21 мая 2021 г. в Московском Университете им. С.Ю. Витте прошла церемония награждения участников XVIII Конкурса на лучшую студенческую научную работу «Современные тенденции общественного развития: экономические, информационно-технологические, социальные и правовые аспекты». В конкурсе под научным руководством преподавателя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Столичный колледж индустрии сервиса и гостеприимства», к.и.н. Можаева Антона Викторовича приняла участие Ващенко Екатерина Вячеславовна, студентка по специальности 43.02.10 Туризм Гостиничное дело, с работой «Актуальные аспекты реверсивного развития мировой экономики в период пандемии». Получен диплом призера III отборочного тура.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 160 КБ |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Столичный колледж индустрии сервиса и гостеприимства» Московский Университет имени С. Ю. Витте. XVIII Конкурс студенческих научных работ «Современные тенденции общественного развития: экономические, информационно-технологические, социальные и правовые аспекты» Тема исследования «Актуальные аспекты реверсивного развития мировой экономики в период пандемии» Работа выполнена студентом _1_ курса Ващенко Екатериной Вячеславовной_ Ф.И.О.(полностью) ГБПОУ СКИСиГ__________________
Наименование образовательного учреждения Научный руководитель Можаев Антон Викторович__________ Ф.И.О.(полностью) кандидат исторических наук_________ Ученая степень, ученое звание Москва, 2021 год |
Введение.
Периодизация истории человечества может быть самой разнообразной – античная (Олимпиады, войны), средневековая (монархии), гуманистическая (циклическая, стадиальная), марксистская (формации – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая), цивилизационная, многофакторная [8]. Однако с точки зрения экономики выделяют периодизацию исходя из производительных сил и производственных отношений – доиндустриальное (традиционное, аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество. Основные их отличия: для доиндустриального общества характерно преимущественное развитие сельского хозяйства и, как следствие, в первую очередь добывающих отраслей; для индустриального – преимущественное развитие промышленности и, соответственно, перерабатывающих отраслей; для постиндустриального – преимущественное развитие сферы услуг и, соответственно, работа с информацией (создание, переработка, распространение и пр.) [3].
В настоящее время доминирует концепция постиндустриального развития, в соответствии с которой ведущими технологиями являются умственные, т.е. когда человек зарабатывает на жизнь себе и своей семье путем использования собственных знаний, а не ручным трудом или работой с техникой. Нельзя рассматривать постиндустриальное общество только как новую ступень в технической сфере. Меняется и сам человек. Труд больше не является для него жизненной необходимостью. Постиндустриализация связана с превращением процесса труда, по крайней мере для заметной части общества, в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации и с преодолением некоторых присущих индустриальному обществу форм отчуждения. Вместе с тем постиндустриальное общество - это общество постэкономическое, поскольку в перспективе в нем преодолевается господство экономики (производство материальных благ) над людьми и основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей [23]. Характерной чертой складывающегося постиндустриального общества становится двухэтажная, двухсекторная экономика, состоящая из сектора производства материальных благ и услуг, который контролируется рынком, и сектора «производства человека», где осуществляется накопление человеческого капитала и, по существу, не остается места рыночным отношениям. Причем развитие сферы «производства человека» все больше определяет развитие и структуру рынка, динамизм экономики и конкурентноспособность стран в мире. Роботизация и компьютеризация общества позволит высвободить людей и дать им возможность развивать свои способности [34]. Предполагается, что такое положение дел, начавшись с Запада (США, Европа), должно распространиться по всему миру.
Однако никто не может отменить ту аксиому, что любой бизнес нацелен его основателем (собственником) на получение прибыли, которая обеспечивает его и, при наличии, его семьи, физическое существование. Из этого вытекает, что прибыль должна поступать постоянно и в максимально большом объеме, следовательно, путь к этой прибыли должен быть максимально короток. Например, банки в России не стремятся инвестировать в промышленность [9], поскольку вложенные средства окупятся и впоследствии начнут давать прибыль только при постоянном, устойчивом сбыте продукции, которую еще надо произвести; банковские же операции (игры на курсах валют, повышении и понижении курса акций и пр.) приносят прибыль сразу же после вложения. Получить в собственность нежилое здание и сдавать помещения в аренду под офисы значительно перспективнее с точки зрения постоянного получения прибыли, чем самостоятельно развивать какую-либо бизнес-деятельность, имея это здание в собственности. Соответственно, даже в постиндустриальной экономике люди стремятся выбрать такой вид бизнеса, который будет приносить прибыль как можно быстрее.
