Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota._reklama.docx | 114.47 КБ |
Лосня
2018
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть
Глава II. Практическая часть
Анкетирование……………………………………………………………..… ..26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы .............................................................31
Введение
Реклама — направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которой производится оплаченное известным спонсором распространение не персонализированной информации.
Сегодня невозможно представить себе жизнь без рекламы. Она окружает нас повсюду. Мы узнаём из неё о новых разработках и продуктах, которые появляются у разных фирм. В этом отношении реклама не представляет особой опасности, но когда её становится слишком много, это начинает вредить человеку.
Тогда реклама превращается в способ психологического воздействия на потребителя, которому навязывается та или иная точка зрения о продукте с определённой целью: приобретение не всегда нужного товара. Именно поэтому тема исследовательской работы «Влияние рекламы на подростков» становится актуальной.
Объект исследования: реклама, которая транслируется по телевизору.
Предмет исследования: влияние рекламы на детей и подростков.
Цель: выяснить, влияет ли реклама на детей и подростков, и как они относятся к рекламе в целом.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить рекламу, на чем она основана;
2. разработать анкету и провести опрос среди учащихся школы;
3. проанализировать полученные данные и сделать выводы;
4. определить какой телевизионный канал больше других зависит от рекламы.
Методы исследования:
1. анализ литературы по изучаемой проблеме;
2. анкетирование учащихся;
3. анализ результатов анкетирования.
Глава I. Теоретическая часть
История рекламы. Реклама в Древнем Мире
Первые источники рекламы относятся ещё к глубокой древности. Египетская, вавилонская, греческая и римская культуры удивляют высокими темпами развития рекламной информации. Её выражали в письменном, изобразительном и словесном виде. Даже в то время древние предприниматели в лице торговцев рабами ставили перед собою цель склонить на свою сторону потенциального потребителя, захватить его внимание и заставить совершить выгодную для них сделку.
Первой рекламной информацией древнего мира был египетский папирус, информирующий о продаже раба. Также некоторые египтологи полагают, что рекламные сообщения могли быть написаны на камнях. Один такой камень был найден в городе Мемфис, который был первой столицей древнего Египта.
Помимо этого рекламный текст можно найти на стенах и плитах, нацарапанных или написанных краской. В Греции и Риме до н.э. все рекламные сообщения писали на специальных дощечках, позднее уже на пергаменте. На рыночных площадях зачастую читали при большом скоплении народа различные объявления.
Но самый глобальный этап в истории рекламы начался только после появления печатного станка и массового появления книг.
Становление рекламы в Западной Европе.
В 1450 г. Гуттенберг создал первый в мире печатный станок. Это было началом новой эпохи средств массовой коммуникации и рекламы. Теперь на любые публикации не нужно было тратить массу времени и сил, так как печатный станок позволял издавать книги в массовом объёме.
Во второй половине XV века Гуттенберг положил начало нескольким типографическим предприятиям, которые затем быстро распространились в Европе: сначала в Италии в 1465 г., потом в Швейцарии в 1468 г., во Франции в 1470 г., в Венгрии и в Бельгии в 1473 г., и примерно в этом же году в Польше. А уже в 1476 г. Типографические предприятия появились в таких европейских странах как Англия, Чехия и нескольких других.
К 1472 г. относят самую первую печатную рекламу в Англии. В Лондоне на двери одной из его церквей был размещено рекламное объявление по продаже молитвенников.
Большинство исследователей полагают, что основателем печатной рекламы в Европе был французский врач Теофраст Ренодо. В 1630 г. Он открыл в Париже справочную кантору, которая печатала во Французской газете - «La Gazette» рекламные объявления. Самой первой рекламой, опубликованной в это время, было сообщение о награждении за нахождение 12-ти лошадей, которых украли воры. Позднее это рекламное сообщение появилось в лондонской газете.
Вскоре стали появляться рекламные объявления от торговцев, продающих оптом хлеб, муку, вафли, чай, кофе и многое другое.
Первая реклама просто сообщала людям о наличии для продажи какого-либо товара. Но постепенно такая реклама перестала работать и рекламисты стали активно использовать различные уловки и хитрости для привлечения внимания покупателей именно к своему товару. Это могли быть басни, пословицы и поговорки, небольшие сюжетные истории, искусно предлагающие товары продавцов.
В XV веке после появления первых станков в Европе на стенах города стали появляться различного рода тексты. Также появлялись и новые методы донесения рекламной информации для людей. В качестве яркого примера стоит привести показ листовки на расщепленном конце палки большому числу людей на улице.
