Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 211.13 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Города Рязани « Школа № 69 «Центр развития образования»
Народные промыслы Рязанской области: от истоков до современных дней.
Информационно-исследовательский проект по географии.
Выполнили:
ученицы 8Г класса
Моряхина Маргарита, Манакина Виктория
Руководитель:
преподаватель географии
Фоломеева Ирина Николаевна
Рязань 2019
Оглавление
1. Введение стр. 2
2. Основная часть.
2.1. Причины возникновения и появления промыслов в Рязанской области стр. 3-4
2.2. История развития народных промыслов и их современное состояние стр.4-8
2.3. О перспективах развития народных промыслов и ремёсел в Рязанской области как ресурса развития туризма стр.8-10
3. Заключение стр.11
4. Список использованной литературы стр. 12
5. Приложения стр. 13
1
Введение.
Древняя рязанская земля гордится своей славной тысячелетней историей. Героизм ее защитников воспет в «Повести о разорении Рязани Батыем», а деяния рязанских князей увековечены в преданиях, сказаниях и повестях. Но не только воинская слава и мудрость правителей прославили рязанский край. Издавна славился он, творением рук своих многочисленных умельцев – гончаров, ювелиров, резчиков по камню и дереву.
Актуальность темы. Народные промыслы – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощён многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращённый в будущее, сохранены глубокие традиции, отражающие самобытность культур. Необходимость сохранения и развития современной народной культуры осознается людьми во всех странах мира.
В условиях глобализации, когда стираются различия между странами, народные художественные промыслы (НХП), в силу своей индивидуальности и самобытности становятся объектом пристального внимания не только на уровне отдельно взятого государства, но проявляется в деятельности международных организаций, взявших достижения народного творчества под свою защиту. К примеру, их материальная и духовная ценность отмечена организацией ЮНЕСКО, которая внесла творческие достижения многих народов мира в список нематериального культурного наследия.
Идея написания данной работы появилась в 2017 году после посещения выставки «Рязань мастеровая. Народные ремесла и промыслы Рязанской земли 19-21 веков» в музее-заповеднике «Рязанский Кремль». Выставка была посвящена истории кустарных производств и предприятий художественных промыслов Рязанской области.
Постановка и формулировка проблемы. На сегодняшний день существует проблема недостаточной информационной компетентности молодого поколения в вопросах не только культурной, эстетической значимости народных промыслов, но и экономической значимости для туристско-рекреационной сферы хозяйства.
Цель работы: привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения и популяризации народных промыслов Рязанской области.
Задачи:
1) Выявить причины зарождения народных промыслов Рязанской области;
2) Познакомиться с историей развития народных промыслов и их современным состоянием;
3) Составить карту народных промыслов Рязанской области.
4) Создать презентацию собранного материала.
Объект исследования: народные промыслы Рязанской области.
Методы исследования: картографический, аналитический.
2
Практическая значимость работы: работу можно использовать на уроках географии, истории, а также при проведении внеклассных мероприятий, посвящённых родному краю.
Основная часть.
2.1. Причины возникновения и появления промыслов в Рязанской области.
В истории народов мира был длительный период, когда промысловая деятельность (согласно словарю В.Даля от слова «промыслить» т.е. подумать, как добыть средства для жизни) определяла их жизненный уклад. Со временем это трансформировалось в различные формы народного творчества, с одной стороны, по-прежнему приносящие доход, с другой – сохраняющие и передающие традиционные нравы, формировавшиеся на протяжении многих столетий. Изделия, создаваемые при помощи простых подручных средств, умения и смекалки находили практическое и эстетическое применение. Их художественные особенности, складывающиеся с учетом различий географического положения, использования местного сырья и материалов, техники изготовления отражали религиозные и культурно-бытовые традиции.
Прежде чем перейти к рассмотрению и характеристике особенностей самих промыслов, необходимо определиться с формулировкой понятий, которые мы применяем, анализируя собранный материал. Так, обращаясь к определению, которое использует Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О народных художественных промыслах", мы выделяем следующие значения: "...народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов;..."
