Данна научно-исследовательская работа посвящена вопросу одинокого детства и сиротства, затронутому в произведении классика английской литературы Чарльза Диккенса "Приключения Оливера Твиста"
Вложение | Размер |
---|---|
muhin_i_dikkens_.docx | 173.43 КБ |
Тема одинокого детства и сиротства в романе Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»
Автор:
Мухин Иван,
МАОУ Армизонская СОШ
7 класс
Научный руководитель:
Ваганова Жанна Валентиновна,
учитель английского языка
МАОУ Армизонская СОШ,
к.п.н
Российская Федерация, Армизонское
2021 г.
Тема одинокого детства и сиротства в романе Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»
Мухин Иван
Российская Федерация, с. Армизонское
МАОУ Армизонская СОШ, 7 класс
АННОТАЦИЯ
Данная проектная работа посвящена роману Диккенса и вопросам, поднятым в этой книге. Мир детей, который очень хрупок и нуждается в заботе, впервые в художественной литературе был открыт и создан Чарльзом Диккенсом. В 2018 году 180 лет исполняется «Приключениям Оливера Твиста» (1838), повествующим о тяжелых испытаниях, которые выпадают маленькому беспризорному мальчику.
Жизненная правда, тонкий психологический анализ, глубокий гуманизм в изображении положительных героев - простых детей с их радостями и бедами – всё это делает произведение великого английского реалиста актуальным и интересным. Важнейшей проблемой нашего времени является духовно-нравственное воспитание школьников. Так почему бы не воспользоваться положительными примерами из литературы, которые не оставят ни одного читателя равнодушными?
Цель исследования: изучить роман Диккенса и охарактеризовать своеобразие реализации темы одинокого детства; привлечь внимание школьников - подростков к проблеме сиротства и определить роль этой книги в духовно-нравственном воспитании молодого читателя.
Методы исследования подбирались в соответствии с целью, задачами и гипотезой проекта: анализ текста; сбор и систематизация информации; опрос (анкетирование); обобщение.
Всю свою жизнь Диккенс доказывал, что преступление есть плод нищеты и невежества викторианского общества. Он стремился пробудить в людях чувство сострадания, заботился о справедливости. Образ холодного, мрачного приюта, куда привела судьба маленького Оливера Твиста, остаётся в душе, напоминая о полуголодных детях, живущих под постоянным страхом наказания со стороны жестоких надзирателей. Эта книга актуальна и в наши дни, и может быть очень полезна для привлечения внимания школьников к проблеме сиротства и для их духовно-нравственного развития.
Тема одинокого детства и сиротства в романе Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Краткая биография Чарльза Диккенса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
2 Содержание и основные идеи романа «Приключения Оливера Твиста» . . . . . . . . . . . . . . 5
3 Положение детей – сирот в викторианской и современной Англии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
4 Обзор художественных произведений о детях-сиротах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
5 Психология сиротства в романе Чарльза Диккенса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
6 Исторический взгляд на проблему сиротства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
7 Современные данные о детях - сиротах в России .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
8 Социальный портрет и проблемы адаптации ребёнка – сироты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Введение
"Если мы не можем создать мир, где дети не будут страдать,
давайте хотя бы сделаем меньшим число страдающих детей"
Альбер Камю
Состояние общества определяется тем, как оно относится к детям, особенно к тем, у которых нет родителей. Многие писатели затрагивали проблему одинокого детства и сиротства. Тема детского одиночества в жестоком и несправедливом мире занимает важное место и в романах Чарльза Диккенса. Назовём основные проблемы и вопросы, подлежащие исследованию.
Сиротство как социальная проблема современной России (количество сирот на данный момент оценивается от 650 тысяч). За последние сто лет Россия переживает третью волну сиротства. Детей-сирот в России сейчас даже больше, чем после окончания Первой и Второй мировых войн, унесших огромное число человеческих жизней. По данным официальной статистики в России каждый сотый ребенок является воспитанником детдома-интерната. На сегодняшний день проблема сиротства - один из актуальнейших социальных вопросов современной действительности России.
Социальное сиротство - печальное явление современного детства. Причины сиротства - в двух областях российской жизни: это причины экономического плана - бедность, безразличие к нуждам наименее защищенных слоев населения; и моральная деградация российского общества. Люди становятся эгоистичными, черствыми по отношению к чужим детям.
Чарльз Диккенс - английский писатель, один из величайших англоязычных прозаиков XIX века, гуманист, классик мировой литературы. Этот писатель понятен и дорог читателям всех поколений. И это неудивительно, ведь он писал о том, что хорошо известно каждому: о добре и зле, о детях и семейных ценностях, о наказании пороков и награде добродетели.
Объект исследования - роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста».
Предмет исследования - образ главного героя романа как английского сироты середины 19 века.
Для достижения цели исследования было необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза:
Социальный роман Диккенса, ярко описывая жизнь ребёнка - сироты в Великобритании 19 века, может помочь в привлечении внимания к современной проблеме сиротства, и сыграть важную роль в духовно-нравственном воспитании молодого читателя.
Этапами исследования стали:
Подготовительный этап, в ходе которого формировались представления о предмете исследования, ставились цели и задачи проектной работы.
Исследовательская деятельность, с выдвижением идей и предположений, проведением поиска и анализа информации по изучаемому вопросу, обмен и систематизация полученных данных, формулировка собственных выводов и решение поставленных задач.
Написание отдельных частей работы, связывание их в единое целое, оформление в качестве печатной работы.
1 Краткая биография Чарльза Диккенса
Чарльз Диккенс родился в Лендпорте в семье клерка морского ведомства. В 1822 г. его отец был переведен в Лондон. Родители с шестью детьми в страшной нужде ютились в Кемден-Тауне. В двенадцать лет Чарльз начал работать за шесть шиллингов в неделю на фабрике ваксы. В 1824 г. его отец был арестован за долги и заключен в тюрьму. Получив небольшое наследство, он расплатился с долгами и был освобожден.
Чарльз сотрудничал в нескольких известных периодических изданиях и начал писать очерки о жизни Лондона в 1832 г. Весной того же года молодой писатель обручился с Кэтрин Хогарт. В 1836 г. был издан первый выпуск «Пиквикского клуба». Число читателей росло; к концу издания «Посмертных записок Пиквикского клуба» каждый выпуск расходился в количестве 40 тысяч экземпляров.
