Автор изучает экологическое состояние реки по макрозообентосу.
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_sostoyanie_reki_usolki.doc | 128 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тасеевская средняя общеобразовательная школа №1»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕКИ УСОЛКИ
Исследовательский проект
Выполнил:
Мутьев Никита Сергеевич,
МБОУ «Тасеевская СОШ №1», 11 класс.
Руководитель:
Граф Марина Геннадьевна, учитель биологии,
МБОУ «Тасеевская СОШ №1».
Красноярск, 2019
Оглавление
2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕКИ УСОЛКИ 5
2.2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКИ УСОЛКИ 6
3.1. ОТБОР ПРОБ МАКРОЗООБЕНТОСА 6
3.2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВОГО СОСТАВА БЕСПОЗВОНОЧНЫХ 7
3.5.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
3.6. ФАКТОРЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕЧНЫХ ВОД 13
1.ВВЕДЕНИЕ
В нашем районе через центр села протекает река Усолка. Местные жители используют её как место для отдыха и ловли рыбы, а также многие берут воду для хозяйственных нужд. С каждым годом наша река постепенно мелеет и зарастает растительностью, при этом стало мало рыбы, а реку можно перейти уже вброд по колено. Экологические исследования реки не проводились, поэтому я решил изучить современное состояние реки собственными силами. Для оценки экологического состояния реки я использовал биологический метод, который позволяет обнаружить воздействия на водоем, а живые организмы всегда реагируют на эти воздействия. Биологические сообщества интегрируют в себе действия различных факторов в течение длительного времени и, таким образом свидетельствуют о долговременной ситуации водоема. Часто слежение за биологическими сообществами может быть единственным средством оценки деградации природной среды, особенно если источник загрязнения является рассеянным и не имеет точной локализации. В качестве объекта изучения я выбрал макрозообентос, который является индикатором чувствительным к биогенным и токсическим загрязнителям.
Цель работы: определить уровень загрязнения реки Усолки по макрозообентосу
Задачи:
Гипотеза: я предполагаю, что наша река Усолка загрязнена
Предмет исследования: экологическое состояние реки Усолки
Объект исследования: макрозообентос реки Усолки
В ходе проведенной работы я использовал следующие методы изучения выбранной темы:
Проведенные мной исследования могут носить информационный характер. Антропогенное воздействие на реку ухудшает с каждым годом ее экологическое состояние, многие организмы могут погибнуть, при этом нарушится не только трофическая структура водоема, но и снизится устойчивость экосистемы к самоочищению. В итоге мы будем наблюдать, как медленно на глазах исчезает наша река Усолка. Поэтому местным жителям нужно приложить все усилия, чтобы сохранить единственную реку в селе. Исходя из этого, я считаю, что моя работа будет очень актуальной и практически очень значимой.
2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕКИ УСОЛКИ
2.1.ПОНЯТИЕ БИОИНДИКАЦИИ
Под понятием биоиндикации понимается способ оценки антропогенной нагрузки по реакциям на нее живых организмов и их сообществ, а сами организмы - биоиндикаторами. Биоиндикаторы – группа особей одного вида или сообщество, по наличию или состоянию и поведению которых судят об естественных и антропогенных изменениях состояния среды, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей. Биологический мониторинг позволяет проанализировать сообщество перифитона и зообентоса, которые помогут определить экологическое состояние реки. Методы биоиндикации основаны на том, что в природе существуют виды, приспособленные к разным условиям обитания. Одни виды могут жить в широком диапазоне экологических условий (эврибионты), другие живут только в строго определенных условиях (стенобионты). В начале двадцатого века немецкими ботаниками Р.Кольквицем и Марссоном была создана первая система оценки степени загрязнения вод по индикаторным видам. Они установили четыре уровня загрязнения (сапробности) водоемов и определили списки видов индикаторов, характерных для каждого из них.
