Тип проекта: информационно- исследовательский
Цель работы: актуализация темы формирования здорового образа жизни подростков посредством старта марафона Здоровья и проведения классного часа «Я и мое здоровье» среди учащихся 10 класса.
Задачи работы:
Краткое содержание проекта: в проекте рассматриваются вопросы формирования здорового образа жизни в подростковом возрасте и используются наиболее оптимальные экспресс - диагностические способы оценки здоровья. На основе изученных состояния здоровья учащихся по медицинским показаниям, уровня физической подготовленности по результатам тестирования, анкетирования и экспресс-диагностических методов оценки здоровья были сделаны заключения и выводы по направлению здорового образа жизни.
Результат проекта (продукт): разработка и проведения классного часа «Я и мое здоровье» среди учащихся 10 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_slagaemye_nashego_zdorovya.docx | 83.15 КБ |
slagaemye_nashego_zdorovya.pptx | 1.89 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА
Научно-Исследовательский проект
Название: Слагаемые нашего здоровья.
Тема: Профилактическая (превентивная) медицина.
Работа обучающегося 10 А класса Грачевой Арины Константиновны
Руководитель проекта
Малышева Татьяна Михайловна
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2021 г.
Подпись руководителя проекта ____________________/__________________/
Игрим
2021 г.
Оглавление
Глава 1. Теоретическая часть 4
1.1. Понятие термина «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье 4
1.2. Характеристика экспресс – диагностических методов 7
2.1 Состояние здоровья школьников МБОУ Игримской СОШ имени Героя Советского Союза Собянина Г.Е. 10
2.1.1. Анкетирование на тему ЗОЖ. 10
2.2.2. Мониторинг состояния здоровья учащихся 6-11 классов по группам здоровья, уровню физической подготовленности. 11
2.2.3. Оценка состояния здоровья с помощью экспресс – диагностических методов. 12
Глава 3. Выводы. Заключение. 16
В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления, надо говорить о здоровом образе жизни именно с детства и прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу.
Актуальность данной темы обусловлена значимостью здорового образа жизни в профилактике заболеваний и поэтому, я считаю, является важной биологической и социальной проблемой. Ученики не достаточно информированы в вопросах здорового образа жизни, не знают способов самостоятельного улучшения здоровья, не осознают ответственности за собственное здоровье
К факторам, влияющим на здоровье современных детей, можно отнести низкий уровень двигательной активности, несбалансированное питание и дефициты витаминов и микроэлементов, информационные перегрузки, связанные с интенсификацией обучения и нерациональным режимом труда, стрессы. Из-за их негативного влияния мы видим печальную статистику: примерно 1850 человек в Березовском районе болеют хроническими заболеваниями и стоят на диспансерных учетах. Поэтому очевидно, что для предотвращения снижения здоровья учеников нужно проводить профилактические мероприятия.
В своей работе мы попытались найти наиболее простые и доступные способы самооценки здоровья (экспресс - диагностические методы). Основу гипотезы составило следующее предположение: марафон здоровья с самодиагностикой, будет способствовать объективной оценке собственного здоровья и внесет коррективы в образ жизни учеников.
Целью своей работы я определила актуализацию темы формирования здорового образа жизни подростков посредством старта марафона Здоровья и проведения классного часа «Я и мое здоровье» среди учащихся 10 класса.
Объектом исследования явилось состояние здоровья школьника.
Предметом исследования - наиболее доступные способы определения состояния здоровья.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
Назначение проекта:
Учащиеся будут придерживаться здорового образа жизни, зная простейшие методы самодиагностики своего здоровья и правила здорового образа жизни.
В процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование, анализ литературы, объяснительно-иллюстративный метод, метод практических действий, индивидуальная и групповая работа.
В содержательной части работы описаны проведённые исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты: овладение учащимися экспресс – диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.
Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.
Этапы реализации проекта
Информационный - погружение в проект. На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, изучили и сделали анализ литературы по выбранной теме, отобрали наиболее оптимальные экспресс - диагностические способы оценки здоровья.
Исследовательский – осуществление деятельности. Перед началом эксперимента изучили состояние здоровья учащихся по медицинским показаниям, уровень физической подготовленности по результатам тестирования. Провели анкетирование и экспресс - диагностический марафон здоровья.
Практический - обобщение собранного материала. Обработали данные экспериментальной работы, обобщили и оформили результаты исследования.
Обзор литературы.
