Аннотация: в статье рассмотрены основные способы или приемы правового регулирования информационных отношений, основные направления правового регулирования отношений в Интернете, правореализация.
Ключевые слова: информационное регулирование, оборот информации, кибербезопасность, правореализация.
Вложение | Размер |
---|---|
prekrasnov_a._statya_verno_dlya_publikatsii.docx | 115.02 КБ |
Приёмы правового регулирования информационных отношений
Прекраснов Алексей,
студент группы ОС-1601,
специальности СПО 40.02.01
ГБПОУ «СПЭТ»
Научный руководитель: Степина С.Н.,
преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»
Аннотация: в статье рассмотрены основные способы или приемы правового регулирования информационных отношений, основные направления правового регулирования отношений в Интернете, правореализация.
Ключевые слова: информационное регулирование, оборот информации, кибербезопасность, правореализация.
Интернет лишь недавно вошел в наш обиход, по юридическим меркам – вчера. И сразу в печати и по телевидению стали появляться жуткие рассказы и фильмы о хакерах, которые ловко обводят вокруг пальца правоохранительные органы, что вынуждает бесконечно ограничивать деятельность с информацией.
Современное общество оперирует множеством регуляторов общественных отношений, среди которых – мораль, право, религия, корпоративная культура и другие, но наиболее строгим и весомым из них, гарантом развития социальности, остается право. Как справедливо отмечает Ю.В. Тихонравов, «право есть результат определенной реакции человека на внешнюю реальность и, одновременно, само по себе есть антропогенная реальность, т.е. реальность, созданная человеком, но обретшая независимое от него существование» [12, с.126].
В Российской Федерации за последние годы на основе развития информационных технологий и телекоммуникационных сетей изменился количественный показатель производимой и распространяемой информации, растет скорость ее доставки потребителю, повышается ее наглядность и доступность, расширяется количество участников, осуществляющих ее производство, распространение и потребление. Эти процессы получили отражение в научных публикациях. Особую остроту приобретает проблема адекватного правового регулирования количественного и качественного роста информатизации и автоматизации.
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность темы предпринятого исследования.
В российской теории государства и права проблемы информации, информатизации, права, государства и правового регулирования в информационной сфере разрабатываются давно в трудах С.С. Алексеева, И.Л. Бачило, Ю.М. Батурина, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, O.A. Гаврилова, Д.А. Керимова, В.П. Казимирчука, В.А. Копылова и др.
Задаваясь вопросом, что же такое информационное регулирование, на первый взгляд может показаться, что предметом государственного информационного регулирования является информация, но уже на сегодняшний день информационное регулирование превращается в государственное правовое регулирование отношений в связи с оборотом информации.. По сути, так раньше обстояли дела в СССР, когда информационное регулирование сводилось к производству на государственных мощностях информации определенного качества («идеологически верной») и последующей трансляцией этого информационного продукта на советских граждан, а также, по возможности, на граждан других стран. Оборотной стороной такого информационного регулирования была борьба с «вражеской» информацией, которую для этого случая называли «дезинформацией». Сюда входили запреты на ввоз «идеологически вредной» литературы, глушение западных радиостанций, и так далее. До сих пор многие воспринимают информационное регулирование как государственную политику в области пропаганды и контрпропаганды. Такой подход не то чтобы неверен – он просто неполон.
Именно из этого мы выделили термин «информационное регулирование».
Информационное регулирование – это регулирование отношений, возникающих между гражданами, организациями и органами государственной власти в связи с оборотом информации.
Под «оборотом информации» мы будем понимать полный цикл «жизни» информации – ее создание, передачу, сбор, накопление, хранение, анализ, искажение и, наконец, уничтожение.
В последние 15-20 лет, сначала на Западе, а потом и России стали говорить о рождении новой отрасли права – информационного права. В отличие от классических отраслей права, таких как уголовное или гражданское, информационное право является комплексным, то есть его нормы разбросаны по отдельным, классическим отраслям и объединены только общим объектом – отношениями в связи с оборотом информации.
Как заметил А. Румянцев в своей статье «Информационное право»:
«Изучающим российское информационное право повезло – по ряду причин, степень объективности которых не вполне понятна, мы оказались среди стран-лидеров по объему информационного законодательства. Уникальной особенностью российской правовой системы является наличие в ней законов, содержащих информационное право в чистом виде. Обусловлено это, скорее всего, теми субъективными причинами, которые влияют на законодательный процесс в нашей стране (кто пишет законы, на чьи деньги и т.д.)» [13].
Действительно, в 1995 году в РФ был принят федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», который положил начало правовому регулированию информационных отношений как выделенной области. Несмотря на множество недостатков, закон сыграл позитивную роль по приведению в порядок информационно-правового мышления граждан и государственных служащих.
В Российской Федерации основным законом является Конституция Российской Федерации. В статье 29, часть 2 Конституции РФ говорится, что «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
А статья 5.26, часть 2 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" запрещает «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение» [5]. С июля 2013 года оскорбление религиозных чувств может квалифицироваться как уголовное [9].
Характер правового регулирования информационных отношений предопределяет специфику юридического воздействия на эти отношения или, другими словами, указывает на метод правового регулирования информационных отношений. В отличие от предмета правового регулирования, отвечающего на вопрос о том, что (какая информация, объект и др.) регулируется правом, метод правового регулирования информационных отношений указывает на то, как регулируются эти отношения.
Следовательно, метод в этом случае – это совокупность специфических приемов, способов правового регулирования информационных отношений. Способы, приемы являются составляющими метода, это его структурные компоненты. В этой связи необходимо различать следующие основные способы или приемы правового регулирования информационных отношений:
а) позитивное обязывание – возложение на субъекты обязанности к активному поведению в информационной сфере;
б) дозволение – предоставление субъектам права на свои собственные активные действия в этой сфере;
в) запрещение – возложение на субъекты обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом.
