Батаева Галина в своем исследовании «Тема Родины в языке стихотворений Давида Кугультинова, изучив опубликованные материалы по тематике и применив литературный метод, раскрывает синтаксические особенности построения стихотворений и приемы литературного языка поэта.
Основное внимание акцентируется на раннем периоде творчества поэта, передает идейный замысел двух стихотворений.
В первой главе рассматривается синтаксическое построение стихотворения «Тег» (с калм.языка – «Степь»). Автор выявляет, что поэтом Д.Кугультиновым используется способ показа общего через частное с целью создания целостного пейзажа, а основная нагрузка повествования падает на глаголы, причастия и деепричастия. Использование данных приемов делает стихотворение динамичным. Для стихотворения характерны звуковая синхронность и перекрестный звукоповтор.
Во второй главе передается идейный замысел стихотворения «Теегт» (калм.яз – «В степи»). Стихотворение построено на простых предложениях. В каждой строфе два простых, распространенных, повествовательных предложения. Это придает стихотворению синтаксическую прозрачность. Концы строк завершают слова с важным смысловым содержанием. Автор отмечает, что в описании контрастных картин поэт использует соотносительные ряды глагольных форм: совершенного и несовершенного вида.
В конце работы делается вывод, что в стихотворениях «Тег» и «Теегт» поэт Давид Кугультинов своеобразно передал глубокие чувства патриотического характера. Для этого были использованы речевые средства и средства художественной изобразительности. Анализ языка этих двух небольших стихотворений позволяет выделить художественно эстетические качества поэтического языка: образность, красоту и простоту изложения мыслей. Каждое слово в них имеет особую эмоциональность и выразительность, так как выступает тесно спаянным, с изображаемыми картинами и образами. В своеобразии речевых средств находят свое выражение их идея и содержание.
Изучив данную тематику, автор распространяет знания о литературном творчестве известного поэта среди своих сверстников и других учеников своей школы, организовывает встречи с деятелями культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
bataeva._literaturnoe_kraevedenie._kalmykiya.doc | 306.5 КБ |
ОТЕЧЕСТВО-2021
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Элисты
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество», посвященный 60-летию полета Ю.А.Гагарина в космос
Номинация: «Литературное краеведение. Топонимика»
Тема работы
«Тема Родины в языке стихотворений поэта Давида Кугультинова»
Подготовила:
Батаева Галина Савровна
обучающаяся 11 класса
МБОУ «СОШ № 4» г.Элиста,
воспитанница туристско-краеведческого клуба «Компас»
БУ ДО РК «РЦДЮТ и К»
Руководитель:
Надбитов Руслан Константинович,
учитель истории,
педагог дополнительного образования
МБОУ «СОШ№4»
Элиста - 2020
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
I. Синтаксическое построение стихотворения «Тег» («Степь»)…………5
II. Идейный замысел стихотворения «Теегт» («В степи»)………………..7
Заключение………………………………………………………….................10
Источники информации……………………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………………11
Приложения……………………………………………………………………12
Введение
Язык художественных произведений занимает ведущее место в системе средств литературного выражения. Слово в художественном произведении органически слито с теми мыслями и чувствами, которые выражает поэт.
Тема Родины является одной из основных в творчестве поэта Давида Никитича Кугультинова. Родине посвящены его стихотворения «Тег» и «Теегт» («Тег» - калм. – «Степь», «Теегт» - «в Степи»), написанные в 1959 г., когда праздновалось 350-летие добровольного вхождения Калмыкии в состав Российского государства.
Более 400 лет назад калмыки отправились из далекой Джунгарии в поисках счастливой жизни в Россию. Преодолев мучительно долгий и трудный путь, они, наконец, пришли к благодатным берегам Волги, Дона и Каспия. Богатые обильным разнотравием степи, напоенные щедрым южным солнцем, покорили сердца скотоводов. Даже в условиях тяжелой и беспросветной кочевой жизни калмыки никогда не расставались с мечтой о лучших временах.
Судьба калмыцкого народа трагична, он перенес страшные тяготы и лишения во время исторического исхода части калмыков во главе с наместником Убуши в Джунгарию в 1771 г., в период Гражданской войны и депортации 1943-1957 г. От крупного некогда народа на сегодняшний день осталась лишь небольшая его часть.
