Образование целостный процесс становления и развития личности, процесс принятия личностью нравственных ценностей, усвоение профессиональных знаний, умений, навыков, норм поведения, процесс передаци накопленых поколениями знаний и культурных ценностей.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_polina.docx | 45.57 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района
Санкт-Петербурга.
Исследовательская работа
ТЕМА: «МИНУСЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ».
Автор: ученица 9 Г класса
Артемьева Полина Павловна
Руководитель: учитель физической культуры
Максимова Наталья Романовна,
Санкт-Петербург
2020 - 2021 учебный год
Содержание:
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Введение | 4 |
3. | Глава 1. Сравнение систем образования РФ и СССР | 5 |
4. | Глава 2. Сравнение системы образования РФ и Финляндии | 8 |
5. | 2.1. Российская система образования имеет следующую структуру: | 8 |
6. | 2.2 Структура образования в Финляндии. | 9 |
7. | Заключение | 11 |
8. | Список литературы | 12 |
9. | Приложение | 13 |
Пояснительная записка
Актуальность: Существование и развитие любого государства находится в прямой зависимости от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию и выходу на ведущие позиции в мире, то в первую очередь оно обращает внимание на уровень образованности и грамотности населения. Это связано с тем, что именно благодаря доступной и развитой системе образования, можно подготовить высококвалифицированные кадры, которые будут являться потенциалом развития общества и государства в целом.
Гипотеза: предполагается, что школьная система образования РФ сильно отстаёт в развитии.
Цель: изучить системы образования и провести сравнительный анализ.
Задача:
Методы исследования: анализ методической литературы, сравнение, анкетирование
Введение
Образование. целостный процесс становления и развития личности; процесс принятия личностью нравственных ценностей; усвоение профессиональных знаний, умений, навыков, норм поведения; процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.
Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации. сохранение культурного достояния. развитие качеств личности, необходимых её и обществу для включения в социально значимую деятельность.
Функции образования:
Социализирующая – формирование социально значимых черт личности, необходимых для достойной жизни в обществе.
Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, другое), основной целью которых является образование обучающихся в них.
Глава 1. Сравнение систем образования РФ и СССР
Сравнение нынешней системы образования и системы образования в СССР
Будущее человека и всей страны зависит от уровня образования. Дискуссии о качестве образования в настоящее и прошлое время — ведутся постоянно. Кто-то утверждает, что в СССР учили лучше, а кто-то — что сейчас дети получают намного больше знаний. Хочется сравнить, чем отличались школы от нынешних несколько десятилетий назад.
Разница между советской и современной школой.
На внешний вид школьника во времена СССР обращали особое внимание. Девочки могли носить только косички с бантами коричневого, белого или чёрного цвета. Мальчики носили исключительно короткие стрижки. У детей постоянно проверяли руки, не грязные ли они и нет ли косметики на лице. В настоящее время никто не запрещает школьникам выглядеть так, как они пожелают. Если разрешают родители или семья, сотрудники учебного заведения не могут этому противостоять. Нынешние запреты носят только рекомендательный характер.
Школьная форма, как считается специалистами — наследие прошлого, корни которого произрастают из дореволюционной России. Костюмы, похожие на гимнастёрки, платья с передниками, воротники и манжеты, всё это было скопировано с одежды гимназистов. Сегодня школьная форма не является обязательной, учебное заведение само принимает решение в данном вопросе. Форма может сильно отличаться в зависимости от предпочтения родителей и руководства заведения. Многие утверждают, что форма должна быть единой для всех, как это было в СССР, так дети становятся одинаковыми по социальному уровню. Некоторые утверждают, что единая форма никак не влияет на поведение детей.
Раньше школьная программа была одинаковой абсолютно для всех школ. Над учебниками корпели самые лучше деятели науки. Это позволяло создавать очень качественные материалы, проверенные временем и обществом. Сейчас в каждой школе своя программа обучения, учебники зачастую не проверены обществом и имеют целый ряд ошибок. А родителям приходится долгое время ломать голову, куда лучше отправить чадо на обучение.
Домашние задания из школ СССР и настоящего времени, сильно различаются. Раньше детям необходимо было посещать библиотеки, искать информацию в журналах, делать аппликации. В наше время этого делать необязательно, всё есть в интернете. Нагрузка выросла для родителей, раньше дети выполняли практически всё самостоятельно. Сейчас родителям приходится не только проверять, но и делать те или иные задания самим.
