Представление слова "дружба" на всех уровнях языка и в стихотворении А. С. Пушкина "19 октября".
Вложение | Размер |
---|---|
kontsept_druzhba_2.docx | 591.98 КБ |
kontsept_slova_2.pptx | 766.52 КБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Гимназия №1»
Городская
научно-практическая конференция
Концепт слова
«дружба» в лингвистике
и
в стихотворении А. С. Пушкина
«19 октября»
Проект ученицы 7б класса МОАУ «Гимназия №1» Кашаповой Гузель, учитель Чувашова Н. С. |
Нефтекамск, 2017
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Гимназия №1»
19 гимназическая
научно-практическая конференция
Концепт слова
«дружба» в лингвистике
и
в стихотворении А. С. Пушкина
«19 октября»
Проект ученицы 7б класса МОАУ «Гимназия №1» Кашаповой Гузель, учитель Чувашова Н. С. |
Нефтекамск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
1. 1. Представление лучших лицейских друзей А. С. Пушкина………….…4-7
1. 2. Целеполагание………………………………………………………………8
II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ. Концепт слова
2.1. Лексика слова «концепт» и лексика концепта «дружба»………..………..9
2.2. Фонетика и орфоэпия………………………………………………………10
2.3. Морфемика и морфология…………………………………………………11
2.4. Словообразование …………………………………………………………12
2.5. Фразеология………………………………………………………………..13
2.6. Использование слова «дружба» в пословицах и поговорках………….14
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Концепт слова «дружба» в стихотворении А. С. Пушкина «19 октября»……………………………………………………….15
3.1. Лексика дружбы в стихотворении «19 октября»……………………….16
3.2. Замена слова «друг» на синонимы………………………………………17
3.3. Дружеская характеристика – в именах прилагательных……………….18
3.4. Прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы, наречие…19
IV. ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….20
V. ЛИТЕРАТУРА И INTERNET– РЕСУРСЫ………………………………...21
I. Введение
При изучении в 7 классе интересного материала о жизни А. С. Пушкина я обратила внимание на обучение поэта в Царскосельском Лицее в 1811-1817 гг. Узнала, что у Пушкина в Лицее было четыре друга. По окончании Лицея выпускники постановили каждый год 19 октября собираться вместе.
ПУЩИН ИВАН ИВАНОВИЧ, декабрист
Друг Пушкина, декабрист. Образование получил в Царскосельском лицее (1810—1817). Вскоре после выхода из лицея Пущин вступил в первое тайное общество («Священную артель»), основанное гвардейскими офицерами в 1814 г.
Трудно сказать, как бы мы сегодня представляли Царскосельский лицей, если бы эту школу не описал в своих «Записках о Пушкине» Иван Иванович Пущин. В 58 лет, неожиданно для самого себя (Иван Иванович не доверял своим литературным способностям), он сумел возродить на бумаге и исторические события, и «заветные мелочи» давно прошедшей жизни. Грозные переживания 1812 г., личности педагогов, юношеские увлечения, мечты и шалости — все ожило в его мемуарах. Пущин словно провел нас по Лицею, познакомив с наставниками и товарищами — прежде всего, с А. С. Пушкиным.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер, в будущем поэт
Родился в 1797 году в Петербурге. Учился в знаменитом, как теперь говорят, элитарном лицее, основанном Александром I с целью образования и воспитания будущих достойных государственных мужей России. В лицее Кюхля (так друзья прозвали Кюхельбекера) слыл чудаком, смешным, часто нелепым, чрезвычайно вспыльчивым... Мечтатель, романтик, он был одержим литературным творчеством. Кюхлю любили, любил его и лицейский друг Александр Пушкин. Позднее, в стихотворении, посвященном лицейской годовщине, Пушкин напишет, обращаясь к Кюхле: «Мой брат родной по музе, по судьбам».
