Проект по родной русской литературе. Направление "Тема детства в русской литературе".
Вложение | Размер |
---|---|
melnikova_proekt.ppt | 1.26 МБ |
Слайд 1
Проект Развитие характера главного героя в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»Слайд 2
Проект выполнила Мельникова Надежда, 9а класс МБОУ ЦО №22 – Лицей искусств» (г. Тула)
Слайд 3
Цель проекта проанализировать отражение темы детства, решение проблемы становления характера молодого героя в повести П.Санаева «Похороните меня за плинтусом» Задачи проекта Познакомиться с содержанием произведения, обратиться к биографии автора, истории написания произведения. Проанализировать проблематику и образную систему, произведения. Охарактеризовать главного героя, проследить становление характера молодого человека, определить факторы, повлиявшие на его личностное развитие. Сделать выводы о том, каким образом решается тема детства, формирования характера героя в данном конкретном произведении.
Слайд 4
Автобиографическая основа повести Повесть начинается так: «Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крест. Так я с четырех лет и вишу…». Павел Санаев до 12 лет жил вместе с бабушкой и дедом, и это было очень тяжелое время. О нем он и рассказывает в книге «Похороните меня за плинтусом». Это время, прожитое под строгим присмотром авторитарной, безрассудно обожающей внука бабушкой, по словам автора, были платой за книгу. «Похороните меня за плинтусом» – книга очень личная, но и выдумка в ней тоже присутствует.
Слайд 5
Мир ребенка и мир взрослых в повести П. Санаева Главной темой повести является тема детства. Повествование в книге ведется от первого лица, от имени Саши Савельева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Картины детства даны глазами ребенка. Окружающий мир дан в восприятии ребенка, которому не с чем сравнивать – это просто та обстановка, в которой ему приходится жить.
Слайд 6
Мир взрослых глазами ребенка Глазами ребенка автор изобразил мир взрослых. Маленький Саша очень любит свою маму, к бабушке у него смешанные чувства. Он всеми силами души стремится к маме, преграда на его пути – бабушка. Ребенок боится ее, даже ненавидит, он не понимает, что она тоже любит его.
Слайд 7
Бабушка Бабушка Саши – домашний деспот, тиран в семье, у неё очень тяжелый характер. Нина Антоновна постоянно чем-то недовольна, бранит всех и вся, во всех неудачах она винит окружающих, но только не себя. Любовь бабушки слепа, эгоистична, деспотична: «…Это он по метрике матери своей сын. По любви – нет на свете человека, который любил бы его, как я люблю. Кровью прикипело ко мне дитя это»
Слайд 8
Ребенок разрывается между мамой и бабушкой, он вынужден подчиняться бабушке, которую боится, и предавать мать: «Сейчас она вернется, скажи, что тебе неинтересно сказки какие-то слушать, про петушка… – зашептала бабушка, появившись в комнате вскоре после того, как из нее вышла мама. – Скажи, что тебя техника интересует, наука»
Слайд 9
Маленькому Саше бабушка запрещает практически все: играть во дворе с друзьями, быстро бегать, есть мороженое и т.д. Бабушка совершенно искренне считала, что она поступает правильно, что мальчик болен, поэтому его нужно оберегать от всего. Такое воспитание порождало развитие различных фобий у мальчика, травмировало его психику.
Слайд 10
Дедушка Дедушка близкий человек Саши. Дедушка – артист, он очень часто уезжает на гастроли, любит рыбалку. Однако он обладает слабым характером, поэтому терпит ругательства бабушки, во всем ей потакает. Саша своим непосредственным детским взглядом замечает все достоинства и недостатки деда, мальчик понимает, что искать поддержки у деда бесполезно, т. к. он почти никогда не возражает бабушке и безропотно сносит ее ругательства.
Слайд 11
Мама Самый главный и любимый человек в жизни Саши Савельева – его мама. Мальчик очень сильно любит ее, страдает от разлуки с ней, мечтает видеть ее каждый день. У Саши одна мечта – жить с мамой. Однако жизнь ребенка полна разочарований, поэтому он уже почти не верит в осуществление своей мечты. От разлуки с матерью мальчик сильно страдал.
Слайд 12
Мальчик видит маму только во время кратких свиданий, причем мама с бабушкой постоянно ссорятся. Скандалы повторяются, они становятся неотъемлемой частью жизни Саши: «Разговор, начатый бабушкой неторопливо и дружелюбно, медленно и незаметно переходил в скандал». Ребенок становится разменной монетой в отношениях матери и бабушки. Мать не может его забрать, а бабушка и не собирается его отдавать.
Слайд 13
Таким образом , в повести показан тяжелый мир несчастного детства Саши Савельева, представленный глазами ребенка, но уже переосмысленный автором. Заканчивается повесть счастливо: мальчика забирает мама, он попадает уже в другой мир, по-видимому, на этом заканчивается и детство. Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» воплощает тему детства в современной литературе. Книга имеет автобиографическую основу, писатель взял за основу свою собственную жизнь, свое детство у бабушки. В повести показан мир взрослых глазами ребенка. Автор изображает окружающих ребенка людей, влияющих на его жизнь, формирующих его личность.
Слайд 14
Источники информации Санаев П. Похороните меня за плинтусом: роман. – М.: Астрель: АСТ, 2009. – 283 с. Соболева М. Ролан Быков и Елена Санаева. «Тебя Бог выдумал и послал мне…» // Дарья. – №4. – 2010. – С. 12 – 13. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. – М.: Флинта–Наука, 2002. – 423 с. Костюхина М.С. Русская детская повесть начала XIX века // Русская литература. – 1993. – №4. – С. 86–93. Павлова Н.И. Образ детства – образ времени. – М.: Детская литература, 1990. – 143 с.
Соленая снежинка
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Неньютоновская жидкость
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Две лягушки