Актуальность работы: звуки окружают нас повсюду, очень важно знать об их отрицательном воздействии на организм человека для того, чтобы минимизировать получаемый вред. Кроме того, необходимо научиться извлекать пользу, приносимую звуками.
задачи: выяснить, что такое звук
• какие звуки существуют
• каково их воздействие на человека
• найти способы снижения отрицательного влияния звуков на организм
• провести анкетирование среди учащихся школы
• сделать замеры уровня шума с помощью приложения «Шумомер»
Вложение | Размер |
---|---|
trofimov_422_zvuki_lechat_ili_kalechat.docx | 64.39 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Трофимов Николай Евгеньевич, 11 «Б» класс
Научно-исследовательская работа.
Область научного исследования: Естественные науки
Тема: «Звуки лечат или калечат?»
Руководитель проекта:
Трофимова Алла Васильевна, учитель музыки ГБОУ СОШ № 422,
тел. +7-921-592-73-77
Кронштадт
2020 г
Тема научно-исследовательской работы:
Звуки лечат или калечат?
Оглавление:
1. Вступление…………………………………………………………..............3
2. Основная часть………………………………………………………...........4
2.2.1. Музыкотерапия…………………………………………………………6
2.3. Звоны……………………………………………………………………..11
2.4. Шум………………………………………………………………………12
2.4.1 Способы снижения вредного воздействия шума………………….....13
2.4.2. Нормативное регулирование шумового загрязнения в России…….15
4.Заключение…………………………………………………………………17
5.Список литературы………………………………………………………...18
Человек – удивительное существо, живущее в мире звуков. Невозможно представить его в полной тишине. Во сне, окружив себя молчанием, можно ощутить страх, перерастающий в ужас. Почему? Да очень просто. Звуки природы всегда с нами: стук капель дождя, пение птиц, шум ветра, шорохи, свисты и многое другое, что составляет нашу жизнь. Десятки, сотни различных звуков окружают человека. Одни приятны нашему слуху, а от других хочется отгородиться. Одни вызывают прилив сил, а другие слабость и усталость.
Случайность ли это или на самом деле одни звуки несут в себе позитивный, созидающий настрой, а другие могут стать причиной болезни?
Я поставил перед собой цель: исследовать влияние различных звуков на организм человека.
Задачи
Объектом моего исследования являются звуки.
Предметом исследования – их влияние на организм человека.
Актуальность исследования: т.к. звуки окружают нас повсюду, очень важно знать об их отрицательном воздействии на организм человека для того, чтобы минимизировать получаемый вред. Пользу, приносимую звуками, также научиться извлекать.
Противоречие – из-за недостаточной осведомлённости о воздействии звуков на организм человека, многие не задумываются, что усталость, постоянная головная боль могут быть вызваны повышенной звуковой нагрузкой. Пациенты, не снижая ее, тщетно пытаются избавиться от болезни.
Проблема – для точности измерений необходимо использовать профессиональный шумомер, а для того, чтобы сделать верные выводы, нужно провести продолжительные исследования влияния звуков на человека. Поскольку ни один из данных методов мне не доступен, остаётся доверять сведениям, полученным из исследовательской литературы.
В своей работе я или подтвержу, или опровергну следующую гипотезу: звуки способны оказывать как позитивное, так и негативное влияние на человека.
Методы исследования:
Практическая значимость - полученные знания помогут каждому понять, насколько велико влияние звуков на организм человека, осознать необходимость дозирования звуковой нагрузки.
2. Основная часть
2.1. Звук, его особенности.
Звук – распространяющееся в виде продольных волн колебательное движение частиц в упругих средах: газообразной, жидкой или твёрдой. Слышимый нами звук возникает тогда, когда колеблющиеся частицы воздуха достигают уха, а точнее барабанной перепонки, далее информация попадает в мозг. И человек может воспроизвести то, что только что услышал.
Любые звуки характеризуются частотой, которая определяет высоту и амплитудой, определяющей громкость звука.
2.1.1.Частота звука.
Чем меньше расстояние между звуковыми волнами, тем выше частота (высота звука). Соответственно, низкочастотные звуки характеризуются большим расстоянием между звуковыми волнами.
Слух – один из органов чувств, который помогает как можно лучше ориентироваться в окружающем мире. Орган слуха человека по сравнению с другими живыми существами, не столь чувствителен. Человек может воспринимать звуки в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц, в то время, как животные в 2-3 раза больше. Слоны, например, воспринимают очень низкие звуки, находящиеся за пределами слышимости человеком (частотой 1 Гц). Киты охватывают звуковой диапазон, включающий сверхнизкие и сверхвысокие звуки, что позволяет им общаться с сородичами на расстоянии до нескольких километров. Природа дала каждому живому существу возможность приспособиться к конкретным условиям его обитания.
Человек способен обходиться довольно скромными слуховыми возможностями. Он слышит всевозможные шумы, звоны, шорохи, свисты, музыкальные звуки, укладывающиеся в рамки диапазона слышимости (20-20000 Гц). Для примера вспомните гудки телефона (это нота ля, имеющая частоту 440 Гц). Существуют звуки, которые мы не слышим. Несмотря на это, организм человека их воспринимает. Это сверхнизкие – инфразвуки и сверхвысокие – ультразвуки.
Ультразвук. Звук от 20 килогерц до 1000 мегагерц, называется ультразвуком, а от 1000 мегагерц до 1000000 мегагерц - гиперзвуком. Человеческое ухо его не слышит, однако некоторые живые существа воспринимают этот сверхвысокий звук. Например, дельфины, летучие мыши, собаки улавливают ультразвук, помогающий им ориентироваться в пространстве. В природе высокочастотный, не слышимый человеком звук, встречается в качестве компонента шума ветра, водопада, дождя. Человек также может воспроизводить ультразвук. При умелом использовании он принесет пользу.
Применение ультразвука:
Разрушающее действие ультразвука:
Ультразвук высокой интенсивности или при длительном воздействии может негативно сказаться на здоровье человека. Наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой, центральной нервной системы, возникают различные патологии костной ткани.
Инфразвук – звук, обладающий частотой ниже 16 Герц. Он характеризуется большой длиной волны, большой проникающей способностью, распространяется на огромные расстояния, практически не затухая. Инфразвуковых колебаний в природе гораздо больше слышимых. Источниками инфразвука являются землетрясения, гром, ядерные взрывы, лавины, движение песков в пустыне и даже микросейсмические колебания Земли (1-0,1 герц). Некоторые животные могут издавать низкочастотные звуки, например, слоны и тигры. Кроме того, значительная часть живых организмов способны уловить «голос моря» или «голос недр», то есть инфразвуковые колебания. Органы человека также излучают волны низких частот.
Влияние инфразвука на организм человека в большинстве случаев негативно. В середине 20 века французский исследователь Гавро обнаружил, что низкочастотные звуки вызывают беспокойство и тревожность. Т.к. биоритмы человека лежат в пределах инфразвукового диапазона, то воздействие низкочастотных волн извне, может привести к тяжелым нарушениям органов и систем. Сокращения сердца происходят с частотой 1-2 Гц, дельта-ритм мозга в состоянии сна – в диапазоне 0,5-3,5 Гц, альфа-ритм мозга в состоянии покоя (8-13 Гц), бета-ритм мозга (умственная работа) 14-35 Гц. Частота инфразвуковых волн может совпасть с колебаниями отдельных органов человека. В этом случае резонанс может привести к тяжелой болезни, а звук частотой 7 Гц - к гибели человека. Профессор В Гавро пришёл к выводу, что наиболее опасными для жизни и здоровья человека, являются частоты колебаний 4-8 герц, ведь они при достаточной интенсивности способны вступить в резонанс с головным мозгом.
Однако в медицине инфразвук используют во благо пациента. В основном при лечении рака (удаление опухолей) и в микрохирургии глаза (лечение заболеваний роговицы).
2.1.2. Амплитуда звуковых колебаний.
Орган слуха человека воспринимает амплитуду звуковых колебаний, то, что мы называем громкостью звука. Она измеряется в децибелах. Физики составили таблицу, в которой указали источники звука, субъективную характеристику уровня громкости, числовое значение, выраженное в децибелах. За нулевую отметку была принята громкость звука, который невозможно услышать здоровым органом слуха человека. Тихий шорох листвы, еле слышный, уже равен 10 децибелам. Шепот и тиканье часов по громкости равно 30 дБ. Этот уровень шума является предельно допустимым в жилых помещениях в ночное время. Обычный разговор варьируется от 45 до 70 дБ. Болевого порога, равного 130 дБ, достигает звуковая волна, идущая от двигателя реактивного самолета на старте. Более громкие звуки могут нанести организму человека ощутимый вред.
Люди воспринимают одинаковые по громкости звуки по-разному. Ощущение громкости зависит от состояния слухового анализатора и от общего состояния нервной системы. Звуки, которые в нормальных условиях воспринимаются как средние по громкости, при повышенной возбудимости нервной системы могут стать просто невыносимыми.
Все звуки, находящиеся в пределах порога слышимости, разделяются на музыкальные, речевые, звоны, шумы. Мы по-разному реагируем на них.
2.2. Музыкальные звуки.
Музыкальные звуки в отличии от других упорядочены. Слушатель воспринимает и мелодию, и ритм, и лад, и тембр звучащих музыкальных инструментов. Причем в большинстве случаев человек не слушает отдельно мелодию и гармонию, отдельные созвучия. Он воспринимает музыку целостно. А льющиеся звуки воздействуют на человека, заставляя петь или танцевать, плакать или смеяться. Врачи, психологи выяснили, что музыку можно использовать в качестве комплексной терапии для лечения многих болезней. Сегодня существует целое направление в медицине, называемое музыкотерапией. В больницах и поликлиниках ее используют наряду с лечебной физической культурой и лечебным массажем.
2.2.1.Музыкотерапия.
Музыкотерапия, как один из методов лечения используется:
Музыкотерапия выполняет основные функции:
1) регулятивную, настраивая дыхание, ритмы сердца пациента на позитивный лад, что позволяет добиться успокоения, снижения нервозности,
2) коммуникативную, также позволяющую ослабить отрицательные эмоции, связанные с трудностями в общении пациентов в группе.
3) реадаптационную. Она придает уверенность в своих силах пациенту, позволяет ему настроиться на позитивный лад, отказаться от вредных привычек, принять здоровый образ жизни.
Основным содержанием музыкотерапии является восприятие музыки. Одно и то же произведение, прослушанное разными слушателями, рождает самые разные эмоции и ассоциации. Они зависят от жизненного опыта человека, от его психологических особенностей. Эмоциональное переживание музыки оживляет воспоминания, пациент, говоря о музыке, «проживает» забытые события. Звуковые волны помогают избавиться от негативных эмоций, о психологических зажимах и других причинах, вызвавших невротическое заболевание. Восприятие музыки в данном случае похоже на медитацию: пациент успокаивается, настраивается на философский лад. Обычно в качестве комплексной терапии врачи используют дыхательную гимнастику, ароматические масла, произведения различных видов искусства, звуки природы, помогающие пациенту «отключить» сознание и перенестись в воображаемый мир образов.
Подбор музыкальных произведений осуществляется индивидуально. Однако, практический опыт позволил составить следующие методические рекомендации:
1.пациентам лучше всего ставить инструментальную музыку, не связанную с текстом. Камерная и симфоническая музыка рождает всевозможные ассоциации, не ограниченные рамками.
2. принесет ожидаемый положительный эффект прослушивание музыки, не знакомой пациенту. В этом случае больной не будет отвлекаться на поиск в своей памяти названия произведения, жизненной ситуации, в которой он слышал эти звуки. Его память будет свободна от лишней информации, что позволит расслабиться, освободиться от мучивших его отрицательных эмоций.
3. прослушивание музыки должно сопровождаться эмоциональной реакцией, оно не может быть нейтральным.
Музыкотерапия продолжает развиваться и сегодня. Человеческий мозг до сих пор не изучен на 100%, и не так-то просто излечить пациентов от целого ряда заболеваний, связанных с психикой, нервной системой. Поэтому необходимо использовать весь арсенал, имеющийся в медицинской практике, включая невероятную силу музыки.
В медицине перед тем, как начинать использование того или иного лекарственного препарата в лечении больных, проводят длительные научные исследования. В музыке тоже нельзя полагаться на случай и давать прослушивать музыку любых жанров, стилей и направлений. Необходимо понимать, как различные средства музыкальной выразительности повлияют на здоровье пациентов.
Влияние тембров.
Одним из средств выразительности является тембр. Это краска звука, отличающая его от любого другого. Например, мы с легкостью распознаем голоса родных и близких, обладающих свойственными только им тембрами голосов. Женские голоса отличаются от мужских, звучание трубы – от звучания арфы и т.д. Какие-либо музыкальные тембры будут вызывать в нас позитивные чувства и эмоции, другие наоборот, заставлять уйти подальше, чтобы не слышать эти неприятные звуки. Восприятия тембров слушателем зависит и от его жизненного опыта (возможные воспоминания, возникающие после прослушивания знакомых звуков), и от состояния слуховой и нервной системы человека. Например, люди, теряющие слух, изначально перестают воспринимать высокие голоса, высоко звучащие музыкальные инструменты – флейту, скрипку. Но если не брать во внимание отдельные психические заболевания пациентов, своеобразную «индивидуальную непереносимость» каких-либо музыкальных тембров, то благодаря работе врачей и музыкантов в области музыкотерапии стало понятно, что:
1. Звук флейты снимает раздражительность, приносит пользу органам дыхания.
2. Струнные инструменты положительно воздействуют на сердце.
3. Звуки барабана и кларнета благоприятны для кровеносной системы.
4. Звучание рояля поможет в лечении болезней почек, щитовидной железы.
5. Тембр баяна или аккордеона справится с заболеваниями брюшной полости.
6. Звучащая труба спасает от радикулита.
7. Органная музыка развивает мыслительные процессы, оказывает благотворное воздействие на позвоночник.
8. Гитара, контрабас и виолончель лечат почки, благоприятно воздействуют на сердце.
Звуковые волны определенной частоты и амплитуды, исходящие от музыкальных инструментов, на психофизическом уровне воздействуют на слушателя, успокаивая или даря бодрость и активность.
Влияние отдельных звуков.
В глубокой древности в Китае, Индии жили мудрецы, для лечения использующие воздействие отдельных звуков и слогов. Благодаря определенным вибрациям произносимые или пропеваемые звуки воздействовали на больные органы человеческого организма. Например, мантра «ОМ» в индийских религиях считалась сосредоточием мудрости предков, обладающей огромной божественной силой.
В наш стремительный век врачи всего мира продолжают совершенствовать музыкально-терапевтические методики, помогающие пациентам. Например, Сергей Ваганович Шушурджан, музыкальный терапевт, кардиолог, оперный певец, автор научных работ по музыкальной терапии, вокалотерапии, Михаил Львович Лазарев, врач-педиатр, автор СОНАТАЛ-педагогики (музыкального метода дородового обучения). Они дали современные объяснения и рекомендации по применению звуковых вибрационных воздействий. По мнению ученых, звуковая вибрация способствует активизации клеточного обмена, оказывает своего рода массаж всех органов и систем человеческого организма.
Звук «Н» - при длительном его произнесении происходит улучшение микроциркуляции в области верхней части головы и головного мозга. Звуковая вибрация происходит на уровне переносицы.
Звук «В» стимулирует микроциркуляцию крови и обмена веществ в области лица, гайморовых пазух. Полезен в лечении гайморитов, ринитов. Звуковая вибрация происходит на уровне губ.
Звук «З» активизирует иммунитет организма. Звуковая вибрация происходит в области головы и шеи.
Звук «Ж» эффективно выводит мокроту из бронхов и легких, стимулируя микроциркуляцию крови и обмена веществ в области грудной клетки. Звуковая вибрация происходит в области грудной клетки.
Звук «М» улучшает обмен веществ в области нижней части грудной клетки и живота. Стимулирует процесс пищеварения. Этот звук полезно произносить после еды, что улучшает работу кишечника.
Звук «Р» является общетелесным. С помощью его осуществляется вибрационный массаж всего тела. Утреннее «рычание» помогает активизировать жизненные силы организма, придает бодрость и активность человеку. В конце дня произнесение звука «р» помогает снять усталость (мягкое тихое «рычание»).
Шипящие и свистящие звуки (Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, С) обладают эффектом релаксации, расслабления мышц тела. Наибольшим расслабляющим свойством обладает звук «С».
В утреннее время, в виде звуковой гимнастики следует пропевать органо-тканевые звуки: (Н, В, З, Ж, М, Р). Они проводят активную звуковую вибрацию тканей организма.
Перед обедом будут полезны диафрагмальные толчки с использованием следующих звуков: Б-П, Т-Д, К-Г, Т-Д, А-ХА.
Перед сном снимут напряжение следующие звуки: Ч, Ш, С.
Посредством голосовых вибраций улучшается кровообращение различных участков тела, оптимизируются обменные процессы.
Влияние темпа, ритма.
