Работа учащегося 4 «а» класса КОГОАУ «Гимназия г. Уржума" Решетникова Андрея Викторовича стала победителем в муниципальном конкурсе творческих проектов по ОРКСЭ и ОДНКНР среди учащихся 4-5 классов «Всё в твоих руках…» в номинации "Православные святыни"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_temu_prozorlivaya_sashenka_shurminskaya.docx | 44.82 КБ |
prozorlivaya_sashenka_shurminskaya.pptx | 2.76 МБ |
Кировское областное государственное общеобразовательное
автономное учреждение «Гимназия г. Уржума»
Прозорливая Сашенька Шурминская.
Работа выполнена учащимся 4 «а» класса
КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»
Решетниковым Андреем Викторовичем
Руководитель – Бабенко Анна Ивановна
педагог-организатор
г. Уржум, 2021
Содержание
Введение………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Обзор литературы по теме исследования
1.4. Биография Прозорливой Сашеньки Шурминской………………… 5
1.5. Факты прозорливости и народного почитания Сашеньки
Шурминской ............................................................................................... 7
Заключение.………………………………………………………………..9
Библиографический список………………………………………………10
Введение
Актуальность обращения к этой теме обусловлена тем, что летом я отдыхал у бабушки в селе Шурма и увидел там группу людей, которые шли по улице с крестом и иконами в руках. Бабушка сказала мне, что это крестный ход, и люди во главе со священником идут к могиле Сашеньки Прозорливой. Мне стало интересно, кто такая Прозорливая Сашенька, почему ее так называют и почему к ее могиле люди ходят крестным ходом.
Объект исследования – Прозорливая Сашенька Шурминская.
Предмет исследования – факты жизни Сашеньки Шурминской.
Цель работы – выяснить, почему Прозорливая Сашенька Шурминская почитается православным духовенством и верующими Уржумской земли.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) узнать, почему православные люди ходят крестным ходом, кого называют прозорливыми и кого почитают как святых;
2) собрать сведения о жизни Прозорливой Сашеньки Шурминской;
4) понять, что именно привело к почитанию Сашеньки Шурминской;
5) сформулировать выводы.
Гипотеза – Прозорливая Сашенька Шурминская – это православная святая.
Этапы исследования:
При выполнении исследовательской работы использовались следующие методы исследования:
Данная исследовательская работа поможет расширить мои представления о православных святых, почитаемых на Уржумской земле, а так же может быть использована для информирования других учащихся.
ГЛАВА 1. Обзор литературы по теме исследования
Крестный ход – это торжественное богослужебное шествие православного духовенства и других верующих из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту с несением креста, икон и прочих святынь.
Появились крестные ходы вследствие желания верующих молиться не только в храме, но и в местах явления чудотворных икон, молитвенных подвигов почитаемых святых. Для того чтобы шествие к такому месту не было праздным провождением времени, во время крестного хода читалось Евангелие, пелись церковные песнопения. Это делало процессию более торжественной, напоминая встречным о глубине и силе православной веры [9]. Особо почитаемыми являются Пасхальный крестный ход, крестный ход на Крещение Господне. Помимо крестных ходов, совершаемых по церковным праздникам, их приурочивают к празднованию в честь икон или святых. Так, например, более 600 лет на Вятке существует Великорецкий крестный ход. Он совершается в память чудесного обретения иконы Святителя Николая Чудотворца. Ежегодно 4 ноября в Москве на протяжении многих лет проводится Крестный ход в честь праздника иконы Казанской Божьей Матери. Существуют также крестные ходы, которые устраиваются по случаю крупных общественных бедствий или торжеств. Такие крестные ходы не имеют конкретно оговоренной даты, они проводятся по мере необходимости.
В христианстве святой значит благочестивый и добродетельный человек, прославленный Церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле [8].
Причисление к лику святых называется канонизацией и означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям. Критериями канонизации служат народное почитание подвижников, дары чудотворения, засвидетельствованные при жизни святого или после его смерти, и, нередко, хотя и не обязательно, наличие святых мощей [3].
Когда мы говорим подвижник, то под этим словом нужно понимать человека, который осуществляет некое движение. Церковь называет подвижниками тех, кто двигается навстречу Богу. В этом смысле каждый православный христианин призван к тому, чтобы всю свою жизнь выстраивать таким образом, чтобы она была движением по направлению к Богу [5]. В зависимости от степени распространенности почитания подвижника он причисляется к местночтимым (широко известным и почитаемым в масштабе епархии) или общецерковным святым.
