23 апреля 2021 г. в Московском Университете им. С.Ю. Витте прошла церемония награждения участников ХХ Международной научной конференции студентов и аспирантов «Трансформация общества в эпоху пандемии: проблемы и пути их решения». В конференции под научным руководством преподавателя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Столичный колледж индустрии сервиса и гостеприимства», к.и.н. Можаева Антона Викторовича приняла участие Карпова Анастасия Сергеевна, студентка по специальности 43.02.14 Гостиничное дело, с работой «Актуальные вопросы осознания смысла жизни в условиях пандемии». Получен диплом в номинации «За оригинальность темы исследования».
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.5 КБ |
Карпова Анастасия Сергеевна
43.02.14 Гостиничное дело,
Можаев Антон Викторович, канд.ист.наук
ГБПОУ СКИСиГ, г. Москва
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСОЗНАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ»
Понятие смысла жизни очень многосторонне, при этом многие путают его с целью жизни: создать семью, сделать карьеру, наконец просто обеспечить материально родных и близких… Однако мы видим, что все перечисленное – это действия, которые имеют свое начало и – что важно – свое окончание. Семья создана, карьера построена, родные и близкие обеспечены на несколько жизней вперед… а что дальше?
Попытка осознания смысла своей жизни, на взгляд автора, была нам всем предоставлена во время первой волны пандемии, когда была объявлена всеобщая самоизоляция. Каждое утро подходит человек к окну, смотрит – дома стоят, транспорт ездит, магазины работают… а его там нет! Значит, все так и будет происходить дальше и без него? Без его участия? Значит, он, такой успешный, такой работящий, такой любящий свою семью и близких – не нужен? Значит, все его усилия были напрасны? И вот тут начинается осмысление – да, я чего-то в этой жизни достиг, но чего мне это стоило? Каким я был и каким стал? Как изменилась моя жизнь? А эти мысли уже первый шаг к пониманию смысла своей жизни.
Человек есть существо общественное, без других людей человек даже забывает родной язык. Каждый человек есть часть современной цивилизации. Каждодневная деятельность человека, самостоятельная или под чьим-то влиянием, направлена в целом на сохранение и развитие цивилизации. Тем или иным путем каждый человек приходит к одной из цивилизационных категорий, которые сформировались еще в эпоху неолита, существовали в Ирландии, Галлии, в настоящее время широко представлены в Индии[1] и в том или ином виде существуют в разных странах до сих пор.
Вот эти категории:
1. Жрецы/маги – люди идей, люди смыслов, те, кто видит направление развития и знает, как идти по нему и куда оно приведет.
2. Воины – люди действия, люди-охранители, умеющие мобилизовать людей на реализацию смыслов и защитить смыслы и тех, кто их осуществляет, от откровенно вредоносного воздействия и собственных заблуждений всех прочих.
3. Жители – люди, непосредственно формирующие цивилизационный контент, исходя из господствующих смыслов своим трудом, создающие вещи, выполняющие работы и оказывающие услуги потому, что им это интересно, потому, что они хотят показать остальным, что и как можно сделать для всех.
4. Исполнители – люди, действующие в рамках реализации смыслов по чьей-то воле либо потому, что им так удобно, не несущие творческого подхода, их основная задача – получение средств от реализации чужих идей и смыслов для достижения своих собственных целей, не во всех случаях совпадающих с целями и смыслами, общими для цивилизации.
Сразу же хочу оговориться – в данном случае речь идет исключительно о поведенческих особенностях и личной свободе от каких-либо зависимостей, которые мешают человеку участвовать в формировании и реализации цивилизационного контента. Каждый человек может стать кем угодно, если он действительно направлен своим воспитанием и поведением на развитие и совершенствование цивилизации. Стремление человека к саморазвитию и самообразованию, охват им теоретических свойств того или иного явления, умение увлечь людей за собой для постижения нового и определения этого нового на службу всем остальным – вот основной аспект при определении принадлежности современного человека к той или иной указанной выше категории.
Соответственно, когда речь заходит о принадлежности к указанным категориям, приходится признать – передача знаний, умений и навыков по наследству есть не самый лучший путь к формированию указанных категорий, причем зачастую т.н. «династии» обычно обозначаются как «трудовые» - т.е. это «жители» и «исполнители», в силу большей роли в их воспитании осуществления передачи именно умений и навыков, необходимых для их повседневной деятельности.
