Итоговый индивидуальный проект. Выполнила обучающаяся 9 "Д" класса Гавля Евгения
Вложение | Размер |
---|---|
gavlya_e._proekt.docx | 269.73 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №385 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Итоговый индивидуальный проект
Тема: «Травматизм при занятиях физической культурой и спортом»
Выполнила: ученица 9 «Д» класса
Гавля Евгения Олеговна
Руководитель:
Ларичева Ольга Васильевна
Г. Санкт-Петербург
2021
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………… 3
Основные понятия травматизма…………………………………………......4
Виды травм………………………………………………………………………5
Классификация травм………………………………………………………….6
Факторы риска травматизма………………………………………………….7
Причины возникновения травматизма……………………………………...9
Общая профилактика травматизма в спорте………………………………10
Исследование……………………………………………………………………13
Список используемой литературы, ссылки сайтов………………………..16
Введение
Травмы при занятиях физической культурой и спортом возникают относительно редко по сравнению с травмами, связанными с промышленным, сельскохозяйственным, уличным, бытовым и другими видами травматизма, - около 3 % к общему числу травм.
Возникновение повреждений при занятиях спортом, противоречит оздоровительным задачам системы российского физического воспитания. Хотя, как правило, эти травмы и не опасны для жизни, они отражаются на общей и спортивной работоспособности спортсмена, выводя его на длительный период из строя и нередко требуя много времени для восстановления утраченной работоспособности.
Актуальность темы исследования: На сегодняшний день безопасности уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма детей и работников учебных, спортивных, образовательных организаций.
При занятиях физической культурой и спортом учащиеся и спортсмены входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к урок физической культуры отличается от других уроков высокой двигательной активностью занимающихся (тоже самое и с занятиями спортом), с использованием различного спортивного инвентаря и оборудования.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что причины возникновения травматизма связаны с нарушением техники безопасности, некачественной разминкой, слабым самоконтролем и контролем а также контролем наставника.
Цель исследования: Определить, что влияет на появление травм при занятиях физической культурой и занятиях спортом.
Для достижения заданной цели нам нужно в работе решаются следующие исследовательские задачи:
Методы исследования:
Структура исследования: проект включает в себя введение, 6 разделов, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, исследование по нашей теме в моем классе, заключение, список ссылок на источники информации.
Основные понятия травматизма и его виды
Травма - это нарушение целостности (повреждение) тканей, частей тела, органов и других анатомических образований, вызванные воздействием каких-либо факторов внешней среды. Травмы могут возникать вследствие нарушения техники безопасности, требований к организации и методике проведения занятий.
Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. [2]
Травмы гимнасток:
Исследования показали, что чаще всего острые травмы художественных гимнасток локализуются в области нижних конечностей:
Виды травм
Виды травм:
Тяжелые травмы-это травмы вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящие к потере учебной и спортивной трудоспособности сроком свыше 30 дней.
Средние травмы- это травмы с выраженными изменениями в организме, приводящие к спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней.
Легкие травмы- это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и не приводящие к потере общей и спортивной нетрудоспособности (ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение).
Первичные. Такие повреждения возникают внезапно. Причиной может стать механическое воздействие, неосторожность и пр.
Вызванные перегрузками. Спортивные травмы локтя (теннис), плеча (плавание, бросание мяча, метание), голени (бег), колена и позвоночника (гимнастика, тяжелая атлетика, борьба, футбол).
Повторные. При неполном восстановлении спортсмена после травмы нагрузка идет не только на место повреждения, но и на весь организм в целом с целью компенсации работы и слабости травмированного участка тела, тем самым повышается риск получения травмы другого участка тела. [2]
Классификация травм
Классификация травм:
1 Повреждение суставной капсулы и связок.
2 Повреждение мышц и сухожилий.
3 Ушиб
4 Вывих или подвывих
5 Перелом кости
6 Ссадина (царапина).
7 Рваная (открытая рана).
8 Сотрясение.
9 Инфекция или воспаление.
Факторы риска травматизма
Факторы риска травматизма:
3. Подготовленность и функциональные возможности спортсменов:
4. Система спортивной подготовки:
5. Питание, восстановление и стимуляция работоспособности и адаптационных реакций:
6. Организация и проведение соревнований:
Причины возникновения травм
По причинам возникновения травмы делятся на:
Механические - возникают в результате воздействия внешней механической силы (удар, сжатие, растяжение, воздействие активных факторов огнестрельного оружия).
Термические - возникают в результате действия низкой или высокой температуры.
Физические - возникают в результате действия электрического тока (электротравма), высокого или низкого атмосферного давления (баротравма), звука (акустическая травма), ионизирующего излучения (лучевая травма).
Химические - в результате воздействия кислот, щелочей, ядохимикатов, суррогатов, отравляющих веществ.
Психические - вызванные прямой ситуационной обстановкой (конфликт, грубое отношение) или параконтактным воздействием (гипноз, внушение, кодирование и др.)
Причинами возникновения травм являются:
1) недочеты и ошибки в методике проведения занятий;
2) недочеты организации занятий и соревнований;
3) недостатки в материально-техническом обеспечении занятий и соревнований;
4) неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при проведении тренировок и соревнований;
5) нарушение требований врачебного контроля;
6) недисциплинированность спортсменов. [1]
Общая профилактика травматизма в спорте
В независимости от вида спорта, существует общая профилактика травматизма, т.е. правила, не соблюдение которых значительно повышает риск получить травму (не обязательно Вами). Эти правила очень просты и логичны, с ними не поспоришь, но почему-то ими постоянно пренебрегают.
На тренировке необходимо думать только о ней, и ни о чем другом. Быть сосредоточенным на своих действиях, выполнении правильной техники и не отвлекаться на посторонние разговоры и мысли.
В каждом виде спорта есть свои правила техники безопасности, с которыми вы должны ознакомиться в первую очередь. Например, в борцовском зале нельзя сидеть спиной к ковру, в тренажерном зале тяжелые веса должны подстраховываться партнером и т.д..
Плохо висящий мешок может при падении поломать ноги и, между прочим, не обязательно Вам... Если у тренажера перетерт тросик - такой тренажер лучше обходить стороной, а ответственному за зал - надавать как следует. Следует обратить внимание и на наличие на татами осколков стекла, трещин, надрывов, рассоединений матов.
4. Правильная форма и обувь.
Длинные, не по размеру штаны могут зацепиться за пальцы ног. Неправильная или некачественная обувь для бега может привести к болям в голеностопном суставе и колене.
5. Соблюдение правил личной гигиены.
Ногти надо стричь и на руках и на ногах. Одежду(форму) после тренировки сушить и почаще стирать. Использовать шлепанцы в общем душе и т.д..
6. Хорошая разминка и разогрев мышц – Плохая разминка приводит к растяжениям связочного аппарата, уменьшает подвижность и амплитуду.
7. Правильное выполнение техники движений и приемов.
При освоении нового упражнения обязательно начинайте с изучения правильной техники выполнения движения, не торопитесь увеличивать амплитуду, скорость удара или рабочий вес штанги. Пусть ваш организм освоит новое движение, его правильную биомеханику. Именно в силу не сложившегося механизма межмышечной координации при освоении новых упражнений могут происходить растяжения и разрывы мышц, связок и сухожилий.
8. Адекватный расчет своих сил и возможностей организма, а также соблюдение режима дня.
Вы работали всю ночь, не выспались и пришли на тренировку - похвально, но! тренировку следует упростить до минимума - никаких жимов штанги по 140 кг, 10-15 спаррингов тоже до добра не доведут. Также нужно знать о таком факте, как перетренированность, которая возникает из-за переоценки возможностей своего организма и чрезмерном упорстве в занятиях спортом. Сюда же относится чрезмерное упорство при растягивании, приводящее к растяжению мышц.
9. Старые травмы нужно долечивать до конца.
После получения травм снижайте нагрузку до полного излечения, иначе к имеющейся заработаете новую.
10. Профессионально подготовленный тренерский состав.
Часто ли ваш тренер зачитывает Вам технику безопасности, проверяет состояние вашей формы, состояние здоровья? Нет? Спросите его почему. Его обязанность - следить за всеми нюансами и делать так, чтобы тренировки приносили Вам только пользу и удовольствие!
11. Нарушение методики тренировок.
Если вы не соблюдаете принцип последовательности и постепенности наращивания тренировочных нагрузок, то неизбежно столкнетесь с травмами. Нельзя бросаться из одной крайности в другую при планировании тренировочного процесса. Все изменения программы должны логично вытекать одно из другого. Необходимо также учитывать особенности телосложения, состояния здоровья, возрастные особенности, физическую подготовленность. Травмы возникают при внезапном увеличении частоты, продолжительности или интенсивности тренировки. Безопасным считается увеличение одного из компонентов на 5% без внесения дополнительных изменений . Если один из компонентов увеличивается более резко, то возникает необходимость временных корректировок в одном или обоих оставшихся компонентах.
После тренировки обязательно необходимо выполнить заминку. Заминка – это переходный этап от активной спортивной деятельности к состоянию покоя. Постепенное охлаждение призвано способствовать восстановлению нормального кровообращения. Растягивания, выполняемые во время заключительного этапа тренировки, способствуют развитию гибкости, а также могут предотвратить возникновение мышечной боли и усталости.
12. Врачебный контроль.
При некоторых заболеваниях (если нет запрета на тренировки) должен быть набор ограничений на упражнения и интенсивность тренировок. Например, при головных болях, внутреннем черепном давлении, смещении мозга и т.п. нежелательны резкие наклоны головы, стойка на руках и акробатика и, разумеется, спарринги в контакт. Неверный подбор упражнений без учета состояния здоровья или поспешный допуск к тренировкам после перенесенных травм - верный путь к травме или ее рецидиву на более серьезном уровне. Например, подбор комплекса силовых упражнений без учета здоровья и гибкости позвоночника может спровоцировать ухудшение его состояния. Первое время необходимо уделять внимание исправлению осанки и увеличению гибкости, а затем уже включать в программу более сложные движения. Грубые нарушения спортивного режима (употребление спиртного накануне тренировки) также вносят свой вклад в возникновение травм.