В Толковом словаре Ефремовой прозорливый значит способный предвидеть будущее; проницательный. То есть прозорливым называют человека, обладающего даром предвидения, прозорливости [4].
Прозорливость есть благодатный дар, отражающий высшую степень единения человека с Богом, способность видения (прозрения) внутреннего устроения иных человеческих душ и грядущих событий, присущая христианским подвижникам достигшим святости [5].
Прозорливость – это пронзительная способность любящего сердца чувствовать, видеть других людей (Алексей Фомин)
Как пишет А. Маркелов: «Жизнь Сашеньки прозорливой внешне не так уж богата событиями. Написанное о ней тоже можно перечесть по пальцам» [6].
В 1904 году Д. Зеленин в своей книге «Кама и Вятка. Путеводитель» пишет о том, что «Шурма – громадное торговое село и завод. Но главная достопримечательность, сделавшая это село центром притяжения многочисленной толпы пилигримов (то есть богомольцев, совершающих путешествие к святым местам) со всех сторон Вятской губернии – это «прозорливая Александрушка» или «Сашенька».
А в 1915 году в Вятке в типографии А. А. Сильвинского выпущена небольшая по размеру листовка «Прозорливая Сашенька Шурминская». Автор листовки - священник церкви села Шурма Уржумского уезда Сергей Акишев. Он знал прозорливую 13 лет, был ее духовником и глубоко верил, что «долго-долго имя Сашеньки и память о ней, как подвижницы и праведницы, будут помнить с похвалами, и к ее тихой могиле не зарастет народная тропа» [1].
Родилась будущая подвижница Александра в 1857 году в селе Шурма, что в тридцати верстах от уездного города Уржума, в семье крестьянина Ивана Елизарова. До одиннадцати лет Саша росла, как все деревенские ребятишки, ничем особенным не выделяясь. Но в одиннадцать лет заболела – сначала отнялась нога, потом рука. К тринадцати годам Сашенька слегла окончательно, не поднимаясь с постели уже до самой кончины. Лежала она только на правом боку да переворачивалась на спину. С первых лет болезни доктора предрекали ей скорую кончину. Однако время шло, а безнадежная, казалось бы, Сашенька продолжала жить.
Сначала ее душа противилась своей участи, но постепенно смирилась. Она полностью ушла во внутреннюю духовную жизнь и молитву. С этого времени и началась та жизнь, благодаря которой Сашеньку узнали не только в Вятке, но и в Казани, Уфе, Перми, Архангельске, Астрахани, даже в Сибири.
А поначалу и родные мало уделяли Саше внимания. И она лежала на голых досках за печкой. Но постепенно окружающие стали замечать в девушке блестки неземного света. Стали приходить к ней с просьбой помолиться. И после ее молитвы незаметно стихала душевная смута, разрешались самые трудные вопросы. Люди спешили со словами благодарности, а Сашенька искренне удивлялась такому почитанию. Так постепенно сложилась, а потом и разрослась слава о Сашеньке.
В Шурму, особенно летом, тянулись вереницы паломников, и не только из крестьян. Среди тех, кто искал совета праведницы, были и священники, и купцы, и интеллигенты. Во время своей жизни в Шурме посещали Сашеньку и Васнецовы (в Шурме работали Николай и Александр Михайловичи) [6]. Приехавшим по пустяковым делам или ради любопытства знающие люди советовали не томиться в очереди: Сашенька всё равно их к себе не допустит. Она принимала тех, кто приходил с большой бедой и важным вопросом, утешала, вразумляла, давала прозорливые советы [2].
Многие люди приходили к ней, и каждый почитал за счастье что-либо подарить ей или дать денег. Но все деньги она жертвовала на украшение храмов Божьих, пристраивала сирот или помогала обездоленным [1].
В жизни своей Сашенька была неприхотлива. Только впоследствии, благодаря пожертвованиям благожелателей, ей построили домик, наняли двух девушек-помощниц, соорудили более мягкую кроватку на колесиках, на которой прозорливую возили в храм. В скудной ее келейке главной святыней был Знаменский образ Божией Матери, перед которым теплилась неугасимая лампада [6]. Пища Сашеньки была чрезвычайно скудная, да и ту она принимала не каждый день. И удивительно, как она, больная, редко позволявшая другим прикасаться в себе, чтобы не усилить неосторожным прикосновением ее боль, при полуголодном существовании прожила почти до 60 лет и всегда была спокойна, жизнерадостна, ласкова [1].