Актуальность исследования определена тем, что пандемия Covid-19, для преодоления которой пришлось ввести ограничения на перемещения, в т.ч. и товаров, внесла в действующую экономическую модель негативные коррективы. В условиях ограничения перемещения, поскольку товары надо везти из другой страны, теряют актуальность торгово-закупочные бизнесы, поскольку нечего продавать или покупать. Из-за этого же фактора теряют клиентов гостиничные и туристские фирмы [5]. Увеличивается безработица, в первую очередь в постиндустриальной сфере [21]. Необходимо найти решение, позволяющее восстановить мировую экономику в необходимом объеме для успешной деятельности в рамках программы ООН «Цели устойчивого развития» [33], направленной на такое развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [16]. В этом случае имеет смысл говорить о реверсии как возвращении к индустриальному варианту развития общества, как минимум, до того момента, пока постиндустриальный вариант не станет доступен для подавляющего большинства стран.
Цель данного исследования – подготовка предложений, позволяющих при их внедрении выправить создавшийся перекос в сложившейся экономической ситуации.
Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение основных аспектов сочетания различных экономических укладов (индустриальная и шеринг-экономика и пр.).
2. Рассмотрение вопросов развития человеческого капитала.
3. Выявление возможностей реального перехода от индустриальной к постиндустриальной экономической системе.
Основная часть.
1. История становления и развития промышленности в России и в мире, в т.ч. после Второй мировой войны, достаточно известна (например, [11], [24], [37]), поэтому автор предлагает рассмотреть сложившуюся ситуацию в исторической ретроспективе, начиная с перехода от колониального раздела мира к политике свободной торговли.
Интересные данные приводит в своей книге «Почему Америка наступает» (глава «Встреча на новонайденной земле») А.П. Паршев [22]. На встрече с У. Черчиллем в августе 1941 г. Ф.Д. Рузвельт говорил о невозможности вести «войну против войну против фашистского рабства, не стремясь в то же время освободить народы всего мира от отсталой колониальной политики», что означало на практике расширение позиций свободной торговли – фритрейдерства; свободной, естественно, с позиций США. Согласно имеющимся статистическим данным [37], экономика США активно развивалась после Второй мировой войны, в ходе и по окончании войны в Корее, будучи обеспечена государственным заказом на прямое и косвенное обеспечение боевых действий. План Маршалла позволил США также развивать экономику за счет помощи западноевропейским странам в товарном и денежном отношении. Коммерческое использование ЭВМ в США, относящееся к началу 50-х гг. XX в., позволило изменить объемы, темпы и структуру капиталовложений, что стало основой ускорения научно-технического прогресса, полной модернизации целых отраслей американской экономики. Промышленность и сельское хозяйство стали функционировать на новой технической основе, что позволило повысить производительность труда и изменить подход к использованию сырьевых ресурсов.
Администрация Дж. Кеннеди, среди прочего, провела ряд социальных реформ (повышение на 25% минимальной почасовой заработной платы, на 3 месяца продлили выплата пособий по безработице, льготные займы фермерам и сельскохозяйственным рабочим, оказание им медицинской и юридической помощи, была расширена деятельность миссионерских организаций, федеральное финансирование дошкольной подготовки детей малообеспеченных граждан, медицинское страхование для престарелых), в результате чего на реализацию социальных программ в 1964-1968 гг. было израсходовано 10 млрд. долл., а к концу 1960-х гг. доля социальных расходов в федеральном бюджете США составила примерно 40% его расходной части [37].
Еще М.В. Ломоносов сказал: «Ежели где-то что-то убыло, то где-то что-то прибыть должно непременно» [14]. Можно сделать вывод: если где-то что-то прибыло, то где-то что-то должно убыть. Федеральные расходы компенсировались из налогов, а наиболее крупные налоговые взносы ложились на корпорации, которые – в полном соответствии с требованиями к получению прибыли и возможностями фритрейдерства – и решили сократить собственную налогооблагаемую базу путем переноса промышленности в другие страны, которые были заинтересованы в развитии промышленности. Один раз в мировой истории перенос промышленности уже осуществлялся – в конце XIX – начале ХХ в., при индустриализации Российской империи. Современник эпохи Л.Д. Троцкий в своей работе «История русской революции» прямо указывает на следующее: «Тяжелая промышленность (металл, уголь, нефть) была почти целиком подконтрольна иностранному финансовому капиталу, который создал для себя вспомогательную и посредническую систему банков в России. Легкая промышленность шла по тому же пути. Если иностранцы владели в общем около 40% всех акционерных капиталов России, то для ведущих отраслей промышленности этот процент стоял значительно выше. Можно сказать без всякого преувеличения, что контрольный пакет акций русских банков, заводов и фабрик находился за границей, причем доля капиталов Англии, Франции и Бельгии была почти вдвое выше доли Германии» [32].