Диккенс возглавил ежемесячник «Альманах Бентли». В февральском номере появились первые главы «Оливера Твиста». С ростом благосостояния и литературной известности укреплялось и положение Диккенса в обществе. В 1849 г. он приступил к роману «Дэвид Копперфилд», который имел огромный успех. В 1850 г. Диккенс основал Гильдию литературы и искусства для помощи нуждающимся литераторам. Его последним законченным романом стал «Наш общий друг». 9 июня 1870 г. Диккенс умер и был похоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.
2 Содержание и основные идеи романа «Приключения Оливера Твиста»
Книга написана под впечатлением закона о бедных, обрекшего безработных и бездомных бедняков на полное одичание в так называемых «работных домах». Свое возмущение этим законом и положением народа Диккенс художественно воплотил в истории мальчика, рожденного в доме призрения. Оливер Твист судьбой был предназначен к жизни, полной горя и страданий. Диккенс не указывает, где находится этот работный дом, когда именно родился Оливер, кто его мать, как бы подчеркивая обыденность и распространенность случившегося. Лекарь, принявший ребенка, угадывает по грязным стоптанным башмакам, по отсутствию обручального кольца историю умирающей молодой матери - историю обманутой женщины. Умело отбирая выразительные детали, Диккенс помогает читателю увидеть в этом эпизоде явление типическое.
Оливер Твист на собственном опыте познает всю бесчеловечность буржуазной «благотворительности». О детях никто не заботится. Они живут в грязи, холоде, страдают от голода. Средства, отпускаемые на их содержание, присваивают "воспитатели" и чиновники, ведающие работным домом. Судьбы детей доверены жестоким, бессердечным и жадным людям: миссис Мэн, опекающей малолетних питомцев; надзирателю Бамблу, имя которого в Англии стало нарицательным, употребляемым для обозначения чиновничьего чванства; членам Совета, готовым сбыть Оливера трубочисту, который уже замучил двух мальчиков. Все они лицемеры, заботящиеся лишь о себе. Работный дом - это воплощение нищеты и бесправия "низших классов". Жизненный путь Оливера - это серия страшных картин голода, нужды и побоев. Изображая тяжкие испытания, обрушивающиеся на юного героя романа, Диккенс показывает английскую жизнь того времени. Справедливо было отмечено Игорем Катарским: «Детские образы в творчестве Диккенса могут по праву быть названы художественным открытием для европейской литературы XIX века».
Герои Диккенса - дети и подростки - здоровые духом, нравственно чистые, стойкие и отважные, остро переживают конфликтные ситуации, способны выдержать горести и невзгоды, ответить добром на добро, противостоять несправедливости. Их глазами Диккенс смотрит на мир, на людей, и судит обо всем мерой их душевного состояния, воздействуя на читателя выражением чувств, переживаемых героем. На долю Оливера Твиста выпала нелегкая судьба, но этот трогательный и чистый душой мальчик, пройдя воровскую школу Феджина, пережив много невзгод и опасностей, вознагражден судьбой за стойкость и жизнелюбие. «Чем больше голодал мальчишка по имени Оливер Твист, ...чем больше его били, тем он становился крепче и сильнее... Тем быстрее он рос...».
3 В Англии в середине Викторианской эпохи тысячи детей жили в нужде и нищете. Открывались большие благотворительные учреждения, во многих из них находилось несколько тысяч обитателей. Диккенс писал, что бедняку того времени приходилось выбирать из двух зол – «либо медленно умирать голодной смертью в работном доме, либо быстро умереть вне его стен». Цель работного дома - изоляция и принуждение к труду нуждающихся, мелких преступников и нищих. Кроме здоровых людей, здесь жили душевнобольные, инвалиды, старики. Все эти люди страдали от жестких условий содержания. Хотя работные дома были созданы с благими намерениями, они не предоставляли детям возможности полноценной жизни. Режим в этих учреждениях был строгим, чтобы справляться с большим количеством нищих. Многие подростки предпочитали терпеть лишения и жить на свободе, а не мириться со строгой дисциплиной в работных домах.
Люди боялись этих заведений, ведь в те времена нищие и сироты не считались за людей. Их воспринимали как человеческий шлак. Было принято думать, что каждый нищий сам виноват в своей обездоленности. Что он бедняк потому, что является ленивым и порочным человеком. Поэтому таких «злобных» и «вредных» паразитов, какими были сироты в глазах общественности, надо было изолировать, перевоспитать со всей строгостью, заставить работать на благо общества.
Что изменилось со времен эпохи Диккенса? В каких условиях сейчас находятся дети-сироты Англии? Мы провели теоретический обзор литературы, чтобы исследовать жизнь сирот в Англии 19 века и Англии нашего времени. Сейчас в Англии существуют специальные учреждения для сирот – приюты. Условия сирот в этих учреждениях, конечно, лучше, чем в работных домах. Государство обеспечивает каждого выпускника интерната отдельной квартирой и стипендией. По статистике, только 10% детей выпускников интернатов устраивают свою жизнь, 40% занимается криминалом, 40% становятся алкоголиками и наркоманами и 10% заканчивают жизнь самоубийством.
Количество сирот в Англии в процентном отношении почти не изменилось, из этого следует, что проблема сиротства остается крайне актуальной в наши дни. В настоящее время большое количество детей-сирот находится под опекой приемных родителей, в этом заслуга государства: правительство Англии хочет заинтересовать граждан перспективой усыновления и создать для них привлекательные условия.
В ходе проделанной работы я пришёл к выводу, что нынешнее правительство Англии старается улучшить условия жизни сирот, что не делало правительство Англии 19 века. Прогресс очевиден: количество беспризорных детей сократилось, все большее число людей берут под свою опеку сирот, возрос уровень образования детей в пансионатах.
4 Множество страниц мировой литературы посвящено сиротам, беззащитным, брошенным детям. Писали о детях без родителей древние и средневековые авторы, за ними - Чарльз Диккенс и Ханс Кристиан Андерсен, Роальд Даль и Астрид Линдгрен, Вениамин Каверин и Корней Чуковский, не остается без внимания эта тема и сегодня.
Сиротство – это одиночество, тяжелый груз для ребенка, позор и боль любого общества, и многие писатели не проходят мимо этой серьезной проблемы, она во все времена интересовала художников слова. Распространённой темой детской литературы конца XIX - начала ХХ вв. становится тема сиротства, и это объяснимо: в эпоху двух войн и революции сиротство в России становится настоящим национальным бедствием: люди гибли, дети оставались одинокими. В такие переломные моменты в литературе и культуре осуществляются попытки осмыслить происходящее. Авторы произведений доносят до нас мысль: не отворачивайтесь от одиноких детей, помогайте им жить, не обижайте и не отвергайте их. Для любого человека страшно одиночество. «Будьте милосердны к своему ближнему», - слышится со страниц произведений о детях.