Художественные промыслы являются одновременно и областью народного творчества, и отраслью промышленности, которую необходимо развивать. В своей работе мы познакомились с наиболее известными и значимыми промыслами Рязанской области.
Используя картографический метод, мы соотнесли центры зарождения народных промыслов с их географией. В результате нами созданы иллюстрации, включающие отражение географического места зарождения и развития промыслов и изображения продуктов народного декоративно-прикладного искусства. Карты помещены в Приложение (1) к нашей работе.
Традиционные домашние производства в Рязанской губернии, когда каждый крестьянин сам мастерил все необходимое для жизни, со второй половины 19 века, переросли в промыслы. Сам уклад крестьянской жизни, с сезонной цикличностью занятий земледелием, подталкивал предприимчивого человека к необходимости использовать межсезонья для изготовления необходимых в жизни семьи предметов и вещей. Понятие «промысел» применительно к крестьянству означает его не связанную с сельским хозяйством деятельность по добыванию средств к существованию. Эти занятия крестьян меняли образ жизни, менталитет и уклад жизни каждой семьи и всего крестьянского сословия.
Происхождение промыслов различно. Одни берут своё начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, так и праздничных
3
предметов (например, узорное ткачество, вышивка). Другие промыслы происходят от деревенских ремёсел (гончарный промысел, плотничество), которые, постепенно распространяясь, охватывали целые районы. [1].
Промыслы возникали и развивались, как правило, вблизи природных источников сырья, определялись сырьевыми ресурсами. Так, художественная обработка дерева зарождалась в лесных районах, гончарное производство — в районах залежей глин. Производство металлических изделий возникало рядом с месторождениями руд черных и цветных металлов. Обработка камня — одно из традиционных занятий жителей горных районов. В районах развития овцеводства и разведения верблюдов (полупустыни) зародилось ковроткачество, которое в некоторых местах (Дагестан, Башкирия) перешло на промышленную основу. Обработка меха связана с домашними ремеслами, издавна бытовавшими в суровых климатических условиях Севера и Дальнего Востока. Изготовление кожаных изделий распространено среди народов, населяющих лесостепную, степную зоны. [2].
При анализе собранного материала мы установили несколько основных групп сырья:
1.сырье растительного происхождения (древесина, береста, лыко, корни растений, солома, лоза);
2.сырье животного происхождения (кожа, шкуры, кости, рога, шерсть, пух);
3.натуральное минеральное сырье (глина, гипс, поделочные камни);
4.переработанное минеральное сырье (сплавы металлов, фарфор, фаянс, стекло, хрусталь).
В Рязанской области население в основном использовало сырье растительное и натуральное минеральное сырье.
Полученная классификация сырья помогла нам выделить основные группы народных промыслов Рязанской области:
А также определить географию размещения народных промыслов по районам Рязанской области:
1. Кадомский район - кадомский вениз;
2. Касимовский район – касимовская хохлома;
3. Михайлов и Михайловский район – кружево;
4. Ряжск и Ряжский район - кружево, ткачество;
5. Рязань и Рязанский район - кружево, вышивка, художественная ковка;
6. Скопин и Скопинский район – скопинская керамика;
4
7. Сапожок и Сапожковский район, Касимовский район, Рыбновский район - глиняная игрушка;
8. Шилово и Шиловский район – шиловское лозоплетение.
Постановлением Правительства Рязанской области утвержден перечень организаций традиционных народных художественных промыслов. В перечень вошли следующие предприятия: Производственный комбинат «Кадомский вениз», ООО «Художественно-творческие мастерские «Михайловское кружево», ЗАО «Скопинская художественная керамика», ЗАО «Скопинский сувенир», ЗАО «Труженица», ООО «Шиловская лоза». [7].
2.2. История развития народных промыслов и их современное состояние.
