывала фигуру женщины, придавая ей монументальность, статичность, формируя образ величественной женщины-матери.
Раздел 3. Цветовая гамма русского традиционного костюма Воронежской губернии
Наиболее стойко сохранялось в народной одежде использование цветовых сочетаний. Выработанная на протяжении многих веков символика цвета, его семантическое и психологическое значение были яркими показателями, выражающими мировоззрение, особенности психики и эстетического восприятия мира. В традиционном костюме цвет подчеркивал будничность и праздничность, выделял обрядовые одежды, возрастные группы, воздействовал на чувства человека. Так, в воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный. Каждый из цветов имеет свое значение и символику.
Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Слово же “ прекрасный” означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу. [1. С-43] Красный цвет - цвет плодородия, света, долголетия, могущества, власти, гнева - всегда имел особое эмоциональное воздействие. Одежда из тканей красного цвета известна как торжественное одеяние знати и духовенства. В своей работе, посвященной искусству средних веков и Возрождению, И.Е. Данилова отмечала, что красный цвет для русских был образом огня, образом солнца в его ощутимом, языческом аспекте. В крестьянской среде он преобладал в праздничной, свадебной одежде, в костюме молодых людей.
Белый цвет. Он как бы олицетворяет благородство, духовность, девственность. Белый цвет у большинства народов связан со светом, ощущением легкости, чистоты. В то же время белый - древнейший цвет траура, а неокрашенная одежда - символ отказа от всех цветов, вкупе олицетворяющих жизнь. Не случайно в воронежских «старушечьих» рубахах практически отсутствует цветной орнамент.
Надо заметить, что черный цвет - цвет земли и покоя - один из самых любимых в Воронежской губернии символизировал еще и чернозем. В то время как в других местах больше покупалось белой шерсти, воронежцы охотнее приобретали черную, причем она стоила в несколько раз дороже белой. Использование черных тканей для шитья девичьих сарафанов, верхней одежды говорит о традициях, уходящих к более древним пластам культуры.
Глава II. Основные элементы южнорусского комплекса одежды
Костюм населения Воронежского края сохранял самобытные черты вплоть до 40-х годов XX века.
Раздел 1. Традиционный женский костюм(Приложение 5)
Традиционный женский костюм Воронежской губернии включал в себя головной убор, расшитую рубаху, понёву, передник, пояс-покромку. Женский костюм был двух типов: поневный тип предназначался только для замужних женщин, сарафанный тип – для девушек.
Понёва – это юбка, состоящая из трёх полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском. Из всех южновеликорусских губерний понёвы Воронежской губернии по богатству и художественным качествам были самыми красочными нарядами. По декоративно – художественному оформлению поневы разных местностей различались между собой. Самой распространённой была понёва с чёрными клетками – «черноглазка», изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками – «синеглазки». [1. С-40] Понёвы делились на праздничные и будничные. Понёва украшалась ярко-красной вышивкой, а по подолу – широкой полосой лент.
Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха. Шилась она длиной до пояса из домотканой холстины, позже – из покупной фабричной ткани. Каждая женщина имела в своем сундуке целый набор рубах на любой случай жизни: будничные, праздничные, воскресные, для свадьбы.
Одной из важнейших составляющих женского костюма был передник. Его носили девушки и женщины в комплекте с понёвой. Были зафиксированы следующие разновидности передников: туникобразный, нагрудный, поясной.
Основной частью комплекса девичьей одежды в Воронежской губернии был глухой многоклинный сарафан из тонкой шерстяной ткани домашней выделки всегда черного цвета. [1. С-40] Обязательной деталью женского костюма были пояса. Пояс имел магический смысл, служил оберегом, способствующим благополучию и приносящим удачу тому, кто его носит. Девочки-подростки подпоясывали сарафан вязаным цветным кушаком, более старшие девицы – тканным из тонкой шерсти кушаком красного, малинового, зелёного или реже синего цвета.