Мы проанализировали литературу и составили список из 60 книг о сиротах, которые могут быть рекомендованы школьникам разных возрастов и их родителям (см. Приложение 1). Для дореволюционной детской литературы характерен идеалистический подход к проблеме сиротства. Как правило, сиротам встречается человек, который способен поддержать и помочь. И дети на добро отвечают добром. Конечно, наш рекомендательный список далеко не полный, и есть еще много других произведений о детях-сиротах; но мы постарались отобрать самые лучшие и известные книги.
5 Психология сиротства в романе Чарльза Диккенса
Книга Диккенса «Приключения Оливера Твиста» отличается от других книг. Это история о том, как сложна и долга дорога к счастью. Книга читается не совсем легко. Иногда кажется, что все (персонажи, их поступки, описания) выражены слишком просто и примитивно. Но эту книгу необходимо прочитать. Мысли писателя были направлены в пользу бедных и нищих людей, сирот, которые не по своей вине оказались в работных домах или в качестве прислуги и подмастерьев. Диккенс хочет, чтобы мы почувствовали сострадание и перестали игнорировать эту часть общества.
Во время чтения нужно думать о том, что хотел автор донести до нас, а потом уже обращать внимание на детали и оценивать их. В произведении есть и романтические нотки, и поразительные совпадения, как в любом традиционном английском романе. Эта книга является первым в английской литературе романом, где главным героем является ребенок. Чарльз Диккенс обратил внимание на несовершенства, сложившиеся и установленные в государстве: использование детского труда и равнодушное отношение правительства к вовлечению детей в преступные злодеяния.
Диккенс хотел создать что-то, приносящее обществу пользу. И, как считал сам, ему это удалось. Это правда. Пусть сюжет романа достаточно прямолинеен, все очень подчеркнуто, но замысел понятен. А это главное. Произведение написано борцом за справедливость. Хотя его мечты немного утопичны, все же нужно задумываться о различных сторонах жизнь и что-то предпринимать. Это произведение заставило меня полюбить английскую литературу.
6 Исторический взгляд на проблему сиротства
Рассматривая проблему сиротства в историческом аспекте, следует описать отношение к сиротам в христианстве. Образ сироты, как незащищенного и нуждающегося в помощи лица, с древних времен упоминался в Ветхом и Новом заветах Библии и в более поздних христианских произведениях. Помощь сиротам издавна считалась богоугодным делом и одним из наиболее важных проявлений благотворительности.
У казаков заботились всей общиной о вдовах, сиротах и стариках, которые остались без кормильца. В старину для них отдавали часть добычи, привозимой из похода. В более поздние времена не только сеяли специальный пай, но и наделяли их особыми правами. Сирот у казаков называли «атаманскими детьми». Атаман всегда знал, сколько в его общине сирот. Старики следили, чтобы их не обижали, а крестные детей – за их воспитанием и здоровьем. Особо одаренных отправляли учиться за казенный счет.
В годы Великой Отечественной войны в Тюменскую область было эвакуировано из прифронтовых районов СССР более 12000 детей, в том числе из блокадного Ленинграда — около 8000. Для них было специально создано 97 детских домов, детских интернатов и ясельных групп. В рамках проекта «Немеркнущий подвиг сибиряков» в городах, деревнях и селах Тюменской области устанавливают памятные доски, где отражены сведения о количестве эвакуированных в годы Великой Отечественной войны детей. Уже установлено около 80 памятных табличек, призванных увековечить подвиг земляков, принявших у себя детей войны. Доски изготовлены из черного гранита по эскизу тюменского художника, члена Союза художников России Рудольфа Сульженко.
И в нашей школе установлена такая Памятная доска, установка проходила в торжественной обстановке: в церемонии участвовали представители органов исполнительной власти, председатель советов ветеранов, школьники, настоятель местного храма отец Алексий, который освятил памятную доску. Кроме детских домов и интернатов, в годы войны были созданы и работали так называемые межколхозные детские дома в Викуловском и Армизонском районах. Сотни детей, оставшихся без попечения родителей из тюменских сел, нашли в них кров и пищу, приобщились к крестьянскому труду, стали впоследствии земледельцами.
7 Современные данные о детях - сиротах в России
Мы обратились к психологу и социальному педагогу и узнали, что в нашей школе на данный момент 20 несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством), сирот – 11 человек. На 1 января 2018 года в Тюменской области проживает 6,2 тысяч детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6 тысяч воспитываются в семьях граждан (формы устройства – усыновление, опека (попечительство), приемная семья, патронатная семья). За последние пять лет количество детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, увеличилось с 90,6 % до 96,0%. В организациях для детей-сирот остаются 248 детей. Основными причинами, затрудняющими устройство этих детей в семьи граждан, как в большинстве других регионов, являются: состояние здоровья детей и подростковый возраст детей (старше 10 лет).
Выделяют следующие группы сирот: собственно сироты (несовершеннолетние дети, чьи родители умерли); «лишенцы» (дети родителей, лишенных родительских прав); «отказники» (дети родителей, отказавшихся от родительских прав); интернатские сироты (дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании); домашние условные сироты (ребенок живет с родителями, но им не до ребенка).
Школа для замещающих родителей функционирует в МАУ "КЦСОН Армизонского района". Проводится подготовка кандидатов в опекуны, приемные родители, усыновители, обучение и сопровождение замещающих семей осуществляет педагог–психолог. В школе ведется сопровождение приемных семей по вопросам воспитания и развития детей, взятых на воспитание.
Сейчас в России дети-сироты направляются в специально предназначенные для этого детские воспитательные учреждения: дома ребёнка, детские дома, интернаты, приюты. Но наиболее приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейное жизнеустройство: усыновление, опека и попечительство, приёмная семья.
8 Социальный портрет и проблемы адаптации ребёнка – сироты
Можно выявить 7 блоков социальных стереотипов о детях сиротах: 1) сироты – дети с плохой биологической наследственностью и генетической предрасположенностью к различным заболеваниям, в том числе склонностью к проявлению разного рода девиаций; 2) сироты подвержены психическим отклонениям; 3) у детей-сирот плохое физическое здоровье и предрасположенность к хроническим заболеваниям; 4) склонность к проявлению асоциального поведения; 5) воспитанники детских домов плохо адаптируются к социальной среде; 6) «неблагодарность» приемного ребенка к родителям-усыновителям; 7) социальные сироты – «бедные», «несчастные, брошенные дети». Поэтому одной из причин нежелания усыновить сироту является предубеждение обывателей в отношении сиротства. Особое значение имеет формирование образа сироты в средствах массовой информации, кинофильмах и современной литературе: с одной стороны, бедный и голодный ребенок, который всеми брошен и позабыт; с другой - агрессивный, с плохой наследственностью, склонный к девиантному поведению подросток.