Анализ литературы по превентивной медицине показал, что к XXI в. актуальность данной темы возросла. "Профилактическое направление медицины имеет прочную научно-теоретическую базу. Профилактическое направление в широком смысле слова можно рассматривать как создание наиболее благоприятных для здоровья населения социальных и природных условий. Как известно, любое заболевание или травму проще предотвратить, чем вылечить. С помощью профилактики повышаются качество и продолжительность жизни человека. И одна из мер профилактики – пропаганда здорового образа жизни.
Краткое введение в историю. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рациональной диететики занимали значительное место в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX в. Благодаря развитию общебиологических наук, медицинской науки в целом и появлению её многочисленных дисциплин, занимающихся частными вопросами, в особенности физиологии, гигиены и эпидемиологии; большую роль сыграло распространение общественных идей в клинической медицине. Передовые врачи и деятели медицинской науки (как в России, так и за рубежом) видели будущее медицины в развитии общественной профилактики и связи лечебной и профилактической медицины.
Здоровье – это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (из Устава Всемирной организации здравоохранения, 1949г.). Определение здоровья с позиции ВОЗ ориентирует на идеальный случай, что по своей сути недостижимо. Всегда имеются объективные причины для того, чтобы в одной, а то и в двух-трех перечисленных сферах имелись какие-либо проблемы. Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. По оценкам экспертов ВОЗ факторы, определяющие здоровье отдельного индивида и общества в целом, имеют следующее соотношение: 50% и более – здоровье обусловлено образом жизни; на 20-25 % - состоянием внешней среды; на 20 % - генетическими факторами; на 8-10 % - состоянием здравоохранения.
Как видно из вышесказанного, основная роль в поддержании здоровья отводится здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепления здоровья и творческого долголетия. Потому необходимо с раннего возраста формировать у себя привычки укрепления здоровья, чтобы они стали неотъемлемой сущностью нашей жизни и не вызывали никакого эмоционального дискомфорта.
Системный подход к любой проблеме требует объективной оценки параметров, которые существенно влияют на ее решение. Если не отличать то, что формирует здоровье, от того, что его характеризует, не удастся решить проблему управления здоровьем.
В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Все факторы можно ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения) несколько лет назад.
В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание следующих факторов:
1.Гиподинамия (недостаток движения);
2.Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);
3. Дефициты витаминов и микроэлементов в организме;
3.Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);
4. Недостаточный сон
5. Стрессы
6. Переутомление
4.Экология.
Из-за их негативного влияния этих факторов мы видим печальную статистику: примерно 1850 обучающихся в Березовском районе имеют хронические заболевания.
Заболеваемость детского населения (0-17 лет), зарегистрированная в системе здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по классам болезней (на 1000 населения)
Таблица 1.
Классы болезней МКБ-10 | 2014 г. | 2015 г. | Темп прироста/ убыли % |
Всего | 1873,2 | 1897,0 | +1,3 |
Инфекционные и паразитарные болезни | 96,5 | 84,2 | -12,7 |
Новообразования | 4,9 | 4,0 | -18,4 |
Болезни крови и кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм | 8,4 | 8,8 | + 4,8 |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ | 15,6 | 18,4 | +17,9 |
Психические расстройства и расстройства поведения | 3,3 |
3,3
| 0 |
Болезни нервной системы | 39,4 | 39,0 | -1,0
|
Болезни глаза и его придаточного аппарата | 56,8 | 52,2 | -8,1 |
Болезни уха и сосцевидного отростка | 40,1 | 40,4 | + 0,7 |
Болезни системы кровообращения | 7,9 | 7,8 | -1,3 |
Болезни органов дыхания (включая грипп, ОРВИ) | 1183,3 | 1254,6 | + 6,0
|
Болезни системы пищеварения | 82,9 | 77,1 | -7,0 |
Болезни кожи и подкожной клетчатки | 85,9 | 80,2 | -6,6 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани | 40,4 | 32,5 | -19,6 |
Болезни мочеполовой системы | 41,1 | 38,1 | -7,3 |
Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения | 6,8 | 5,5 | -19,1 |
Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин | 131,7 | 129,5 | -1,7 |
Поэтому является очевидным, что для предотвращения снижения здоровья учеников нужно проводить профилактические беседы, мероприятия.
