Актуальность темы: Мы считаем тему своей работы актуальной, так как музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. В силу особенности средств музыкальной выразительности, их влияния на психику музыка имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека, что приобретает сегодня особую актуальность.
Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь - в машине, автобусе, магазине, кинотеатре, на улице, на дискотеке, - везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье. Поэтому и было решено изучить и проанализировать силу воздействия музыки на человека.
Цель исследования: определение роли музыки в жизни человека и выяснение влияния различных жанров музыки на душевное состояние человека и его здоровье.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; социологический опрос, эксперимент, интервью; наблюдение, обобщение и систематизация информации; анализ и сравнение полученных результатов.
В ходе исследования была выделена проблема: среди всех опрошенных большинство учащихся не любят слушать классическую музыку, не понимают её красоты и ценности для духовного развития, положительного влияния на эмоциональное состояние; доказана гипотеза: все респонденты считают, что музыка влияет на человека и эмоциональное состояние их меняется в зависимости от прослушанной музыки.
Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны классным руководителям, учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто любит музыку и заботится о своём здоровье.
В ходе исследования были составлены рекомендации по использованию средств музыкального искусства для психологического настроя в оздоровлении организма.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 299 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» 2020
Исследовательская работа по теме
«Влияние музыки на человека»
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора,
Автор: Пальцева Елизавета,
муниципальное общеобразовательное учреждение:
Шерловогорская общеобразовательная
средняя школа №42, ученица 10 класса.
Научный руководитель: Перебоева Ольга Васильевна,
отличник народного просвещения
Российской Федерации,
учитель истории и обществознания
Муниципального общеобразовательного учреждения:
Шерловогорская общеобразовательная
Средняя школа №42
2020-2021
«Влияние музыки на человека»
Пальцева Елизавета
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 9 класс,
Муниципальное общеобразовательное учреждение: Средняя
общеобразовательная школа №42
Аннотация
Актуальность темы: Мы считаем тему своей работы актуальной, так как музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. В силу особенности средств музыкальной выразительности, их влияния на психику музыка имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека, что приобретает сегодня особую актуальность.
Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь - в машине, автобусе, магазине, кинотеатре, на улице, на дискотеке, - везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье. Поэтому и было решено изучить и проанализировать силу воздействия музыки на человека.
Цель исследования: определение роли музыки в жизни человека и выяснение влияния различных жанров музыки на душевное состояние человека и его здоровье.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; социологический опрос, эксперимент, интервью; наблюдение, обобщение и систематизация информации; анализ и сравнение полученных результатов.
В ходе исследования была выделена проблема: среди всех опрошенных большинство учащихся не любят слушать классическую музыку, не понимают её красоты и ценности для духовного развития, положительного влияния на эмоциональное состояние; доказана гипотеза: все респонденты считают, что музыка влияет на человека и эмоциональное состояние их меняется в зависимости от прослушанной музыки.
Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны классным руководителям, учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто любит музыку и заботится о своём здоровье.
В ходе исследования были составлены рекомендации по использованию средств музыкального искусства для психологического настроя в оздоровлении организма.
Влияние музыки на человека»
Пальцева Елизавета
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 9 класс,
Муниципальное общеобразовательное учреждение: Средняя
общеобразовательная школа №42
План исследования
Проблема: среди всех опрошенных большинство учащихся не любят слушать классическую музыку, не понимают её красоты и ценности для духовного развития, положительного влияния на эмоциональное состояние.
Гипотеза: музыка влияет на человека, их эмоциональное состояние меняется в зависимости от прослушанной музыки.
Объект исследования: музыка
Предмет исследования: влияние музыки на состояние человека
Мир музыки - это особый удивительный мир, который может вдохновлять человека. Музыка влияет на людей по-разному, так как все они имеют различный темперамент. Эмоциональный опыт, который дает человеку музыка, стимулирует его внутренний рост. Музыка обогащает душу человека.
С самых незапамятных времен люди знали о том, что звуки обладают особой чудотворной силой и, прежде всего, звуки музыки. Уже тогда было известно, что при помощи музыки можно вызвать радость, снять боль и даже излечить от серьёзных болезней. Так, в Древнем Египте хоровым пением лечили бессонницу и снимали боль. Это говорит о том, что люди давно заметили благотворное влияние музыки на настроение и самочувствие.