В XVIII веке на улицах Парижа можно было часто встретить рекламные объявления предлагающие дешёвые кабаки в черте города, где можно было выпить вина.
Становление рекламы в США.
В 1704 г. В американских колониях появилась газета – «Boston NewsLetter». Данная газета была полностью ориентирована на рекламу.
В 1729 г. Бенджамин Франклин создал «Пенсильванскую газету». Именно с Франклином в США ассоциируется развитие рекламы в этой стране. «Пенсильванская газета» имела огромный тираж и большое количество печатной рекламы, которые когда-либо существовали до этого времени.
В середине XVIII века началась индустриальная революция в Англии, а в начале XIX века в северной Америке. Торговцы осознали настоящую мощь рекламы и эффективность её использования, чтобы обеспечить себе высокую прибыль. Со временем стали меняться сама печатная реклама. Это было связано с возникновением в 1839 г. Фотографии. Теперь рекламная информация стала идти вместе с картинками и изображениями того или иного товара, что создавало в свою очередь большее доверие к продукту.
В 1884 г. Был изобретен телеграф, что позволило соединить дальние районы крупных городов с их центром. С этого времени реклама превращается в одну из главных функций маркетинга. Теперь реклама была сильным оружием в привилегированном обществе и помогала элите создавать потребности для человека в рыночной экономике.
Со временем рекламой начали заниматься специализированные агентства и фирмы. Создавались отдельные рекламные подразделения торговых кампаний, организаций и издательств. Рекламные агентства XIX века начинали свою работу с покупки земельных участков и их дальнейшей перепродажей с огромной выручкой.
Первым рекламным агентом в Соединенных Штатах был некий Палмер. В 1841 г. в Филадельфии он заключил договора с издателями газет и журналов о покупке рекламных площадей, а потом уже сам продавал их другим рекламодателям за большую цену. Тогда ещё рекламные объявления делали рекламодатели самостоятельно. Только через некоторое время рекламные агенты стали подготавливать объявления для рекламодателей.
В 1890 г. было создано первое рекламное агентство в Филадельфии – «Айер и сын». Оно одним из первых планировало и проводило работы по созданию рекламных объявлений.
Сегодня в центре города Нью-Йорк расположено несколько самых больших американских рекламных агентств, в которых задействовано более тридцати тысяч человек! Но это далеко не все рекламные агентства в США.
Почти в каждом городе Северной Америки есть как минимум одно рекламное агентство.
Самым же крупным рекламным агентством во всем мире считается «Денцу», расположенное в Японии.
Становление рекламы в России
Реклама в России, как и в странах Западной Европы, стала развиваться также рано. Первые её зачатки дали о себе знать около X-XI вв. – русские торговцы разными способами старались предлагать свою продукцию покупателям. В большинстве случаев для этого использовались специальные люди, нанимаемые купцами – зазывалы.
Они старались привлечь громкими речами покупателей, описывая достоинства того или иного товара и его продавца. На Руси была известна и так называемая потешная реклама, исполнителями которой были коробейники. Они продавали в основном небольшие товары вроде хлеба, пряников и бубликов.
В то время ещё было нормальным явлением обманывать покупателей, любыми методами восхваляя свои товары.
Огромный вклад в ранний этап развития реклама на Руси сыграли лубки – народные картины. Впервые они стали известны в начале XVII. В царском дворце Алексея Михайловича Романова было много подобных весёлых рекламных листовок. Он любил тешиться ими и подобную привычку передал своим детям – Петру I, Ивану и Софии. Со временем лубки становились более серьёзными – на них появлялось больше надписей содержательного характера. «Потешные» листы стали появляться в каждом русском доме, как у высшей верхушки общества (дворян, купцов), так и у обычных крестьян. Это делало лубки одним из мощных средств рекламы в то время, потому что они позволяли сообщать большому числу людей различного рода информацию, которые олицетворялись в красочных картинках.
Позднее рекламная информация в лубках стала занимать ещё больше места. Когда стала развиваться российская экономика, и в Россию хлынул поток иностранных товаров, лубки стали использоваться для коммерческой рекламы продукции стран западной Европы.
Первые печатные объявления, содержащие рекламу появились ещё при Петре I в XVII веке. Но только через 100 лет они получили массовое распространение.
Печатная реклама в XIX веке отнюдь не была единственным средством донесения информации о товарах для людей. В это время рекламу стали размещать на специальных круглых тумбах, которые устанавливались в многих людных точках каждого крупного города. Даже в трамваях можно было увидеть рекламу. Появились первые промоутеры – обычные мальчишки, раздававшие не далеко от магазинов рекламные листовки с приглашением посетить их и купить что-нибудь.
