В современном мире без стрессовых ситуаций не обойтись, причём это касается не только взрослых, но и детей. Актуальность темы проекта заключается в том, что термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. Я решила выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести.
Вложение | Размер |
---|---|
Стресс в жизни школьника, презентация | 218.99 КБ |
Стресс в жизни школьника | 68.85 КБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа с.Антоновка Стресс в жизни школьника Подготовила : Мария Александровна Пономаренко обучающаяся 8 класс Руководитель : Наталья Ильинична Арефина педагог-психологСлайд 2
Стресс в жизни школьника Актуальность темы проекта заключается в том, что термин «стресс» получил очень широкое распространение. Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены и поэтому любой конфликт может обернуться настоящей душевной драмой для подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное. Цель исследования: изучение влияния стресса на организм школьника подросткового возраста, вызванного действием стрессоров. Задачи: 1.Изучить теоретическую литературу по теме «стресс», «школьный стресс», дать определение данным явлениям, изучить интернет-источники по данной теме. 2 . Выяснить причины и проявления стресса в целом и школьного стресса, в частности. 3. Провести тестирование с целью изучения стрессоустойчивости обучающихся подросткового возраста.
Слайд 3
Стресс в жизни школьника Объект исследования: состояние стресса. Предмет исследования: влияние стресса на организм человека. Методы исследования: 1. Анализ источников информации по проблеме проекта. 2. Тестирование, анкетирование, опрос (7 вопросов) 3. Анализ полученных данных. Гипотеза исследования: Представим, что стресс имеет однозначное влияния на организм человека, и выделяет только отрицательные моменты . Практическая значимость: использованные в работе методики могут быть полезны для изучения стресса и у других учащихся, которых волнует вопрос собственного здоровья.
Слайд 4
Стресс в жизни школьника Стресс (в психологии) (англ. stress ) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований . Стресс делится на два вида: физиологический (мы не можем повлиять на его проявления) психологический (понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами . делится на два вида информационный и эмоциональный ). Информационный стресс, когда возникает информационная перегрузка. Для этого стресса характерно снижение концентрации внимания, ухудшение памяти. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, когда человек в течение длительного времени остается один, со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, тревоги, ухудшается сон.
Слайд 5
Стресс в жизни школьника Признаки школьного стресса В трудностях во время засыпания и беспокойном сне; Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка; Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности; Невнимательности, отсутствии сосредоточенности. Тревожности и непоседливости. Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его; Упрямства; Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников; Подергивание плечами, качание головой, трепете рук; Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения; Повышенной тревожности
Слайд 6
Стресс в жизни школьника Влияние стресса на здоровье Влияние стресса на здоровье человека очень пагубно. На стресс реагируют все системы организма человека: нервная, пищеварительная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая , эндокринная, репродуктивная и другие . Напряжение психики при стрессе, которое сохраняется длительно, нарушает иммунную систему .. Под влиянием стресса возникают: состояние угнетенности и волнения или перемены в настроении чувство внезапной усталости; потеря аппетита или внезапная тяга к определенной пище; резкое снижение веса; различные высыпания, покраснения, шелушения.
Слайд 7
Стресс в жизни школьника Всего в исследовании участвовало 20 обучающихся из 6-9 классов МБОУ СОШ с.Антоновка . П роводила опрос учащихся. Данные опроса были занесены в таблицу. По результатам опроса большинство респондентов испытывают стресс. Во время стресса ребята чувствуют утомленность, им грустно, печально, и они хотят остаться в одиночестве. Основным методом борьбы со стрессом для учащихся является разговор с близкими. Также ученики сказали, что не испытывают беспричинного беспокойства, однако с трудом засыпают. Главной причиной стресса является нахождение учеников в школе, также личные проблемы, проблемы с родителями. А Б В Г Д Е Ж 1 4 6 8 - - - - 2 0 8 5 5 - - - 3 0 0 9 2 1 5 1 4 0 2 1 3 12 - - 5 5 13 - - - - - 6 4 6 8 - - - - 7 4 4 3 1 6 - -
Слайд 8
Стресс в жизни школьника В результате исследования стрессоустойчивости обучающихся по методике Н. В. Киршева , Н. В. Рябчикова были получены следующие результаты : у подростков преобладает выше среднего и средний уровень стрессоустойчивости (60% респондентов). Высокий уровень стрессоустойчивости имеют 40% из числа опрошенных обучающихся. Следует отметить, что низкий уровень стрессоустойчивости не выявлен.