Под сапробностью какого-либо вида животных или растений понимают его способность обитать в воде с тем или иным содержанием органических веществ. По нарастанию количества органических веществ различают водоемы олигосапробные (практически незагрязненные), бета – мезосапробные (слабо или умеренно загрязненные), альфа – мезосапробные (загрязненные) и полисапробные (сильно загрязненные органикой). В каждой из этих зон возможно интенсивное развитие определенных видов растительных и животных организмов, достигающих высокой численности. Они получили название индикаторов сапробности [9].
2.2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКИ УСОЛКИ
Река Усолка берет начало на территории Нижнеингашского района, в небольшом болоте, расположенном примерно в шести километрах от поселка Сретенка. Протекает по юго-западной окраине Среднесибирского плоскогорья, река несет свои воды на северо-восток и протекает через несколько районов края - Абанский, Дзержинский, Тасеевский и Мотыгинский. Эти районы расположены в центральной части Красноярского края. Усолка является правым притоком реки Тасеева, протяженность ее водотока составляет 356 километров, площадь бассейна - 10 800 км². В реку впадает 53 реки и крупные ручьи, имеющие собственные названия, и множество малых безымянных ручьев. Реку питают зимние снега, воды таежных родников и болот. Берега реки песчано-глинистые, обрывистые, в верховьях и среднем течении чаще низкие и пологие. Дно обычно песчаное, реже галечное, местами из-за обилия ила топкое.
3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. ОТБОР ПРОБ МАКРОЗООБЕНТОСА
В начале сентября проводился отбор проб макрозообентоса в различных участках реки Усолки. Две пробы были взяты в районе подвесного моста с двух разных берегов. Еще две пробы были взяты ниже по течению реки в районе бетонного моста, также по обе стороны реки. Сбор материала производился со дна, с камней и коряг, а также с водных растений. Для сбора материала я использовал плотный сачок размером в диаметре 25-30 см, длина матерчатого конуса - 70см и ручки - 1,5 см. Сачок ставил против течения и проводил им по дну, забирая часть грунта. Затем промывал грунт в воде до выявления различных организмов. Крупные камни и коряги вытаскивал и осматривал, всех найденных организмов собирал в лоток с водой для дальнейшего видового определения.
3.2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВОГО СОСТАВА БЕСПОЗВОНОЧНЫХ
После того, как были собраны пробы, я определял их видовую принадлежность.
Для этого крупные организмы я брал пинцетом и размещал в разные чашки Петри, чтобы они не смогли съесть друг друга. Затем рассматривал их через лупу, отмечая морфологические признаки, и сравнивал с определителями животных. А мелких животных отлавливал пипеткой, и рассматривал их под микроскопом. Затем я считал количество пойманных организмов для определения биотического индекса. После определения таксономической принадлежности всех животных отпускал в естественную среду. В пробах были такие животные как, улитковая пиявка, клоп гладыш, прудовик, личинки поденок, личинки мошки, личинки ручейников и равнокрылых стрекоз красотка и стрелка, а также бокоплавы и дафнии.
3.3.МЕТОДИКА ВУДИВИССА
Методика Вудивисса используется только при исследованиях рек умеренного пояса и дает оценку их экологического состояния по 15-балльной шкале. Для оценки качества вод озёр и прудов она не пригодна. При проведении оценки качества воды по методу Вудивисса определяют, какие индикаторные группы организмов имеются в исследуемом водоеме, а также учитывают общее количество бентосных (придонных) организмов. Большим достоинством этой методики также является то, что нет необходимости определять всех пойманных животных с точностью до вида. Достаточно определить принадлежность организма к той или иной группе бентосных (придонных) животных.
— любой вид плоских червей,
—класс малощетинковых червей(кроме рода Nаis),
— род Nais,
— любой вид моллюсков, пиявок, ракообразных, водных клещей,
— любой вид веснянок, перепончатокрылых жуков,
— любой вид поденок, кроме Baetisrodani,
— любое семейство ручейников,
— семейство комаров звонцов, кроме видов р. Chironomussp.,
— Cheronomussp.,
— личинки мошек Simuliidae,
— каждый известный вид личинок других летающих насекомых.