Красота и самобытность русского народного искусства Рязанской области наиболее полно проявляется в уникальных произведениях народно-художественных промыслов. Мастера и художники скопинской керамики, михайловского кружева, кадомского вениза, шиловской лозы, создавая великолепные предметы прикладного искусства, восстанавливают древние традиции рязанских промыслов.
Михайловское кружево.
Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове. Техника Михайловского кружевоплетения уникальна и не имеет аналогов. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек – коклюшек – создают узоры, радующие глаз красочностью орнамента и богатством фактуры.
Это кружево очень своеобразно. В нем нет цветочных и растительных мотивов, широко распространённых в других регионах России. Узор кружева строг и герметричен — древнейший тип орнамента, элементы которого были символами солнца, воды, женского начала. Изделия занимают почётные места в экспозициях Государственного Русского музея, Российского этнографического музея (Санкт-Петербург»), Музея народного искусства (Москва) и других.
Во второй половине XIX века михайловским кружевом торговали как в самой России, так и за границей. Данное кружево так же было распространено и в народном костюме разных местностей. Яркое и плотное, оно хорошо дополняло одежду из грубого полотна и тяжёлых тканей, а так же сочеталось с яркими узорами вышивок и ткани.
К 1880 году в городе Михайлове и окрестностях работало около двух тысяч кружевниц, в 1896 году их было более трёх тысяч, а перед первой мировой войной — десять тысяч.
Первая мировая война 1914 года, а затем и гражданская война оказали губительное воздействие на развитие народных промыслов, так как экспорт кружевных изделий за границу прекратился, спрос упал и в самой России. И только во второй половине 20-ых годов 20 века начинается возрождение кружевоплетения и тесно связанной с ним художественной вышивки.
После Отечественной войны оказалось, что кружевной промысел в городе Михайлове исчез и секреты его забыты. Многие мастерицы долгие годы восстанавливали лучшие образцы этого кружева, разрабатывали новые.
5
В октябре 1960 года на базе промартели организуется строчевышивальная фабрика «Труженица». В 1968 году Михайловская строчевышивальная фабрика «Труженица» стала участницей ВДНХ. В качестве экспонатов на выставке были представлены женские платья с цветным кружевом, фартуки, полотенца, салфетки. Все изделия получили высокую оценку. Все больше изделий фабрики стало появляться и за границей — во Франции, Японии, США.
В 1978 году было создано Михайловское производственное строчевышивальное объединение «Труженица». С 11 августа 1993 года ПСО «Труженица» было преобразовано в ТОО, а с 15 июля 1993 года — в Закрытое акционерное общество «Тружёница».
Яркое плотное кружево часто сочетают с вышивкой и ткачеством. Для современного Михайловского кружева характерны более сложные по сравнению со старинным кружевом орнаменты, а так же новые цвета – жёлтый, зелёный, чёрный. Появились и изображения человеческих фигур. Михайловскими кружевами украшают полотенца, скатерти, салфетки, одежду. [4]
Кадомский вениз
Почти 300 лет в глубинке Рязанской области – Кадоме создается самая тонкая и изящная игольная вышивка в России – кадомский «вениз». Уникальные изделия вышиваются в ручную на одноименной фабрике «Кадомский вениз», история которой началась в далёком 1927 году. Высокий профессионализм вышивальщиц и художников позволяет фабрике принимать достойное участие в международных выставках и конкурсах.
В конце XVIII века, в эпоху Петра I возникла неповторимой красоты игольная вышивка «вениз». Петр I приказал боярам и другим знатным людям носить одежду, богато украшенную кружевом. За венецианское кружево русская знать платила итальянским кружевницам золотом. Дабы не оскудела государственная казна, царь запретил покупать кружево за границей, а повелел обучить кружевоплетению русских монахинь. Освоив ювелирную технику вышивки, кружевницы стали плести сначала венецианское кружево, а вскоре на его основе создали уникальную игольную вышивку, дав ей название «вениз», перекликающееся со словом «венецианская».