Проведенный нами анализ доступной литературы по рассматриваемой проблеме показал, что широкие экспериментальные исследования воздействия музыки на человека начались в ΧΙΧ веке. Судя по всему, начало серьезным научным разработкам в интересующей нас области независимо друг от друга положили И. Догель и И.Р. Тарханов.
Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека [1]. А физиолог И.Р. Тарханов своими многочисленными исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект [1].
Ученые доказывали, что музыка способна лечить.
Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Дактор медицинских наук С. Шашурджан в своей работе раскрывает роль музыкальной терапии [2]. А Готсдинер А.Л. в работе «Музыкальная психология» описывает влияние музыки на психику человека [3]. Известный хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
В Швеции с 1969г. существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
В Москве в центре «Эйдес» для лечения сахарного диабета используется музыкальная терапия. Здесь большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, шума дождя и особенно - пения птиц.
Медики установили, что регулярное звучание музыкальных инструментов эффективно при лечении многих болезней.
О значении музыкальной терапии пишут и в XX веке. Эксперименты учёных, доказывающих различное влияние музыки. В нашей стране, ещё в начале ХХ века наш знаменитый соотечественник В. М. Бехтерев стал изучать влияние музыки на организм человека с точки зрения медицины. В результате своих исследований Бехтерев пришёл к выводу, что музыка хорошо воздействует на детей с отставанием в умственном и эмоциональном развитии, и тем, кто испытывает трудности в общении со сверстниками. Учёный подчёркивал, что не случайно у людей сложилась традиция петь колыбельные песни маленьким детям, и считал, что без них полноценное развитие ребёнка невозможно. Позднее его начинания были подхвачены в разных странах мира, и лечебные эффекты музыки стали подтверждаться экспериментально. Учёные доказали, что использование разной музыки в магазине и кафе заставляет покупателей по - разному вести себя. Энергичные мелодии побуждают их быстро совершать покупки, расплачиваться и уходить, в то время как спокойные и расслабляющие провоцируют на долгие прогулки между прилавками в поисках нужных продуктов.
Многие ученые-медики, в том числе наши соотечественники Владимир Бехтерев и Иван Сеченов, говорили об огромном воздействии музыки на организм человека, его нервное состояние, дыхательную систему и кровообращение. Разный темп и гармония могут провоцировать поднятие или снижение артериального давления, ускорять или замедлять частоту пульса [3].
Музыка давно уже стала непременным атрибутом обстановки массажных салонов. Она помогает человеку расслабиться во время массажа. В стоматологических кабинетах пациенты, которым включали негромкую спокойную музыку, гораздо меньше нервничали и спокойнее переносили все самые неприятные и болезненные манипуляции. Деятельность нашего организма напрямую зависит от гормонов. Они активизируют деятельность различных органов, благодаря чему изменяется наше физическое и эмоциональное состояние. Быстрая и громкая музыка поднимает уровень кортизола (гормон стресса, который необходим для правильного функционирования нашего тела), отчего человек становится более возбуждённым, раздражённым. А прослушивание медленной и спокойной музыки действует совершенно иначе. Уровень кортизола и адреналин снижается, работа всех органов нормализуется, организм начинает мобилизовать свои внутренние ресурсы. Однако надо знать, что слишком много поп или рок музыки скорее сделают нас нервными, чем энергичными [4]. Это говорит о том, что не все мелодии подходят для музыкальной терапии. Чаще всего для этого используют классику. Она лучше проникает в душу.
Н.Д. Зельницкая в своей работе [5] пишет о роли музыки в жизни человека. Читая литературу и материалы сайтов Интренета [6, 7, 8, 9, 10], можно сказать, что сегодня научно было доказано, что музыка способна влиять на все процессы жизнедеятельности организма человека, на формирование эмоциональной сферы, развитие мышления. Человек становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Исследование проходило в пять этапов:
Вопросы для социологического опроса:
В ходе исследования была выделена проблема: среди всех опрошенных большинство учащихся не любят слушать классическую музыку, не понимают её красоты и ценности для духовного развития, положительного влияния на эмоциональное состояние; доказана гипотеза: музыка влияет на человека, их эмоциональное состояние меняется в зависимости от прослушанной музыки.