Формирование здоровья должно стать одной из важнейших целей каждого человека. В школе необходимо заложить фундамент здоровья каждого ученика и для этого научить его создавать внутренние резервы жизнедеятельности, жизнеспособности, накапливать и разумно расходовать их независимо от состояния окружающей среды. Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом. Овладение экспресс - диагностическими методами позволяет достаточно объективно оценить состояние своего здоровья.
Для оценки состояния здоровья из всего многообразия существующих диагностических методов мы выбрали наиболее простые в использовании, не требующие специальной медицинской подготовки, специального оборудования и много времени.
Для определения состояния сердечно-сосудистой системы применялся экспресс – метод определения частоты сердечных сокращений (ЧСС). Учащиеся прощупывали пульс на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях) и измеряли числом ударов в минуту. Он подсчитывался за 10 секунд, с последующим умножением на 6 (т.е. за 60 с). Критерии: ЧСС в состоянии покоя в среднем: 60 уд/мин – отлично; 70 -80 уд/мин- удовлетворительно; выше 80 уд/мин – плохо. После 20 приседаний: ЧСС должна вернуться к исходному значению в покое к 3-й минуте – отлично, к 4,5 минуте – удовлетворительно, к 6-й минуте – неудовлетворительно.
Для определения состояния системы дыхания применялся экспресс – метод – проба Штанге. Испытуемые делали полный вдох и задерживали дыхание как можно дольше. Критерии: норма – не менее 40 с. Отличный показатель – 1 мин и более.
Для определения равновесия применялся тест - Поза Ромберга. Это популярный метод проверки работы мозга в медицине в области неврологии. Испытуемый должен удержать равновесие при закрытых глазах. В противном случае результат свидетельствует о эмоциональном напряжении, психическом расстройстве, неврозе, поражении мозжечка, вестибулярного аппарата.
Для определения уровня физического развития применялась формула оценки веса – показатель Поля Брока и весоростовой показатель. Показатель Поля Брока – наиболее простой метод определения оптимального веса. Нормальный вес (кг) вычисляется по формуле: вес(кг) = росту (см) – 100 (при росте до 165 см); вес(кг) = росту (см) – 105 (при росте 160 - 175 см); вес (кг) = росту (см) – 110 (при росте свыше 176 см). Отклонения от нормы указывают на избыточный или недостаточный вес. Всего – ростовой показатель – количество граммов веса (массы) которое приходится на каждый сантиметр роста: Показатель = Вес (кг): на рост (см) в квадрате. Показатель менее 300 г для учащихся 16-17 лет (испытуемая категория) указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г – на избыточный вес.
Для определения пропорциональности (гармоничности) конституции тела применялся Индекс Эрисмана. Он заключается в сопоставлении роста с величиной окружности грудной клетки (широкая или узкая грудная клетка). Индекс Эрисмана равен величине окружности грудной клетки (см) минус половина величины роста, стоя (см). В спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста. Для определения упитанности использовался индекс пропорциональности роста и массы тела. Он рассчитывался по формуле: К= масса тела (кг): длина тела (см х100. Критерии: индекс К=35-24 – истощение; менее 37 – достаточная упитанность; более 40 – повышенная упитанность; 45-54 – ожирение.
Для определения телосложения применялся индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки (Показатель Пинье), который определяется по формуле: рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см). Критерии: 10 и менее – крепкое телосложение; 20 – хорошее; 20-25 – среднее; 25-35 – слабое; 35 и более – очень слабое.
Для определения степени развития мускулатуры проводилось измерение окружности плеча (бицепса). Для расчетов производится два его измерения (в см): первое - в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена), второе – в напряжении (рука согнута). Формула определения степени развития мускулатуры: 2-е измерение – 1-е измерение х 100 и разделить на 1-е измерение. Критерии: 5 – ожирение; 5-12 – норма; 12 и более – атлетическая мускулатура.
Для определения кровоснабжение мозга использовалась методика гибкости шеи: необходимо достать левым ухом левое плечо, правым – правое, повернуть голову вправо, влево на 90 градусов. Если не получается, то может возникнуть компрессия позвоночных артерий, что приводит к нарушению микроциркуляции крови в сосудах мозга и может вызывать ишемический инсульт.
Обеспеченность крови кислородом определяли по изменению цвета ногтевого ложа при надавливании.
