Проследить путь развития народной песни в русской национальной культуре как отражение русского быта, истории, духовной красоты.
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_narodnaya_pesnya.docx | 833.35 КБ |
IV очная областная научно - практическая конференция
Секция: «Искусствоведение»
Название работы:
«Значение народной песни в русской национальной культуре»
Автор работы: Кузнецова Елизавета, 4 класс
Место выполнения работы:
МКОУ «Тагайская СШ», с. Тагай,
Майнского района,
Ульяновской области
Руководитель: Киселёва Н.В.,
учитель МКОУ «Тагайская СШ», с. Тагай
с. Тагай
2017
Оглавление……………………………………………...................... 2
I. Введение…………………………………………………………….. 3-4
II. Основная часть…………………………………………………….4-11
Глава 1.История собирательства русской народной песни
1. Русская народная песня……………………………………………..4-5 2. Собиратели русского фольклора………………………………........5-6
3. Исполнители русской народной песни……………………………..6-8
Глава 2. Песенная судьба моих предков.
2.1.Начало моей любви к песне - мамина песня…………………...... 8-9
2.2 Песенная судьба моих бабушек………………………………....... 9
2.3. Песни моего сердца……………………………………………….. 9-11
III. Заключение……………………………………………………….. 11
IV. Библиографический список……………………………………. 12
V. Приложение………………………………………………………... 13-17
1. Народный коллектив «Сударушка» с. Тагай
2. Колыбельная (текст)
3. Фотоматериалы из семейного архива Кузнецовых
4. Анкетирование учащихся и учителей МКОУ «Тагайская СШ»
2
I. Введение
Тема: «Значение народной песни в русской национальной культуре».
Актуальность
В связи с общемировой тенденцией роста национального самосознания этносов и народов мира, их своеобразный этнический Ренессанс особенно отчетливо проявляется на фоне процессов глобализации. В связи с этим растет потребность россиян в национальной идентичности, самостоятельности как основы для осознания себя частью своего народа, этноса и одновременно мира. Решение этих вопросов невозможно вне анализа русского этноса и русской народной песни как духовно-нравственной константы развития человека и народа в современном социуме. Одна из задач духовно-нравственного воспитания – это воспитание ребёнка средством искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Музыка занимает особое место в духовно-нравственном воспитании детей. Воспитание музыкой необходимо для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости. Мелодия и слово народной песни – это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед детьми народные идеалы. Это национальная память народа, которая позволяет ощутить связь времён и поколений, получать духовную поддержку и жизненную опору. Сохранение истории определяет будущее нашего народа.
Слушая народную и классическую музыку ребёнок осваивает бесценный культурный опыт поколений. В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, восхищения природой.
Проблема
Почему русская народная песня имеет принципиальное значение как для музыковедения, так и для всей современной культуры в целом?
3
Цель: проследить весь путь развития народной песни в русской национальной культуре как отражение русского быта, истории, духовной красоты.
Задачи:
1. Рассмотреть русскую народную песню как социокультурный концепт народной художественной культуры.
2. Осуществить анализ русской народной песни в аспекте ее жанрово-видового состава, изобразительно-выразительных средств воплощения и форм бытования.
3. Раскрыть природу русской народной песни как «кода» познания бытия человека и мира.
4. Обозначить механизмы трансляции, сохранения и развития русской народной песни в современной социокультурной среде.
Объект исследования – русская народная песня как этнокультурный
концепт.
Предмет исследования – процесс освоения и анализа русской народной песни как развития человека и народа.
Теоретико-методологические основы исследования
В процессе анализа русской песни, как этнокультурного концепта, я опиралась на философские, культурологические, социологические, этнографические, искусствоведческие концепции отечественных и западных исследователей.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Анкетирование.
3. Наблюдение.
4. Интервьюирование.
4
Гипотеза - предположим, что русская народная песня повлияла на культуру музыки и музыкальный мир России и будет жить до тех пор, пока жив русский народ.
Время оставляет след: вчера, сегодня, завтра. В событиях, фактах, в камнях, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времени, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в резце скульптора, в рифмах поэта, в слове писателя, она - в песне народного творца, в музыке композитора, в летописи времени. Перелистаем же страницы этой удивительной летописи и задержимся на тех из них, которые ожили в звуках, став одним из прекраснейших творений человека – песней!
II. Основная часть
Глава1. История собирательства русской народной песни
В истории русской национальной культуры большое значение имело художественное творчество. Горький дал замечательное определение: «Народ не только сила, это неиссякаемый источник духовных ценностей».