В период, когда Д.Н.Кугультинов написал стихотворения «Тег» и «Теегт», калмыки вернулись в родные степи, стали заново строить дома и преображать разрушенную войной и запустением землю. Многовековые мечты и чаяния предков вновь воплощались в жизнь.
Цель учебно-исследовательской работы: изучить содержание и особенности построения стихотворений «Тег» и «Теегт», относящихся к периоду раннего творчества поэта Давида Кугультинова.
Задачи исследования: 1) изучить синтаксические приемы построения стихотворения «Тег»; 2) передать идейный замысел стихотворения «Теегт».
Актуальность темы: исследовательской работы в том, что собранный материал позволяет больше узнать о писателе Кугультинове. Проведенный нами опрос показал, что лишь единицам школьников известно имя писателя- земляка.
Этапы исследования: 1) Работа в библиотеках с целью выявления авторских трудов Д.Н.Кугультинова раннего периода творчества; 2) Описание особенностей построения стихотворений и приемов литературного языка, выделение тематики Родины в стихотворениях «Тег» и «Теегт».
В данной работе использованы следующие методы исследования:
Литературный метод, связанный с использованием разного роди источников, опубликованных материалов о раннем творчестве Д.Н.Кугультинова.
Метод анкетирования и личных бесед. Применение данного метода помогло мне уточнить уже известные сведения.
Место проведения исследования: г. Элиста Республики Калмыкия.
Сроки проведения исследования: август-ноябрь 2020г.
I. Синтаксическое построение стихотворения «Тег» (калм. - «Степь»)
Стихотворение состоит из двух частей: описания пейзажа и лирического высказывания поэта (см. Приложение 1).
Он использует способ показа общего через частное посредством описания каждой детали – стебелька цветка, травы, бесконечного простора. Все это создает целостный пейзаж.
Синтаксическое построение стихотворения передает чувство радости, высокий эмоциональный подъем. Поэтому два из трех предложений восклицательные. Первое велико по объему. Это сложное бессоюзное предложение; следующая часть его раскрывает и дополняет первую. Вторая часть бессоюзного сложного предложения рисует целостный пейзаж, все его элементы, детали, которые неразрывно связаны. Именно поэтому автор не дробит большое по объему и насыщенное однородными членами, предложение на части. Он интонационно объединяет их в одно предложение.
Синтаксическим приемом повторения выделены наиболее важные для идейного содержания слова: хальмг улс, хальмг күн, тег, хүв (калмыцкий
народ, калмык, степь, счастье). Постановкой в начале строки выделены слова, важные для идейно-эмоционального содержания стихотворения: хальмг, хәләсн, күцл, ирх, хүв, эңкр бооҗх, зүркн, тег, Танhч (калмык, долгожданный, грядущий, родной, окрепший, сердце, степь, счастье, Калмыкия). Если взять хотя бы эти слова, то уже можно восстановить весь смысловой каркас стихотворения.
Основная нагрузка повествования падает на глаголы, которыми насыщены предложения, а также на слова, входящие в систему глагола – причастия и деепричастия. Это делает стихотворение динамичным, полным движения. Например, колыхание травы передается глаголом с тремя деепричастиями. «Ноhан заляр герлтнә» («Трава пламенем сверкая» - калм.). «Наадад дольгарҗ мелмәзнә» («Играя, колыхаясь, волнуется»).
Повествование настолько динамично, что в нем почти нет определений – прилагательных, которые обозначают постоянный признак. Большинство определений выражены причастными формами глагола. В последних четырех строках совсем нет определений. Благодаря этому повествование кажется более сжатым и энергичным. (см. Приложение 2).
Для стихотворения характерен пафос, эмоциональная насыщенность. Поэтому можно выделить группу слов, передающих чувства, эмоции: хүвтә, эңкр, мишәсн, кишгин дала болҗ, hәәhх (счастливый, родной, улыбающийся, как море счастья, любоваться).
Другая лексическая группа связана с изображением природы: тег, намчлсн цецгин бүчр, нарна толь, ноhан, зах уга аhу (степь, яркого цвета стебелек, лучи солнца, трава, бесконечный простор).
Стихотворение носит философский, обобщающий характер, и ему свойственны, естественно, абстрактная, отвлеченная лексика: күцл, итклтә чидл (мечта, надежная сила) и общественно-политическая: тууҗ, Таңhч (история, Калмыкия) лексика.