Е.А. Прудникова в своей работе «Всадники красной смуты» (глава «Куда ведут графики роста?») приводит интересные данные: «Уже в конце XIX века 60 % капиталовложений в российскую тяжелую промышленность и горное дело были заграничными. Англо-французский капитал контролировал 72 % производства угля, железа и стали, 50 % нефти. Иностранцы вкладывали деньги в то, что им было нужно, развивая не экономику в комплексе, а отдельные отрасли – попросту пользуясь тем, что труд в России дешевле, чем в Европе. Формально их предприятия входили в российскую экономику, а фактически иностранцы использовали страну как колонию, производя нужные им товары и качая прибыли» [25].
Таким образом, вполне объяснима сложившаяся в мире ситуация, когда промышленность из США и стран Запада в 1960-е г. была перенесена в Азию. На смену развитию национальной обрабатывающей индустрии пришли так называемые глобальные цепочки стоимости и погоня за глобальным ростом. Производство переносилось в страны с низкими трудовыми затратами, высоким ростом населения и наиболее благоприятным инвестиционным климатом – главными бенефициарами этого процесса стали государства Восточной Азии [13]. Также причиной перемещения промышленного производства из развитых в развивающиеся страны обычно является наличие в последних более дешевой рабочей силы. Создание предприятий за границей объясняется в т.ч. желанием снизить транспортные расходы, преодолеть торговые барьеры, избежать последствий неустойчивости валютных рынков, воспользоваться более низкими налогами, стремление уйти от необходимости выполнения существующих в стране требований законодательства по труду и охране окружающей среды [7].
Коль скоро промышленное производство выводилось из стран Запада по указанным выше причинам, а следовательно, рабочие профессии становились не востребованы, то стала развиваться сфера работ и услуг, в т.ч. посредническая деятельность как наиболее быстрый способ получить прибыль (купить дешевле, продать дороже, осуществить все требуемые действующим законодательством выплаты, оставшиеся деньги поступают на личные счета собственников бизнеса). Одним из условий вывода промышленности в другие страны и трендов развития такого рода бизнесов стало появление и активное участие в государственных процессах различных представителей экологических движений, в т.ч. энвайронменталистов, чья деятельность прослеживается с 1854 г. и направлена на усиление мер по защите окружающей природной среды [38].
В этих условиях совершенно естественным и логичным становился следующий шаг – расширение рыночной ниши посреднической деятельности до выхода налоговых поступлений от нее на уровень, сравнимый с собственно промышленным производством, а возможно, и выше. Это стало закономерным результатом всей рассмотренной выше экономической политики правительств западных стран.
Всем сказанным выше стало обусловлено появление таких явлений, как «шеринг-экономика» и «уберизация» экономики. Рассмотрим их вкратце.
Шеринг-экономика представляется как экономика совместного потребления, когда люди или компании меняются товарами или услугами, предлагают их в аренду или продают повторно и, соответственно, как «зеленая экономика», улучшающая экологическую обстановку, в рамках ответственного потребления [10], а также как социальную модель, где происходит осознанный отказ от частной собственности в пользу собственности коллективной, причем отказ этот связан не с недостатком денег, а с желанием расширить свои возможности [26].
«Уберизация» экономики – термин происходит от названия компании Uber, которая с 2009 года развивалась в направлении заказа такси, разработав специальное приложение для смартфонов; приложение позволяло напрямую соединять водителей такси и их клиентов, минуя диспетчеров и иной обслуживающий персонал [4]. Общий смысл термина – стремиться к глобальному посредничеству как образу предпринимательской деятельности, самостоятельно ничего не производя, но при этом получая прибыль на постоянной основе.
В результате в таких странах, как Великобритания, Франция и США, доля обрабатывающей промышленности за 1960 ‒ 2012 гг. снизилась более чем в два раза. Если в 1950-е годы 40% мирового производства товаров приходилось на американскую экономику, то в ХХI в., в результате перехода на аутсорсинг, США столкнулись с драматической потерей рынков в таких отраслях и сегментах, как, например, производство цветных телевизоров, стали, автомобилей и компьютерных чипов [13].
2. Вопросы человеческого капитала достаточно подробно для целей данного исследования рассмотрены в работе к.т.н. Рысбекова Ю.Х. «Образовательный потенциал и человеческий капитал», поэтому автор хотел бы использовать в этом исследовании в первую очередь указанную работу, а в случае использования иных материалов оговаривая это отдельными ссылками.
