Цель работы – выявление роли письма как эпистолярного жанра, который учит не только излагать свои мысли, но и является способом общения между людьми, средством выражения духовного мира человека, его мыслей, чувств, несёт в себе приметы времени.
Вложение | Размер |
---|---|
issled._rabota.docx | 46.39 КБ |
titulnik_pismo.docx | 90.24 КБ |
Содержание
Введение…………………………………………………………………стр.3-4
Глава 1. Особенности эпистолярного жанра………………………….стр.5
Глава 2. Исследовательская часть……………………………………..стр.8
2.1 Сравнительный анализ писем……………………………………....стр.8-11
2. 2 Правила написания писем.................................................................стр.12
2.3 Анкетирование среди обучающихся 8 класса..................................стр.13
Заключение……………………………………………………………...стр.14-15
Список литературы…………………………………………………….стр.16
Приложение……………………………………………………………..стр.17-19
Введение
Что такое письмо? Умеем ли мы писать письма? Любим ли мы получать их? Сейчас уже редко можно получить почтовый конверт с письмом. Но иногда с нетерпением мы ждем и электронное послание. Между первой весточкой в бумажном конверте и современной электронной почтой – столетия, а сегодня они рядом.
Сегодня люди совсем не пишут друг другу писем. А почему? А потому, что бумагу и ручку заменили электронная почта, телефонная видеосвязь. А как ждали письма раньше! Письма настоящего, живого, с родными строчками на бумаге, сохранившей память о человеке, писавшем его.
В наше время особенно актуальным становится вопрос «живого» общения между людьми. Возрождение эпистолярного жанра поможет решить эту проблему. Ведь он служит не только соединению людей, но и помогает их взаимопониманию, умению чувствовать собеседника с его переживаниями, радостями и огорчениями. Сухие строчки SMS или электронной почты зачастую не позволяют передать и почувствовать это. К тому же, эпистолярный жанр всегда стоял на первом месте по привитию культуры мышления, письменной грамотности.
А ничего ли мы не утратили, лишившись бумажной переписки? Может быть, бумажная переписка всё-таки необходима и могла бы продолжаться наравне с электронной?
Актуальность данной проблемы заключается в повышении мотивации сверстников к заботе о сохранении письма как средства не только общения, но и части истории.
Цель работы – выявление роли письма как эпистолярного жанра, который учит не только излагать свои мысли, но и является способом общения между людьми, средством выражения духовного мира человека, его мыслей, чувств, несёт в себе приметы времени.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
Исследование данной работы лежит в области лингвистики.
Объектом исследования является письмо.
Предметом исследования является изучение роли письма в человеческом общении.
Методика исследования:
- изучение и анализ литературы по теме исследования;
- анкетирование обучающихся 8 класса.
Гипотезой нашей работы явилось предположение о том, что письмо как эпистолярный жанр не прекратит своего существования, а перейдет на новый качественный уровень.
Источниками для исследовательской работы послужили материалы, размещенные в сети Интернет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе систематизирован теоретический материал об эпистолярном жанре.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней определена роль эпистолярного жанра в современном обществе, обозначены способы его возрождения.
Глава 1. Особенности эпистолярного жанра
1.1 Понятие эпистолярного жанра
Слово «эпистолярный» значит – «имеющий форму письма, переписки». Эпистолярный стиль — исторически сложившаяся разновидность художественной речи, свойственная определённым жанрам письменности. Он зародился еще в Древней Греции, поэтому название имеет греческие корни («Эпистола» означает «письмо»), складывался в разных видах частной и государственной переписки и с течением времени развился в разновидность литературного повествования.
Письмо — вид бытовой письменной речи, давший жизнь таким литературным жанрам, как эпистолярный роман, манифест, фельетон, стихотворное послание. Письмо обязательно имеет не только автора, но и адресата. Его отличают многообразие тем и стилей, лёгкость перехода от одного предмета к другому, сочетание серьёзности и незначительности в предмете разговора.
Основные признаки эпистолярного жанра:
- начало, содержащее уважительное обращение;
- головная часть, в которой раскрывается содержание письма;
- концовка, где суммируется написанное;
- иногда постскриптум (лат. Р.S. — приписка к законченному письму после подписи).
- точное обозначение адресата и адресанта;
- переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи;
- использование как непринужденной, так и официальной формы общения;
- использование этикетных формул;
- повествование в 1-м лице;
- проявление авторского «я».
Как уже было сказано, возник данный жанр как способ общения еще до нашей эры.