Для стихотворения характерно звуковая синхронность: каждые две строчки начинаются с одного и того же звука, а в последних четырех строках перекрестный звукоповтор. Вообще, стихотворение «Тег» насыщено звукоповторами, благодаря которым с большой силой выделяются отдельные слова. (см. Приложение 3).
Здесь существительное поясняется глагольными сочетаниями. В первых двух строках три деепричастия. Звукоповтор помогает выделить последнее из трех деепричастий, которое важно в смысловом отношении. Из средств художественной изобразительности и выразительности характерны для стихотворения:
Эпитеты: наласн тег – бескрайняя, распростершаяся степь; эрклҗ мишәсн – взлелеянный, улыбающийся, намчлсн – яркий; зах уга – бесконечный. (см. Приложение 4).
Так, средствами языка достигается большая сила воздействия такого небольшого по размеру, но емкого по содержанию стихотворения (см. Приложение 5).
II. Идейный замысел стихотворения «Теегт» (калм. – «В степи»).
Идейный замысел стихотворения: долг каждого человека встать на защиту Родины от недругов, бороться за мир на Земле. Это глубоко патриотическое чувство поэт выражает, когда рисует степной пейзаж (см. Приложение 6).
Стихотворение «Теегт» состоит из восьми строф. В них четко выделяются три части: картина мирной жизни степи; тревога, вызванная появлением коршуна; размышления поэта. Описание мирной жизни степи обрамляет глубокие мысли поэта. Здесь чувствуется забота о мире в родной степи, за которой виден силуэт большой Родины.
Для выражения идейного замысла автор использует прием контраста: противопоставление птиц и ягнят в мирной степи злому коршуну.
С образом степи связана лексическая группа слов, рисующая мир природы: ноhан, нарн, салькн, җивртн, хурhд, теңгр (трава, солнце, ветер, пернатые, ягнята, небо). Другая группа слов передает чувства, эмоции: җөөлн, сәәхн альхн, өкәр хурhд, седкл байрлна, бахтх, сәәхн күмни хавр (мягкая красивая ладонь, милые ягнята, душа радуется, прекрасная весна человечества). Это главным образом прилагательные – художественные определения: җөөлн, сәәхн, өкәр (мягкая, красивая, милая, прекрасная).
С образом коршуна связана лексика со значением психологического состояния, а также лексика с отрицательно – эмоциональной окраской: догшн элә, харлсн сүүдр (злой коршун, черная тень).
Группа слов: хавал, хаhад, эвдх, хортн (ружье, стрелять, разрушить, враги), также примыкает к описанию образа коршуна, имеет общее значение разрушения, уничтожения, она напоминает о войне.
Синтаксическим приемом повторения выделены слова, особо важные для идейного содержания; в картинах мирной степи это слова: орчлң, хавр, сәәхн, байрлҗ бахтх, тохньҗ-төвкнх (мир, весна, прекрасный, радоваться, спокойно).
Стихотворение построено на простых предложениях. В каждой строфе два простых, распространенных, повествовательных предложения. Это придает стихотворению синтаксическую прозрачность. Концы строк завершают слова с важным смысловым содержанием: 1 – густая трава греется; пернатые, играя, парят; колыхаясь падает; ягнята пасутся; мир наблюдавшая радуется; 2 – пока пребывал, сбежались; пугаясь в стороны; коршун упал; тень заслонила; 3 – взяв, погнал; мир разрушить; прекрасную человечества; подумал; 1 – ягнята вновь пасутся; в небе летая кишат. Существительных в стихотворении больше, потому что оно носит характер эпического повествования. Второе место занимают глаголы, деепричастные формы глагола, так как изображаемый степной мир живет, движется, дышит.
В описании контрастных картин – мирной жизни и тревоги – поэт использует параллельно одни и те же глаголы и деепричастия, которые в разном контексте получают разные значения. (см. Приложение 7).
Таким образом, предыдущее слово в деепричастии дополняет, уточняет значение глагольной формы. Можно заметить, что в описании контрастных картин поэт использует соотносительные ряды глагольных форм: совершенного и несовершенного вида.
