Целью нашего исторического исследования являлось, проанализировав историко-биографическую литературу, посвящённую теме, определить особенности воспитания детей в семье последнего российского императора.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи работы: рассмотреть специфику культуры воспитания детей в царской семье; изучить историко-культурные и социально-политические обстоятельства воспитания в семье Николая II.
Объектом исследования явилась семья Николая II, а предметом исследования – процесс воспитания в царской семье.
Нами выдвигалась гипотеза, требующая исследования: что значит – иметь чистое сердце и что делает человека святым?
Неисчерпаемый кладезь добротолюбия для подражания дан нам в жизненных примерах царственной семьи Николая II: целомудрие, вера в торжество добра, терпение, мужество, благочестие без выставления напоказ, правдивость, «Чти Отца и Мать». Это достойный пример и вдохновение на счастливую семейную жизнь.
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о духовно-нравственном воспитании в семье Николая II | 51.5 КБ |
РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ПОСЛЕДНЕГО РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II
Неисчерпаемый кладезь добротолюбия для подражания дан нам в жизненных примерах царственной семьи Николая II: целомудрие, вера в торжество добра, терпение, мужество, благочестие без выставления напоказ, правдивость, «Чти Отца и Мать». Это достойный пример и вдохновение на счастливую семейную жизнь.
Целью нашего исторического исследования являлось, проанализировав историко-биографическую литературу, посвящённую теме, определить особенности воспитания детей в семье последнего российского императора.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи работы: рассмотреть специфику культуры воспитания детей в царской семье; изучить историко-культурные и социально-политические обстоятельства воспитания в семье Николая II.
Объектом исследования явилась семья Николая II, а предметом исследования – процесс воспитания в царской семье.
Нами выдвигалась гипотеза, требующая исследования: что значит – иметь чистое сердце и что делает человека святым?
Есть прекрасная фотография, снятая в период, когда государь Николай II уже не был императором. Выздоравливающая великая княжна Мария сидит в кресле, возле нее — Татьяна и Анастасия, чьи взгляды обращены друг к другу. Какая любовь, какая нежность передается нам через этот снимок! Кажется, идиллия царила в кругу святой Царской Семьи, где вера в Бога определяла отношения между родителями и детьми, между сестрами и братом, где любовь ставилась превыше всего.
Николай II – последний русский император. Император Николай II царствовал с 1894 г по 1917 г. Он был образованнейшим человеком своего времени, был военным, отличался силой, здоровьем, был спортсменом, наездником, купался в ледяной воде, почти никогда не болел. Именно на нем пресеклась трехсотлетняя история правления Россией Домом Романовых. Николай II был старшим сыном императорской четы Александра III и Марии Федоровны Романовых. После трагической смерти деда – Александра II, Николай Александрович официально стал наследником русского престола.
Николай Александрович Романов (Николай II) родился 6 (18) мая 1868 года в Царском Селе. Он был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Николай Александрович получил строгое, почти суровое воспитание под руководством отца. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети», — такое требование выдвигал император Александр III к воспитателям своих детей. Этого же правила придерживался и Николай II. Близкие Николая отмечали, что у будущего императора, - «душа чистая как хрусталь, и горячо всех любящая». Николай любил ходить в церковь и молиться. Очень нравилось Николаю Александровичу зажигать и расставлять свечи перед образами.
Николай Александрович своей мягкостью, тактичностью в обращении, скромными манерами на многих производил впечатление человека, не унаследовавшего сильной воли своего отца. В неофициальной обстановке с Государем общались немногие. И все, кто знал его семейную жизнь не понаслышке, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды.
Мы хотим поделиться интересными фактами о жизни святого мальчика и его святых сестрах – царевиче Алексее и царевнах Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии. Они были детьми святых царя Николая II и царицы Александры Феодоровны. 17 июля 2018 года отмечалось столетие, как они вместе со своими родителями, в один день и час, перешли в Небесное Царство. Короткая жизнь царевича и царевен была светла и чиста - их поступки светились любовью к Богу и Родине, а сердца стремились к лучшей, небесной жизни. Они старались оказывать всем милость, как могли – своей лаской, приветливостью, словом утешения, заботой. Для того чтобы кого-то подбодрить, порадовать и прийти на помощь, они забывали себя и свои желания.
Царевич Алексей Николаевич получил звание ефрейтора в Первую мировую войну, когда ему было одиннадцать лет. А знаете, сколько было у царевича крестных отцов среди героев русско-японской войны? Он родился 12 августа 1904 года, в самый разгар войны, когда наши войска бились в далекой Маньчжурии. Всех боевых солдат в этот день объявили его крестными. У царевича было редкое заболевание, несвертываемость крови. Но это не помешало ему ездить на боевые позиции со своим отцом осенью 1915 года. Это было необходимо для поднятия боевого духа в войсках.
Сестры Алексея, царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия в дни Первой мировой войны все свое свободное время посвящали раненым солдатам и офицерам, бывая в госпиталях, младшие дети, Мария и Анастасия, скрашивали их жизнь беседами, а старшие, Ольга и Татьяна, ухаживали за ними как сестры милосердия. Каждый день Великие княжны начинали с молитвы перед чудотворным образом Божией Матери в церкви Знамения и просили Царицу Небесную, чтобы их руки принесли исцеление больным. Потом до вечера перевязывали раненых, обрабатывали их раны, иногда даже мыли им ноги, ухаживали за ними в палатах, помогали хирургу во время операций. Великие княжны со слезами молились о самых тяжелых пациентах, писали письма выписавшимся офицерам, а если кто-либо их них погибал на фронте, они плакали по ним, как по родным. Младшие царевны, Мария и Анастасия, в большом складе, устроенном в одном из залов Екатерининского дворца, готовили и упаковывали перевязочный материал, шили белье для солдат и их семей.
Когда император с сыном возвращались из Ставки, царевны старались как можно больше времени проводить с ними. В царской семье по вечерам все собирались вместе, обычно в комнатах императрицы. Царица и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились. Государь читал вслух рассказы из русской истории, произведения русских писателей или Евангелие. Царственная чета Николая Александровича и Александры Феодоровны Романовых являлась примером нравственного, благочестивого воспитания детей. Став матерью, Александра Феодоровна превыше всего ставила духовное просвещение детей.
Отношения детей с Государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы. Вся царская семья любила бывать на службах в церкви, причащаться Святых Христовых Тайн и горячо молиться о здравии родителей, о выздоровлении раненых, о победе в войне, о спасении России. На их долю выпало очень трудное испытание – предательство народом их отца-царя, а затем долгое заключение вместе с ним под арестом, и в конце всего – мученическая кончина.
После отречения государя от престола и ареста всей семьи, не зная, что ожидает их в будущем, августейшие родители решили, что дети не должны прерывать учебу. Александра Феодоровна лично преподавала всем детям закон Божий, государь Николай — географию и историю сыну, великая княжна Ольга Николаевна — своим младшим сестрам и брату - английский язык, Пьер Жильяр учил царских детей французскому языку, а доктор Боткин - «русскому чтению». Что это были за книги? «Лествица», «О терпении скорбей», «Молитвослов», «Библия», «Правило молитвенное готовящимся ко Святому Причастию», «Часослов, «Акафист Богородице», «Моя жизнь во Христе», «Сборник служб, молитв и песнопений». В одной из книг великая княжна Татьяна Николаевна отметила такие строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть как на праздник… Становясь перед неизбежною смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту… Они шли спокойно навстречу смерти потому что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».
Этим великим людям изначально приуготовлялся великий подвиг. Они удостоились мученического венца. До конца стояли за Христа, за веру и Отечество. Император знал, что ему уготовано, он мог уехать, скрыться избежать этого, но он остался.… Остался страдать вместе со своей Родиной и своим великим народом, за который отвечал перед Богом. И этому он всегда учил своих детей. Дети впитывали это с раннего возраста. С раннего возраста познавали они и Христа, научились верить и безгранично любить его. У детей была постоянная мысль облегчить заботы и тревоги своих родителей.
В ужасные дни испытаний всепрощение и любовь к Божьему миру не меркли, что внушало уважение даже тюремщикам. Царские дети росли благочестивыми, душевно здоровыми детьми, в атмосфере любви и дисциплины, порядка и простоты. Они очень хотели, чтобы Дух Святый жил в них, давал им терпение, смирение и кроткую молитву за врагов, помогал прощать все оскорбления, злодейство и издевательства, которые пришлось им пережить в ссылке и заключении.
Единство, сплоченность, духовность – вот основные определяющие особенности жизни детей и родителей царской семьи. Они были все вместе в ту роковую ночь и остались вместе и после смерти. В 2000 году Николай II, Александра Федоровна, Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей были причислены к лику святых Русской Православной Церкви. Пример воспитания царских детей навсегда останется в наших сердцах, как образец воспитания настоящих русских людей.
Закончить эту работу хотелось бы стихами, найденными в доме Ипатьева, в подвале которого убили царскую семью. Эта молитва в стихах была написана рукой Великой Княжны Ольги Николаевны незадолго до расстрела:
Пошли нам, Господи, терпенье
В годину бурных мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейство ближнего прощать
И крест тяжёлый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и оскорбленье,
Христос Спаситель помоги,
Владыка Мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас…
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы -
Молиться кротко за врагов…
Литература.
1. Митрополит Амфилохий (Радович). «Основы православного воспитания». - Пермь: Православное общество «Панагия-, 2000.
2. Бокова Вера. Как растили наследников русского престола - М.: «Благо», 2003.
3. Боханов А. Император Николай П. -М.: «Русское слово», 1998.
4.Верная Богу, Царю и Отечеству /Сост. РассулинЮ. - СПб.: «Царское Дело». 2005.
5. Зимин И : Повседневная жизнь российского императорского двора. Детский мир императорский резиденций., Центрполиграф, 2010
6. Кравцова М. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников. - М.: «Благо», 2003.
7. Миллер J1. Царская семья-жертва темной силы.- Сергиев Посад: Патриарший издательско-полиграфический Центр, 1998.
8. Радзинский Эдвард Николай II Жизнь и смерть - М.: АСТ: АСТ Москва, 2007
9. http://www.tsaarinikolai.com/
10. http://nevsepic.com.ua/nostalgiya/10726-fotografii-semi-nikolaya-ii-243-foto.html
Северное сияние
Мост Леонардо
Позвольте, я вам помогу
Рисуем осенние листья
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды