Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_literature.docx | 43.8 КБ |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Вопросы, подлежащие разработке в индивидуальном проекте: |
1.Проанализировать произведения о Великой Отечественной войне, в которых есть женщина-боец. |
2. Выявить причины, по которым женщина – боец оказалась на фронте |
3.Рассмотреть поведение женщины на войне. |
Рекомендуемые источники информации: |
1.Б.Васильев «А зори здесь тихие» |
2. Стихи военных лет.1941-1945/Сост. С.Наровчатов, Я. Хелемский; Худож. В.Аладьев.-М.:Худож. Лит.,1985. |
3.Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т.12. Ради жизни на Земле/Сост. В.Заливако.- М.:Современник,1990 |
4.Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2т.: Т.1,2.- М.:Дрофа:Вече, 2002 |
Содержание
Введение-------------------------------------------------------------------------- с.4
II. «У войны не женское лицо»
1.Б.Васильев «А зори здесь тихие»; -----------------------------------------с. 6
2.Ю.Друнина – поэтесса-боец: «Зинка», «Бинты».,»Та вернешься»,
«Я только раз видала рукопашный»-----------------------------------------с.10
Заключение -----------------------------------------------------------------------с.18
Список использованной литературы-----------------------------------------с.20
Приложение -----------------------------------------------------------------------с.21
ВВЕДЕНИЕ
Семьдесят с лишним лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война — это жестокость, смерть, разруха. Война — это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб.
Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово «герой» в нашем понимании — это обязательно боец, солдат, одним словом, мужчина. У всех на слуху имена: Жуков, Гастелло, Матросов и многие другие, но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, быть может, и не было бы Победы.
За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
Актуальность
Женщина - это хранительница очага, продолжательница рода, которая является символом жизни, тепла и уюта. На войне же женщина должна убивать, а это противоречит самой сути женщины. Возникает вопрос: почему женщина оказалась на войне?
Цель: понять причины появления женщины на войне.
Задачи:1. Проанализировать произведения о Великой Отечественной войне, в которых есть женщина-боец.
2. Выявить причины, по которым женщина – боец оказалась на фронте.
3. Рассмотреть поведение женщины на войне.
О Великой Отечественной войне написано много произведений, в которых без прикрас показаны все трудности, с которыми сталкивались люди на войне, есть среди этих книг и те, что рассказывают о женщинах-бойцах.
Объект анализа – проза (Б.Васильев «А зори здесь тихие») и поэзия ( стихи Юлии Друниной).
«У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»
Б. Васильев в повести “А зори здесь тихие” показывает трагическую ситуацию, когда женщина-мать берет в руки винтовку, чтобы мстить за мужа; а девушки, еще не успевшие вступить во взрослую жизнь, идут защищать Родину наравне с солдатами-мужчинами. Сюжет произведения прост: пять девушек - зенитчиц во главе со старшиной Васковым идут на задание, цель которого - остановить диверсантов. В итоге все девушки погибают. Васильев, обнажив тему женщины на войне, показывает антигуманную и античеловеческую суть войны, грозящей уничтожением не только людей как отдельных личностей, но и наций, культур, всей человеческой цивилизации.
Читая повесть, понимаешь : смелость, находчивость, мужество наших женщин помогли победить в Великой Отечественной войне.
Перебравшись через болото, при первой же встрече с немцами героини Васильева не пали духом, а действовали с необычайной осторожностью, были очень находчивы. Запомнился эпизод, когда маленький отряд, чтобы обмануть фашистов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Меня восхищает отчаянная храбрость, самоотверженность, сила воли Жени Комельковой, которая бросилась купаться в ледяную воду.
Б.Васильев подробно рассказывает о каждой девушке этого маленького отряда. У каждой героини своя судьба, свой путь на фронт, но все они уходят в бессмертие, защищая родину.
Лиза Бричкина - самая тихая, застенчивая девушка в этом маленьком отряде , дочь лесника. Толковая, умная, понятливая, она хорошо разбиралась в приметах, природе, птицах. Судьба ее не пожалела: с детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Лиза кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Однажды ее отец привел в дом охотника из города, и она, ничего не видя, кроме больной матери и дома, влюбилась в него, но он не ответил ей взаимностью. Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе устроить ее в техникум с общежитием... Но этим мечтам не дала осуществиться война…
Лиза Бричкина была отправлена за подмогой , но она так и не успела дойти до своих, ей очень хотелось поддержать девчонок, поэтому и торопилась, не убереглась на болоте, утонула в трясине.
Соня Гурвич отличалась не красотой, а блестящей эрудицией. Поступив в Московский университет, Соня встретила свою любовь. Однако молодые люди так и не смогли получить высшее образование и создать семью. Возлюбленный Сони ушёл на фронт добровольцем. Девушка также последовала его примеру. Соня свободно владела немецким языком, это и стало главной причиной, по которой Васков взял Соню на задание. Ему необходим был переводчик, чтобы общаться с пленёнными диверсантами. Но определённую старшиной миссию Соня не выполнила.
Соню Гурвич, умную, талантливую девушку, читавшую нараспев блоковские стихи, закололи ножом прямо в сердце. Соня успела крикнуть, потому что удар у немца на мужика был поставлен, не дошёл он до сердца с первого раза: грудь помешала. Эта деталь с новой силой заставляет нас понять, что у войны не женское лицо.
Галя Четвертак , самая молодая, выросла в детдоме , она по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание. Когда началась война, девушка училась на библиотекаря. Галя всегда словно плыла по течению, точно не зная, куда и зачем она идёт. Она не испытывала ненависти к врагу, как Рита Осянина, она не способна ненавидеть даже своих непосредственных обидчиков, предпочитая детские слёзы взрослой агрессии. Девушка ждала от войны романтики, красоты, подвигов. Она была не готова ни морально, ни физически к опасности и смерти. Выдавая свои мечты и желания за действительность, она с трудом адаптировалась к окружающей обстановке. Не отличаясь смелостью и внутренним стержнем, девушка не выдержала психологически, выбежав в панике к немцам.
Помощница старшины, сержант Рита Осянина, строгая, редко смеющаяся девушка, единственная из маленького отряда познала счастье разделенной любви и материнства. Но уже в девятнадцать она становится вдовой. Из довоенных событий она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретилась со своим будущим мужем — старшим лейтенантом Осяниным. Он был застенчив, как и она сама, танцевали вместе, разговаривали... Рита вышла замуж, родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Но тут началась война, и этой счастливой судьбе не суждено было продолжиться: ее муж погиб на второй день войны. Оставив матери своего малолетнего сына, Рита отправляется на фронт, как и тысячи других, мстить за мужа. Я восхищаюсь её решительностью, смелостью. Сколько таких же отважных женщин война заставила взять оружие и идти в бой. Сколько из них погибло, защищая свою землю, свой дом, свою семью.
Полная противоположность Осяниной — Женя Комелькова. Сам автор не перестает любоваться ею: «высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца». Семью Женьки: маму, бабушку, братишку — всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. В женскую батарею она попала за роман с женатым командиром. Жажда жизни и любви толкнула Женю в объятья женатого полковника Лужина, однако Комелькова не хотела разрушать семью. Она лишь боялась не успеть получить от жизни самые сладкие её плоды. Очень артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание. Несмотря на личную трагедию, Комелькова осталась жизнерадостной, озорной, общительной и пожертвовала своей жизнью ради спасения раненой подруги.
Женя никогда ничего не боялась и была уверена в себе. Даже в последнем бою она не верит в то, что следующее мгновение может стать для неё последним. Умереть в 19 лет, будучи молодой и здоровой, просто невозможно.
Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они схожи: все судьбы сломала, изуродовала война… Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически.
Автор стремится показать не просто смерть нескольких девушек. В каждой из них гибнет целый мир. Ни одна из зенитчиц уже не сможет стать ни женой, ни матерью. Их дети не успели родиться, а значит, не дадут жизнь следующим поколениям.
Они отдали свои жизни, чтобы «зори были тихие», чтобы мы, нынешнее поколение девчонок и мальчишек, жили счастливо. Читая повесть, начинаешь понимать, как страшно и ужасно умирать в двадцать лет. Все стремления, мечты обрываются на кусочке свинца, лезвии ножа, в болотной топи...
Эта повесть заставляет нас, не знающих войн, задуматься о том, что нужно сделать, чтобы никогда не повторился этот ужас, чтобы наши девушки никогда не знали, как тяжелы грубые солдатские сапоги, как некрасивы серые шинели.
