Проектная работа на тему:
«Серебряный автор – Виктор Сергеевич Ярцев»
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_serebrenny_avtor_-_viktor_sergeevich_yartsev_dot_1.docx | 785.03 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. УСМАНИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
М.П. КОНСТАНТИНОВА
(МБОУ СОШ №2 ГОРОДА УСМАНИ)
Проектная работа
на тему:
«Серебряный автор – Виктор Сергеевич Ярцев»
Выполнила: учащаяся 10 класса
Болдырева Анастасия Владимировна
Руководитель: Цапина И.В.
Усмань, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… | 3 | |
ГЛАВА I ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО В.С. ЯРЦЕВА …………. | 5 | |
| 5 | |
| 6 | |
| 8 | |
1.4. Послевоенные годы ……………………………………… | 10 | |
1.5. Педагогика ………………………………………………... | 11 | |
1.6. Краеведение ………………………………………………. | 12 | |
1.7. Книги В.С. Ярцева ………………………………………. | 14 | |
1.8. В настоящее время… …………………………………...... | 15 | |
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………. | 16 | |
2.1. Интервьюирование ………………………………………. | 16 | |
2.2. Анкетирование …………………………………………… | 20 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………. | 22 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………... | 23 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы
Долг каждого гражданина - знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком».
Нередко бывает так, что учащиеся знают из учебников о великих реках, озерах, горных массивах, огромных городах, о знаменитых, прославившихся чем-то Россию людях, в то же время ничего не могут сказать о родном городе, улице, по которой они ежедневно ходят, о той речке, в которой они летом купаются. Это происходит по разным причинам, в частности, потому что мало литературы по истории родного края, не изучается в учебном заведении. Хуже всего, если это происходит от равнодушия, безразличия к окружающему миру и к истории своего народа, а это может привести к пустоте души.
Вот именно поэтому и возникла идея исследования, которое воспитывает чувство сопричастности к судьбе Отечества, бережного отношения к его культурно-историческим богатствам. Очень важно, на наш взгляд, знание истории малой родины и людей, прославивших ее. Мы считаем, что данная проектная работа может качественно повысить уровень патриотизма у учеников, положительно повлиять на формирование их личности. Современное общество как никогда нуждается в примерах для подражания. Мы считаем, что таким примером может стать Виктор Сергеевич Ярцев.
Цель:Исследовать жизнь и творчество нашего земляка - Виктора Сергеевича Ярцева.
Задачи:
- Изучить биографию, жизнь и деятельностьВ.С.Ярцева;
- Проанализировать вклад В.С. Ярцева в историю нашего края;
- Получить новые знания по истории;
- Привить интерес к людям, которые внесли свой вклад в историю Усманского края.
Гипотеза:Предполагаем, что молодое поколение не достаточно знакомо с историей своего края, с жизнью и творчеством В.С. Ярцева.
Объект: Виктор Сергеевич Ярцев.
Предмет: Биография В.С. Ярцева, его жизнь и деятельность.
Методы:
- Анализ источников информации,
- Интервьюирование,
- Анкетирование,
- Социологический метод - обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе исследования.
Продукт: буклет, видеоролик.
ГЛАВА I ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО В.С. ЯРЦЕВА
Семья В.С. Ярцева: мама - дочь настоятеля Покровской церкви Петра Григорьевича Княжинского, ее брат - известнейший в Усмани краевед Борис Петрович Княжинский, другой брат Юрий- отец камерной певицы профессора института им. Гнесиных Надежды Юреневой. «Дочь священника»,которую с трудом после гимназии приняли в Воронежский сельхозинститут, так из-за этого клейма и не смогла доучиться. Зато в Воронеже познакомилась с будущим мужем Сергеем Ярцевым.
16 августа 1924 года у Ярцевых родился единственный сын Виктор. Мальчику было всего пять лет, когда отца посадили, а семью выкинули из родного дома на улицу.
Приют нашли у бабушки: деда – священника – из Усмани выслали, и она жила одна. Но и из этого дома семью выгнали – буквально в никуда, не предоставив не комнатки, ни угла. Ярцевы и бабушка вынуждены были уехать в Самарканд к Борису Петровичу Княжинскому. Жили крайне тяжело, влачили полуголодное существование, и через два года не выдержали - вернулись в Усмань.
О детских годах у Виктора Сергеевича остались самые гнетущие впечатления: голод и скитания по чужим углам. Вспоминает, что как – то на лето даже снимали сарайчик… Он бегал в лес собирать желуди, мама пекла из них пышки – горькие и чёрные. Несколько картофелин были счастьем – тогда варился суп, а шкурки жарились на… табачном масле.
В 1935 году вернулся из ссылки отец. Но это не принесло в семью ни счастья, ни достатка. Он изучал почвы в степях Казахстана, жесточайшие зимы вынужден был проводить в палатках, где заработал туберкулёз… Спустя всего несколько месяцев Виктор осиротел. И только в 60-е годы семья узнала, что отец полностью реабилитирован.
Перелом к лучшему произошел в 1937 году: Борис сумел купить матери полдома по улице Радищева. Это жилье служит Виктору Сергеевичу до сих пор.
Ярцев уже учился в старших классах школа №1, когда июньское утро 1941 года разделила жизнь всей страны и каждого человека на две части – довоенную пору и войну. Выживать было не просто: хлеб по норме, очереди с 4-х утра, чтобы отоварить карточки… 29 мая 1942 года Виктор Ярцев отгулял свой школьный выпускной. А на следующий день был в военкомате – просился добровольцем на фронт. 6 июня Ярцев прибыл в полк под Воронежем. Но тут вышел указ, и новобранцев отправили учиться, аж в Чувашскую АССР, в школу младших командиров. В декабре будущим минометчиков и пулеметчиков экстренно погрузили в эшелон и отправили на фронт. Ориентируясь по станциям, поняли, что едут в Сталинград.
…Окраина города, вымороженная степь, ледяной ветер сдувает снег, не наскрести земли даже на бруствер, не то что вырыть окоп… Постоянные обстрелы, налеты авиации, бомбежки. Под деревней Малая Россошка Ярцев получил свое первое ранение: выстрел миномета, осколок мины попал в левую руку. Пришлось молодому солдату помаяться по госпиталям.
В марте Ярцев попал в запасной полк в Камышине, потом – под Бутурлиновку, где его обучили на артиллериста противотанковых орудий. А в разгар Курской битвы отправили на передовую. 145 гвардейский стрелковый полк Сумами. И где-то в районе Донбасса Виктора Сергеевича ранило во второй раз. Осколок попал в лицо, и он упросил пролечить его в медсанбате, что бы потом вернуться в свою часть. И через полтора месяцев вновь был в строю.
«Темная осенняя ночь… Колонна движется в полно тишине. Молча передвигая ноги в непролазной грязи, каждый думает свою нелегкую думу, а многие спят на ходу, оказывается, и такое возможно.
Мне в августе стукнуло 19 лет, а за спиной уже Сталинград, вся левобережная Украина, два ранения, госпиталя и медсанчасти», - так начинается статься Ярцев «Один день воны», опубликованная в «НЖ» в мае 2004 года. Форсирование Днепра, подавление пулеметной точки - всего лишь одни военные сутки на Кременчугском плацдарме. А далее – затяжные бои, завершившиеся для Виктора Сергеевича третьим, самым серьезным ранением, когда осколок попал в плечо, но не вышел. И врач не рискнул проводить операцию – мол, если будет сильно беспокоить, в мирное время достанут. Ярцев живет с этим осколком до сих пор.
…В Румынии поразило то, что война, казалось, не коснулась этой земли – странно было видеть после российского голода на рынке в свободной продаже огромные караваи белого хлеба, аппетитные ломти сала. Обратил внимание, что в каждом домике, даже самом маленьком, была дровяная колонка и ванная - в Усмани дело не виданное. В Яссах работали все магазины, все объекты соцкультбыта. И фотография, на которой запечатлен 20-летний солдат, сделано в румынском фотоателье.
8 мая, поздно вечером, в районе железно дороги, где стояли эшелоны, началась пальба и канонада. В темном южном небе расцвели следы от тысяч трассирующих пуль. Ярцев с друзьями сразу все поняли, выскочили во двор и присоединили выстрелы из своих пистолетов к этому салюту – салюту долгожданной Победы… Но домой Виктор Сергеевич попал нескоро – в апреле следующего года, после указа о демобилизации тех, кто имел три ранения. Впереди ждала новая, мирная жизнь.
Темная осенняя ночь. Небо затянуто свинцовыми тучами. Временами моросит мелкий нудный дождь. По проселочной дороги тянется нестройная колона пехоты. Дорога, если можно ее так назвать, представляет собой месиво жирного чернозема, разбитого и перемешанного гусеницами танков и колесами «студебеккеров». Колонна движется в полной тишине. Лишь изредка звякнет котелок или саперная лопатка или матюкнется солдат, ткнувшийся носом, в сидор идущего впереди. Еще вчера мы шли на север, параллельно течению Днепра, а к вечеру планы командования, видимо, изменились, и вот мы движемся в обратном направлении, на юг. Молча передвигая ноги в непролазной грязи, каждый думает свою нелегкую думу, а многие спят на ходу, оказывается, и такое возможно. Мне в августе стукнуло 19 лет, а за спиной уже Сталинград, вся левобережная Украина, два ранения, госпиталя и медсанбат.
Наконец раздается долгожданная команда «Привал». Все бросаются искать хоть какой-нибудь сухой пятачок земли и замертво валятся, подложив под голову вещмешок. Через мгновение все погружаются в сон. Но как коротко привал на марше. И вот звучит сигнал «Подъем!». Набухшие от дождя шинели и вещмешки с запасом патронов и гранат, кажутся еще тяжелее. На рассвете колона начинает поворачиваться на Днепра. Холодный ветер уже отчетливо приносит запах большой реки. Чернозем сменяется песком, поросшим кустиками ивы. Низко стелется густой белый туман. И вот перед нашем взором открывается огромная водная гладью правый берег скрыт туманом. Солдаты из местных уже уверено говорят, что мы находимся в районе города Кременчуга.
Выходим к берегу и обнаруживаем, что мы здесь далеко не одни. Много повозок, полевых кухонь, противотанковых орудий на конной тяге. Стало ясно, что мы подошли к переправе. Пока наш 145-й гвардейский стрелковый полк подтягивался к берегу, туман стал рассеиваться, небо очистилось и проглянуло солнце. С появлением солнца над переправой появились и немецкие самолеты. Заработала дальнобойная немецкая артиллерия. Яркое голубое небо покрылось белыми «хризантемами» зенитных разрывов. Часто вспыхивали воздушные схватки наших истребителей с немецкими. Часам к 10 стали подходить понтон, на которых нам предстояло переправляться на плацдарм.
Переправа прошла удачно, без потерь, так как наши передовые десантные части уже выбирали противника с прибрежной полосы и возвышены части берега. Пулеметы и полевая артиллерия нам не угрожали, а дальнобойная била по кромке правого берега. Спрыгнув с понтонов, по пояс в воде, добираемся до берега и начинаем окапываться. Однако окопы удается вырыть очень мелкие -60-70 сантиметров, так как дальше идет вода. Здесь мы понесли первые потери. Тяжелый снаряд прямым попаданием угодил в окоп. Двое бойцов были разорваны буквально на куски. Сосредоточившись на правобережной полосе, начинаем подниматься вверх и выходим на окраину какого-то села. Село довольно большое. На краю кладбище, а дальше полуразбитые хаты. В селе немцы. После недолгих приготовлений получаем приказ силами взвода атаковать и захватить крайние дома села. Однако атака быстро захлебнулась, так как с краю кладбища оказалась пулеметная точка, встретившая нас шквальным огнем. Понеся потери, мы вынуждены были отойти на исходные позиции. Артиллерии, чтобы подавить пулемет, у нас не было, и стало ясно, что не покончив с ним, продвинутся дальше нам не удастся. Вечером меня и старшину вызвал командир взвода и отдал приказ: ночью, обойдя кладбище с другой стороны, скрыто пересечь его и, выйдя во фланг пулеметной точки, забросать ее гранатами. Обойдя кладбище с противоположной стороны, мы углубились в него и поползли. Постепенно глаза прикрыли к темноте, и мы стали различать силуэты деревьев, памятников и крестов. Село, видимо, было зажиточное, так как было много гранитных и мраморных памятников. Ползти надо было очень осторожно и совершенно беззвучно, так как мы не знали, какие меры охран приняты противником. Буквально пропахав землю носом, мы, наконец, сваливаемся в неглубокий ров, который было обнесено кладбище, оказавшись метрах в 10-12 от пулеметной точки. Плохо видя в темноте, ориентируемся больше по звукам. Слышится погромыхивание котелков и разговор солдат и доносится легкий запах горохового супа. Видимо, немцам принесли запоздавший ужин. Вставляем запалы в гранаты и одновременно бросаем их одну за другой. Безотказные «лимонки» делают свое дело. Крики, стоны и топот ног тех, кто уцелел. Спотыкаясь об перевернутую треногу МГ-42, брошенные смешные стволы, котелки и другую солдатскую амуницию, врываемся в окоп и бросаем последние две гранаты в дверь блиндажа. Даем сигнальную ракету и в считанные минуты нас сменяют отделение наших солдат. Так завершился мой первый день на Кременчугском плацдарме. А впереди еще были долгие затяжные бои, завершившиеся для меня 21 октября 1943 года третьим ранением.
10 классов школы никакой специальности – а работать надо. Директор Николай Щербаков взял Ярцева в театр, который располагался в городском парке, художником-директором. Но вскоре театр прекратил свое существование, а Виктор Сергеевич нашел новую работу – техником в БТИ. С начало поучился – на одни пятерки! – на курсах в Воронеже, а потом начал трудиться в Усмани. Навыки художника и чертежника впоследствии очень пригодились в жизни – например, когда работал учителем рисования и черчения в школе №2. Ярцев рассказывает об это так: «На уроках рисования я учил ребят работать не только карандашом, но и акварелью. На уроках черчения знакомил учащихся с техническим и строительным черчением, приучал работать тушью. А в старших классах знакомил учащихся с отмывкой цветной тушью». Самые лучшие работы своих учеников Ярцев бережно сохранил - в течение более чем полувека! – и на 100-летний юбилей школы, устроил выставку.
Но как же техник БТИ попал в школу? Было совершенно ясно, что образование просто не обходимо. И Ярцев поступил в Воронежский пединститут на факультет иностранных языков. Выбор вызов невелик – Воронеж лежал в руинах. Виктор не узнавал любимый город – груды кирпича, даже на проспекте мало что уцелело после бомбежек. Занятия в пединституте шли… в школах, и только государственные экзамены довелось сдавать в новом здании.
В 1952 году Ярцев пришел в школу №2 учителем английского языка.По совместительству вел уже упомянутые черчение и рисование. С удовольствием вспоминает, как тепло и радушно принял коллектив нового педагога. Как появились друзья – Дмитрий Васильевич Комяков, Борис Иванович Борзунов и другие. Как оформляли с учениками стенды и выпускали на английском языке стенгазету, пели и читали стихи на вечерах… 12 лет отработал преподавателем в этой школе Виктор Сергеевич.
В начале 60-х годов встал вопрос о необходимости возведения пристройки к школе. А поскольку Ярцев разбирался в строительном деле, в чертежах, то ездить в Липецк утверждать проекты доверили ему. Увы – запланированные теплые туалеты не понравились директору Александру Нижегородову, человеку по-военному жестокому, любящему строгую дисциплину. На этой почве даже произошел конфликт. Аргументы Ярцевы о наличии туалетов даже в дореволюционной постройки учебных заведениях не были приняты, снова вопрос о теплых туалетах в школе был поднят несколько лет назад. Подумать только! – он мог быть уже полвека как решен…
В 1964 году Ярцев перешел работать в среднюю школу №3. Его хороший знакомый директор Василий Павлович Пыльнев разглядел в молодом педагоге большой организаторский талант и назначал его вторым завучем. Год спустя – организатором по внеклассной работе, а потом - первым завучем. С этой должностью Виктор Сергеевич и ушел на пенсию. Уже тогда о Ярцеве-педагоге писали газеты: «40 мальчиков и девочек продолжают учиться, а, следовательно, продолжается и кропотливая работа классного руководителя Виктора Сергеевича. Вот он выходит из класса, окруженный детьми, и уже думает о том, с чем он придёт он к ним завтра, он – учитель и воспитатель». Это строки из статьи «В поисках лучших методов» Веры Богодаровой, вышедшей в 1966 году. 30 лет отдал Ярцев учительскому труду. Он награжден грамотой Министерства просвещения РСФСР, имеет звания «Ветеран труда», «Отличник народного образования» и «Отличник просвещения СССР».
Но важнее самых высоких народ то доброе имя, которое завоевал себе Ярцев и среди учеников, и среди коллег. Третий десяток лет он на пенсии, а учителя, работавшие с ним вместе, до сих пор приходят в гости, навещают по праздникам передают приветы.
Учительский труд затрачен не только по душевным силам, но и по времени. Выйдя на пенсию, Виктор Сергеевич смог полностью отдаться любимому увлечению – краеведению. Любовь к родному краю и интересом к его истории Ярцев «заразил» дядя Борис Княжинский, рассказывая во время прогулок по городу об улицах, домах, людях, здесь живших.
Все годы в редакцию Ярцев приносит в газету статьи. Они написаны очень образно, интересно, ярко, красивым и правильном языком. Но главное, что рассказывается о таких людях, фактах, событиях, что в других источниках и не найти. И всё это – исторически достоверно, можно не проверять. А началось его сотрудничество с районной 1958 году – в четырех номерах печатался рассказ Ярцева о поездке в Чехословакию. Виктор Сергеевич побывал практически во всех странах соцлагеря. Интересовался бытом, архитектурой и, конечно, историей.
Виктор Сергеевич коллекционирует старинные фотографии, да и сам фотографирует со школы. Многие снимки из его собрания пополнили экспозицию нашего краеведческого музея. Он является соавтором интереснейшего и очень объемного исторического труда А.С.Китаева о нашем городе – книги «Имя твое - Усмань». В нее вошли и статьи Ярцева, и снимки.
Во всех поездках и путешествиях первым делом всегда шел в музеи. Как человеку, хорошо знающему и интересующемуся историей, бросалась в глаза замалчивание темы первой мировой войны. Может быть, потому что назвалась она «Империалистической»? Но война, какая бы она, ни была, это, прежде всего, люди – их подвиг, самоотречение и героизм. Ярцев начал собирать материалы о тех усманцах, кто воевал в начале прошлого века. Это был тяжелейший труд: те, кто выжил, свое участие в первой мировой не афишировали. Молчали даже рядовые, что уж говорить об офицерском корпусе, подвергшемся практически полному уничтожению!
Ярцев разыскивал родственников, вел с ними переписку – результатом стали публикации в «Новой жизни» под названием «Забытые герои забытой войны». А в канун 9 мая в краеведческом музее открылась экспозиция, посвященная первой мировой войне. Виктор Сергеевич говорит о том, что ему очень важно, чтобы такой отдел в нашем музее был – а заведующая Ольга Кванина это начинание поддержала. Раскрыта еще одна, очень важная страничка в истории нашей малой родины. И пусть достойные имена не канут в Лету, а сохранятся в памяти потомков.
Виктор Сергеевич очень любит гостей. Часто заходит его проведать сын Игорь – начальник аварийно диспетчерской службы филиала «Усманьгаз», приезжает из Липецка внук Александр – он работает врачом в детской областной больнице, учится в аспирантуре в Воронеже. А если прибегают к ветерану школьники, то он достает заветные альбомы – со старинными фотографиями, с великолепной коллекцией марок, среди которых попадаются настоящие раритеты: Российской империи, русско-японской войны, земские, первые революционные – их можно рассматривать часами, прикасаясь к истории своей страны. Притягивая ниточку из прошлого – через настоящее – в будущее.
И только о свое жизни Виктор Сергеевич, в силу величайшей скромности, говорить не любит. Вздыхает: «Хуже нет – рассказывает о себе». Даже парадный пиджак, где среди других орденов и медалей – орден Красной Звезды за форсирование Днепра, орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Сталинграда»- надевает только раз в год, на День Победы. Он посвятил всю свою жизнь Родине, людям, воспитанию детей, родному городу. Низкий поклон Вам, Виктор Сергеевич, здоровья и долгих-долгих лет жизни.
ГЛАВА IIПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Интервьюирование
Вопросы для интервью:
- Виктор Сергеевич, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
- Вы являетесь участником ВОВ. 2020 год 75-я годовщина победы в войне. А как для Вас началась война?
- Я закончил первую школу города Усмани в мае 1942 году. Война уже шла. 1 июня мы пошли в военкомат и попросились быть призванными досрочно. Время было тревожным. Немцы стояли под Воронежем. Бои шли в Отрожках, и канонада была слышна в Усмани. Военкомат был готов к эвакуации. Поэтому нас направили в ТалецкийЧемлык. Там офицеры военкомата нашего развертывали призывной пункт. Туда мы шли пешком втроем. В составе работников военкомата были наши учителя. Нас направили в один из воинских частей Воронежского фронта. Вот таким было начало войны для меня.
- Как Вы считаете война изменила Вас, Вашу жизнь?
- Наверное. До войны была одна жизнь, а после совсем другая. Каждый человек, прошедший войну, считает, что у него было две жизни. Одна до, вторая после.
- Как по - Вашему мнению привить молодому поколению интерес к изучению истории Родного края?
- Молодому поколению надо изучать историю своей страны. Сейчас молодежь имеет очень смутное представление о войне, ее ходе, причинах, последствиях. Они ничего не читают, опираются только на интернет. Фильмы, которые сейчас ставят о войне, совершенно не отражают действительности. А те фильмы, которые ставили режиссеры, которые прошли войну, не смотрят.
- В послевоенные годы Вы 30 лет преподавали в школе. А почему Вы выбрали иностранный язык? Все-таки он вам ближе, чем история?
- Когда я вернулся с фронта, у меня за спиной никакой специальности не было. Только 10 классов школы. Надо было получить какое-то образование. В Усмани кроме педучилища, медучилища и сельхозтехникума ничего не было. Меня не интересовала ни медицина, ни сельское хозяйство, и это все среднее образование. Возвращаясь с фронта я прибыл в Воронеж. У меня был один день, я походил по городу. Это горы битого кирпича, на столько он был разрушен. Учебные заведения только-только начинали появляется. Первым открылся Строительный институт и Педагогический. Работали они в старых зданиях. Куда поступать? Я предпочел факультет иностранных языков института. Это не было моей мечтой. Просто из того что было мне показалось наиболее приемлемым.
- Вы потом не пожалели? Вам интересна была Ваша работа?
- Интересна. Так, что я не жалею.
- Можете назвать кого-то из своих учеников, кому Вы привили интерес к изучению иностранного языка.
- Авакумова Татьяна Алексеевна, Беляева (Глотова) Людмила Васильевна Мызникова Зоя, Виталий Санников и др. Человек около 10 пошли по моим стопам.
-Как получилось, что Вы заинтересовались историей нашего края? Чем привлекла Вас эта наука?
- Был известный краевед – Борис Петрович Княжинский. Ему принадлежит самое основное, фундаментальное исследование истории Усманского края. Мои работы базируются на его трудах. Б.П. Княжинский – это мой дядя. Я с детства интересовался его трудами, а он это поощрял. Он многое мне рассказывал про старую Усмань, с ним мы ходили на экскурсии. Под впечатлением его работы я заинтересовался историей. Еще будучи школьником, в 5-6 классе, я освоил фотоаппарат и стал собирать старинные фотографии Усмани. Что-то я фотографировал, собирал старинные фотографии, у кого-какие были. Где-то мне отдавали, где-то я их пере фотографировал. Таким образом собралась очень приличная коллекция Усманского края, в основном города Усмани: старинные церкви, дома. Когда пришел с армии я продолжал эту работу. Но в плотную заняться этим было некогда, потому что я работал во 2-й школе. В первый год вел английский и французский язык, рисование, черчение. Время на краеведение не было. А в третьей школе я проработал 18 лет. Из них 16 лет был заведующим учебной части. После ухода на пенсию в 1982 году, я в плотную занялся краеведением. Времени у меня было достаточно. Я создал отдел в Усманском краеведческом музее, посвященный событиям Первой мировой войны. Ни в одном музее не было такого. Это был первый в области отдел, посвященный первой мировой войне. Оформлением его я занимался с 2010 года. В 2013 году я издал книгу «Усмань. Серебряный век». Цель ее была: восстановить облик старой Усмани сто лет тому назад. В ней я восстановил период жизни моих дедушки, бабушки и родителей. Мне нужно было довести до следующего поколения, кто жил в Усмани, какова была элита города, кто управлял городом, описать основные категории жителей: купечество, чиновничество, учительство, медицина и духовенство, восстановить владельцев основных крупных домов в центре города. Это все уже было забыто никто не знал где чей дом, кто его построил, когда он был построен. Я считаю, что к какой-то степени мне это удалось.
- От куда вы брали информацию?
- Я очень многое знал от родителей, бабушки и дедушки. Они прекрасно знали каждый дом, их владельцев, когда они были построены. Так-что многое я перенял от них. Но пришлось и добывать сведения. Ни обо всех удавалось узнать. Приходилось использовать интернет, почту, телефон, все способами пытался добыть информацию. Мне присылали информацию из Дальнего Востока, из Петербурга, из Москвы, из Крыма.
- Вы автор ряда статей и книги "Усмань. Серебряный век". А какие еще книги Вами были изданы?
- Издать книгу "Усмань. Серебряный век" помогли: глава администрации Владимир Михайлович Мазо и один ученик 2-й школы – Володя Кадет.
- Над чем Вы сейчас работаете?
- Сейчас я занят подготовкой к изданию 2-х книг: «Усмань странички былого» и последнюю работу Бориса Княжинккого, которая была в рукописи – «Усмань в годы войны 1014-1018 гг.». Он прислал ее в Усманский музей к 40-летию начала Первой мировой войны. Она так и лежала не изданной. Я ее подготовил в электронном варианте. Подобрал иллюстрации по тексту. Разумеется тогда она появится в школах, колледжах.
– Искренне желаем Вам, чтобы успешно осуществились все ваши планы и задумки, здоровья. Большое спасибо за интервью.
2.2. Анкетирование
Вопросы:
Опрошено 126 молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет.
На 1 вопрос Кто такой Виктор Сергеевич Ярцев?
103 опрошенных ответили не знаю,
18 – краевед,
4 – участник ВОВ,
На 2 вопрос Какой вклад сделал Виктор Сергеевич в истории нашего края?
107 опрошенных ответили не знаю,
14 – писал книги,
4 – участник ВОВ,
1 – изучал историю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Усманский район гордится тем, что на нашей земле проживал деятель, чей вклад является выдающимся, оставивший в памяти потомков свой неизгладимый след.
Любовь к своей стране, гордость ее былою славою - основа основ возрождения нации, ее величия. Главное богатство - ее люди, «герои нашего времени». Это необходимо понять, принять, усвоить. Именно мы с вами - настоящее и будущее страны, именно нам с вами писать новую страницу ее истории, именно от нас с вами зависит, что скажут о нашем времени потомки…
Проектная работа была направлена на изучение вклада Виктора Сергеевича Ярцева, нашего земляка в историю России. В основу работы легли материалы книг автора, вырезки из статей газеты «Новая жизнь» про В.С. Ярцева и другие источники.
По итогам работы были сделаны следующие выводы:
1. Анкетирование показало, что, к сожалению, молодое поколение не достаточно хорошо знает свои корни, историю родной земли, хотя именно с этого и начинается зарождаться в человеке любовь к малой родине и патриотизм.
2. Гипотеза доказана. Что очень печально.
3. Изучение краеведческого материала способствует развитию интереса к истории родного края.
4. Проектная работа позволила сделать изучение истории малой Родины более интересной.
5. Необходимы дополнительные занятия по истории Родного края.
6. Знание истории малой Родины и людей, прославивших ее, качественно повышает уровень патриотизма у подростков, положительно влияет на формирование личности учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Мост из бумаги для Киры и Вики
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
«Течет река Волга»
Пятёрки