В Греции его использовали в основном философы и жители, которые занимались образованием населения. Чтобы передавать приобретённые познания, научные деятели выкладывали информацию в форме писем. При этом, хранились данные не только о проведённых исследованиях, но и о размышлениях людей. Если изучение окружающего мира зачастую выкладывалось в форме описания, то внутренней опыт передавался как личное обращение. Адресантами могли быть ученики, жители, посетившие философа, иногда собеседник был воображаемым.
Такая манера письма к нам дошла из работ Аристотеля. Сюда также приписывают его учителя — Платона. Однако это ошибочно, ведь философ обучал желающих только в устной форме и никогда не делал записей. Кроме Аристотеля, письменная речь использовалась Эпикуром. Одна из его рукописей была адресована Геродоту, вторая – Менекею, третья – Пифоклу.
На Руси эпистолярный стиль был известен с древнейших времён. Ещё берестяная грамота была широко распространённой, подлинно всенародной корреспонденцией. Здесь были и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, и хозяйственные документы, и жалобы, адресованные правительству, и школьные записи, и шуточные тексты.
Эмоциональную окраску эпистолярный стиль приобрел благодаря французам. Здешние писатели в большей степени описывали чувства и переживания героев, нежели происходящие с ними события и их размышления. Прозаические письма писал Венсан Вуатюр, Оноре де Бальзак. В Англии в эпистолярном стиле работал Чарльз Диккенс, Вальтер Скотт, Джон Локк.
Среди русских писателей известны работы Ф. М. Достоевского «Записки из подполья», Н. Бердяева «Самопознание», Н. Карамзина «Письма русского путешественника», А. С. Пушкина «Роман в письмах». Также в эпистолярном стиле работал Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев.
Наибольшее распространение эпистолярный жанр получает в XIX веке.
Но уже в конце XIX века начинается процесс вытеснения письма другими видами связи, обусловленный развитием сети железных дорог, появлением телеграфа и телефона. В наше время, особенно с начала XXI века, письменная форма общения осуществляется посредством социальных сетей и официальных писем, отправленных электронной почтой, которые по своей сути отличаются примитивизмом и не располагают к пространным и глубоким рассуждениям.
На этом фоне усиливается ощущение особой ценности эпистолярного наследия русских классиков, в чьих письмах мы видим красоту, простоту, изящность слога.
Глава 2. Исследовательская часть
2.1 Сравнительный анализ писем
Предметом нашего исследования стали письма А.С. Пушкина к друзьям, письма с фронтов Великой Отечественной войны, письма наших знакомых и электронные письма.
В результате сравнения бумажных писем разных лет и электронных можно сказать, что язык интернета, электронной почты, SMS-посланий, не к лучшему меняет эпистолярный жанр. Оба участника виртуального обмена письмами имеют доступы к принятым кодам и им нет необходимости детализации своих мыслей и переживаний. Виртуальное общение, ни к чему не обязывающее, прекращается сразу же, как только эта информация становится доступной.
Современные электронные письма практически не допускают эмоций и экспрессии языка. Зато допуск таковых часто расценивается авторами посланий как вседозволенность в использовании ненормативной лексики. При этом ненаписанное вполне может стать и несказанным, а то, что будет выражено в реальности, окажется таким же примитивным, как и набранное в СМСке, или, того хуже, – обидным и даже оскорбительным. Стоит напомнить, что первое сообщение, посланное на мобильный телефон британской сотовой сети Vodafone, было доставлено не полностью. Но можно предположить, что это сообщение вряд ли было намного содержательнее первых двух предложений, сказанных по телефону в далеком 1861 году. Легенда гласит, что они звучали примерно так: «Солнце сделано из меди» и «Лошадь не ест огуречного салата». Но там хоть подлежащее и сказуемое стояли на своих местах, чего не скажешь о тех 280 смс-сообщениях, которые в среднем ежегодно отправляет каждый россиянин.
Мы сравнили одно из писем нашей одноклассницы с смс –сообщением (Приложение 1).
Привет, Алина!
Прошло совсем немного времени с того дня, как я уехала, но уже очень по всем скучаю. Доехали мы хорошо, в дороге ничего не приключилось. Было немного грустно уезжать, но в тоже время нельзя долго засиживаться на месте, нужно развиваться, а село мало, что может дать. Другое дело город. У нас очень красивый дом, я была просто в восторге, да и школа совсем недалеко (десять минут ходьбы). Конечно, в городе сложнее и учителя более требовательные, но если прилежно относиться к учёбе, то можно сохранить свой титул отличницы. Ну а как там у вас дела? Как школа? Передавай всем, что я очень скучаю. Не забывай писать, хоть иногда! Всегда буду рада письмам и охотно на них отвечать.
