В XX веке остро встала проблема взаимодействия природы и человека. Длительные воздействия на природу, нарушение законов ее существования, привели к необратимым экологическим явлениям на планете. В настоящее время экологическая обстановка в России оставляет желать лучшего. Именно поэтому данная тема является очень актуальной на сегодняшний день. Согласно 42ст. Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии»[1,42ст.] А 45ст. Конституции РФ гласит: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется»[1,45ст.] Как мы видим каждый человек, и гражданин в Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду и защита его прав гарантируется государством. Но, что же мы видим на самом деле? Улицы, погрязшие в мусоре, заповедные территории, утопающие в море бытовых отходов. Возникает справедливый вопрос «как все это сочетается с правом на благоприятную окружающую среду? Сказанное обязывает всех граждан, все государственные политические структуры страны - активнее включаться в конкретное решение всех экологических вопросов, ведь право человека на безопасную окружающую среду относится к числу его фундаментальных прав.
В этих условиях всевозрастающее значение приобретает проблема знания каждым человеком своих экологических прав, становление активной гражданской позиции по защите окружающей среды и формирование экологического правосознания граждан.
Я живу в городе Усмани, который относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Последствия этой катастрофы отражаются на людях по сей день.
Вложение | Размер |
---|---|
pravo_na_blagopriyatnuyu_okruzhayushchuyu_sredu.docx | 47.56 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2
имени Героя Советского Союза Михаила Петровича Константинова
Экология
Реализация права на благоприятную окружающую среду в моём регионе
Бурых Ангелина Владимировна
10 класс
Руководитель: Черникова Ирина Николаевна,
учитель истории и обществознания
Усмань, 2020
2
Оглавление
I. Введение………………………………………………………………3 | ||
II. Основная часть.
2. Усмань-зона с льготным социально-экономическим статусом……5-6 2. 1. Социальные гарантии и льготы жителям чернобыльской зоны…...................................9
III. Заключение………………………………………………………..12 IV. Список литературы и источников …………………………..13 |
| |
3
Введение
В XX веке остро встала проблема взаимодействия природы и человека. Длительные воздействия на природу, нарушение законов ее существования, привели к необратимым экологическим явлениям на планете. В настоящее время экологическая обстановка в России оставляет желать лучшего. Именно поэтому данная тема является очень актуальной на сегодняшний день. Согласно 42ст. Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии»[1,42ст.] А 45ст. Конституции РФ гласит: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется»[1,45ст.] Как мы видим каждый человек, и гражданин в Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду и защита его прав гарантируется государством. Но, что же мы видим на самом деле? Улицы, погрязшие в мусоре, заповедные территории, утопающие в море бытовых отходов. Возникает справедливый вопрос «как все это сочетается с правом на благоприятную окружающую среду? Сказанное обязывает всех граждан, все государственные политические структуры страны - активнее включаться в конкретное решение всех экологических вопросов, ведь право человека на безопасную окружающую среду относится к числу его фундаментальных прав.
В этих условиях всевозрастающее значение приобретает проблема знания каждым человеком своих экологических прав, становление активной гражданской позиции по защите окружающей среды и формирование экологического правосознания граждан.
Я живу в городе Усмани, который относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Последствия этой катастрофы отражаются на людях по сей день.
4
Актуальность темы: Данная исследовательская работа актуальна, имеет социальную значимость. Она способствует привлечению молодежи к решению проблем экологии и формированию чувства ответственности за соблюдение законодательства в области окружающей среды.
5
Основная часть
1.1. Право на благоприятную окружающую среду: понятие и его содержание Статья 42 Конституции РФ провозглашает: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Право на благоприятную окружающую среду - одно из естественных основных прав человека, формировалось в международном праве в течение нескольких десятилетий и впервые закреплено в России в Конституции 1993 г. На международном уровне право на жизнь закреплено в пакте о гражданских и политических правах.
