Южной (или Волжской) Венецией наш город называют не случайно. Астрахань расположена в самой дельте Волги на 11 островах и пронизан множеством рукавов и протоков волжского русла (Болда, Кутум, Царев, Кизань). Отсюда и обилие мостов, перекинутых через реки и ерики, что, к слову, роднит Астрахань с городом Санкт Петербургом – «Северной Венецией» нашей Родины. В своей работе Самира сделала попытку рассказать о большинстве мостов нашего города и выяснить какой мост в городе самый красивый.
Вложение | Размер |
---|---|
astrahan-_gorod_mostov.docx | 37.52 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Исследовательская работа
«АСТРАХАНЬ ГОРОД МОСТОВ»
Выполнила: Исенгулова Самира, ученица 10А, МБОУ г. Астрахани «СОШ № 6»
Руководитель: Коротеева Мария Вячеславовна, учитель истории, обществознания
Астрахань 2021г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………..................................................................................3
Цели проекта……………………….………..……...…………..………………3
Задачи проекта……………...……………………….……………….…………3
Методы исследования………………………..…………………………………3
Основная часть…………………………………………………….……………4
1.История мостов.................................................................................................4
2. Мосты Астрахани.............................................................................................6
Список литературы …........................................................................................
ВВЕДЕНИЕ.
Я люблю гулять по улицам родной Астрахани. Мое любимое место прогулок – набережные Волги, Кутума. Здесь на берегах этих рек, а также канала 1 Мая, я погружаюсь в прошлое своего любимого города: старинные здания, красивые мосты – каждый со своей неповторимой изюминкой, в каждом своя история – история моей малой Родины. Мне нравиться рассматривать мосты, постоять на них, полюбоваться красивыми видами города – старинными и новыми, цветущими и ветшающими уходящими в прошлое. Поэтому мне стало интересно узнать побольше о наших мостах. Какой из них самый старый или новый, какой самый красивый, какой самый большой?
Южной (или Волжской) Венецией наш город называют не случайно. Астрахань расположена в самой дельте Волги на 11 островах и пронизан множеством рукавов и протоков волжского русла (Болда, Кутум, Царев, Кизань). Отсюда и обилие мостов, перекинутых через реки и ерики, что, к слову, роднит Астрахань с городом Санкт Петербургом – «Северной Венецией» нашей Родины. Я в своей работе попытаюсь рассказать о большинстве мостов нашего города. Обо всех мостах и мостиках рассказать мне не хватит просто времени.
Цель данной работы:
- узнать сколько мостов соединяют берега рек в Астрахани и рассказать историю некоторых из них,
- провести опрос среди астраханцев какой мост, по мнению астраханцев, является самым красивым.
Указанная цель предполагает решение следующих задач:
- собрать информацию;
- провести опрос жителей города о самом красивом мосте Астрахани;
- проанализировать собранную информацию;
Объект исследования: мосты Астрахани.
Предмет исследования: история, краеведение.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сербский писатель Иво Андрич сказал некогда о мостах: «Они важнее, чем дома, они более святы, чем церкви, потому что сильнее объединяют. Они принадлежат всем и всем в равной мере приносят пользу; они возводятся именно в тех местах, где сходится множество человеческих потребностей; они долговечнее других строений и никогда не служат какой-то скрытой или злой цели». [1]Многие тысячелетия назад люди заметили, что проще перейти ручей по стволу упавшего дерева, соединившего случайно противоположные берега. Позже стали уже специально срубать деревья для укладки примитивных мостов. Их делали из распиленных бревен или из больших плоских камней, брошенных в воду. Это были предшественники современных мостов из железобетона, которые то перекидывают скоростные автодороги через глубокие долины, то элегантно парят над реками и проливами в виде висячих мостов с большими пролетами.
Мост через реку сближает противоположные берега и живущих на них людей. Этот символ единения глубоко укоренился в нашем сознании и в языке. Мы говорим «наводить мосты», имея в виду, наладить отношения, подружиться; или, наоборот,— «сжечь за собой мосты», то есть исключить любую возможность отступить, изменить свое решение. По-немецки «мост» — Brucke («брюкке»). Считается, что это слово близко по своему происхождению к немецкому слову «Prugel» («прюгель»), что значит «дубина», «деревянная палка». Связь этих слов напоминает нам о тех далеких временах, когда древние германцы строили из бревен и сучьев специальные настилы, или мостки, чтобы по ним перемещаться по топким местам и болотам. Мосты же из дерева и камня начали сооружать в Центральной Европе римляне. Они называли свои сооружения латинским словом «pons», а от него произошли французское «pont» и итальянское «ponte».
