Исследовательский проект
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_snegurochka.docx | 38.27 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ривзаводская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательский проект
Образ Снегурочки в мифологии, фольклоре, произведениях русской литературы
Работа ученицы 8 класса
Давлатназаровой Сабины
Учитель – Кондратьева
Елена Борисовна
Ривицкий, 2019
Оглавление.
Паспорт проекта 3
Введение 5
Глава I. Мифологические представления о Снегурочке 8
Глава II. Образ Снегурочки в русских народных сказках 10
Глава III. Образ Снегурочки в русской литературе 12
Глава IV. Снегурочка как новогодний персонаж 15
Заключение 16
Литература 17
Паспорт проекта.
Тема | Образ Снегурочки в мифологии, фольклоре, произведениях русской литературы. |
Актуальность проекта | Снегурочка – любимый новогодний персонаж многих детей и взрослых, однако образ её недостаточно изучен, он отсутствует в пантеоне славянских богов (в дошедшем до нас виде), не имеет аналогов в мифологии других народов. Изучение родословной Снегурочки, воплощения этого образа в фольклоре, произведениях русских писателей позволяет понять некоторые особенности славянского мировоззрения, суть некоторых древних традиций и обрядов, прикоснуться к истории своего народа. |
Цель проекта | Исследовать образ Снегурочки в мифологии, фольклоре, произведениях русской литературы. |
Задачи |
|
Вид проекта | Индивидуальный, исследовательский. |
Методы изучения | Анкетирование, анализ научных работ и художественных произведений, обобщение результатов исследования. |
Реализация проекта | Выступление с результатами работы перед учащимися 5-6 классов с целью приобщения к чтению, к изучению истории своего народа. |
Сроки работы над проектом |
|
Литература |
Интернет-ресурсы
|
Введение.
Снегурочка – традиционный персонаж новогодних представлений. Неизменная спутница Деда Мороза веселит детей, помогает преодолевать трудности в конкурсах, вместе с ребятами водит хоровод, помогает Деду Морозу раздавать подарки. У других народов нет подобного образа. Снегурочка – воплощение русского воображения, русской культуры. Необычность данного образа в том, что его нет в пантеоне славянских богов (в том виде, в котором он дошёл до нас), но сохранился в народных сказках, отражающих мифологическое мировоззрение. Образ Снегурочки недостаточно изучен, о происхождении Снегурочки, её родословной практически мало кто знает.
Среди учащихся 1-4 классов МБОУ «Ривзаводская СОШ» был проведён опрос, результаты которого представлены в таблице. Было опрошено 33 младших школьника.
Вопрос | Ответы (кол-во ответивших) | Комментарий |
Какие новогодние персонажи вам известны? | Дед Мороз – 33 (100%) Снегурочка – 33 (100%) Снеговик – 8 (24%) | Снегурочка, как и Дед Мороз, является неотъемлемым атрибутом Нового года. |
Кем приходится Снегурочка Деду Морозу? | Внучкой – 19 (58%) Не знаю – 6 (18%) Сестрой – 3 (9%) Дочкой – 3 (9%) Помощницей – 1 (3%) Женой – 1 (3%) | Чуть больше половины опрошенных традиционно считают Снегурочку внучкой Деда Мороза, но велика доля тех (42%), кто считает по-другому. Значит, определённости в этом вопросе нет. |
Знаете ли вы родину Снегурочки? | Не знаю – 22 (67%) Север (Северный полюс) – 7 (21%) Великий Устюг – 1 (3%) Снежное королевство – 1 (3%) Россия – 2 (6%) | Большинство опрошенных признают, что не знают родины Снегурочки. |
Знаете ли вы родословную Снегурочки? | Не знаю – 29 (88%) Дед Мороз – дедушка - 4 (12%) | Подавляющее большинство учащихся не знают родословной Снегурочки. |
Назовите произведения, где встречается Снегурочка. | Не знаю – 18 (55%) В сказках – 6 (18%) «Новый год» - 4 (12%) «Снегурочка» - 4 (12%) «Морозко» - 2 (6%) «Ну, погоди!» - 1 (3%) «Дед Мороз» - 1 (3%) | Учащиеся начальной школы практически не знают произведений о Снегурочке. |
Какими чертами характера наделена Снегурочка? | Добрая – 30 (91%) Весёлая – 17 (52%) Милая – 5 (15%) Жизнерадостная – 4 (12%) | Снегурочка наделена только положительными качествами, ассоциируется с добротой, весельем, жизнерадостностью. |