Советские школьники не считали плохими занятиями уборку в классе, дежурство или участие в субботнике. На государственном уровне детей приучали, что любой труд полезен и почётен. В нынешнее время ученики не убирают классы, не чинят мебель, не участвуют в субботниках, так как это может нанести вред здоровью. Современные дети уверены, за ними кто-то должен убираться в общественном месте или на природе.
Школа — дом, а учителя — вторые родители, именно этому учили школьников в СССР. Во всех фильмах, рассказах и песнях, педагоги заменяли родителей и всегда были готовы прийти на помощь своим ученикам. Сегодня ситуация поменялась, учителя должны уважать своих учеников, а дети могут делать всё, что захотят. От учителя лишь требуется уважение личности школьника и обеспечение знаниями на должном уровне.
Ученик, который имел двойку в табеле, во времена СССР вынужден был оставаться на второй год. Так ребёнок должен был лучше освоить знания. Это заставляло детей браться за ум, а родители тщательно контролировали данный процесс. Оставить на второй год современного ученика практически невозможно, это приведёт к большому скандалу. Детей на второй год оставляют по заявлению родителей. Поэтому слабым ученикам завышают оценки, чтобы они выглядели успевающими и не портили статистику.
В советское время уделяли особое внимание чистописанию. Дети с раннего возраста учились красиво выводить прописные буквы. Ребёнку прививали усидчивость и восприятие правописанию. Современные технологии вытесняют необходимость писать от руки, дети всё чаще набирают текст на клавиатуре. Многие уже не могут писать прописными буквами, используя печатные. Уже доказано, что написание от руки лучше воспринимается мозгом, чем напечатанный текст.
Знаниям иностранных языков во времена СССР уделяли мало времени. Это был большой минус, дети знали лишь основу, что мешало им развиваться дальше. Современным школьникам познавать языки намного легче, правда, чтобы получить углублённое изучение, всё равно требуются дополнительные занятия на платной основе.
Учителей всегда уважали в советское время. Авторитет преподавателя действовал не только на ученика, но и на его родителей. Учитель мог легко «держать в руках» весь класс, даже с самыми отъявленными хулиганами, негласно, руководство школы и закон были на их стороне. Учитель мог указать на любые недостатки своего ученика, вплоть до отсутствия воспитания в семье с привлечением участкового. В настоящее время, учителя одна из самых неблагодарных профессий. Родители могут «ругать» учителя за плохое поведение и успеваемость чада, а руководство школы даже не поддержит своего сотрудника.
Распределение времени на учёбу в СССР было крайне жёстким. У детей было строгое расписание и шестидневка, но в день было не более 5-6 уроков. Сейчас у учеников младших классов есть дополнительные каникулы, сокращённые дни и пятидневка. Старшеклассники нагружены занятиями максимально, с раннего утра до позднего вечера шесть дней в неделю. Данная система не всегда оправдана, детям сложно адаптироваться под такую нагрузку.
Сложно сказать, когда система образования была лучше. Поэтому борьба сторонников между советским и современным образованием будет длиться ещё долгое время.
Глава 2. Сравнение системы образования РФ и Финляндии
На сегодняшний день Российская Федерация гарантирует всем гражданам страны возможность получить образование независимо от национальности, социального положения и вероисповедания.
Российская система образования имеет следующую структуру:
- дошкольное образование
- начальное образование
-среднее образование
- высшее образование.
Дошкольное образование предусматривает воспитание детей от 2-х до 7 лет.
Дети в возрасте 6-7 лет начинают обучение в начальной школе, где учатся 4 года, затем переходят в среднюю школу.
После начального образования дети переходят к среднему образованию. Продолжительность среднего образования составляет 9 лет. По окончании 9-го класса учащиеся проходят государственную итоговую аттестацию, т.е. сдают выпускные экзамены и получают аттестат об основном общем образовании. Выпускники 9-х классов могут продолжить образование в школе, либо поступать в профессионально-техническое училище, колледж или техникум.
Аттестат о полном среднем образовании выдается по окончании 11-го класса и сдачи выпускных экзаменов. Наличие аттестата о полном среднем образовании и успешно сданные экзамены позволяют продолжить образование в вузах.
Финансирование образования в России.