Окружающая среда – это природа вокруг нас. С древних времен человек был тесно связан с природой, люди полностью зависели от окружающей среды. . Тысячелетиями люди пользуются природными ресурсами, не задумываясь о последствиях. Однако сегодня данная тема стала актуальной как никогда. В воды сбрасывают бесконечные отходы, почти не осталось чистых источников. Воздух отравлен выбросами заводов и выхлопными газами, в землю закапываю ядерные отходы, которые убивают ее. Прогресс промышленной деятельности, гонка вооружений, ядерное оружие, огромное количество машин и самолетов, браконьерство, вырубка лесов и т.д. все это ведет человечество к экологической катастрофе. Мы наблюдаем резкое изменение климатических условий, бесчисленные природные катаклизмы: цунами, землетрясения, ураганы и т.п. Природа протестует против такого обращения, потому что, кажется, люди забыли о своем месте в окружающей среде, забыли о том, что природа наш дом, мы не можем существовать вне ее. По сути, мы отравляем и разрушаем наш дом своими собственными руками, при этом радуемся жизни, не задумываясь, что будет после нас.
Существует несколько точек зрения по поводу понятия права на благоприятную окружающую среду.
1)Ю.С. Шемчушенко считает, что благоприятная окружающая среда - это не только здоровая (незагрязненная), но и ресурсоемкая и экологически устойчивая, эстетически богатая и разнообразная среда обитания.
2)По мнению М.И. Васильевой право на здоровую окружающую природную среду - это неличная, конкретная, принадлежащая субъекту, непрерывно реализующаяся, закрепленная в законе, гарантируемая и охраняемая государством возможность потреблять и использовать безопасные для здоровья (естественные) природные блага, а
6
так же требовать от государства, всех других граждан и юридических лиц выполнения их обязанностей по охране здоровья населения при осуществлении природопользования и иной экологически значимой деятельности и в случае нарушения этих положений прибегнуть к государственной или общественной защите (самозащите). Право человека на благоприятную окружающую природную среду - это возможность для каждого человека, народов и всего человечества существовать при таком состоянии биосферы Земли, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих глобальные угрозы биосфере, вызванные человеческой жизнедеятельностью. Также в Федеральном Законе статье 13 прописано, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. Исходя из всего этого, можно сделать логический вывод о том, что экологическая безопасность граждан и охрана окружающей среды должны быть приоритетными направлениями деятельности государства. На федеральном уровне должны разрабатываться программы целью, которых будет оздоровление экологической обстановки в стране. Должны проводиться экологические экспертизы предприятий деятельность, которых способна негативно влиять на окружающую среду. Эти и другие полномочия государственных органов закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Но, к сожалению, насколько мы можем судить, реализуются крайне плохо. На это есть свои причины, в том числе и тотальная коррупция в органах государственной власти. Но нужно ли во всем винить государство? Справедливо ли его винить во всем? Если задуматься, что каждый из нас делает для оздоровления экологической обстановки? Что каждый из нас делает, чтоб обстановка хотя бы не ухудшалась? Вопросы риторические и ответа не требуют, он и так ясен. Конечно, всегда проще всю ответственность переложить на кого-нибудь другого, на правительство, на государственную думу, на органы местного самоуправления. Однако следует напомнить, что 45 статья Конституции РФ гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.» А это означает, что каждый из нас вправе защищать свое право на благоприятную окружающую среду самостоятельно. Поэтому перекладывать всю ответственность на органы государственной власти, по крайней мере, немного не
7
справедливо. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрены способы влияния граждан на оздоровление экологической обстановки, так статьей 11[3] данного закона определены права и обязанности граждан в отношении охраны окружающей среды. Пользуемся ли мы правами, прописанными в вышеприведенной статье? К сожалению, но большинство граждан даже не догадываются об их существовании. Соблюдаем ли мы обязанности в области охраны окружающей среды? Нет, нам порой трудно дойти до урны, чтобы выбросить в нее бумажку, нам трудно убрать за собой мусор после проведенного пикника на природе. Вроде бы это мелочи, но последствия глобальны. Законодательство если не полностью, то в достаточной степени регулирует вопросы, связанные с охраной окружающей среды. Проблема здесь именно в реализации этого законодательства. И вина в этом в большей степени лежит на нас самих, мы недостаточно правообразованы, чтобы знать и реализовывать свои права, а порой нам просто лень их реализовывать.
1.2. Усмань-зона с льготным социально-экономическим статусом.