В описании мирной жизни степи язык насыщен деепричастиями, выражающими движение и звучание; җиргҗ, наадад, җивәд, hаңхад, цервҗ, нисәд, цеңнҗ (гомоня, играя, плавая, колыхаясь, порхая, летая, звеня) и глаголами несовершенного вида, показывающими, что действие находится в процессе совершения, протекает более длительно: ээврлнә, илнә, делнә, байрлна, бигшлдв (греется, гладит, парят, радуется, кишат).
Состояние тревоги, вызванное появлением коршуна, передано глагольными формами совершенного вида, представляющим действие не в течение, а в какой-то его момент, подчеркивающими экспрессивность и мгновенность действия; хурлдв, далваhан делҗ, герл халхлв, эвдх, медв, санв (сбежались, расправив крылья, свет заслонила, разрушить, понял, подумал).При изображении внезапной тревоги количество деепричастий ограничено. Именно экономией речевых средств достигается более сильное воздействие мыслей и чувств, передающих тревожное состояние обитателей степи. Стихотворение характеризуется звуковым единоначатием, аллитерацией, свойственной калмыцкой рифме. Каждые три строчки начинаются с одного и того же согласного звука. В каждой строфе третья и шестая строки рифмуются в конце. В стихотворении есть звукоподражания, отдельные звуки напоминают определенные звуки природы. Ш – шум, шелест травы, С – дуновение ветра, Ж, Ц – гомон и звон, писк парящих птиц, Б – блеяние испуганных овец. В предложениях подобраны слова с одинаковыми и близкими гласными звуками
Шаhаца нигт
Шалу ноhан а, ә
Шавшад нарңд ээврлнә
Цевр теңгрт
Цервҗ нисәд ө
Цецгнҗ шовуд бигшлдв
Этим достигается звучность, напевность или выделяются опорные слова: ноhан, цецгнҗ (трава, звеня).
Из средств художественной изобразительности для стихотворения характерны: антитеза – пернатые и ягнята в мирной степи и злой коршун.
Птицы, звеня, кишат – пугаясь, быстро разлетелись
Ягнята, успокоясь, пасутся – с грудясь, сбежались
Сравнение – вниз камнем упал.
Метафора и олицетворение – ветер мягкой красивой ладонью пышные головки гладит.
Трава на солнце греется.
Эпитеты – милые ягнята, злой коршун, прекрасный священный мир.
Каждый калмыцкий писатель старался охватить в своих произведениях именно степной пейзаж. Степь-это родина, без которой не может жить любой калмык, который вырос в степи те, кто вырос, в калмыцкой степи не может, жить без запаха степи. Давид Кугультинов в этих стихотворениях раскрыл любовь, преданность своей родной степи (см. Приложение 8).
Заключение
В стихотворениях «Тег» и «Теегт» поэт Давид Кугультинов своеобразно передал глубокие чувства патриотического характера. Для этого были использованы речевые средства и средства художественной изобразительности. Анализ языка этих двух небольших стихотворений позволяет выделить художественно эстетические качества поэтического языка: образность, красоту и простоту изложения мыслей. Каждое слово в них имеет особую эмоциональность и выразительность, так как выступает тесно спаянным, с изображаемыми картинами и образами. В своеобразии речевых средств находят свое выражение их идея и содержание.
Чтобы распространить знания, полученные в ходе исследования, я провела урок. (см. Приложение 9).
Чтобы узнать об отношении современников, моих сверстников к творчеству поэта Д.Н.Кугультинова, я провела анкетирование среди обучающихся МБОУ «СОШ № 4» г. Элисты в возрасте от 15 до 17. В процессе анкетирования мной были заданы следующие вопросы:
Результаты анкетирования показали, что 60 % опрошенных слабо знакомы с ранним творчеством Д.Н.Кугультинова, с трудом отвечают на ряд поставленных вопросов, не могут грамотно и четко выразить свое отношение к творчеству поэта, передать их идейный замысел.
На мой взгляд, в нашей республике среди взрослых и моих сверстников необходимо распространять знания о литературном творчестве известного поэта, организовывать встречи с деятелями культуры. Это будет важным шагом в деле культурного и духовного возрождения Калмыкии.
Источники информации:
Информант Лиджиев Мингиян Алексеевич, директор института Калмыцкой филологии востоковедения, кандидат филологических наук, доцент калмыцкой литературы и журналистики ,16.10.2020 г.
Список использованной литературы:
Приложения:
Приложение 1.
Хальмг күүнә чееҗ
Теегән hәәхҗ муурхш
Хүвән өрчдән тееҗ
Танhч сәәхрдгән уурхш!
Сердце калмыка
Степью любоваться не устает,
Счастья в груди неся,
Калмыкия цвести не перестает!
Приложение 2.
Ноhан заляр герлтҗ л, г, р, д, җ
Наадад дольгарҗ мелмлзнә
Кишгин дала болҗ б, җ, д
Килмҗд байҗад кеернә
Приложение 3.
Сравнения:
1) Бооҗад эрклҗ мишәсн Стебелек цветка подобен
Бальчр күүкд мет улыбающемуся, взлелеянному
Намчлсн цецгин бүчр малышу
2) Ноhан заяр герлтҗ Трава пламенем сверкая
Олицетворения:
Ноhан кишгин дала болҗ Трава заботливо
Килмҗд байҗад кеернә наряжается.
Приложение 4. Стихотворение Д.Н.Кугультинова «Тег» (Степь»).
Тег Степь
Хальмг улсин тууҗин Калмыцкого народа история
Хәләсн күцл Долгожданную мечту
Ирх хүвтә җилмудин осуществившую,
Итклтә чидл болгсн, Грядущих счастливых лет
Эңкр наласан теегән Надежную силу
Эңгднь эргәд хәләхлә: осуществившую,
Бооҗад эрклҗ мишәсн Родную распростершуюся
Бальчр күүкд мет, степь свою,
Намчлсн цецгин бүчр Осмотреть кругом:
Нарна тольд гилвкнә, Окрепшему, взлелеянному,
Ноhан заляр герлтҗ улыбающемуся
Наадад дольгарҗ мелмлзнә Годовалому малышу
Кишгин дала болҗ подобный,
Килмҗд байҗад кеернә Яркого цветка стебелек
Зах уга аhуhарн В лучах солнца сверкает,
Зүркм авлҗ ээрнә! Трава пламенем сверкая,
Хальмг күүнә чееҗ Играя, колыхаясь, волнуется
Теегән hәәхҗ муурхш. В море счастья
Хүвән өрчдән тееҗ Заботе радуясь, украшается
Таңhчнь сәәхрдгән уурхш! Бесконечным простором своим
Мое сердце охвачено!
Калмыка сердце,
Степью своей любуясь,
не устает
Счастье свое в груди своей
неся!
Родина цвести не перестает!
Приложение 5. Из первой беседы автора учебно-исследовательской работы с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры калмыцкой литературы и журналистики Калмыцкого государственного университета Лиджиевым Мингияном Алексеевичем (ноябрь 2020 г.):
- Мингиян Алексеевич, что можете сказать о содержании и об идейном замысле стихотворения Д.Н.Кугультинова «Тег»?
- Стихотворение «Тег» связанно с темой Родины. Для калмыка родиной является степь, родная земля. Д. Кугультинов в своем творчестве отобразил в своих стихах родной пейзаж, родную степь, потому что его жизнь была связана со степью. Поколение наших писателей они жили в кибитках, кто-то в землянках и т.д. И у них вся жизнь проходила именно в степи. Писатель слышал звон птиц, жужжание ручейков, ветер, колыхание трав. Он видел в этой степи животный мир, пейзаж. В этом стихотворении Давид Никитович говорит: «На протяжении многих лет, степь являлась для калмыка самым родным местом». Поэт, раскрывая образ степи, наделен самыми глубокими чувствами к родной степи. Для него степь имеет свой внутренний мир. Он говорил: «Степь охватила мою душу и калмыцкое сердце». В словах заложен смысл, что Кугультинов любит свою степь, и он это превозносит своими средствами – «Когда я смотрю в степь, я никогда не устаю, мой взор никогда не устает»
Приложение 6. Стихотворение Д.Н.Кугультинова «Теегт» («В степи»).
Теегт В степи
Шараца нигт До щиколоток густая,
Шалу ноhан зеленая трава,
Шавшад нарнд ээврлнә. свисает согреваемая солнцем
Салькн җөөлн, Ветер мягкой
Сәәхн альхарн Красивой ладонью
Сарвhр толhаhинь илнә. Пышные головки гладит.
Җивртн хамг Пернатые все,
Җиргҗ наадад, Гомоня, играя,
Җисәд аhарт делнә Плавая в воздухе, парят.
Өндрәс унсн С высоты упавшая
Өрүлг hаңhад, Пушинка, колыхаясь
Өрвҗ өмнм унна. Медленно передо мной падает.
Үвләр төрсн Зимнего окота
Өкәр хурhд Милые ягнята
Өөрхнд тохньҗ идшлнә . Вблизи, успокоившись, пасутся,
Сәәхн орчлң Прекрасный мир
Соньмсч hәәхсн Удивленно наблюдавшая
Седкл мини байрлна. Душа моя радуется.
Болв тиигҗ Так, пока
Бахтҗ бәәтлм Радуясь я пребывал
Баглрҗ хурhд хурлдв. Сгрудясь, ягнята сбежались
Шуугҗ наадсн Шумно игравшие
Шовуд үргҗ Птицы, пугаясь,
Шулуhар тарҗ нисв. Быстро в стороны разлетелись.
Догшн элә Злой коршун,
Далваган делҗ, Крылья расправив,
Доргшан чолуншң унв. Вниз камнем упал,
Харлсн сүүдр Черная тень,
Холас шуукрҗ, Издалека взвывая,
Хаврин герл халхлв. Весенний свет заслонила.
Хәврhдән бәәсн Рядом лежавшее
Хавал авад, Ружье взяв,
Хаhад түүг көөв. Стреляя, я его погнал.
Хәәртә орчлңгин Священного мира
Хавр эвдх Весну готовые разрушить
Хортд бәәхнг медүв. Враги есть, я понял.
Талдан хаалhар Другим путем
Тоолвр үүскҗ Размышления собирая,
Тагчгт ухам нисв. В безмолвие ум мой обратился
Ке сәәхн Нарядную, прекрасную
Күмни хавран Человечества весну
Кенәс харсхан санув. От кого защищать, подумал.
Теегәр хурhд По степи ягнята,
Тарад, дәкнәс разойдясь вновь,
Төвкнҗ нииhәр идшлв. Успокоясь, дружно пасутся.
Цевр теңгрт, В чистом небе
Цервҗ нисәд, Порхая, летая.
Цеңнҗ шовуд бигшлдв. Звеня, птицы кишат.
Приложение 7.
Жизнь мирной степи Состояние тревоги
1) Җиргҗ наадад Догшн элә
Җивәд аhарт делнә Далваhан делҗ
– Гомоня, играя, - Злой коршун,
Плавая в воздухе, парят расправив крылья
2) Цервҗ нисәд Шовуд үргҗ
Цецнҗ шовуд бигшлдв Шулуhар тарҗ нисв
- Порхая, летая, - Птицы, пугаясь,
Звеня, птицы кишат быстро разлетелись
- Өрвлh hаңхад Догшн элә
Өрвҗ өмнм унв Доргшан чолуншң унв
- Пушинка колыхаясь, Злой коршун
Медленно, упала передо мной. Вниз камнем упал.
Приложение 8. Отрывок второй беседы автора учебно-исследовательской работы с Лиджиевым Мингияном Алексеевичем – кандидатом филологических наук, доцентом калмыцкой литературы и журналистики Калмыцкого государственного университета (ноябрь 2020 г.):
- Как вы считаете, какой смысл поэт вкладывает в стихотворение «Теегт»? Какие чувства раскрываются в нем?
- В стихотворении «Теегт» Давид Кугультинов тоже описывает родную степь. Конечно, здесь смысл и передача содержания одинаковы. Но Д.Кугультинов раскрывает степной пейзаж в различные время года говорится о дивном времени, о весеннем, о зимнем, время когда рождаются телята, ягнята- это все сочетание вместе со степью, показывает прекрасный мир. Конечно, говорится и о явлениях в природе снег, ветер, все сочетается со степью, воедино. Д.Кугультинов показал живую картину мира, связанные со степью, поэтому говоря, о степи это не только главная тема, калмыцкой литературы.
Приложение 9. Изучив произведения Д.Н.Кугультинова, я решила распространить полученные знания среди учащихся нашей школы и провела урок в 9 классе. Знания, полученные в ходе изучения творчества поэта, помогут формированию целостного представления учеников о творчестве Давида Никитовича.
Сказка об осеннем ветре
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Дымковский петушок
Дерево в снегу
Хитрость Дидоны