В России занижена доля государственных и частных расходов на образование, которая, если основываться на официальных данных, колебалась в диапазоне 3,5%-4,4%. Таким образом, Россия несколько отстает от стран по средним значениям доли расходов на образование, но находится в «интервале допустимых значений». Притом, в России дана установка на важность именно старшей ступени, задача которой – обеспечить поступление в вуз.
Престижность профессии учителя в России.
Обратим внимание, что на Руси и, позже, в России, учительство на протяжении всей истории относилось к духовенству. Оно являлось высшим социальным классом и занимало высокие посты, но находилось в стороне от общества, ограничиваясь рамками одной организации — церковью.
В современной России средняя заработная плата учителя составляет примерно 15 тысяч рублей. Средняя зарплата педагога в 2019 году в Москве составляет около 90 тыс. рублей. Школьный учитель, работающий в Санкт–Петербурге, в нынешнем году получает не менее 54 тыс. рублей. В городах административного назначения в 2019 году средней заработной платой является сумма в 44 тыс. рублей. Профессия учитель требует больших усилий, которые не всегда оцениваются по заслугам.
2.2 Структура образования в Финляндии.
Структура образования в Финляндии имеет следующую структуру:
1. Начальное образование
2. Вторая ступень
3. Высшее образование
В Финляндии обучение в школе начинается с 7 лет. Разрешается приступать к занятиям годом раньше или годом позже.
Все дети, включая граждан других стран, по закону обязаны получить знания на уровне девятилетней школы.
В общеобразовательных 9-летних школах первые шесть лет детей обучает один учитель, в течение последних трех лет - учителя-предметники. Особое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым в повседневной жизни.
Диплома или аттестата, свидетельствующего о среднем образовании, выпускникам общеобразовательной школы не выдают, но они получают право поступить в любое учебное заведение второй ступени, в профтехучилище или гимназию.
Экзамены принимаются два раза в год - осенью и весной. Успешная сдача экзаменов дает право поступления в любые высшие учебные заведения.
Финляндия для своего образования использует модель Болонского процесса.
Болонский процесс - это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования, введение оценки трудоемкости в терминах зачетных единиц и отражение учебной программы в Приложении к диплому. Повышение мобильности студентов, преподавателей, научных работников, обеспечение необходимого качества высшего образования.
Престижность профессии учителя в Финляндии.
Профессия учитель - одна из самых престижных в Финляндии, по своей популярности она уступает только профессиям врача и пожарного, при этом к педагогу предъявляются самые высокие требования, главные из которых - высшее образование.
В Финской системе образования учителям предоставлено высокая степень свободы, гарантированная законом. Преподаватель сам выбирает, по каким учебникам и программам он будет вести обучение, но, конечно, с учетом национальных интересов. В отличие от России в Финляндии нет никаких инспекторских проверок и системы надзора. Учитель имеет свободу выбора методов и содержания образования. В финском школьном образовании исключен всякий отбор по социальному происхождению.
Секрет Финского успеха в области образования.
Стало интересно, в чем же заключается успех Финского образования? Количество часов, проведенных в классе, не отличается от средних показателей по Европе, как же Финляндия смогла добиться таких превосходных результатов по сравнению с другими европейскими странами? Одним из факторов их успеха является, безусловно, высокий образовательный уровень преподавателей. Высокий образовательный уровень подготовки преподавателей позволяет им самостоятельно составлять учебные планы и выбирать методы обучения.
Финская школьная система основывается на культуре доверия, а не принципе контроля. В финской школе учащимся прививают умение самостоятельно, критически мыслить и решать проблемы.
Преподаватели не заполняют головы учеников потоком информации, а развивают у них навыки поиска, творческого мышления. Очень важно, что учащиеся учатся оценивать свою собственную работу и свои достижения.
Заключение
Безусловно, в системе образования РФ произошли изменения, но можно сделать вывод, что по сравнению с СССР, наша страна занимает далеко не первое место в мире по образованию.
Если сравнивать систему образования РФ и Финляндии, то можно заметить сильную разницу в развитии. Также, из опроса в школе, можно понять, что большинство учащихся и учителей не устраивает положение системы образования в нашей стране на данный момент. Исходя из этого, можно сделать вывод, что России есть куда стремиться и что менять, ведь образованность страны очень важно для её будущего.
Список литературы:
Приложение 1
Груз обид
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Этот древний-древний-древний мир!
Пчёлки на разведках