Исследование о влиянии арт-терапии на психоэмоциональное состояние пятиклассников.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_vliyanie_art-terapii_sidorenkod._kogalym.doc | 388.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
Секция «Психология»
Влияние арт - терапии на психоэмоциональное состояние подростков
Выполнила:
учащаяся 11«А» класса
МАОУ СОШ № 7
Сидоренко Д.А.
Руководители:
учитель русского языка и литературы
Бондаренко А.В.
педагог-психолог Рябцева Е.Н.
Когалым
2020 г
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...................2
1. Теоретическая часть исследования ……………………….....................................4
Выводы по первой главе....................................................................................................10
2. Практическая часть исследования…………………………………………….…..11
2.1 Экспериментальное исследование влияния библиотерапии и изотерапии на психоэмоциональное состояние пятиклассников…………………………………........11
2.2 Результаты практического исследования…………………………………….....….12
2.3 Разработка рекомендаций, информационной брошюры..........................……….....12
Выводы по второй главе.....................................................................................................13
Заключение…………………………………………………………………......................13
Список литературы………………………………………………………………..............16
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Введение
В настоящее время во всём мире мы наблюдаем процессы научно-технической революции. С одной стороны - это облегчает нашу жизнь. С другой стороны – эти процессы все чаще становятся для людей причиной многочисленных моральных и психологических трудностей. К сожалению, в современном мире для — это стресс, а каждый день — за что – то. этого все со стрессами, с переживаниями. Проблема взрослых. Но в настоящее она все на мир детей. Для подростков, стресса быть с друзьями, одноклассниками, родителями. Мы в школе, конкуренции в учебе, не в и возможностях. Но это не приговор, что во время и много положительных изменений во всех деятельности, и искусство.
Наша творческая группа учится в Школе Искусств уже время. Нам рисовать, нравятся краски, наброски. У нас есть желание в свою жизнь с живописью, с искусством, и хотим пробовать то, чего ещё не никто. и помогают нам и в мир прекрасного. Для нас одно не мешает. раскрывает нам мир людей, что мы и пытаемся в рисунках. русский Ф.М. сказал, что мир. А что такое «красота»? это и есть то, и удивительное, что сами люди по живописи, музыки и слова…
Об известно с времен. Еще на люди рисовали и растения, свои чувства, свой страх природы.
Если стресс, жизни человека, эмоции и чувства, то , наоборот, духа, вдохновение, и, исцеляет душу. Наверное поэтому считается, что настоящая именно в искусстве. В 1938 году Хилл ввел в употребление искусством). Арт-терапия – это состояния, которой люди пользуются, напряжение, поднять себе настроение, успокоиться. в мир и фантазии, порисовать или , и отступят, настроение улучшится.
цель в психического самовыражения и самопознания личности. Ведь того, что высказать». Через него люди себя, своё состояние, и своё отношение к миру.
В наше различных литература, музыка, и т.д. вид по-своему прекрасен. Но и искусство, охвату и характеров, самыми универсальными. Так, например, положительное на человека. Нам, например, произведения и писателей. А еще бы отметить, что в период усталости, нам очень живописью. Рисование и с внутренним ощущением.
Мы задались вопросом, ли и арт – терапии, которые и эмоциональное нам, на других подростков.
мне выявить ряд между:
- общества в и возможностью и личность;
- в психолого-педагогической науке.
в противоречии арт - как средства, влияющего на и недостаточной подхода.
Цель - выявить техник, как и библиотерапия, на эмоциональное подростков.
Задачи:
5. Сравнить результаты.
- учащихся 5-х МАОУ СОШ №7 Когалыма.
– влияние на подростков.
Гипотеза исследования. В нашего было предположение о том, что в с арт-терапии и изотерапии), к состояния подростков.
и общенаучный по эмпирический (наблюдение, беседа, и эксперимент).
Социальная значимость: наша творческая группа в настоящее время стоит на пороге выбора будующей професси. Это серьёзный жизненный шаг. Одна из профессий, которая нам интересна – это профессия психолога. В связи с тем, что нас объединяет любовь к литературе и изобразительному искусству, мы решили провести « пробу пера» - попробовать связать воедино наши увлечения с выбранной профессией. Такому выбору способствовало и изучение в школе предмета « Мировая художственная литература». На уроках мы узнали, что театр, музыка, танец, рисование, искусство слова и т.д. издревле применялись и применяются как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально-личностной сфере. А это для подростка служит определённым опытом выражения себя и является действенным взаимодействием с окружающими.
Практическая значимость: данную исследовательскую работу можно использовать как материал для работы в профориертационном направлении с учащимися по курсу «Твой выбор», а также как информационный материал для школьников и родителей.
1. Теоретическая исследования
1.1 арт – терапии
(от англ. art из уникальных в и коррекции, основана на искусств. В современном мире под терапия, цель которой на состояние личности, не даже от возраста.
При источников выяснилось, что - лечение ввел в Адриан Хилл в 1938 году. В работе, он данное при с больными. методы в были в США при работе с детьми, были из лагерей во войны.