В деле подготовки «жрецов/магов» и «воинов» необходимо предусматривать в первую очередь воспитание человека в стремлении к постоянному самообразованию, контролю за собственными и сторонними знаниями, умению достаточно легко отказываться от следования имеющимся аксиомам и теориям в случае их устаревания – поскольку именно от этих категорий зависит физическое существование цивилизации, развитие которой кроется в постоянном обновлении, в т.ч и по линии смыслов, и защите тех, кто формирует направления движения, аспекты существования и развития, вещи – на основе этих смыслов.
Эти навыки подразумевают больший контроль и большую требовательность со стороны воспитывающих и обучающих, по сравнению с навыками в большей степени трудовыми, поскольку носителям первых навыков предстоит в той или иной форме вести людей за собой, поддерживать их и в определенных ситуациях принимать решение об отказе во взаимодействии с теми или иными лицами, а в ряде случаев и об их устранении – если они мешают. Все это требует от человека уверенности в себе и избранном пути, непреклонности и осознании всех последствий каждого своего шага не только для себя, но и для тех, кто идет за ним.
Основную роль в воспитании, в передаче знаний, умений и навыков играют родители человека, впоследствии, по мере взросления – учеба в различных учебных заведениях, в соответствии с уровнем предоставляемого образования, а также окружение человека.
Ища и находя комфортное для себя окружение, человек и делает выбор в пользу той или иной категории. Но возникает вопрос – а если окружение некомфортное? Подавляющее, с его точки зрения? Есть ли возможность у человека отказаться от такого выбора? Теория утверждает, что каждый человек есть творец своей судьбы, и каждый отвечает за то, что с ним происходит. Однако на практике достаточно часто встречаются ситуации, когда верна только вторая половина приведенного утверждения[2], и объективное окружение заставляет человека изменить свою категорию.
В результате постоянного общения и отсутствия возможности смены обстановки для многих окружение становится некомфортным[3], в т.ч. и за счет осознания собственной принадлежности к той же категории, что и окружение, тогда как в соответствии с установками современной цивилизации на успешность и доминирование[4] многие с определенного момента начинают считать себя выше своего окружения и ищут возможность вырваться из него.
Однако возникает вопрос: а насколько необходимы современной цивилизации эти категории? Ведь стремление к созданию «квалифицированного потребителя»[5] есть во всем мире, и Россия пошла по этому пути значительно позже Запада. А в этом случае ни о каких категориях речи не идет, за исключением жителей и исполнителей. Рассмотрим вкратце экономическую ситуацию на Западе до и в период пандемии.
До начала пандемии активно развивалась шеринг-экономика, построенная на принципе совместного потребления. Люди менялись машинами, инструментами, одеждой и даже жильем на время отпуска[6]. Вполне естественно, что появилась идея о развитии посреднического бизнеса в этой сфере, который ряд исследователей называет «уберизация экономики», по названию компании «Uber», которая за 10 лет (2009 – 2019 гг.) стала крупнейшим в мире оператором такси (без единой машины в своем автопарке), а ее капитализация достигла $120 млрд[7].
Однако, по мнению ряда исследователей[8], развитие такой экономики означает снижение доходов тех, кто участвует в этих обменных процессах. Если человек пользуется рубашками напрокат[9], скорее всего, у него нет денег, чтобы приобрести хотя бы пару достаточно дорогих рубашек. Но человеку можно внушить, что владеть чем-то совместно – это хорошо, поскольку это, например, экологично, уменьшает количество пищевых отходов и снижает площадь используемых земельных участков[10].
В этой связи создается интересная ситуация, когда реальность (сырье, материалы, оборудование, товары) в количественном отношении значительно уступает виртуальности (услуги, в т.ч. посреднические), однако налоговые поступления растут за счет количественного роста виртуальных объектов предпринимательства. Более того, учитывая популярность тренда на шеринг-экономику и «уберизацию» как следствие из нее, финансы вкладывались в развитие именно таких, реально ничего не производящих, бизнесов. Рано или поздно такая система была обречена на крах, поскольку количество реальных ценностей продолжало бы уменьшаться до определенного предела, ниже которого вся система рухнула бы.