Единого определения человеческого капитала не существует, возможны такие, как «Воплощенная в индивидууме потенциальная способность приносить доход», «Образование, квалификация, приобретенные в процессе производства; знания и навыки, воплощенные в рабочей силе», «Оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход, включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию», «Совокупность знаний, навыков, умений, опыта, жизненной мудрости, ценностей и норм, повышающая шансы индивида на рынке труда в терминах размера совокупной заработной платы и условий труда», «Производственное вложение капиталов в людей, капиталовложение в человеческие ресурсы». Человеческий капитал формируется не только самим человеком, но и его семьей, организацией, где он работает, а также государством. Уровень финансовых средств, получаемых по мере применения такого капитала, определяется исходя из затрат на создание такого капитала, а также из того факта, имеет ли человек свое дело или работает на организацию.
Считается, что теория человеческого капитала разрабатывается и развивается более двух столетий. Но только в начале 1990-х годов произошло «признание инструментальной ценности человека и производительного характера инвестиций в человека». К этому времени сформировалось представление о человеке как объекте «наиболее эффективных вложений» и субъекте, преобразующем их «в совокупность знаний, умений с целью их последующей реализации». Данный факт обусловил появление понятия «человеческий капитал».
Термин «человеческий капитал» впервые появился в работах нобелевского лауреата по экономике Теодора Шульца, который заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависит не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний, и назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». В одной из своих работ он написал, что «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом». Базовая теоретическая модель была разработана другим нобелевским лауреатом Г. Беккером в книге «Человеческий капитал» (1964 г.), которая стала основой для всех последующих исследований в данной области.
Безусловно, основным критерием оценки человеческого капитала выступает уровень общеобразовательной и специальной подготовки [29]. Рассмотрим такую подготовку для стран Запада, поскольку Болонская система, принятая там, теперь достаточно успешно прививается и в России.
Система образования США характеризуется гибкостью и демократичностью: при высоком разнообразии программ у учащихся – как школьников, так и студентов – есть возможность самостоятельного выбора изучаемых дисциплин, а также смены специализации. Даже в университете можно переходить с одного факультета на другой, изучать дополнительные предметы и составлять собственную образовательную программу [30]. В европейской системе образования, среди прочего, делается упор на широкий выбор программ (качественное обучение по любой специальности — от истории искусства до менеджмента и IT), учебу на английском или другом иностранном языке и развитие «soft skills» (акцент на лидерские способности, критическое мышление, креативность и умение постоянно переобучаться — главные навыки, которые необходимы в XXI веке) [36]. Существующее в европейских странах начальное профессиональное образование, направленное на освоение базовых квалификаций для выхода граждан на рынок труда, стыкуется с непрерывным профессиональным образованием, куда входят все сегменты после обязательного образования, включая повышение квалификации работников (дополнительное образование или повышение квалификации), образование и обучение взрослого населения, обучение безработных граждан. Эти системы объединяет общая интегрированная система квалификаций, которые в настоящее время во все большей мере ориентированы на компетенции, а не на освоение конкретных программ обучения [20].
Однако не следует забывать и о том фундаменте, без которого любой человеческий капитал, как бы он ни был велик и многогранен, не может быть использован в полной мере. Этот фундамент – основные моральные норы и правила, в частности, чувство ответственности, которое во многих случаях является решающим в любой работе.
Воспитание чувства ответственности в процессе работы стало предметом многих исследований (например [6], [31]), однако самый лучший вариант воспитания ответственности – это воспитание ее с детства. И тут дело обстоит достаточно специфически.
В России существует Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р), в которой есть такие пункты: «Гражданское воспитание включает: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности… <…> развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности». (раздел III, пункт 2) [2].
А вот на Западе с воспитанием ответственности дело обстоит не лучшим образом. По имеющимся в открытом доступе данным [12], прямое указание на воспитание ответственности в детях есть только в данных о Германии. Это привело к ситуации, когда человек инвестирует в свой капитал в таких сферах, где ответственность либо не требуется вовсе, либо настолько мала, что ее очень проблематично различить. При этом речь не идет о зарабатываемых деньгах – ради снижения уровня ответственности человек готов поступиться своими доходами.