Одной из таких ценностей является народная песенная поэзия. Самой ранней частью русских народных песен являются традиционные крестьянские песни. Песни, в которых воспевались горе и тоска, слёзы и злоба. Народная песня крепко связана с повседневной жизнью народа, его трудом, отдыхом, семейной жизнью. С сожалением приходится признать, что за последние годы интерес к обычаям старины заметно угасает, особенно у молодежи.
Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом, шлифуясь, изменялись. Традиционно песни подразделяются на лирические, исторические, обрядовые. Это самое общее деление. Оказалось, что их, жанров русской народной песни, намного
5
больше.
Традиционные лирические – это любовные, балладные, протяжные; песни литературного происхождения- разбойничьи, ямщицкие, бурлацкие. Исторические песни часто изображают не только события, но и отражают чувства проживания героев так, как это понимает народ. Герои песен: цари-Иван Грозный, Пётр I. Герои войны - Суворов, Кутузов. Народные вожди -Ермак, Разин, Пугачёв. Календарные обрядовые песни: поздравительные зимние (колядки); святочные; масленичные; весенние (веснянки,
пасхальные); песни пахоты и сева; вознесенские; троицко-семицкие; летние (купальские песни); покосные, жатвенные. Семейные обрядовые песни - обряды рождения и пестования (пестушка); плачи и причитания; свадебные; колыбельные.
Передо мной встал вопрос: почему русская народная песня живет и по сей день? Когда появился интерес к русской народной песне, когда стали
записывать и изучать ее, кто первый догадался, что это необходимо?
Конечно, точных ответов на этот вопрос найти трудно. В своей работе я попыталась познакомиться с известными собирателями песен.
2. Собиратели народных песен.
Одним из первых собирателей стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Имя очень известное. Это действительно, великий собиратель. Кроме «Толкового словаря живого великорусского языка» и собрания пословиц, он записал и передал Афанасьеву в его собрание тысячу сказок. Записанные им песни отдал Петру Киреевскому, издавшему многотомное собрание русских песен. Это был XIX век, когда действительный интерес к фольклору был огромным.
Петр Васильевич Киреевский (1808-1856) - знаменитый фольклорист, исследователь древнерусской культуры, знал семь языков, занимался
6
переводами произведений Байрона, Кальдерона, Шекспира. Он создал
уникальное собрание, насчитывавшее свыше 10 тысяч песен, составившее эпоху в отечественной фольклористике.
Нельзя не рассказать о Митрофа́не Ефи́мовиче Пя́тницком (1864- 1927) - русский советский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен; основатель и первый художественный руководитель русского народного хора своего имени из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний. «Народная песня, — говорил М. Е. Пятницкий, — это художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает, и её надо спасать».
3. Исполнители русской народной песни.
Замечательные артисты, которые оставили свой глубокий след в русской культуре, это Мари́я Никола́евна Морда́сова (1915—1997) - советская, российская певица, исполнительница русских народных песен и частушек.
Народная артистка СССР (1981). Герой Социалистического Труда (1987). Родилась 1915 году в деревне Нижняя Мазовка в многодетной крестьянской семье Яркиных. Пела в школьном хоре, затем в сельском клубе. Ещё обучаясь в школе, пошла работать дояркой, а после окончания школы стала «звеньевой». В 1938 году приняла участие в смотре художественной самодеятельности в Тамбове.
Самобытная исполнительница, собирательница и автор многих песен, частушек и припевок (свыше 300).
Лидия Андреевна Русланова родилась в 1900 году в крестьянской семье. В пять лет осталась сиротой и до 1914 года росла в сиротском приюте. Мама умерла, а отец погиб в русско - японской войне. Затем жила у дяди и работала на мебельной фабрике. В 1916 году поехала на фронт сестрой
7
милосердия и до 1917 года служила в санитарном поезде. После революции
выступала на концертах. Активная концертная деятельность во время войны была отмечена правительственными наградами. В 1942 году певице присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
Людмила Георгиевна Зыкина. Народная артистка Советского Союза. Родители Людмилы родом из деревни. Бабушка и мама, по сути, так и остались деревенскими женщинами, которые принесли в дом на московской окраине свой строй жизни со старинными песнями и крестьянскими обычаями. Люда в детстве не хуже мальчишек играла в хоккей, любила слушать голоса лесных птиц. И когда Люду приняли в хор имени Пятницкого, мама и бабушка обомлели. Честь была большая. Для бабушки песня была делом домашним, а для Люды стала делом жизни. Людмила Георгиевна награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 степени.