Чувства обычного человека в отношении такого образа - жалость, презрение, опасение. Перечисленные установки весьма распространены, они свидетельствуют о негативном социальном портрете сирот, бытующем в общественном мнении. Общество неохотно принимает таких детей, воспринимая их как дополнительную нагрузку и даже угрозу для нормального функционирования социума. В целом, можно сказать, что в российском обществе существуют амбивалентные (противоречивые) стереотипы в отношении социальных сирот, и преобладает практика делегирования ответственности за воспитание сирот государству.
Проблема адаптации сирот всегда остро стояла в России, даже тогда, когда отношение к сиротам было более лояльным. Процент устроившихся в жизни сирот в прошлом был выше, чем сейчас. В наше время все сложнее, отношение к сиротам колеблется от жалости до брезгливости. Одни считают их детьми алкоголиков и презирают, другие сторонятся, третьи пытаются им помочь, но часто мешают им самостоятельно приобретать жизненный опыт.
В советское время существовала система сопровождения, была гражданская ответственность отдельных сотрудников учебных учреждений, опек, общественников-добровольцев, оказывающих помощь в свободное время. Да и простые граждане были не чужды этой теме. Сейчас для многих сирот вопрос выживания в обществе стоит острее, нежели их товарищам по несчастью десятки лет назад. Существует много факторов, которые формируют успешность сироты.
Часто таким фактором становится встреча с интересным человеком, который сможет увлечь ребенка, отдать частичку времени, показать жизненные ориентиры, направить. В меняющемся обществе без умного и тактичного наставника ребенку трудно найти верный жизненный путь. Сироты имеют гораздо больше проблем и пробелов в жизненных знаниях, низкий уровень компетенций и образования. С таким грузом сегодня крайне сложно самореализоваться. Кроме того, сироты плохо знают основы семейной жизни, правила поведения и культуры жизни. Это тоже влияет на адаптацию в будущем при создании семьи и поиске своего пути.
Один из главных моментов успешности для сироты – это умение ладить с самим собой и своими эмоциями. Сироты часто отказываются от своего прошлого. А ведь умение использовать прошлое позволило бы им успешнее пройти те или иные проблемы, найти работу, устроиться в жизни. Из сирот получаются отличные психологи, конфликтологи, психотерапевты, наблюдательные охранники, официанты, – то есть им подходят профессии с использованием того, что заложено в них за время пребывания в детском доме. Часто сироты не хотят говорить о том, что они росли в детском доме, считая, что это может повредить им. Они боятся неверного восприятия, не желая понимать, что это их история, их детство, и с ним необходимо жить и считаться.
Иждивение и конфликтность психологи рассматривают как фактор неуспешности ребенка-сироты. Важный момент заключается и в том, с каким мировоззрением сирота выходит из детского дома. Если у него сохраняется самоидентификация «бедного сиротки», которому все вокруг должны, то тогда существует лишь небольшой шанс для успешной адаптации, которым сирота либо воспользуется, либо нет. Даже если сироте дано жилье или кто-то похлопотал за него перед работодателем, внутренняя установка на «иждивение» со временем сработает в нем, потому что не он сам решил тот или иной вопрос.
Успешность зависит и от того, насколько дружелюбен выпускник детского дома к тем, кто начинает его окружать. Часто сироты не желают решать конфликт, убегая от него или, напротив, целенаправленно идя на него, чтобы попробовать занять доминантную позицию способом, который хорошо работает в детском доме.
Привыкшие жить в тесном контакте друг с другом, сироты дружат часто с первым встречным, потому что так было в детском доме – все приходящие и живущие рядом люди – «друзья». Это мешает в самостоятельной жизни: ведь у каждого есть личное пространство, границы. Сирота их не чувствует и не понимает, что они есть.
Также полезно, чтобы у сироты был позитивный настрой на жизнь, умение воспринимать разные ситуации с юмором и терпением. Потому что если, к примеру, у выпускника детского дома есть проблемы, но он понимает, что это временная трудность, то тогда это не будет его так огорчать, он сохранит душевное равновесие. Он не будет занимать выжидательную позицию, а просто будет жить. Таким и был маленький Оливер Твист. Внутреннее спокойствие - один из важных факторов выживания и успешности. Трудно ребенку, выросшему без любви, достичь этого состояния. Его необходимо обретать через веру в правду и любовь к ближним. Это сложно, но очень важно для самоидентификации себя как нужного кому-то.
Важно, чтобы рядом с ребенком – выпускником детского дома оказался человек, осознающий, что сироте надо. Непониманием этого порой страдают благотворительные организации, берущие на себя все за сироту, оберегая его от всех проблем. Жизненные обстоятельства заставят сироту делать ответственные решения и застанут его врасплох, а опциональная компетенция будет не в его руках. И какой выбор будет им сделан, не известно. Вопрос умной помощи крайне важен, в этом скрывается будущая успешность ребенка из детского дома. Вовремя убранная рука-костыль позволит ребенку самостоятельно найти свой путь, и у сироты появляется шанс состояться.
В практической части нашего исследования мы провели небольшое анкетирование, чтобы выяснить, какие из книг о сиротах, а также из книг Диккенса читали учащиеся нашей школы. Кроме того, мы задавали вопрос о том, что они думают о проблеме сиротства. Опрос показал, что, к сожалению, школьники в целом мало читают и очень плохо знакомы с книгами Диккенса и книгами о сиротах. Не все ученики задумываются о проблемах детей-сирот. Однако после пересказа содержания книги и просмотра буктрейлера многих заинтересовал роман «Приключения Оливера Твиста» и заставил задуматься о вопросах морали и нравственности (см. Приложение 2). Ученикам школы был также предложен список книг о детях-сиротах (с их кратким содержание).
Заключение
Итак, мы закончили анализ истории о сироте, который подвергся предательству, насмешкам, попавший в зависимость от других, но за свое доброе сердце, чистую душу и миролюбие получивший после всех испытаний уютный кров и любящего опекуна. Диккенс в трудную минуту, при неполадках в печати, с мрачной иронией говорил: «Пора упаковывать чемоданы и отправляться в Россию, там меня лучше поймут, чем в моей собственной стране!». Писатель говорил даже «не в Россию», а - в Сибирь, ибо именно так, от берегов Невы до бескрайних просторов Сибири - был популярен когда-то Диккенс в нашей стране. Хотелось бы, чтобы это было правдой и в наши дни, ведь Диккенс всё еще читается так, будто он полноправный наш современник.
