Интегрированный проект о роли танца в литературе, кино, балете.
Вложение | Размер |
---|---|
vyst_karimovoy.docx | 28.26 КБ |
Каримова Елена Альбертовна, руководитель Чувашева Наталья Сергеевна, МОАУ «Гимназия №1» городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан |
Символический образ танца в литературе, кино, балете
В результате многолетних занятий танцами и литературой я приобщилась к волонтёрской деятельности, где учу детей ритмично двигаться под музыку. В связи с этим задалась вопросом, обращают ли внимание читатели на связь между танцами и литературой?В результате опроса среди своих одноклассников: 1) В каких произведениях герои участвуют в танцах? 2) В какое произведение уместно было бы вставить танец, не нарушив идеи текста? 3) В каком тексте добавленный танец достигнет неожиданного поворота событий? - пришла к выводу, что достаточно небольшая часть учеников читает художественные тексты, ещё меньшая группа разбирается в танцах. Так начала подготовку исследования «Символический образ танца в литературе, кино, балете».
Цель работы – показать танец как образ-символ в раскрытии характера человека. Задачи: 1) изучить лексическое значение понятий «танец» и «литературное произведение» и найти общее в этих жанрах искусства; 2) отметить отличительные черты башкирки в национальной легенде «7 девушек» и танцевальном этюде «Воительницы»;3) сравнить «мужское» и «женское» в гопаке и танце мёртвых из повести Н. Гоголя «Майская ночь, или утопленница» и балете «Жизель» А. Адана;4) «увидеть» азартный вальс Аси и господина NN из повести И. Тургенева «Ася» и одноименном фильме И. Хейфица.
Гипотеза: если авторы литературных произведений обращают пристальное внимание на танец, исполняемый героем текста, значит, танец – это авторский «ход» показать второе лицо персонажа; возможность действующего лица отвлечься от обыденности; способность героя показать состояние души в определённый момент; умение управлять своим телом.
Сопоставительные таблицы по характеристикам танца и литературного текста привели к выводу, что данные жанры не могут состояться без темы, идеи, композиции, художественного образа, жанрового своеобразия.
Башкирская легенда «7 девушек» повествует о сёстрах, которым удалось сбежать из плена, сбросившись в озеро. Коллектив «Тангаур», в котором я занимаюсь, смог показать храбрость и неколебимость молодых наездниц – хранительниц очага в сценическом этюде «Воительницы».
Н. Гоголь в повести «Майская ночь, или утопленница» описал важность гопака для казака - он резв и вытанцовывает все движения.Движения казачек в украинском танце учащихся Детской школы искусств, где я солирую, плавные и грациозные, но в то же время очень техничные. В каждый фрагмент этюда вложен смысл не только всей жизни, но и непередаваемой словами любви и ласки к родине, семье.
Режиссёр А.Роу в фильме к повести Гоголя смог изобразить умерших панночек в необыкновенном танце-игре. Можно заметить схожесть танца утопленниц с танцем виллис из балета «Жизель» А. Адана. Они, как и панночки, чистые душой, танцуют и кружатся, заманивая к себе только что покинувших белый свет невесток.
В повести И. Тургенева «Ася»влюблённые господинNN и семнадцатилетняя девушка стали вальсировать под мелодию шарманки. Эмоции танцующихиз повести: желание забыться, летать, петь – совпадают с настроениемвальсирующих в одноименном фильме И.Хейфица.
Заключение по работе:
1) изучение параллелей между литературой, кино, балетом и искусством танца представляется необходимым для литературоведческой практики: междисциплинарные исследования такого рода позволяют выйти на уровень интерпретации текста, включить произведения в широкий культурный контекст эпохи, подчеркнуть их художественное своеобразие; 2) изображение танца в литературе позволяет преодолеть замкнутость жанра, поскольку танец требует привлечения других сфер знания к исследованию художественного произведения.
Литература:
В результате многолетних занятий танцамии литературой я приобщилась к волонтёрской деятельности, где учу детей ритмично двигаться под музыку.В связи с этим задалась вопросом, обращают ли внимание читатели на связь между танцами и литературой?В результате опроса средисвоих одноклассников: 1) В каких произведениях герои участвуют в танцах?2) В какое произведение уместно было бы вставить танец, не нарушив идеи текста? 3) В каком тексте добавленный танец достигнет неожиданного поворота событий? - пришла к выводу, что достаточно небольшая часть учеников читает художественные тексты, ещё меньшая группа разбирается в танцах.Я начала подготовку исследовательского проекта по литературе по теме «Символический образ танца в литературе, кино, балете».