Ритм – одно из самых сильных средств воздействия на человека, известное с древнейших времен. Сотни, тысячи лет назад шаманы при помощи музыкальных ритмов вводили человека в транс. Африканские племена и сегодня используют силу ритма при проведении религиозных обрядов.
Истоки чувства ритма лежат в физиологических процессах человека. Мы дышим, ходим, бежим, наше сердце стучит ритмично в определенном темпе. Если темп ускоряется, это является признаком эмоционального возбуждения, мы нервничаем, торопимся. Слушатели воспринимают средства музыкальной выразительности на подсознательном уровне. И часто, не всегда осознавая это, начинают совершать различные движения под музыку – качают головой, отбивают такт ногой, прохлопывают ритм, щелкают, подтанцовывают. Простой ритм и оптимальный для них темп музыки воспринимают спокойно, он не вызывает ярких эмоций, чего не скажешь о быстрых произведениях со сложным ритмом. Композиторы, продумывая музыкальное произведение, часто ориентируются на потенциального слушателя. Соответствующий темп и ритм они подбирают для танцевальной музыки, для колыбельной, для марша.
В маршах, например, звучит простой ритм и темп, оптимальный для бодрого шага. Темп составляет 90-100 ударов в минуту. Марш с незапамятных времен создается для походов, в том числе военных. Его незатейливый ритм всегда действует на слуховой аппарат, затем захватывает двигательный центр мозга, стимулирует определённые функции эндокринной системы слушателя. В военном походе марш просто незаменим. Он притупляет усталость, придает бодрость и решительность. Марш обладает удивительной способностью сплачивать людей. Если изменить его темп (ускорив или замедлив), то музыка потеряет свою силу, станет даже не бесполезной, а откровенно будет мешать. В случае изменения ритма, добавления в него острых пунктирных интонаций, марш превратится в танец, опять же потеряв свое первоначальное значение.
Ритм танца более сложный, в сцепке с темпом дает активный импульс головному мозгу, подобно выстрелу. Выражение «пуститься в пляс» появилось не случайно. Благодаря этим ярким средствам музыкальной выразительности вмиг снимается нервное напряжение, ритм задействует двигательные центры мозга, заставляя нас забыть о своих проблемах и танцевать, танцевать, танцевать. Человек зажатый, неуверенный в себе под воздействием ритмичной музыки, особенно под воздействием звучания барабанов, становится более раскрепощенным. Это помогает ему избежать многих болезней, связанных с эмоциональными перегрузками, стрессами, депрессиями. Даже если вы не увидите этого человека на танцполе, наверняка он будет притопывать или прихлопывать, то есть уберечься от звуковой волны ему все равно не удастся. Постоянная сконцентрированность на тревожащих мыслей на время исчезает, что является позитивным фактором. А если вы двигаетесь все вместе в едином танцевальном порыве, тогда к благотворному влиянию звучания барабанов добавляется чувство единения всех присутствующих на мероприятии людей. Чем комфортнее вы себя в этот момент ощущаете, тем здоровее становитесь. Хорошее настроение, смех, то есть весь спектр положительных эмоций повышает иммунитет человека.
Но во всем нужно соблюдать меру. Как и любое лекарство, музыкальные сеансы нужно дозировать, чтобы избежать обратного результата. Ученые выяснили, что музыка отдельных жанров и стилей, даже, если она вами любима, может нанести вред организму. И в этом виноваты не только ритмы и темпы.
Влияние стилевых музыкальных направлений.
Рок-музыка сочетает в себе сверхнизкие и сверхвысокие частоты, высокую громкость, влияние ударной установки, жесткий ритм, монотонные повторения, а если добавить темп, текстовый смысл песен и световые эффекты – получается ударная смесь, приводящая к негативным последствиям для организма слушателей. На концертах рок-исполнителей происходит активная выработка гормона стресса – адреналина, очень громкий звук (около 120 дБ), сопоставимый с ревом взлетающего реактивного самолета, вводит человека в состояние нервного возбуждения или танцевального транса в сочетании с быстрым темпом. Происходит временная потеря слуха, возможны контузии, частичная потеря памяти. Завсегдатаи рок-концертов не отказывают себе в возможности постоянного многочасового прослушивания любимых произведений дома, приводя соседей в бешенство, или используя наушники. Часто в общественных местах можно слышать громкую музыку, слышную даже через наушники. Можно представить какой уровень громкости звука воздействует на барабанные перепонки человека. Так недалеко и до необратимого снижения слуха.
Ученые, изучающие влияние музыки различных направлений, ознакомились с джазовыми композициями. Для проведения эксперимента они создали клавиатуру пианино, установленную внутри прибора, отражающего магнитно-резонансные рисунки. Во время звучания музыки работал сканер мозговой активности, который выявил повышение деятельности в лобной и средней частях мозга, отвечающих за творчество. Похожая реакция на джаз характерна не только для музыкантов, но и для слушателей. Позитивные произведения улучшают настроение, помогают избавиться от депрессии. Танцевальный джаз улучшает кровоснабжение организма, повышает пульс. А медленные произведения благодаря темпу расслабляют слушателя, создавая атмосферу умиротворения.
Электронная музыка чужда организму человека. Отсутствие продолжительных мелодий, короткие часто повторяющиеся мотивы не способствуют интеллектуальному развитию человека, снижают его способности к обучению. Слушатель пребывает в звуковом шуме, состоящем из громких повторяющихся звуков. Это вызывает напряжение нервной системы, повышается раздражительность. Ломаный ритм, высокие звуки поднимают уровень адреналина и серотонина в организме слушателя, вызывая желание двигаться в такт. Возможность отвлечься от текущих проблем – кажущийся на первый взгляд положительный аспект электронной музыки в действительности оборачивается звуковым оглушением, за которым следует эмоциональное, психологическое опустошение.