Ассортимент фабрики насчитывает свыше 100 наименований и регулярно обновляется, а также изделия выполняются на заказ по индивидуальным эскизам. Время вышивки изделий, в зависимости от сложности, составляет от 5 рабочих дней до 16 месяцев. [5]
Особый расцвет кружевной промысел в Кадоме получил в конце 19-го века по инициативе местной помещицы М.А.Новосильцевой. В своем имении Муханово, расположенном недалеко от Кадома, она организовала пункт по приему кружевных изделий от крестьянок соседних селений. Возникновение же шитых иглой кружев и вышивки венецианским швом местное предание связывает с совершенно случайным обстоятельством: зайдя однажды к одной кадомчанке в дом, Новосильцева увидела накомодник и полотенце с узорным швом. На вопрос госпожи хозяйка ответила, что сама вышивала, что мать, сестра и она переняли мастерство от бабушки. Мастерицы были приглашены в имение Новосильцевых, в доме которых крестьянские девочки обучались мастерству кружевоплетения. Так возникла кадомская игольная вышивка, принесшая славу древнему городу.
6
Дочь Новосильцевой - М.Ю.Авинова сама выучилась новому виду вышивки, в дальнейшем усовершенствовалась в этом искусстве на основании заграничных альбомов и рисунков. Новый вид кружев имел успех как в высших кругах петербургского общества, к которому принадлежали Новосильцевы, так и у московских и петербургских владельцев магазинов. Как явствует из «Указания ко Второй Всероссийской кустарной выставке», дело, начатое М.А.Новосильцевой с благотворительной целью - помощь населению в засушливые годы, в руках ее дочери М.Ю.Авиновой стало доходным коммерческим предприятием. [6]
Скопинская керамика
Скопинский гончарный художественный промысел – традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Вообще же глиняную посуду в этих местах производили еще до появления города. Первые письменные источники, сообщающие о наличии в Скопине гончарного промысла, относятся к XVII веку. Возникнув в 1640 году, промысел развивался, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Для украшения применялись традиционные орнаменты, а сверху предмет поливали глазурью по засекреченному рецепту.
Гончарные изделия делают одним из следующих способов: на гончарном круге; литьем; прессованием. Сделав заготовку, мастер ее сушит. Если оставить предмет на свежем воздухе, он затвердеет через несколько часов. Чтобы убыстрить процесс, следует поставить вещь в теплое сухое помещение. Для этого на фабрике есть специальная комната с оптимальными климатическими условиями.
Гончары не только освоили технологию приготовления глазури, но и выработали свои способы глазурования изделий. Они покрывали сосуды глазурью разных цветов, что еще более обогащало самыми неожиданными эффектами цветовую гамму. Особенно эффектен цвет глазури был на рельефной поверхности. Этим в какой-то мере можно объяснить быстро распространившийся способ украшения всей поверхности сосудов лепным и графическим орнаментом. Для этого использовались простейшие штампики в виде гильз от патронов, зубчатых колесиков от часовых механизмов, а то и просто заостренные палочки. Сосуды украшали также «налепочками», которые выполнялись от руки в виде фигурных выступов, колец и завитков на крышках, ручках. Из поколения в поколение передавались навыки, сохранялись характерные формы, живописно-пластические и орнаментальные решения скопинской керамики. [8]
С началом Первой мировой войны гончарное производство почти прекратило своё существование, так как многие мастера были призваны в армию. Возрождение промысла стало возможным после окончания Великой Отечественной войны, при условии тщательного изучения и пристального внимания к его проблемам. Во второй половине 1990-х годов происходит подъём творческого потенциала промысла.
7
Сегодня в Скопине сложилась творческая атмосфера, способствующая росту новых талантов. Работает много молодых гончаров, для которых характерны поиски и эксперименты. Свежие идеи, попытки придать керамике новые акценты, одновременно с серьёзным отношением к традиции, придают уверенности дальнейшему творческому развитию промысла. Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему самые интересные, по-настоящему уникальные произведения – квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов – делаются авторами вручную на гончарной основе.
Произведения скопинцев украшают собрания более 50 музеев России, стран ближнего и дальнего зарубежья. На базе промысла каждые два года проходят международные фестивали гончаров. В 2007 г. в городе Скопине открылся Всероссийский музей гончарного искусства.
Шиловское лозоплетение
Изготовление бытовых предметов из природного материала методом плетения – неотъемлемый элемент традиционной культуры крестьян Шиловского района. Наряду с плетением из луба и бересты в крестьянском быту широко применялись плетение из ивового прута и лозы ежевики.
После отмены крепостного права в ряде сел начинает развиваться плетение корзин как тары под грузы на водном и железнодорожном транспорте. В послевоенное время плетение продукции частниками сократилось. Но в 1950 – е годы на плодоовощном комбинате продолжают изготовление тарной продукции. В 70 - е годы небольшое количество мастеров работает в цехе Шиловского деревообрабатывающего комбината. В 1994 году предприятие переименовано в «Шиловский промкомбинат», а с ноября 2004 года – в ООО «Шиловская лоза». Выпуск плетеных изделий за этот промежуток времени возрос в 20 раз, ассортимент изделий из лозы широкого потребления стал чрезвычайно обширным – всего около 100 наименований, от простейших корзин до высокохудожественной мебели самых различных типов. Предприятие работает на базе местных естественных лозонасаждений. Заготовка, обработка сырья, плетение требуют большого ручного труда.
Произведения народного искусства помогают совершенно по-новому взглянуть на привычные вещи и явления и понять красоту окружающего мира. Их назначение состоит, прежде всего, в эстетическом и нравственном воздействии на человека. [3]
2.3. О перспективах развития народных промыслов и ремёсел в Рязанской области как ресурса развития туризма
Благодаря государственной заинтересованности в поддержании возрождения и дальнейшем развития НХП Министерством культуры РФ в 2013 г. был предложен проект Стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 г. в котором одной из предпосылок его развития является разработка системы мер по развитию традиционных ремёсел и промыслов народов России. Это позволяет рассматривать возможность более широкого использования НХП и мест их традиционного бытования в качестве туристских достопримечательностей при организации и проведении этнографических туров [10].
Отрадно, что осознавая значимость народного творчества, в Рязанской области успешно ведется возрождение народных промыслов. Важным этапом в сохранении и развитии народного искусства
8
Рязанской области стало создание Скопинского Центра народных художественных промыслов и ремесел. Он создан для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Центр – это хорошо оборудованная площадка для реализации способностей мастеров и возможности всем желающим увидеть, как создаются произведения народного искусства. Создание Центра народных художественных промыслов и ремёсел позволило не только объединить опытных и начинающих мастеров города, области, России и зарубежья, стало творческой лабораторией для представителей различных видов народного искусства, но и повысило туристическую привлекательность Рязанского региона в целом и города Скопина в частности.
Популяризации народных промыслов, их узнаваемости способствуют выставки и фестивали, где туристы могут познакомиться с уникальным наследием Рязанской земли. Эти события широко освещаются СМИ и привлекают тысячи посетителей, проявляющих интерес к народному творчеству. В нашей области проводятся:
Время и место проведения: 16-18 августа 2019 г. (1 раз в 2 года), г. Рязань
В 2019 году Фестиваль пройдет в Рязани. Ранее он проходил в селе Истье Старожиловского района, где еще в XII — XIII веках находилось древнерусское поселение, жители которого занимались производством железа для столицы Рязанского княжества. На территории поселения сохранилась домна – единственный уцелевший образец плавильной печи XVIII века в Восточной Европе.
В фестивале принимают участие члены межрегиональной общественной организации «Союз кузнецов России». По их мнению, данный проект является уникальным. Именно на рязанской земле мастера со всей России и из зарубежных стран демонстрируют различные техники владения редким в наши дни ремеслом, формируя у населения правильные представления о кузнечном деле и уровне развития искусства по металлу в нашей стране и в мире. Особый интерес у зрителей вызывают мастер-классы по восстановлению железа из луговой руды, ковке белевских ножей, а также начальным этапам создания японского меча. Фестиваль посещают свыше 4 тыс. человек.