Как выглядит Снегурочка? Какова её одежда? | Длинная коса – 3(9%) Синяя (голубая) шуба с белым мехом – 15 (45%) Белая (снежная) одежда – 3 (9%) Русская народная одежда (сарафан, валенки, корона) – 2 (6%) Красивый наряд – 11 (33%) Не знаю – 1 (3%) | Учащиеся указывают на присутствие в наряде Снегурочки белого и синего (голубого) цветов, отмечают красоту одежды героини. |
Данные опроса позволяют сделать вывод, что Снегурочка, с одной стороны, знакомый всем новогодний персонаж, а с другой стороны, ответов на многие вопросы дети не знают, произведения о героине читали также немногие. Образ Снегурочки загадочен и поэтому интересен для изучения. Кроме того, обращение к мифологии, фольклору позволяет понять некоторые особенности славянского мировоззрения, суть некоторых древних традиций и обрядов, прикоснуться к истории своего народа. Этим объясняется актуальность проекта.
Цель проекта - исследовать образ Снегурочки в мифологии, фольклоре, произведениях русской литературы.
Данная цель повлекла за собой постановку следующих задач:
При работе над проектом были использованы следующие методы: анкетирование, анализ научных работ и художественных произведений, обобщение результатов исследования.
В основе проекта лежат работы А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», Ф. С. Капицы «Тайны славянских богов», а также информация из сети Интернет.
Глава I. Мифологические представления о Снегурочке.
Сам по себе образ Снегурочки удивителен и уникален для русской культуры, а история его в культуре славян начинается ещё в языческой мифологии. Существует несколько версий происхождения Снегурочки.
Согласно одной версии, Снегурочка появилась из древнего славянского обряда похорон Костромы. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, топили в реке или сжигали, подобно Масленице, на костре. Само слово «Кострома» имеет один корень со словом «костер». Сожжение Костромы олицетворяет проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель, так как Кострома – это аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре. Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Такой версии придерживается Ф. С. Капица. Культы таких богов существовали во всем мире (например, египетский Осирис). Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер.
Вторая версия, предложенная С. Жарниковой, связывает образ Снегурочки с Дедом Морозом. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне – боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Вероятно, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев - Двины. Таким образом, Снегурочка – воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Этим объясняются особенности костюма Снегурочки. Она должна быть одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
Ещё одну версию предлагает А. Н. Афанасьев. Он считает, что история Снегурочки – отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снегов. Таяние Снегурочки – обыкновенное явление природы, когда от солнечных лучей (купальский костёр, через который прыгает Снегурочка, - эмблема солнца) тают снега и, испаряясь, собираются в дождевые тучи. Зимой, когда дождевые облака превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева спускается на землю и поражает всех своей белизной. С приходом лета она принимает воздушный образ и, удаляясь с земли на небо, кружится там вместе с другими легкокрылыми нимфами.
Таким образом, несмотря на различия в предложенных версиях, можно сделать вывод, что образ Снегурочки связан с представлениями славян о сезонных изменениях в природе, с земледельческим календарём.
Глава II. Образ Снегурочки в русских народных сказках.
Существует несколько вариантов народной сказки о Снегурочке. Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.
Самым ранним, вероятно, является следующий сюжет. Старик со старухой, не имеющие детей, слепили Снегурочку из снега. Добрая, приветливая девочка была радостной, весёлой зимой, а с приходом весны начала грустить, тосковать. Отправившись с подружками в лес, она так же, как и все, прыгнула через костёр и растаяла. Именно в этой сказке отразились воззрения славян на природу (сезонные изменения, разные состояния воды).