Рэп, как музыкальное направление, зародился в среде афроамериканцев. В музыкальном произведении главное – текст, похожий на скороговорку, в определенном темпе произносимый под музыку. Широкого диапазона частот, как в рок-музыке, здесь нельзя услышать. Для русскоговорящего человека, не воспринимающего англоязычную речь на слух, произведение будет восприниматься, как монотонное звучание узкое по диапазону. Ударные инструменты вводят слушателя в транс, заставляя двигаться с такт музыки. Из-за повторяющейся ритмической структуры музыка не заставляет наш мозг обрабатывать информацию. Любители рэп-музыки не отличаются высоким уровнем интеллекта, случайно ли это? С одной стороны, рэп притягивает этих людей, а с другой музыка не учит слушателя, а работает только с его инстинктами (влияние ритма, темпа, тембров).
Наиболее гармонична классическая музыка. Она построена на определенных законах, благодаря удивительному сочетанию темпа, ритма, мелодии, гармонии, тембров оказывает на слушателя в большинстве случаев положительное влияние.
Большинство произведений звучит в диапазоне частот сердечных сокращений от 60 до 70Гц, что благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему. При изучении воздействия классической музыки на организм человека, ученые провели целый ряд исследований МРТ под воздействием классической музыки. Оказалось, что музыкальные звуки активизируют все отделы головного мозга. Человек с одной стороны отдыхает, слушая приятную мелодию и гармонию, а с другой – работает. Классическая музыка не опускается на интеллектуальный уровень слушателя, а, наоборот, подтягивает его на свой, задавая более высокую планку. Во время музыкальных сеансов развивается мышление, но не только. Звуковые колебания благотворно влияют на отделы мозга, отвечающие за зрение, координацию, ориентацию в пространстве и т.д. Особенно врачи рекомендуют прослушивать музыку Моцарта, улучшающую работу всех органов и систем организма человека, оказывая психотерапевтическую помощь при повышенной тревожности и депрессивных состояниях. «Аве Мария» Шуберта и вальсы Штрауса помогут избавиться от головной боли. «Вальс цветов» Чайковского вылечит язву желудка. Конечно, музыка не панацея, но при комплексной терапии, включающей прием лекарств, соблюдение режима труда и отдыха, непременно принесет свои плоды.
Избавит от депрессии, улучшит настроение слушателя народная музыка. Она складывалась столетиями, впитывая определенные интонации, ритмы, характерные для каждого народа. Понятно, что русская народная музыка будет понятна только русскому, в крайнем случае славянскому народу, услышав лад пентатоника, характерный для китайской музыки, мы испытаем совсем не те чувства и эмоции (тревогу, а может изумление).
Духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Для человека верующего она является одним из способов общения с Богом. Плавные мелодии, гармонические звуковые сочетания, отсутствие резких ритмов, бешенных темпов и сверхгромких звуков настраивают слушателя на спокойное, умиротворенное восприятие. Состояние, при котором человек не чувствует себя одиноким, находясь один на один с самим собой, очень важно. В эти минуты нужно прислушаться к своему внутреннему миру, услышать свой внутренний голос. Именно тогда в душе рождается прощение, милосердие, ощущение душевного спокойствия. Эти чувства успокаивают душу, а вместе с ней и тело. Исчезает злость, нервозность, раздражительность, подтачивающие здоровье человека.
2.3. Звоны.
Для православного человека большое значение имеет звучание колокольных звонов. С 10 века, с принятием христианства на Руси, по всей земле русской зазвучал трезвон и набат, перезвон и перебор. Колокольный звон для верующих – это и молитвенная составляющая, и объединяющая, и божественная, и гармонизующая. Все церковные колокола, звучащие одновременно, вызывают состояние радостного ожидания, человек испытывает целый спектр положительных эмоций, благотворно влияющих на состояние его души и тела. Ведь всем известно, что от эмоционального настроя зависит здоровье. Если человек длительное время находится в угнетенном состоянии, велика вероятность возникновения различного рода заболеваний. Состояние душевного очищения, радость от общения с Богом дарит человеку покой. В этом, вероятнее всего, заключается положительное влияние колокольного звона на верующих. Атеисту или приверженцу других религий звучание церковных колоколов дарит приятное благозвучие, хотя возможно негативное отношение, являющееся субъективным - результатом возможных травм слухового аппарата, болезней нервной системы.
Еще в Древней Руси верили в то, что колокольный звон избавляет от болезней, как телесных, так и душевных. В 20 веке ученые с научной точки зрения рассмотрели влияние церковных колоколов. По словам физика, члена-корреспондента Академии наук СССР Фотия Шатунова, колокола излучают огромное количество резонансных звуковых волн и тем самым очищают пространство. Согласно наблюдениям Ф. Я. Шипунова, академика Института биосферы РАН, каждый тип вируса погибает только в своем определенном звуковом диапазоне. Психиатр из г. Санкт-Петербурга А. В. Гнездилов использует звон колоколов для восстановления душевного равновесия своих пациентов. В специализированном хосписе он успешно исцеляет звоном целый ряд психических заболеваний больных.
Верующие различают колокольные звоны. Например, услышав размеренные удары в большой колокол, они испытывают особые религиозные чувства. Ведь услышать благовест можно лишь по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.
Перебор – это скорбный звон, звучащий во время панихиды или погребальных богослужений. При этом каждый из колоколов «говорит» медленно, они поочередно сменяют друг друга. Только по звучанию православные могут определить событие, в честь которого раздается колокольный звон.
Перезвон «говорит» светло и радостно. При этом три вида колоколов звонят по очереди, возвещая начало Крещенской службы и Божественной литургии.
Трезвон также возвещает о светлых праздниках, у православных он вызывает восторг и воодушевление. Для исполнения трезвона звонарь трижды берется за карильон, делая между сессиями небольшие паузы. С колокольни или звонницы все колокола звучат одновременно, радуясь и ликуя вместе с прихожанами.
В Древней Руси мирянам был знаком набат. Если звучат одиночные, тревожные звуки колокола, ничего хорошего ждать не стоит. Низко звучащий колокол говорил о пожаре, нашествии врагов, созывая православных к храму.
Исторически церковные колокола служили одним из способов объединения людей, они передавали информацию, оповещая о важнейших событиях, а также радовались и горевали вместе с прихожанами. О влиянии звона на организм человека никто и не думал. Однако вот уже на протяжении 2 тысяч лет колокольный звон помогает избавить людей от стрессового состояния, наладить регуляцию обмена веществ, нормализовать сердечно-сосудистую деятельность, в составе комплексной терапии помогает излечивать различные вегетативные дисфункции, сопровождающиеся страхом, нарушением сна, депрессией.
2.4. Шум.
Во 2 главе подробно рассматривалось влияние музыкальных звуков на человека. Звуковые волны, организованные согласно музыкальным законам, настраивают организм на свой лад. Но вокруг нас существует множество других звуков, не связанных между собой. Они напоминают какофонию, звуковое смешение. От него хочется скрыться, ведь человеческий мозг просто не в состоянии переработать всю поступающую информацию. Представьте себе, если бы мы анализировали абсолютно каждый звук, который слышим. Для обработки этой информации возможностей нашего организма явно не хватило бы. Поэтому человек разделяет все звуки по типам, важности для него. На какие-то не обращает внимания, акцентируя на самых необходимых, от которых зависит личная безопасность слушателя, или звуков, наполненных важной информацией.
Шум– это звуковые волны, часто не имеющие четкой структуры, наложенные друг на друга, звучащие обычно одновременно. Они обладают разной частотой и амплитудой. Люди воспринимают шум по-разному в зависимости от состояния органов слуха, а также психического и эмоционального состояния. Музыкальные звуки в одно время будут восприниматься нами, как прекрасное произведение, а в другое – будут назойливым шумом.
К шуму относились достаточно серьезно с давних времен. В 6 в. до н.э. в древнегреческом городе Сибарис местные власти запретили держать петухов, т.к. птицы своим криком мешали спать жителям города. В Англии с 17 века также существовало ограничение, касающееся звуковой громкости в вечернее и ночное время суток. Можно только себе представить, насколько тихими были города в давние времена.
Сегодня шум является неотъемлемой частью любого города, особенно большого. К хаотичным звукам относятся негативно или нейтрально. Хотя бывают ситуации, когда горожане целенаправленно отправляются на шумные вечеринки, на оживленные улицы, чтобы ощутить единство с окружающими, чтобы не чувствовать себя одиноко. Кратковременный шум может дать заряд бодрости, если он связан с обстановкой на спортивном стадионе или в концертном зале. Но если шум становится постоянным, то нервная система человека начинает давать сбои. У слушателя появляется раздражительность, беспокойство или усталость, упадок сил, эмоциональная опустошенность. Обилие ненужной информации начинает перегружать головной мозг. Требуются силы, ресурсы организма, чтобы их отсеивать, оставляя только самое нужное. Поэтому постоянный шум несет только вред нашему организму, снижая иммунитет.
Звуки окружают человека постоянно, к ним относятся приносящие радость пение птиц, шорох листьев и те, от которых хочется отгородиться. Мы не можем жить в «акустическом вакууме». Так какой шум можно считать вредным, а какой мы почти не заметим? Ученые-физики, медики указали громкость звука и субъективные ощущения нашего уха. Оказалось, что при здоровом слуховом аппарате человек еле слышит шепот с расстояния в 1 метр – а это звук амплитудой 20 дБ. Крик и смех, которые уже будут мешать окружающим звучат с амплитудой около 75 дБ. 95-100 дБ этот громкий звук сопровождает горожанина с метро.
Врачи провели целый ряд исследований по влиянию шума на организм человека. Результаты выявили:
Влияние шума на людей индивидуально. Из воспоминаний сына Л.Н.Толстого: «Когда он (Л.Н.Толстой) работал, к нему никто не смел входить, даже моя мать! Ему нужна была полная тишина и уверенность в том, что никто не прервет его занятий.»[1] Л.Толстой, П.Чайковский, Г.Гейне и многих других деятелей культуры и искусства раздражали посторонние звуки, мешающие сосредоточиться. Но были и есть другие, которых называют «толстокожими» из-за слабой невосприимчивости в том числе и к шумам слабой или средней громкости.
У работников метрополитена велик риск частичной потери слуха (а это влияние звуковых колебаний с уровнем 80-90 дБ), как, впрочем, у рабочих заводов и фабрик.
Шумовое загрязнение – это одно из проявлений воздействия на окружающую среду, возникающее в результате недопустимого превышения естественного уровня звукового фона.
Невидимый враг нашего здоровья присутствует с человеком постоянно, хотя мы его и не чувствуем (за редким исключением). Его воздействие на наш организм систематическое, но не ярко выраженное. Вспомните, как после шумной вечеринки уставшие, но веселые мы возвращаемся домой. На следующее утро наш организм не выявляет признаки шумовой болезни. И мы с радостным предвкушением ожидаем следующего праздника, наполненного яркими эмоциями, громкими веселыми звуками. О чем это говорит? Человеческий организм обладает свойством самовосстановления. За ночь приходят в норму все его органы и системы. Если не будет определенных но…. Например, люди, проживающие на 1 этаже многоквартирного дома, каждый день десятки раз слышат шум лифта при закрывании, доходящий до 90 дБ. Бытовая техника в квартирах работает также очень громко. Например, стиральная машина издает звуки в 82 дБ. Итак, множество звуков, наслаиваясь друг на друга создают шумовой эффект, влияющий на нас. Если наслоение хаотичных громких звуков будет постоянным, то со временем человек испытает их влияние в виде различных болезней.
2.4.1.Способы снижения вредного воздействия шума.