Время и место проведения: 14-18 августа 2019 (1 раз в 3 года), г. Скопин Рязанской области
В этом году в Скопине — столице гончарного промысла России, с 14 по 19 августа пройдёт Шестой Международный фестиваль гончаров. Это масштабное событие соберёт более 300 лучших гончаров из разных регионов России и зарубежья.
Гостей Фестиваля ожидает много интересного:
- уникальная, единственная в России, Международная выставка «Гончарство» и разнообразная конкурсная программа для гончаров;
- детская выставка «Гончарство — язык дружбы» и конкурсная программа для детей;
-выставка старинной керамики, народных костюмов и платков из частной коллекции семьи Дель «В горнице моей светло»; [11]
9
Время и место проведения: сентябрь 2020года (раз в 2 года), р.п. Шилово, Рязанская область
В Шилово, в одном из признанных центров лозоплетения, соберутся истинные мастера плетения, чтобы продемонстрировать лучшие образцы изделий, поделиться тонкостями своего мастерства. Организаторы фестиваля отмечают, что каждый посетитель сможет попробовать свои силы в изготовлении собственного оберега-сувенира из лозы.
Широкому охвату территорий народных промыслов способствуют разрабатываемые туристские проекты, направленные на знакомство с бытом и традициями народов:
ОБЪЕКТЫ ПОКАЗА: ЗАО «Скопинская художественная керамика»; музей российского гончарства; Скопинский центр народных художественных промыслов и ремесел; ЗАО «Труженица»;
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТУРОПЕРАТОРОВ ПО ДАННОМУ МАРШРУТУ:
ОБЪЕКТЫ ПОКАЗА: этнографический центр «Заряна»; ООО «Шиловская лоза»;
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТУРОПЕРАТОРОВ ПО ДАННОМУ МАРШРУТУ:
1.Новый год в краю лесов, легенд и мастеров! (древняя Рязань, гончарный Скопин, город кружевниц Михайлов, Шацкое «золотое кольцо», 4 дня)
2.Кадом – капелька России(2 дня /1 ночь).
9 февраля 2019 г. в регионе прошёл впервые Единый День народных промыслов и ремёсел. Проект реализован с целью сохранения, поддержки и популяризации народного творчества как важной части национального достояния.
Мероприятия, посвящённые Единому Дню народных промыслов и ремёсел, одновременно прошли в 29 муниципальных образованиях Рязанской области. Состоялись выставки, ярмарки, конкурсы, мастер-классы, концерты, были организованы выступления краеведов, театрализованные программы, документальные и художественные кинопоказы об истории рязанских народных художественных промыслов и ремёсел.
10
Нам кажется, что подобный подход к продвижению НХП в дальнейшем, будет способствовать повышению общего культурного уровня и эстетического воспитания населения, поможет сохранить народное наследие. Как следствие, это ещё больше усилит интеграцию с сферу туризма и положительно скажется на развитии этнографического туризма в Рязанскую область.
Заключение
Несмотря на заинтересованность государства в поддержании возрождения и развития НХП, разработку законодательной базы на федеральном и региональном уровнях следует признать, что отрасли НХП сталкиваются с рядом серьезных проблем. Одна из них - процесс формирования подлинного интереса к народному творчеству и культуры его восприятия. Для современной молодежи изделия народных промыслов это не привычный атрибут среды, скорее нечто архаичное. Поэтому в числе приоритетов – внедрение образовательных программ для детей дошкольного и школьного возраста. [10]
Мы считаем, что наша работа помогает в решении данной проблемы и реализуя данный проект мы участвуем в популяризации народных художественных промыслов Рязанской области.