Слайд 9
Стресс в жизни школьника Анализ результатов анкетирования: «Причины стресса у подростков и наиболее частые иррациональные убеждения » Показал: стрессорами в данной ситуации чаще всего являются факторы, на которые повлиять и исправить самостоятельно невозможно (например, изменить взрослых, родителей, желание нравится всем). Стрессоры Учащиеся (%) Ужасно, если я не нравлюсь другим 10 Если я ошибаюсь, значит, я - плохой 80 Я должен всегда добиваться своей цели 90 У меня все должно получаться легко 80 Я не должен показывать своих чувств 65 Взрослые должны быть безупречны 45 Мир должен быть справедливым и добрым, а плохих людей нужно наказывать 20 Существует всегда только один правильный ответ 35 Лучше избегать выбора, чем рисковать остаться в проигрыше 90 В том, что я несчастен, виноваты мои родители 20
Слайд 10
Стресс в жизни школьника По результатам анкетирования «Факторы , вызывающие стресс у учащихся » выявили: у ченики озабочены нехваткой времени, монотонностью своего учебного труда, бременем ответственности перед предстоящими учебными испытаниями, напряженностью в семье, обязательной сдачей ЕГЭ - отсюда плохое самочувствие . Стрессоры Учащиеся (%) Напряженность труда 80 Нехватка времени 65 Монотонность труда 30 Отсутствие творческого вдохновения 75 Неудовлетворенность правами, обязанностями 40 Неудовлетворенность трудом 15 Ощущение своей бесполезности 40 Бремя ответственности 70 Конфликты с сотрудниками/одноклассниками 10 Напряженность в семейных отношениях 35 Плохое самочувствие 70 Необходимость делать не то, что нравиться, а то, что нужно 80 Всеобщая атмосфера напряженности 80 Постоянное ощущение раздражительности 60 Замкнутость, зацикливание на своих проблемах 15 Обязательная сдача экзамена в форме ЕГЭ 95
Слайд 11
Стресс в жизни школьника Вывод В целом стресс - это обычная действительность нашей жизни. Жизнь без стресса невозможна. У современного школьника в качестве стрессоров выступает стремление к успеху, отношения с учителями, оценка, успешное написание контрольной работы, теста, сдача экзаменов. Стресс не имеет однозначного влияния на организм человека, здесь можно выделить как отрицательные, так и положительные моменты. Наша гипотеза подтвердилась частично. Слабые воздействия экстремальных факторов не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Организму вреден не сам по себе стресс, а его чрезмерная интенсивность .
Слайд 12
Спасибо!
Отдел образования администрации Завитинского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа с.Антоновка
Научно-практическая конференция школьников
«Наука. Творчество. Исследование»
Стресс в жизни школьника
Подготовила:
Мария Александровна Пономаренко
обучающаяся 8 класс
МБОУ СОШ с.Антоновка
19 июня 2006 г.р.
Руководитель:
Наталья Ильинична Арефина
педагог-психолог
МБОУ СОШ с.Антоновка
8-909-815-21-88
с. Антоновка
2021 год
Оглавление
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы стресса 5
1.4. Влияние стресса на здоровье 9
Глава II. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у обучающихся подросткового возраста 11
2.1. Организация и проведение исследования стрессоустойчивости
у обучающихся подросткового возраста 11
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 11
В современном мире без стрессовых ситуаций не обойтись, причём это касается не только взрослых, но и детей. Актуальность темы проекта заключается в том, что термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. Я решила выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести.
Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены и поэтому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное.
Цель исследования: изучение влияния стресса на организм школьника подросткового возраста, вызванного действием стрессоров.
Для достижения цели проекта нам предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по теме «стресс», «школьный стресс», дать определение данным явлениям, изучить интернет-источники по данной теме.
2. Выяснить причины и проявления стресса в целом и школьного стресса, в частности.
3. Провести тестирование с целью изучения стрессоустойчивости обучающихся подросткового возраста.
4. Разработать рекомендации для обучающихся по развитию стрессоустойчивости.
Объект исследования: состояние стресса.
Предмет исследования: влияние стресса на организм человека.
Методы исследования:
1. Анализ источников информации по проблеме проекта.
2. Тестирование, анкетирование, опрос (7 вопросов)
3. Анализ полученных данных.
Гипотеза исследования: Представим, что стресс имеет однозначное влияния на организм человека, и выделяет только отрицательные моменты.
Практическая значимость: Работа имеет практическую значимость, так как, во-первых, результаты проведенного исследования помогут обучающимся нашей школы лучше познать себя, оценить уровень подверженности стрессам. Во-вторых, использованные в работе методики могут быть полезны для изучения стресса и у других учащихся, а составленные мною рекомендации по борьбе со стрессом будут актуальны не только для подростков, но и для других возрастных категорий людей, которых волнует вопрос собственного здоровья.