В. Мараховский в своей статье «Пирамида морлоков, или Кризис лайт-цивилизации» [17] на примере Англии 2011 г. прямо указывает на причины и последствия такого состояния: «94 тысячи молодых людей и девушек окончили курсы стилистов и визажистов, хотя на рынке для них всего 18 тысяч вакансий. 83 тысячи получили журналистское и пиарное образование, чтобы заполнить 65 тысяч рабочих мест. При этом на 275 тысяч требуемых строительной отраслью мест претендует 123 тысячи выпускников, а на 72 тысячи мест инженеров – 40 тысяч выпускников. Недостающие кадры приходится постоянно завозить из-за рубежа … Все эти сотни тысяч… выбирающих парикмахерство и фитнес, плевали на невидимую руку рынка. Согласно невидимой руке, все люди должны рваться туда, где больше платят. Ну так вот: электрик получает 30 тысяч фунтов в год, обычный строитель – примерно столько же, крановщик – 30 тысяч. А парикмахер – 9,9 тысяч фунтов. А физруки и администраторши спортклубов разного рода – 8,3 тысячи. Среди интеллигентных профессий тоже что-то странное: журналисты, вплоть до редакторов – зарабатывают 28 тысяч фунтов, а инженер-электрик – 42 тысячи (кстати, водитель поезда столько же)… Дело в том, что наш европейский современник – любой, московский или йоркширский – в первую очередь не хочет париться и нести большую громоздкую ответственность… Зато у современника есть желание стоять красивым у стойки спортбара, охмурять клиенток (вдруг богатая попадётся), на халяву качаться, получать спортивный фуд со скидкой, а иногда – замирать и отключаться от мира, когда по большим телеэкранам фитнес-клуба передают игру любимой команды… И скажем честно: современника трудно упрекать в том, что у него возникают эти простые человеческие желания. Ведь он живёт в социуме, который перед собою никаких сверхзадач не ставит уже несколько десятилетий, зато очень мастерски культивирует простое, ненапряжное бытовое счастье… В итоге уже сегодня во всём цивилизованном мире наблюдается любопытная картина: уровень технологий (создаваемых напрягающимся меньшинством) повышается, а уровень знаний ненапряжного большинства -- падает… Казалось бы, это не беда: когда есть фотоаппарат, уже не нужно столько портретистов… Но вся штука в том, что в базовых, важнейших сферах технологизируется далеко не всё. Например, государственное управление имеет дело с постоянно изменяющейся реальностью -- и то, что отлично работало в 1980-е, сегодня внезапно работать отказывается… Тут, наверное, самое время задать вопрос: что же делать? По нашему мнению, вариантов нет: единственным выходом… является полная переориентация общества на всеобщее, обязательное и непрерывное развитие для всех и каждого» [17].
Однако здесь возникает вопрос: хорошо, всеобщее и непрерывное развитие, в т.ч. самообразование, необходимо, но с какой целью? Что это даст лично тому человеку, который будет непрерывно развиваться? И ответ печален: всеобщее, обязательное и непрерывное развитие даст что-либо только обществу в целом, а уже через состояние общества – и каждому отдельному его члену. Но наш современник уже давно не воспринимает себя частью общества, в связи с достаточно давно идущими процессами атомизации общества.
3. Существует ли возможность реального перехода от индустриальной к постиндустриальной модели экономики? Конечно, существует. Цифровизация общества активно развивается [35], в России, например, действует программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р) [1]. Однако существует одна проблема: если человек живет таким образом, что цифровая экономика находится вне зоны его деятельности, то и цифровизация общества для перехода к постиндустриальной экономике пройдет мимо него. По данным агентства «РИА-Новости» за 2019 год, почти миллиард человек в мире не имеют доступа к электричеству [19]. Таким образом, для этих людей речь идет даже не об индустриальной, а скорее о традиционной экономике.
В настоящее время сложилась следующая ситуация.
Перенос промышленности в страны Азии привел к тому, что в экономике появился определенный, до определенного момента незаметный, перекос. Количество людей, в связи с развитием медицинских и фармацевтических технологий в России и странах Запада, а также соответствующими социальными традициями в странах Азии, Африки, Южной Америки и Ближнего Востока, постоянно увеличивается, но очень малое их количество осваивает рабочие профессии или занимается предпринимательством в области создания материальных ценностей – поскольку доминирует концепция постиндустриального общества, согласно которой главное – это «экономика знаний», а также желание снизить собственную ответственность, как было рассмотрено выше.
Развитие же «человеческого капитала» в этом направлении привело к тому, что люди стали осваивать нерабочие профессии (менеджер, юрист, экономист, инструктор по фитнесу, специалист по продажам, стилист, парикмахер и пр.). Активно стали развиваться посреднические бизнесы: торгово-закупочные, лизинг, каршеринг, вплоть до аренды мужских сорочек [28].
Пандемия коронавируса в итоге, помимо прочего, привела к резкому снижению общего числа перемещений людей и товаров. И внезапно выяснилось, что если информацию можно передавать по сети Интернет, а значит, операции с ней (в т.ч. торговля) не прекращаются, то бизнесы, завязанные на использование товаров, работ и услуг, начали активно терять клиентуру, кроме в определенной степени разнообразных служб доставки. Как было представлено выше, это приводит к значительной безработице, что заставляет государство расходовать имеющиеся средства не во всех случаях продуктивно: безработные налогов не платят, как не платят их и ликвидированные организации. Таким образом, о постиндустриальной экономике как полноценном явлении формально говорить проблематично. Если часть людей на планете живет в условиях традиционного хозяйства, часть – в условиях индустриальной экономики, а для еще одной части «экономика знаний» соседствует с «шеринг-экономикой» и «уберизацией», причем второй и третий виды экономик значительно опережают первую, то речь идет о смешении экономических формаций, а не о торжественном шествии постиндустриализма. Повсеместная роботизация как основное требование постиндустриализма в ближайшие 5 лет проблематична по ряду причин [15].