В Санкт-Петербурге возникли первые журналы с рекламой, такие как «Деловой бизнесмен» и «Торговля». Через несколько лет такие издания появились в остальных городах.
В конце XIX- н. XX века возникли первые рекламные конторы и бюро. Стали массово рекламировать патентованные лекарства, особенно вначале Первой Мировой войны.
Причинами столь быстрого развития реклама в России можно назвать рост населения в городах и изготовление множества товаров, ориентированных на всех людей.
После пришествия к власти большевиков в октябре 1917 г. задачи и содержание рекламы поменялись. Реклама стала монополизирована государством и предприниматели больше не могли ею пользоваться. Теперь публиковать реклама могло только советское руководство, и советы рабочих.
После окончания гражданской войны в СССР появились первые советские рекламные
агентства – «Связь» и «Реклам Транс». Реклама стала размещаться в трамваях, автобусах, в центрах массового скопления людей.
Наибольший рост реклама получила в период НЭПа. Особый вклад в её развитие вложил В.В.Маяковский. Он создавал привлекающие внимание людей стихи, которые искусно рекламировали тот или иной товар.
В Париже в 1925 г. проходила международная художественно-промышленная выставка, где демонстрировались работы лучших специалистов рекламы. В.В.Маяковский и художник А.М.Радченко, которые в ней участвовали, получили серебреные медали.
Со временем, благодаря улучшению экономического положения СССР, в рекламе совершенствуются её организационные формы.
С 60-ых по 70-е годы появились первые рекламные организации – «Росторгреклама», «Союзторгреклама» и «Главкоопторгреклама».
Стали выпускаться рекламные издания – «Коммерческий вестник», «Московская реклама», «Реклама». Производились рекламные фильмы. По радио и телевизору демонстрировались различные рекламные программы. Проводились специальные рекламные ярмарки по продаже различной продукции.
На базе бывшего Всесоюзного объединения «Союзторгреклама» в 1989 было образовано рекламная организация – Всесоюзное производственное объединение (ВПО) «Союзреклама». Оно занималось производством рекламных средств и вело рекламную деятельность.
В системе потребительской кооперации сформировалась своя самостоятельная от советской торговли служба рекламы. В потребительской кооперации Советского Союза было примерно 30 рекламных агентств и комбинатов, свыше 200 мастерских и цехов. Они предоставляли различные услуги по рекламированию товаров и самих магазинов. Существовали должности художников-оформителей и товароведов-организаторов, которые хорошо оплачивались.
Тем не менее, в Советском Союзе значение рекламы в торговле часто недооценивали.
Первой причиной была нехватка самых необходимых товаров, которым совершенно не нужна была реклама, потому что их в любом случае бы купили.
Естественно в рекламе СССР было место для советской идеологии. Руководство СССР считало, что реклама капиталистических стран только вводило в заблуждение людей и обманывало их. Полагали, что капиталистическая реклама очень дорога и она обедняет трудящихся, за счёт большого расхода государственного бюджета. В связи с этим, расходы на рекламу в СССР были небольшими. Поэтому профессионализм рекламы был достаточно низким. Рекламная технология также была слабо развита.
После распада Советского Союза произошли большие изменения в рекламе в России. Многие старые рекламные службы и агентства распались, а на их месте возникли новые. Теперь в России рекламных агентств насчитывается больше 1000.
Рыночная экономика значительно изменила содержание и формы рекламы. Реклама стала главным звеном между потреблением и производством. Она помогает осуществлять связь с потребителем и рынком. Рекламные усилия необходимо осуществлять в сфере торговли и производства. Не владея основными средствами рекламы невозможно оказывать влияние на рынок и успешно бороться с конкурентами за рынки сбыта.
Нужно стремиться к тому, чтобы реклама способствовала формированию покупателям условий для выбора товаров или услуг. Это даёт возможность вести контроль за продвижением продукции на рынке, формировать и укреплять у потребителей систему предпочтений рекламируемой продукции, что просто важно для насыщенного рынка услугами и товарами.
Очень часто в рекламную информацию проникает ложная реклама, которая обманывает и вводит в заблуждение покупателей. В большинстве случаев это относится к иностранной продукции, в которых есть не соответствующие реальности данные о характеристиках, свойствах и назначениях товаров.
Иностранные кампании и фирмы профессионально используют своих руках лучшие методы рекламы для захвата российского рынка. По телевизору и радио постоянно транслируется реклама зарубежной продукции – холодильники, стиральные машины, телевизоры, музыкальные центры и т.д. И очень редко можно услышать и увидеть рекламу отечественной продукции. Главной причиной подобного явления можно назвать широкое использование иностранными кампаниями средств массовой коммуникации. Несмотря на то, что цены на рекламу в газетах, радио и ТВ значительно большие, зарубежные производители всё равно ею активно пользуются и добиваются неплохих результатов.
В тоже время стоит отметить один интересный факт – тупой перенос рекламных приёмов с запада работает далеко не во всех случаях. Причина заключается в обычном менталитете русского народа, его привычек, традиций и образе жизни.
Границы рекламного рынка в России в настоящее время широко развиваются. Появляются новые кампании, предприятия и организации, что ведёт в свою очередь к возникновению новых клиентов. Растёт число рекламных агентств, которые начинают оказывать рекламные услуги и проводить рекламные кампании.
Влияние рекламы на детей и подростков
Не удивительно, что дети и подростки являются «лакомым кусочком» для многих производителей и рекламодателей. Даже если ребенок не принимает решение, то он умеет убедить своих родителей в том, что нужно купить. Причем около 50% этих просьб выполняется. Из-за этого нередко в семьях возникают конфликты: ребенок просит и даже требует то, что он видел в рекламе, а взрослые не могут или не хотят это выполнить.
Так, в США дети в возрасте от 4 до 12 лет ежегодно тратят около 4 миллиардов долл. только своих карманных денег.
Это весьма влиятельная группа населения, численностью около 35 миллионов, в целом «контролирующая» примерно 15 миллиардов долл. из всех денег, расходуемых на покупки. Речь идет не только о товарах сугубо «детской категории» (игрушки, сладости, детская одежда и обувь, др.). Влияние рекламы столь велико, что известны многочисленные случаи, когда «ответственными» за выбор семьей того или иного брэнда при покупке дорогостоящих товаров (автомобили, бытовая техника) оказывались... 2-летние дети. Рекламы для таких детей - основной источник информации, оказывающий решающее влияние на образ их мыслей.
Не менее благодарная аудитория для рекламодателей - подростки. Ежегодно американские тинэйджеры тратят на одежду, косметику и на такие личные вещи, как видео- и аудиокассеты и CD, около 30 миллиардов долларов. Многие дети и подростки делают различные покупки для дома, принимая решения относительно конкретных брэндов, и проводят для своих семей «маркетинговые исследования» товарного ассортимента супермаркетов. Ежедневными покупками продуктов для дома занимаются 60% девочек-подростков и 40% мальчиков.
Дети - это очень эффективный способ воздействия на кошельки их родителей. Рекламщики говорят об этой важной для них роли детей - способности «играть роль пилы». Существует много психологических фокусов и маркетинговых стратегий, вызывающих эффект «пиления». Здесь и размещение привлекательных для детей товаров на нижних полках супермаркетов (дети легко замечают то, что им нравится, а затем нередко со спорами и пререканиями, заставляют родителей платить), и включение рекламных «мультиков» в детские программы, и использование при оформлении школьных принадлежностей и обложек для книг логотипов или названий товаров.
Естественно, что в свете такого целенаправленного, усиленного воздействия вопрос «Как влияет реклама на поведение детей и подростков?» встает ребром.
Начиная с 1990-х годов и по сегодняшний день, мы находимся в беспрецедентной ситуации полного рассогласования культурных ценностей и норм, существующих в сознании общества и его различных социальных институтов. В эту ситуацию аномии («размытые ценности») огромный и негативный вклад вносят сегодня средства массовой информации, что имеет особенно большое значение для социализации подрастающего поколения. Так, в целом, семья и школа придерживаются примерно одной системы ценностей, в основе которой - гуманность, трудолюбие, уважение к личности и проч., тогда как во многих средствах массовой информации как в скрытой, так и в открытой форме проповедуются асоциальные ценности - стяжательство, алчность, безудержное потребление, демонстрируются модели агрессивного поведения, пренебрежения человеческой личностью, отвергаются нормы морали, выработанные столетиями в разных культурах мира.
Дети и юношество сегодня находятся в ситуации выбора, и зачастую эта ситуация очень сложна. Им приходится выбирать между различными взглядами и различными представлениями, и, что особенно трудно, формировать собственную картину мира. Как мы уже выяснили, телевидение служит важным источником информации, расширяющим знания о мире. Образ мира в несколько последних десятилетий формировался в значительной степени именно телевидением.
Именно телерекламе мы уделим набольшее внимание в силу уже названных ранее причин (совмещение в телеролике видео- и аудиоряда, наибольшая доступность, массовость аудитории и т.д.), хотя многое из того, о чем будет сказано ниже, в том или ином виде, в меру возможностей, представлено во всех остальных видах рекламной продукции.