Цель проекта – показать танец как образ-символ в раскрытии характера человека.Задачи: 1) изучить лексическое значение понятий «танец» и «литературное произведение» и найти общее в этих произведениях искусства;2) отметить отличительные черты башкирки в национальной легенде «7 девушек» и танцевальном этюде «Воительницы»;3) сравнить «мужское» и «женское» в гопаке и танце мёртвых из повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница» и балете «Жизель» А. Адана;4) «увидеть» азартный вальс Аси и господина NN из повести И. С. Тургенева «Ася» и одноименном фильме И. Хейфица.
Гипотеза: если авторы литературных произведений обращают пристальное внимание на танец, исполняемый героем текста, значит, танец – это авторский «ход» показать второе лицо персонажа; возможность действующего лица отвлечься от рутины, обыденности; способность героя показать состояние души в определённый момент; умение управлять своим телом.
Сравнивая танец и литературное произведение, можно сделать вывод, что они не могут состояться без темы, идеи, композиции, художественного образа, жанрового своеобразия.
Башкирская легенда «7 девушек» повествует о сёстрах, которые оказались в плену. Но красавицам удалось сбежать, сбросившисьв озеро. В миг их исчезновения в небе загорелись семь ослепительных звёзд под названием «Етегэнйондоз». Башкирские красавицы были не только хранительницами очага, но и выступали на равных с мужчинами-воинами. Коллектив «Тангаур», в котором я занимаюсь, смог показать поход молодых наездниц в сценическом этюде «Воительницы». Танец передаёт чувство храбрости и непоколебимости. Таким образом, в фольклоре можно увидеть отличительные черты характера человека.
Н. В. Гоголь в повести «Майская ночь, или утопленница» смог описать всю любовь и важность гопака для украинского мужика: он не идёт, а пританцовывает и ругает себя за неправильное исполнение движений. Казак совсем не мальчишка, но он резв и полон сил, его старание не может не поразить.
Если мужской танец считается олицетворением оплодотворяющей силы, то женский – рождающей.Так, движения в украинском танце учащихся Детской школы искусств, где я солирую, плавные и грациозные, но в то же время очень техничные. В каждый фрагмент этюда вложен смысл не только всей жизни, но и непередаваемой словами любви и ласки к родине, семье и всему тому, что окружает женскую украинскую натуру.
Режиссёр Александр Роув фильме к повести Гоголя смог изобразить умерших панночек в необыкновенном танце-игре. Можно заметить схожесть танца утопленниц с танцем виллис из балета «Жизель» композитора Адольфа Адана. Они, как и панночки, чистые душой, танцуют и кружатся, заманивая к себе только что покинувших белый свет невесток.
Показать душу украинского народа можно через столь выразительный вид искусства, как танец, который сопровождается и музыкой, и игрой на инструментах, пением и даже манерными криками и свистами.
Вальс – самый известный и романтичный из бальных танцев. В повести И.С. Тургенева «Ася», вальс искренний и домашний в исполнении Аси и господина NN, чем и привлекает внимание читателей. Ася - семнадцатилетняя девушка, которая живёт в своём собственном мире. Она влюбляется во внезапно появившегосягосподина. Как-то на улице влюбленные стали вальсировать под мелодию шарманки. Эмоции и атмосфера вальсаиз повести И. С. Тургенева: желание забыться, летать, петь - проиллюстрированы в одноименном фильме Иосифа Хейфица.
Заключение по работе:
1)изучение параллелей между литературой, кино, балетом и искусством танца представляется необходимым для литературоведческой практики: междисциплинарные исследования такого рода позволяют выйти на другой уровень интерпретации текста, включить произведения в широкий культурный контекст эпохи, подчеркнуть их художественное своеобразие;
2) исследование не является узко литературоведческим - включает искусствоведческий, психологический и философский аспекты;
3) изображение танца в литературе позволяет преодолеть замкнутость жанра, поскольку танец требует привлечения многих других сфер знания к исследованию художественного произведения.
Литература:
1) Башкирская легенда «7 девушек»;
2) Гоголь Н. В. Майская ночь, или утопленница. М.: Художественная литература, 2000;
3) Тургенев И. С. Ася. М.: Художественная литература, 2000.
Рыжие листья
Зимний лес в вашем доме
Девочка-Снегурочка
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Простые новогодние шары из бумаги