О происхождении слова «мост» в славянских языках ученые лингвисты до сих пор не пришли к согласию. Однако оно живет во всех современных славянских языках, имея множество производных. В русском языке это мостовая, помост, мостить, примоститься… Многие города и поселки называются Мостами и Замостьями.
Примитивные мосты, представлявшие собой перекинутое через ручей бревно, возникли в глубокой древности.
Позже в качестве материала начали использовать камень. Первые подобные мосты стали строить в эпоху рабовладельческого общества. Первоначально из камня делали только опоры моста, но потом и вся его конструкция стала каменной. Больших успехов в каменном мостостроении добились древние римляне, применявшие сводчатые конструкции в качестве опор и использовавшие цемент, секрет которого был утрачен в Средние века, но потом открыт заново. Мосты (точнее, акведуки) использовались для обеспечения городов водой. Римский историк Секст Юлий Фронтин писал о том, что акведуки являются главными свидетелями величия Римской империи. Многие древнеримские мосты служат и по сей день.
В Средние века рост городов и бурное развитие торговли вызвало необходимость в большом количестве прочных мостов. Развитие инженерной мысли позволило строить мосты с более широкими пролётами, пологими сводами и менее широкими опорами. Самые крупные мосты того времени достигают в пролёте более 70 метров.
В XVI и XVII веках появилась необходимость в ещё более крупных мостах, которые могли бы пропускать большие корабли. В XVIII веке высота пролёта мостов достигает более чем 100 м.
С конца XVIII века для строительства применяется металл. Первый металлический мост был построен в Колбрукдейле, Великобритания на реке Северн в 1779 году. Высота его пролёта составляла около 30 м, перекрытия представляли собой чугунные арки.
В XIX веке появление железных дорог потребовало создания мостов, способных выдерживать значительные нагрузки, что стимулировало развитие мостостроения. Постепенно в качестве основных материалов в мостостроении утверждаются сталь и железо. Густав Эйфель в 1877 году построил арочный мост из литого железа через реку Дору в Португалии. Высота пролёта этого моста составила 160 м. Длиннейшим в Европе конца XIX века был мост через Волгу в Сызрани, построенный по проекту Николая Аполлоновича Белелюбского и составлявший 1443 м в длину. В 1900 году медали на Всемирной выставке в Париже удостоился мост через Енисей в Красноярске (проект Лавра Дмитриевича Проскурякова).
В XX веке мосты стали строить также из железобетона. Этот материал выгодно отличается от стали тем, что не требует регулярной покраски. Железобетон применялся для балочных пролётных строений до 50 м, а арочных — до 250 м. Продолжает применяться и металл — в XX веке были построены крупные металлические мосты — балочный через реку Святого Лаврентия в Канаде (длина пролёта 549 м), через пролив Килл-ван-Килл в США (503,8 м), а также мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско, США (длина главного пролёта — 1280 м).
Крупнейшие мосты современности, в том числе, высочайшие в мире Виадук Мийо и мост Акаси-Кайкё (длина главного пролёта 1991 м), относятся к вантовым и подвесным. Подвесные пролётные строения позволяют перекрывать наибольшие расстояния.
Многие мосты являются выдающимися памятниками зодчества и инженерного искусства. В некоторых городах, таких как Санкт-Петербург или Прага, мосты являются неотъемлемой частью городской архитектуры.
МОСТЫ АСТРАХАНИ.
Город Астрахань расположен в дельте Волги на 11 островах.
Если посмотреть на один из ранних подробных планов города окрестностями, выполненный в 1746 году Данилой Менделеевым, то можно подметить причудливое обстоятельство. «Южный форпост России, ворота на Восток и Каспийская Венеция» скромно ютится на «пятачке» освоенной суши у створа Волги и Кутума и сторонится многочисленных огромных по площади «заливов» – ильменей, следов вечных весенних разливов, ериков и «озер». Волжские рукава Кутум, Болда (Балда) и Царев расщепляют левобережный массив суши на три части, вытянутые с востока на запад, где они обрываются в Волгу. На этих-то междуречьях и выросла Астрахань, распластавшись от кремля и Белого города на все четыре стороны. [2]
На город пересечен рекой Волгой, а также рукавами и протоками, отходящими от волжского русла (Кутум, Прямая Болда, Кривая Болда, Царев, ерик Казачий, ерик Солянка, проток Серебряная Воложка,канал им. 1 мая (Варвациевский). Поэтому в нашем городе такое обилие мостов - более 50! Трусовский, Новый, Красный, Татарский, Троицкий, Таможенный, Пешеходный, Армянский, Победы.… У каждого из них своя история и своя особая роль в жизни города.