Скорость обмена веществ, состояние щитовидной железы изучали в течение 3-4 дней по подъязычной температуре, высчитывали среднее арифметическое значение. Критерии: температура, ниже 36,5 градусов по Цельсию – медленный обмен веществ, возможный гипотиреоз - синдром, который развивается при низкой концентрации гормонов щитовидной железы, является одним из самых распространенных заболеваний эндокринной системы, значительно снижает обмен веществ. 36,6 градусов по Цельсию – нормальный показатель. Выше 36,7 - гипертиреоз - это состояние, при котором щитовидная железа работает слишком активно (гиперактивно), производя больше гормонов, чем нужно. Это заболевание опасно для жизни и требует немедленного лечения.
Содержание йода в организме определяли с йодной пробой на коже. Необходимо нарисовать квадрат раствором йода на животе или запястье, закрасив его изнутри. Отслеживать исчезновение следа от рисунка в течении суток. Критерии: след исчез через 3 часа – сильный дефицит, через 6 - 8 часов – средний дефицит, держится 24 часа – норма.
Содержание селена – проводника йода в щитовидную железу определяли с использованием перекиси водорода 3% или 7,5 %-й. На чистые ладони нанести раствор перекиси. Побеление кожи на руках говорит о дефиците селена.
Усталость и истощение организма определяли по состоянию надпочечников, используя зрачковый тест. Необходимо находиться в затемненной комнате напротив зеркала. Взять фонарик и посветить сбоку в направлении ваших зрачков в течение одной минуты. В это время внимательно наблюдать за тем, как ведут себя зрачки глаз.
При здоровых надпочечниках (то есть при нормальном уровне альдостерона), ваши зрачки сузятся и останутся в таком состоянии все время эксперимента. При слабых надпочечниках, зрачки сначала сузятся, но секунд через 30 снова расширятся или же будут пульсировать, как бы в попытках остаться суженными. Это происходит от того, что при слабых надпочечниках также возникает недостаток альдостерона, в результате чего развивается недостаток натрия и излишек калия. Из-за этого дисбаланса мышцы, управляющие сокращением зрачка, ослабевают, и зрачок расширяется при свете.
Определение рН желудочного сока и состояние кишечника с помощью свекольного сока. Необходимо до приема пищи с утра выпить 2 ст. л. свежевыжатого свекольного сока. Свекла может служить своеобразным индикатором общего состояния ЖКТ. Она содержит бета цианины, которые должны разрушаться под действием желудочного сока. Если кислотность в желудке понижена, то соединения не разрушаются, и моча окрашивается в свекольный цвет. Это означает, что ЖКТ находится в плохом состоянии. Через “дырявые” стенки кишечника эти частицы поступают в кровоток, а затем через печень и почки – выводятся с мочой.
Тест на наличие патогенной флоры – кандиды. Необходимо после пробуждения перед завтраком сплюнуть небольшое количество слюны в стакан с водой.
Через 30 минут оценить полученный результат:
- Слюна, плавающая на поверхности воды, указывает на то, что содержание грибка Candida в организме соответствует норме.
- Слюна, ниточками опускающаяся на дно стакана либо оставшаяся во взвешенном состоянии, свидетельствует об избытке грибка в организме.
- Слюна, осевшая на дне стакана, указывает на наличие кандидоза, что требует незамедлительного обращения в медицинское учреждение.
Чтобы получить максимально достоверный результат, во время проведения теста необходимо придерживаться определенных правил:
Не употреблять молочных продуктов за сутки до проведения теста, поскольку они делают слюну гуще, что чревато ложноположительным результатом. Пить больше воды, ведь обезвоживание также утяжеляет слюну.
Как работает этот тест?
При интенсивном размножении грибок Candida из толстого кишечника перемещается в тонкий кишечник, затем в желудок, пищевод и полость рта. В итоге на языке и внутренней поверхности щек образуется белый налет, который, смешиваясь со слюной, тонет в стакане, так как тяжелее воды.
С учащимися старших классов было проведено анкетирование с целью выяснения насколько учащиеся придерживаются здорового образа жизни. Как видно из ответов ребят, режим дня соблюдают лишь 4 % учащихся, менее 4% не делают утреннюю зарядку. Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что учащиеся не придерживаются здорового образа жизни, что не способствует сохранению и укреплению здоровья.
.
Результаты анкетирования испытуемых (25 учащихся)
Таблица 2
№ Вопросы | Количество учащихся | В % отношении | |||
да | нет | да | нет | ||
1. | Правильно ли вы питаетесь по вашему мнению? | 4 | 21 | 16 % | 84 % |
2. | Достаточно ли вы спите? | 13 | 12 | 52 % | 48 % |
3. | Соблюдаете ли вы режим дня? | 1 | 24 | 4% | 96 % |
4. | Занимаетесь ли вы регулярно физкультурой и спортом? | 16 | 9 | 64 % | 36 % |
5. | Достаточно времени вы проводите на свежем воздухе? | 11 | 14 | 44 % | 56 % |
6. | Есть в вашем телефоне или часах «шагомер»? | 5 | 20 | 20 % | 80 % |
Мониторинг состояния здоровья учащихся 6-11 классов
МБОУ Игримской СОШ имени Героя Советского Союза Собянина Г.Е.
(по группам здоровья) 2019/20 г.
Таблица 3.
Пол | Всего | Медицинская группа | |||
1-я | 2-я | 3-я | 5-я | ||
Кол-во | Кол-во | Кол-во | Кол-во | ||
Мальчики | 124 | 33 | 71 | 19 | 1 |
Девочки | 117 | 33 | 65 | 18 | 1 |
ИТОГО | 241 | 66 | 136 | 37 | 2 |
Мониторинг состояния здоровья учащихся 6-11 классов МБОУ Игримской СОШ имени Героя Советского Союза Собянина Г.Е., нуждающимся в лечебной физической культуре на 2018/2021 год.
Таблица 4.
Учебный год. | Всего учащихся. | ЛФК по группам здоровья. | |||
I | II | III | IV | ||
Кол-во | Кол-во | Кол-во | Кол-во | ||
2018\21 | 241 | 1 | 15 | 8 | - |
Сводные результаты уровней физической подготовленности (УФП) учащихся 6-11 классов
Таблица 5.
Пол | Всего | Уровень показанных результатов | |||||
Высокий | Средний | Низкий | |||||
Кол-во | в % | Кол-во | в % | Кол-во | в % | ||
Мальчики | 124 | 7 | 2,5 | 63 | 22,4 | 82 | 29,1 |
Девочки | 117 | 15 | 5,5 | 98 | 35,9 | 21 | 7,7 |
ИТОГО | 241 | 22 | 3,9 | 161 | 29,1 | 103 | 18,6 |
Мониторинг состояния здоровья (по группам здоровья) позволяет сделать вывод, что всего лишь 27% учащихся - практически здоровые дети. Это учащиеся, относящиеся к первой медицинской группе. Остальные 73 % учащихся, относящихся ко второй, третьей и четвертой медицинской группе, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Как следствие, результаты физической подготовленности невысокие. Всего лишь 3,9 % учащихся имеют высокий УФП по сравнению с количеством учащихся, показавших низкий УФП (18,6 %).
Результаты состояния сердечно - сосудистой системы (проба по ЧСС)
Таблица 6.
№ | ЧСС в состоянии покоя | Количество (чел) | В % отношении |
1. | Хорошо (реже 70 уд./мин.) | 9 | 82% |
2. | Плохо (выше 80 уд./мин.) | 2 | 18% |
Анализ полученных данных показал, что показатели состояния сердечно - сосудистой системы испытуемых достаточно высокие. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя у 2 (18 %) испытуемых из 11 выше 85 уд/мин, что говорит о нарушениях в работе сердечно - сосудистой системе. У 9 учащегося ( 82%) показатель – хорошо (реже 70 уд/мин).
Результаты состояния дыхательной системы (проба Штанге)
Таблица 7.
№ | Показатель задержки дыхания (с) | Количество (чел) | В % отношении |
1. | Отлично (1 мин и более) | 12 | 40 % |
2. | Норма (не менее 40 с) | 2 | 6 % |
3. | Ниже нормы (менее 40 с) | 16 | 53% |
Состояние дыхательной системы у половины испытуемых неудовлетворительное: задержка дыхания выше нормы у (40%) человек; ниже нормы – у 16 (53 %) учащихся, и у 2 (6 %) учеников удовлетворительный результат.
Результаты оценки веса (показатель Поля Брока)
Таблица 8.
№ | Показатель | Количество (чел) | В % отношении |
1. | Норма | 8 | 32 % |
2. | Выше нормы | 5 | 20 % |
3. | Ниже нормы | 12 | 48 % |
Нормальный вес имеют лишь 8 (32 %) человек; вес выше нормы – у 5 (20 %) человек; ниже нормы – у 12 (48 %) учащихся. Причем, избыточный вес имеют юноши (5), а недостаточный вес – девушки (12).
Весоростовой показатель
Таблица 9.