Известно, что в своего психоаналитические З. и К. Г. Юнга, когда продукт ли это инсталляция, рисунок или его процессы. И уже в 1960 г. в Америке, на основе ряда экспериментов, была официальная [4].
В практике известно, что в XIX в. Жан Этьен в деятельности стал в учреждениях. Применение в эмпирический характер.
В к искусства и тоже был очевиден. Так по В. М. в 1913 г. в был создан по эффектов, куда многие и мира искусства. различного С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. и др. влияние (и в на человека.
обзор также в Л. С. Брусиловского, В. Е. Рожнова, 3. Матейновой, С. Машуры, В. И. Петрушина.
А вот в Европе в XX в. была изобразительного для людей, психические расстройства. Например, в М. Ричардсон, Дж. Дебуффе, Е. Гутман и [6].
В XX в. – XXI в. к использованию в целях заметно вырос. В это с революцией средств, и пр.). Вследствие в приоритетными стали : с нарушений), психотерапевтическое с - сферой), (выполняющее катарсистическую, регулятивную, функции), с эстетических потребностей, и кругозора, с потенциальных в деятельности и [12].
Считается, что цель в единстве человека, таких как и самопознание. при этом искусства в утверждать, что с его исследовать и любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Вообще, на убеждении, что состояние «Я» - это в образах, в его проявлениях – будь то или нового, интересного. в ходе данных в ребёнке) в [2].
Общепринятым м считается то, что ведущим ом арт-терапии является процесс, включает в себя творчество. В жизненных ситуациях, он жизнь. идею, в первую очередь, арт-терапии и процесса, так как и арт-терапия, и связаны с – это решений существования, мышления, и [7].
В настоящее в с эти реализуются и методики, которые в арт - и арт - терапии.
1.2 и техники арт – терапии
соединение методик, как принадлежностью к виду искусства, так и направленностью, [14].
Виды арт-терапии в в от и коррекционного на человека. их организации. Например, индивидуальные, парные, групповые. Основой для всех деятельность субъекта, коррекция тех или иных в человека.
виды арт- терапии:
В работе на арт – терапии, как изотерапия и библиотерапия.
(рисунок, лепка, аппликация, – это воздействие, коррекция деятельности. В ней уже существующих их анализа и к творческим в [2].
Во случаях справиться со проблемами. Она, как О. А. Карабанова, рассматривается, в очередь, как проекция ребенка, как его к миру. В терапии не выступает его обладает ценностью, с разрешения ребенка). помогает и ситуацию, внешне ее в и определить из нее [4].
(от лат. — и гр. therapia — лечение). - (терапия книгу, В. Н. [14].
это метод психотерапии, как одну из форм словом. Она применяется для с целенаправленного чтения. В вида арт - использование для материала с через с при помощи [14].
В годы самостоятельная методика, к - сказкотерапия, в также произведения - (Д. Ю. Соколов, Е. Ю. [4].
можно с (агрессивным, неуверенным, застенчивым).
Для коррекции и у и подростков и игры с арт-терапии. воздействия этих упражнений, и игр на повышается, если они музыкой и рисованием, в виды воздействия [10].
со видами утверждать, что в продуктов в система побуждений, где является:
и материал по теме мы к выводу, что арт - терапия, не только и личности, но и индикатором развития. При этом она перспективы в обучения, и детей.
1.3 особенности классов
состояние – это человека, переживания с отношения к и к себе [9].
Для того, понимать, как арт – терапия на подростков, рассмотрим классов.
Возраст назвать от к подростковому. Психологически этот с чувства - младшего подростка. Путь себя сложен. Стремление себя как порождает в от всех, кто до оказывал на влияние, и в - от семьи, от родителей, от близких. это отчуждение чаще всего в - противостоять предложениям, суждениям, взрослых. количество с взрослыми. При этом является первичной формой механизма отчуждения, но это же и собственной уникальности, «Я». же и ориентир на отношений, также при этом навыки или поведения, социальные , ценности. другого, «похожего на меня», дает , как в , и свои собственные проблемы.
при этом этого возраста и различных и т.п.), и крайнюю [15].
психологические можно вывод, что возрастного подростков. В пятом к новым обучения. Это программа, учителя и одноклассники.
по главе
В ходе части мы выяснили:
1. Все виды арт – собой на детей.
2. Приемы в использоваться как и качеств личности.
3. на день и арт-терапии быть в с целью и учащихся.
2. Практическая часть исследования
Место проведения исследования: город Когалым.
Сроки проведения исследования: декабрь - февраль 2019 - 2020 г.
Испытуемые: учащиеся МАОУ СОШ № 7 (5-е классы).
Этапы практического исследования:
I этап – входная диагностика (декабрь 2019): диагностика эмоционального состояния учащихся 5-х классов (54 учащихся).
II этап – практический (январь - февраль 2020): разработка и проведение занятий с элементами изотерапии и библиотерапии в 5-х классах МАОУ СОШ № 7.
III этап – итоговая диагностика (февраль 2020): анализ, систематизация, обобщение и интерпретация данных диагностики, формулировка выводов.
2.1. Экспериментальное исследование влияния библиотерапии и изотерапии на психоэмоциональное состояние пятиклассников
В практическом исследовании принимали участие 54 учащихся из 5-х классов. С 11.12.19 - 04.02.20 с ними проводились занятия с элементами арт - терапии (изотерапия и библиотерапия). Целью занятий было изучить влияние данных методов арт - терапии на эмоциональное состояние учащихся 5 классов (Приложение №1).
Для диагностики эмоционального состояния учащихся пятых классов были подобраны методики "Самочувствие, активность, настроение" (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева) и проективная методика "Карта эмоциональных состояний" (С. Панченко) (Приложение №2).
Учащимся было предложено выбрать и нарисовать эмоциональное состояние, которое они испытывают в начале каждого занятия с арт - терапией и в конце их. Так ребята заполнили "Карту эмоционального состояния" в течении 7 дней.
Арт - терапевтические упражнения, которые мы подобрали для психологической разгрузки учащихся, использовались на уроках литературы, биологии, ИЗО, технологии. В течение недели ребята выполняли домашнее задание (изотерапия) и заполняли карты эмоционального состояния (Приложение №3).
По окончании практического исследования была проведена повторная диагностика.
2.2. Результаты практического исследования
Результаты входной диагностики "САН" показали, что благоприятное состояние преобладает у 59% обучающихся из 5"И", 5"А" классов, у 30% учащихся фон настроения в норме, у 10% учащихся неблагоприятное состояние психологического самочувствия, снижен фон настроения на момент диагностического обследования.
Сравнительный анализ итоговой диагностики "САН" показал, что самочувствие изменилось на благоприятное у 5% учащихся, активность у 17%, настроение у 5% учащихся.
Результаты заполнения "Карты эмоционального состояния" показали, что у 23% учащихся 5-х классов наблюдается позитивная динамика после проведения занятий с использованием арт - терапии (Приложение №4).
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение в том, что включение в занятия элементов арт-терапии (библиотерапии и изотерапии), привело к улучшению психоэмоционального состояния у школьников.
2.3. Разработка рекомендаций, информационной брошюры
Итогом нашего исследования является разработка рекомендаций для родителей и самих подростков по применению методов арт–терапии. Занимаясь творчеством, ребята могут не только самовыражаться и познавать свой внутренний мир, но и поднимать себе настроение; улучшать своё эмоциональное состояние. Такая деятельность помогает им легче адаптироваться к новым условиям обучения в 5 классе. Рекомендации содержат в себе краткую информацию о методах и техниках арт - терапии и практические упражнения для ребят.
Используя методы арт – терапии, такие как изотерапия и библиотерапия, учителя и родители тоже могут помочь подросткам справиться со многими психологическими проблемами, лучше понять себя и окружающих людей, развивать творческие способности, что очень важно в данный возрастной период.
Рекомендации для учителей содержат обзор методов арт - терапии, практические упражнения, которые можно включать в уроки литературы, изобразительного искусства, биологии, истории и внеклассные мероприятия. Рекомендации были распространены среди педагогов и родителей учащихся 5 классов.
(Приложение № 5, 6, 7).
Итогом нашего исследования стала выставка работ учащихся 5 классов "Весеннее настроение" и популяризация методов арт - терапии среди учащихся, педагогов и родителей в МАОУ СОШ №7.
Выводы по второй главе
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение. Включение в занятия элементов арт-терапии (библиотерапии и изотерапии) способствует улучшению психоэмоционального состояния у учеников.
Заключение
Обобщение результатов проведенного теоретического и практического исследования позволило сделать следующие выводы:
1. В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с психо-эмоциональной сферой), психологическое (выполняющую коммуникативную функцию), социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей).
Реализация этих направлений в работе с детьми осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках арт-педагогики и арт-терапии, такие как изотерапия и библиотерапия.
2. В основе создания продуктов деятельности в процессе арт-терапии лежит система побуждений, где основным является:
Арт-терапия, являясь источником и индикатором общего психического развития ребенка, открывает широкие перспективы в процессе обучения и воспитания, а также социализации детей.
3. Психоэмоциональное состояние младших подростков характеризуется высокой познавательной активностью, конфликтными установками по отношению к взрослым людям. А также эмоциональной неустойчивостью из - за гормональные изменения. Младшие подростки особенно нуждаются в развитии самопознания и самопринятия, коммуникативных навыков, работе над коррекцией эмоциональных состояний (страхи, агрессия, тревожность, стресс, подавленность и так далее).
4. Можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение и включение в занятия элементов арт-терапии (библиотерапии и изотерапии), привело к улучшению психоэмоционального состояния у подростков.
5. Итогом нашего исследования является разработка информационных буклетов для учителей, родителей и самих подростков по применению методов арт–терапии. Занимаясь творчеством школьники могут не только самовыражаться и познавать свой внутренний мир, но и поднимать себе настроение, улучшать эмоциональное состояние (снимать негативные состояния - гнев, тревогу, обиду), легче адаптироваться к новым условиям обучения в 5- м классе. Рекомендации содержат в себе краткую информацию о методах и техниках арт - терапии и практические упражнения для ребят.
Лиса-охотница
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Медведь и солнце
Рождественский венок
Сочные помидорки