Многие мосты Астрахани берут своё начало ещё в 30-60 гг. ХVIII века, а то и в более ранние времена. По сдаточной описи «Сколько состоит около города Астрахани по речкам и каналу мостов, перемычек, также перевозов и где именно», составленной в мае 1785г. значится 21 мост и 6 земляных перемычек с трубами для пропуска воды. В то время по количеству этих сложных инженерных сооружений Астрахань соперничала с Петербургом и Москвой, а первоначально спроектированный и построенный Красный мост с подъёмными звеньями был уникальным в своём роде.[3]
Самые первые мосты в Астрахани начали строится ещё в 16 веке, но сведений об этих деревянных сооружениях, соединяющих берега небольших ериков, не сохранилось.
Строительство мостов было начато в середине XVIII века. Большинство из них связано с историческими событиями нашего города. Рассмотрим некоторые из них.
Особо знаменит Красный мост (через Кутум), построенный в 1706 году по распоряжению фельдмаршала Шереметьева, усмирявшего тогда астраханское восстание. Для перехода войск был необходим временный мост, называемый ещё плавучий, из бревенчатых плотов, наплавной, судовой или понтонный на судах или лодках: деревянный мост на плавающих брёвнах. Наплавные мосты могли быть разводными, для пропуска судов одну часть моста (плот) отводили в сторону. Проезд через мост был платный. В 1766 году мост обветшал и в 1769 был построен мост на сваях, с подъёмными мостовыми звеньями. О происхождении названия Красного моста идут споры. Кто-то предполагает, что он так назван из-за множества пролитой крови, кто-то, что в честь лидера восстания 1705–1706 гг., а кто-то считает, что по названию части бугра, у подножия которого он находится. Бугор, на котором стоит мужской монастырь, в древности называли красным, что означало «красивый». Однако в 1771 году состоялся «великий шторм» и мост утратил свою былую красоту и значимость.
Следующий ближайший от стрелки мост – Коммерческий, название которого тоже не просто так родилось. Здесь всегда было многолюдно, приставали лодки, морские рыбницы, велись продажи. В 1898 году планировалось проведения трамвая. Мост хотели делать железным, но так как средств не хватало, он остался деревянным, лишь укреплённый железными связями.
Рассмотрим мост Бражский, после названный Пешеходным, а сейчас известный нам как Мост влюбленных, построенный в 1805 году. Он тоже был деревянным, шириной три сажени. У моста со стороны Селения была часовня, тоже деревянная. В течение всего дня здесь велась торговля молочными продуктами, фруктами, орехами, сладостями.
Не менее интересен мост Сапожниковский, ранее Спасский. После ремонта в 1889 году он был замощён камнем-булыжником, такое покрытие использовалось впервые. Назван он в честь рода Сапожниковых, которые помогали финансово городу и в постройке моста.
Мост Воздвиженский назван так по близлежащей Крестовоздвиженской церкви. По нему ранее проходили трамвайные линии. Кроме этого, в XVII веке началось сооружение канала на средства греческого купца и мецената Варвация. Первым на эти деньги был построен Армянский мост. Вдоль набережной этого моста астраханцы устраивали конские бега на бричках и фаэтонах. А зимой это происходило на льду. Также ранее русские мерились силой с татарами, евреями, греками, персами, турками, устраивали битвы стенку на стенку и побоища на Полицейском мосту.
Интересный мост, ранее называвшийся Луковским по названию ерика, выстроен в 1911–1912 гг. Сейчас это Мост Победы – в память о победе над белоказаками в 1918 году.
Самые длинные, но не самые старинные мосты – Старый и Новый. Новый мост был построен в 1988. Его длина 4,5 км. На основной части ранее располагалась ГИБДД, а также БТРы.