№ | Показатель | Количество (чел) | В % отношении |
1. | Норма | 20 | 80 % |
2. | Избыточный вес | 5 | 20 % |
3. | Недостаточный вес | 0 | 0 % |
По результатам более точного весоростового показателя выявлен избыточный вес у 5 (20 %) испытуемых (те же 5 юношей), все остальные испытуемые имеют нормальный вес (20 человек).
Индекс массы тела (индекс Кетле)
Таблица 10.
№ | Показатель | Количество (чел) | В % отношении |
1. | Норма | 14 | 56 % |
2. | Ниже нормы | 7 | 28 % |
3. | Ожирение 1-й степени | 4 | 16 % |
По индексу массы тела (индекс Кетле) вес ниже нормы имеют 7 (28 %) человек; нормальный вес – 14 (56 %); ожирение 1-й степени – 4 (16 %)человека (все юноши).
Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы
Таблица 11.
№ | Показатель | Количество (чел) | В % отношении |
1. | Истощение | 13 | 52 % |
2. | Достаточная упитанность | 7 | 28 % |
3. | Повышенная упитанность | 4 | 16 % |
4. | Ожирение | 1 | 4 % |
Индекс пропорциональности роста и массы тела показал, что у 13 (52 %) испытуемых – истощение, у 7 (28 %)– достаточная упитанность; у 4-х (16 %) испытуемых – повышенная упитанность, и у 1-го (4 %)– ожирение.
Индекс пропорциональности роста (длины тела) и обхвата грудной клетки
Таблица 12.
№ | Показатель | Количество (чел) | В % отношении |
1. | Крепкое телосложение | 9 | 36 % |
2. | Хорошее телосложение | 7 | 28 % |
3. | Среднее телосложение | 3 | 12 % |
4. | Слабое телосложение | 6 | 24 % |
Крепкое телосложение имеют 9 (36 %) учащихся; хорошее – 7 (28 %); среднее – 3 (12 %); слабое – 6 (24 %).
Степень развития мускулатуры
Таблица 13.
№ | Показатель | Количество (чел) | В % отношении |
1. | Ожирение (слабая мускулатура) | 4 | 16 % |
2. | Норма | 17 | 68 % |
3. | Атлетическая мускулатура | 4 | 16 % |
Показателем гармоничности конституции тела является также степень развития мускулатуры. В результате измерений были получены следующие данные: норма – 17 (68 %) человек; слабая мускулатура (ожирение) – 4 (16 %) человек; атлетическая мускулатура – у 4-х (16 %) испытуемых.
При тестировании на определение кровоснабжение мозга выяснилось, что у 40 % учащихся гибкость в шее отсутствует, голова в стороны поворачивается с трудом.
Исследование скорости обмена веществ с помощью измерения утренней подъязычной температуры показало, что у 34 % исследуемых обмен веществ замедлен, температура ниже нормы
Исследование с йодной пробой на коже дало следующие результаты: у 7 % - сильный дефицит микроэлемента, у 48 % - средний дефицит, у 43 % - норма.
Содержание селена у большинства исследуемых в норме, лишь у 18 % – произошло побеление кожи на руках, что говорит о дефиците селена.
Зрачковый тест на усталость и истощение организма показал, что 36 % испытуемых находятся в состоянии переутомления
При определении рН желудочного сока и состояния кишечника выяснилось, что у многих испытуемых бета цианины свеклы не разрушились под действием желудочного, сока и моча окрасилась в свекольный цвет. Это означает, что ЖКТ находится в плохом состоянии.
Тест на наличие патогенной флоры – кандиды показал аналогичный последнему тесту результат. У всех на языке по утрам образуется белый налет, слюна тонет в стакане с водой, что говорит о наличии большого количества патогенной флоры в организме.
Выводы.
Заключение
В ходе работы над индивидуальным проектом была достигнута поставленная цель: актуализация темы формирования здорового образа жизни подростков посредством старта марафона Здоровья и проведения классного часа «Я и мое здоровье» среди учащихся 10 класса.
В сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Для этого крайне необходимо уметь его оценивать. Точность самооценки здоровья зависит от знания:
Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом.
Здоровье формирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей человеку находить собственные пути укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни на базе сформированной культуры здоровья.