Скончалась Сашенька 1 ноября 1915 года, в день своей небесной покровительницы мученицы Александры. Похоронили ее, по разрешению архиерея, в ограде местной Христорождественской церкви [6].
Духовник Сашеньки Сергей Акишев пишет о том, что она обладала несомненным даром прозорливости, по ее молитвам совершались исцеления, бывали избавления от бед и напастей. Десятки тысяч людей, если не более, побывали у нее, приходя пешком иногда за сотни верст. Обращались к ней многие и письменно. «Пишущий эти строки имеет под руками часть переписки, оставшейся от почившей, и, судя только по этой переписке, получается нечто весьма внушительное, говорящее о великом народном почитании почившей, как праведницы и молитвенницы, как прозорливицы и пособницы в скорбях и бедствиях» [1].
«Свидетельства ее молитвенной помощи неисчерпаемы» - утверждает А. Маркелов в своей статье и ссылается на воспоминания жителей Шурмы. Например, К.И. Назарова вспоминает рассказ своей матери, которая отчаявшись дождаться с фронта мужа, пошла за советом к Сашеньке. Та ободрила ее, и какова же была радость женщины, когда ее муж вернулся живым. Учительница-пенсионерка А.М. Рябова рассказывала историю своей родственницы, которая тяжко заболела. Прозорливая посоветовала ей идти в монастырь, где женщина не только обрела душевный покой, но и выздоровела физически [6].
Июньским утром 1915 года пришла к Сашеньке Варя Казанцева, крестьянка села Селино. Муж Иван Устинович ушёл на войну, и вот уже год не получала она от него весточки. Оставил её с тремя малолетними детьми, с престарелыми своими родителями да с извергом-братом, который терроризировал всю семью, особенно издевался над племянниками. «Потерпи ещё немного, приберёт его скоро Господь, и останешься ты у них хозяйкой. Мужа, хоть и надеешься, не жди: его убили. Поднимай детей сама», — сказала старица посетительнице. Через три месяца после Сашенькиного пророчества деверя-буяна вдруг скрутил тяжкий недуг, а ещё через полгода «прибрал его Господь»[2].
Предсказала праведница и свою кончину, заметив в 1914 году: «Ныне я именины праздную, а на следующий год вряд ли удастся». Так и произошло: 1 ноября 1915 года старица упокоилась. Как уже было сказано, похоронили блаженную Сашеньку в ограде местной Христорождественской церкви. Но еще при жизни она не хотела этого, говоря: «Мои останки помоями поливать будут». Ее пророчество сбылось полностью. Большевики устроили в храме кабак с кощунственным названием «Под кумполом». А в 1950 году здесь был устроен маслозавод. Все, что находилось в черте церкви, было разрушено и обезображено, на территорию церкви лились потоки нечистот.
Кажется, что память праведницы была изжита, но верующие жители Шурмы всегда ее помнили, вписывали ее имя в свои заупокойные записки; некоторые держали фотокарточку рядом с иконками. Ее кроватку, по свидетельству краеведа Е.Н. Носковой, хранили как великую святыню. Келейную икону и лампады прятали в специальном тайнике одного из домов. Сейчас маслозавод закрыт. Христорождественский храм ждет часа своего восстановления. Могилка прозорливицы восстановлена на своем месте, на ней вновь появляются живые цветы, установлен памятный крест. Люди стали приходить на место ее упокоения и молиться Сашеньке о помощи [7]. А 12 июня 2007 года в день рождества св. Александра Невского состоялся первый крестный ход до могилы Прозорливой Сашеньки Шурминской.
Заключение
В процессе работы над проектом:
Библиографический список
Слайд 1
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия г. Уржума» Прозорливая Сашенька Шурминская Работа выполнена учащимся 4а класса КОГОАУ «Гимназия г. Уржума» Решетниковым Андреем Викторовичем. Руководитель – педагог-организатор КОГОАУ «Гимназия г. Уржума» Бабенко Анна Ивановна Уржум, 2021Слайд 2
Объект исследования: Прозорливая Сашенька Шурминская . Предмет исследования: факты жизни Сашеньки Шурминской . Цель: в ыяснить, почему Прозорливая Сашенька Шурминская почитается православным духовенством и верующими Уржумской земли.