База исследования: исследование проводилось среди обучающихся 6-9 классов МБОУ СОШ с.Антоновка, Завитинского района, Амурской области. Выборка респондентов составила 20 человек.
Стресс (в психологии) (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье при описании адаптационного синдрома.[1]
Большая энциклопедия по психиатрии под редакцией Жмурова В.А трактует понятие следующим образом: стресс (англ. stress – напряжение, давление) - термин H. Selye обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др.) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы).
Психологический стресс, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией). Собственно стресс сам Г. Селье считает нормальной и необходимой адаптивной реакцией. В патологии обычно имеется в виду дисстресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения.[2]
Оксфордский толковый словарь по психологии: стресс - вообще любая сила, которая, будучи примененной к системе, вызывает некоторое значительное изменение ее формы, обычно с коннотацией того, что это изменение представляет собой деформацию или искажение. Этот термин употребляется в отношении физических, психологических и социальных сил и давлений.
В настоящее время в зависимости от результатов стресса ученые различают:
При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке, может распространяться и на не рабочее время.
Стресс делится на два вида:
авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами. делится на два вида информационный и эмоциональный).
Информационный стресс, когда возникает информационная перегрузка. Для этого стресса характерно снижение концентрации внимания, ухудшение памяти.
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, когда человек в течение длительного времени остается один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, тревоги, ухудшается сон.[3]
Физиологическая и психологическая энергии неразрывно связаны, чем сильнее стресс истощает нас физически, тем более опустошенными мы чувствуем себя психологически. Есть и обратное влияние. Сильное длительное переживание вызывает физиологические недуги.
Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность «стресс кролика»
Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.
Причины стресса могут быть внутренними и внешними. Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное и сделано нами для удобства, так как они все взаимосвязаны. Ниже приведем небольшой перечень причин стресса.[4]
Внешние причины стресса
Внутренние причины стресса
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельности ребенку необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Кроме того к потенциальным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:
Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать стрессовое состояние.
Признаки школьного стресса
Признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах:
Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Влияние стресса на здоровье человека очень пагубно. Если мы не будем знать как справиться со стрессом, то опасность возникновения тяжелых болезней велика. Нам нужно научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации. Если мы долго сдерживаем свои эмоции, подвергаясь стрессу, то они имеют свойство накапливаться и затем происходит взрыв, как бы на ровном месте. Возникает эффект переполнения стакана одной каплей. И все это сказывается на нашем здоровье. [5]
На стресс реагируют все системы организма человека: нервная, пищеварительная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, эндокринная, репродуктивная и другие.
Напряжение психики при стрессе, которое сохраняется длительно, нарушает иммунную систему. Здоровые клетки перерождаются и это приводит к тяжелым заболеваниям. Под влиянием стресса возникают:
Внезапный стресс может привести:
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ с.Антоновка.
Эмпирическое исследование состояло из трёх основных этапов:
Для проведения исследования стрессоустойчивости обучающихся подросткового возраста подобраны следующие методики:
Цель методики: оценка стрессоустойчивости
Сферы применения: выявление уровня стрессоустойчивости.
Провели анкетирование и опрос.
Под стрессоустойчивостью подростка мы понимаем эмоциональную устойчивость, обеспечивающую противостояние стрессовым факторам, организующую направленность поведения подростка на преодоление стрессовой ситуации.
Результаты эмпирического исследования представлены в таблицах и диаграммах.
Всего в исследовании участвовало 20 обучающихся из 6-9 классов МБОУ СОШ с.Антоновка.
Я проводила социальный опрос учащихся. Было опрошено 20 респондентов. Данные опроса были занесены в таблицу (значение букв и № вопросов см. в приложении, числами обозначено количество учащихся).
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | |
1 | 4 | 6 | 8 | - | - | - | - |
2 | 0 | 8 | 5 | 5 | - | - | - |
3 | 0 | 0 | 9 | 2 | 1 | 5 | 1 |
4 | 0 | 2 | 1 | 3 | 12 | - | - |
5 | 5 | 13 | - | - | - | - | - |
6 | 4 | 6 | 8 | - | - | - | - |
7 | 4 | 4 | 3 | 1 | 6 | - | - |
По результатам опроса большинство респондентов испытывают стресс. Во время стресса ребята чувствуют утомленность, им грустно, печально, и они хотят остаться в одиночестве. Основным методом борьбы со стрессом для учащихся является разговор с близкими. Также ученики сказали, что не испытывают беспричинного беспокойства, однако с трудом засыпают. Главной причиной стресса является нахождение учеников в школе, также личные проблемы, проблемы с родителями.
В результате исследования стрессоустойчивости обучающихся по методике Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова были получены следующие результаты стрессоустойчивости подростков: у подростков преобладает выше среднего и средний уровень стрессоустойчивости (60% респондентов). Высокий уровень стрессоустойчивости имеют 40% из числа опрошенных обучающихся. Следует отметить, что низкий уровень стрессоустойчивости не выявлен.
Таблица 1
Уровень стрессоустойчивости | Количество обучающихся |
высокий | 8 чел. – 40% |
выше среднего | 11 чел. – 55% |
средний | 1 чел.- 5% |
низкий | 0 |
Таким образом, стрессоустойчивость обучающихся характеризуется преобладанием среднего уровня, подростки не всегда правильно ведут себя в стрессовой ситуации. Иногда могут сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда подростки «заводятся» из-за пустяка, раздражаются, вступают в конфликтные ситуации.
Анализ результатов анкетирования
«Причины стресса у подростков и наиболее частые иррациональные убеждения»
Стрессоры | Учащиеся (%) |
Ужасно, если я не нравлюсь другим | 10 |
Если я ошибаюсь, значит, я - плохой | 80 |
Я должен всегда добиваться своей цели | 90 |
У меня все должно получаться легко | 80 |
Я не должен показывать своих чувств | 65 |
Взрослые должны быть безупречны | 45 |
Мир должен быть справедливым и добрым, а плохих людей нужно наказывать | 20 |
Существует всегда только один правильный ответ | 35 |
Лучше избегать выбора, чем рисковать остаться в проигрыше | 90 |
В том, что я несчастен, виноваты мои родители | 20 |
Стрессорами в данной ситуации чаще всего являются факторы, на которые повлиять и исправить самостоятельно невозможно (например, изменить взрослых, родителей, желание нравится всем).
Анализ результатов анкетирования
«Факторы, вызывающие стресс у учащихся»
Стрессоры | Учащиеся (%) |
Напряженность труда | 80 |
Нехватка времени | 65 |
Монотонность труда | 30 |
Отсутствие творческого вдохновения | 75 |
Неудовлетворенность правами, обязанностями | 40 |
Неудовлетворенность трудом | 15 |
Ощущение своей бесполезности | 40 |
Бремя ответственности | 70 |
Конфликты с сотрудниками/одноклассниками | 10 |
Напряженность в семейных отношениях | 35 |
Плохое самочувствие | 70 |
Необходимость делать не то, что нравиться, а то, что нужно | 80 |
Всеобщая атмосфера напряженности | 80 |
Постоянное ощущение раздражительности | 60 |
Замкнутость, зацикливание на своих проблемах | 15 |
Обязательная сдача экзамена в форме ЕГЭ | 95 |
Ученики озабочены нехваткой времени, монотонностью своего учебного труда, бременем ответственности перед предстоящими учебными испытаниями, напряженностью в семье, обязательной сдачей ЕГЭ, - отсюда плохое самочувствие.
В целом стресс - это обычная действительность нашей жизни. Жизнь без стресса невозможна. У современного школьника в качестве стрессоров выступает стремление к успеху, отношения с учителями, оценка, успешное написание контрольной работы, теста, сдача экзаменов.
Стресс не имеет однозначного влияния на организм человека, здесь можно выделить как отрицательные, так и положительные моменты. Наша гипотеза подтвердилась частично. Слабые воздействия экстремальных факторов не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Организму вреден не сам по себе стресс, а его чрезмерная интенсивность.
Среди обучающихся реакция на стресс неодинакова, так как все подростки разные и индивидуально реагируют на стрессовые воздействия. Выявление факторов стресса у обучающихся в каждом из индивидуальных случаев поможет учителю, родителю и самому учащемуся в преодолении стресса и профилактике стрессовых ситуаций.
Имея сведения о признаках стресса, способа выхода из него, человеку легче научиться управлять собой в сложных ситуациях. Я разработала памятку по преодолению стресса[7], решила опубликовать рекомендации на школьном сайте и провести при помощи педагога-психолога классные часы по данной тематике.
Приложение 1
Тест на самооценку стрессоустойчивости личности
(Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)
Цель методики: Оценка стрессоустойчивости
Сферы применения: Выявление уровня стрессоустойчивости
Примечание по использованию: групповая, индивидуальная
Инструкция. Вам предлагается бланк-опросник с утверждениями. Обведите кружком подходящий для вас вариант по каждому утверждению. Чем искреннее будут ваши ответы, тем более точный результат вы получите.
Утверждение | Редко | Иногда | Часто |
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе | 1 | 2 | 3 |
2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров | 1 | 2 | 3 |
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы | 1 | 2 | 3 |
4. Я бываю настроен агрессивно | 1 | 2 | 3 |
5. Я не терплю критики в свой адрес | 1 | 2 | 3 |
6. Я бываю раздражителен | 1 | 2 | 3 |
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно | 1 | 2 | 3 |
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | 1 | 2 | 3 |
9. Я страдаю бессонницей | 1 | 2 | 3 |
10. Своим недругам я могу дать отпор | 1 | 2 | 3 |
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность | 1 | 2 | 3 |
12. У меня не хватает времени на отдых | 1 | 2 | 3 |
13. У меня возникают конфликтные ситуации | 1 | 2 | 3 |
14. Мне не достает власти, чтобы реализовать | 1 | 2 | 3 |
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом | 1 | 2 | 3 |
16. Я все делаю быстро | 1 | 2 | 3 |
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт | 1 | 2 | 3 |
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки | 1 | 2 | 3 |
Далее: подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости по таблице:
Суммарное число баллов | Уровень вашей стрессоустойчивости |
51-54 53-50 49-46 45-42 41-38 37-34 33-30 29-26 25-18 | 1 – очень низкий 2 – низкий 3 – ниже среднего 4 – чуть ниже среднего 5 – средний 6 – чуть выше среднего 7 – выше среднего 8 – высокий 9 – очень высокий |
Чем меньше, число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.
Каждый человек способен научиться владеть своим эмоциональным состоянием и тем самым ослабить влияние стрессовой ситуации.
Саморегуляция – это способность человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать, ставить цель, осуществлять выбор и т.д., в том числе и контролировать свои эмоции, уметь расслабиться.
Приложение 2
Анкета «Факторы, вызывающие стресс ».
Цель: Выявить факторы, вызывающие стресс у учащихся.
Инструкция: Ученикам было предоставлено выбрать стрессоры, оказывающие влияние на их психологическое состояние и формирование стресса.
Приложение 3
Анкета
«Причины стресса у подростков и наиболее частые иррациональные убеждения».
Цель: Выявить причины стресса у старшеклассников.
Инструкция: Предложено проранжировать предложения по мере значимости для себя от 1 до 10.
1. Ужасно, если я не нравлюсь другим.
2. Если я ошибаюсь, значит, я - плохой.
3. Я должен всегда добиваться своей цели.
4. У меня все должно получаться легко.
5. Я не должен показывать своих чувств.
6. Взрослые должны быть безупречны.
7. Мир должен быть справедливым и добрым, а плохих людей нужно наказывать.
8. Существует всегда только один правильный ответ.
9. Лучше избегать выбора, чем рисковать остаться в проигрыше.
10. В том, что я несчастен, виноваты мои родители.
Приложение 4
Социальный опрос
А) Да Б) Нет В) Иногда
А) Постоянно Б) Время от времени В) Иногда Г) Никогда
А) Учащается сердцебиение Б) Боли в голове В) Грусть, печаль, желание остаться в одиночестве Г) Не могу собраться с мыслями, всё забываю Д) Постоянные смены настроения Е) Чувствую утомлённость Ж) др. варианты
А) Пытаюсь ровно дышать Б) Употребляю сладкое, мучное, чай
В) Употребляю медикаменты Г) Разговариваю с близкими
Д) др. варианты
А) Да Б) Нет
А) Да Б) Когда как В) С трудом
А) Школа Б) Экзамены В) Проблемы с друзьями Г) Проблемы с родителями Д) Личные проблемы
[1] Селье Г. Стрессология / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1995. - 245 с.
[2] Селье Г. Стресс: тихий убийца / Г. Селье. - ГЕО, 2003. - N5. - 364 с.
[3] Абабков В.А., Перре М., Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПБ: Речь, 2004, 166 с.
[4] Абабков В.А., Веревочкин С.В. Биологические и психологические детерминанты реагирования на ситуации социального стресса. Вестник Южно-Уральского университета, серия: психология, выпуск №3, т.6, 2013, 95с.
[5] Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПБ: Прайм, Еврознак, 2008, 479 с.
[6] Шишенин М.В. Стрессовые ситуации / М. В. Шишенин. - М.: Академия, 1991. - 315 с.
[7] Завязкин О.В. Как избежать стресса / О.В. Завязкин. - М.: Сталкер, 2000. - 320 с.
Лавовая лампа
Свадьба в Малиновке
Где спят снеговики?
Всему свой срок
Хрюк на ёлке