Творчество в науке
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_v_nauke.pptx | 1.98 МБ |
Слайд 1
Творчество в науке Выполнил: ученик 6 А класса Сергеев АртемСлайд 2
Первым признаком творчества является особое мышление. Именно так создаются духовные либо материальные ценности: произведения музыки, литературы и визуального искусства, изобретения и разные идеи. Что такое творчество?
Слайд 3
Творческое мышление Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления: 1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения . 2. Инкубация — временное отвлечение от задачи. 3. Озарение — появление интуитивного решения. 4. Проверка — испытание и/или реализация решения.
Слайд 4
Сущность творчества
Слайд 5
Особенности творческих способностей
Слайд 6
Художественное творчество (создание объектов материального или духовного мира) Социальное творчество (обучение, реклама, торговля, общественные отношения, политические реформы) Техническое творчество (изобретение новых технических продуктов, электроники). Разновидности творчества:
Слайд 7
Стадии творческого процесса А. Пуанкаре Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами . Вначале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.
Слайд 8
Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов : 1 ) комбинирование частиц — элементов знания 2 ) последующий отбор полезных комбинаций. Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания — в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации . Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации.
Слайд 9
В этой области нашей деятельности происходит накопление объективных знаний об окружающем мире, а также о самом человеке. Особенностью научного подхода является обязательное условие: любое суждение должно быть подкреплено объективными фактами и доказательствами. Если этого нет, то суждение нельзя назвать научным. При этом оно не всегда является ложным – просто в настоящее время его невозможно подтвердить объективными (не зависящими от желаний человека) данными. Что такое наука?
Слайд 10
Герман Гельмгольц Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи: Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она — не знаешь сам.
Слайд 11
Естественные науки (изучающие: биологию, физику, химию, математику, астрономию). Технические науки (изучающие во всех её проявлениях; информатика, химическая технология, ядерная энергетика, инженерное дело, архитектура, биотехнология и многие другие). Прикладные науки (направленные на получение результата, прикладная психология, криминалистика, агрономия, металлургия) Виды наук:
Слайд 12
Стадии изобретательского процесса П. К. Энгельмейер (1910 ) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение. 1 .Желание и интуиция, происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел. 2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных . 3. Умение , конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.
Слайд 13
Творчество в науке проявляется также при осмыслении уже известных фактов, которые могут быть либо доказаны с иной стороны, либо опровергнуты благодаря новому, свежему взгляду. Развенчание укоренившихся в науке мифов также требует неординарного мышления. Может ли быть наука творческой?
Слайд 15
Примеры проявления творчества в науке.
Слайд 16
Особенности творческой личности
Слайд 17
Творчество является высшей формой реализации свободы и средством самовыражения и самореализации. Творчество нового является важнейшим средством преодоления энтропии(беспорядка) и высшей формой реализации жизненного прорыва.
Пейзаж
Новый снимок Юпитера
Снежная сказка
Муравьиная кухня
Чайковский П.И. "Детский альбом"