Западные компании работают в направлении переноса своих производств из Китая, однако они ограничиваются полумерами, поскольку в полном соответствии с требованиями капитализма исходят в первую очередь из экономических выгод.
Ольга Мещерягина в своей статье «Прощай, Китай!» рассматривает сложившуюся на август 2020 г. ситуацию в мире: «…из-за коронавируса с перебоями в цепочке поставок столкнулись 80% глобальных секторов, и более 75% из них расширяют планы возвращения производства из-за рубежа… Безусловно, пандемия подтолкнула американское правительство к такому решению: экономика страны сильно пострадала от карантина, многие граждане потеряли рабочие места, а перенос заводов в США приведет к созданию рабочих мест для американцев. Но не факт, что именно для рынка труда США и ЕС «большое переселение» обернется благом… Уже несколько лет Китай не самая популярная страна для размещения производств. Все больше новых фабрик открывается, либо переносится часть производства, в страны Юго-Восточной и Южной Азии: во Вьетнам, Индонезию, Малайзию, Индию и Пакистан. Нельзя исключать, что компромиссной мерой между западными властями и бизнесом будет перенос производств именно в эти страны… перенос производства влетит многим компаниям в копеечку… такие расходы сократят рентабельность акционерного капитала компаний на 70 базисных пунктов… в долгосрочной перспективе инвестиции от переноса производства из КНР окупятся, однако речь идет о значительном временном промежутке — от 10 до 15 лет» [18].
Именно поэтому, по мнению автора, для восстановления мировой экономики в необходимом объеме для успешной деятельности в рамках программы ООН «Цели устойчивого развития» необходима реверсивная деятельность, деятельность, позволяющая всем странам мира выйти на уровень индустриальной экономики.
Понятие «реверс» достаточно многогранно [27], однако для целей данного исследования автор предлагает использовать такое определение: «Реверс — изменение хода механизма на обратный, противоположный».
Автор видит возможность реального перехода от индустриальной к постиндустриальной экономической системе в первую очередь за счет преодоления расслоения в современной цивилизации, перехода всех стран мира на индустриальную экономику, что впоследствии даст возможность и развития настоящей постиндустриальной экономики. Его предложения по данному вопросу будут представлены ниже, в соответствующем разделе.
Заключение.
Сложившаяся в мире ситуация в экономике на текущий момент не предлагает особенно радостных перспектив, и причиной этому не пандемия – пандемия как раз выявила болевые точки этого смешения, а не сочетания различных экономических укладов, который называется «экономикой цивилизации».
Ограничение взаимодействия людей, их перемещений, для настоящей постиндустриальной экономики малозаметное, привело к многочисленным случаям безработицы, подрыва экономики многих стран, в т.ч. и за счет повышения непроизводительных расходов – выплаты пособий по безработице, незапланированное выделение средств на строительство профильных медицинских центров, выделение ресурсов на производство и/или приобретение средств защиты (маски, перчатки, специальные костюмы). При этом во многих странах пандемия не идет на спад, и причины этого очень различны.
Экономика, основанная на посредничестве, эффективна только до тех пор, пока есть товар/работа/услуга, в отношении которых можно осуществлять посреднические действия, если же товар/работа/услуга физически отсутствует либо для их применения/реализации необходимо отсутствие мер, связанных с каким-либо ограничениями, то такая экономика начинает давать сбои, а то и стремится к развалу, что и было рассмотрено выше.
Автором перед началом исследования были определены цель и задачи последнего. В ходе исследования были получены следующие выводы:
1. Если одна отрасль экономики (сфера работ и услуг) растет, а другая отрасль (сфера промышленного производства) уменьшается, то снижается и количество производимых товаров, которые можно использовать в рамках выполнения работ и оказания услуг, что неминуемо должно было привести к ситуации, когда товаров станет слишком мало, а бизнесов, желающих их использовать – слишком много.
2. Посредническая деятельность возможна только до определенного предела, поскольку в случае, например, заказа такси водителю и клиенту проще обменяться контактами и взаимодействовать уже лично, без привлечения стороннего посредника, который теряет на этом свой процент.
3. Под человеческим капиталом следует понимать не все знания, умения и навыки человека, а только те, использование которых позволяет ему зарабатывать на собственное содержание, содержание семьи, а также получать доход или прибыль.
