Исследование посвящено проблеме буллинга в школе.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_bullingu.docx | 680.08 КБ |
Школьная научно-практическая конференция
исследовательских работ обучающихся
Исследовательская работа:
«Проблемы буллинга в школе»
Исполнитель:
ученица 6 «Ж» класса МБОУ «СОШ №1» города Кирсанова Тамбовской области, Щербинина Виктория Владимировна
Руководитель:
социальный педагог МБОУ «СОШ №1» города Кирсанова Тамбовской области, Ерохина Ирина Александровна
2021г.
Содержание
1. Что такое буллинг? 4
2. Типы буллинга. 4
3. Социальная структура буллинга. 5
Практическая часть.
Список используемой литературы. 10
В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами.
Действительно в подростковом возрасте у многих несовершеннолетних возникают трудности, конфликты, но в ряду этих разнообразных проблем, особое место отводится буллингу. Подростковый буллинг – это не обычная ссора, а это травля, унижение и создание подростками долговременного статуса для выбранного человека; статус жертвы, изгоя.
В буллинге существует ряд особенностей, одна из них – чувство безнаказанности у агрессоров. Это чувство «стирает» нравственные границы и носит социально-опасный характер, поскольку агрессор делает всё, чтобы возникла блокировка обратной связи от «жертвы».
Таким образом, намного сложнее узнать о проблеме буллинга от самой «жертвы».
Является важным не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую как буллинг.
В XXI веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг, травля, происходящая в Интернете.
Цель данной работы: исследование наличия или отсутствия феномена буллинга в МБОУ «СОШ №1» города Кирсанова Тамбовской области.
В ходе исследования решались следующие задачи:
Объект исследования: обучающиеся 6-х классов.
Предмет исследования: явление буллинга.
Методы исследования:
1. сбор и изучение теоретического материала;
2. систематизация, обобщение и анализ собранной информации;
3. анкетирование учащихся школы и обработка результатов.
Актуальность работы в том, что проблема распространения буллинга среди подростков в нашей школе не изучена.
Практическая ценность состоит в возможности использования материалов работы на классных часах.
Гипотеза исследования: буллинг – явление широко распространённое в школьной среде.
Теоретическая часть.
1.Что такое буллинг?
Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.
Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой «школьной дедовщины», а теперь жертвами буллинга?
Школьная травля, или буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.
Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда это систематическая травля со стороны одноклассников.
Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.
Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.
2.Типы буллинга:
Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.
3.Социальная структура буллинга
Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.
Булли (агрессоры)
1. дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей;
2. не умеющие сочувствовать своим жертвам;
3. физически сильные мальчики;
4. легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.
Инициаторами травли также могут быть дети:
1. мечтающие быть лидерами в классе;
2. желающие быть в центре внимания;
3. с высоким уровнем притязания;
4. уверенные в своём превосходстве над жертвой;
5. дети, не признающие компромиссов;
6. агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;
7. интуитивно чувствующие - какие одноклассники не окажут сопротивление;
8. со слабым самоконтролем.
В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер - булли, то остальные - последователи инициаторов травли одноклассников.
«Союзники» или «зрители» булли чаще всего дети:
Жертвы буллинга
Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.
Особенности детей, являющихся жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:
Практическая часть.
1.Результаты анкетирования обучающихся нашей школы.
После изучения социальной структуры буллинга, было проведено исследование. В исследовании приняло участие 48 учащихся 6-х классов нашей школы. Среди них было проведено анкетирование на знание понятия «буллинг» и отношения к нему. Результаты представлены в таблице:
АНКЕТА | 6Е (23 чел) | 6Ж (25 чел) |
1. Вы знаете, что такое «буллинг»? | ||
а) да | 20 | 23 |
б) нет | 3 | 2 |
2. Сталкивались ли вы с ситуациями издевательства одних людей над другими? | ||
а) да, сталкивался | 20 | 16 |
б) никогда не встречал(а) | 2 | 9 |
в) другое | 1 | |
3. Если да, то в какой форме: | ||
а) унижение (бойкот, изоляция, воровство) | 2 | 9 |
б) оскорбления (насмешки, обзывание, сплетни) | 17 | 16 |
в) физическое насилие (расправа) | 1 | 4 |
г) съемка издевательства на телефон | 1 | 3 |
д) киберуллинг (угрозы, издевательства и унижение в интернете) | 5 | 1 |
4. Где чаще всего встречается травля? | ||
а) в школе | 5 | 9 |
б) во дворе, на улице | 3 | 5 |
в) в соц. сетях, в интернете | 8 | 7 |
г) везде (все вышеперечисленные ответы) | 12 | 3 |
5. Кто, с вашей точки зрения, чаще подвергается травле (буллингу)? | ||
а) тот, кто слабее и не может дать сдачи | 13 | 11 |
б) тот, кто отличается от других (внешне, физически) | 12 | 9 |
в) тот, кто имеет своё мнение | 4 | 3 |
г) другие причины | 2 | 11 |
6. Как вы считаете, есть ли дети, явно нуждающиеся в помощи и защите? | ||
а) да, и много | 15 | 20 |
б) да, но мало | 8 | 3 |
в) нет | 2 | |
7.Испытывали ли буллинг на себе? | ||
а) да | 12 | 9 |
б) нет | 11 | 16 |
8.Если да, то как вы поступали? | ||
а) не рассказывали о буллинге | 2 | 5 |
б) делились с друзьями | 3 | 1 |
в) рассказали родителям | 1 | 2 |
г) обращались к учителям | ||
д) другое | 7 | 1 |
По результатам анкетирования, 10 % обучающихся 6-х классов не знают, что такое буллинг, но все подростки понимают, что такое травля.
Только 23 % опрошенных, не сталкивались с проблемой буллинга.
Самыми распространенными типами буллинга среди шестиклассников являются оскорбления (69%), затем унижения (23%) и кибербуллинг (12,5 %).
Чаще всего буллинг встречается в интернете (31%) и в школе (29%).
По результатам исследования заметили, что жертвой булли может стать человек, который слабее и не может дать сдачи (50 %), а также тот, кто отличается от других школьников внешне (44%).
Среди подростков 71% опрошенных нуждается в помощи и защите.
Явление буллинга испытало на себе 44% шестиклассников.
В подавляющем большинстве «жертвы» буллинга никому не рассказывали о травле.
III.Заключение. Выводы.
В ходе проведенного исследования, было выяснено, что такое буллинг, его формы и типы, социальная структура буллинга, проведено анкетирование среди учащихся 6-х классов МБОУ «СОШ №1» города Кирсанова.
В ходе исследования получила подтверждение гипотеза, что буллинг – явление широко распространённое в школьной среде. Актуальность данной темы также не вызывает сомнения, так как рассмотрено явление буллинга среди обучающихся 6-х классов, а также распространение нового вида буллинга- кибербуллинга.
В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:
В связи с тем, что обучающиеся чаще всего явление буллинга наблюдают в школе и интернете, продуктом нашего исследования стали презентация и памятка для подростков, чтобы школьники понимали, как вести себя в ситуации буллинга.
Список используемой литературы
Колумбово яйцо
Невидимое письмо
Новый снимок Юпитера
Без сердца что поймём?
Нечаянная победа. Айзек Азимов