13. Баланс между силой и гибкостью.
Регулярная тренировка гибкости позволит уменьшить тугоподвижность мышц, улучшить координацию, увеличить амплитуду движения в суставах. Тренировка силы может снизить риск небольших мышечных травм, поскольку более сильные мышцы лучше противостоят нагрузкам. Помимо укрепления мягких тканей (мышц, сухожилий, связок), тренировка силы повышает прочность костей, связок и суставов, тем самым повышая сопротивляемость механическим повреждениям. [3]
Исследование
С начала учебного года я наблюдала как мой класс на уроках физической культуры на разминке, в основной и в заключительной части урока выполняют упражнения, соблюдая технику безопасности, самоконтроль, страховку, самостроховку.
Наблюдения показали, что каждый урок начинается с разминки. В разминку входят упражнения на предупреждение травм (наклоны, повороты, выпады, упражнения на растяжку). Таким образом, организм учащихся готов к основной части урока где идет изучение новых элементов, движений, игровая деятельность. В третьей заключительной части мы выполняем упражнения на растяжку мышц и восстановление дыхания (заминка).
Таким образом, посредством правильного распределения разминки и физической нагрузки, травм за этот учебный год не наблюдалось. Травматизм в 9 «Д» классе сведен к нулю. В мед. кабинет учащиеся не обращались.
Я решила провести опрос в своем классе и выяснить занимаются ли мои одноклассники спортом. Я написала несколько вопросов и попросила одноклассников ответить на них.
Цель: определить взаимосвязь между занятиями спортом, травмами и успеваемостью учеников в предмете физическая культура.
Задачи:
Вопросы:
Занимаетесь ли вы спортом? Если занимаетесь, то каким?
Получали ли вы травмы во время занятий спортом? Если да, то какие?
Важно ли по вашему мнению соблюдать технику безопасности?
Как вы считаете нужна ли разминка перед занятиями спортом?
Посещаете ли вы уроки физической культуры в вашем учебном заведении?
Итак, в 9 классе учится 30 человек в возрасте от 15 до 16 лет. 8 человек не присутствовало на опросе по болезни. На опросе присутствовало 22 человека, 15 из которых занимаются различными видами спорта такими как плавание, различные единоборства (карате, смешанные единоборства, ММА (Mixed Martial Arts в переводе на русский- смешанные боевые искусства)), танцами, гимнастикой, скалолазанием, футболом, конным спортом, городошным спортом. Также есть группа ребят, состоящая из 4-х человек, которые занимаются дома тренировками на укрепление мышц (качалка, калистеника). Для удобства восприятия информации, построю диаграммы:
Диаграмма 1: На диаграмме мы видим, что из 22 человек спортом занимаются 15, остальные 7- не занимаются.
Диаграмма 2: На диаграмме мы видим, что из 15 человек занимающихся спортом травмы получали 9, остальные 6- не получали.
Диаграмма 3: На диаграмме мы видим, что все участники опроса, то есть 22 человека, ответили «Да»
Диаграмма 4: На диаграмме мы видим, что из 22 человек 20 ответило «Да», 1 ответил «Нет», 1 ответил «Не везде».
Диаграмма 5: На диаграмме мы видим, что из 22 человек 15 ответило «Да», 6 ответило «Нет», 1 ответил «50/50».
Изучив травмы, которые получили ребята, я разделила их на 6 групп:
Травмы в нашей жизни встречаются довольно часто, и чтобы их избежать нужно следовать определенным правилам и нормам. Очень важно знать правила безопасности в занятиях какой-либо физической активностью. Я познакомила вас с видами травм, причинами травм и мер с помощью которых их можно избежать.
Вывод:
В заключение скажу то, что очень важно соблюдать правила безопасности, проводить правильную разминку и разогрев мышц, также важен контроль тренера – наставника, чтобы не получить травмы. Будьте активными и занимайтесь спортом! Спорт- это жизнь!
Список используемой литературы
[2] https://infourok.ru/sportivniy-travmatizm-vo-vremya-trenirovochnih-zanyatiy-1398294.html
[3] http://sportprimorye.ru/article/587-obshhaya-profilaktika-travmatizma-v-sporte.html
[4] http://aclf.ru/institution/news/detail.php?ELEMENT_ID=1688
[5] Физическая культура 8-9 классы : учебник для общеобразовательных организаций В.И. Лях – 6-е издание
[6] Методика преподавания гимнастики в школе : учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений. Петров П.К 2-е издание
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Денис-изобретатель (отрывок)
Рисуем космос
Лавовая лампа
Пчёлки на разведках