Ч. Диккенс, как писатель-просветитель, никогда не укорял своих несчастных персонажей ни бедностью, ни невежеством, но он упрекал общество, которое отказывает в помощи и поддержке тем, кто родился небогатым и поэтому с колыбели обречен на лишения и унижения. Сюжет этого произведения пронизан проблемой того времени, а также современности, проблемой, которая касается нравственного воспитания человека. Писатель считает, что проблема воспитания человека — дело всего общества. Роман «Приключения Оливера Твиста» показывает суровую правду ради того, чтобы заставить общество быть справедливее и милосерднее. Идею этой книги, я считаю, можно отнести к одной из этических проблем, к вопросам нравственности, морали. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу и убедились, что социальный роман Чарльза Диккенса, ярко описывая жизнь ребёнка - сироты в Великобритании 19 века, действительно может привлечь внимание и заставить задуматься о современной проблеме сиротства и способах её решения в наши дни, а также играет важную роль в духовно-нравственном развитии молодого читателя.
Несмотря на прогресс, проблема сиротства крайне актуальна в наши дни. Как же решить эту проблему? Проблема сиротства в Англии решается как государственными, так и негосударственными методами. Со стороны государства – это указы, различные социальные программы, решения конференций и круглых столов, заседаний правительства. Со стороны общественных организаций – это практическая и теоретическая помощь детям-сиротам. Но именно сотрудничество этих двух сторон и принесет разрешение этой современной сложнейшей проблемы. Я считаю, что в нашей стране главным шагом в решении проблемы сиротства является попытка искоренить причины этого явления, то есть необходима правильная, хорошо проработанная семейная политика. Необходима семейная политика, нацеленная на укрепление семьи, как социального института, нужна пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации. И конечно, нужно рассказывать о хороших книгах на эту тему и читать их.
Список литературы
Приложение 1
Рекомендательный список (тематическая подборка) книг о детях-сиротах и беспризорниках (с кратким описание их содержания)
Светлая повесть о судьбе и переживаниях девочки, которая осталась сиротой и попала в бродячий цирк. Все закончится хорошо: злодеи будут наказаны и прощены, а юная героиня найдет своих родственников.
Восьмилетняя деревенская девочка Дуня осталась круглой сиротой и была направлена в Петербург в частный приют. Здесь она встретила новых друзей и врагов, преодолела много трудностей и невзгод, воспитала характер, но осталась прежней милой и кроткой девушкой с добрым сердцем и чистой душой.
3. Александра Анненская «Волчонок»
Повесть известной русской писательницы конца XIX - начала ХХ века Александры Никитичны Анненской. "Волчонок" - это прозвище главного героя. Нелюдимый мальчик-сирота самостоятельно прокладывает себе дорогу в будущее и исполняет свою мечту - становится врачом.
4. А. Анненская «Чужой хлеб»
Девочка-сирота Аленушка, героиня повести "Чужой хлеб", сначала живет в доме богатой дамы и зависит от прихотей ее избалованной дочери. Потом она становится ученицей в швейной мастерской и проходит трудный путь, прежде чем обретет любящую семью.
5. К. Лукашевич «Дядюшка – флейтист»
Наташа, маленькая сирота, живет в семье родственников, где всем заправляет глупая и жестокая тетка. Девочка лишена ласки и внимания, жизнь ее беспросветна. Но вот в доме на недолгое время появляется добрый, хотя и чудной дядюшка, в котором Наташа находит родственную душу. Продолжение книги - «Сиротская доля».
6. Элинор Портер «Поллианна»
История про необыкновенную девочку Полианну волнует сердца юных читательниц вот уже сто лет. Чем же заслужила такую любовь простая девчонка одиннадцати лет? А тем, что научила всех вокруг "играть в радость". Тот, кто начал играть в эту игру, забывал о своих бедах и болезнях, грустные становились веселыми, а злые - добрыми.
7. В своей повести "Дети подземелья" известный русский писатель В. Г. Короленко затрагивает вечные темы любви, добра, заставляет сопереживать, сочувствовать юным героям, их нелегкой жизни. Сын судьи и бездомные дети живут в разных мирах. Первый — в родной семье, несчастные сироты — в мрачном подземелье. Неадаптированный к детскому возрасту вариант этого произведения носит название «В дурном обществе».
В повести «Дети подземелья» - повести о детской дружбе, о жизни бедняков - писатель пишет от лица ребенка, у которого нет мамы. Жизнь Васи разделилась на две части: до смерти любимой мамы и после. При жизни матери в доме царит уют и спокойствие, понимание и доброта. Сейчас ему не хватает родительской ласки, несмотря на то, что рядом отец. Непонимание со стороны отца плохо действует на ребёнка. Дружба с Валеком и его больной сестрёнкой позволила мальчику отвлечься от происходящего в семье. Короленко указывает нам, что в тяжёлый жизненный момент мы должны поддерживать друг друга и не оставлять человека в одиночестве. Нельзя без волнения читать эту повесть: она написана с сочувствием и любовью к несчастным людям. В своих произведениях В. Короленко боролся за правду. Он не мог равнодушно смотреть на страдания, ненавидел зло, насилие, несправедливость.
Сентиментальная повесть о жизни сироты Юрки. Каждый день мальчика полон опасностей и сюрпризов. Однажды он спасает жизнь барчука, упавшего за борт яхты, и на некоторое время находит приют в доме его благодарного отца. Однако несправедливое обвинение в краже вынуждает Юрку вернуться на улицу.
9. Антон Павлович Чехов «Ванька»
Герой рассказа - девятилетний сирота Ванька Жуков, отданный в ученики городскому сапожнику. Мальчик пишет письмо своему деду Константину Макарычу и с тоской вспоминает родную деревню. Ванька рассказывает, как нелегко ему приходится у сапожника, и просит деда забрать его. Но на письме нет точного адреса…
Книга А. И. Свирского повествует о тяжелой судьбе беспризорного мальчика, о трудностях и лишениях, с которыми ему приходится сталкиваться, об одиночестве и беззащитности перед людским злом. Трудная судьба выпала на долю подкидыша Саньки по прозвищу Рыжик. Скитаясь с бродячим актером по всей России, он попадает то в воровской притон в Одессе, то присутствует при трагической гибели своего единственного друга, подрядившегося в Петербурге развлекать публику ходьбой по канату: сорвавшись, актер умирает на руках у Рыжика.
11. Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
История проста и печальна. На пятом году жизни он лишился матери, кухарки. И при матери порой приходилось ему и голодать, и мерзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким. После смерти матери прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к акробату Беккеру. Заканчивается книга трагически: Петя погибает.