Затем с помощью нижеприведённой таблицы 1 на пересечении значения общего количества групп и индикаторной группы находим значение индекса водоёма[8].
Таблица 1
Индикаторные группы | Общее количество групп | ||||||||||
0-1 | 2-5 | 6-10 | 11-15 | 16-20 | 21-25 | 26-30 | 31-35 | 36-40 | >40 | ||
Plecoptera Личинки веснянок | >1 вида | — | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
EfimeropteraЛичинки поденок | >1 вида | — | 6 | 7 6 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
TrechopteraЛичинки ручейников | >1 вида | — | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Gammarus Бокоплавы | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Isopoda Равноногие раки | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Только трубочник(Tubifex) или личинки комаров | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Все перечисленные группы отсутствуют | 0 | 1 | 2 | — | — | — | — | — | — | — |
Для определения класса качества воды следует воспользоваться данными табл. 2.
Таблица 2
Определение класса качества воды
по значению биотического индекса Вудивисса
Значения БИВ | Класс качества воды | Характеристика вод |
10 | I | Очень чистые |
9-7 | II | Чистые |
6-5 | III | Умеренно загрязненные |
4 | IV | Загрязненные |
3-2 | V | Грязные |
1 | VI | Очень грязные |
3.4.МЕТОДИКА МАЙЕРА
Определение качества воды водоёма по методу Майера не требует определения живых организмов с точностью до вида. Достаточно только отметить наличие в водной среде живых организмов, представленных ниже в таблице 3.
Таблица 3
Обитатели чистых вод | Обитатели водоёмов средней загрязнённости | Обитатели загрязных водоёмов |
Личинки веснянок Личинки подёнок Личинки ручейников Личинки вислокрылок Двустворчатые моллюски | Бокоплав Речной рак Личинки стрекоз Личинки комаров-долгоножек Моллюски-катушки Моллюски-живородки | Личинки комаров-звонцов Пиявки Водяной ослик Прудовики Личинки мошки Малощетинковые черви |
Для определения качества воды водоёма по методу Майера необходимо только отметить, какие из перечисленных в таблице групп живых организмов присутствуют в водной среде. Количество обнаруженных групп организмов из первой колонки таблицы необходимо умножить на 3, количество найденных групп живых организмов из второй колонки необходимо умножить на 2, а количество групп организмов из третьей колонки таблицы нужно умножить на 1. Все получившиеся цифры складываются, и в итоге получается число, характеризующее степень загрязнённости водоёма. При значении суммы большей 22-ух водоём можно отнести к 1 классу качества (очень чистый водоём). Значение суммы от 17 до 22 позволяет отнести водоём ко 2 классу качества (чистый водоём), Сумма от 11 до 18 баллов свидетельствует о принадлежности водоёма к 3 классу качества (умеренно-загрязнённый водоём). Значения суммы меньшие 11 характеризуют водоём, как грязный (4-7 классы качества)[8].
3.5.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Освоив методики исследования Вудивисса и Майера, а также методики отбора и определения макрозообентоса, я определил их видовую принадлежность, а также определил степень загрязнения нашей реки Усолки. Результаты работы представлены в таблице 4.
Таблица 4
Состав зообентоса в местах отбора проб
Обитатели по чистоте водоема | ||
Обитатели чистых водоемов | Обитатели средней степени чувствительности | Обитатели загрязненных водоемов |
Ephemeroptera (Плавающие нимфы подёнок) | Planorbidae (Моллюски-катушки) | Simuliidae (Личинки мошки)
|
Trichoptera (Личинки ручейников) | Gammarus (Бокоплавы) | Chironomidae (Личинки комара-звонца) |
Zygoptera (Нимфы равнокрылых стрекоз) | Glossiphonia complanata (Улитковая пиявка) | |
Limnaea (Прудовики) | ||
Notonecta (Клоп Гладыш) |
Изучив видовую принадлежность организмов, я увидел, что состав зообентоса в реке самый разнообразный, но из организмов больше преобладают обитатели загрязненных водоемов 4 таксона из индикаторных организмов. Из обитателей чистых вод выявлены только 3 таксона, из обитателей средней загрязненности 4 таксона. Следовательно, можно сделать вывод, что больше всего организмов, которые живут в загрязненной воде.
Используя методику Вудивиса, я посчитал биотический индекс, который позволяет судить об экологическом состоянии водоема и качестве воды. Для этого необходимо по таблице найти индексы встречающихся групп организмов, сложить их и разделить на число имеющихся групп. В нашей реке из индикаторных групп, я обнаружил 3 вида личинок поденок (роющая, уплощенная и плавающая), 1 вид личинок ручейников, 1 вид бокоплавов, 1 вид личинок комаров-звонцов.
Индикаторная группа | индекс |
личинок поденок | 6 |
личинок ручейников | 4 |
бокоплавов | 4 |
личинок комаров-звонцов | 1 |
15 |
Таким образом, биотический индекс нашего водоема составляет 15:4=3,75. Следовательно, по методике Вудивисса индекс составляет 4, что соответствует загрязненному водоему.
По методике Майера, я определил качество воды в водоеме, сумма баллов составила 16, что соответствует 3 классу качества – бета-мезосапробный водоем (умеренно-загрязнённый водоём). По двум методикам Вудивисса и Майера, используя индикаторные виды зообентоса, можно сделать вывод, что наша река Усолка загрязнена.
3.6. ФАКТОРЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕЧНЫХ ВОД
Загрязнение речных вод бывает природное и антропогенное. Природное загрязнение возникает в результате естественных причин - извержения вулканов, землетрясений, катастрофических наводнений и пожаров.
Искусственное (антропогенное) загрязнение водоемов является, главным образом, результатом спуска в них сточных вод от промышленных предприятий и населенных пунктов. Поступающие в водоем загрязнения в зависимости от их объема и состава могут оказывать на него различное влияние:
1) изменяются физические свойства воды (изменяется прозрачность и окраска, появляются запахи и привкусы);
2) появляются плавающие вещества на поверхности водоема и образуются отложения (осадок на дне);
3) изменяется химический состав воды (изменяется реакция, содержание органических и неорганических веществ, появляются вредные вещества);
4) уменьшается в воде содержание растворенного кислорода вследствие его потребления на окисление поступивших органических веществ;
5) изменяются число и виды бактерий (появляются болезнетворные), вносимых в водоем вместе со сточными водами. Загрязненные водоемы становятся непригодными для питьевого, а иногда и для технического водоснабжения; в них погибает рыба.
К природным факторам загрязнения нашей реки являются – весенние наводнения, пожары и дожди, которые смывают органические остатки в воду.
К антропогенным факторам загрязнения относятся: вырубка и сплав леса, попадание продуктов нефтепереработки (бензин, солярка), бытовые отходы, синтетические моющие вещества, несанкционированные свалки.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работе над данной темой были изучены различные источники информации, проведено гидрологическое исследование экологического состояния реки Усолки, изучены методики биоиндикации, произведены отборы проб макрозообентоса и определен видовой состав водных беспозвоночных, а также проанализированы факторы загрязнения реки Усолки.
По результатам исследования сделал вывод, что моя гипотеза подтвердилась, наша река действительно загрязнена, и требует бережного отношения к ней. По методике Вудивисса наш водоем относится к загрязненному, по методике Майера к умеренно-загрязненному. В результате антропогенной нагрузки она очень обмелела и стала зарастать тростником, осокой и камышом. Так как раньше не проводилось такое изучение, предлагаю продолжить исследование и при длительном мониторинге отслеживать экологическое состояние нашей реки. Нашей администрации села и жителям посоветую, бережнее относится к нашей единственной водной артерии, протекающей через наше село, иначе мы можем уже в скором будущем остаться без нее.
Рекомендации по снижению уровня загрязнения нашей реки Усолки:
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рисуем крокусы акварелью
Снежный всадник
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Хрюк на ёлке