Научно-исследовательская работа посвящена одному из самых известных произведений американского писателя - фантаста Рэя Брэдбери - "451 градус по Фаренгейту"
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа | 104.54 КБ |
Социокультурные процессы современности
в произведении Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Автор:
Бойко Ярослав,
МАОУ Армизонская СОШ
7 класс
Научный руководитель:
Ваганова Жанна Валентиновна,
учитель английского языка
МАОУ Армизонская СОШ,
к.п.н.
Российская Федерация, Армизонское
2021 г.
Осмысление социокультурных процессов современности
в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Бойко Ярослав
Российская Федерация, с. Армизонское
МАОУ Армизонская СОШ, 7 класс
АННОТАЦИЯ
Данная проектная работа посвящена роману Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» и вопросам, поднятым в этой книге. В 2018 году этому роману исполняется 65 лет (издан в 1953 г).
Цели исследования:
Изучение романа Рэя Брэдбери и основных философских вопросов, поставленных в нём автором (как отражения современных социокультурных процессов).
Привлечение внимания школьников к книге для формирования у подростков осознанной необходимости читать и повышения их читательской активности.
Задачи:
Методы исследования подбирались в соответствии с целью, задачами и гипотезой проекта: анализ специальной литературы; анализ текста книги; сбор и систематизация информации; опрос (анкетирование), беседа; обобщение.
Изображая Америку ХХI века, Рэй Брэдбери моделирует картину будущего на основе существующих сегодня тенденций. Развитие науки, стремительный рост технологий изменил мышление людей. Книга подводит нас к осознанию необходимости привития детям любви к чтению, продвижения чтения как фактора развития личности и духовного здоровья человека.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Краткая биография и особенности творчества Рэя Брэдбери . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
2 История создания и основное содержание романа «451 градус по Фаренгейту» . . . . . . . .6
3 Главные идеи произведения как социально-философской антиутопии . . . . . . . . . . . . . . . .7
4 Предсказанные Рэем Брэдбери негативные социокультурные процессы . . . . . . . . . . . . . . 9
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Приложение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Введение
«Чтобы оправдать свой взгляд на будущее, Брэдбери разбирает потенциальные угрозы, подстерегающие нас, и показывает, к каким серьезным последствиям они могут привести. Однако писатель не говорит: что это неминуемо должно случиться. Он говорит другое: вот что может произойти, если мы не примем мер; давайте же, если мы хотим избежать беды, возьмемся за дело сегодня, потому что завтра уже может быть поздно» (Айзек Азимов).
Актуальность выбранной темы определяется тем, что знакомство с художественным миром романа Рэя Брэдбери становится школой для формирования читательского опыта и становления читателя-интеллектуала. В своём произведении автор говорит о ценности книги как конденсата человеческой памяти, как важного способа сохранения культуры. Роман «451 градус по Фаренгейту» - тонкая критика общества потребления, страх перед его деградацией, предостережение обывателю. Описанное Брэдбери общество потребления сжигает на кострах не книги, оно сжигает свою историю, свою культуру. Ценность романа - в страшной картине будущего, которая может стать правдой. Идеал беззаботной жизни, отсутствие лишних тревожных мыслей - этот предел мечтаний общества может обернуться кошмаром, если не внять предостережениям автора.
Несмотря на то, что существует много исследований, посвященных творчеству Рэя Брэдбери и анализу его книги «451 градус по Фаренгейту», остаются аспекты, требующие осмысления, доработки.
Назовём проблемы, подлежащие исследованию:
Судьба книги в 21 веке и чтение как важнейшая составляющая духовного роста и развития человека. Современные люди мало читают и много времени проводят перед экраном телевизора, за компьютером, с телефоном. Как привлечь молодых людей к систематическому чтению?
Проблема потребительского мышления и массовой культуры.
Нормой поведения становится потребительское существование, при котором единственную пищу для ума дают развлечения, реальность заменена примитивными телеиллюзиями. Мир, описанный Брэдбери, стал таким не сразу. В ХХ веке к таким средствам массовой информации и связи, как газеты, почта, телеграф, телефон, добавились радио, телевидение, видео - и аудиосистемы, компьютерная сеть и т.д. Значительно возрос объём информации, поглощаемой человеком, что привело к информационным перегрузкам. Зачастую несущая в себе разрушительное, агрессивное начало, обладающая противоречивым, конфликтным характером, информация начала оказывать негативное воздействие на психику и здоровье людей.
Объект исследования: художественное произведение - роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Предмет исследования:
Проблематика романа и авторская идея (тема чтения и живого общения как нравственных ценностей); социокультурные изменения в обществе, связанные с чтением, потребительским мышлением и массовой культурой.
Гипотеза:
Роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» может помочь современным подросткам в осмыслении окружающей действительности, собственном личностном становлении и повышении читательской активности.
Этапы и содержание работы над проектом:
1.Организационно-подготовительный: определение темы проекта, обсуждение с руководителем целей проекта, уточнение информации.
2. Прогностический: выявление и анализ проблемы; выдвижение и обоснование гипотезы; планирование выполнения проекта. Формулирование задач этапов выполнения проекта.
3. Исследовательский: изучение биографии Р. Брэдбери; обсуждение и выбор оптимальных методов проверки принятой гипотезы; определение возможных источников информации; поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу.
4. Практический: работа с информацией и написание теоретической части; проведение анкетирования.
5. Заключительный: обобщение процесса и практических результатов проекта; анализ и оценка процесса, промежуточных и итоговых результатов реализации проекта. Оформление проекта.
6. Презентационный: подготовка к представлению результатов исследования (к публичной презентации и защите проекта); рефлексия.
Сегодня мы часто слышим о том, что в нашем обществе снижается интерес к чтению, особенно у молодежи. Почему это происходит? Почему книга, чтение все больше уходят из повседневной жизни подавляющего большинства наших соотечественников? А может быть, ничего страшного в этом нет? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к книге Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при проведении уроков литературы, истории, английского языка или при проведении классных часов в 8-11 классах. Подобные занятия будут содействовать продвижению чтения лучших образцов классики, развивать культуру чтения школьников и их родителей; помогут формировать круг чтения, воспитывать художественный вкус, умение лучше ориентироваться в потоке художественной литературы.
1 Краткая биография и особенности творчества Рэя Брэдбери
Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 г в городе Уокиган, штат Иллинойс. Во время Великой депрессии в 1934 г семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес. Там Рэймонд в 1938 г окончил среднюю школу. Три последующих года своей жизни юноша провёл, продавая газеты на улицах Лос-Анджелеса, так как денег на высшее образование не было. Брэдбери впервые попробовал себя в литературе в 12 лет, когда написал продолжение к «Великому воину Марса» Э. Берроуза. Первая его публикация — это стихотворение «Памяти Вилла Роджерса», которое было опубликовано в 1936 г.
В 1937 г Брэдбери вступил в лос-анджелесскую «Лигу научных фантастов». Рассказы Брэдбери начали публиковаться в журналах. В то время Брэдбери много работал, постепенно оттачивая литературное мастерство и формируя индивидуальный стиль. В 1939—1940 гг. он издавал журнал «Футуриа фантазия». К 1942 г Брэдбери полностью перешел на литературный заработок, создавая до 52 рассказов в год. В 1946 г в книжном магазине Брэдбери встретил работавшую там Сусанну Маклюр (Мэгги). В 1947 г Мэгги и Рей заключили брак; у них родилось четыре дочери.
Брэдбери написал одиннадцать романов, наибольшую популярность из которых получили ранние работы: «Марсианские хроники» (1950), «451 градус по Фаренгейту» (1953) и «Вино из одуванчиков» (библиографию см. в Приложении 1). Также писатель создал 21 пьесу и 28 сценариев для кинофильмов. Рэй Брэдбери был автором и ведущим цикла телепередач из 65 мини-фильмов по мотивам его рассказов (экранизации см. в Приложении 3). Цикл назывался «Театр Рэя Брэдбери» и выходил с 1985 по 1992 год. После 1963 г Брэдбери продолжил публиковать новые рассказы, но также активно сконцентрировался на ином жанре —драме.
В 70-80-е годы на телевидении выходил сериал «Театр Рэя Брэдбери», в котором были экранизованы многие рассказы писателя. В этот период жизни Брэдбери получил множество наград в области литературы и искусства в целом (см. Приложение 2). Даже в пожилом возрасте писатель продолжал писать. В 79 лет Брэдбери перенёс инсульт, после чего все последние годы жизни был прикован к инвалидному креслу. Брэдбери скончался после продолжительной болезни 5 июня 2012 г в Лос-Анджелесе в возрасте 91 года.
В большинстве произведений Брэдбери затрагивается основной конфликт человеческого существования: между «да» самоутверждения в творчестве и «нет» самоотчуждения в механической закостенелости. Эта тема поднимается и в романе «451 градус по Фаренгейту», где показано общество потребления, лишённое всякой возможности задумываться о жизни, начисто утратившее способность к творчеству как таковому. Но всё же писатель сохраняет оптимистичный настрой, завершая роман нотой надежды — прозревшие одиночки учитывают ошибки человечества, вспоминают все ценности, которые дают людям спасение и гарантируют будущим поколениям спокойствие и мир. Оптимизм Брэдбери заметен и в других его работах. Ядро человеческой личности, по мнению Брэдбери, составляет воля к труду. А труд, в свою очередь, отождествляется с любовью. Прославление жизни, труда и любви, радость, а также некая особая целостность характеризуют произведения Брэдбери.
2 История создания и основное содержание романа “451 градус по Фаренгейту”
Книга “451 градус по Фаренгейту” была написана в 1953 г. В ней описывается предполагаемое будущее Америки, общество, где чтение и хранение книг запрещено, а найденные книги подлежат сожжению. Интеллектуальная жизнь сведена к минимуму, а основное семейное развлечение - это просмотр сериалов. Пожарники не тушат пожары, а сжигают запрещённые книги; людей, предпочитающих ходить пешком, а не ездить на машинах, принимают за сумасшедших; возбраняется даже любоваться природой. Малейшие отступления от общепринятого образа жизни вызывают репрессии.
Теперь у всех есть телевизор и компьютер, в любое время мы можем пойти в кинотеатр и посмотреть фильм, существует множество развлекательных центров, есть компьютерные игры, очки виртуальной реальности. Казалось бы, всё это достижения науки, и теперь человек может жить, не зная горя, скуки и проблем. Но всё ли так прекрасно, как кажется? К чему приводит нововведения и расширение массовой культуры общества? Рэй Бредбери дал ответы на эти вопросы в своём произведении. Роман «451 градус по Фаренгейту» даёт яркую картину общества, боящегося смерти, но пытающегося внешне казаться счастливым, в котором у людей много различных механизмов и устройств, но отсутствует доступ к великим идеям и книгам, способным дать возможность мыслить самостоятельно.
К изучению творчества Брэдбери меня подтолкнул интерес к фантастике и жизненные ситуации. По мере работы над проектом я начала понимать, что для автора главное - не достижения науки и техники, а нравственные и психологические последствия развития высокотехнологичного общества, философские размышления о смысле существования человека, о судьбе человечества. Эта исследовательская работа помогла понять суть произведений автора; творчество Рэя Брэдбери - это не столько фантастика, сколько психологическая проза, где фантастика - только фон.
Человек либо стремится к постоянному росту и развитию, либо старается убежать от ответственности за свою жизнь, обрекая себя на духовную гибель. Это и есть потребительское мышление, и оно не может существовать без так называемой «массовой культуры». Массовая культура имеет коммерческий характер, то есть её цель - получение прибыли, за счет удовлетворения потребностей огромного пласта людей.
В мире, где потребительское мышление будет господствующим, массовая культура будет находиться на пике своего развития. В этом мире книги будут пугать, вызывать ненависть и скуку. Книги обладают особой силой, они снимают с нас «розовые очки» и открывают нам глаза на недостатки жизни. Наш мир не идеален, в нём множество проблем и забот. Это и войны, и болезни, и философские вопросы, и много другое. Массовая культура закрывает глаза людям, старается отвлечь их от проблем. И это неправильно, потому что если человек не будет замечать недостатки жизни, то рано или поздно всё это приведёт к разрушению.
3 Главные идеи произведения как социально-философской антиутопии
Когда Брэдбери проецирует свои сюжеты в будущее или строит их на фантастических обстоятельствах, он делает это для того, чтобы сказать о реальных проблемах, которые человечество должно преодолеть. “451 градус по Фаренгейту” – это социально-философская антиутопия, книга-предупреждение. Мы проанализировали предсказания, касающиеся развития человека и общества; нужно их осмыслить и понять то, что хотел сказать автор, над чем заставил задуматься.
Сослуживец главного героя Гая Монтэга, брандмейстер Битти говорит: «Содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка... Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Пересказ. Экстракт... Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую... Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, языки упразднены. Английскому языку и орфографии уделяется всё меньше и меньше времени, и наконец эти предметы заброшены совсем...» [Брэдбери 2008, 114].
Зачем книги, если есть телевизор, рассуждает Битти. Книги тревожат, заставляют думать, они опасны. Люди, читающие книги, становятся «интеллектуалами», выделяются из остальной публики, на что-то претендуют. «...Книга - это заряженное ружьё в доме соседа, - заявляет Битти. - Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека? Может быть, я?». Проще запретить книги. Пожарных, объясняет Битти, «сделали хранителями нашего спокойствия. В них, как в фокусе, сосредоточился весь наш вполне понятный и законный страх оказаться ниже других. Они стали нашими официальными цензорами, судьями и исполнителями приговоров... ... Цветным не нравится книга «Маленький чёрный Самбо». Сжечь её. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие» [Брэдбери 2008, 124].
Автор говорит о массовых самоубийствах «довольных жизнью» людей, о чувстве, что все они смертники (гонки на машинах на предельной скорости), о разобщенности в семьях, об отсутствии родственных связей между детьми и родителями. Страшно, что жизнь людей протекает на фоне войны, которую они стараются не замечать, хотя на войне гибнут люди. И все-таки государство утверждает, что все счастливы. А счастье - это быть как все; не мыслить, не страдать; не принимать близко к сердцу чужие проблемы, сохраняя собственный покой; бездумно развлекаться, вытесняя из головы мучающие вопросы; испытывать острые ощущения, так как они дают возможность людям почувствовать течение жизни и т.д.
Вот как Рэй Брэдбери характеризует двух родных людей, мужа и жену, Монтэга и Милли: «Так жили рядом, как чужие, глупый опустошенный человек и глупая опустошенная женщина». Они не могли вспомнить, где познакомились, как встретили друг друга в первый раз, им не о чем говорить, они безразличны друг к другу, их не связывают дети, потому что Милли предпочитает не обременять себя заботами. В конце концов, Монтэг признаётся: «Я несчастлив. Мне нужно поговорить, а слушать некому. Я не могу говорить со стенами, они кричат на меня. Я не могу говорить с женой, она слушает только стены, я хочу, чтобы кто-нибудь выслушал меня». Несчастливая семья, живущая без любви и привязанностей.
Книга по Брэдбери – это интеллект, знание, мысль, жизнь, индивидуальность, личность (автора, читателя), собеседник, культура, душа, духовность. Книги не дают жить легко и бездумно. Они заставляют задуматься над нравственными, этическими, вечными вопросами. Возрождение главного героя Монтэга началось с Библии, Книги Екклезиаста, где сконденсирована мудрость веков: «род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки», «кривое не может сделаться прямым», «время рождаться и время умирать; время насаждать и время вырывать посаженное», «время разбрасывать камни и время собирать камни». Герой книги, как и мудрец Екклезиаст, уверен, что все вернется на круги своя. С книги началось выздоровление Монтэга, но с книгой в его жизнь вошло страдание.
Убегая, Монтэг попадает за город к особым людям, которые знают и помнят книги наизусть. Люди - «живые книги» говорят: «А когда война кончится, тогда в один прекрасный день, в один прекрасный год книги снова можно будет написать; созовём всех этих людей, и они прочтут наизусть всё, что знают, и мы всё это напечатаем на бумаге». Явление, описанное в книге, существовало в Советском Союзе в системе советских лагерей. Запрет на некоторые книги, не угодные власти, привёл к тому, что люди заучивали произведения наизусть, передавая в дальнейшем их содержание другим заключённым. Конец произведения очень интересен. Невероятно, но мы, школьники 21 века, уже люди будущего, о котором писал Брэдбери. Читаешь его книги, и создаётся ощущение, что автор побывал в нашем времени, а, вернувшись, описал всё, что увидел. А ведь текст был создан в 50-х годах XX века.
4 Предсказанные Рэем Брэдбери негативные социокультурные процессы
Наше общество слишком близко приблизилось к миру, который описал Рэй Брэдбери. Опишем некоторые социокультурные процессы, предсказанные в произведениях Брэдбери, и посмотрим, что и как сбылось в современном обществе.
В романе «451° по Фаренгейту» Брэдбери пишет о так называемых стенах – суперсовременных телевизорах, с помощью которых герои произведения общаются друг с другом на расстоянии. Позже создатели социальной сети Facebook назвали так коммуникационный узел, с помощью которого пользователи могут отправлять и получать сообщения. Научно-технический прогресс порождает общество массового потребления. Кларисса в романе «451° по Фаренгейту» говорит о подслушанных в метро разговорах: «Люди ни о чём не говорят…Сыплют названиями – марки автомобилей, моды, плавательные бассейны и ко всему прибавляют: «Как шикарно!» Все они твердят одно и то же. Как трещотки…». Монтэг говорит Фаберу: «У нас есть все, чтобы быть счастливыми, но мы несчастны». Люди в современном обществе готовы потреблять тот товар, на который им укажут, бессмысленно гоняясь за новыми гаджетами, машинами, нарядами.
Вот цитаты из романа «451° по Фаренгейту» о бездуховном существовании.
Пожарный Битти говорит Монтэгу: «Как можно больше спорта, игр, увеселений — пусть человек всегда будет в толпе, тогда ему не надо думать. Организуйте же… все новые и новые виды спорта, сверхорганизуйте сверхспорт! Больше книг с картинками. Больше фильмов. А пищи для ума все меньше…». «Вся наша культура мертва» (Фабер Монтэгу). «Человек, умеющий разобрать и собрать телевизорную стену - а в наши дни большинство это умеет, - куда счастливее человека, пытающегося измерить и исчислить Вселенную, ибо нельзя ее ни измерить, ни исчислить, не ощутив при этом, как сам ты ничтожен и одинок... Подавайте нам увеселения, вечеринки… Побольше такого, что вызывает простейшие, автоматические рефлексы!» - говорит пожарный Битти. У современных людей происходит омертвение души. Мир рекламы и шоу-бизнеса на вершине. Люди гонятся за всё новыми развлечениями, а думать, размышлять не способны.
Вот что говорит Брэдбери о бешеном ритме жизни, в которой нет лишней минуты для мысли (огромное количество времени люди проводят в машинах или в виртуальных сетях, которые отвлекают от настоящей жизни): «…нет лишней полминуты, чтобы над чем-нибудь призадуматься, одеваясь на рассвете, в этот философский и потому грустный час». «Дороги запружены людьми, все стремятся куда-то, все равно куда…»
«Но есть ли у нас время подумать? На что вы тратите своё свободное время? ... вы мчитесь в машине со скоростью ста миль в час, так что ни о чём уж другом нельзя думать, кроме угрожающей вам опасности…»
Цитаты из романа «451° по Фаренгейту» о господстве виртуальной реальности в жизни человека (развитие технологий рождает разобщенность людей, люди становятся одинокими): «…эти изображения на стенах – …они зримы, они объёмны, и они говорят вам, что вы должны думать, они вколачивают это вам в голову… начинает казаться, что это правильно – то, что они говорят». Общение с телевизором, компьютером рождает отгороженность от мира, живого общения. Огромное количество людей теряют связь не только с культурным наследием человечества, но и друг с другом. Телевизоры разрушают интерес к литературе, а население зомбируется передачами ни о чем. «Вы можете закрыть книгу и сказать ей: «Подожди». Вы ее властелин. Но кто вырвет вас из цепких когтей, которые захватывают вас в плен, когда вы включаете телевизорную гостиную? Она мнет вас, как глину, формирует вас по своему желанию. Это тоже «среда» - такая же реальная, как мир. Она становится истиной».
Вот как описывает Брэдбери отсутствие полноценного образования: «Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно». Падение уровня образования происходит во всём мире. Современные школьники и студенты скачивают информацию из интернета, а вот проанализировать её не способны. Разные дисциплины сливаются в одно, образование упрощается: «…наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме умения нажимать кнопки, включать рубильники…». «Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, - ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хотя на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо "факты", которыми они напичканы, - это нечто неизменное. Но не давайте им такой скользкой материи, как философия и социология. Не дай Бог они начнут делать выводы и обобщения». «Когда школы стали выпускать всё больше и больше бегунов, прыгунов, скакунов, пловцов, любителей ковыряться в моторах, …автогонщиков вместо исследователей, критиков, учёных и людей искусства, слово «интеллектуальный» стало бранным словом…».
Брэдбери пишет о безразличии взрослых к своим детям; в жизни детей отсутствует тепло и любовь, их души ожесточены из-за
разрушения семьи, традиционных связей в обществе.
Вот цитаты из романа «451° по Фаренгейту» об обезличивании людей в обществе, обесценивании человеческой жизни: «Человек в наше время — как бумажная салфетка: в неё сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую…» — говорит дядя Клариссы. Пожарный Битти объясняет Монтэгу: «Человек не терпит того, что выходит за рамки обычного…Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в конституции, а просто мы все должны стать одинаковыми. Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество». Всё больше в обществе людей, потерявших индивидуальность, боящихся принимать на себя ответственность, сытых и ленивых, не выделяющихся из толпы. В современном мире ценностями признаются деньги и власть, а вот жизнь не является большой ценностью. Отсюда депрессии, наркотики, суициды.
Телесериалы и реалити-шоу - аналогии с нынешними реалити-шоу и с бессмысленным общением друг с другом в современных социальных сетях. Монтэг размышляет о том, что его жена целыми днями общается с телевизионными "родственниками" и не замечает мужа: «…если вдуматься, то между ним и Милдред всегда стояла стена. Даже не одна, а целых три, которые к тому же стоили так дорого. Все эти дядюшки, тётушки…, жившие на этих стенах, свора тараторящих обезьян, которые вечно что-то лопочут без связи, без смысла, но громко, громко, громко!»
А это слова о смерти книги: «Люди сами перестали читать книги, по собственной воле». «Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом ещё больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты, потом ещё: десять — двадцать строк для энциклопедического словаря».
«Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия - собаки, лошади, экипажи — медленный темп жизни. Затем двадцатый век... Не размазывать! Скорее к развязке!». «Теперь вам понятно, …почему книги вызывают такую ненависть, почему их так боятся? Они показывают нам поры на лице жизни. Тем, кто ищет только покоя, хотелось бы видеть перед собой восковые лица, без пор и волос, без выражения».
К счастью, сегодня книги не запрещены. Но увеличивается число людей, которые не читают серьезной литературы, или не любят читать, или им некогда читать. Как следствие – деградация общества. Вот слова о клиповом сознании у молодого поколения: «Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги – в подслащенные помои… Но читатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы». «Теперь вы можете всегда быть счастливы: читайте себе на здоровье комиксы, разные там любовные исповеди и торгово-рекламные издания». «Но, когда в мире стало тесно от глаз, локтей, ртов, когда население удвоилось, утроилось, учетверилось, содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта». «Крутите человеческий разум в бешеном вихре, быстрей, быстрей! — руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние, ненужные бесполезные мысли».
Брэдбери писал об опасности потери в человеке человеческого в эпоху глобального наступления машин: люди разучились любить своих близких; бытовая техника подает еду и ухаживает за ребенком. Стены "телевизионных комнат" отгораживают людей от живой жизни. Вот что Кларисса говорит о жестокости детей: «Я боюсь своих сверстников… Дядя говорит, что его дед помнил ещё то время, когда дети не убивали друг друга…тогда люди считали, что у каждого должно быть чувство ответственности». И ещё: «Но все мои сверстники либо кричат и прыгают, как сумасшедшие, либо колотят друг друга. Вы заметили, как теперь люди беспощадны друг к другу?»
Современное общество сталкивается с проявлением агрессии у детей и подростков. В чём причины? Интернет, компьютерные игры, телевидение, транслирующие сцены насилия, обстановка в семьях, в которых нет лишней минуты для общения с детьми, где царит равнодушие, а обычное человеческое внимание подменяется внешним материальным благополучием.
Рэй Брэдбери показывает нам несовершенство потребительского мышления и массовой культуры, когда человек живёт, забывая о реальностях существующего мира. И пока эта проблема будет существовать, общество будет двигаться в неправильном направлении. Массовая культура вправе существовать, потому что человек не может думать только об отрицательных сторонах жизни. Однако эта культура не должна быть господствующей, как и мышление потребителя. Чтение книг и разговоры с близкими важнее телевизора или компьютерных игр. Подмена книг комиксами, сериалами и ток-шоу ни к чему хорошему не приведет.
В ходе проведённого нами небольшого опроса было выяснено, что, к сожалению, школьники читают мало и не все могут назвать любимого писателя или любимое художественное произведение (см. Приложение 4). Однако после нашего рассказа многие ребята заинтересовались книгой Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Заключение
Будущее рождается сегодня. Брэдбери первым из фантастов забил тревогу о пагубных последствиях НТР, заговорил о самоценности личности, недопустимости подавления человека технизированным обществом. Писатель видит опасность в распаде человеческих связей, в отчуждении личности, в отсутствии преемственности поколений и в отрицании опыта, накопленного ими. Фантастика Брэдбери печальна, потому что проникнута сознанием неизбежности утрат на том пути, который проходит человечество.
Смысл всего творчества великого писателя – предотвратить беду, нависшую над человечеством. Писатель-фантаст показал влияние научно-технического прогресса на общество и духовное состояние каждого человека. Брэдбери не предлагал проекты социального переустройства общества. Его произведение - глубоко психологично: после прочтения мир уже не кажется прежним. Невольно хочешь что-то изменить, потому что в переменах, размышлениях, чтении, учебе, планировании и достижении целей - смысл жизни.
Книги воспитывают и удовлетворяют нашу потребность в знаниях, дают нам возможность выбора – как дальше жить. Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения школьников в библиотеки. Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, используются различные формы такие как, например: реклама новых книг (буктрейлеры); библиотечные уроки; мероприятия в игровой форме.
В ходе исследования мы подтвердили свою гипотезу. Книга Рэя Брэдбери – это протест против бездуховности "потребительской цивилизации" с ее развитой техникой и оболванивающей массовой культурой, которые подавляют человеческую индивидуальность, и этот роман может быть очень полезным для современного школьника. Всем своим творчеством писатель говорит: «Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого» («451° по Фаренгейту»).
Список литературы
1. Бережной С. Живые машины времени или рассказ о том, как Брэдбери стал Брэдбери // Мир фантастики, № 8 (108), август 2012. — М., 2012. — 148 с.
2. Засурский Я. О Рэе Брэдбери — человеке и писателе // Брэдбери Р. В дни вечной весны (сборник). — М.: Иностранная литература, 1982.
3. Карабаев В., Кадиков Р. ЗВЕЗДНЫЙ КАПИТАН РЭЙ БРЭДБЕРИ (из архива В. Карабаева), 1984 г.
4. Латынина Ю. В ожидании Золотого Века. От сказки к антиутопии. [Текст]: / Ю.В. Латынина. – М.: Знание, 1989. – с.177 – 187.
5. Леонов А. Предисловие к сборнику // Брэдбери Р. Передай добро по кругу (сборник). — М.: Библиотека Юношества, 1982. — 416 с.
6. Маркина Н. В. «Художественный мир Рэя Брэдбери: традиции и новаторство».
7. Морсон Г. Границы жанра [Текст]: / Г. Морсон. - Утопия и утопическое мышление. М.: АСТ 1991. - с. 233-251
8. Новиков В. Возвращение к здравому смыслу. Субъективные заметки читателя антиутопий [Текст]: / В. Новиков. – М.: Знамя. 1989. - № 7. - с. 214.
9. Прашкевич Г. Брэдбери. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 351 с. — (Жизнь замечательных людей, вып. 1485). — ISBN 978-5-235-03685-7.
10. Самошкина Л. Через призму фантастики (из архива И. Халымбаджа), 1988 г.7. Фрэнк Дж. ПАРАДОКСЫ РЭЯ БРЭДБЕРИ (из архива И. Халымбаджа), 1990
11. Скурлатов В. О творчестве Рэя Брэдбери // Брэдбери Р. О скитаниях вечных и о земле (сборник). — М.: Правда, 1987. — 654 с.
12. Ханютин Ю.М. Реальность фантастического мира [Текст]: / Ю. М. Ханютин. – М.: Искусство, 1977. – 304 с.
13. Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 9. http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke9/ke9-1513.htm
14. Сайт, посвященный Р. Брэдбери http://raybradbury.ru/
15. Конотоп О. Жизнь и творчество Рэя Брэдбери. http://www.microarticles.ru/article/reja-Bredberi.html
Приложение 1
Библиография (произведения Рэя Брэдбери)
Романы:
1950 — Марсианские хроники / The Martian Chronicles
1953 — 451 градус по Фаренгейту / Fahrenheit 451
1962 — Надвигается беда / Something Wicked This Way Comes
1992 — Зелёные тени, Белый Кит / Green Shadows, White Whale
2001 — Из праха восставшие / From the Dust Returned
2006 — Лето, прощай / Farewell Summer.
Повести:
1946 — Лёд и пламя / Frost and Fire
1946 — Лорелея красной мглы / Lorelei of the Red Mist // Соавторы: Ли Брэкетт
1957 — Вино из одуванчиков / Dandelion Wine
2007 — Левиафан-99 / Leviathan ’99
2007 — Где-то играет оркестр / Somewhere a Band Is Playing.
Рассказы
Рассказы составляют самую большую по объёму часть творчества Рэя Брэдбери. В них же заключено, пожалуй, всё то, за что Брэдбери любят, ценят и признают мэтром литературы.
По собственным словам писателя, за жизнь он написал более 400 рассказов. Некоторые из них послужили основой для более крупных произведений. Некоторые можно объединить в циклы по тематике и по героям, кочующим из одного рассказа в другой.
Подавляющее большинство рассказов издавалось в сборниках. Среди сборников имеются компилятивные — основу их составляют ранее опубликованные рассказы. Ниже приведены сборники, содержащие за редким исключением неповторяющиеся рассказы:
1951 — Человек в картинках / The Illustrated Man
1953 — Золотые яблоки Солнца / The Golden Apples of the Sun
1959 — Лекарство от меланхолии / A Medicine for Melancholy
1964 — Механизмы радости / The Machineries of Joy
1969 — Электрическое тело пою! / I Sing the Body Electric
1976 — Далеко за полночь / Long after Midnight
1988 — Конвектор Тойнби ( К западу от Октября ) / The Toynbee Convector
1996 — В мгновенье ока / Quicker Than the Eye
1997 — Вождение вслепую / Driving Blind
2002 — На посошок ( Полуночный танец дракона ) / One More for the Road
2004 — Кошкина пижама / The Cat’s Pajamas
2007 — Летнее утро, летняя ночь / Summer Morning, Summer Night
2009 — У нас всегда будет Париж / We’ll Always Have Paris
Авторские компилятивные сборники, в которые для почитателей добавлялось несколько ранее не издававшихся рассказов:
1955 — Октябрьская страна / The October Country
1962 — Р — значит ракета / R is for Rocket
1965 — The Vintage Bradbury
1966 — К — значит космос / S for Space
1980 — И грянул гром. 100 рассказов / The Stories of Ray Bradbury
2003 — Высоко в небеса. 100 рассказов / Bradbury Stories: 100 of His Most Celebrated Tales
Cборник рассказов, изданный в 2006 году «Эксмо» (Здесь могут водиться тигры), содержит несколько рассказов из компилятивных сборников Брэдбери.
Сборники эссе
1990 — Дзен в искусстве написания книг.
63 рассказа никогда не издавались в авторских сборниках, а печатались в газетах и журналах. На русский язык переведены только некоторые из них.
Приложение 2
Награды и премии Рэя Брэдбери
1977 — World Fantasy Award
1979 — Balrog Awards
1980 — Hugo Award
1984 — Prometheus Award (лауреат премии «Прометей» в номинации «Зал Славы» за роман «451 градус по Фаренгейту»).
1988 — Nebula Award
1988 — Bram Stoker Awards
1989 — SFWA Grand Master
1992 — Emmy Award
1994 — Peggy V. Helmerich Distinguished Author Award
1999 — International Horror Guild Awards
1999 — SF Hall of Fame Living Inductee
2000 — Medal for Distinguished Contribution to American Letters Award (медаль фонда Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу)
2000 — World Horror Convention Grand Master Award
2004 — National Medal of Arts (Национальная медаль США в области искусств)
2007 — Ordre des Arts et des Lettres
2008 — SFPA Grandmaster
2010 — Spike TV Scream Awards Comic-Con Icon Award
2010 — Pulsar Award.
Приложение 3
Экранизации произведений Рэя Брэдбери
1953 — Пришелец из космоса / It Came from Outer Space
1966 — 451º по Фаренгейту / Fahrenheit 451 (французский режиссёр Франсуа Трюффо)
1969 — Татуированный человек / The Illustrated Man
1971 — Вино из одуванчиков
1980 — Марсианские хроники / The Martian Chronicles
1980 — Восьмой день творения
1982 — Космический корабль Земля / Spaceship Earth
1983 — Что-то страшное грядёт / Something Wicked This Way Comes
1984 — мультфильм Будет ласковый дождь (снят на студии «Узбекфильм» режиссёром Назимом Туляходжаевым)
1985 — Электронная бабушка (Альгимантас Пуйпа)
1988 — Тринадцатый апостол
1994 — Дом на камне
1997 — Вино из одуванчиков (Игорь Апасян)
1998 — Волшебный костюм / The Wonderful Ice Cream Suit
2005 — И грянул гром / A Sound of Thunder (снят режиссёром Питером Хайамсом)
2008 — Превращение / Chrysalis
2009 — Ветер
2013 — Человек в картинках / The Illustrated Man.
Приложение 4
Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу? Такой вопрос был в нашей анкете. Результаты его приведены в диаграмме.
На вопрос, «Любите ли вы читать?», ответили все участники опроса, «да» - 176 учеников, остальные учащиеся выбрали вариант ответа «смотря что» (29 ребят).
На вопрос, «Какой источник информации Вы предпочитаете?», проведённый анализ чтения показал, что учащиеся начальных классов проявляют примерно одинаковый интерес как к периодическим изданиям (детским журналам), так и к познавательным книгам. Учащиеся среднего звена больше интересуются периодикой.
Большинство опрошенных старшеклассников предпочитают в качестве источника информации Интернет. Учащиеся средней школы на первое место ставят книгу.
Анализ ответа на вопрос «Что для Вас предпочтительнее?» говорит нам о том, что только учащимся начальной школы радость приносит общение с книгой (64 уч). Большинство ребят среднего и старшего звена (82уч.) предпочитают воспринимать новую информацию с экранов мониторов. В век компьютеризации дети не хотят читать книгу, держать ее в руках и ощущать запах типографской краски. Большинство ребят уверены в абсолютной универсальности Интернета, считают, что в нем можно найти информацию на любую тему. Достоинствами Интернета ребята считают то, что в нем они могут легко найти интересующую их информацию, что Интернет экономит их время на подготовку к занятиям, что Интернет делает их школьные занятия гораздо более интересными, чем раньше. Однако 50 ребят выбрали книгу, объясняя это тем, что чтение книги – это средство получения новых знаний, чтение расширяет кругозор, улучшает память и т. д.
Согласно нашим данным, преобладающая часть детей и подростков на досуге читает. Лишь пятая часть опрошенных (41уч.) на чтение тратит до 30 мин. в день. Треть опрошенных детей и подростков (68 уч.) читают от получаса до часа. Остальные - более одного часа в день. Таким образом, большая часть учащихся – это читающие на досуге дети и подростки. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать.
Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о позитивном отношении у школьников к чтению, так и о том, что учебные нагрузки, вместе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения. В среднем же около трети опрошенных отмечали, что «любят читать, но не хватает времени». Результаты нашего исследования говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего кроме книг, необходимых для выполнения уроков.
На вопрос «Знакомы ли вы с творчеством писателя Рэя Брэдбери» большинство ответили «Нет».
На вопрос, для чего нужны книги, ответили почти все участники анкетирования. Размышления некоторых детей отличаются полнотой ответа, самостоятельностью суждений, пониманием проблемы. В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало сугубо «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Этой тенденцией обеспокоены педагоги, психологи, библиотекари, родители.
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Стеклянный Человечек
Фильм "Золушка"
Сказка про Серого Зайку
Пятёрки