Шум способен оказывать действительно разрушительное воздействие на организм человека. Люди в древние времена знали об этом, поэтому иногда применяли казни с применением громких звуков. Такие меры наказания считались одними из самых жестоких. К примеру, в Древнем Китае казнили музыкой, резкие звуки которой медленно убивали человека. В средневековье же использовали казнь под колоколом. Но этот вид наказания значительно отличался от того что было показано в романе Евгения Замятина «Мы», ведь человек погибал не от удушья, а от резкого шума. Приведённые примеры еще раз доказывают, что шум может быть разрушителен. Очень важно задумываться о защите от звукового загрязнения. Существует немалое количество способов снизить шум.
Защита от шума в условиях города. С шумовым загрязнением можно бороться при помощи установок акустических экранов. Не менее действенным методом могут стать зелёные насаждения недалеко от главных источников шума (заводы, стройки, автомагистрали, аэропорты). Особое внимание стоит обратить на породы быстрорастущих деревьев или кустарников, устойчивых к выбросам автомобильного транспорта. Такой метод борьбы с шумом, помимо этого, выполняет множество функций: способствует очищению воздуха, снижает уровень углекислого газа, запылённости. Это наиболее экологичный и эстетически привлекательный способ шумоподавления. Однако, как и в случае с акустическими экранами, очень важно правильно располагать зелёные насаждения по отношении к источникам шума.
Также к градостроительным мерам предотвращения шумового загрязнения могут быть отнесены:
Защита от шумового загрязнения в условиях квартиры. Значительно снизить уровень звуков с улицы можно благодаря установке стеклопакетов (то есть окон из двух или более стёкол). Но если источник шума находится внутри дома, то необходимы другие меры. Для того, чтобы наши действия были эффективны, необходимо понимать, как звуковые волны проходят сквозь стены. На границе среды с большим акустическим сопротивлением, (стена или дверь) звуковая энергия отражается, а звуковое давление практически удваивается. И мы всё равно слышим шум. Избавиться от излишнего звукового давления позволяет звукоизоляция. Для ее правильной установки необходимо знать «закон масс». Каждое увеличение массы стены в три раза снижает уровень громкости проходящего через неё шума примерно в два раза. Зная это можно самостоятельно попробовать сделать звукоизоляцию помещения, но лучше довериться профессионалам.
Не только стены и двери способны пропускать шум. На это способны разнообразные отверстия (замочные скважины, щели под дверью). Последняя способна проводить практически столько же звука, сколько и вся поверхность двери. С этим можно бороться путём обшивки дверей целиком или по контуру войлоком в клеёнке. Улучшить звукоизоляцию дверей можно с помощью наложения с обеих сторон массивных металлических пластин на оси над скважиной двери.
Использование средств индивидуальной защиты.
К средствам индивидуальной защиты органов слуха относят защитные наушники и беруши. Беруши очень компактны, имеют малый вес, но некоторые материалы могут вызывать раздражение кожи. Наушники несколько больше, они перекрывают ушную раковину, значительно снижая уровень шума, но при этом позволяют слышать окружающие звуки. К недостаткам наушников можно отнести больший вес, при повышении температуры вокруг могут приводить к запотеванию кожи под ними. Существуют наушники с активным шумоподавлением, которые можно использовать в городе. Они способны отсекать монотонные шумы, окружающие их владельца, в то же время, позволяя слышать крики или сигналы автомобилей, что очень важно для безопасности. При этом совсем не обязательно включать музыку, находясь в этих наушниках. А если все-таки хочется насладиться любимыми музыкальными композициями, это можно будет сделать на оптимальной для вас громкости. Не придется выкручивать звук на максимум, чтобы заглушить шум вокруг вас.
2.4.2. Нормативное регулирование шумового загрязнения в России
Для населения России Защиту от шумового загрязнения обеспечивает Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды (статья 53) и Постановлением правительства о мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населённых пунктах.
Согласно нормам Госстандарта, уровень шумового загрязнения не должен превышать 40 дБ днём, 30 дБ ночью. Предельно допустимые уровни транспортного шума на сегодняшний день соответствуют 84-92 дБ, но со временем будут снижаться.
3. Практическая часть.
Анкетирование.
Изучив литературу, связанную со звуком, я узнал, что в зависимости от различных факторов, звуковые волны могут положительно или отрицательно воздействовать на здоровье человека. Для того, чтобы понять отношение к звукам 11-классников 422 школы, я провел анкетирование.
Ребятам были заданы следующие вопросы:
В опросе участвовало 38 человек. Анкетируемые назвали целый ряд полезных звуков: звуки природы (пение птиц, журчание ручья), музыкальные звуки, голоса друзей. Эти звуки, судя по ответам 11-классников, приносят положительные эмоции (расслабляют, успокаивают, поднимают настроение). В качестве вредных звуков они назвали: шум автомобильной дороги, автомобильную сигнализацию, звук перфоратора и т.д. Девочки вспомнили шум во время перемен в школе. Эти звуки раздражают, утомляют. 4 человека ответили, что громкие звуки вызывают у них головную боль. 18 человек наблюдали снижение работоспособности из-за неприятных громких звуков.
5 вопрос оказался наиболее актуальным для 11-классников, которые активно готовятся к сдаче ЕГЭ. Ведь не так легко избавиться от мешающих назойливых звуков. По словам анкетируемых, звуки города можно приглушить при помощи плотно закрытых металлопластиковых окон (23 человека). Наушники позволяют значительно снизить уровень шума, но не на 100% (38 человек). При использовании наушников с активным звукоподавлением не обязательно параллельно слушать музыку, посторонний шум будет практически незаметен. 6 человек пробовали использовать беруши, но они показали себя малоэффективным средством в борьбе с шумом.