После окончания лицея Кюхельбекер служит чиновником. Но служба ему не по нраву. Кюхельбекер едет в Европу, знакомится с великим Гёте, не без успеха читает лекции по славянским культурам. Вернувшись в Петербург, издаёт журнал, где публикуются Пушкин и Баратынский. Казалось бы, судьба не обделила молодого человека, но начинаются декабрьские события. За месяц до восстания 14 декабря 1825 года Кюхельбекер вступает в декабристское общество. В день восстания Кюхля на Дворцовой площади. Более того, пытается два раза стрелять в генералов, но оба раза пистолет дает осечку. Кюхельбекер был арестован в январе 1826 года и приговорен к смертной казни. При утверждении приговора ему, как и всем, приговорённым к I разряду, дали 20 лет каторжных работ с пожизненным поселением в Сибири. По ходатайству родных каторга была заменена одиночным заключением в крепости. В крепостях ему позволили писать, и он активно занимается литературной деятельностью.
22 марта 1845 года в город Курган прибыл на поселение Вильгельм Карлович Кюхельбекер - ссыльный декабрист, поэт, лицейский друг А.С.Пушкина. Ему было 47 лет отроду, но выглядел он глубоким старцем - длинный, худой, горбатый, седой, полуслепой, почти глухой и больной туберкулезом. Так, ещё в начале 40-х годов XIX в. Кюхельбекер Вильгельм Карлович писал о себе своей племяннице: «Не был я красавцем никогда, - напротив, всегда был неловок и нескладен. Теперь же волос седой, зубов мало, спина сутуловатая, - чтоб не сказать - горбатая, - одно плечо выше другого: вот тебе портрет твоего дяди при росте 9 с половиной вершков (то есть 2 аршина 9,5 вершков) и худощавости, что, кажется, в кольцо пролезешь. Аристократического у меня осталось - мягкие, белые руки, потому что поневоле не могу заниматься полевыми работами: сил нет, да и левой рукой не владею».Судя по всему на здоровье Вильгельма Карловича повлияло почти десятилетнее заключение в тюремных казематах Прибалтийских крепостей.
Александр Михайлович Горчаков,
в будущем министр иностранных дел и вице-канцлер
Последнего канцлера Российской империи с юношеских лет отличали таланты, необходимые блестящему дипломату. В Лицее он постигал не только гуманитарные, но также точные и естественные науки. Уже будучи учеником, Горчаков знал, чего он хочет и уверенно метил в дипломатическую службу. Он был прекрасно образован, отличался великолепным знанием нескольких языков, остроумием и широтой кругозора. Кроме того, юный Горчаков был чрезвычайно честолюбив. Про себя молодого он вспоминал с иронией и утверждал, что был настолько честолюбив, что носил яд в кармане, если его обойдут местом.
Антон Антонович Дельвиг, в будущем издатель
ДЕЛЬВИГ Антон Антонович (1798-1831, СПб.), поэт, критик, журналист, барон, коллежский асессор (1826). Окончил Царскосельский лицей (1817, однокашник А. С. Пушкина). В разные годы служил в канцелярии Министерства финансов, в Департаменте горных и соляных дел, Министерстве внутренних дел. Помощник библиотекаря в Имперской Публичной библиотеке (1820-25). Автор лицейского гимна «Прощальная песнь воспитанников имперского Царскосельского лицея» (1817). Входил в литературную группу «Союз поэтов» (вместе с В. К. Кюхельбекером и Е. А. Баратынским). Интересовался различными формами стиха. Основные жанры - идиллия, сонет, элегия, романс («Соловей мой, соловей...» и другие). Наиболее известные русские песни («Ах ты, ночь ли, ноченька!»). В 1823-31 издавал альманах «Северные цветы», «Литературную газету».Похоронен на Волковском православном кладбище, в 1930 прах перенесен в Некрополь мастеров искусств.
1.2 Целеполагание
Цель работы – определить концепт слова «дружба»
Задачи:
1)представить лучших лицейских друзей А. С. Пушкина;
2)изучить лексическое толкование слова «дружба»;
3)исследовать орфоэпию, фонетику, словообразование, морфологию «дружбы»;
4)показать «дружбу» во фразеологии, пословицах и поговорках;
5)проанализировать дружеские, братские отношения лицеистов в стихотворении А. С. Пушкина «19 октября».