В другом варианте сказки говорится о том, что Снегурочка отправилась с подружками в лес за ягодами и заблудилась. Далее сказка строится по цепочке. Сначала появляется медведь, затем волк, которые предлагают Снегурочке свою помощь. Но Снегурочка отказывается идти с ними. Третьей пришла лиса, именно ей доверяет Снегурочка, и лиса возвращает девочку домой, за что получает награду. Скорее всего в этой сказке нашли отражение языческие представления о тотемных животных, а сама Снегурочка оказывается типичной сказочной героиней, которая проходит обряд инициации (посвящения).
Ещё в одном варианте данной сказки, как и в первых двух, Снегурочка с подружками идёт за ягодами в лес. Она усердно собирает ягоды, в то время как её подружки бездельничают. Далее из зависти подружки убивают Снегурочку и закапывают её в лесу. Через некоторое время проезжающий через лес купец срезал на месте захоронения Снегурочки растение, из которого сделал своему сыну дудочку. Как только кто-то начинал играть на дудочке, из неё слышался голос Снегурочки, которая рассказывала о том, как была убита подругами. Так родители Снегурочки узнали о её судьбе. Попросили они у купца дудочку, разломали её, а оттуда вышла Снегурочка, живая и здоровая. Подруги же, как и положено в сказке, были наказаны: их отвезли в лес, где они были растерзаны дикими зверями. Эта сказка отражает нравственные представления русского народа, представления о добре и зле, о справедливости. Прослеживается здесь также идея инициации.
Проанализировав три варианта сказки о Снегурочке, можно сказать, что только в одном из них сохранились мифологические представления славян о Снегурочке как природной силе, в других же вариантах Снегурочка выступает типичной положительной сказочной героиней, преодолевающей трудности и побеждающей зло.
Глава III. Образ Снегурочки в русской литературе.
Своеобразное воплощение образ Снегурочки нашёл в произведениях русских писателей.
В. И. Даль в сказке «Девочка Снегурочка» сохраняет сюжет, согласно которому Снегурочку спасают звери. Однако у В. И. Даля спасительницей девочки становится не лиса (Снегурочка отказывается с ней идти), а собака Жучка, которую старик выгнал со двора, так как по её вине лиса утащила двух куриц.
Кроме того, автор обращается к той версии появления Снегурочки, согласно которой её не слепили старик со старухой, а родилась она из комочка снега, положенного в горшочек, накрытый ветошкой. Но если в народной сказке горшочек со снегом был поставлен на печь, и это, по мнению А. Н. Афанасьева, является следствием того, что народная фантазия присвоила благодатное действие весеннего тепла домашнему очагу, как божеству, которое благословляет потомство и охраняет семейное счастье, то в «Девочке Снегурочке» горшочек оказывается на окне, и его пригревает весеннее солнышко. То есть происхождение Снегурочки у В. И. Даля связано с действиями силы природы. В остальном Снегурочка в сказке В. И. Даля повторяет путь типичной сказочной героини, которая покидает дом, оказывается одна в лесу, проходит испытания (обряд инициации) и возвращается домой.
Наверное, самым известным авторским произведением о Снегурочке является весенняя сказка А. Н. Островского. Пьеса «Снегурочка» была написана в 1873 году под явным влиянием идей А. Н. Афанасьева об облачной деве. У А. Н. Островского Снегурочка предстаёт дочерью Деда-Мороза и Весны-Красны. Именно этим объясняется характер девушки, её внутренний конфликт.
Дочь Мороза, Снегурочка имеет ледяное сердце, практически на протяжении всего действия её красота остаётся холодной красотой, губительной для окружающих. Присутствие Снегурочки сеет раздор и ссоры в мире берендеев.
Передрались все парни за неё.
На женихов накинулись невесты…
Снегурочка лишена человеческих чувств. Равнодушно следуя за Мизгирём, она совершенно безразлична к горю Купавы, не понимает её тоски, обиды и горьких слёз. Столь же равнодушна Снегурочка к страданиям других девушек, которых она лишает женихов. Безразлична она и к своим поклонникам, не понимая их терзаний.
По мере развития истории Снегурочки, пришедшей к берендеям, происходит изменение её состояния: от полного равнодушия к делам сердечным и признания того, что она не способна любить, до страстного желания обрести эту способность ценой собственной жизни.
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слёз.
Счастье для Снегурочки заключается теперь в том, чтобы найти себя в мире людей. Дочь природы, она наделена человеческими желаниями и мечтами. Ей недостаточно гармонии с природой, она хочет найти гармонию с людьми в мире людей. Читатель наблюдает внутренний конфликт в душе Снегурочки: жить, не зная, что такое любовь, или, узнав чудо настоящей любви, погибнуть. Героиня выбирает любовь и познаёт настоящее счастье.
Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зелёный лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Любовь Снегурочки – причина её гибели. Она тает под лучами Ярилы-Солнца. Печальный финал жизни Снегурочки берендеи не восприняли как трагедию. Живя в полном согласии с природой, берендеи понимают, что смерть Снегурочки – закономерность, так как снег весной тает, но при этом он питает новую жизнь, затем вырастают растения, которые, в свою очередь, чтобы принести плоды, тоже должны умереть. Но у А. Н. Островского смерть Снегурочки – это ещё и искупление грехов остывающих душой берендеев. Принимая эту жертву, бог солнца сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло.
Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье,
Холодная Снегурочка погибла.
Пятнадцать лет она жила меж нами,
Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.
Теперь, с её чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.
И верю я, оно приветно взглянет
На преданность покорных берендеев.
Таким образом, история Снегурочки, в основе которой лежат народные воззрения на природу, у А. Н. Островского превращается в произведение, декларирующее высшие нравственные ценности: любовь, доброту, открытость души, справедливость. С позиций этих нравственных ценностей, открытых в «Снегурочке», оценивал писатель жизнь эпохи 70-х годов, когда над всеми человеческими отношениями начинали господствовать деньги и векселя, когда люди поделились на волков и овец. Не эгоизм, не деньги, а бескорыстная и беззаветная любовь спасёт человечество – в это искренне верил А. Н. Островский.
Глава IV. Снегурочка как новогодний персонаж.
Снегурочка стала настолько популярным персонажем, что её образ получил развитие в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала, а свой современный вид получила в 1935 году в Советском Союзе после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (на самую главную ёлку Советского Союза).
В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х годов благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.
Постепенно Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Сегодня каждый ребенок может познакомиться с внучкой Деда Мороза: в Костроме есть «Терем Снегурочки», в котором она круглый год принимает гостей. А с 2009 года официально отмечается день рождения Снегурочки – ночь с четвертого на пятое апреля.
Заключение.
Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В мифологии других народов нет подобного женского образа. Формировался этот образ в народном сознании постепенно на протяжении веков. Существует множество версий происхождения Снегурочки, и каждая версия имеет право на жизнь.
В целом можно говорить о том, что изначально образ Снегурочки являлся воплощением сил природы, был связан с сезонными изменениями в природе или некими природными явлениями. Подобное представление отразилось в народных сказках. Свои нравственные идеи вложил в историю Снегурочки А. Н. Островский, показав необходимость в жизни людей таких ценностей, как любовь, теплота души, искренность.
Популярность Снегурочки была необыкновенной. Всем полюбилась эта красивая, милая, женственная, трепетная девушка. Она не могла не стать героиней новогодних праздников. И вот уже много лет путешествует внучка Деда Мороза по российской земле, радуя всех: и детей, и взрослых.
Литература.
Интернет-ресурсы
5 зимних аудиосказок
Усатый нянь
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Ночная стрельба
Зимний дуб