Слайд 3
Задачи узнать, почему православные люди ходят крестным ходом, кого называют прозорливыми и кого почитают как святых; собрать сведения о жизни Прозорливой Сашеньки Шурминской ; понять, что именно привело к почитанию Сашеньки Шурминской ; сформулировать выводы.
Слайд 4
Гипотеза Прозорливая Сашенька Шурминская – это православная святая
Слайд 5
Что такое крестный ход Крестный ход – это торжественное богослужебное шествие православного духовенства и других верующих с несением креста, икон и прочих святынь.
Слайд 6
Крестные ходы совершаются в память
Слайд 7
Кого называют святыми В христианстве святой значит благочестивый и добродетельный человек, пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле. Критериями причисления к лику святых служат народное почитание, дары чудотворения, засвидетельствованные при жизни святого или после его смерти. В зависимости от степени распространенности почитания святые бывают местночтимыми или общецерковными .
Слайд 8
Кого называют прозорливыми Прозорливым называют человека, обладающего даром предвидения, прозорливости. Прозорливость есть благодатный дар, способность видения (прозрения) внутреннего устроения иных человеческих душ и грядущих событий, присущая христианским подвижникам достигшим святости.
Слайд 9
Сашенька Шурминская Село Шурма Уржумского уезда Родилась будущая подвижница Александра в 1857 году в селе Шурма в семье крестьянина Ивана Елизарова.
Слайд 10
Священник церкви села Шурма Сергей Акишев знал Прозорливую Сашеньку 13 лет, был ее духовником.
Слайд 11
В Шурму, особенно летом, тянулись вереницы паломников, и не только из крестьян. Среди тех, кто искал совета праведницы, были и священники, и купцы, и интеллигенты.
Слайд 12
Скончалась Прозорливая Сашенька 1 ноября 1915 года, в день своей небесной покровительницы мученицы Александры. Похоронили ее в ограде местной Христорождественской церкви.
Слайд 13
«Александра Ивановна Елизарова известная в народе под именем «Сашеньки прозорливой» обладала несомненным даром прозорливости, по ее молитвам совершались исцеления, бывали избавления от бед и напастей» – пишет в своей листовке священник Сергей Акишев. Предсказала праведница и свою кончину, заметив в 1914 году: «Ныне я именины праздную, а на следующий год вряд ли удастся». В 1915 году похоронили Сашеньку в ограде местной церкви. Но еще при жизни она не хотела этого, говоря: «Мои останки помоями поливать будут».
Слайд 14
Большевики в Христорождественском храме разместили кабак, а в 1950 году здесь был устроен маслозавод. Все, что находилось в черте церкви, было разрушено и обезображено.
Слайд 15
Но верующие жители Шурмы всегда помнили Сашеньку. Ее кроватку, икону и лампады, по свидетельству краеведа Е.Н. Носковой , хранили как великую святыню. Сейчас маслозавод закрыт. Могилка прозорливицы восстановлена, установлен памятный крест.
Слайд 16
Люди стали приходить на место ее упокоения и молиться Сашеньке о помощи. 12 июня 2007 года состоялся первый крестный ход до могилы Прозорливой Сашеньки Шурминской .
Слайд 17
Выводы В процессе работы над проектом проведен обзор источников литературы и интернет-ресурсов , проанализировано жизнеописание Сашеньки Шурминской и установлены факты ее прозорливости и народного почитания на Уржумской земле. Значит Прозорливая Сашенька Шурминская – местночтимая святая.
Слайд 18
Библиографический список Казаков Д.Н. «Блаженные земли Уржумской » / « Уржумская старина»№ 3-4(8),1992г. Чернова-Дресвянникова Н. «Старица Сашенька Шурминская »/ «Вятский епархиальный вестник» № 8 (346) 2016 год http :// azbyka . ru / kriterii - kanonizacii - mestnochtimyh - svyatyh - v - russkoj - pravoslavnoj - cerkvi https://onlinedic.net/ https://www.pravmir.ru/podvizhniki-xristianstva/ http://rusvera.mrezha.ru/ архив Христианской газеты Севера России «Вера»-« Эском » А. Маркелов «Что скажет Сашенька...» Прозорливая Сашенька Шурминская https://vsesvoi43.ru/sashenka-shurminskaya/ ru.wikipedia.org / wiki /Святой https://pravoslavnoe-hristianstvo.mirtesen.ru/blog/43060554199/SHestvie-za-Hristom.-Ob-istorii-i-znachenii-krestnyih-hodov-shes
Басня "Две подруги"
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Сладость для сердца
Ворона
Большое - маленькое