Старый мост, до 1989 года носил название «Трусовский», вовсе не такой уж и старый, но информация о нем очень скупая. В июле 1942 года для обеспечения бесперебойных железнодорожных перевозок, Астраханский Городской комитет обороны принял постановление о строительстве железнодорожного моста через реку Волга в районе Астрахани. Строительство проходило под номером 115. Срок окончания и пуск моста в эксплуатацию был намечен в мае 1943 года, но в итоге мост был сдан 4 января 1943 года. В послевоенные годы вновь встал вопрос о развертывании работ по окончательному строительству железнодорожного моста через Волгу. По решению Совета министров СССР от 23 мая 1949 года строительство астраханского железнодорожного моста через р. Волга должно было быть закончено в 1951 году. 8 апреля 1952 года по мосту было открыто железнодорожное движение и мост сдан во временную эксплуатацию. 30 июля 1952 года мост принят в постоянную эксплуатацию. В сентябре 1952 года временный железнодорожный мост был снят и пущен в эксплуатацию новый, комбинированный железнодорожный мост.[4] Известно, что он строился в Германии и был переведен в Астрахань в качестве репарации в счет возмещения убытков понесенных нашей страной от фашистских захватчиков. По легенде при строительстве этого моста использовался труд немецких военнопленных. Один из пролетов моста имеет подъемно-опускную конструкцию для пропуска судов. С одной стороны – это красивое зрелище – подъем моста, с другой – большое неудобство для автотранспорта и пассажиров, из-за возникающей пробки.
Один из самых «молодых» мостов в Астрахани - «Мост дружбы» - самый современный мост города. Он построен в честь российско-азербайджанской дружбы и совмещен с фонтаном. По вечерам мост и фонта освещает светодиодная подсветка. Остроумные астраханцы назвали этот мост «Плачущим».
На этом история мостов города Астрахани не заканчивается. С 2018 года планируется введение ещё одного моста через реку Волгу, но когда это произойдёт пока неизвестно.
Заключение.
Мосты являются важной частью жизни каждого человека. В Астрахани более 50 мостов, но я осветила только 7 мостов. Мной был проведен опрос на платформе google. Опрос прошли учащиеся 10,11 классов, а также члены их семей и родственники.
Цель опроса: выяснить какой из мостов Астрахани, на их взгляд, является самым красивым.
Решение задач: создание буклета «Красивейшие мосты Астрахани»
Метод исследования: опрос и анализ.
Опрос показал, что 45% считают мост Влюбленных красивым, а 30% мост Сапожниковский, 20% - «плачущий мост» (Мост Дружбы народов), 5% заявили что им нравиться Новый мост из-за открывающейся с него красивейшей панорамы реки Волги.
На основе опроса, я сделала вывод, что жители Астрахани мало знают об астраханских мостах, поэтому я решила сделать буклет «Астраханские мосты». Моя цель расширить кругозор наших земляков, показать красоту нашего города.
А вы как считаете «Какой мост в нашем городе самый красивый?»
Список литературы.
2.http://astrakhan.giddom.com/rus/dop_info/Мостовые_сооружения_Астрахани.html
3. Рукав Кутум и Варвациевский канал: историческое прошлое и современное состояние авт. С.А.Иванова, А.В.Болдырева,Е.Г.Локтионова https://cyberleninka.ru/article/n/rukav-kutum-i-varvatsievskiy-kanal-istoricheskoe-proshloe-i-sovremennoe-sostoyanie/viewer
5. https://ast.mk.ru/articles/2015/01/17/astrakhan-yuzhnaya-veneciya.html
6.http://futureruss.ru/worldculture/history_now_days/mosty-v-zhizni-lyudej.html
7. Строительство железнодорожного моста через реку Волга http://gacdao.rusarchives.ru/statiy3.html
[1] https://www.livelib.ru/quote/374588-mosty-rajner-kjote
[2] http://www.astrgorod.ru/content/gorod-na-vode
[3] Рукав Кутум и Варвациевский канал: историческое прошлое и современное состояние авт. С.А.Иванова, А.В.Болдырева,Е.Г.Локтионова https://cyberleninka.ru/article/n/rukav-kutum-i-varvatsievskiy-kanal-istoricheskoe-proshloe-i-sovremennoe-sostoyanie/viewer
[4] Строительство железнодорожного моста через реку Волга http://gacdao.rusarchives.ru/statiy3.html
Госпожа Метелица
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Горка
Весенняя гроза
Мост Леонардо