Приложение № 1
№ | Рост (см) | Вес (кг) | Пульс в покое (уд/мин) | Задержка дыхания (сек) |
1. | 162 | 55 | 102 | 34 |
2. | 163 | 61 | 108 | 22 |
3. | 164 | 63 | 108 | 21 |
4. | 172 | 73 | 102 | 48 |
5. | 165 | 50 | 90 | 31 |
6. | 175 | 62 | 102 | 35 |
7. | 172 | 76 | 90 | 52 |
8. | 169 | 53 | 96 | 44 |
9. | 183 | 68 | 90 | 38 |
10. | 174 | 80 | 114 | 35 |
11. | 188 | 67 | 108 | 52 |
12. | 168 | 55 | 114 | 43 |
13. | 165 | 56 | 96 | 20 |
14. | 179 | 59 | 66 | 37 |
15. | 168 | 65 | 90 | 34 |
16. | 168 | 59 | 102 | 30 |
17. | 168 | 61 | 114 | 35 |
18. | 164 | 53 | 102 | 30 |
19. | 165 | 55 | 114 | 26 |
20. | 149 | 47 | 108 | 35 |
21. | 155 | 50 | 90 | 44 |
22. | 160 | 59 | 120 | 42 |
23. | 166 | 50 | 102 | 48 |
24. | 183 | 79 | 90 | 55 |
25. | 162 | 70 | 96 | 28 |
Взаимосвязанные признаки физического развития
(длина тела, масса тела, ЧСС)
Приложение № 2
№ | Показатель Поля Брока (кг) | Весоростовой показатель (г/см) | Индекс массы тела (Кетле)(кг/кв. м) | Индекс пропорциональности роста и массы тела (кг/см) | Показатель Пинье (см/кг) |
1. | 62 | 339,5 | 0,34 | 34 | 18 |
2. | 63 | 374,2 | 0,38 | 38 | 6 |
3. | 64 | 384,1 | 0,38 | 38 | 5 |
4. | 67 | 424,4 | 0,42 | 42 | 3 |
5. | 65 | 300 | 0,30 | 30 | 33 |
6. | 70 | 354,3 | 0,35 | 35 | 21 |
7. | 67 | 441,9 | 0,44 | 44 | 5 |
8. | 64 | 313,7 | 0,31 | 31 | 23 |
9. | 73 | 371,5 | 0,37 | 37 | 18 |
10. | 69 | 459,8 | 0,46 | 46 | -8 |
11. | 78 | 356,3 | 0,36 | 36 | 35 |
12. | 63 | 327,3 | 0,33 | 33 | 26 |
13. | 65 | 340 | 0,34 | 34 | 34 |
14. | 69 | 330 | 0,33 | 33 | 2 |
15. | 63 | 386 | 0,39 | 39 | 15 |
16. | 63 | 351,1 | 0,35 | 35 | 11 |
17. | 63 | 363,1 | 0,36 | 36 | 21 |
18. | 64 | 323,1 | 0,32 | 32 | 28 |
19. | 65 | 333,3 | 0,33 | 33 | 16 |
20. | 49 | 315,4 | 0,31 | 31 | 18 |
21. | 55 | 355 | 0,35 | 35 | 6 |
22. | 60 | 368,8 | 0,37 | 37 | 32 |
23. | 61 | 301,2 | 0,30 | 30 | 2 |
24. | 73 | 432 | 0,43 | 43 | -1 |
25. | 62 | 432 | 0,43 | 43 |
Приложение № 3
Антропометрические пробы (показатели гармоничности и пропорциональности конституции тела)
№ | Окружность грудной клетки (см) | Окружность плеча (см) | ||
В спокойном состоянии | В напряжении | Степень развития мускулатуры | ||
1. | 89 | 25 | 29 | 16 |
2. | 96 | 29 | 32 | 10 |
3. | 96 | 29 | 31 | 6 |
4. | 96 | 31 | 33 | 6 |
5. | 82 | 25 | 27 | 8 |
6. | 91 | 27 | 29 | 6,9 |
7. | 91 | 31 | 32 | 3,2 |
8. | 93 | 23 | 25 | 9 |
9. | 97 | 30 | 34 | 13 |
10. | 102 | 35 | 38 | 8,5 |
11. | 86 | 29 | 32 | 10,3 |
12. | 87 | 28 | 30 | 7,1 |
13. | 92 | 29 | 31 | 6,9 |
14. | 86 | 27 | 30 | 11 |
15. | 101 | 30 | 34 | 13 |
16. | 94 | 28 | 30 | 7 |
17. | 99 | 29 | 30 | 3,5 |
18. | 90 | 24 | 25 | 4 |
19. | 82 | 26 | 28 | 7,6 |
20. | 86 | 27 | 29 | 7,4 |
21. | 87 | 26 | 27 | 4 |
22. | 95 | 29 | 32 | 10 |
23. | 84 | 25 | 27 | 8 |
24. | 102 | 34 | 40 | 18 |
25. | 93 | 34 | 37 | 8,8 |
Слайд 1
Исследовательский проект Слагаемые нашего здоровья . Направление: Профилактическая (превентивная) медицина. Работа обучающейся 10 А класса Грачевой Арины Константиновны Руководитель проекта Малышева Татьяна Михайловна Игрим , 2021 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧАСлайд 2
Как направить внимание подростка на свое здоровье? Я предположила, что марафон здоровья с самодиагностикой будет способствовать объективной оценке собственного здоровья и внесет коррективы в образ жизни учеников. Наше здоровье в наших руках. Но не всегда, особенно в подростковом возрасте, мы об этом задумываемся, не осознаем ответственности за собственное здоровье.