В результате аварии, произошедшей 26 апреля 1986 года, произошло разрушение и изменение природной среды, как в зоне действия АЭС, так и за её пределами. Нарушению подверглись практически все природные компоненты. ЧП стало крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики: была полностью разрушена активная зона реактора, здание энергоблока частично обрушилось, произошел значительный выброс радиоактивных материалов в окружающую среду. Первое краткое официальное сообщение о ЧП было передано ТАСС 28 апреля. По словам бывшего генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, сказанным в интервью BBC в 2006 году, праздничные первомайские демонстрации в Киеве и других городах не были отменены из-за того, что руководство страны не обладало "полной картиной случившегося" и опасалось паники среди населения. Только 14 мая Михаил Горбачев выступил с телевизионным обращением, в котором рассказал об истинном масштабе происшествия. Советская госкомиссия по расследованию причин ЧП возложила ответственность за катастрофу на руководство и оперативный персонал станции. Созданный Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) Консультативный комитет по вопросам ядерной безопасности (INSAG) в своем отчете 1986 года подтвердил выводы советской комиссии. Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории РФ, находящаяся за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение, с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5
8
Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством РФ. Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает два вида экологически неблагополучных территорий - зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. Какие же критерии определены этим Законом для выделения этих зон и различия между ними? В соответствии со ст. 58 зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. С правовой точки зрения под экологически неблагополучной территорией понимается участок территории, состояние окружающей среды которого соответствует установленным в законодательстве критериям, необходимым для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды. На территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по факту и с учетом дозы облучения населения или плотности радиоактивного загрязнения почвы устанавливается соответствующий вид зоны. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, определяются Правительством РФ в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов. Они же (границы и перечень населенных пунктов) пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет. Применительно к правовому режиму экологически неблагополучных территорий принципиальным является вопрос о способах и средствах восстановления благоприятного состояния окружающей среды. Он также решается по-разному. В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в зоне отчуждения на территории России запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством РФ.
9
На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр), население подлежит обязательному отселению. Переселение людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на получение компенсаций и льгот, установленных названным Законом. В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации. В зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с Чернобыльской катастрофой и применением контрмер. Наряду с мерами по физической и социальной защите человека Законом (ст.12) установлены меры по экологическому оздоровлению территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы. В частности, на этой территории осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот. Организация и обеспечение контроля за экологической обстановкой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, планирование и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществляются органами, уполномоченными Правительством РФ.
10
В 1986 году был создан Российский национальный радиационный и эпидемиологический регистр (НРЭР), собравший максимальные данные о тех, кто подвергся или, может быть, был подвержен радиационному влиянию. В нем зарегистрировано более 638 тысяч человек. Из них 187 тысяч - ликвидаторы и 389 тысяч - жители областей, подвергшихся наибольшему загрязнению радионуклидами: Брянской, Калужской, Тульской и Орловской. За всеми этими людьми ведется уже 30 лет наблюдение органами здравоохранения. Итак: лучевая болезнь была выявлена у 134 человек, находившихся на аварийном блоке в первые сутки. Из них 28 погибли в течение нескольких месяцев после аварии, 20 умерли по разным причинам в течение 20 лет. За прошедшие годы, по данным НРЭР, зафиксировано 122 случая заболевания лейкемией среди ликвидаторов (из упомянутых 187 тысяч наблюдаемых). 37 из них могли быть вызваны чернобыльской радиацией. По данным НРЭР на начало 2016 года, количество российских участников ликвидации последствий аварии, погибших из-за радиационного воздействия, составило 69 человек.Теперь что касается населения. Согласно регистру было зафиксировано около 100 случаев заболевания раком щитовидной железы среди детей и подростов, живших в зоне, попавшей под воздействие радиации.
- Почему пострадали именно дети и подростки? Это легко объяснить, - говорит Рафаэль Арутюнян, первый заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН. - Увы, не было своевременно введено ограничение на употребление местных продуктов.
Цитата из доклада ВОЗ 2006 года (а главной, итоговой оценкой последствий аварии на ЧАЭС стал именно их доклад, подготовленный совместно с МАГАТЭ): «Значительное увеличение заболеваемости раком щитовидной железы произошло у людей, которые были детьми и подростками во время аварии и проживали в наиболее зараженных районах. Это было вызвано высокими уровнями радиоактивного йода, который вырвался из реактора Чернобыльской атомной электростанции в первые дни после аварии. Радиоактивный йод осел на пастбищах, где паслись коровы, и затем сконцентрировался в их молоке, впоследствии употребляемом детьми... Если бы люди прекратили давать местное зараженное молоко детям в течение нескольких месяцев после аварии, вероятно, не произошло бы увеличения случаев заболевания раком щитовидной железы».
11
Те, кто не пил молоко, тоже, разумеется, получили за эти годы определенную дозу радиации. Но эксперты уверяют, что никаких других выраженных последствий для их здоровья не зафиксировано. ВОЗ пишет: «Для сравнения, высокая доза радиации, которую обычно получает пациент в результате компьютерной томографии всего тела, приблизительно эквивалентна суммарной дозе, аккумулированной за 20 лет жителями слабозараженных районов после чернобыльской аварии». С годами появилось понимание: руководство советской страны под давлением общественного мнения приняло решение об избыточном признании количества пострадавших от аварии людей.
«Мне был годик, когда произошла авария. Конечно, это отразилось и на моем здоровье, и на здоровье моих детей. Моему младшему ребенку 4 месяца. Мы уже дважды проболели. Последний раз пришлось даже уколы делать. У детей сильно снижен иммунитет», — рассказала корреспонденту РП усманка, мама троих детей Екатерина Смольнинова. Усманские врачи констатируют, что после Чернобыльской аварии пострадали костно-мышечная, эндокринная и сердечно-сосудистая системы жителей. Растет число онкологических заболеваний. Согласно отчету Усманской межрайонной больницы за первое полугодие 2014 года, заболеваемость раком в 2014 году выросла на 6,4% по сравнению с 2013 годом. Ежегодно в районе с населением 50 тысяч человек выявляют более ста новых случаев заболевания раком.
1.3 Социальные гарантии и льготы жителям чернобыльской зоны
По информации отделения ПФР, одной из мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, является ежемесячная денежная выплата за постоянное проживание (работу) в границах зон радиоактивного загрязнения. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
Размер ЕДВ с 1 февраля 2020 г. — 2073,51 руб.
Сумма ЕДВ, выплачиваемая при сохранении полного НСУ* с 1 февраля 2020 г. — 998,32 руб. Ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы 1986-1987 гг.
12
Размер ЕДВ с 1 февраля 2020 г. — 2590,24 руб
Сумма ЕДВ, выплачиваемая при сохранении полного НСУ* с 1 февраля 2020 г. — 1515,05 руб. Ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы 1988-1990 гг.
Размер ЕДВ с 1 февраля 2020 г. — 2073,51 руб.
Сумма ЕДВ, выплачиваемая при сохранении полного НСУ* с 1 февраля 2020 г.
В Липецкой области для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и для пострадавших от радиации предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки, связанные, в основном, с получением медицинской помощи, бесплатных лекарств и протезирования, санаторного лечения. Также пострадавшие от радиационного воздействия имеют право на льготный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на городских и пригородных маршрутах, а также городском электрическом пассажирском транспорте по единым социальным проездным билетам стоимостью 350 рублей. Все областные и федеральные льготники могут рассчитывать и на субсидирование за счет средств областного бюджета процентной ставки по банковским кредитам, полученным ими на территории области для личных нужд (общей стоимостью до 20 тысяч рублей).
Сегодня в Липецкой области живут более 30 тыс. человек, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС - тех, кто участвовал в ликвидации последствий аварии, и тех, кто пострадал от нее. К зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в регионе отнесены 69 населенных пунктов в 9 районах (Грязинский, Данковский, Измалковский, Краснинский, Лев-Толстовский, Липецкий, Становлянский, Усманский, Чаплыгинский), сообщается в управлении социальной защиты населения Липецкой области.
Так, в Липецкой области сегодня живут 691 участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, 269 инвалидов ЧАЭС, 74 вдовы участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, 107 вдов инвалидов ЧАЭС, 207 эвакуированных или выехавших добровольно в 1986 г. и последующие годы из зон, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС, 23 722 человека, проживающих (работающих) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, 5908 детей (подростков)
13
2.2. Защита усманцами своего права на возмещение вреда
Правительство России с 1 января 2015 года планировало вдвое сократить территорию, которая пострадала в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Этот проект затрагивал и город Усмань. Тогда граждане начали бороться за статус «территории зоны радиоактивного загрязнения». Протест жителей поддержал и глава района Владимир Мазо, который высказал свое полное несогласие с проектом правительства. — Я категорически против. Это, во-первых, не своевременно. Во-вторых, та трагедия еще не один год будет сказываться на здоровье людей. И те небольшие выплаты, которые сейчас получают жители нашего района, помогают хоть как-то поправить здоровье, — высказал свое мнение глава Усманского района Владимир Мазо.
Жители Усманского района Липецкой области обратились к правительству России с просьбой не исключать их населенные пункты из списка льготных территорий. С нового года по решению МЧС он сократится наполовину. Речь идет о землях, которые были заражены после аварии на Чернобыльской АЭС.
С первого января в Усманском районе чернобыльских льгот должны были лишится жители райцентра и трех сельских поселений. По мнению экспертов, радиационная обстановка на этих территориях уже не представляет опасности для человека. Период полураспада цезия, который является главной причиной радиоактивного загрязнения - 25 лет. Со времени чернобыльской трагедии прошло уже двадцать восемь. Но в Усмани считают, что их лишают льгот ошибочно.
Владимир Мазо, глава администрации Усманского района: "По результатам Росгидромета, где сказано, что у нас остаточная цезия 137 - единица. А в законе сказано, что если в зоне проживания зараженность от единицы и выше, то они попадают в этот льготный список".
Жители Усмани инициировали обсуждение проекта на едином правительственном портале. За сохранение льгот в интернете высказались больше 2 тысяч человек. Письменные обращения люди отправили премьер-министру и главе МЧС.
Владимир Мазо, глава администрации Усманского района: "Мы обратились к министру Пучкову, который готовит этот проект, чтобы еще раз внимательно отнеслись к этому проекту и приняли правильное решение".
14
Сейчас Марина Павлова, как и все усманцы, ежемесячно получает 400 рублей компенсации за проживание в чернобыльской зоне. Также в списке льгот - бесплатный проезд до областного центра и освобождение от транспортного и земельного налогов. Декретный отпуск ей пока тоже оплачивают на льготных условиях - в двойном размере.
Марина Павлова житель Усмани: "10 000 мы сейчас получаем, и для нас это очень важные деньги!". Однако, говорит Марина, дети в Усмани очень часто болеют. Лечить их приходится практически постоянно - от бронхитов, ОРЗ, конъюнктивитов. Это подтверждают и данные, которые по просьбе членов региональной организации чернобыльцев предоставили в областном Минздраве.
Михаил Борвинский, председатель Союза чернобыльцев Липецкой области: "Заболевания и в подростковом, от 0 до 14 лет - в детском возрасте - намного выше. Это и эндокринная система, щитовидная железа. И онкология, к сожалению, практически в 2 раза выше". Если бы документ был одобрен, льготный статус потеряли бы более 50 населенных пунктов области, в том числе и Усмань. Однако жители района активно выступили против этого проекта, написали обращения к Президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву, где попросили отложить сокращение чернобыльской зоны и провести более тщательное исследование радиационной обстановки.
15
Заключение
Подводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что, государство законодательно закрепило разнообразные права граждан, но, несмотря на это ситуацию по реализации права на благоприятную окружающую среду, нельзя назвать полностью благополучной. Для того чтобы выйти из сложившейся неблагоприятной ситуации, нужна мобилизация всех сил общества. Для решения проблем связанных с нарушением прав гражданина на благоприятную окружающую среду предлагаю провести следующие меры:
1. Защита окружающей среды касается каждого. С этим связана необходимость развития экологического образования.
2. Необходима гласность в работе правительственных органов и отделов по защите природы. Важно этим органам наладить тесную связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач.
3. Необходимо шире пропагандировать среди детей и их родителей правовые знания, развивать и умение защитить свои права. Необходимо добиться осознания молодежью своих экологических прав. Это очень важно для всего общества в целом, т.к. за молодежью стоит недалекое будущее всей страны 4. Разъяснять гражданам необходимость соблюдения требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения.
Нужно начать действовать, а не просто сотрясать воздух словами, и тогда возможно экологическая обстановка начнет улучшаться. Каждый гражданин Российской федерации должен осознать, что если он сам не будет решать свои проблемы, их за него никто не решит. Конечно, государство обязано обеспечивать соблюдение Конституционных прав, но к сожалению в настоящее время это не всегда возможно, именно поэтому наша судьба только в наших руках. И только тогда когда мы начнем ответственно относиться к окружающей среде, экологическая обстановка вокруг нас начнет улучшаться.
16
Используемая литература и источники
13
Рисуем "Осенний дождь"
Воздух - музыкант
Подарок
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Рисуем подснежники гуашью