Геннадий Заволокин, руководитель ансамбля «Частушки». Когда у Геннадия спросили, откуда пришла к нему такая популярность, он ответил: «Жили мы два брата, играли на гармони. Говорят, не плохо играли. Потом, волей случая, попали на телевидение, снялись в одной программе,
посвященной народной песне, оттуда и пришел успех, ведь давно уже в народе вызревало ожидание гармони. Тогда и родилась передача «Играй, гармонь». Но сегодня нет с нами Геннадия Заволокина, его жизнь оборвалась так неожиданно и с болью прошла по всей России. Но песня его живет, и живет передача «Играй, гармонь». Инициативу подхватили его сын Захар и дочь Анастасия.
Село, в котором я проживаю, тоже славится своими именами.
В 2004 году под руководством Хрипуновой О.М был создан вокальный коллектив ветеранов «Сударушка». Коллектив (см приложение 1 с. 13) исполняет народные, военные песни, сочиняет и исполняет частушки на известные народные мотивы, поднимает в частушках местные проблемы и
8
проблемы общероссийские. В выступлениях коллектив использует кроме вокального жанра плясовые, игровые и др. («Подушечка – раздушечка», «Пойдём, кума, на улицу»). Участвуют во всех концертах и мероприятиях Тагайского ЦКиД. Выезжают с концертами на полевые станы в летний период, участвуют в конкурсах и фестивалях межпоселенческого, районного, областного значения (в репертуаре концертов основой были народные песни). Участвовали в III межрегиональном конкурсе русской песни «Поющий Симбирск», за что получили Диплом участника за преданность русской песне, в районном конкурсе «Сохраним природу», посвящённого году охраны окружающей среды, и заняли 3 место в номинации «Песня».
Глава 2. Песенная судьба моих бабушек
2.1.Начало моей любви к песне - мамина песня.
Кто из нас не помнит маминых колыбельных песен? Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в колыбельных песнях. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык. Главное назначение этих песен – повлиять на поведение и настрой ребенка в момент его засыпания. Размеренный, небыстрый мотив в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на
образах, знакомых ребенку, успокаивают его, действуют на него усыпляющее.
Баю, баюшки, баю
Мудрость я тебе дарю,
Будет нас она беречь
От совсем не нужных встреч. (см. приложение 2 с. 14)
Эту колыбельную я знаю с раннего детства. Пела мне ее моя мама Екатерина Вячеславовна. (см. приложение 3 с. 14-15) А мама узнала эту колыбельную от своей бабушки. Много запомнила мама бабушкиных коротеньких песенок. Это теперь я знаю, что называются они потешками и
9
пестушками.
2.2.Песенная судьба моих предков.
Есть на земле люди с душой, как родник, радующие своей сердечной теплотой и отзывчивостью. Живёт женщина именно с такой родниковой душой – Дементьева Нина Николаевна, моя бабушка. Казалось, что нет на крестьянской земле того, чего она не знает. Несмотря на возраст, все в ее памяти хранится отчетливо и совершенно. Песни она поёт старинные, причудливые. Иногда и мелодию не уловишь, вьется она, как нить, протяжно, гортанно. Старые песни она поёт с чувством и настроением, как будто заново переживает прожитые годы.
Скакал казак через долину, через Монгольские края.
Скакал он в садик одинокий, кольцо блистало на руке.
Кольцо казачка подарила, когда казак ехал в поход.
Она дарила, говорила, что через год будет его.
Моя бабушка вспоминает беседы со своей бабушкой и живописно передает трогательную атмосферу детства и самобытный фольклорный колорит.
Современному человеку, не слышавшему подлинных народных песен в живом исполнении сельских песенников, трудно по-настоящему понять их значимость, оценить их красоту, почувствовать то волнение, которое испытываешь, слушая их.
2.3.Песни моего сердца.
Народная поговорка говорит: «Не я пою, душа поет». Песня – это пища души. А душа вечна! Не так часто приходится в современном ритме жизни встречаться и петь. Для современного человека это большая редкость. Но в нашей семье есть хорошая традиция отмечать дни рождения, большие религиозные праздники. Я считаю роскошью и богатством умение в
10
семейном кругу, не под караоке, а в живую исполнять любимые мелодии.
Русская народная песня, корни которой уходят в далекое прошлое, имеет богатую и интересную историю, которая неразрывно связана с историей России и ее маленькими частями - нашими селами. Трудно доподлинно народно исполнить старинную песню. Приходится осознавать факт, что песня жива, пока живы исполнители.
Познакомившись с разнообразным материалом о народной песне, мне захотелось узнать мнение учащихся и учителей МКОУ «Тагайская СШ» о народной песне.
Учащимся 3-5 классов, а также учителям МКОУ «Тагайская СШ» была представлена следующая анкета (см. приложение 4 с. 15-17)
1.Можешь ли ты назвать себя любителем музыки?
2.Какую музыку ты любишь слушать (современную, классическую, зарубежную, русскую, народную)?
3.Какие народные песни ты знаешь?
4.Нужна ли нам народная песня?
5.Назовите известных вам исполнителей - солистов народных песен?
6. Какие народные коллективы ты знаешь в нашем районе?
Анализ результатов диагностики.
Было опрошено 60 учащихся и 14 учителей. Исходя из результатов анкет, выяснилось: 100 % всех опрошенных ответили, что любят слушать современную музыку; 46% - классическую музыку, 40% - зарубежную, 30% - русскую и лишь 15 % - народную.
На вопрос, какие они знают народные песни, большинство ответило «Калинка», «Ой, мороз, мороз», «Тонкая рябина», «Валенки». И были единичные названия народных песен, которые изучали на уроке: «Солдатушки – бравы ребятушки», «Во поле береза стояла». 97% опрошенных на вопрос нужна ли народная песня, ответили, что нужна.
11
Песня нужна, чтобы продолжить историю прошлого. Возвращаются старинные праздники и обычаи, и людям пожилого возраста надо дарить радость. И лишь 3 % ответили отрицательно.
Из народных исполнителей 72% отметили Надежду Бабкину и 18% - Надежду Кадышеву. Среди опрошенных учителей первыми были отмечены Л.Зыкина, Л.Русланова, а затем Н.Бабкина, Н.Кадышева. Из народных коллективов учителями были отмечены ансамбли «Русская песня», «Русичи». И 5% учащихся отметили коллектив народной песни "Сударушка" с. Тагай.
Завершая исследования по теме, можно сделать следующие выводы:
сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. Современная молодежь мало интересуется народной песней.
III.Заключение
Таким образом, чем раньше ребёнок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие.
Как не потерять это великое песенное искусство, песенную традицию, созданную многими поколениями русских людей? От кого зависит, чтобы народная песня не забывалась и исполнялась? Начать нужно с себя. Ушли из
жизни наши прабабушки, уходят и бабушки, а мы вдруг осознаем, что не
спросили у них, как они жили, как любили, о чем пели. Теперь и я знаю и ценю этот бесценный дар, который просто обязана сохранить и передать дальше.
«Без песни нет жизни, как нет её без солнца.
А нам песня нужна вдвойне»
Материал работы может быть использован на уроках краеведения,
12
мировой художественной культуры, музыки, для бесед на классных часах.
13
IV. Библиографический список
1. Алдошина М.И. Эстетическое воспитание средствами народного искусства. Москва- 2005.
2. Аникина В.П. Русские народные песни - М.: Детская литература,1972
3. Башманова Т.В. Первые шаги к народному творчеству. Саяногорск. 2006г.
4. Коринфский А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа». М.: Московский рабочий, 1994.
5. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское народное творчество: Учебник для фил. Спец. Ун-тов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.1983
6. М.М.Забылин. Праздники, обряды и обычаи русского народа. Москва «ЭКСМО» 2007
14
V. Приложение
Приложение 1.
Вокальный коллектив ветеранов «Сударушка» Тагайского центра культуры и досуга МО «Майнский район»
Праздники села.
С днём рождения, область!
15
Приложение 2.
Текст колыбельной. Баю, баюшки, баю
Мудрость я тебе дарю,
Будет нас она беречь
От совсем не нужных встреч.
Счастье долгожданное,
Радость несказанная!
Умный, ласковый малыш,
Почему же ты не спишь?
Закрывай скорее глазки
И послушай мою сказку,
Я пойду с тобою в путь
Помогу тебе заснуть.
16
Приложение 3. Фотоматериалы из семейного архива Кузнецовых
Кузнецова Екатерина Вячеславовна с дочкой Елизаветой.
Моя бабушка. Дементьева Нина Николаевна
17
Приложение 4.
Анкетирование учащихся и учителей МКОУ «Тагайская СШ»
18
Вопросы анкеты.
1. Можешь ли ты назвать себя любителем музыки?
2. Какую музыку ты любишь слушать (современную, классическую, зарубежную, русскую, народную)?
3. Какие народные песни ты знаешь?
4. Нужна ли нам народная песня?
5. Назовите известных вам исполнителей солистов народных песен?
6. Какие народные коллективы ты знаешь в нашем районе?
19
Фокус-покус! Раз, два,три!
Свадьба в Малиновке
Девочка-Снегурочка
Чья проталина?
Рисуем осенние листья