Гипотеза: если автор обращает пристальное внимание на дружбу, значит дружба –этометапредметный мир, который
1) даёт возможность чувствовать плечо друга на протяжении всей жизни;
2) способность воспитывать человеческое, доброе, терпимое отношение к памяти близких людей.
Метод работы:аналитическая работа со словом «дружба» на всех уровнях языка; аналитическое чтение текста стихотворения А. С. Пушкина «19 октября».
Актуальность работы: в век информационных технологий и всеобщей нехватки времени, когда в руках у детей и подростков чаще всего мы видим ноутбук, планшет и телефон, печатный текст, дружеская лирика стала малозначительна. Но ведь именно дружба делает человека приближенным к разным людям, учит человеческому, доброму, терпимому общению.
II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ. Концепт слова
2. 1. Лексика «концепта» и лексика концепта «дружба»
1) Концепт в филологии — это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, относящееся, к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закреплённое в общественном опыте народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и соотносимое с другими понятиями, ближайше с ним связанными или противопоставляемыми
(Википедия)
Подходы в изучении концепта
2) Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов
(С. И. Ожегов.Словарь русского языка)
Синонимы:
«дружба»- понимание, доброжелательность, ладность, миролюбие, гармония, собратство, расположение, благосклонность, единство, целостность.
(С. И. Ожегов.Словарь русского языка)
Антонимы:
«дружба» - вражда,ненависть,недружественность, ссора
(С. И. Ожегов.Словарь русского языка)
2.2. Орфоэпия и фонетика
Дружба <дру*жба> - 2 слога, первый - ударный
Д <д>согл., зв., тв.
Р<р>согл., сонорный, зв., тв.
У<у*>глас., безуд., усечённый
Ж<ж>согл., зв., тв.
Б<б>согл., зв., тв.
А <а>глас., безуд.
-------------------------------
6 б., 6зв.
2.3. Морфемика и морфология
В слове «дружба» окончание «а» указывает на существительное женского рода именительного падежа 1 склонения.
Суффикс «б» указывает на отвлечённость понятия.
Основа «дружб».
2.4. Словообразование
Друг
Мы видим, что словообразовательные цепочки в основном короткие и представлены однотипно - способом суффиксальным, с разными значениями.
2.5. Фразеология
3) От делать нечего друзья.
2.6. Использование слова «дружба» в пословицах и поговорках
17) Не в службу, а в дружбу.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Концепт слова «дружба»
в стихотворении А. С. Пушкина «19 октября»
Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение «19 октября», которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.
3.1. Лексика дружбы в стихотворении «19 октября»
Для выражения отношения и обращения к своим лицейским друзьям А. С. Пушкин использует следующие фразы с существительным «друг»:
Автор использует 12 выражений, в которых называет своих друзей или обращается к ним.
3.2.Замена слова «друг» на синонимы
Обращаем внимание на то, что поэт существительное «друг»меняет на синонимы:
Всего таких фраз 9. В них отражается разное настроение Пушкина – от «брата» до «здравствования» братства – «Лицея».
3.3. Дружеская характеристика – в именах прилагательных:
дружеский резец,
под сенью дружных муз
Для характеристики вдохновения лицейских друзей А. С. Пушкин использует 2 фразы с прилагательными «дружеский» и «дружных». Налицо ещё и паронимы, потому что в «Толковом словаре русского языка» Ефремовой Т. Ф.
«дружеский» - соотносящийся с существительным друг, связанный с ним;
свойственный другу, характерный для него;
основанный на дружелюбии, доброжелательности; преисполненный дружелюбия, доброжелательности.
«дружный» - связанный дружбою, взаимным согласием;
происходящий одновременно, согласованно; слаженный(перен.);
интенсивный по характеру, проявления каких-либо свойств.
3.4. Прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы, наречие.