4. В западной системе образования отсутствует понятие единой государственной системы образования и, как следствие, федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), что не дает возможности людям в процессе работы на должном уровне осваивать ту или иную специальность, имея изначальные профессиональные знания, умения и навыки, а вынуждая их подстраиваться под требования каждого конкретного работодателя, который во многих случаях использует это для повышения собственного дохода, пользуясь тем, что знания, умения и навыки работников отвечают требованиям только данной организации, и потому работники не могут никуда перейти.
5. Усиление процессов атомизации общества, по мнению автора, есть одно из следствий т.н. «постиндустриального общества», которое не предусматривает промышленных цепочек, когда каждый отвечал бы за последствия своей работы перед теми, кто использует ее результаты.
На основании рассмотренного материала автор подготовил следующие предложения.
1. Обратить внимание соответствующих институтов и организаций ООН на возможность осуществления иных форм помощи различным странам – передача не технологий, а возможности самостоятельно создать эти технологии. Как это возможно реализовать?
2. Отрегулировать систему воспитания в сторону понимания единства всех людей в рамках единой человеческой цивилизации, увеличения сопротивления процессам атомизации, понимания взаимной ответственности каждого перед всеми, в т.ч. и перед новыми поколениями; возможно при этом положить в основу системы воспитания принцип «Если не я – то кто?».
3. Осуществлять образовательный процесс (как сочетание воспитания и обучения) таким образом, чтобы выгодность работы в промышленности стала очевидной для большинства населения Земли.
4. Помогать тем странам, где люди живут без электричества путем приобщения их населения к достижениям цивилизации через размещение в них промышленных предприятий, скорее всего, международных, с первоначальным контингентом работников и инженеров из других стран, вполне сообразуясь с тенденциями аутсорсинга, создавая условиях для осуществления в таких странах промышленного переворота.
5. Действующим законодательством, в т.ч. и международным, общественным организациям (которой в принципе и является ООН) не запрещено создавать коммерческие и некоммерческие юридические лица, при условии, что общественной организацией будет создано отдельное юридическое лицо, осуществляющее все эти процессы.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
Единство всех народов человеческой цивилизации перед лицом возникшей опасности в текущий момент времени еще недостижимо; а если оно будет достигнуто, то в первую очередь обеспечить такое единство должна экономика – единый экономический уклад либо сочетание этих укладов в той мере, чтобы экономика Земли (в терминах Аристотеля) действительно была бы экономикой, т.е. хозяйственной деятельностью общества, а не хрематистикой – накоплением богатства как самоцелью.
Список литературы.
Источники:
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 30.04.2021).
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения 30.04.2021).
Литература:
3. 3 типа общества: характеристики и признаки – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bingoschool.ru/manual/blog/100/ (дата обращения 30.04.2021).
4. Арзуманов И. История Uber: погрязнуть в убытках и скандалах, но завоевать планету (Антарктида не в счет) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://incrussia.ru/fly/istoriya-uber-pogryaznut-v-ubytkah-i-skandalah-no-zavoevat-planetu-antarktida-ne-v-schet/ (дата обращения 30.04.2021).
5. Ассоциация туроператоров. Коронавирус и бизнес. Хронология событий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.atorus.ru/news/hot-news.html (дата обращения 30.04.2021).
6. Виханский О. Развитие чувства ответственности перед организацией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.inventech.ru/lib/strateg/strateg0142/ (дата обращения 30.04.2021).
7. Выбор и перемещение технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.safework.ru/iloenc?print&nd=857400087&spack=110LogLength%3D0%26LogNumDoc%3D857400029%26listid%3D010000000100%26listpos%3D4%26lsz%3D9%26nd%3D857400029%26nh%3D1%26 (дата обращения 30.04.2021).
8. Гросул В.Я. О периодизации всемирной и отечественной истории – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2012/06/17/1255485306/%D0%93%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%BB%20%D0%92.%D0%AF.%20%D0%9E%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8.pdf (дата обращения 30.04.2021).
9. Дяченко Оксана. Инвестиции в промышленность. Как вдохнуть оптимизм в инвестиционные процессы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nbj.ru/publs/banki-i-biznes/2018/06/13/investitsii-v-promyshlennost/index.html (дата обращения 30.04.2021).
10. Захваткина А. Есть, делиться и дарить: что такое шеринг-экономика и к чему она приведет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.asi.org.ru/news/2019/04/24/est-delitsya-i-darit-chto-takoe-shering-ekonomika-i-k-chemu-ona-privedet/ (дата обращения 30.04.2021).
11. История промышленного переворота и индустриализации конца XVIII-XIX вв. Содержание промышленного переворота [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/IstEk/06.php (дата обращения 30.04.2021).
