Личность в истории всегда на первом месте. Смелые реформаторы проводят коренное преобразование в стране. Гениальные ученые двигают науку на десятилетия вперед, и как бы складывалась наша история, если бы не было многих людей. В историю России вписано не мало великих имен, которые оставляли заметный след на все времена Их дела и поступки получали резонанс во всем мире. Невозможно перечислить их вклад в развитие России. Каждый россиянин, со школьных лет, должен познакомиться с выдающимися людьми России за всю ее историю. Одним из великих людей на Руси был царь – император Петр Великий.
Вложение | Размер |
---|---|
3._velikie_imena_rossii.doc | 341.5 КБ |
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
Творческий проект на тему:
Великие имена России.
ПЕТР ПЕРВЫЙ
Выполнил: Пухов Иван
Руководитель:
Преподаватель истории
Пашаев Ш.Н.
Покачи
2020
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1.Личность в истории всегда на первом месте. Смелые реформаторы проводят коренное преобразование в стране. Гениальные ученые двигают науку на десятилетия вперед, и как бы складывалась наша история, если бы не было многих людей. В историю России вписано не мало великих имен, которые оставляли заметный след на все времена Их дела и поступки получали резонанс во всем мире. Невозможно перечислить их вклад в развитие России. Каждый россиянин, со школьных лет, должен познакомиться с выдающимися людьми России за всю ее историю. Одним из великих людей на Руси был царь – император Петр Великий.
2. Выяснить, что усвоили десятиклассники, из уроков истории и литературы, о деятельности Петра из рода Романовых, что они могут рассказать об этом.
3. Доказать необходимость знать все о своей истории, о людях ее вершивших. Уметь анализировать деятельность этих людей во все эпохи, доступные для изучения, учиться и не повторять их ошибок.
ГИПОТЕЗА:
Петр I Алексеевич, прозванный Великий (30 мая-9 июня 1672 год - 28 января - 8 февраля 1725 год) - последний царь всея Руси с 1682 года, первый Император Всероссийский с 1721 года. Представитель династии Романовых, был представителем и вождем своего народа.
В начале 18 века революция была необходима, она бала следствием всей предшествующей нашей истории, для этого был необходим деятель и вождь. Великий человек, представитель своего народа, удовлетворяющий потребностям народа, есть всегда и везде.
Западные народы того времени стояли высоко над русским, который должен был пойти к ним в ученье. Переворот никогда не дается легко, сопровождается всегда борьбою, всегда является делом насилия со стороны власти. Западные иностранцы считали, что рано Петр задумал цивилизовать русских, от преждевременных и насильственных перемен толку никакого не будет. Петр уверенно шел к своей цели, совершая ошибки, порой проявляя жестокость и бывая не милосердным. По разному
можно оценивать его деятельность, но то, что он продвинул Россию на десятилетия вперед неоспоримо.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
- знакомство с литературой о жизни, быте, нравах того времени.
- знакомство с деятельностью Петра Великого, его личностью, окружением, умением управлять людьми.
- создание собственной творческой работы - сочинения.
план сочинения.
1.Детство.
2.Восхождение на престол
3. Азовские походы.
4.Ученье – свет.
5.Преобразования Петра.
6.Бунт стрельцов.
7.Война со шведами.
8.Полтавская Битва
9.Личная жизнь, семья. Кончина.
Приложение:
- интересные факты
- опрос школьников на тему: что они знают о жизни и деятельности Петра I?
- ознакомление их с проектом
- опрос школьников на тему: интересно ли им узнать больше о первом императоре?
.
ДЕТСТВО
«Все мы родом из детства».
/Антуан де Сент-Экзюпери./
«Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело»
/Ав.Блаженный./
Петр I - представитель династии Романовых, родился 30 мая (9 июня) 1672 года, умер 28 января (8 февраля) 1725 года.
Петр был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Точное место рождения Петра неизвестно: некоторые историки указывали Теремной дворец Кремля, а по народным сказаниям родился он в селе Коломенское, указывалось также и Измайлово. Отец-царь Алексей Михайлович имел много детей, Петр был 14 ребенком, но первым от второй жены, царицы Натальи Нарышкиной. 29 июня (9 июля) в день святых апостолов Петра и Павла царевич был крещен в Чудовом монастыре. Ему было всего 3 года, когда умер его отец. Власть перешла к старшему сыну отца от первой жены /Милославской/ - Федору Алексеевичу, который стал опекуном Петра и его крестным отцом. Это был молодой человек, но в 1682 году, после 6 лет правления, болезненный Федор скончался. Петру было 10 лет, его брату, Иоанну, гораздо больше, но он почти ничего не видел, был болезненным и слабым. Патриарх и бояре стали совещаться, кому быть царем, спросили народ, и остановились на Петре. Иоанн Алексеевич не думал этому препятствовать. Сторонникам было трудно его поддерживать, чем фактически и воспользовались организаторы дворцового переворота. Они даже объявили версию, что власть Петру передал старший брат Федор Алексеевич, но свидетельств тому не было. К власти пришли Нарышкины, чем очень были недовольны Милославские (родственники царевича Ивана и Царевны Софьи, детей от первого брака Алексея Михайловича).
Детство Петра проходило не в Кремле, а в Коломенском, селе Воробьеве, и в Преображенском. Петр очень любил жить в окрестностях Москвы, в селе Преобра-женском. Он там проводил целые дни со своими сверстниками. Сначала царевич занимался картинками, книгами, игрушками, преимущественно военного характера, а затем ему стали присылать оружие, из которого уже можно было стрелять. Петра начали учить грамоте, призвали по обычаю дьяка, умеющего хорошо читать и писать. Дьяк был Никита Моисеев, сын Зотов, знаменитый в последствии патриарх. Но мальчика больше привлекала учеба по военному искусству. Он строил земляные крепости и брал их. Товарищи назывались потешными. Когда ему минуло 11 лет, он стал принимать в «потешные» разных придворных служителей и детей бояр. Они потом составили ядро двух гвардейских полков – Преображенского и Семеновского
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ПРЕСТОЛ
«Либо веди меня, либо следуй за мной,
либо убирайся с моего пути»
/генерал Джорж Пейтон/
Пока Петр играл и воевал с потешными, назревали крупные события. Софья решила венчаться на царство. У Алексея Михайловича было несколько дочерей и одна из них - Софья. Некрасивая собой, но очень умная, она захотела присвоить себе власть. В этом она опять надеялась на стрельцов. Их начальником был Шакловитый, готовый для царевны на всякое злодейство. Софья не имела законных прав на престол, но Петр повзрослел, и Софья понимала, что он не позволит ей распоряжаться, и что с ним выросли его друзья, которые превратились в хорошо обученных солдат. Она решилась непременно убить брата.
В провозглашении Петра усмотрели ущемление своих интересов и стрельцы. В Москве их было более 20 тысяч, они давно проявляли недовольство, подстрекаемые Милославскими и подговариваемые Шакловитым. 15 мая 1682 г. выступили стрелецкие полки, с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана и двинулись к Кремлю. Наталья Кирилловна Нарышкина пыталась их успокоить, но пролилась кровь бояр, в том числе и двух братьев Нарышкиных. 26 мая, выборные от стрелецких полков, явившись во дворец, потребовали, чтобы Иван признавался старшим царем, а Петр вторым. В результате правительницей при двух малолетних царях, стала их сестра Софья.
Петр показывал, что ему неприятно правление Софьи и ее желание показываться везде с царями. 8 июля 1689 года в праздник Казанской иконы Богоматери произошел первый публичный скандал, Петр открыто рассорился с Софьей. По обычаю в тот день свершался крестный ход из Кремля в Казанский собор. По окончании обедни Петр подошел к сестре и объявил, что ей не место в процессии вместе с мужчинами, но Софья приняла вызов и не послушалась Петра, тогда он сам покинул шествие и в гневе уехал в Преображенское. 4-17 августа 1689 года произошло неожиданно решающее событие. Софья велела начальнику стрельцов собрать людей в Кремль, будто бы для сопровождения в Донской монастырь на богомолье. Вместе с тем распространился слух, будто бы Петр со своими потешными полками идет на Кремль, что он собирается убить царевну и брата Ивана, и захватить власть. Стрелецкие полки двинулись на с. Преображенское с целью побить всех сторонников Петра. Верные стрельцы донесли царю, что Софья готовится его арестовать. Он поспешно уехал в Троицкую лавру и велел всем верным воинам явиться к нему. Одним из первых явился полковник Лефорт, который стал любимцем царя. Все войско, народ и часть стрельцов встали на сторону Петра. Борьба продолжалась около месяца и окончилась победой Петра. Софья сдалась на милость брата, и получила приказ отправиться в Новодевичий монастырь. Сначала Софья не хотела выдавать Шакловитого, но стрельцы, боясь за себя, заставили выдать его, и он был казнен. Князь Голицын вернулся со второго своего похода, Петр не захотел его видеть. Василия Васильевича сослали, а Софью отправили в монастырь, под именем Суссаны.
Так с 1689 года, в 17 летнем возрасте началось царствование Петра. Формальным правителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году). Но он добровольно отдал всю власть и не принимал участия в правлении. Власть фактически перешла в руки людей, сплотившихся вокруг матери Петра. Она старалась приучать сына к государственному управлению, поручая ему частные дела, которые Петр считал скучными. Важнейшие дела принимались без царя, что вызывало его недовольство.