Странно, но при проведении анкетирования 11-классники практически не вспомнили звуки, мешающие нам в квартире. Наверное, мы к ним привыкли настолько, что считаем частью своей жизни, стараясь не обращать на них никакого внимания.
Использование шумомера.
Шумомер –главный инструмент измерения уровня звука. Этот прибор представляет собой микрофон с подсоединённым к нему вольтметром, на основании измерений которого выводится показатель в децибелах. Поскольку у меня нет шумомера, при проведении практической части работы, я пользовался одноимённым приложением для смартфона.
После изучения исследовательской литературы я стал задумываться о возможных причинах своей усталости. Раньше, испытывая вялость после учебного дня, я списывал ее на повышенные физические или умственные нагрузки. Громкая энергичная музыка, звучащая вечером в наушниках, меня бодрила, но ненадолго. Дальше усталость накатывала с новой силой. Оказалось, что одна из причин - повышенная звуковая нагрузка. То есть вместо того, чтобы перегружать органы слуха, лучше всего побыть в тишине. И усталость если не исчезнет полностью, то точно снизится. В течение дня звуки воздействуют на мозг человека, их влияние зависит от громкости и продолжительности. То есть, даже средние по громкости показатели шума, например, могут привести к утомлению, если назойливые звуки раздражают мозг человека весь день.
Интересно, какие звуки, какой интенсивности и какой продолжительности воздействуют на меня? Я решил это проверить. Для измерения я использовал приложение «Шумомер» для мобильного телефона. Для чистоты эксперимента выбрал первый учебный день недели, я еще не успел устать от выполнения домашних заданий и подготовки к предстоящему ЕГЭ. Обычный день, обычные звуки, которые я слышу каждый день. В результате замеров различных шумов у меня получается следующая картина:
Звуковое окружение | Результаты замеров, Дб | Продолжительность, мин. |
Звонок будильника | 58 | 0,1 |
Дорога в школу | 37 | 15 |
Уроки | 46 | 315 |
Перемены | 60 | 90 |
Дорога домой | 43 | 15 |
Дом | 40 | 1005 |
В таблице, конечно, представлены не все звуки, которые я слышал в течение дня. Ведь невозможно неотрывно смотреть на шумомер и записывать абсолютно все показатели, меняющиеся каждую секунду. Поэтому я представил средние значения интенсивности звуков (в большей степени шумов).
Вечером я испытал обычную для себя усталость. Никаких эмоциональных встрясок за этот день не происходило, поэтому данную причину вялости я не стал брать во внимание. Меня интересовала звуковая сторона вопроса.
Замеры при помощи шумомера показали, что средний уровень шума в течении дня не превышал отметку допустимого. Я должен был быть бодрее и активнее, но, не стоит забывать, что звуковая нагрузка имеет накопительный эффект. Поэтому усталость от продолжительного воздействия звука определенно есть, и я ее почувствовал. Для того, чтобы вечерняя вялость не превратилась в хроническую, очень важно отводить хотя бы полчаса в день «на тишину», то есть не слушать музыку, отказаться от просмотра телевизора для того, чтобы дать возможность слуховому аппарату отдохнуть и восстановиться. Это поможет и мне и вам сохранять тонус и избегать таких проблем, как усталость, головные боли, бессонница.
4.Заключение
Звуки играют огромную роль в нашей жизни. Вне зависимости от их расположения на шкале звуковых колебаний, они оказывают на нас влияние. Задача человека брать только положительное, что дает нам звук: наслаждаться прекрасными музыкальными композициями, получать удовольствие от журчания ручья и стука капель дождя. А отрицательное влияние, по-возможности, нужно минимизировать. Необходимо помнить, что звук, особенно шум, пагубно отражается на нашем здоровье. И громкость, и протяженность воздействия «звукового смешения» вызывает дополнительную усталость, влияет на состояние сердечно-сосудистой, нервной систем человека. Поэтому так важно соблюдать «звуковую гигиену» и в равной мере защищаться от всех пагубных проявлений удивительной и неповторимой силы звука. Мобильное приложение «Шумомер» поможет вам понять, насколько громким является окружающее пространство. Пожилые люди и без данного устройства отреагируют на громкие звуки повышением давления, головной болью, а молодые – ничего не почувствуют. Но для того, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы, необходимо время от времени прибегать к помощи Шумомера, и смотреть на числовые значения издаваемого вами или окружающими шума. Возможно, для того, чтобы избежать проблем со здоровьем, нужно надеть бируши, научиться говорить чуть тише, или поставить стеклопакеты в своей квартире. Все индивидуально.
Я подтвердил гипотезу, высказанную в начале своего исследования: звуки способны оказывать как позитивное, так и негативное влияние на организм человека.
Моя исследовательская работа научит вас, используя полученные знания, бережнее относиться к своему здоровью.
5.Список литературы:
1. Аксенов И.Я. Транспорт и охрана окружающей среды. – М.: Транспорт, 1986. - 176 с.
2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1993. – 193 с.
3. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2003. – 208 с.
4. Клюкин И.И. Удивительный мир звука. – Л.: Судостроение, 1986. – 168 с.
5. Колов В.С., Рыбакина Е.Л. Музыка в потоке времени. — М.: Молодая гвардия, 1988. - 318 с.
6. Кривошеин Д.А., Роева Н.Н. Экология и безопасность жизнедеятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с.
7. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. – СПб.: Паллада, 1992. – 88 с.
8. Новогрудский Е. Е. Инфразвук: враг или друг? – М.: Машиностроение, 1989. – 64 с.
9. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 2003., - 379 с.
11. Тэйлор Р. Шум. /пер. с англ. Д И Арнольда/. М.: Мир, 1978. – 308 с.
[1] Клюкин И.И. Удивительный мир звука. - Л.: Судостроение, 1986. – 168 с. – с. 128.
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Сказка "Колосок"
Рисуем домики зимой
Просто так
Прекрасное далёко