12. В. Гиляровский "Штурман дальнего плаванья"
Рассказ из цикла "Москва и москвичи" о маленьком оборвыше из трущоб Хитровки, судьба которого в конце концов сложилась счастливо.
13. Ш. Бронте «Джейн Эйр»
«Джен Эйр» английской писательницы Шарлотты Бронте — роман во многом автобиографический. Он посвящен истории скромной, но гордой и независимой девушки-сироты. Героиня книги Джен Эйр упорно борется со множеством препятствий, стоящих на ее пути к самостоятельной жизни и личному счастью.
В дом состоятельного сквайра Олверти, где он живёт со своей сестрой Бриджет, подкидывают младенца. Сквайр, несколько лет назад потерявший жену и детей, решает воспитать ребёнка как родного сына. В то же время он не прекращает поиски родных отца и матери найденыша. Этот роман — шедевр английской литературы.
15. Ф. Бернет «Маленькая принцесса»
Сара Кру из города Бомбея неожиданно оказывается в холодном, чопорном Лондоне. После смерти матери отец, бывалый моряк, привозит девочку в «Образцовую школу для благородных девиц». Вместе со страшной вестью о гибели отца приходят к Саре несчастья: нищета, презрение окружающих, побои. Но мужество и благородство юной героини помогли ей сохранить человеческое достоинство, она встречает и надежную дружбу, и любовь.
История маленького бродяги, испытавшего все лишения бродячей жизни: нищету, страх и одиночество. В повести мы видим безрадостное и беззащитное существование ребенка, не имеющего крова над головой и хлеба для пропитания. Рано потерявший мать, мальчик попадает на улицу, где вынужден сам добывать себе пищу, скитаться с другими детьми и ночевать в катакомбах. У книги Гринвуда счастливый финал, вознаграждающий детей за долгое путешествие в мир нищеты и человеческого безразличия.
17. Джордж Макдональд «Сэр Гибби»
Роман замечательного шотландского писателя, поэта Джорджа Макдональда (1824–1905), рассказывающий о жизни маленького немого сироты-беспризорника сэра Гибби Гэлбрайта. Светлое, трогательное повествование о дружбе, вере, послушании, чистоте, самоотверженности, подлинном благородстве, поэзии и любви к Богу и ближнему.
Книга о мальчике, который является приемным ребенком в бездетной семье. Действие происходит в 19 веке, во Франции. Однажды мальчика решают продать странствующему старику, выступающему с цирковыми номерами. И жизнь ребёнка наполнилась приключениями, невзгодами, потерями. Мальчик-подкидыш Реми после долгих скитаний наконец обретает семью. Бродячая жизнь многому научила ребёнка, а дружба и поддержка тех, с кем свела его судьба, помогла перенести все испытания.
Это рассказ о чернокожем воспитаннике русских моряков. Русский военный паровой клипер «Забияка» быстро идет на юг. На корабле начинается обычный день. Вдруг раздается громкий тревожный крик часового: «Человек в море!». «Все бросились на палубу и увидели среди волн обломок мачты и на ней человеческую фигуру».
Повесть о судьбе сироты Антошки. Мальчик жил у жестокого "дяденьки", заставлявшего бездомных детей нищенствовать. Спас Антошку от уличной жизни "граф", бывший блестящий офицер и светский кутила, а ныне нищий попрошайка, который приютил мальчика. Забота о мальчике помогла опустившемуся человеку вернуться к достойной жизни.
Элиза Ожешко не следовала моде писателей того времени писать о титулованных особах. Ее герои - это люди низших сословий. Роман о бедной сироте Юлианке. Она была лишена родительской любви. Но на жизненном пути ей встретилась благородная панна Янина, которая берет ее к себе. Юлианка наконец-то обрела заботливого человека.
Рассказ о юных американских бродягах начала прошлого века.
Автобиографическая повесть рассказывает о детстве в послереволюционном Петрограде, о детдоме в Старой Руссе, где сын воспитательницы жил вместе и на равных с беспризорными и осиротевшими детьми.
За свою короткую жизнь Ася прочитала немало книжек, где самым несчастным ребенком был круглый сирота. И вот в голод, в разруху она осиротела сама, Ей страшно, теперь все ее могут обидеть, перехитрить. Ася провожает на фронт, на гражданскую войну, своего дядю — Андрея. Маленькая, она стоит на площади возле вокзала, изнемогая от горьких дум. Что же ее ожидает в новом, непонятном ей мире, какие люди займутся ее судьбой? Прежде, как помнится Асе, сирот забирали в приюты. Она сама наблюдала однажды шеренгу приютских ребят, в серых длинных пальто. Это были дети «казенные, призреваемые». Неужели что-то похожее ждет и ее?! Ася не знает о том, какие удивительные события у нее впереди.
Автобиографическая повесть о трудном и богатом приключениями детстве мальчика-сироты из послереволюционной мордовской деревни. К десяти годам Ванятка успевает пожить "в людях" у жестокой и сварливой торговки, поработать цирковым артистом, потом прибивается к группе беспризорников, бродяжничает с ними, оказывается в детской колонии, возвращается в родную деревню и снова уходит из нее, за своей детской мечтой - к синему морю с белокрылыми чайками.
Кончилась гражданская война. На вокзале небольшого южного города встретились трое беспризорных ребят. У Алеши белые расстреляли мать, Динкин отец погиб при усмирении мятежа, маленькая Лена потерялась и осталась без семьи. После трудных скитаний и приключений они попадают в Москву, в детдом, где они взрослеют, влюбляются, учатся, работают.
27. А. С. Макаренко «Педагогическая поэма»
Эта книга как художественное произведение, рассказывающее об эпохе, — одна из лучших. В этом произведении рассказывается об истории колонии имени Максима Горького и коллектива «горьковцев» в 1920-1928 гг. Содержались в этой колонии беспризорные дети и несовершеннолетние подростки, которые нарушали закон. Под влиянием этой книги многие шли в педагогические институты и техникумы, причем представителей мужского пола было намного больше, чем теперь.
28. А. С. Макаренко «Флаги на башнях»
Флаги на башнях — это повесть о жизни колонии и о жизни каждого её воспитанника. Они учатся, работают, строят коллектив. У каждого своя история, но здесь рады всем. Сюжет по-настоящему увлекает, ты вместе с воспитанниками переживаешь за производство: а успеют ли? а хватит ли сил? Они становятся твоими друзьями.