Итак, исследования А.В. Шарикова (РТР), проведенные в 1993-1995 годах показали, что именно дети стали одним из основных потребителей рекламной телепродукции: каждый пятый подросток заявлял, что ему интересно смотреть все рекламные ролики. Рекламные клише формировали и сейчас формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, оказывают серьезное влияние на язык детей.
Родители, как правило, не обладают культурой просмотра телепрограмм. Лишь в 20% семей дошкольников планируется телесмотрение, т.е. телевизор включается только тогда, когда идет передача, которую заранее хотели бы посмотреть. Дети воспринимают телевизор как члена семьи, как фон своей жизни. Многие дети едят, играют и даже засыпают под звуки телевизора. Естественно, что вся информация, поступающая с экрана, является для ребенка чрезвычайно значимой, во многих случаях, даже более значительной, чем мнение родителей.
Огромное влияние оказывает телевидение на свободную игру детей в дошкольном учреждении. Если еще 15-20 лет назад мальчики в основном играли в полярников, космонавтов, водителей и т.д., то сейчас, в свободных играх (по инициативе самих детей) преобладают ситуации агрессии - аварии, убийства, войны. Игры девочек изменились значительно меньше, почти неизменной осталась проблематика, связанная с семьей. Однако в значительной мере увеличился мотив, связанный с престижностью вещей и их покупкой.
Основной источник информации об этом - реклама. Знание детей о том, что рекламируют, поистине неисчерпаемы: 70% дошкольников перечислили практически все рекламируемые по телевидению товары на момент опроса.
Реклама - одно из наиболее сильных средств, закладывающих определенные, предпочтительные модели поведения. Под воздействием рекламы у детей и подростков могут формироваться и формируются новые потребности и ожидания. Если же продукт предназначен для детей, то реклама не только побуждает их быть инициаторами покупок родителями, но и стимулирует самостоятельные покупки, и 60% детей младшего школьного возраста сами покупают мороженое, сладости, сухарики и чипсы. Таким образом, у детей формируются не только социальные модели, но и потребительское поведение.
Из рекламы дети узнают много нового, начинают лучше ориентироваться в огромном мире товаров, понимают их функции, преимущества и недостатки. Малыши прекрасно, часто лучше папы и мамы, разбираются в ассортименте предлагаемых товаров, без труда отличат одну марку жевательной резинки или леденцов от другой, всегда находятся в курсе новинок. Ребенок включается во взрослую жизнь, начинает понимать, что такое цена, заработок, скидки, качество. Однако ребенок еще не может достаточно критично относиться к полученным сведениям. Чем ребенок младше, тем больше он верит всему, что «говорят по телевизору».
Реклама помогает ребенку быть модным, находиться «на одной волне» со сверстниками. Если ребенок ничего не будет знать о тех товарах, которые показывают на телевидении, он не сможет участвовать во многих детских разговорах и играх («сотки», наклейки, вкладыши).
Однако при этом ребенок еще не умеет ограничивать свои запросы. Формируется привычка к неумеренному потреблению, а невозможность получить какую-либо вещь, престижную среди сверстников, часто приводит к боязни быть отвергнутым, тревожности либо вызывает различные виды агрессии и даже толкает на криминальные поступки. Такие товары, как горные велосипеды, путешествия, автомобили пока не доступны ребенку, а иметь их хочется. Так как желания и возможности не совпадают, возникает чувство разочарования, а нередко и злости на родителей, которые не могут купить дорогую «игрушку».
Многие ролики призывают «перекусить», если наступило чувство легкого голода. Благодаря этому количество приемов пищи увеличивается, а полноценное питание нередко и вовсе заменяется подобными «перекусами». Иногда продукты (чипсы, жевательная резинка, леденцы, шоколадные батончики, газированные напитки), в рекламе которых используется образ подростка, являются не слишком полезными для питания. Родителям бывает трудно доказать это ребенку, приходится уступать под воздействием его настойчивых уговоров и покупать то, что он просит.
Однозначно вредна реклама алкогольной продукции и табака.
Нередко реклама делает ребенка более агрессивным и раздражительным, так как многие рекламные ролики повторяются слишком часто, прерывают интересные фильмы или мультики.
Многочисленная реклама средств по уходу за телом, волосами и пр. очень часто навязывает стереотипные эталоны красоты, которые и так достаточно раскручены в журналах о красоте и моде, в кино и т.д. Когда изо дня в день на экране демонстрируют сценки из жизни, в которых «у нее волосы не густые, не пышные - она недостойна внимания» или «у него прыщик на лице соскочил - ему вообще лучше из дома не выходить», как себя будет чувствовать подросток, для которого его внешность в данный момент имеет не последнее значение, а в жизни, к сожалению, справиться с недостатками внешности так просто, как в рекламном ролике? Вот она, благодатная почва для комплексов и неуверенности в себе.
На детей младшего возраста воздействуют образы старших подростков. Они стремятся скорее стать взрослыми, добиться признания и уважения у друзей и родителей. Поэтому малыши пытаются быть похожими на ребят (старших на 2-3 года) из рекламных роликов, используя такую же одежду, продукты питания или средства личной гигиены, потому что это «круто».
Положительную реакцию у детей постарше и у подростков вызывают образы кумиров - известных футболистов, актеров или музыкантов, которым они стремятся подражать. Часто героем рекламного ролика является преуспевающий человек, на которого хочется быть похожим. А для того, чтобы этого добиться, необходимо думать, к чему-то стремиться, достигать поставленных целей. Это может сделать более значимым мотив достижения успеха, что само по себе не плохо, однако многое ведь зависит от того, положительный герой или отрицательный.
Сейчас образы известных, успешных людей (актеров, спортсменов) стали использовать не только в рекламе товаров потребления, но и в социальной рекламе, направленной на борьбу с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией. Есть надежда, что эта реклама даст хоть какие-то положительные результаты.
Вообще, социальной рекламы становится все больше и больше, и это не может не радовать, поскольку она заставляет задуматься, несет в массы неискаженную мораль.
Часто в рекламе можно наблюдать различные ситуации взаимоотношений между людьми. Причем всех поколений и возрастов. И эти сцены воспринимаются детьми и подростками, как эталоны, на которые нужно ровняться. И далеко не всегда эти эталоны соответствуют истинным нормам морали. К примеру, один рекламный ролик шоколадных батончиков демонстрировал, как легкомысленно и без малейшего расстройства молодой человек, расставшись из-за ссоры со своей девушкой, тут же находит новую подружку. Хотя, надо отдать должное, все чаще появляются рекламные ролики, в которых родители-дети-бабушки-дедушки подают пример добродушных, уважительных взаимоотношений.
Многие родители считают, что реклама влияет на детей негативно.
А что же говорят психологи по этому поводу?
Они не дают однозначного ответа. Это связано и с тем, что сами психологи сегодня востребованы индустрией рекламы. Они активно помогают рекламодателям разрабатывать способы воздействия на детей, направленные на то, чтобы заставить последних покупать товары. То, что психологи прекрасно справляются с подобными задачами, не вызывает сомнений. Но испытывают ли они угрызения совести по поводу того, что с помощью создаваемых при их участии реклам детьми не только манипулируют, но и попросту обманывают их? У специалистов существуют две точки зрения по поводу детской рекламы.
Сторонники первой утверждают, что реклама не оказывает какого-либо негативного влияния на психику ребенка. Максимум, чего она может достичь - это заложить культурологические посылки на будущее. «Прошло много лет. Ребенок вырос, написал сказку для детей. Главного героя зовут Проктор, а фамилия Гэмбл. Имя героини, скажем, Занусси. (Допустим, об этих торговых марках давно забыли). Исследователи творчества выясняют у автора: откуда имена героев? Но автор просто не знает...».
В общем, ничего страшного с детьми не случится. Среди психологов, активно работающих в рекламе, распространено мнение, что моральный аспект проблемы сильно преувеличен. Да, реклама зачастую лжива, -признают они. Поэтому дети с самого раннего возраста должны учиться отличать рекламу от реальной жизни. Это является обязательным элементом взросления - научиться понимать, кому и чему можно доверять. А учить должны семья и школа, а не реклама. Кроме того, современная реклама является частью социализации ребенка, с ранних лет учит его ориентироваться во взрослом мире товарно-денежных взаимоотношений.
Вторая группа психологов резко критикует такой подход.
Приводятся следующие аргументы. Сегодня рекламодатели и рекламщики стараются, как можно раньше начать формировать «материальные» установки, а это может привести к тому, что дети, вырастая, будут оценивать свою значимость, исходя из того, чем они владеют, а не из своих личностных качеств. Это приведет к появлению множества психологических комплексов в будущей взрослой жизни. Для такого индивидуума ответ на вопрос «Что есть я?» будет звучать только так: «Я - тот, кто ездит на такой-то машине, живет в таком-то доме, носит такую-то одежду».
Самоидентификация будет возможна только через составление списка потребляемых брэндов, «раскрученных» массированной рекламой. Невозможность обладания «полным списком» (а обладать всем невозможно) приведет к тотальному комплексу неполноценности. Кроме того, реклама часто культивирует насилие и приучает детей к потреблению товаров, которые не только не полезны, но даже вредны (типичный пример - фаст-фуд).
Также много специалистов считают, что тотальный информационно-рекламный прессинг мешает развитию умственных способностей у детей. Их сознание постепенно начинает исполнять роль хранилища штампов и стереотипов, которые воспроизводятся в том же виде, в котором были получены из масс-медиа. Процесс критического осмысления информации отсутствует. Так, исследователи из РИКАНН (Российский интеллектуальный корпус) установили, что даже три часа, проведенные за просмотром телепередач, перенасыщенных рекламными заставками, значительно снижают объем оперативной памяти и замедляют скорость мышления у человека.
То есть соотношение поведения подростков и рекламы можно распределить по нескольким основным направлениям:
1. Реклама как носитель информации об окружающем мире (здесь выполняется функция распространения знаний, в данном случае без учета их качества);
2. Реклама как «образец» межличностных отношений (между противоположными полами, различными поколениями и т.п.), которые в подавляющем большинстве случаев копируются молодыми людьми из-за уверенности в том, что именно так обустраиваются определенные отношения (здесь выполняется функция «подражания»);
3. Реклама как способ мировоззренческой ориентации (функция выбора или предпочтения конкретных ценностных приоритетов).
Результаты рекламного воздействия имеют неоднозначный характер, далеко не всегда отрицательный, что напрямую зависит от уровня психического развития подростка, его интересов и жизненных целей.
Они (т.е. результаты) условно могут быть сгруппированы в зависимости от двух характеристик:
А) «Отрицательное воздействие» (реклама распространяет стереотипы, приводящие к социально-девиантному или опасному поведению)
Б) «Положительное воздействие» (реклама обогащает информацией из различных областей знаний, расширяет представления о привычных вещах или отношениях).
На каких «фишках» основана реклама
Реклама на телевидении по праву считается одной из самых эффективных. Прежде всего, это связано с тем, что она охватывает огромную аудиторию. Телевизионная реклама интересна, информативна и креативна.
Для того чтобы реклама произвела должный эффект, необходимо соблюдать несколько важных правил:
1. Необходима четко сформулированная цель рекламной компании.
2. Нужна яркая цветовая картинка: 60% респондентов воспринимают информацию зрительно.
3. Должен быть запоминающийся и правильно построенный текст: 20% респондентов воспринимают информацию на слух.
4. Должна быть показана выгода для потребителя: 20% респондентов являются так называемыми «бухгалтерами». Выгода в данном случае может быть представлена не только в денежном выражении. Это может быть предложение облегчить труд или стать более красивой и т.д. в зависимости от вашей целевой аудитории.
5. Акцент на рекламируемую услугу (товар) должен быть сделан в течение первых пяти секунд.
6. Реклама не должна заставлять думать, она преподносит сразу готовое решение.
В зависимости от того, что желает сказать рекламодатель, подбирается методика подачи информации:
1. Использование товара в повседневной обстановке. На сегодняшний день данный вариант виден в рекламе продукции Московской кофейни на паях ежедневно в программе «Доброе утро» на Первом канале.
2. Образ жизни и товар. Показывается использование товара при определенном образе жизни либо использование этого товара гарантирует нам определенный образ жизни.
3. Использование фантазийной обстановки. Здесь четко используется вариант: использую товар - получаю приз. Подходит для женской аудитории, склонной к фантазиям.
4. Настроение и образ. Акцент делается исключительно на создание положительных эмоций. При этом не делается никаких явно рекламных утверждений в пользу товара, только намек.
5. Песня о товаре или мюзикл. Интересное решение для тех, кто планирует пустить в поддержку телевидению рекламу по радио. В данном случае определяющую роль будет играть узнаваемость мелодии.
6. Представление персонажа, представляющего товар, например, реклама драже «М&Ms».
7. Профессиональный опыт, технические достижения организации в создании определенного продукта позиционируют надежность и качество, достойное доверия.
8. Использование научных данных. Ярко видно при рекламировании медицинских препаратов.
9. Демонстрация товара знаменитостями либо простыми людьми с обязательным положительным отзывом о товаре.
Рекламодатель должен четко представлять себе суть и цель телевизионного объявления. Для этого нужно хорошо знать целевую аудиторию и способы воздействия на нее, о которых говорилось выше. Очень важно донести потребителю отличие вашего товара от других производителей или продавцов. Почему он должен прийти именно к вам? Речь идет об акценте на рекламируемый товар или услугу.
Особое внимание нужно обратить на узнаваемость рекламы: музыка, логотип, особые слова или девиз, качественный рекламный ролик, которые в будущем будут ассоциироваться потребителями именно с вашим товаром или услугой.