Слайд 3
Целью своей работы я определила актуализацию темы формирования здорового образа жизни подростков посредством старта марафона Здоровья и проведения классного часа «Я и мое здоровье» среди учащихся 10 класса. Объектом исследования явилось состояние здоровья школьника. Предметом исследования - наиболее доступные способы определения состояния здоровья. Ожидаемые результаты : овладение учащимися экспресс – диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.
Слайд 4
Информационный - погружение в проект: изучение проблемы, определение цели и задач, изучение и анализ литературы по выбранной теме. Исследовательский – осуществление деятельности. Изучение состояния здоровья учащихся по медицинским показаниям, уровню физической подготовленности, экспресс-диагностическому марафону здоровья. Практический - обобщение собранного материала. Обработка данных экспериментальной работы, обобщение и оформление результатов исследования. Проект осуществлялся в 3 этапа:
Слайд 5
Учеными было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание следующих факторов: 1. Гиподинамия (недостаток движения); 2. Неправильное питание (прежде всего избыточный вес); 3. Дефициты витаминов и микроэлементов в организме; 4. Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ); 5. Недостаточный сон 6. Стрессы 7. Переутомление Экология. В результате страдают самые важные системы органов: сердечно-сосудистая , опорно-двигательная, дыхательная, гормональная. В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды .
Слайд 9
14. Тест на дефициты микроэлементов
Слайд 10
Уровень физического развития испытуемых ниже нормы; состояние сердечно - сосудистой и дыхательной систем неудовлетворительное, присутствует истощение организма, плохое состояние ЖКТ, дефицит микроэлементов в организме. Современная информированность учеников в профилактической медицине ограничена. Овладение экспресс – диагностическими методами позволило объективно оценить состояние своего здоровья и внести коррективы в свой образ жизни (избавиться от вредных привычек, рационально питаться, соблюдать режим дня, заниматься физической культурой и спортом и т.д.). Использование экспресс методов повысило интерес учащихся к состоянию своего здоровья, мотивировало их на его сохранение и укрепление. Итоги марафона здоровья:
Слайд 11
Откажитесь от вредных привычек . Двигайтесь. 7000-10000 шагов в день или физическая нагрузка на тренировке. Соблюдайте питьевой режим. Суточная норма 30-40 мл на1 кг веса. Утром натощак старайтесь выпивать 500 мл воды, остальное - в течение дня. Питайтесь правильно: уберите из своего рациона весь фастфуд , снеки, готовые соусы, в каждый прием пищи добавляйте салат, свежую зелень. Питайтесь сбалансированно, соблюдая правило 4 кулачков в тарелке: 1 – белковая пища, 2 – углевод, 3,4 – клетчатка – салат из зелени . Не ешьте перед телевизором. Рекомендации для учащихся.
Слайд 12
Сон в 22-23 часа, это самый здоровый сон, в это время вырабатывается гормон мелатонин, запускающий обмен веществ и дающий силы на новый день. У человека из-за недостатка мелатонина больше всего страдает гормональная система. Переутомление снимайте прогулками на свежем воздухе, а не проводя время в телефоне или компьютере . Читайте книги, посещайте выставки, музеи, получайте положительные эмоции от общения с приятными вам людьми. Будьте здоровы! Рекомендации для учащихся.
Мать-и-мачеха
Пятёрки
Неньютоновская жидкость
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Астрономический календарь. Апрель, 2019