Это книга о жизни бывших беспризорников. Полная юмора, приключений, и в то же время драматических событий и трогательных эпизодов, повесть считается одним из шедевров советской детской литературы. Название книги отражает характерное для тех лет стремление называть все "по-советски, сокращенно". ШКИД - это Школа-коммуна имени Достоевского, созданная в 1920 году в Петрограде для беспризорных детей. Обидные поначалу прозвища директора и учителей со временем становятся уважительными - ребята оценили и полюбили своих мудрых и добрых наставников.
Повесть лауреата Государственной премии РСФСР о тяжелом довоенном детстве детдомовских ребят. Повесть рассказывает о судьбах воспитанников детского дома в Заполярье, сложных, нередко драматических, о заведующем детским домом Репнине (тоже человека сложной судьбы), помогавшем ребятам найти дорогу в большую жизнь.
О горестях мальчика, оставшегося без матери, и добрых людях, приютивших сироту в трудный час.
Повесть о жизни детского дома в годы Великой Отечественной войны.
Сироту Ваню Солнцева нашла в окопе группа советских разведчиков во время выполнения ими боевой миссии. Малыш был крайне истощен, но даже в этом состоянии готов отстаивать свою жизнь. Солдаты приютили Ваню, и весь полк стал его родителями.
Главная героиня книги — воспитанница детского дома Женя Максимова, которая разыскивает пропавшую во время войны сестру.
Великая Отечественная война. Маленькая девочка Валя теряет все: дом, где она жила, разбомбили, маму убили фашисты. Вместе с другими детьми ее эвакуируют на Урал, но по дороге она случайно отстает от поезда. Расстроенная малышка прячется на ночь в стог сена — там ее находит жительница расположенного неподалеку села Дарья. Добрая женщина приводит девочку к себе домой и оставляет в семье, несмотря на то, что у нее самой — трое детей и кормить их нечем.
Поначалу Валя не может найти общего языка с чужими людьми. Но в конце концов Дарья и ее дети согревают девочку своим теплом и становятся ей по-настоящему родными.
Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега был задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. По этой повести о правдивой и трагической судьбе мальчика-разведчика Андрей Тарковский снял знаменитый фильм «Иваново детство».
В повести "Светлана" рассказывается о судьбе девочки-сироты, в войну потерявшей родителей и воспитывавшейся в детском доме.
Это трогательная и вместе с тем суровая книга о Лешке Горбачеве, отец которого погиб на фронте, а мать умерла. Поначалу мальчик попадает к очень плохим людям — стяжателям и негодяям, которые прибирают к рукам оставшееся имущество Горбачевых, а Лешку принуждают торговать, обсчитывать людей.
Лешка бежит от них, встречается с хорошими людьми и сам становится человеком.
Из этой повести читатель узнает много о жизни мальчишки в детдоме, о его школьных годах и сверстниках, о верной романтической дружбе ребят и девочек, о хороших людях.
В этой повести рассказывается о маленькой дочке знаменитого советского генерала Лене Рогачёвой, которая во время Великой Отечественной войны осталась одна на земле, оккупированной гитлеровцами. Мама погибла, а папа где-то на фронте.
Повести о детях, лишившихся дома и семьи в годы войны.
Главные герои книги — это дети-инвалиды, искалеченные фашистскими бомбами и снарядами во время Великой Отечественной войны. Пережитые потрясения и физическая неполноценность накладывают на детское сознание тяжелый отпечаток. Ребята не по возрасту серьезны, замкнуты, неразговорчивы. В словах четырнадцатилетней девочки Нины звучит вопрос, близкий по смыслу к тому, который задавала себе Ольга Матюшина, которая осенью 1941 года в осажденном Ленинграде потеряла зрение: «Мне хочется по-прежнему быть настоящей пионеркой, но разве с такими ногами это можно?» Как жить дальше? — вот тот вопрос, на который приходится искать ответ этим детям. И этот поиск - вне времени и вне исторического контекста.
Повесть о парижских детях, оказавшихся в послевоенные годы предоставленными самим себе. Девочка-подросток Фаншетта вынуждена сама заботиться не только о себе, но и о своем маленьком брате. Она и ее друзья - обитатели заброшенных домов на Монмартре.
Повести Ф. Вигдоровой самостоятельные по сюжету, представляют собой единую книгу о педагогическом труде, о том, как Семен Карабанов, один из главных героев "Педагогической поэмы" A. C. Макаренко, пошел по стопам своего учителя и посвятил свою жизнь воспитанию детей, лишенных родителей.
Книга эта не документальная. Это - повесть, увлекательно рассказывающая о трудовой, богатой горестями и радостями жизни, целиком отданной детям. Это история детского дома, которым руководит Карабанов, а потом, в дни войны, его жена.
Маленькая Динка подружилась с подростком-сиротой Ленькой, сбежавшим от злого хозяина. Фильмы 1971г., 1983г.
"Динка прощается с детством": пятнадцатилетяя Динка проводит лето на хуторе под Киевом, где знакомится с группой беспризорников, поселившихся в заброшенном доме в лесу .
45. А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Это автобиографическая повесть Анатолия Игнатьевича Приставкина.
1944 год. Братья-близнецы Колька и Сашка Кузьмины («кузьмёныши»), росшие в детском доме подмосковного Томилина, решают присоединиться к трудовой колонии старшеклассников, отправленных на освоение свободных кавказских земель.
Эта повесть — часть трилогии, в которую также входят повести «Солдат и мальчик» и «Кукушата». Произведение посвящено темам военного детства, беспризорности, депортации народов при Сталине.
46. Анатолий Приставкин «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца»
Роковые сороковые. Годы войны. Трагичная и правдивая история детей, чьи родители были уничтожены в годы сталинских репрессий. Спецрежимный детдом, в котором живут «кукушата», ничем не отличается от зоны лагерной — никому не нужные, заброшенные, не знающие ни роду, ни племени, оборванцы поднимают бунт, чтобы ценой своих непрожитых жизней, отомстить за смерть своего товарища.
47. А. Яшин «Сирота»
"...в шесть лет Павлик понял, что быть сиротой не так уж плохо. Понял и запомнил". В серьезной, драматической повести о судьбе деревенского паренька, превратившегося в "вечного иждивенца", предателя своих близких, дома, родного колхоза, известный советский писатель, лауреат Государственной премии СССР Александр Яшин поднимает сложные, во многом еще нерешенные проблемы деревни.
48. Александр Рекемчук «Мальчики»
Детдомовец Женька обладает абсолютным музыкальным слухом и исключительным голосом. Его забирают в интернат для одаренных детей, и он становится солистом хора мальчиков. Теперь его жизнь неразрывно связана с музыкой. Мальчик проживает в интернате целую жизнь: здесь он взрослеет, становится юношей. И что бы ни случилось в его жизни – первые успехи и неудачи, первая любовь и разочарование, – музыка ведет Женьку за собой и помогает преодолеть все невзгоды.