12. Китайские гении, манерные англичане: как воспитывают детей в разных странах? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adukar.by/news/roditelyam/vospitanie-detej-v-raznyh-stranah (дата обращения 30.04.2021).
13. Кондратьев В. Возвращение производства, или новая индустриализация Запада [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vesparevenge.ru/?p=1496 (дата обращения 30.04.2021).
14. Ломоносов Михаил Васильевич. Цитаты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://greatwords.org/quotes/2452/ (дата обращения 30.04.2021).
15. Макаренко Георгий. Будущее за роботами: 11 трендов развития робототехники в ближайшие годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5d6feaba9a79479e9bfce47e (дата обращения 30.04.2021).
16. Макаров Игорь. Устойчивое развитие: как победить бедность и сохранить природные ресурсы [Электронный ресурс] URL: https://postnauka.ru/faq/72761 (дата обращения 30.04.2021).
17. Мараховский Виктор. Пирамида морлоков, или Кризис лайт-цивилизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.odnako.org/blogs/piramida-morlokov-ili-krizis-layt-civilizacii/ (дата обращения 30.04.2021).
18. Мещерягина Ольга. Прощай, Китай! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://expert.ru/2020/08/21/proschaj-kitaji/ (дата обращения 30.04.2021).
19. МЭА назвало количество людей в мире без доступа к электричеству [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20191113/1560868852.html (дата обращения 30.04.2021).
20. Олейникова О.Н. Муравьева А.А. Система квалификаций в странах Европейского Союза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20121206224415.pdf (дата обращения 30.04.2021).
21. Осташко Руслан. «Постиндустриальная экономика» США лопнула, как гнилой помидор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cont.ws/@ruslanostashko/1636690 (дата обращения 30.04.2021).
22. Паршев, Андрей Петрович. Почему Америка наступает / Андрей Паршев. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : АСТ : Астрель, 2009. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/POLITOLOG/PARSHEW/amerika.txt (дата обращения 30.04.2021).
23. Постиндустриальное общество США – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/po/ (дата обращения 30.04.2021).
24. Промышленный переворот [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://w.histrf.ru/articles/article/show/promyshliennyi_pierievorot (дата обращения 30.04.2021).
25. Прудникова, Елена Анатольевна. Всадники красной смуты [Текст] : [12+] / Е. А. Прудникова. - Москва : Вече, cop. 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litres.ru/elena-prudnikova/vsadniki-krasnoy-smuty/chitat-onlayn/page-2/ (дата обращения 30.04.2021).
26. Разделяй и радуйся: как шеринг-экономика меняет мир [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/future/45102-razdelyay-i-raduysya-kak-shering-ekonomika-menyaet-mir (дата обращения 30.04.2021).
27. Реверс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81 (дата обращения 30.04.2021).
28. Рубашка напрокат: как устроен сервис аренды мужских сорочек [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://biz360.ru/materials/rubashka-naprokat-kak-ustroen-servis-arendy-muzhskikh-sorochek/ (дата обращения 24.02.2021).
29. Рысбеков Ю.Х. Образовательный потенциал и человеческий капитал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cawater-info.net/bk/11-2-1.htm (дата обращения 30.04.2021).
30. Система образования США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.globaldialog.ru/articles/sistema-obrazovaniya-ssha/ (дата обращения 30.04.2021).
31. Тарнавский Виктор. Воспитание чувства ответственности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/vospitanie-otvetstvennosti (дата обращения 30.04.2021).
32. Троцкий, Лев Давидович. История русской революции : [В 2 т.] / Л. Д. Троцкий ; [Вступ. ст. Н. Васецкого, с. 5-22; Примеч. В. И. Иванова]. - М. : Республика, 1997 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.1917.com/Marxism/Trotsky/HRR/1-1.html (дата обращения 30.04.2021).
33. Цели устойчивого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения 30.04.2021).
34. Что такое постиндустриальное общество, основные черты. Постиндустриальное (информационное) общество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://thermik.ru/chto-takoe-postindustrialnoe-obshchestvo-osnovnye-cherty-postindustrialnoe-informacionnoe-obshchestvo/ (дата обращения 30.04.2021).
35. Что такое цифровизация и какие сферы жизни она заденет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://center2m.ru/digitalization-technologies (дата обращения 30.04.2021).
36. Школьное и университетское образование в Европе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iqconsultancy.ru/articles/shkolnoe-i-universitetskoe-obrazovanie-v-evrope/ (дата обращения 30.04.2021).
37. Экономика США после Второй мировой войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/18520902/politekonomiya/ekonomika_ssha_posle_vtoroy_mirovoy_voyny (дата обращения 30.04.2021).
38. Энвайронментализм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC (дата обращения 30.04.2021).
На горке
Снежная сказка
Зимовье зверей
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Снегири и коты