Нужно определиться, какой вид телевизионной рекламы будет использоваться: рекламный ролик или открытка с текстом. Второй вариант более дешевый в изготовлении и прокате, но в некоторых случаях бывает более действенным: как правило, в подобных случаях информация подается сжато и четко, без лишней информации.
Кроме того, следует помнить, что телевизионная реклама достаточно дорогая в производстве и прокате. Использование логотипа, фирменных цветов, компьютерной графики удорожают создание телевизионного рекламного объекта. Необходимо просчитать финансовую сторону данного вопроса, чтобы не получилось так, что ваши усилия и вложения не оправдались.
При создании телевизионного объявления необходимо сразу продумать график проката. Единичный прокат ничего не даст. Первые результаты проката рекламы наблюдаются через 3-4 дня. Рекламные агентства, занимающиеся размещением рекламы на телевидении, предлагают различные и достаточно выгодные для рекламодателей пакеты с использованием нескольких каналов или одного канала с активным прокатом. Чтобы получить эффект, прокат должен быть массированным.
Учитывается все факторы: сезонность, прогноз погоды, праздничные или выходные дни и обязательно время выхода рекламы.
Выгодность телевизионной рекламы видна еще в том, что при достаточно длительном прокате ее не обязательно смотреть, достаточно бывает услышать знакомую мелодию, слоган или даже голос диктора, чтобы понять, о чем идет речь. Это относится к тем случаям, когда телевизор работает как фон, или во время рекламной паузы потребитель отходит от телевизора. Таким образом, эффективность телевизионной рекламы напрямую зависит от тех факторов, которые рассмотрены выше.
Глава II. Практическая часть
Анкетирование
Анкетирование проходило на базе Лосненской средней школы в 2017 году. В исследовании приняло участие 39 человек. Ученикам нужно было ответить на несколько вопросов на тему рекламы:
Мы получили следующие результаты.
Исходя из показанных выше результатов, я выявила, что из 32 опрошенных 14 человек относится к рекламе положительно, 8 – отрицательно и 10 нейтрально.
Исходя из представленных выше результатов, я выявила, что 16 человек считают, что реклама имеет большое влияние, 3 – небольшое, либо вообще не имеет, и 14 человек ответили развернутым ответом, либо не ответили вообще.
Исходя из представленных выше результатов, я вывила, что 25 человек считают, что реклама нужна и всего 7 считают, что не нужна.
Исходя из представленных выше результатов, я выявила, что большинство опрошенных считают, что реклама оказывает отрицательное влияние на детей и подростков, немного меньше считают, что большое влияние и остальные ответили на вопрос другими различными ответами.
Исходя из показанных выше данных, я выявила, что 18 человек редко подвергаются влиянию рекламы, 11 человек – часто, 3 человека не ответили на этот вопрос.
Исходя из представленных выше результатов, я выявила, что 14 человек считают, что бесполезна реклама ненужных для них товаров, 9 человек – неподобающих для широкой аудитории товаров, 5 считают, что бесполезна вся реклама и 2 считают, что вся реклама полезна.
Исходя из приведенных выше результатов, я выявила, что 23 человека сталкивались с разной рекламой, 4 – со всеми, и по одному человеку сталкивалось с неинтересной и вообще с никакой рекламой.
Заключение
Проведённое исследование показало, что реклама оказывает влияние на детей и подростков. Несмотря на то, что в опросе участвовало поколение детей, которые выросли на рекламе, тем не менее, они могут отличить хорошее от плохого и полностью не доверяют тому, о чём говорится в рекламе.
Среди опрошенных хоть и немного, но были респонденты, которым не нравится любая реклама. Это свидетельствует о том, что дети и подростки критически подходят к тому, что им желают навязать извне.
Маркетологи, разрабатывающие рекламу, могут найти массу психологических способов для того, чтобы обмануть покупателя и создать все условия для приобретения продукта.
Однако думающего человека, который имеет собственное мнение на происходящее вокруг него и в его жизни, обмануть практически невозможно. Это доказывают и ответы на вопросы анкеты. Дети и подростки видят бессмысленность рекламы многих продуктов, могут проанализировать и осознать, что им не нравится как в рекламе, так и в том продукте, который им предлагается.
Жить совсем без рекламы невозможно. Это понимают все. Но нужно сделать всё необходимое, чтобы реклама была качественной, чтобы она не пускала пыль в глаза покупателю, а давала достоверную информацию.
Список использованной литературы:
Волшебные звуки ноктюрна
Юрий Алексеевич Гагарин
Как нарисовать китайскую розу
Хитрый коврик
Рисуем "Осенний дождь"