49. Н. Кальма «Вернейские грачи»
Полный приключений, увлекательных и драматических событий роман, действие которого происходит в годы Великой Отечественной войны, в центре романа - парижские дети-сироты.
50. Н. Кальма «Сироты квартала Бельвилль»
Остросюжетная приключенческая повесть о парижских детях-сиротах (1974 г).
51. Альберт Лиханов «Благие намерения»
Надежда, только недавно окончившая педагогический институт, волею случая берется опекать осиротевших первоклашек. Девушка отважно и безропотно принимает на себя непосильную ношу чужого предательства и всей жизнью своей служит этим обездоленным детям.
52. А. Лиханов «Никто»
Роман — одно из самых драматичных произведений А.А. Лиханова. Современная «рыночная действительность» перемалывает судьбу паренька из детдома — Коли Топорова, которого бандиты именуют прозвищем Никто.
53. Константин Сергиенко «Дом на горе»
Повесть посвящена детям с трудной судьбой. Они живут в интернате. Одни ребята совсем не знают своих родителей, другие встречаются с ними редко (1986).
54. Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио!»
Как тяжело быть сиротой, жить в приюте, а потом стать приемышем в семье недобрых людей. Такова жизнь 9-летнего шведского мальчика Буссе. Но вдруг его жизнь волшебным образом меняется. У него появляется отец! Это настоящее счастье - держать отца за руку, играть, бегать в саду, дружить с кем хочется, ездить верхом на прекрасной лошади. Да и много всего можно, когда твой отец - король.
Тогда даже жуткие чудовища и злодеи не страшны. Их можно победить, если ты не трус и защищаешь своих близких.
55. Астрид Линдгрен «Расмус-бродяга»
Эта повесть о маленьком мальчишке, который в поисках счастья сбежал из приюта. На свободе его ждет много разочарований и самых невероятных приключений. К счастью, все они заканчиваются благополучно, и судьба награждает мальчика - он обретает настоящих, любящих родителей.
56. Владислав Крапивин «Застава на Якорном поле»
По Большому кольцу Полуострова на поездах часто катается мальчишка Матиуш по прозвищу Ёжики. Он сирота, несчастный и грустный... Катаясь, он вспоминает маму – ее записанный на пленку голос объявляет в подземке названия станций…
И вот однажды голос объявляет что-то новое – «Якорное Поле». И голос – мамин! Но ведь раньше такой станции не было. Ёжики выходит и попадает в странное место.
57. В. Крапивин "Дети Синего Фламинго"
Мальчик Женя, оказавшийся на таинственном острове Двид, которым правит жестокий Ящер, попадает в группу беспризорных детей, бежавших из "домов воспитания".
58. В. Ливанов «Мой любимый клоун».
У клоуна Сергея Синицына и его молодой жены Лёси не может быть детей. Он убеждает её взять в семью приёмного ребёнка, "выбирает" в доме ребёнка 5-летнего Ваньку. В последний момент Ольга испугалась и сбежала от Сергея, а он забирает Ваньку и пытается в такой непросто ситуации наладить новую жизнь.
59. Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Философский камень»
Книга, покорившая читателей всех возрастов, сделавшая Джоан Роулинг самым читаемым писателем современности. Одиннадцатилетний мальчик-сирота живет в семье своей тетки и даже не подозревает, что он - настоящий волшебник. Но однажды прилетает сова с письмом для него, и жизнь Гарри изменяется навсегда. Он узнает, что зачислен в Школу Чародейства и Волшебства и выясняет правду о смерти своих родителей.
60. Дина Сабитова «Где нет зимы», «Три твоих имени».
Тема детей-сирот и приёмных семей так или иначе затронута во всех книгах Д. Сабитовой. В этих историях есть немного сказки, немного правды, тут дети теряют свою маму, попадают в детский дом, а потом вновь оказываются в семье.
Приложение 2
В практической части нашего исследования мы попытались выявить литературные предпочтения школьников (6-11 кл), их отношение к прозе Диккенса и к проблеме сиротства. Мы провели небольшое анкетирование, чтобы выяснить, какие из книг о сиротах, а также из книг Чарльза Диккенса читали учащиеся нашей школы. Кроме того, мы задавали вопрос о том, задумывались ли они о проблеме сиротства.
Результаты опроса (анализ анкеты)
1. Любишь ли ты читать?
Как видно на диаграмме почти 94% детей ответили "да". Приятно, что наши дети любят читать.
2. Как часто ты читаешь?
56% учеников признались, что читают книги довольно часто. Но всё-таки 31% детей (почти 3 часть опрошенных) берёт книгу в руки иногда.
3. Зачем ты читаешь книги?
Ребята читают книги, потому что им интересно - так можно сказать по результатам данной диаграммы.
4. Какую книгу ты сейчас читаешь?
Данный вопрос имел своей целью обращение к читательской памяти учеников, осознанный выбор книги. Разнообразие читательского выбора впечатляет. Были названы и те авторы, которые есть в списке нашего проекта: А.П. Чехов, В. Катаев, В. Осеева и других. Но и не только. Дети читают произведения В.Г. Короленко, Л. Воронковой, В. Астафьева. Также увлекаются зарубежной литературой, читают книги Льюиса Кэрролла, Дж. Лондона, Марка Твена, А. Линдгрен, Джонатана Свифта и других. Из современных авторов была названа Дж. Роулинг.
Анкетирование части детской аудитории нашей Армизонской школы, показало, что, несмотря на наметившуюся общую тенденцию снижения интереса к чтению, школьники, тем не менее, оставляют книги в своей жизни. В связи с этим основной задачей нашего проекта мы видим в создании условий для развития читательского вкуса у юных читателей, оказания помощи им в формировании интереса к книге, чтению через применение различных форм работы.
5. Волнует ли вас проблема детского сиротства?
Многих волнуют проблемы детей-сирот. Как показано в гистограмме, обеспокоенность проблемами сиротства выразили почти 80 % опрошенных.
Опрос показал, что, к сожалению, школьники в целом почти не читают произведения Чарльза Диккенса и очень плохо знакомы с книгами о детях - сиротах. Однако после пересказа содержания многих заинтересовал роман «Приключения Оливера Твиста» и заставил задуматься о вопросах, связанных с сиротством.
Именинный пирог
Развешиваем детские рисунки дома
Отчего синичка развеселилась
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку