Информационно- познавательный проект "Витраж" углублет знания обучаемых по данной теме, знакомит с историей возникновения витражного искусства, видами современных витражей, описывает один из способов изготовления витража. В результате работы был создан альбом иллюстраций "Витраж". Выполнена презентация и творческая работа, в результате которой был получен интересный опыт создания витражей.
Вложение | Размер |
---|---|
vitrazh.docx | 35.48 КБ |
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………….3
I. Глава1. Теоретическая часть
1.1. Краткая история витража …………………………………………………………………………………………......4
1.2. Виды современных витражей ………………………………………………………………...5
II. Глава 2.Практическая часть…………………………………………………………………….7
2.1 Описание способа создания витража «Роспись по стеклу»………………………………...8
2.2 Творческие работы: создание витражей в разных техниках………………………………...9
2.3 Применение витража в современных интерьрах……………………………………………10
Заключение ………………………………………………………………………………………..11
Список литературы ………………………………………………………………………………12
Приложение
Альбом иллюстраций по теме проекта
Введение
В 5 – ом классе, на одном из уроков по ИЗО, я познакомилась с техникой «витраж», которая меня очень заинтересовала. Меня удивило разнообразие красок, применявшихся в изготовлении витражей; поразили умения средневековых мастеров, создававших шедевры большого размера вручную.Так возникло желание побольше узнать о способах создания витражей, о том, где они применялись; популярно ли это искусство в наше время.
Сейчас, в 7 – ом классе, у меня появилась возможность расширить свои знания, выполнив данный проект.
Цель: знакомство с витражом как видом искусства.
Задачи:
- кратко познакомиться с историей возникновения витражного искусства;
- рассказать о видах витража и его использовании;
- выбрать и описать один из способов изготовления витража;
-выполнить творческую работу;
- создать альбом иллюстраций с образцами витражей.
I.Глава1.Теоретическая часть
1.1 Краткая история витража
Витра́ж (фр. vitrage — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративно - прикладного искусства, изобразительного или орнаментального характера, из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение в каком-либо архитектурном сооружении.
Первые упоминания о витражах датируются IV - III веком до н. э и отсылают нас к истории Древного Египта. В то время они были «накладными», т. е. кусочки разноцветных стекол, как мозаика, укладывались на основу. Но настоящего расцвета витражи достигли в эпоху средневековья, при строительстве храмов. Разноцветные стекла, скрепленные свинцовыми перегородками, заполняли оконные проемы и создавали большие многоцветные картины на религиозные или бытовые темы. Пронзительный по цветовой насыщенности свет, льющийся из стрельчатых окон, приводил в благоговейное состояние прихожан, утверждая главную идею храма: встречу земли и неба.
В эпоху Возрождения техника исполнения витража несколько изменилась. Теперь это, скорее, живопись на стекле с последующим обжигом. А поскольку изменились экономическая, политическая и общественная ситуации, то изменились и сюжеты витражей. Наряду с религиозными темами стали появляться и светские сцены. Витраж теряет свою ярко выраженную декоративность, интенсивность цвета, все более напоминая картину из стекла.
С середины XVII века витраж, как одна из составляющих церковной архитектуры, пережил длительный и глубокий кризис, как и вся церковь. Его возрождение началось лишь с середины XIX века. Новый взлет происходит теперь не в церковной, а в общественной и частной архитектуре. Витраж утратил только религиозное назначение и прочно обосновался в невиданном ранее стиле модерн. Его новые формы и технические открытия рубежа XIX –XX веков позволили проявить наиболее выразительные качества витража.
1.2 Виды современных витражей
Существует большое разнообразие витражей по способу их изготовления.
Классический наборный витраж
Разнообразные по форме цветные стекла соединяются в одну картину при помощи специальных свинцовых, латунных или медных профилей, которые в местах стыка спаиваются с двух сторон. Такой каркас придает не только прочность всей конструкции, но и солидный вес. Последнее делает трудоемким процесс монтажа и почти исключает возможность применения витражей на потолке или в остеклении дверей. Применение широкой металлической ленты (4-6 мм) накладывает ограничение на использование мелких деталей. Кроме того, невозможно изготовление скругленных витражных плоскостей.
Витраж в технике «Тиффани»
Техника «Тиффани» (по имени ее создателя –Льюиса Тиффани) была изобретена в конце XIX века. Для изготовления этого вида витража кусочки цветных стекол, вырезанных в соответствии с эскизом, по периметру оборачивают специальной медной фольгой, укладывают по рисунку и спаивают оловом. Такой витраж намного легче классического, но при этом не менее прочен. Кроме того, техника «Тиффани» позволяет использовать даже очень маленькие кусочки стекла, что значительно повышает декоративность витража. К тому же, подобная конструкция позволила создавать объемные предметы: абажуры, вазы, тарелки и т.п. Из всех способов изготовления витража,применяемых сегодня, этот – наиболее трудоёмкий.
Пленочный (накладной) витраж
Пленочный витраж позволяет создавать имитацию техники «Тиффани». При изготовлении таких витражей используют специальные самоклеющиеся витражные пленки, которые могут быть разных видов: прозрачные или полупрозрачные, гладкие или фактурные, однотонные или с разводами. Кусочки пленки наклеивают на основу из прозрачного стекла в соответствии с эскизом. Стыки пленочных фрагментов закрывают свинцовой лентой-протяжкой (шириной 2-18 мм) на самоклеющейся основе серебристого, золотистого, медного или другого цвета. При необходимости такая лента наносится и на оборотную сторону стекла. Пленочный витраж универсален и безопасен, т.к. он покрывает всю поверхность стеклянной основы.
Витраж в технике «Фьюзинг»
Техника «Фьюзинг» (англ. fusing от fuse — спекание, плавка) — относительно новая технология изготовления витража.
Для изготовления витража в данной технике на большое прозрачное стекло укладывают по эскизу маленькие нарезанные разноцветные стекла, бусины, гранулы. Потом все это отправляют в печь и спекают при температуре 600-900 градусов. В зависимости от температурного режима витраж может стать почти плоским или сохранить рельеф. Фрагменты цветного стекла могут перетекать друг в друга или оставаться в предполагаемых границах. Исполненный в этой технике витраж позволяет иметь больше линий и изгибов, чем классический, т.к. не нуждается в каких бы то ни было металлических профилях. Готовый витраж представляет собой монолит, а стекло становится прочнее.
Витраж в технике «Роспись по стеклу»
«Роспись по стеклу» – это особая техника, которая не ставит перед собой цель имитировать классический витраж. Фактически, это такое же художественное произведение, как и на холсте, требующее такого же высокого уровня мастерства. Поэтому при создании прозрачных светящихся картин получаются по-настоящему уникальные изделия. Стекла расписываются специальными силикатными красками, которые после обжига спекаются с поверхностью стекла и приобретают прочность, долговечность и светостойкость (не выгорают на солнце).
Линии в таком витраже могут быть очень тонкими и изящными, а количество мелких деталей ничем не ограничивается.
Описание способа создания витража «Роспись по стеклу»
Роспись по стеклу позволяет украсить любой интерьер, превратив его в настоящее произведение искусства. В ходе работы художники используют разные виды красок, технику имитации витражей, различные приемы и стили выполнения рисунка, чтобы максимально выразить творческую идею и подчеркнуть особенности стиля.
Именно этот способ изготовления витража понравился мне больше всего.
II. Глава 2. Практическая часть
2.1 Описание способа создания витража «Роспись по стеклу»
Для выполнения витража в данной технике можно применять различные краски и материалы: на водной основе и на растворителе, краски-прилипалы, кристаллы для обжига (наплавления).
Последовательность выполнения:
Этот этап включает в себя осмотр помещения, выбор техники декорирования и создание общего дизайнерского проекта. На этом этапе также используется фотомонтаж.
2. Подготовка поверхности. Независимо от того, какая техника используется, нужно тщательно очистить поверхность стекла от пыли и жира. Также нужно следить за чистотой в помещении, где производится окраска, так как при попадании мелких пылинок на краске образуются бугорки или вмятины.
3. Нанесение контура (подкладывание). Контурный эскиз рисунка обычно распечатывается в масштабе 1:1 и подкладывается под стекло. Также распечатывается цветной вариант, чтобы облегчить подбор красок.
4. Нанесение изображения. На этом этапе изображение переносится на стекло. Последовательность зависит от выбранной техники.
5. Исправление ошибок. Если в краске образуются пузырьки воздуха или она выходит за пределы контура, все ошибки исправляются немедленно, пока краска не отвердела. Для этого используется растворитель, тряпочки, ватные палочки, щипчики для удаления посторонних предметов (например, ворсинок из кисточки), зубочистки для прокалывания пузырьков и другие подручные средства.
6. Просушка (обжиг). После нанесения изображения нужно подождать, чтобы краски просохли. В некоторых случаях требуется обжиг изделия.
7. Ламинирование . Для дополнительной защиты поверх рисунка можно нанести слой лака или тонкую прозрачную пленку.
Ознакомившись с инструкцией, я приступила к выполнению творческой работы. Первым я решила оформить стеклянный стакан. Вымыла его и обезжирила его с помощью спирта. Специальные витражные краски я купила заранее. Выбрав самую тонкую кисть, белой краской нанесла на поверхность стакана геометрический рисунок (неправильные прямоугольники); после высыхания трафарета раскрасила фигуры разными цветами.
Варианты применения росписи по стеклу ограничены только фантазией дизайнера и общим стилем, в котором оформлено помещение. Кроме создания расписных картин, возможна роспись зеркал, перегородок, потолков, ниш, окон, межкомнатных дверей, мебели и других элементов интерьера.
2.2 Творческие работы: создание витражей в разных техниках
Создав свой первый витраж, я получила очень интересный опыт и решила продолжить это занятие. В магазине я приобрела несколько шаблонов витражей с перегородками для росписи и раскрасила их.
Затем купила заготовку для выполнения пленочного витража. Выполняется она следующим образом: обезжиривается поверхность; вырезаются детали пленки; выкладывается рисунок витража.
При выполнении проекта я познакомилась ещё с одним видом витража и с интересом его выполнила. Это - готовый рисунок в технике «Классический витраж», напечатанный на бумаге. Я раскрасила его фломастерами, соблюдая границы орнамента. Руководитель проекта рассказала мне о том, что такие рисунки рекомендуют как способ снятия стресса.
2.3. Применение витража в современных интерьерах
Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. После усовершенствования способа соединения стекол между собой витраж стал применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов: ламп, люстр и светильников самых причудливых форм.
Витражи, выполненные в различных техниках, очень эффектно смотрятся на просвет, за исключением техники «Фьюзинг». Она отличается тем, что при изготовлении изделия фрагменты стекла спекаются с основой и теряют свою прозрачность.
Предметы интерьера с использованием витражей выглядят оригинальными.
Заключение
По моему мнению, цель, поставленная в начале проекта, достигнута. Я нашла и проанализировала информацию о различных способах создания витражей: от классического наборного до современного пленочного.
Задачи, которые я себе определила, также решены. В ходе выполнения проекта я освоила несколько способов создания витражей. Самым простым оказался пленочный витраж; вторым по сложности – в технике «Роспись по стеклу»; наиболее сложным – классический витраж. Я не собирала его по фрагментам, как в средние века, а только раскрашивала, но именно в этом и была трудность: нельзя было нарушать границу перехода цвета из одного в другой.
По окончании работы над проектом я пришла к следующему выводам:
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Автор проекта в качестве приложения подготовил альбом с фотографиями витражей, выполненых в разных техниках.
Лиса Лариска и белка Ленка
Сочини стихи, Машина
Зимний лес в вашем доме
Проказы старухи-зимы
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"