Одним из символов пандемии стал локдаун, или самоизоляция. В этих условиях во многих странах внезапно выяснилось, что шеринг-экономика потеряла смысл, поскольку те же рубашки для офиса нужны только для того, чтобы ходить в офис. Соответственно, активно стала развиваться безработица[11] и то, что раньше считалось отходами, начало активно потребляться. Смыслы цивилизации, сформировавшиеся и активно работавшие до пандемии, утрачены, «экономика услуг» становится ненужной, а «экономика вещей» находится в загоне. Банковская и налоговая системы активно теряют деньги. Развивать промышленность, не имея соответствующих кадров, имеющих опыт такой работы и могущих его передать, нет смысла. Люди массово начинают терять ощущение успешности, поскольку осознают, что на самом деле всегда были жителями, работавшими на реализацию внезапно ставшими ненужными смыслов и исполнителями, которые теперь остались без смысла деятельности вообще. Соответственно, объективно ситуация складывается по русской пословице «не было бы счастья, да несчастье помогло».
В этих условиях, по мнению автора, следует обратиться к скрытому современными условиями жизни и образования, но не до конца утраченному опыту выявления и распределения людей исходя из их возможностей, причем распределение должно осуществляться каждым индивидуально, в соответствии с принципами самопознания и понимания своего желания строить жизнь исходя не только из принадлежности к той или иной цивилизационной категории, но и из возможности перехода в другую категорию, зачастую вопреки своим желаниям. Осознание смысла своей жизни как участие в строительстве цивилизации в составе одной из цивилизационных категорий для многих, безусловно, станет шоком, травмирующим элементом бытия, однако, как выясняется, в связи с объективными обстоятельствами, альтернативы этому нет – даже если ее пытались создать искусственно.
[1] Прозоров, Лев. Боги и касты языческой Руси. Тайны Киевского Пятибожия. – М., Яуза, Эксмо, 2006.
[2] Гирняк Людмила Михайловна. Применение философского понятия этики в рамках формирования реальности (на примере х/ф «Попутчик» (The Hitcher) (1986)) https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2020/12/14/esse-na-temu-primenenie-filosofskogo-ponyatiya-etiki
[3] Наталья Смоленцева. Коронавирус и карантин: в самоизоляции процветает домашнее насилие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dw.com/ru/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81-%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD-%D0%B2-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B5/a-53222169 (дата обращения 24.04.2021).
[4] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика успеха. Введение в доктрину. Спецкурс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2012/03/Etika-uspeha.-Vvedenie-v-doktrinu.pdf (дата обращения 24.02.2021).
[5] Ильин А.Н., к.филос.н., доц. Квалифицированный потребитель – цель системы образования? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fikio.ru/?p=1301 (дата обращения 24.02.2021).
[6] Захваткина А. Есть, делиться и дарить: что такое шеринг-экономика и к чему она приведет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.asi.org.ru/news/2019/04/24/est-delitsya-i-darit-chto-takoe-shering-ekonomika-i-k-chemu-ona-privedet/ (дата обращения 24.02.2021).
[7] Арзуманов И. История Uber: погрязнуть в убытках и скандалах, но завоевать планету (Антарктида не в счет) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://incrussia.ru/fly/istoriya-uber-pogryaznut-v-ubytkah-i-skandalah-no-zavoevat-planetu-antarktida-ne-v-schet/ (дата обращения 24.02.2021).
[8] Карманов Р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/wall288925483_661175 (дата обращения 24.02.2021).
[9] Рубашка напрокат: как устроен сервис аренды мужских сорочек [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://biz360.ru/materials/rubashka-naprokat-kak-ustroen-servis-arendy-muzhskikh-sorochek/ (дата обращения 24.02.2021).
[10] Захваткина А. Есть, делиться и дарить: что такое шеринг-экономика и к чему она приведет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.asi.org.ru/news/2019/04/24/est-delitsya-i-darit-chto-takoe-shering-ekonomika-i-k-chemu-ona-privedet/ (дата обращения 24.02.2021).
[11] Осташко Р. «Постиндустриальная экономика» США лопнула, как гнилой помидор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cont.ws/@ruslanostashko/1636690 (дата обращения 24.02.2021).
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Сказка об осеннем ветре
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Где спят снеговики?
Две снежинки