Изучение смыслового содержания украшений сказочных героев.
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 34 КБ |
Смысловое содержание украшений героев в народных сказках
Сунагатуллина Наиля Флюровна
Республика Башкортостан
г. Нефтекамск, проспект Юбилейный, д.12, кв.30
Раньше я думала, что в сказках присутствует только волшебство, но оказалось, что в сказках значительное место занимают украшения из драгоценных камней и металлов, которые носили герои сказок.
ЦЕЛЬ моей исследовательской работы - изучить смысловое содержание украшений героев в сказках.
Часть 1. «ЦАРЬ ГОРОХ», ИЛИ ШАПКА МОНОМАХА
Часто в народе, в обыденной речи, мы слышим фразу: «Это еще при царе Горохе было». Эта фраза означает, что это было очень давно. Я решила прочитать «Сказку об Иване Горохе и о его сестре Василисе Красе – золотой косе». Примечательно, что в концовке сказки речь идет об очень давних временах. А сказка кончается так: «Деды дедов там были, мед пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой державной, и в роды родов славилось имя царя Гороха». В этой концовке мое внимание привлекло словосочетание «царский венец». Из справочников я узнала, что царский венец русских государей – это шапка Мономаха.
ШАПКА МОНОМАХА - золотой филигранный остроконечный головной убор работы мастеров XIV в., с собольей опушкой, украшенной драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ Самодержавия в России. В XV — XVI вв. бытовала легенда о византийском происхождении шапки Мономаха, присланной императором Константином великому князю киевскому Владимиру Мономаху. Князь Владимир Всеволодович Мономах жил в ХI веке, т. е. очень давно, и сказка об Иване Горохе, возможно, именно об этом времени. Сказка-ложь, да в ней намек. С давних пор русский люд знает толк в украшениях: за украшения можно было выменять что угодно: крепостного крестьянина, дом, скотину, взять в жёны лучшую красавицу!
ЧАСТЬ 2. Красота жемчуга в сказке «Вещий сон»
В сказке «Вещий сон» рассказчик хотел описать богатство и роскошь ("Елена Прекрасная вынесла башмачок, крупным жемчугом унизанный, самоцветными камнями усаженный"). Обратим внимание на замечание Елены Прекрасной Ивану:
- Экий ты мешкотный! Сколько времени за одним башмачком провозился!
Села она (Елена Прекрасная) за рабочий столик, начала вышивать башмак золотом, крупным жемчугом унизывать, самоцветными камнями усаживать. А Иван тут же очутился, вынул свой башмачок и сам то же делает: какой она возьмет камушек, такой и он выбирает; где она приткнет жемчужину, так и он насаживает.
Из этой сказки мы замечаем, что царские особы женского пола носили обувь, сшитую из шелка и вышитую скатным жемчугом и драгоценными камнями, такими, как изумруды, алмазы, рубины.
Елена Прекрасная села за рабочий столик, взяла утку, убрала ей крылья лентами, хохолок - бриллианта ми, грудку птицы - драгоценными камнями.
Когда женщина была в жемчуге, о ней былины складывали. Иссяк жемчуг - верх взяла частушка.
Итак, удивляло иностранцев то обстоятельство, что знали русские люди в жемчуге толк, поэтому и подчёркивали свою красоту ценностью и неповторимостью жемчужного камня.
Часть 3. Роль историзмов в сказке «Барма Ярыжка»
Я часто задумывалась, почему в сказках часто присутствует имя мужское Иван. Сначала думала, что это просто наиболее распространенное мужское русское имя, а затем, изучив различные справочные материалы, я поняла, что каждый Иван собой символизирует Ивана Грозного. Народ Ивана Грозного и боялся, и очень любил, на него смотрели как на освободителя, и поэтому в каждой сказке Иван очень остроумный, находчивый, иногда выдающий себя за простачка человека. Но мне бы хотелось найти сказку, где он запечатлён под своим собственным именем царь Иван Грозный. И я нашла эту сказку. Это «Барма Ярыжка». Барма Ярыжка принёс через 3 года царю Ивану Васильевичу царства корону, скипетр, рук державу и книжку при них. Меня в этой сказке удивили слова «скипетр и «рук держава».
Иван Грозный в этой сказке доказывает, что не так прост Иван, каким привыкли видеть его читатели. Иван знает толк в красоте: в алмазах, золоте, жемчуге, поэтому и захотел, чтобы все эти драгоценности были в его государстве!
Часть 4. Меч - кладенец в русских народных сказках и былинах
Меч-кладенец — наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника. Корень данного эпитета — «клад…» — обычно связывают со словом «класть», то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Также следует рассматривать другое значение слова «класть», а именно — меч-кладенец одним взмахом богатыря кладёт вражеское войско. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный», что попросту означает «стальной» — возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. По еще одной версии, слово связано с технологией производства, при которой железо закапывалось в землю — через несколько лет низкокачественные куски съедала ржавчина, и оставался металл пригодный для изготовления оружия для знати.
Меч – кладенец – атрибут силы, неприкосновенности, успешности, поэтому и причислялся к государственной символике.
Если русский народ очень любит дорогие украшения, то почему бы не знать происхождение государственной атрибутики – атрибутики власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, меч-кладенец?!
Валентин Берестов. Аист и соловей
Злая мать и добрая тётя
О путнике
Две снежинки
Финист - Ясный сокол