Без головного убора комплекс одежды был бы неполным. Без него женщина не могла ходить ни на людях, ни дома. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение. Прочно вошли в быт крестьянок шелковые, ситцевые и шерстяные платки. Кички, или сороки, представляли собой сборный комплекс из нижней твёрдой прочной основы. Они дополнялись множеством других мягких частей –аксессуаров, служивших дополнительными элементами украшения головного убора: бисерные подвески, косицы селезня, или, как их еще называли, селезневые кудри, перья из хвоста черного или белого павлина, наушники для сороки, пучки –кисти из цветной шленки или шелка с бисером. Красивейшим женским головным убором был кокошник. Шился он мастерицами из золотого галуна, реже из парчи и украшался цветными узорчатыми лентами, вышивкой, золотым шитьем, жемчугом, бисером. [8. С- 15] Обычай, запрещающий женщинам ходить и работать с непокрытой головой, к девушкам был менее строг. Для девушки были венцы – повязки из лёгких тканей, украшенные пуговицами, вышивкой, сложенные в виде обруча платки.
Набор женской обуви состоял из валенок для зимы, чёрных по цвету, а иногда с «пёстрыми халявами» - голенищами, будничных кожаных башмаков, праздничных черевиков, поршней, кожаных сапог. [8. С-20]
Среди украшений на территории Воронежского края известны нагрудные, височные, ушные, ручные, наспинные и поясные. Самым распространенным нагрудным украшением был «гайтан».
Раздел 2. Мужской костюм Воронежской губернии (Приложение 6)
А как же выглядел мужской костюм Воронежской губернии? Мужская одежда Воронежского края была более однотипной, чем женская. В состав костюма входили рубаха, порты, пояс, обувь, головной убор.
Рубаха – нательная мужская одежда с длинными рукавами. Судя по славянским памятникам, мужская рубаха была длиной до колен, имела туникообразный покрой, прямые рукава, иногда спускавшиеся ниже кисти, прямой разрез ворота. Праздничные рубахи украшали тканьем и вышивкой по вороту, разрезу на груди, краю рукавов и подолу. Мужские рубахи с левосторонним косым разрезом ворота, то есть – косоворотки, которые появились, как считают ученые, не ранее XV века являются отличительной чертой великорусов. Носили рубаху на выпуск, поверх штанов и перехватывали поясом. [5. С-195] Находиться в обществе без пояса считалось крайне неприличным, а распоясать человека означало обесчестить его.
Штаны (русское «порты») как составная часть мужской одежды известны с глубокой древности. Для великорусов характерны неширокие штаны, сшитые из домотканой ткани белого цвета или из холста, украшенного набойкой. Верх портов собирали на веревочку – «гашник», нижнюю часть заправляли в сапоги или закрывали онучами (портянки из домотканой ткани) до колен. [5. С-195]
Долгое время социальное положение человека определял головной убор. Состоятельные люди шили шапки из атласа, парчи, отделывали мехами и драгоценными камнями. Для зимы шили шапку «ушанку», которая не утратила свое значение до настоящего времени.
Зимой носили шубы, полушубки, тулупы, которые подпоясывали кушаками.
Под влияние городской моды традиционный народный костюм утратил своеобразие.
Заключение
В Заключении хочется отметить, что основная цель и задачи нашей работы выполнены.
В результате проведенного исследования мы убедились в том, что народный костюм, его колорит и вышивки говорит о положении человека в обществе, о его внутреннем духовном содержании. Несмотря на стремительное изменение современного мира, народный костюм продолжает быть востребованным. Он продолжает жить в песенных коллективах, где почти все участники с увлечением не только собирают образцы крестьянского костюма, но и сами искусно шьют, вышивают, плетут.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что в ходе данного исследования мы создали:
Основные положения и фактические данные нашего исследования могут быть использованы при создании модуля внеурочной деятельности, на уроках краеведения, на классных часах. В перспективы мы планируем посещение областного краеведческого музея и музея имени И.Н. Крамского в г. Острогожске, создание образца традиционного народного костюма Воронежской губернии для учащихся начальной школы. Обратиться к исследованию истории и технике создания рушников.
По мнению участников нашего ансамбля «Бабушкины песни» (Приложение 1), подлинные костюмы, которые хранят в себе тепло рук мастериц, сделавших их, помогают глубже понять народную песню, её краски, своеобразие и одухотворенность; проникнуться любовью к своей Родине.