Влияние музыки на человека»
Пальцева Елизавета
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 9 класс,
Муниципальное общеобразовательное учреждение: Средняя
общеобразовательная школа №42
Описание работы
Исследование проводилось в пять этапов. На первом этапе исследования были изучены материалы литературы и интернет сайтов. На основе изучения составлена таблица «Влияние музыки на человека» (Приложение 1). Выяснилось, что в современном мире существует огромное количество видов музыки. Они имеют разный темп, ритм, гармонию, время возникновения. Разная музыка по-разному влияет на человека. По литературе и материалам сайтов интернета доказано, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека, активизируя работу мозга и укрепляя иммунную систему. Народная музыка поднимает настроение и положительно влияет на эмоциональное состояние, а вот рэп, наоборот, может стать причиной плохого настроения и эмоционального упадка. Если блюз благотворно влияет на эмоции, успокаивает, понижает раздражительность, то джаз – нарушает внутреннюю гармонию и считается музыкой, которая оказывает скорее негативное влияние. Рэгги считается музыкой хорошего настроения, повышает эмоциональный тонус, не вызывает агрессии и озлобленности. Электронная музыка и современная клубная понижает способность к обучению, негативно влияет на интеллект. В некоторых случаях, повышает раздражительность, напряженность. Рок музыка способна приводить к «ритмическому токсикозу» [13]. Помимо этого, рок-музыка является причиной выделения стресс - гормонов.
Таким образом, анализ литературы и материалов сайтов интернета показал, что разная музыка по разному влияет на эмоциональное состояние человека. Анализ составленной таблицы (Приложение 1) показал, что музыка способна влиять на все процессы жизнедеятельности организма человека, на формирование эмоциональной сферы, развитие мышления. Человек становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Наибольшее влияние музыка оказывает на психическое состояние человека. Стоит отметить, что влияние каждого жанра – индивидуально и во многом зависит от личного восприятия. Психологическое воздействие оказывают: ритм, разнообразие тональностей, громкость, частоты и т.д.
После изучения теоретической части, мы перешли к практической части. На втором этапе исследования был проведен социологический опрос среди учащихся 8-11 классов МОУ СОШ № 42 с целью выяснения у респондентов музыкальных предпочтений, для чего им нужна музыка, о влияние музыки на человека и другие вопросы. В опросе участвовало 87 учащихся. Анализ опроса показал:
вопрос | Ответы в % | Диаграмма |
| Да – 100 Нет - 0 | |
| Классика – 9 Рэп – 23 Рок музыка – 39 Поп музыка – 20 Шансон – 4 Разная - 5 | |
| Поднимает настроение – 17 Помогает трудиться – 14 Лечит – 9 Расслабляет – 38 Веселит – 17 Другой вариант - 5 | |
| Жизнь – 27 Хобби - 17 Люблю танцевать– 7 Люблю слушать – 5 Отдых, вдохновение, настроение – 14 Отвлечение от проблем – 11 Все - 19 | |
| Да – 91 Нет – 3 Не знаю - 6 | |
| Да – 91 Нет - 9 | |
| Каждый день – 79 Когда свободное время – 21 | |
| Да – 88 Нет – 6 Не знаю - 6 | |
| Грустная – 17 Рок - 27 Медленная – 15 Никакая, ведь музыка – это жизнь - 41 |
Результаты анкетирования показали:
Таким образом, анализ ответов показал, что учащиеся увлекаются прослушиванием музыкальных произведений, и их музыкальные предпочтения разнообразны. Однако мало кто из них интересуется классической музыкой. Для многих музыка – жизнь. И они не могут без нее. Считают, что музыка может влиять на поведение и настроение человека.
На третьем этапе исследования было взято интервью у учителей и жителей поселка Шерловая Гора. Был задан один вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет музыка?». Всего было опрошено 25 жителей поселка. На вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет музыка?» все 100% ответили, что музыка в их жизни играет большую роль. 91% выделили классическую музыку, отметив произведения Бетховина, Рахманина, Моцарта, Баха, Чайковского, объяснив, что эта музыка успокаивает их состояние. Наиболее интересными были ответы: «Музыка – это мгновение ветра и шелест листвы. Все звуки – это музыка. Без музыки в полнейшей тишине жить невозможно. Музыка и грустная, и живая, и танцевальная, всякая музыка играет большую роль в жизни». «Музыка лечит, поднимает настроение, она жизнь нашу делает интереснее», «…Музыка успокаивает, расслабляет и помогает заснуть», «Музыка для меня – это все! Особенно классическая, которая помогает мне заснуть. Расслабляющая музыка уменьшает тревогу, отвлекает от неприятных мыслей и помогает мне бороться со стрессом», «Музыка подбадривает и заряжает энергией – трудится под музыку гораздо приятней и интересней», «Музыка - это инструмент работы со своим подсознанием, своей душой. Музыка - это инструмент познания мира», «Музыка неуловима - она пронизывает нас и наполняет нас своими звуками, заставляя кипеть кровь. Поэтому для меня музыка играет одну из важных ролей в моей жизни. Музыка - это энергия. Вторая сила!»
Таким образом, проанализировав ответы взрослых, можно отметить:
- все 100% считают, что музыка в их жизни играет огромную роль;
- 91% респондентов любят классическую музыку и считают, что спокойная музыка влияет на их состояние, лечит, заряжает и поднимает настроение.
После интервью на четвертом этапе исследования был проведен музыкальный эксперимент. В эксперименте участвовали учащиеся 9-х классов, всего 31 человек. Цель эксперимента заключалась в том, чтобы проанализировать, как воспринимают учащиеся музыку разных направлений, как влияет различная музыка на эмоциональное состояние человека.
Перед экспериментом учащимся было предложено записать свое настроение и замерить свой пульс и запомнить (Приложение 2), после все они прослушали классическую музыку Шуберта «Ave Maria», Моцарта. После прослушивания у большинства учащихся улучшилось настроение, самочувствие и пусть не изменился или стал спокойнее. Участники эксперимента отметили, что классическая музыка – музыка спокойна, нежная, легкая.
На другой день ребята снова записали свое настроение, самочувствие, измерили пульс и прослушали несколько композиций тяжелого рока. После чего у многих настроение изменилось в худшую сторону, самочувствие – разболелась голова, пульс участился на 15-25 ударов. Во время прослушивания некоторые учащиеся просто затыкали уши. Участники эксперимента отметили, что на переменах такую музыку лучше не слушать, она не дает отдохнуть, так как рок музыка возбуждает, давит на мозги и от неё у некоторых даже заболела голова. И здесь хочется отметить, что анализ информации из литературных и интернет – источников показал: большинство исследователей, врачей, психоаналитиков утверждают, что рок-музыка имеет пагубное влияние на здоровье человека и его моральные ценности. В книгах и журналах очень трудно найти положительное мнение о рок-музыке, все интернет-сайты переполнены недовольством рок-музыкой и её влияния на молодежь.
Перед третьей музыкой учащиеся также записали свое настроение, самочувствие и измерили пульс. После прослушали несколько популярных современных мелодий. Многие пели и пританцовывали под музыку, улыбаясь. Видно было сразу, что современная музыка ребятам нравится. А когда замерили пульс, то у ребят он незначительно повысился, зато все отметили, что у них настроение поднялось, стало намного лучше. Учащиеся отметили, что современная музыка задорная, веселая, легкая и под неё хочется танцевать.
После был задан вопрос: «Какую музыку лучше всего включать на переменах?». Все отметили, что лучше всего слушать на переменах современную музыку, она поднимает настроение. От тяжелого рока все отказались, так как у них ухудшалось самочувствие и настроение. И только 5 человек отметили, что можно слушать и классическую музыку на переменах, так она помогает успокоиться и настроится на другой урок. Это говорит о том, что многие учащиеся не любят слушать классическую музыку.
Эксперимент показал, что различная музыка по разному влияет на эмоциональное состояние человека.
А если сравнить ответы учащихся с ответами взрослых жителей поселка, то мы видим, что выделилась проблема: среди всех опрошенных большинство учащихся не любят слушать классическую музыку, не понимают её красоты и ценности для духовного развития, положительного влияния на эмоциональное состояние
Исследования показали:
Таким образом, в ходе исследования была выделена проблема: среди всех опрошенных большинство учащихся не любят слушать классическую музыку, не понимают её красоты и ценности для духовного развития, положительного влияния на эмоциональное состояние; доказана гипотеза: музыка влияет на человека, их эмоциональное состояние меняется в зависимости от прослушанной музыки.
Проводя исследования, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Для меня музыка имеет такое же значение, как для любого человека, но, иногда мне кажется, что без музыки я не прожила бы и дня. И это действительно так. Каждый из нас должен чётко понимать только одно: для каждой музыки есть своё место и своё время. Запрещать слушать одно и заставлять слушать другое – нелепо. Человек, одарённый душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив. Я поняла, как много значит музыка для человека, и как она влияет на различные аспекты его жизни.
Завершая, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира, творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
В конце исследования были составлены рекомендации по использованию средств музыкального искусства для психологического настроя в оздоровлении организма.
Список литература и интернет ресурсы:
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Медведь и солнце
В поисках капитана Гранта
3 загадки Солнечной системы
Тупое - острое