2.Юлия Друнина – поэтесса-боец
Юлия Друнина — удивительная поэтесса, талант которой позволил ей очень просто и метко описывать собственные переживания, ужасы военного времени и, конечно, романтические отношения. Строки стихов Юлии Друниной оказались настолько близки каждому человеку, что до сих пор остаются актуальными. «Баллада о десанте», «Ты — рядом, и все прекрасно», «Зинка», «Осень», «Знаешь» - эти и другие стихотворения по сей день заставляют читателей переживать чувства, которые вложила в них поэтесса.
Будущая поэтесса родилась в Москве 10 мая 1924 года. Отец девочки работал учителем истории, мать — библиотекарем. Юлия ходила в ту же школу, где преподавал отец.
Творческий дар девочки раскрылся еще в детстве: маленькая Юлия писала стихи о любви и природе, представляя рядом очаровательного принца и переносясь в воображении в дальние страны, которых даже не видела. Также Юлия посещала литературный кружок и неоднократно участвовала в конкурсах поэтов.
К сожалению, будущее оказалось совсем не таким безоблачным, как в стихотворениях. Война внесла свои правки в биографию Юлии Друниной. Едва окончив школу, девушка записалась добровольцем в санитарную дружину. Юлии пришлось скрыть информацию о возрасте, соврав, что уже достигла совершеннолетия.
Девушку отправили работать санитаркой в глазной госпиталь. Суровое время диктовало собственные правила: кроме прямых обязанностей, врачи и санитары помогали добровольным отрядам строить оборонительные сооружения. Спустя некоторое время Юлия Друнина была ранена на фронте.
Оправившись, девушка поступила в Школу младших авиаспециалистов. По окончании отправилась на Дальний Восток в штурмовую роту. Там Юлию настигло известие о смерти отца. Друнина отправилась в столицу на похороны. На Дальний Восток девушка не вернулась, добившись перевода на западный фронт.
Так Юлия Друнина оказалась в белорусском Гомеле, присоединившись к стрелковой дивизии. Спустя некоторое время девушка вновь получила ранение. Поправившись, девушка вернулась на фронт, воевала сначала в Белоруссии, а затем в Прибалтике. В 1944 году из-за сильной контузии Юлию Друнину признали негодной к военной службе. Девушка вернулась в Москву.
В самом имени поэтессы что-то струящееся, нежное, по-детски наивное. Наверное, такой она и была тогда, уходящая на фронт прямо со школьной скамьи. В сырых окопах, под БМП, в придорожной канаве рождались проникновенные строки. Только юное девичье сердце могло так правдиво рассказать о войне. И когда пройдут годы, затянуться старые раны, в ее стихах по-прежнему будут слышны взрывы, свист пуль, а сердце все так же будет сжиматься от боли. Таким по настроению является написанное после войны стихотворение «Ты вернешься». Оно дало название всему сборнику, вышедшему в 1968 г.
Во многих своих стихах Юлия Друнина касается моментов своей биографии, вспоминает людей, воевавших рядом с ней. Чаще всего это реквием, песня над могилой утерянного товарища. Стихотворение «Ты вернешься» посвящено связистке Машеньке.
ТЫ ВЕРНЕШЬСЯ
Машенька, связистка, умирала
На руках беспомощных моих.
А в окопе пахло снегом талым,
И налет артиллерийский стих.
Из санроты не было повозки,
Чью-то мать наш фельдшер величал.
...О, погон измятые полоски
На худых девчоночьих плечах!
И лицо - родное, восковое,
Под чалмой намокшего бинта!..
Прошипел снаряд над головою,
Черный столб взметнулся у куста...
Девочка в шинели уходила
От войны, от жизни, от меня.
Снова рыть в безмолвии могилу,
Комьями замерзшими звеня...
Подожди меня немного, Маша!
Мне ведь тоже уцелеть навряд...
Поклялась тогда я дружбой нашей:
Если только возвращусь назад,
Если это совершится чудо,
То до смерти, до последних дней,
Стану я всегда, везде и всюду
Болью строк напоминать о ней -
Девочке, что тихо умирала
На руках беспомощных моих.
И запахнет фронтом - снегом талым,
Кровью и пожарами мой стих.
Только мы - однополчане павших,
Их, безмолвных, воскресить вольны.
Я не дам тебе исчезнуть, Маша, -
Песней
возвратишься ты с войны!