г) в качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации – своеобразные стимулы к правовому поведению в информационной области.
Показано, что указанные общественные (информационные) отношения регулируются с помощью различных методов, посредством разнообразных приемов и способов воздействия норм различных отраслей права на поведение участников информационных отношений, на регулируемые этими отраслями информационные и иные отношения.
Типы правового регулирования: общедозволительный – выражается формулой «дозволено все, кроме запрещенного законом»; разрешительный – выражается формулой: «запрещено все, кроме разрешенного законом».
В главе 2 Конституции РФ среди прав и свобод человека и гражданина провозглашено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Предпринимательская деятельность как один из видов общественной деятельности не может существовать без информационного обеспечения, правовое регулирование которого и будет рассмотрено в данной статье.
В соответствии с Конституцией РФ, вопросы информации находятся в ведении Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации относит информацию к объектам гражданских прав (ст. 128). Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О коммерческой тайне" определяет понятие таких видов информации, как служебная тайна (ст.13) и коммерческая тайна (ст. 1).
Можно выделить основные направления правового регулирования отношений в Интернете: защита от вредной и незаконной информации; соблюдение авторских и смежных прав; вопросы электронного документооборота, доменные имена, правовое регулирование отношений при использовании электронной цифровой подписи; вопросы киберэкономики (электронные деньги, реклама, маркетинг, электронные публикации, электронные контракты, налог на передачу информации, ЭЦП; информационная безопасность; правонарушения в Интернете.
В целом сущность информационных правоотношений в обществе можно охарактеризовать следующим образом:
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, которые возникают при формировании и использовании информационных ресурсов, защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Нормы, регулирующие информационные отношения, которые возникают при осуществлении разных видов предпринимательской деятельности, содержатся в специальном законодательстве: в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", Федеральном законе от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федеральном законе от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ряде других актов.
В субъектах РФ приняты свои законы, регулирующие информационные отношения на территории соответствующего субъекта РФ. При этом следует подчеркнуть, что законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Можно утверждать, что правовое обеспечение информационной безопасности, а следовательно, и нормативное регулирование информационных отношений представляет собой самостоятельное комплексное направление правового регулирования, осуществляемого в рамках реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности. Оно образуется совокупностью институтов и норм информационного, конституционного, гражданского, административного и, в определенной мере, уголовного права, регулирующих отношения в области обладания и обмена информацией и противодействия угрозам безопасности субъектов информационных отношений.
Большую роль в регулировании информационных отношений играют подзаконные нормативные акты. Среди них необходимо назвать Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера".
Регулирование соответствующих вопросов информации осуществляется и актами федеральных органов исполнительной власти: Росстата, ФНС России, Минфина России, Минэкономразвития России и др.
Обычно к стадиям правового регулирования в теории государства и права относят и фактически правомерные действия, деятельность субъектов, участников правоотношений, связанную с достижением ими фактических целей (удовлетворение своих интересов). Думается, что действия такого рода находятся за пределами правового регулирования информационных отношений. Они, как ранее отмечалось, завершают работу механизма действия права и охватываются содержанием иного его звена – правореализации. Задача же правового регулирования информационных отношений ограничивается обеспечением механизма действия права в информационной сфере регулирующими средствами поведения, совокупность которых образует механизм правового регулирования информационных отношений. И этот механизм должно рассматривать как совокупность юридических средств (нормы права, субъективные права, обязанности, юридические факты, акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов), с помощью которых осуществляется правовое регулирование информационных отношений в обществе.
Несмотря на всю сегодняшнюю политику по отношению к свободе слова и информации в России, все движется с попеременным успехом, то государство понимает, что уголовные дела за картинки у пользователей в личной галерее это безрассудство и отменяет их, то безостановочно предлагает новые безумные законопроекты по типу Проекта Федерального закона № 608767-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 12.02.2019) (в части обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет» на территории Российской Федерации)» предусматривает возможность изолированной работы российского сегмента Сети. Как сказано в пояснительной записке, «проект федерального закона подготовлен с учётом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США».
Когда речь не идет о национальной безопасности и борьбе с терроризмом, вопрос о регулировании интернет-отношений в мире в основном ставится в плоскости регулирования поведения основных интернет-компаний (Google, Facebook и др.). В 2014 г. премьер-министр Франции М. Вальс подчеркнул озабоченность Евросоюза, связанную с тем, что сегодня один только Facebook больше, чем весь Интернет десять лет назад, что требует перестройки соответствующего регулирования.
Следует констатировать, что специфика информационных отношений требует тщательного правового регулирования. Управленческая деятельность государства состоит в выработке совокупности рыночных условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуг) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара. В настоящее время только на основе рыночной экономики можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что правовое регулирование информационных отношений выступает в качестве самостоятельного направления правового регулирования, что крайне важно для поддержания эффективной защиты национальной безопасности.
Между тем, признавая, что информационное законодательство сформировалось в самостоятельную отрасль законодательства, следует учитывать и то, что сегодня необходимо его развитие и дальнейшее совершенствование. В первую очередь необходима разработка новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов, направленных на восполнение пробелов в правовом регулировании общественных отношений в информационной области, особенно в связи с введением в законодательство новых понятий, применяемых в информационно-телекоммуникационных технологиях. Важно также устранить внутренние противоречия федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в т.ч. международных соглашений.
Список используемых источников:
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Сторож
Рисуем домики зимой
Как нарисовать зайчика
Пока бьют часы