В эти годы Петр интересовался всеми науками, которые имели отношение к военному делу. Под руководством голландца Тиммермана он изучал арифметику, геометрию, военные науки. Прогуливаясь однажды с Тиммерманом по селу Измайлово, он зашел на льняной двор, забрался в амбары, где лежали старые негодные вещи двоюродного дяди, Никиты Ивановича Романова, и нашел ботик, судно особого рода. Оно было не похоже на те, что строили тогда русские. Он узнал, что оно может ходить на парусах и против ветра. В 1688 году он поручил его отремонтировать оснастить и спустить на воду. Петр нашел голландца Бранта, который мог его восстановить. Брант тогда, после разгрома Разина, промышлял в Москве столярным делом. Он починил ботик, прозванный затем дедушкой русского флота. С тех пор в России начали строить корабли. Петр у мастера выучился всему, начал строить маленькие корабли и кататься на них. Однако Яуза и просяной пруд оказались тесными для судна, поэтому Петр перевозит его в Переяславль-Залесский, к большому Плещееву озеру, где заложил первую верфь для строительства судов.
Потешных уже было два полка: к Преображенскому добавился Семеновский. Для командования полками и изучения военного дела были нужны люди знающие и обученные, но среди русских придворных таких не было. Так Петр появился в немецкой слободе. Немецкая слобода была ближайшей соседкой села «Преображенское» и Петр уже давно присматривался к ее жизни. Все большее и большее количество иностранцев жило при дворе царя Петра. Необходимость преобразований была осознана еще до Петра, но исполнить это мог только Петр.
АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ
«Войны начинают, когда хотят, но
кончают – когда могут»
/Н. Макиавели./
Походы Голицына не только не усмирили крымских татар, а сделали их смелее. Они нападали на наши области и когда начались переговоры, то потребовали, чтобы им каждый год посылались подарки, что походило на дань. Надо было их унять, а для этого надо было взять Азов, крепость в 15 верстах от устья реки Дон, впадающей в Азовское море. Из этой крепости можно было оставлять набеги крымцев и нападать на них.
Весной 1695 году Петр решает побороться за выход из Дона в Азовское море. Он наносит удар по турецкой крепости Азов. В начале июля Азов был окружен с суши, но двухкратный штурм не увенчался успехом. Первый Азовский поход окончился неудачно из-за отсутствия флота и неготовности русской армии воевать далеко от баз снабжения. Инженеры, помогавшие при взятии крепости, ошиблись, делая подкопы. Эти подкопы, вместо того чтобы вредить стенам крепости, обрушивались на наше войско. Отличились в этом походе только донские казаки, взявшие две каланчи близ Азова.
В 1693 г. Петру удалось впервые побывать в Архангельске, увидеть настоящее море, и проплыть примерно 300 километров на иностранном корабле. Это помогло ему принять решение.
Уже осенью началась подготовка к новому походу. Петр не успокоился и предпри -нял еще одну попытку в 1696 году. В Воронеже развернулось строительство гребной русской флотилии. В мае 40-тысячная русская флотилия из разных судов, во главе с кораблем «Апостол Петр» вновь осадила Азов. Только, на этот раз, русская флотилия блокировала крепость с моря. Из немецкой земли были выписаны инженеры. Всего войска было не больше 1000, но оно было обучено по-новому, по-европейски. Сухопутными войсками командовал генералиссимус Шеин, самым искусным из генералов был Гордон, но все выполняли только приказы царя. Петр I принимал участие в осаде, в звании капитана, на галере. Осадные работы велись очень энергично, турецкая крепость была превращена в развалины, штурма не потребовалось, крепость сдалась. Турецкий флот привез к устью Дона казну и съестные припасы. Донские казаки на маленьких лодках напали на них, побили, овладели казной и припасами. Турецкий флот бежал, потеряв 2 корабля. Труды, потраченные на постройку флота, были не напрасны. Сам Петр галерами и лодками загородил устье реки, не пропуская, турок.
Азов храбро оборонялся, но не видя помощи с моря, сдался. Взятие Азова – первый крупный военный успех Петра.
Так был открыт выход в южные моря. Началось строительство порта Таганрог, открылась возможность нападения на Крым с моря, что обезопасило южные границы России. Но получить выход к Черному морю Петру не удалось. Крым остался под контролем Турции. Сил для войны с Турцией у России пока не было. Турецкое государство располагало большой армией и могущественным флотом. Для продолжения войны Петру надо было укрепить и расширить союз европейских государств и создать собственный флот.
Мир с Турцией был заключен в июле 1700 года и Азов остался за Россией. На Турецкого султана произвело впечатление существование корабля «Крепость», построенного на новые налоги, введенные Петром.
Петр велел укрепить Азов, устроил гавань в Таганроге и начал там постройку кораблей. Войско, взявшее Азов, торжественно вернулось в Москву, где главные почести были отданы Шеину, Лефорту и Гордону, а сам Петр, наравне с другими капитанами, шел перед ротой. Для службы на море Петр создал морской порядок из тысячи человек, среди них было несколько рот из преображенцев и семеновцев. Адмиралом флота был пожалован Лефорт, его помощником Лима, родом из Венеции. Сам Петр был под командованием генералов. Это был первый военный флот.
УЧЕНЬЕ-СВЕТ
«Кто в учениках не бывал, тот учителем
не будет»
/Боэций/
Но кроме войска и флота Петр видел, что русским надо многому учиться у иноземцев. Он не хотел учиться в России, скрыться дома он не мог, и учителей для него надо было выписывать из-за границы, а они были разные, не все такие порядочные, как Гордон, таких было не много, приемы и праздники испортили бы все дело. Он собирает большое посольство и решает ехать за границу. С ним едет Лефорт, Головин, Возницын, много русских дворян и потешных, в их числе был Меншиков. Он вышел из простого народа, в молодости продавал блины и пироги, поступил в потешные. За ум и ловкость понравился государю, став потом любимым фаворитом.
Петр уже в 10 лет казался 15-летним, по наружности был высок и, силен, и очень красив. Петр получил слабое образование, учили его очень худо, до конца жизни писал с ошибками, до 15 лет он не умел делать сложение и вычитание. Это обусловлено тем, что в то время ни университетов, ни средних школ на Руси не было, и его образованием занимались мало образованные дьяки. С юных лет Петр проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни. Иноземцев много вызывали в Россию еще со времен Ивана Грозного, но толку было мало. Петр решился всему учиться сам, выучившись, он мог бы приглашать иностранцев, которые бы действительно были полезны. Завершив Азовские походы, он решает отправить на обучение за границу молодых дворян, а вскоре и сам отправляется в путешествие по Европе.
Петр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. На кольце, которое заказал себе царь, было написано: «Я ученик и ищу себе учителей». Князь Ромадановский был предан и верен царю, его он оставил управлять Москвой. Государством управлять были оставлены: князь Нарышкин, бояре Голицын и Прозоровский, войсками командовали Шеин и Долгорукий. В 1697 году посольство в 250 человек отправилось на Запад. Петр был среди посольства под вымышленным именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова, так было проще все увидеть своими глазами. Молодой царь действительно ехал учиться.
Прежде всего, Петр Алексеевич поехал в Ливонию, которая тогда принадлежала шведам. В городе Риге шведский губернатор делал неприятности нашему посольству, и когда русские дворяне стали срисовывать укрепления крепости, их чуть не расстреляли. Затем государя с честью приняли в Курляндии и в земле курфюрста Браденбургского, где его озаботили польские дела. Ему все показали и объяснили. Он учился там артиллерийскому делу. Но ему хотелось скорее поехать в Голландию и Англию, потому что там жили самые искусные кораблестроители.
Главной целью была поездка в Голландию, которая была великой морской державой и играла большую роль на международной арене. Петр с большим увлечением изучал кораблестроение. Свои знания он затем пополнил в Англии. За 15 месяцев пребывания за рубежом Петр многое повидал и многому научился. Закончив в Польше, Петр поехал в Голландию, там отделился от посольства и поехал в местечко Сардам. По дороге увидел кузнеца Геррита Киста, который живал в Москве и поэтому царь знал его, Кист не верил своим глазам, когда увидал русского царя в Голландии. Царь непременно хотел жить у него на квартире, затем записался корабельным плотником и работал день и ночь. В свободное время осматривал лесопильни, маслобойни, бумагопрядильни, мельницы. Бывал в домах голландцев, изучал уклад жизни. Днем он трудился на строительстве кораблей, а ночью изучал бумаги, что ему бояре присылали из России. Вскоре все узнали, что на верфи работает русский царь, и собирались посмотреть на него. Ему это надоело. В Голландии были хорошие плотники, но в Англии было более обширное кораблестроение.
Английский король принял царя дружелюбно, подарил ему яхту с 20 пушками, приказал показать ему все, и сделать увеселительное сражение на море. В Англии Петр в совершенстве научился морскому искусству. Великое посольство, кроме учебы и работы, одновременно вело дипломатические переговоры. Так задачей посольства было найти союзников против Османской империи. Был намечен визит к Папе римскому. Посольство завербовало в Россию несколько сотен специалистов по кораблестроению, закупило оборудование. Петр отправился в Вену на переговоры, откуда хотел ехать в Венецию, чтобы научиться строить галеры, но в Вене он получает тревожное известие о бунте стрельцов, что и заставило его вернуться в Россию.
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЦАРЯ
«Можно противостоять вторжению армий, но вторжению идей проти-
востоять бессмысленно»
/В. Гюго./
После возвращения царя, с 1968 года началась его преобразовательная деятельность, он стал вводить в России все иноземное, что было полезно для нее. В начале изменения коснулись внешних признаков, отличающих старославянский уклад от западно-европейского. Петр, в Преображенском дворце, стал резать бороды вельможам. Русские тогда считали грехом брить бороду, и все самые знатные люди носили ее. Петр, вернувшись из-за границы, иногда сам брил им бороды, потом издал указ об оплате налога теми, кто хотел ходить бородатым. Кто заплатил, выдавался особый знак: с одной стороны усы и борода, а с другой – слова, что деньги взяты. Был издан указ о ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольников, в указанном для них одеянии. Покрой платья от Петра был у всех от царя до простолюдина одинаков. На рубашку одевали зипун /узкое платье до колен, иногда с рукавами или без рукавов/, затем одевали кафтан до колен или до икр, рукава кафтана были до земли. К рубашке приставлялось шитое ожерелье, к зипуну – обнизье, а к рукавам кафтана - зарукавья. Голову дома покрывали тафьей, шелковой шапочкой, широкие шаровары заправляли в цветные сапоги. Когда выезжали со двора надевали меховую шапочку с бархатным верхом, золотыми кистями, дорогими запонками, с алмазными перьями. На кафтан надевали ферязь, длинное широкое платье из бархата или иной дорогой материи, без перехвата, с длинными рукавами, застегнутое сверху до низу дорогими пуговицами. Сверх того летом одевали опашень или охабень до пят, с четвероугольным, разукрашенным воротником. Осенью - однорядку из сукна; а зимой – шубу. Боярыни тоже носили шубы, топашни, ферязи, телогреи. На голове - кики, повойники, треухи, покрывала.
Создавалась новая городская среда, новое убранство домов.
Он изменяет положение женщин в русском обществе, он дал право самой невесте решать за кого выходить замуж, а не родителям решать за нее.
Новый 7208 год по русско-византийскому календарю (от сотворения мира) стал 1700 годом по юлианскому календарю. Он ввел празднование Нового года 1 января, а не в день осеннего равноденствия, как ранее: «Поелику в России считают Новый год по-разному. С сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает»
По инициативе Петра открылись новые учебные заведения, была основана Академия наук, введена гражданская азбука.
Появился первый музей-кунсткамера.
В 1702 году, при участии Петра вышла первая русская газета «Ведомости».
Заработали новые типографии, появляются переводы многих книг, приглашают хороших художников.
Петр учредил первые российские ордена - Святого первозванного и Святой Екатерины.
Кавалерам вместе с дамами предлагалось посещать ассамблеи и праздники.
Заботился о просвещении своего народа. Основал в Петербурге главное учебное заведение, академию наук. Получение образования для дворянских недорослей стало необходимым. Многие из них были отправлены за границу, много завел школ для них на родине, требовал, чтобы они служили с юных лет и до конца жизни. Петр приказывал дворянам знать грамоту и арифметику. Кто не служил, не учился - не мог жениться. Успех на службе, стал зависим от образования.
Главной заботой Петра была забота о войске. Войско было большое, но неустроенное. Петр оставил 180 тысячное войско, которое по обучению не уступало никому, а храбростью превосходило многие. Он учредил постоянные солдатские полки. В солдаты было много охотников, большею частью из дворовых людей, но в офицерах был недостаток, потому что многие, поступившие немцы, из прежде живших в России, оказывались пьяницами и неспособными к службе, а русские еще плохо знали иностранное строевое учение.
Серьезные изменения коснулись государственного управления. Была осуществлена финансовая реформа. Приказы были заменены коллегиями, ведавшими различными сферами. В 1708-1715 годах Россия была разделена на губернии. В качестве высшего органа контроля был создан Сенат. Указ о единонаследии регламентировал статус дворянства. Управление церковью было передано Синоду. Значительно изменилась культурная жизнь страны.
Петр царствовал 36 лет после Софьи. К концу правления Россия стала совсем другой, у него уже было 50 больших и 800 малых кораблей.
Петр много сделал для промыслов и торговли, сделал много добра купеческому сословию. Началось развитие геологоразведки, открылись: горные заводы в Сибири и на Урале, оружейные, суконные, парусные, стекольные, шпалерные фабрики, больше 200. Строились крупнейшие верфи. Стал устраивать каналы, водой товары было доставлять дешевле.
Он практически реорганизовал все отрасли народного хозяйства. Все реформы были направлены на укрепление государства.
Петровские нововведения вызвали недовольство боярства и церковной иерархии. Многие насильственные нововведения и усиление налогового бремени послужили поводом для восстаний: 1705-1706 г.г. горожан и солдат в Астрахани, 1707-1708 г.г. казаков и крестьян на Дону и Слободской Украине, Поволжье.
БУНТ СТРЕЛЬЦОВ
«Чем больше опасности, тем больше славы» /Ф. Глинка/
Петр из Вены поспешил в Москву, 25 августа он был в столице. В те времена в России было мало постоянного войска, хотя и составлялись целые полки солдатские и рейтарские, но в мирное время их распускали, а собирали тогда, когда начиналась война. Главные постоянные войска находились в Москве, в Немецкой слободе. Конники, казаки, пешие - стрельцы. Стрельцы разделялись на московских и городовых. Московские жили в Москве, а городовые по крепостям и городам.
Софья позвала к себе выборных из всех стрелецких полков, и со слезами уговаривала защитить православную веру и царство. Они согласились, потом она склонила на свою сторону и прочих стрельцов. Хованский позволял стрельцам своевольничать, как они хотели, за это стрельцы его очень любили. Он делал много плохого, не исполнял царские указы, подстрекал стрельцов к бунту. Софья и Милославский стали говорить стрельцам, что Иоанн незаслуженно обижен и лишен престола, что Нарышкины и Матвеев хотят извести его и сестер, верных им русских, что Нарышкины задушили царевича. Стрельцы схватили ружья и бросились ко дворцу. Царица Наталья Кирилловна вывела на Красное крыльцо и Петра, и Иоанна, показав, что все живы. Стрельцы уже остановились, но их начальник, князь Долгорукий Михаил Юрьевич стал кричать на них. Начались погромы. Целью бунта было возведение на престол Софьи. Стрельцы не любили Петра, потому что он предпочитал потешных. Он заставлял их служить, не позволял своевольничать, а в прежнее время они жили в Москве, торговали, развлекались и редко бывали в походах.
В середине сентября начался розыск погромщиков. Единовременно были казнены 800 стрельцов. Петр послал на польскую границу 4 полка, но более ста человек сбежали в Москву, а в последствии еще несколько сотен. В 14 застенках пытками добивались признания. У всех ворот московского белого города были расставлены виселицы. Петр собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам. В этот день было перевешено 201 человек. Потом снова начались пытки, мучили стрелецких жен. В Москве до 21 октября каждый день совершались казни. Петр жестоко расправился с мятежниками и принялся за подготовку к войне со Шведами.
СЕВЕРНАЯ ВОЙНА - ВОЙНА СО ШВЕДАМИ
«Хороший главнокомандующий не только
видит путь к победе, но также знает, когда
она не возможна».
/Полибий/
Иностранцы, которых сам царь принимал на службу, поступали больше во флот, но где было действовать русскому флоту? Откуда вести переговоры с Англией, Голландией, Германией, Францией, торговать с ними и получать все нужное? Сухим путем туда можно попасть через Польшу и Швецию, но Россия часто была с ними во вражде, они могли мешать торговле. По Белому морю плавать опасно, там нельзя было заводить отношения с Европой. Да и путь до Москвы был далек от Архангельска. Петр хотел отвоевать у турок какую-нибудь гавань, но понял, что на помощь немцев надеяться нельзя. Они помирятся, когда им надо с турками, а о России забудут. Самым выгодным для России было Балтийское море, но шведы завоевали наши земли с Карелией и Ингрией, у нас не было ни одной гавани на нем. Петр решил отнять у шведов русское достояние, а поводом были поступки шведского губернатора Далберта в Риге с нашим посольством.
Великое посольство главной цели не достигло, коалицию создать не удалось из-за подготовки ряда европейских держав к войне за испанское наследство. Однако благодаря этой войне сложились благоприятные условия для борьбы за Балтику.
Для России выход в Балтийское море было жизненно необходим. Петр распустил часть стрелецких полков. Взамен их, было указано сформировать 30 полков «прямого регулярного войска». Готовясь к войне со Швецией, за выход к Балтийскому морю, Петр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор, и начать обучение, по образцу, заведенному у преображенцев и семеновцев. Одновременно было набрано большое количество иноземных офицеров. На создание всей военной структуры не хватало времени, царю не терпелось начать войну и в деле проверить свою армию. В 1699 году Петр нашел союзников: польский король Август II, которому хотелось забрать Лифляндию, датский король Фридрих IY, которому были нужны земли герцога Голштинского, родственника шведскому королю. Был создан Северный союз против шведского короля Карла ХII, в который помимо России вошли Дания, Саксония и Речь Посполитая, во главе с саксонским курфюстом и польским королем Августом II. Им нашлись помощники между шведскими подданными. Но Петру нельзя было начинать эту войну, не помирившись с Турцией. Россия не могла воевать сразу с двумя государствами. Движущей силой союза было стремление Августа II отобрать у Швеции Лифляндию. За помощь он обещал России вернуть земли Ингерманландии и Карелии.
Начало войны для Петра было неожиданным и обескураживающим. Для вступления России в войну было необходимо заключить мир с Османской империей. После достижения перемирия с турецким султаном на 30 лет, Петр 19 августа 1700 г. объявляет войну Швеции.
Король Швеции Карл ХII - противник был достойный, войско шведов было одним из лучших в Европе, был молод, мало занимался делами, но как только получил известие, собрал войско и пошел на Датского короля. Он быстро разбил датчан и заставил Фридриха IY заключить с ним мир. План Карла заключался в том, чтобы разбить противников поодиночке. В скором времени, после бомбардировки Копенгагена, Дания вышла из войны, еще до вступления в нее России. Неудачей закончилась и попытка захватить Ригу. После этого Карл обратился против России. Петр начал войну наступлением на шведскую крепость Нарва. Новонабранная армия была разгромлена под Нарвой 19 (30) ноября. Это поражение показало, что спешить нельзя и фактически все надо начинать сначала. В первые недели осады стали ясны недочеты в организации войск. Обозы с продовольствием, с порохом и боеприпасами застряли на топких дорогах. Осадная артиллерия, после двухнедельной бомбардировки, прекратила стрельбу из-за отсутствия боеприпасов. Солдаты, оставшиеся без одежды и питания мерзли и голодали. Осада шла очень медленно. Карл подходил к Нарве, Петр уехал из армии в Новгород, чтобы ускорить подвоз продовольствия, совсем не рассчитывая, что к Нарве подступит шведское войско. В свое отсутствие Петр оставил командующим герцога де Кроа, Лефорт и Гордон к тому времени умерли. Герцог служил австрийскому императору и отличался храбростью, австрийский император порекомендовал его Петру. Карл ХII высадил 15 тысячную армию и пошел к Нарве. Проводник эстонец привел его по тропинке, неизвестной русским, и шведы захватили в плен де Кроа и других русских генералов. Была сильная метель, и русские увидели шведов, когда они были близко. Войско Петра было плохо расположено, и шведы расстроили его ряды. Солдаты не доверяли иноземным офицерам, считали их предателями и не слушались. 19 ноября русская армия потерпела серьезное поражение. Все войско было разбито наголову, кроме семеновского и преображенского полков, они отступили. Семь тысяч русских было убито, все пушки и знамена были взяты, многие попали в плен, но часть была отпущена, так как считали русских не опасными.
Пока, после Нарвы, Карл воевал с Польшей, Петр времени зря не терял. После поражения он принялся за укрепление обороны и улучшение всей военной системы. Своим указом он велел собрать по всей России церковные колокола и перелил их в пушки и мортиры. После победы Карл ХII решил, что Россия достаточно ослаблена и не является опасным противником и выступил против Польши, чтобы направить все силы против Августа
Однако Петр, продолжив реформы армии по европейскому образцу, возобновил боевые действия. Петр усиленно занимался строевой и боевой подготовкой. Русская армия приобретала боевой опыт, превращалась в регулярную армию, готовую противостоять сильной армии.
Уже осенью 1702 года русская армия, в присутствии царя, штурмом захватила крепость Нотебург. Эта крепость была построена Новгородцами, называлась Орешек. Недалеко от Балтийского моря Ладожское озеро соединяется с Финским заливом рекою Невою. Петр задумал покорить землю по этой реке. На Невском озере была крепость шведов Нотебург, там было 500 шведов. Петр послал преображенский и семеновский полки под начальство Михаила Михайловича Голицина, но лестницы, которые должны быть приставлены к стене, оказались короткими. Петр приказал отступить, но Голицын не послушался, и приказал оттолкнуть от берега лодки, они подплыли к крепости. Солдаты бросились к крепости, бились 13 часов и взяли. Петр назвал ее Шлиссербугом, что значит ключ-город всей невской стороны. Русские войска пошли вниз по Неве и недалеко от устья осадили крепость Шанцы при городе Ниен, целый день шла пальба и крепость сдалась. Шведский генерал отошел к крепости и думая, что она в руках шведов, велел 2 кораблям с припасами войти в Неву. Ночью Петр с Меньшиковым на 30 лодках подплыли и напали на эти корабли. Шведы храбро оборонялись, но в коне концов, корабли были взяты, а остальной флот ушел.
Вблизи этого места, Петр заметил, что устье Невы удобно для постройки гавани. Петр 16(27) мая 1703 года положил первые камни в основание будущей столицы - Санкт-Петербурга. Нева, при устье, разделяется на несколько рукавов, между которыми находятся острова, на одном из них была устроена Петропавловская крепость, на ближайших двух были адмиралтейство и другие разные строения. Построить Петербург было очень трудно о стоит на болоте в год там работало около 40 тысяч человек. Петр приказывал присылать туда каменщиков со всей страны. В Петербурге он был как глава семьи. Часто разговаривал с матросами, солдатами ремесленниками, целовал рожениц в голову, давал руль на зубок, пировал на свадьбах, с простым народом шел за гробом.
Он был мастер во всех ремеслах на фабриках, которые сам открывал, становился за ткацкий станок, своими руками ковал железо, где стояли токарные станки.
Вечер проводил в обществе, где происходили важные дела. Он перенес столицу из Москвы в Петербург. И очень любил этот город.
В 1704 году была взята Нарва. Здесь начался путь русской армии к Полтаве, путь от поражения к победе. Петр, сам овладевал военным искусством и превращал армию в регулярную, хорошо обученную. На острове Котлин расположилась база русского флота - крепость Кроншлот (Кронштадт). Выход к Балтийскому морю был пробит. В 1704 году после взятия Дерпта и Нарвы Россия закрепилась в Восточной Прибалтике.
ПОЛТАВСКАЯ БИТВА - ОТ ПОРАЖЕНИЯ К ПОБЕДЕ
«Когда неприятель делает ошибку,
не следует ему мешать» /Н.Бонапарт./
На предложение заключить мир Петр I получил отказ.
Погоня за Польским королем у Карла заняла около 6 лет, только в 1706 году был заключен мир. После низложения Августа II в 1706 году и замены его польским королем Станиславом Лещинским, Карл ХII начал роковой поход на Россию, перейдя Вислу. Его планы были неизвестны, а русским надо было защищать огромную государственную границу. Великая опасность грозила Петру и русской земле. Во всей Европе Карла ХII считали первым полководцем. Его войско было самым лучшим в Европе, еще никто и никогда не побеждал его. Петр приказал своим генералам не вступать в общее сражение со шведами. Он решил изнурять их частыми нападениями, жечь и опустошать все на их пути, велел увезти или уничтожить запасы продовольствия с пограничных районов от Пскова до Украины. Карл везде видел только развалины, Шведы все больше нуждались в продовольствии.
Пройдя территорию Литовского княжества, король не решился продолжить наступление на Смоленск. Заручившись поддержкой малороссийского гетмана Ивана Мазепы, Карл двинул войска на юг из продовольственных соображений и с намерением усилить армию сторонниками Мазепы.
В январе 1708 года шведы заняли Гродно. Выбив из города небольшой отряд драгун, Карл принял решение вести армию на Смоленск и Москву. После боя русская армия отошла на левый берег Днепра, прикрывая Смоленск, но Карл неожиданно повернул на Украину. Петр дал ему отход на Украину, но перехватил все дороги на восток. 28 сентября (9 октября) 1708 года, под предводительством Петра, в сражении под деревней Лесной был разгромлен шведский корпус, шедший на соединение с армией Карла ХII из Лифляндии. Шведская армия лишилась подкрепления и военных припасов. На Украине Карл убедился, что большой помощи от Мазепы не будет, Мазепа привел на помощь немного казаков и то обманом, а припасов совсем не доставил. Карлу следовало для спасения вернуться в Польшу, но он не любил отступать и пошел на Москву. На пути Карла лежал город Полтава, и в начале апреля 1709 года он осадил небольшой город Полтаву. Там в крепости было 4 тысячи русских, под начальством полковника Келлина. Карл думал, что легко возьмет город, но ошибся. Осада продолжалась два месяца. Мысль о падении Полтавы волнует Петра, и он решает оказать помощь. Русская армия расположилась укрепленным лагерем, в селении Крутой Берег против Полтавы. Шведы теряли много людей в битвах, а также от голода и утомления. Русское войско было недалеко от Полтавы, и Меншиков успел привести войско на помощь Келлину. Петр понял, что пора идти на шведов. Русское войско было в 2 раза многочисленнее. Петр решил напасть на шведов в свои именины в Петров день. Незадолго до этого в перестрелке один казак ранил Карла ХII, он не мог ездить верхом, командовал сидя на носилках. Несмотря на это, он предупредил Петра и за 2 дня до Петрова дня напал на русских. Русское войско стояло в укрепленном лагере. Впереди были редуты, укрепление из бревен. Между редутами и лагерем стояло 17 полков конницы. Петр идет на хитрость. Прибывший полк молодых солдат был одет в серую форму, в отличие от остальных. Молодые могли не справиться со своей задачей, и тогда он переодевает старых солдат в эту форму, а молодых, в обычную зеленую. Петр понимал, что Карл знает о новобранцах. 26 июня Петр получил известие, что шведский король решил начать генеральное сражение. Царь приказал занять главные позиции. Рано утром, 27 июня 1709 года русские и шведские войска сошлись вплотную. Начался кровопролитный рукопашный бой. Петр снова командовал на поле боя. Предположение Петра оправдалось, главный удар был направлен на полк, в светло-серых мундирах. Несмотря на мужественное сопротивление, шведы прорвали первую линию боевого построения. Петр быстро принимает решение, и лично ведет батальоны второй линии в контратаку. Русские храбро защищались. Шведы, прежде всего, напали на редуты, Карл велел обойти их и напасть на русскую конницу, при этом шведский генерал Росс отстал от своих. Со своим отрядом Петр это заметил, и велел Меншикову напасть на шведов. Была перебита большая часть отряда, а остальные взяты в плен вместе с генералом. Конница отступала перед шведами к своему лагерю, и вдруг оттуда генерал Брюс открыл страшную пальбу, они смешались, разбежались, и Карл, с трудом, собрал их у леса. Тогда Петр вывел свое войско, началось решительное сражение, оба государя не берегли себя. Шляпа Петра была пробита пулею, а у Карла ХII снаряды попали в носилки. Русские с обеих сторон обошли шведов и ударили по ним. Несмотря на всю свою храбрость, шведы не выдержали и побежали к Днепру. Там их настигли Меншиков и Голицын, окружили и заставили сдаться. Сам Карл с Мазепой и несколькими сотнями шведов успел убежать за Днепр в турецкие владения.
Поражение шведов произвело сильнейшее впечатление во всей Европе. Велика была радость Петра после этой победы. На пир он велел пригласить и пленных шведских генералов и ласково принял их. Во всех землях прославляли Петра, дорожили его дружбой и избегали вражды. На историческую сцену в Европе выступает Россия - великая и могучая держава. Враги начинают бояться России. Август II и датский король снова вступили в союз с Петром. Меншиков помог Августу выгнать шведов и Лещинского из Польши, и Август II снова сделался польским королем. Саксонцы вступили в Померанию, но были отражены. Шведский генералШтейнбок побил датчан. Русские взяли Ригу, Ревель, покорили всюЛифляндию и Э стляндию, даже часть Финляндии, где завладели Выборгом.
Карл ХII не терял время даром, в войну вмешалась Турция. Петр не желал войны с турками, потому что хотел закончить дела со шведами. Но делать было нечего и он решился воевать не на своих землях, чтобы уберечь свои от грабежа. Он решил напасть на турок. Молдавия и Валахия были населены христианами, и терпели от турок всяческие притеснения. Кантемир и Бранкован подчинились русскому царю. Петр повел в Турцию 40 тысяч своего войска, а они обещали приготовить для русских запасы. Петр завладел Молдавией, но припасов там не нашел. Бранкован предал его и остался у турок. Положение русского войска было ужасным. Оно нуждалось в съестных припасах, и было окружено со всех сторон. Но русские мужественно отбивались от янычар, тогда визирь приказал не нападать на русское войско, а только окружить его и постоянно стрелять из пушек. Никогда еще Петр не был в таком тяжелом положении. Он боялся попасть в плен. Екатерина была с мужем в походе, она придумала попытаться уговорить визиря к мирному соглашению. После поражения в Прутском походе 1711 года, Россия вернула Турции Азов и Запорожье, обещался не вмешиваться в польские дела и пропустить Карла в Швецию. и разрушила Танганрог, но за счет этого наступило перемирие с турками. Петр снова сосредоточился на войне со шведами. В 1713 году шведы потерпели поражение в Померании и лишились всех владений в континентальной Европе. Но благодаря господству Швеции на море, Северная война затянулась. Балтийский флот только создавался, но сумел одержать первую победу в Гангутском сражении летом 1714 года. Эта победа отдавала в руки России всю Финляндию. Русский флот занял господствующее положение на Балтике.
В 1716 году Петр возглавляет объединенный флот из России, Англии, Дании и Голландии, но из-за разногласий не удалось организовать нападение на Швецию. Шведы почувствовали опасность, исходящую из России и в 1718 году пошли на мирные переговоры, которые внезапно прервались со смертью Карла ХI. Шведская королева Элеонора возобновляет войну, надеясь на помощь Англии. Разорительные набеги русских в 1720 году подтолкнули Швецию к переговорам. 30 августа (10 сентября) 1721 года был заключен Ништадский мир, завершивший 21-летнюю войну. Россия получила выход в Балтийское море, присоединила Ингрию, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию. Россия стала великой державой. 22 октября-2 ноября по прошению сенаторов Петр принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Через год Петр стал воевать с Персией.
Экспансия России на восток при Петре I не прекращалось, в его правление к России была присоединена Камчатка.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ, СЕМЬЯ И КОНЧИНА ПЕТРА
«Мне всегда больно, когда умирают талантливые люди, потому что мир
нуждается в них больше, чем небо»
/Г. Лихтенберг
Петр I был необыкновенно красив и величав, высок - ростом в два аршина 14 вершков. У него прекрасные и правильные, резкие черты лица и благородная осанка, смуглое лицо, с черными бровями и курчавыми волосами. Силу имел необыкновенную, раз в беседе с польским королем свернул в трубочку 2 серебряные тарелки, а между ладонями сплющил серебряную чашу. Однажды во время ветра остановил ветряную мельницу, чтобы ее рассмотреть. Несмотря на грозные габариты, называть его богатырем было нельзя, он имел 39 размер обуви и 48 размер одежды, такая непропорциональность наблюдалось во всем для его исполинского роста. У него были слишком узкие плечи, маленькие руки и голова. Окружающие не чувствовали в нем силы и мощи, он покорял иным. Носил простое платье, не имел при себе большой свиты, иногда вообще был без всякой прислуги.
Царь, обладал большой живостью ума, ответы его быстры и умны. Поменьше бы грубости, получше бы воспитание, был бы совершеннее ум, величие, размышление. Петр пугал аристократов грубоватой манерой общения и простатой нравов. Сметливость, сноровка, веселость, кажущаяся прямота сочетались со стихийными порывами, как ласки, так и гнева, порой поражала необузданная жестокость, так выполнял обязанности палача при стрелецком бунте. В гневе мог избить приближенных, жертвами своих злых шуток делал знатных персон.
В 17 лет Петр завел роман с Анной Монс. Против этого выступала мать Петра и чтобы его образумить Наталья Кирилловна решила его женить. Петр не перечил матери, 27 января 1689 года была сыграна свадьба. Его женили на дочери окольничего Лопухина - Евдокии.
Но русская пословица женится – переменится, не исполнилась на Петре, он рвался из дома, что от жены, что от матери. Через месяц Петр покинул жену и уехал на Плещеево озеро. Петр не мог быть хорошим семьянином. Женился в 17 лет на молодой и красивой, которая могла сначала нравиться. Тюремная воспитанница не могла оказать нравственного влияния на молодого богатыря, который рвался в иной мир в иную жизнь. Она не могла следовать за ним, была постоянно покидаема для дела и для потех. В юности он предавался пьяным. нескончаемым оргиям с товарищами.
Постоянные жалобы вызывали охлаждение, надоедали. А здесь в немецкой слободе живет первая красавица, Анна Монс, дочь виноторговца, легко понять, как жена проигрывала этой блистательной, умеющей вести себя с мужчинами. Жизнь в немецкой слободе была близкой для Петра – плотника, шкипера, бомбардира, вождя новой дружины. Ближайшими друзьями стали два иностранных офицера Лефорт и Гордон. Общительный Лефорт втянул Петра в бытовую жизнь слободы. Он стал ездить туда в гости, принимать участие в увеселениях и попойках. Делали, что хотели, пили целыми сутками сами и втягивали других. Справедливые жалобы раздражали, опостылела жена и ее родственники. Лопухины считали всему виной немцев, доставляющих развлечения и утехи, они не могли простить удаление из столицы отца и двух братьев царицы. Перед отъездом царя за Границу из Москвы удаляли всех ненадежных. Говорили и про упрямство великого государя, что никого не изволит слушаться. Сестра Софья была оставлена в Подмосковном монастыре, ее сестра Марфа, под именем Маргариты, в Успенском монастыре. Прежде их, Петр постриг свою жену, царицу Евдокию Федоровну. После возвращения в Москву естественно Петру не хотелось видеть возле сына постылую Евдокию. Петр решил уговорить ее постричься в монашенки, а если не согласится, постричь насильно. В 1699 году он насильно отправляет ее в Суздальский Покровский девичий монастырь, под именем Елены. Вышла она при Петре I I. Но Петр не забыл, что остался сын.
От этого брака Петр имел 2-х сыновей, старший Алексей был наследником трона до 1718 года, младший Александр умер в младенчестве. Сын-царевич Алексей рос без материнской ласки и заботы. Он затаил личную обиду на отца после второй его женитьбы, на женщине низкого происхождения, лифляндской прачке Марте Скавронской, в последствии Екатерины. У Петра I было большое горе в семействе, царица Евдокия, приверженная ко всему старинному и царевича Алексея воспитала в любви к старине, в понятиях чуждых реформаторской деятельности. Когда она ушла в монастырь, Петр не разлюбил сына, учил его, брал с собою в походы и в путешествия, пытался приучить его к правлению, но царевич не хотел заниматься ни науками, ни делами, а только забавами. Петр послал его в Германию выбрать невесту. Он выбрал принцессу Шарлоту и женился на ней. Петр дал разрешение, потому что она была умна, добра и кротка. Но царевич жил с ней плохо, порой даже ненавидел. Она родила двоих детей Петра и Наталию и умерла. Петр написал сыну строгое письмо и грозил лишить его престола. Он то собирался в монахи, то сбежал к немецкому императору, который его в последствии выдал отцу, и велел во всем признаться. Он оказался замешан в заговоре против отца. Петр собрал верховный суд из 144 человек, и суд приговорил его к смертной казни. Его пытали, и он умер, то ли от пыток, то ли от страха. Царь издал манифест назначать наследником кого ему угодно.
Вторая жена, Марта Скавронская, одна могла совладать с царем в его припадках гнева, звук ее голоса успокаивал его. Официальное венчание с царем прошло 19 февраля-1 марта 1712 г, после Прутского похода. Она родила 11 детей, кроме дочерей Анны и Елизаветы, все умерли во младенчестве. После смерти Петра Великого, с 1725 года стала первой правящей императрицей Екатериной I, но не надолго, в 1727 году освободила престол Петру Алексеевичу. Евдокия Лопухина пережила соперницу и умерла в 1731году.
Царь был скромным в быту, он вообще расходовал на себя мало, употреблял на все расходы только то, что получал с поместья в Новгородской области, меньше чем в тысячу душ, да свое жалованье. Он одно платье носил по году и по два, ходил в заштопанных чулках и башмаках с заплатами. Летом носил бархатный картуз и французский кафтан из толстого сукна, тафтяный камзол и пантолоны, цветные шерстяные чулки и башмаки на толстой подошве и высоких каблуках с медными или стальными пряжками. Зимой вместо картуза надевал шапку из калмыцких барашков, красный кафтан, подбитый спереди соболями, а сзади и в рукавах беличьим мехом, а сапоги из оленьей шкуры мехом вверх.
Ездил он летом в одноколке парой, а зимой – в санях в одну лошадь. Он запретил падать перед ним на землю или на колено, а велел просто кланяться и не любил, если кто-то останавливался, встретив его.
Он всегда вставал в 3 часа ночи, час ходил у себя по комнате, читал иностранные книги, отмечал что оттуда надо переводить на русский язык, потом шел осматривать работы. Раз он пригласил одного посланника на 4 часа, тот подумал, что рано и пришел в 5, но царь уже был на верфи, где строили корабли. Он работал на мачте и когда посланник пришел, он послал сказать, что раз опоздал, пусть забирается сюда. Петр на бревне принял его грамоты и вел переговоры часов в 6 или 7. С построек царь уходил по делам в разные присутственные места, потом выпивал рюмку анисовой водки и ел крендель. До полудня принимал посетителей в летнем саду, в полдень обедал простой пищей. Отдыхал, читал час или два, а в 4 приходили главные сановники, из них только Рамадоновский и Шереметев входили без доклада.
С 1724 г Петр чувствовал сильное недомогание, но это не заставило его отказаться от кочевой жизни, что и ускорило его кончину. В феврале он едет на Олонецкие воды, в конце марта отправляется в Москву для коронования своей жены Екатерины, оттуда едет на Миллеровы воды. 16 июня выезжает в Санкт-Петербург. Осенью он посещает Шлиссербург, едет на Ладожский канал и Олонецкие острова, затем в Новгород и Старую Руссу для осмотра соляных заводов. Только поздней осенью, когда плавать погода не позволяет, он возвращается в Санкт-Петербург.
28 октября император едет с обеда у Ягужимского на пожар, на Васильевском острове, и по дороге встречает севшую на мель шлюпку, по пояс в воде он спасает солдат. У него начинается жар и лихорадка. 2 ноября он возвращается в Санкт-Петербург. Начинается праздная и веселая жизнь: 5 ноября он едет на свадьбу к немецкому булочнику, 16-го казнит любовника Екатерины, 21-го празднует обручение дочери Анны с герцогом Голштинским, затем выборы нового князя, папы. Суетливая жизнь продолжается до конца января. Наконец он обращается к врачам, время упущено, болезнь зашла далеко. 22 января его причащают. А 28 января в четверть шестого утра Петра не стало. Он не успел распорядиться государством.
Вокруг смерти императора ходит много слухов до сих пор. Версии от простудных заболеваний до венерических. Он долгое время не прибегал к помощи врачей, и заболевание набирало обороты. Версия врачей была опровергнута, после того как были найдены записи Петра. Когда он заболел, опасались Антонова огня (гангрены). При вскрытии обнаружили твердый мочевой пузырь, предположили сифилис. Французский посол, который был при царе, писал о задержке мочи, хотя сам Петр этому не придавал значения. В 1970 году врачи Москвы пришли к окончательному выводу и поставили диагноз: заболевание предстательной железы, мочевого пузыря и мочекаменная болезнь.
ВЫВОДЫ
«Странна ваша Россия. Невозможно
определить ее предназначение и ее
путь, но она определена для чего-то
великого».
/Ф.Шеллинг, немецкий философ/
Петр Великий, первый император, который развернул масштабные реформы Российского государства и общественного уклада, определивших развитие России, в 18 веке. Всю внутреннюю государственную деятельность монарха можно разделить на 2 периода: 1695-1715 годы и 1715-1725. Особенностью первого этапа была спешка и не продуманный характер. Реформы были нацелены на сбор средств, для ведения войны, были насильственными и часто не приводили к желаемому результату. Также на первом этапе проводилась модернизация уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
Жизнь Петра нельзя назвать легкой, хотя и родился он в царской семье. С детства это был целеустремленный, трудолюбивый, любознательный человек. Он рано приступил к управлению страной. Царь понимал, что Россия далеко отсталая страна, и она нуждается в радикальных переменах. Петр Первый совершил радикальный переворот и создал новую Россию. Его было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей.
Для достижения изменений Петру необходимо было учиться и учить дворян грамоте и ремеслам. Для этого он уехал в Европу. Петр Алексеевич освоил множество профессий и ремесел. Он окончательно убедился, что без перемен России не обойтись. По возвращению домой Петр приступил к самостоятельному правлению. Он активно использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, культуры, торговли, за два десятилетия превратил страну в одно из наиболее развивающихся государств. Он ввел много новшеств в жизнь и быт россиян, начиная с внешнего вида, быта и заканчивая устройством государства.
Пришлось бороться со смутой внутри страны, но большую часть жизни Петр посвятил присоединению новых земель к Российскому государству. Сознательная жизнь была посвящена войнам. Были удачи и поражения, но реформы в армии и флоте, опыт, знания, приобретенные в Европе, помогали победам. Флот в России начался с Петра. Россия значительно расширила свои границы на суше и на море. Далось это не легко, были большие потери, но во всех маневрах и действиях войска царь участвовал лично.
Время Петра было распределено между четырьмя занятиями разного рода. После флота, армии и иностранной политики, наибольшую часть своей энергии он отдавал строительству Санкт-Петербурга. Город был построен его усилиями. Столица из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург
Благодаря энтузиазму, уму, новаторскому мышлению Петра I, Россия шагнула на десятилетия вперед, встав в один строй с Европейскими странами. С ней стали считаться и уважать.
В исторической науке и в общественном мнении с конца 18 века по настоящее время существуют диаметрально противоположные оценки, как личности Петра, так и его роли в истории России. Но те и другие справедливо понимали, что он один из великих людей России.
Ломоносов писал: «Он Бог твой. Бог твой был, Россия!».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Если бы русские знали свою силу, никто
не мог бы бороться с ними, а от их соседей
остались бы только кой-какие остатки».
/Ч. Ричард, английский дипомат/
До работы над проектом я знала, что в истории Российского государства был царь Петр I, немного знала о его реформах, о том, что он построил Санкт-Петербург. Когда я стала собирать материал о жизни и деятельности Петра Великого, то обнаружила, что у нас дома много книг по истории России, времени правления династии Романовых. Я с интересом стала читать о Петре Первом, узнала много интересного, нового, увидела Россию глазами Петра.
Романовы, старинный русский дворянский род, пришедший к власти в 1596 году. Петр Алексеевич Романов пришел к власти после своей сестры Софьи в 1672 году. Он рано стал управлять страной.
Петр создал армию и флот по европейскому образцу, создал основы русского военного национального искусства, которое затем блестяще развито Румянцевым, Суворовым. Ушаковым и Кутузовым. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в 16 веке задачи: расширение территорий России. Он вел войну со шведами за выход к Балтийскому морю, воевал с Турками, Персией, с другими странами. Победа в Великой Северной войне, которая длилась 21 год, позволила ему принять титул императора.
Он преобразовал быт и уклад простых людей, учился сам и учил других, провел преобразования во многих отраслях торговли, образовании, строительстве.
Царь успевал везде: учился грамоте, ремеслам, занимался флотом, армией, войнами, успевал веселиться и развлекаться.
Петербург личное дело Петра, вопреки природе и окружающих. С природой боролись и гибли тысячи рабочих.
Мнение о реформах Петра расходились еще при жизни. Часть историков указывали, что в реформах не было ничего нового, они были продолжением тех, которые были начаты до него, другие наоборот подчеркивали революционный характер преобразований Небольшая кучка была его сторонниками, а простой народ видел в нем образ антихриста.
Но была и обратная сторона реформ. Реформы достигнуты путем насилия, полного подчинения, искоренения инакомыслия. Даже Пушкин писал об этом, хотя искренне восхищался правителем: « Его указы были жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом». Н М Карамзин критиковал Петра за увлечение всем иностранным и за утерю русской бытности и традиций. Западники одобряли превращение России. Историк С.М. Соловьев отзывался в восторженных тонах о царе, приписывая ему все успехи России, как во внутренних, так и во внешних делах. Различие взглядов обусловлено громадностью дел, от их продолжительности, от влияния этих дел. Чем значительнее дело, тем больше о нем говорят.
Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа. Да его обвиняли, что реформы несовершенные, производились спонтанно, без какого либо плана, под давлением обстоятельств, упрекали за бесконечные войны, потерю людей. Ему ставили в вину, что не отменил крепостного права, это должен бы быть первый крупный шаг к прогрессу, возмущение вызывал и крайне противоречивый жестокий характер. Репрессии привели к перенапряжению, к разрыву между правящей верхушкой и народом.
Так он издал указ о престолонаследии, что будет сам назначать наследника, но не позаботился о выполнении, Не успел назначить наследника. После него престол заняла Екатерина 1, а затем последовала долгая политическая чехарда, эпоха дворцовых переворотов.
Строительство Санкт-Петербурга /1704-1717/ проводилось силами отбывавших повинность, они валили лес, засыпали болота, строили набережные. Из разных губерний было собрано 40 тысяч крепостных и государственных крестьян, если кто убегал терроризировали их семьи. Рабочие из разных слоев по приказу привлекались к принудительному труду на фабриках и заводах.
Восхваление Петра, человека весьма непритязательного в быту. началось сразу после его смерти и продолжается до сих пор. Во многих странах чтят памятные места, которые как-то связаны с русским царем. Попадаются как любители, так и ненавистники этого царя, причем в равных проблемах.
Триумф абсолютной монархии, силой тащил страну из средневековья в современность, что вызывало противоречие и неоднозначное отношение к его персоне.
А так ли был не прав Петр? Я тоже против насилия и принуждения, но если бы царь избрал другой путь, смог бы он изменить Россию и продвинуть ее на десятки лет вперед?
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.В.В. Артемьев «Великие имена России» 2014 г.
2.М.Аксенова гл. редактор, академик РАЕН «Энциклопедия для детей» т.27 2008г. .
3.А.О. Ишимова «История России для детей» 2014 г.
4.Е.М. Соловьев «История России» 2014 г.
5.О.Е.Морозова «Российская императорская фамилия» 1990 г.
6.С.М. Соловьев»История России с древнейших времен» 2012 г.
7.А.О. Чебурьян «Российская империя» 2009 г.
8.Н.И.Костомаров «Энциклопедия всемирной истории» 2012 г.
9.А.О.Давтян. «Занимательные истории из жизни Романовых» 2013 г.
10.В.В.Артемов «Дом Романовых» 2012 г.
11.В.Н.Болязин «Неофициальная история России» 2011 г.
12 .Интернет - ресурсы.
П
Р
И
Л
О
Ж
Е
Н
И
Е
ПЕТР ПЕРВЫЙ - ПРЕДКИ
Никита Романович Захарьин
Патриарх Филарет
Михаил Федорович
Иван Васильевич Шестов
Ксения Ивановна Шестова
Мария
Алексей Михайлович
Степан Андреевич Стрешнев
Лукьян Степенович Стрешнев
Евдокия Лукьяновна Стрешнева
Анна Константиновна
Петр I
Иван Иванович Нарышкин
Полуэкт Иванович Нарышкин
Кирилл Полуэктович Нарышкин
Наталья Кирилловна Нарышкина
Дмитрий Леонтьев
Леонтий Дмитриевич Леонтьев
Анна Леонтьевна Леонтьева
Иван Раевский
Прасковья Ивановна Раевская
ДЕТИ ПЕТРА I
С Евдокией Лопухиной:
1.Алексей Петрович /1690-1718/ считался официальным наследником до ареста. Был женат с 1711 г. на принцессе Софии-Шарлоте.
Дети: Наталья /1714-1728./, Петр /1715-1730/, впоследствии император Петр I I.
2.Александр Петрович /1691-1692/, умер во младенчестве
3.Павел Петрович /1693/, умер во младенчестве
С Екатериной I:
4.Екатерина /1707-1708/, незаконнорожденная, умерла во младенчестве
5.Анна Петровна /1708-1728/, в 1725 году вышла замуж за германского герцога Карла-Фридриха, уехала в Киль.
Дети: Карл Петер-Ульрих, впоследствии царь Петр I I I.
6.Елизавета Петровна /1710-1762/. Императрица с 1741. В 1744 году заключила тайный брак с А. Г. Разумовским, от которого родила по свидетельствам несколько детей.
7.Наталья /1713-1715/ , умерла во младенчестве.
8.Маргарита /1714-1715/, умерла во младенчестве.
9.Петр /1715-1719/, считался наследником короны с 1718 года до смерти
10.Павел /1717-1717/ умер во младенчестве.
11.Наталья /1718-1725/ умерла во младенчестве.
ОТКУДА ПОШЛИ РОМАНОВЫ.
Начало рода Романовых прослеживается по летописи от некоего Глаиды Камбилы Дивоновича, который в 1283 году переселился из Литвы к московскому князю Даниилу, где принял православие и был наречен Иваном. Его литовское прозвище «Камбила» превратилось в русское Кобыла.
Его сын - Андрей Иванович Кобыла, в свою очередь, воспитал пятерых сыновей, младший из которых, Федор Андреевич, носил прозвище «Кошка»
Федор Кошка служил великому князю московскому Дмитрию Донскому, который, выступая в 1380 году в знаменитый победоносный
поход против татар на Куликово поле, оставил Кошку править вместо себя Москвой - «Блюсти град Москву и охранять великую княгиню и все семейство его»
Потомки Федора Кошки занимали прочное положение при Московском дворе. Они носили разные фамилии, пока наконец один из них - боярин Роман Юрьевич Захарин - не занял столь важного положения, что всех его потомков стали называть по его имени - Романовыми. Романовы находились в тесном родстве с Рюриковичами. Дочь Романа Юрьевича – Анастасия стала женой царя Ивана Грозного.
После смерти царя Ивана Грозного на престоле воцарился его старший сын Федор. По свидетельствам людей того времени, новый царь не в состоянии был справиться с государственными делами. Со смертью же Федора прекратилась династия князей Рюриковичей, правившая Русью 700 лет.
Русь вынуждена была избрать нового царя, с приходом которого на престол был возведен новый царствующий дом - династия Романовых. Однако до воцарения, России пришлось пройти через тяжелые испытания, связанные с годами Смутного времени.
/Артемов В.В./
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ
/до ознакомления с проектом/
Опрошено всего: 40 человек
1.Знали о деятельности Петра I по учебникам: 40 человек
2.Смотрели художественные и документальные фильмы о Петре I: 25 человек
3.Читали /кроме учебника/ художественную литературу о Петре I: 15 человек
4.Читали /кроме учебника/ историческую и справочную литературу о Петре I:
10 человек
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ
/после ознакомления с проектом/
Всего опрошено: 40 человек
Интересно и будут читать художественную, историческую и справочную литературу о Петре I: 15 человек
Достаточно школьной программы: 20 человек
Не интересно: 5 человек
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Петр I, заседая однажды в Сенате и выслушав множество дел, о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и велел Павлу Ивановичу Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные деньги можно будет купить веревку, то вора без дальнейшего следствия должно будет тотчас же повесить. Ягужинский взялся было за перо, а потом отложил его в сторону.
- Пиши, что я тебе приказал, - повторил царь.
Тогда Ягужинский сказал Петру:
- Всемилостивейший государь! Неужели, ты хочешь остаться императором без подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более и приметнее, нежели другой.
Царь, погруженный в свои мысли, рассмеялся и замолчал.
«» «» «»
Петр I очень любил Меншикова, но при этом частенько поколачивал светлейшего князя палкой. Однажды, государь особенно осерчал на Меншикова, отходил его палкой и выгнал со словами:
- Ступай вон, щучий сын, и чтоб ноги твоей у меня больше не было!
Меншиков, не смея ослушаться, исчез, но через минуту снова вошел в кабинет на руках!
«» «» «»
Во время пребывания в Париже Петр I нанес визит малолетнему французскому королю. Его встречали министры, маршалы и представители двора, а на крыльце сидел маленький король. После взаимных приветствий возникло затруднение, кому идти первым. Тогда Петр I взял малыша на руки и пошел с ним по лестнице, при этом он сказал: «Теперь я несу на своих руках всю Францию!»
«» «» «»
Петр Алексеевич не жаловал лакеев. На семейных обедах им с императрицей прислуживали лишь несколько камерингфрау государыни и один паж. Когда Петр обедал с кем-нибудь из своих министров или генералов, им прислуживали обер-кухмистр Фелтен, денщик и двое пажей, причем им следовало только накрыть на стол и после этого сразу удалиться. Лакеи появлялись за императорским столом только во время церемониальных обедов.
-Я не хочу, чтобы они были при том зрителями, как я сижу за столом,- говорил Петр,
-наемники, лакеи при столе смотрят только всякому в рот, подслушивают все, что за столом говорится, понимают криво и после так же криво пересказывают.
«Скелеты в шкафу» у Петра I.
/Слухи, домыслы, разговоры/
В Москве, судачили, что Петр I не русской породы и не царя Алексея Михайловича сын, спорили, кто подменил монарха. По одной версии это случилось еще в колыбели, его заменили немченком. Кто винит Наталью Кирилловну, что она родила девочку, а ждали мальчика, она произвела обмен, то отцом Петра был Лефорт, который действительно был связан с немцами.
Слухи о подмене набирают силу после возвращения царя из-за границы, то говорили, что царя замуровали в стену, засмолили в бочке, а на его место прислали немца. Старообрядцы считали его антихристом, а истинный царь яко бы принял старообрядчество, и находится в скитах.
Существует легенда, что Ломоносов сын Петра. Все обратили внимание на внешнее сходство: оба высоки ростом, у обоих маленькие ступни и руки, похожий характер, вспыльчивый нрав, при поступлении выдавал себя за внебрачного сына некоего дворянина.
Кто истинный отец Петра? Теории на самом деле две, приписаны 2 великих грузинских князя из рода Багратионов, но это так и осталось нераскрытой тайной. Он не был похож на Романовых, не восходил и к Рюрикам.
Петр не был русским, но был россиянином, несмотря на не совсем правильное происхождение, был царской крови. Это помогло Московии, из ордынского осколка она превратилась в российскую империю.
Выписка из правил поведения в обществе: «Юности честное зерцало».
1717 год.
1. В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать….
2. Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво…
3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их верстников в речи не впадать, но ожидать, пока пока они выговорят….
4. Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды…
5.Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести….
6. Когда родители или кто другие их спросят, то должни к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат….
7. Когда им говорить с людьми, то должно им юдагочинно, учтиво, вежливо, но а не много говорить…
8. А в прямом деле и в постоянном быть постоянну и других людей разсудков отнюдь не презирать и не отметать…
9.Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамота, и ниже дела своего возвеличивая, разширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит…
…
13. младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в в часах маетник…
…
24. Младому человеку не надлежит быть резву и ниже доведыватся (выведывать) других людей тайн…
…
26. Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаяваться было…
…
28. Младыя люди не должни ни про кого худого переговаривать. И ниже все разглашать, что слышат…
29.Младые отроки не должны носом храпеть, и глазами моргать и ниже шею и плеча якобы из повадки трести….
...
59. Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Если бы русские знали свою силу, никто
не мог бы бороться с ними, а от их соседей
остались бы только кой-какие остатки».
/Ч. Ричард, английский дипомат/
До работы над проектом я знала, что в истории Российского государства был царь Петр I, немного знала о его реформах, о том, что он построил Санкт-Петербург. Когда я стала собирать материал о жизни и деятельности Петра Великого, то обнаружила, что у нас дома много книг по истории России, времени правления династии Романовых. Я с интересом стала читать о Петре Первом, узнала много интересного, нового, увидела Россию глазами Петра.
Романовы, старинный русский дворянский род, пришедший к власти в 1596 году. Петр Алексеевич Романов пришел к власти после своей сестры Софьи в 1672 году. Он рано стал управлять страной.
Петр создал армию и флот по европейскому образцу, создал основы русского военного национального искусства, которое затем блестяще развито Румянцевым, Суворовым. Ушаковым и Кутузовым. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в 16 веке задачи: расширение территорий России. Он вел войну со шведами за выход к Балтийскому морю, воевал с Турками, Персией, с другими странами. Победа в Великой Северной войне, которая длилась 21 год, позволила ему принять титул императора.
Он преобразовал быт и уклад простых людей, учился сам и учил других, провел преобразования во многих отраслях торговли, образовании, строительстве.
Царь успевал везде: учился грамоте, ремеслам, занимался флотом, армией, войнами, успевал веселиться и развлекаться.
Петербург личное дело Петра, вопреки природе и окружающих. С природой боролись и гибли тысячи рабочих.
Мнение о реформах Петра расходились еще при жизни. Часть историков указывали, что в реформах не было ничего нового, они были продолжением тех, которые были начаты до него, другие наоборот подчеркивали революционный характер преобразований Небольшая кучка была его сторонниками, а простой народ видел в нем образ антихриста.
Но была и обратная сторона реформ. Реформы достигнуты путем насилия, полного подчинения, искоренения инакомыслия. Даже Пушкин писал об этом, хотя искренне восхищался правителем: « Его указы были жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом». Н М Карамзин критиковал Петра за увлечение всем иностранным и за утерю русской бытности и традиций. Западники одобряли превращение России. Историк С.М. Соловьев отзывался в восторженных тонах о царе, приписывая ему все успехи России, как во внутренних, так и во внешних делах. Различие взглядов обусловлено громадностью дел, от их продолжительности, от влияния этих дел. Чем значительнее дело, тем больше о нем говорят.
Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа. Да его обвиняли, что реформы несовершенные, производились спонтанно, без какого либо плана, под давлением обстоятельств, упрекали за бесконечные войны, потерю людей. Ему ставили в вину, что не отменил крепостного права, это должен бы быть первый крупный шаг к прогрессу, возмущение вызывал и крайне противоречивый жестокий характер. Репрессии привели к перенапряжению, к разрыву между правящей верхушкой и народом.
Так он издал указ о престолонаследии, что будет сам назначать наследника, но не позаботился о выполнении, Не успел назначить наследника. После него престол заняла Екатерина 1, а затем последовала долгая политическая чехарда, эпоха дворцовых переворотов.
Строительство Санкт-Петербурга /1704-1717/ проводилось силами отбывавших повинность, они валили лес, засыпали болота, строили набережные. Из разных губерний было собрано 40 тысяч крепостных и государственных крестьян, если кто убегал терроризировали их семьи. Рабочие из разных слоев по приказу привлекались к принудительному труду на фабриках и заводах.
Восхваление Петра, человека весьма непритязательного в быту. началось сразу после его смерти и продолжается до сих пор. Во многих странах чтят памятные места, которые как-то связаны с русским царем. Попадаются как любители, так и ненавистники этого царя, причем в равных проблемах.
Триумф абсолютной монархии, силой тащил страну из средневековья в современность, что вызывало противоречие и неоднозначное отношение к его персоне.
А так ли был не прав Петр? Я тоже против насилия и принуждения, но если бы царь избрал другой путь, смог бы он изменить Россию и продвинуть ее на десятки лет вперед?
РЕЦЕНЗИЯ
На информационную проектную работу по истории
на тему: «Петр Первый»
студента гр. ПСВ-20 Пухова Ивана
Работа объемом 49 страниц, в том числе: пояснительная записка; сочинение; приложения; презентация; выводы.
Посвящена: данный проект включает в себя информационную часть и практическую, что предполагает исследование в области истории России в годы правления Петра Первого и проведение опроса среди учащихся. Автор поставил во главу проекта следующие задачи: выяснить, что усвоили десятиклассники, из уроков истории и литературы, о деятельности Петра из рода Романовых, что они могут рассказать об этом;
доказать необходимость знать все о своей истории, о людях ее вершивших. Уметь анализировать деятельность этих людей во все эпохи, доступные для изучения, учиться и не повторять их ошибок.
Актуальность и социальная значимость: в ходе работы с богатой информацией, были выделены те факты, которые подчеркивают особенность петровской эпохи.
Основные результаты:
В данной работе содержится богатый материал по заданной теме. В ходе выполнения проекта автор провел исследование разнородной информации, классифицировал его, выбрав тот материал, который действительно заинтересует каждого. Был изучены итоги опроса среди студентов филиала, которые были представлены в виде графических данных.
Практическая значимость работы (возможность внедрения результатов работы в практику, ожидаемый эффект):
Практически применить материалы данного проекта можно на уроках истории. классном часе, на внеклассных мероприятиях.
Ожидаемый эффект будет гарантированно достигнут, так как материал богат, разнообразен, а значит интересен и не оставит никого равнодушным.
Качество оформления: работа полностью соответствует положению об индивидуальном проекте, его предписаниям (шрифт, кегль, объем, структура). Недостатков работы не выявлено
Первичная экспертиза проведена: 09.12.2020
Руководитель: Пашаев Ш.Н.
Лупленый бочок
Тигрёнок на подсолнухе
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Подарок
Спасибо тебе, дедушка!