Милого душа не ждёт – 1 прилагательное - синоним
Небратский их привет – 1 прилагательное – антоним.
Братски обнялись – 1 наречие.
Поэт, будучи очень начитанным человеком, постарался не только называть своих лицейских друзей существительными в прямом лексическом значении, но и подобрал для них прилагательные и даже наречия.
Выводы:
Литература и интернет-ресурсы:
1. Ефремова Т. Ф.Толковый словарь русского языка. М., 2001;
2. Ожегов С. И.. Словарь русского языка. М., 2001;
3. Пушкин А. С. Стихотворение «19 октября». М., 1997;
4. http://goldlit.ru/pushkin/739-19-oktyabrya-analiz
6. http://pishi-stihi.ru/19-oktyabrya-1825-pushkin.html
7. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/
Слайд 1
Концепт слова « дружба» в лингвистике и в стихотворении А. С. Пушкина «19 октября» Проект ученицы 7б класса МОАУ «Гимназия №1» Кашаповой Гузель, учитель Чувашова Н. С.Слайд 2
Лицейские друзья А. С. Пушкина И. Пущин А. Дельвиг В. Кюхельбекер А. Г орчаков
Слайд 4
Концепт слова « дружба» в лингвистике и в стихотворении А. С. Пушкина «19 октября» Проект ученицы 7б класса МОАУ «Гимназия №1» Кашаповой Гузель, учитель Чувашова Н. С.
Слайд 5
Иван Иванович Пущин
Слайд 6
Вильгельм Карлович Кюхельбекер
Слайд 7
Александр М ихайлович Горчаков
Слайд 8
Антон А нтонович Дельвиг
Слайд 9
Цель проекта – определить концепт слова «дружба» Задачи : 1)представить лучших лицейских друзей А. С. Пушкина; 2)изучить лексическое толкование слова «дружба»; 3)исследовать орфоэпию, фонетику, словообразование, морфологию слова «дружба»; 4)показать «дружбу» во фразеологии, пословицах и поговорках; 5)проанализировать дружеские, братские отношения лицеистов в стихотворении А. С. Пушкина «19 октября »
Слайд 10
Гипотеза: если автор обращает пристальное внимание на дружбу, значит дружба – это метапредметный мир, который 1) даёт возможность чувствовать плечо друга на протяжении всей жизни; 2) воспитывает человеческое, доброе, терпимое отношение к памяти близких людей
Слайд 11
Лексика 1 ) Концепт в филологии — это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, относящееся, к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закреплённое в общественном опыте народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и соотносимое с другими понятиями, ближайше с ним связанными или противопоставляемыми ( Википедия) 2 ) Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (С. И. Ожегов. Словарь русского языка)
Слайд 12
Синонимы: «дружба»- понимание, доброжелательность, ладность, миролюбие, гармония, собратство, расположение, благосклонность, единство, целостность. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка) Антонимы: «дружба» - вражда, ненависть, недружественность , ссора ( С. И. Ожегов. Словарь русского языка)
Слайд 13
Орфоэпия и фонетика Дружба < дру * жба > - 2 слога, первый - ударный д < д > согл ., зв ., тв . Р < р > согл ., сонорный, зв ., тв . У < у*> глас., безуд ., усечённый Ж < ж > согл ., зв ., тв . Б < б > согл ., зв ., тв . А < а> глас., безуд . ------------------------------- 6 б., 6зв .
Слайд 14
Морфемика и морфология В слове «дружба» окончание «а» указывает на существительное женского рода именительного падежа 1 склонения. Суффикс – «б» указывает на отвлечённость понятия. Основа в слове «дружб »
Слайд 15
Словообразование друг +б ( суф ) а Дружба – отвлечённое понятие + ок ( суф ) Д ружок + ек ( суф ) Дружочек – уменьшительно- ласкательное значение +н ( суф ) ый Дружный – положительная характеристика +ин ( суф ) а Дружина - сообщество + Н ( суф )+ ик ( суф ) Дружинник – член сообщества +к ( суф ) а Дружка – распорядитель на свадьбе + ищ ( суф ) е Дружище – значение увеличения + еск ( суф ) ий Дружеский – заботливый + еств ( суф ) + енн ( суф ) ый Дружественный – настрой в отношениях +люб (корень) +н ( суф ) ый дружелюбный – расположение по отношению друг к другу +ан ( суф ) разг – Д ружбан - друг
Слайд 16
Фразеология 1) Быть на дружеской ноге. 2) Не в службу, а в дружбу. 3) От делать нечего друзья. 4) Водить дружбу (разг.) — дружить.