В 1943 году Друнина получила тяжелое ранение, попала с ним в госпиталь. На больничной койке она создала свое первое стихотворение, посвященное войне, – “Я только раз видала рукопашный…”. Это четверостишие принесло молодой поэтессе всесоюзную славу. По сей день его включают в большинство антологий военной лирики, издаваемых на территории России.
Посредством короткого емкого стихотворения, лишенного средств художественной выразительности, Юлия Владимировна сумела сказать очень многое. Война способна нанести непоправимый удар по человеческой
психике. Даже раз увиденный рукопашный бой навек остается в памяти. В понимании поэтессы он гораздо хуже обычного, что читается между строк.
Переход в рукопашную – столкновение с врагом лицом к лицу. Нередко у солдат в подобные моменты возникает понимание того, что в армии противоположной стороны служат такие же люди, у которых есть семьи и друзья. Рукопашный бой, виденный лирической героиней единожды наяву, впоследствии не раз снился ей. Он навсегда засел в памяти. Большинству мужчин сложно признаться, какой страх рождает рукопашный бой. Юлии Владимировне, как женщине, сделать это гораздо легче. Юная поэтесса была предельно искренней со своими читателями, что давало ей силу и мужество. По ее мнению, люди, считающие войну нестрашной, ничего о ней не знают.
Кто говорит, что на войне не страшно
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(1943)
Достаточно сложно отличить лирическую героиню военных стихотворений Друниной от самой Юлии Владимировны. В переживаниях, нашедших отражение в поэзии, нет ничего условно-обобщенного или выдуманного от начала и до конца, как это часто бывает в литературе. Проникновенность, честность и убедительность Друниной принесли ей народную любовь, обессмертили ее лирику. Стихотворения Юлии Владимировны – настоящая энциклопедия Великой Отечественной войны, позволяющая многое понять о том сложном времени.
Поэзия Юлии Друниной на военную тематику впечатляет многих читателей своей честностью, эмоциональностью и гуманностью. В ней нет пафоса, зато есть глубокий психологизм и символика. Язык стихотворений достаточно прост, поэтому доступен каждому. Для Друниной важнее всего было донести правдивость переживаний людей во время войны, а не пытаться создать идеальные образы бесстрашных героев. Ярким примером является стихотворение «Бинты». Оно было создано уже в мирное время, много лет спустя после окончания войны.
Композиционно произведение делится на две части. Основной образ – бинты. Вроде бы такой простой предмет, но был всегда востребован в военное время.
Друнина добровольно в юности пошла на фронт в качестве санитарки. И работа с бинтами входила в ее обязанности. Много раз приходилось снимать уже присохшие бинты с раненых солдат. В стихотворении лирическая героиня сознается, что ей страшно срывать эти бинты с бойцов одним быстрым движением, как то было принято. Девушка хочет помочь больным, а не причинять им боль. И поэтому старается размягчить бинт перекисью, медленно, не причиняя большой боли, снять повязку. За такую гуманность ее ругают, ведь если столько использовать перекиси, то на всех ее может не хватить. Героиня это понимает, но не может не сострадать каждому. Это знают и солдаты, поэтому всегда стараются попасть в ее «медлительные руки».
В стихотворении звучит мотив человеческого страдания, что выражается в «страшном взгляде» раненых. Эти мужественные люди уже не могут терпеть ужасную физическую боль. И когда медсестра собирается сорвать уже присохший бинт, то в их глазах появляются слезы. Мысль о том, что будет еще больнее, невыносима для них. Строчки о том, что боец лежит «напружиненный и белый» подчеркивают критичное состояние человека, готового взорваться от боли словно пружина. Это понимает героиня стихотворения, поэтому нарушает правила и не решается причинить ему боль.
Во второй части произведения Друнина размышляет о том, что наука доброты не так просто познается. И фраза «не надо рвать приросшие бинты» приобретает новый философский смысл. Речь идет уж об отношениях между людьми, а не конкретном действии снятия бинтов, как в первой части. Люди часто ранят друг друга поспешными словами и действиями. Тогда как можно поступать гуманно, щадя чувства, подобно тому как «снимать бинты почти без боли». Знала это лирическая героиня и надеялась, что поймет и тот, к кому она обращалась в произведении.