Согласно поставленным задачам по реализации проекта была проведена следующая работа и сделаны выводы:
1. При исследовании собранного материала была разработана единая структура характеристики и классификации народных промыслов, результаты представлены в виде таблиц в приложении;
2. Реализуя одну из поставленных задач, была собрана, проанализирована информация по истории происхождения и современном состоянии промыслов Рязанской области.
3. Составлена карта «Народные промыслы Рязанской области».
Считаем поставленную цель достигнутой, выводы, сделанные нами по проблеме, проверяемыми и конечными. Своим проектом мы не претендуем на полноту исследования освещенного нами тематического аспекта и считаем актуальным продолжить работу по расширению характеризуемых единиц более локально. Дальнейшую работу по реализации проекта мы видим в создании маршрутных туристических листов и серией виртуальных экскурсий с освещением основных промысловых центров Рязанской области.
11
Литература.
12
Приложение.
Приложение 1
Карта географических объектов – мест зарождения и развития отдельных видов промыслов
Скопинская керамика Касимовская хохлома
Михайловское кружево Кадомский вениз
Шиловское лозоплетение Пощуповская игрушка
Приложение 2
Таблица 1. Основная характеристика отдельных народных промыслов и причины их возникновения.
Народные промыслы Рязанской губернии | Особенности промысла | Предпосылки возникновения промысла |
Скопинская керамика | Производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных | Наличие глин на территории области. |
Михайловское кружево | Цветное коклюшечное кружево | |
Кадомский вениз | Ручная игольная ажурная вышивки, являющейся одной из самых тонких и изящных вышивок России | |
Шиловское лозоплетение | Изготовление бытовых предметов (мебель, дорожные сундуки, корзины, колыбели) из природных материалов путем плетения. Наряду с плетением из луба и бересты, широко применялось плетение из ивового прута и лозы ежевики. | Наличие древесины, т.е. положение Рязанской области в зоне лесов. |
Таблица 2.Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов.
Виды производств | Группы изделий народных художественных промыслов | |
1. | Художественная обработка дерева и других растительных материалов | Столярные, токарные, бондарные, резные, гнутосшивные и гнутоклеёные изделия из различных пород дерева с резьбой, росписью, инкрустацией, насечкой металлом, окраской, морением, обжиганием и копчением, выжиганием, с отделкой лакированием, полированием, вощением, а также в сочетании с различными материалами. Изделия из бересты, лозы ивы, корня хвойных деревьев, рогоза (чекана), соломки злаковых растений, листьев кукурузы, лыка и других видов растительного сырья, изготовленные в технике плетения, сшивания, оклеивания, в комбинированной технике в сочетании со столярной работой, декорированные окраской, резьбой, росписью, просечкой, тиснением, гравировкой, процарапыванием с отделкой отбеливанием, лакированием в сочетании с другими материалами. |
2. | Производство художественной керамики | Гончарные, майоликовые, фарфоровые, фаянсовые изделия с ручной росписью, лепниной, гравировкой, иными способами ручного декорирования, а также изделия, выполненные способом лепки. |
3. | Художественное ручное кружево | Кружево и кружевные изделия ручного плетения на коклюшках, игольное кружево и в сочетании ручного кружева с машинным. |
4. | Производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов | Изделия из тканей и других материалов (кожи, замши, трикотажа, войлока) с различными видами ручной и машинной вышивки и их сочетанием, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку, в том числе строчка, золотое шитье, вышивка бисером и другими материалами, а также аппликации. |
5. | Художественное ручное ткачество | Декоративные узорные ткани и тканые изделия, включая гобеленовые, выполненные на ручных ткацких станках и приспособлениях, на механических станках с ручной проработкой узора. |
6. | Художественная обработка металлов | Декоративные изделия из цветных и черных металлов, выполненные способами чеканки, гнутья, ковки, просечки, литья по восковым моделям, а также посредством штамповки и литья с последующей ручной декоративной обработкой. |
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Никто меня не любит
Юрий Визбор. Милая моя