Слайд 17
Пословицы и поговорки 1) Друзья познаются в беде. 2) Умри, но друга выручи. 3) Дружить - не хоровод вод. 4) Дружба - не разлей вода. 5) Дружба дружбой, а табачок врозь... 6) Платон мне друг, но истина дороже. 7) Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. 8) Старый друг лучше новых двух. 9) Дружба - дело святое. 10) Дружбу за деньги не купишь. 11) Дружба дружбе рознь - иную хоть и брось. 12) Верному другу цены нет. 13) Сам погибай, а товарища выручай. 14) Друзья познаются в беде 15) Нет друга – ищи, а нашёл – береги. 16) Нет уз святее товарищества.
Слайд 18
Пушкин в Михайловском
Слайд 19
Пушкин о Пущине: О Пущин мой, … первый посетил поэта дом опальный; … усладил изгнанья день печальный, … в день его Лицея превратил
Слайд 20
Пушкин о Горчакове: Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,.. Ступая в жизнь, мы быстро разошлись, Но невзначай просёлочной дорогой Мы встретились и братски обнялись
Слайд 21
Пушкин о Дельвиге : Вещун пермесских дев. …сын лени вдохновенный, О Дельвиг мой: твой голос пробудил Сердечный жар, так долго усыпленный…
Слайд 22
Пушкин о Кюхельбекере: ..., Вильгельм..., Мой брат родной по музе, по судьбам!.. Я жду тебя, мой запоздалый друг – Приди… Сердечные преданья оживи; Поговорим о бурных днях Кавказа, О Шиллере, о славе, о любви.
Слайд 23
Существительные Со мною друга нет, друзья именуют, в кругу друзей, друзья мои, на лоно дружбы новой, друзьям душой предался, друзей моей души, для чести и друзей мой запоздалый друг, пируйте, о друзья! и первую полней, друзья, полней! о други , угадайте… несчастный друг (12 существительных)
Слайд 24
Существительные - синонимы воображенье товарищей зовёт, не пришёл кудрявый певец, сын севера, прекрасен наш союз, брат по музе, в честь нашего союза, да здравствует Лицей! наш круг час от часу редеет затворник ваш опальный (9 существительных)
Слайд 25
Прилагательные Дружеский резец, под сенью дружных муз (2 прилагательных) Дружеский - соотносящийся с сущ. друг, связанный с ним; свойственный другу, характерный для него; основанный на дружелюбии, доброжелательности; преисполненный дружелюбия, доброжелательности (Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка) Дружный - с вязанный дружбою, взаимным согласием; происходящий одновременно, согласованно; слаженный (перен.) интенсивный по характеру проявления каких-либо свойств (Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка)
Слайд 26
Выводы : 1) дружба - это замечательное свойство людей-единомышленников; дружбой народ дорожит, поэтому сложил много пословиц и поговорок; 2) в век информационных технологий и всеобщей нехватки времени, когда в руках у детей и подростков чаще всего мы видим ноутбук, планшет и телефон, общение, дружба и дружеская лирика стали малозначительны. Но ведь именно дружба делает человека приближенным к разным людям, учит человеческому, доброму, терпимому; 3) хочется верить, что мы в своих классных коллективах за несколько лет совместной учёбы будем проявлять друг к другу внимание, заботу, интерес, сочувствие и обязательно будем встречаться после окончания гимназии
Привередница
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
У меня в портфеле
Колумбово яйцо
Композитор Алексей Рыбников