Друнина отправилась на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками семнадцатилетней девочкой. Примерно в середине войны она попала в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. Вместе с молодой поэтессой в нем служила санинструктор Зинаида Самсонова, погибшая в 1944 году в ходе боя за белорусскую деревню Холма (Калинковичско-Мозырская наступательная операция). Она пыталась вынести раненого солдата с нейтральной полосы, но пуля немецкого снайпера остановила храбрую девушку. После смерти Самсонова была удостоена почетного звания Героя Советского Союза. Именно ей Юлия Владимировна адресовала одно из своих самых проникновенных и трагических стихотворений о войне — «Зинка». Произведение было крайне популярным среди солдат. Многие бойцы советской армии знали его наизусть.
Стихотворение состоит из трех частей. В первой поэтесса упоминает важную деталь, касающуюся характера главной героини, через ее прямую речь: «Знаешь, Юлька, я против грусти…». Так читателю становится понятно, что санитарный инструктор Самсонова обладала веселым нравом, старалась не унывать, несмотря на трудности идущей войны. Единственное, что заставляет девушку печалиться — старушка-мать, оставшаяся в одиночестве и с нетерпением ждущая возвращения дочери домой. Зина рассказывает, что у нее нет никого кроме матери на целом свете — ни друзей, ни любимого мужчины. Вторая часть стихотворения посвящена описанию подвига, совершенного Самсоновой. Светлокосая девушка сумела спасти свой батальон, попавший в окружение под Оршей. Вот только для самой Зины геройский поступок обернулся смертельным ранением. Третья часть произведения рифмуется с первой. Но если сначала мы видели прямую речь Самсоновой, то в финале слышим голос лирической героини. Самое сложное для нее теперь — написать матери Зинаиды о гибели дочери. Ей трудно подобрать подходящие слова, потому что словами невозможно облегчить горе старушки, узнавшей о ранней смерти собственного ребенка.
Впоследствии Друнина и в прозе вспоминала о дружбе с Самсоновой. По словам Юлии Владимировны, девушек в батальоне было всего двое. Спали они на одной шинели, укрываясь другой, ели из одного котелка. Как при таких обстоятельствах не возникнуть дружеским отношениям? Друнина сожалела, что немного совместного времени выделила им война. При этом добавляла: даже на официальном уровне год на фронте засчитывается за три.
Юлия Друнина в одном из боёв была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны 1-й степени .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав повесть Бориса Васильева и стихи Юлии Друниной, я пришла к следующему выводу.
1.Книги о Великой Отечественной войне необходимы не только потому, что в них отражена история нашей страны, но и потому, что, читая и заново просматривая их, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».
2. Если для мужчины защита Отечества — это долг, священная обязанность, то девушки шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они все равно шли. Шли и осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик... Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они все равно шли.
3.Читая произведения о войне , понимаешь : смелость, находчивость, мужество наших женщин помогли победить в Великой Отечественной войне.
4. В повести Васильева «А зори здесь тихие...» женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только к встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.
4. Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.
5. Насколько сочетаемы женственность и жестокость?
Ответ на этот вопрос дала война. Нежность, трепетность и чуткость против ужаса, страданий и смерти.
Можно ли сохранить душевный свет и теплоту, пройдя через все круги военного ада? Можно. Это и доказала своей поэзией Юлия Друнина.
Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом...
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Васильев Б.Л. А зори здесь тихие: М.: Детская литература,1979
2. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2т.: Т.1,2.- М.: Дрофа: Вече, 2002
3.Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т.12. Ради жизни на Земле/Сост. В.Заливако .- М.:Современник,1990
4.Друнина Ю.В. Метель :Стихи, поэмы. -М.: Советский писатель,1988.
5.Стихи военных лет.1941-1945/Сост. С.Наровчатов, Я. Хелемский; Худож. В.Аладьев. -М.: Худож. Лит.,1985.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихи Юлии Друниной
Бинты
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
Зинка
Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой.
1.
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет...
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
2.
С каждым днем становилось горше,
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
3.
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала...
Кто говорит, что на войне не страшно
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(1943)
«Я ещё, ребята, не жила…»
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила…
И бойцы вокруг неё толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать — это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…
Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.
Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко —
В сорок первом он сейчас году.
Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила…
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Ветер и Солнце
Снег своими руками
Про пингвинов
Юрий Алексеевич Гагарин