Приложение 2
Анкета для учащихся 1-4 классов МКОУ СОШ № 24
Анкета для учащихся 9-11 классов МКОУ СОШ № 24
1. Что такое традиционный народный костюм? Какие функции костюма вы знаете?
2. Назовите основные части традиционного мужского костюма жителей Воронежской губернии XIX -начала XX века
3. Какие элементы женской одежды Воронежской губернии конца XIX - начала XX века вы знаете?
4. Чем отличается традиционный женский народный костюм от девичьей одежды?
Приложение 4
Традиционный народный костюм Воронежской губернии
XIX -начала XX века
Словарь терминов
Венец — лента, украшенная узором.
Душегрея — это укороченный сарафан.
Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
Кафтан — это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения. Понева — юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.
Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.
Кожух – зимний кафтан
Кокошник — нарядный головной убор с высокой передней частью.
Летник — старинная верхняя женская одежда.
Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.
Понева - элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом Рубаха – нательная мужская одежда с длинными рукавами.
Порты – полотно, мужская одежда – штаны.
Приволока — безрукавная накидка Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
Сорока — род повязки с твёрдым околышем.
Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
Убрус — полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Ушанка – меховая шапка с наушниками.
Литература
1. Воронежский народный костюм / материал собран и оформлен А. Толоконниковой ; Науч.-метод. центр управления образования г. Воронежа. – [Воронеж : Элист, 1996]. – 36 с.
2. Губанова Е. Женский костюм Воронежской областной губернии / Е. Губанова, О. Ожерельева // Народное творчество.- 2008-№3 С.40-43.
3. Загоровский В. П. История Воронежской области: учебное пособие для средней школы / В. П. Загоровский, Ф. С. Олейник, Е. Г. Шуляковский. – Воронеж: Центр. - Чернозем. кн. изд-во, 1976. – 160 с.
4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном СПб.: «русско –Балтийский информационный центр БМЦ», 1999
5. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. Ред. Б.Я. Табачников.- Воронеж:Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012. – 240 с.
6. Ожерельева О. В. Из истории народной одежды Воронежской губернии : [конец XIX – начало XX вв.] // Губернский стиль. – Воронеж, 2009. – Осень (№ 8). – С. 86–88.
7. Поликарпов Ф. Женская крестьянская одежда в селе Истобном Нижнедевицкого уезда // Труды Воронежской ученой архивной комиссии / под ред. С. Зверева. – Воронеж, 1908. – Вып. IV. – С. 29–
8. Пономарев П. Д. Народный костюм Воронежской губернии / П. Д. Пономарев. – Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1994.- с., [77] л. Ил
9. Толкачева С. П. Народный костюм Воронежской губернии конца ХХ – начала ХХ века /С. П. Толкачева. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007. – 224 с
Интернет источники
1. http://ppt4web.ru/geografija/narodnyjj-kostjum-voronezhskojj-gubernii.html
2. http://www.myshared.ru/slide/919403/
3. http://rusorn.ru/народный-костюм-воронежской-губерни/
4. http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/9-krasivye-stikhi-pro-rus.html
5. http://www.dissercat.com/content/krestyanskaya-semya-voronezhskoi-gubernii-v-kontse-xix-pervoi-treti-xx-vv#ixzz4Mj9lJvFd
[1]Люби и знай родной край: учебное пособие для учащихся образовательных школ. Науч. Ред. Б.Я. Табачников
[2]Толкачева С. П. Народный костюм Воронежской губернии конца ХХ – начала ХХ века /С. П. Толкачева.
[3] Пономарев П. Д. Народный костюм Воронежской губернии / П. Д. Пономарев
[4] Поликарпов Ф. Женская крестьянская одежда в селе Истобном Нижнедевицкого уезда
[5] Губанова Е. Женский костюм Воронежской областной губернии / Е. Губанова, О. Ожерельева
[6] Воронежский народный костюм / материал собран и оформлен А. Толоконниковой
Ель
Рождественские подарки от Метелицы
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Сказка "Узнай-зеркала"
Рыжие листья