Твоя лучшая подруга Даша.
SMS/.
Приветик! Как я по вам саскучилась! Даехали атлично…устроились харошо.как дела? Как школа? Передавай всем привет!
Возможность послать лаконичное сообщение стала причиной деградации правил приличия: к ставшим давно хроническими негативным эффектам относится, наряду с сокращениями и смайликами, отказ от знаков препинания и пробелов, несоблюдение орфографической грамотности. В ходе исследования мы пришли к выводу, что человек постэпистолярной эпохи употребляет, а главное, знает меньше слов, чем человек, который жил в прежние времена.
Эпистолярное наследие А. С. Пушкина - бесценный документ эпохи 19 века. Именно А.С. Пушкин сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Объём эпистолярного наследия Пушкина, к нашему великому сожалению, составляет лишь 800 писем.
Письма Пушкина помогают увидеть его не только как великого поэта, но и как человека: заботливого, любящего, влюблённого. Его письма создают впечатление живой устной речи, ведь именно в них можно выразить словами свои чувства. Интересно наблюдать, как он обращается в письмах к своим друзьям: чудесный друг, милый друг, милостивый государь.
Жанр «письма» был популярным и в творчестве поэтов военного времени. Это письма - обещания, исповеди, клятвы: «В землянке» А. Суркова, « Жди меня» К. Симонова. Всё это подтверждают слова А. П. Чехова: «Письма помогают жить, делая нас добрее»
Особый интерес представляют письма с фронта. Мы проанализировали несколько писем. Солдатские письма – это память, документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу руки солдат, не выпускавшие оружия.
Фронтовые письма были единственной живой связью с родным домом, о котором так тосковали и верили, что однажды вернутся «всем смертям назло», в них частицы души, прикосновения рук близких людей. Зачастую эти письма становятся достоянием музеев.
Таким образом, окопные треугольники воспринимались как живой организм, они создавали единство фронта и тыла. А сколько писем не дошло до адресата, было разметано взрывами, уничтожено огнём, пропало в бесконечной дороге от передовой до дома!
В годы Великой Отечественной войны с фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллионов писем.
Сравнив электронные и обычные бумажные письма, мы нашли плюсы и минусы каждого вида (Приложение 2)
Сравнительная характеристика электронных и бумажных писем
Бумажные письма | Электронные письма |
Почерк пишущего отражает характер человека. | Почерк пишущего неизвестен, характер нельзя определить. |
Грамотность. | Грамотность игнорируется. |
Цель: поделиться своими переживаниями, радостью, узнать новости от близких. | Обмен информацией. |
Присутствует монолог. | Присутствует диалог. |
Речь эмоциональная. | Речь деловая. |
Переписка между близкими людьми. | Обмен информацией возможен с неограниченным количеством людей без объяснения целей общения. |
Длительное ожидание письма, волнение. | Мгновенная доставка информации. |
Из таблицы мы видим, что у бумажного письма гораздо больше положительных качеств, чем у электронного письма. Самое большое достоинство электронного письма – это мгновенность доставки информации. Именно это качество наиболее привлекательно для современного человека.
2.2 Правила написания письма.
Об элементарных правилах корреспонденции не следует забывать и в наши дни.
На первый взгляд, это мелочь, на которую не стоит обращать внимание. Однако эта мелочь говорит о воспитанности того, кто пишет, и о его отношении к адресату.
Согласно правилам хорошего тона, этикета, письма пишут только на хорошей бумаге. Письма пишут от руки, но возможно и печатное письмо.
Правила этикета запрещают написание в начале письма собственных новостей. Сначала пишут об адресате и о том, что его интересует, и только затем о себе самом.
Содержание письма должно быть подчинено логике, а не писать о том, что придет в голову.
В письме важно не только содержание, но и оформление. Письма с многочисленными ошибками не допускаются. Писать нужно разборчиво, при затруднении обратиться к справочной литературе.
Заканчивая письмо, уместно снова обратиться к адресату с вопросами о его жизни.
Отправляют в конверте, написав адрес, а раньше складывали, перевязывали нитью и скрепляли восковой печатью.
2.3 Анкетирование среди обучающихся 8 классов
« Нужны ли письма в наше время информационных технологий?»
В настоящее время, с развитием современных средств связи произошло вытеснение письма. Может быть, общаться мы стали больше, но на самом деле это не так. Мы просто стали быстро обмениваться информацией.
Для того, чтобы узнать о значении письма в жизни современного школьника, мы решили провести анкетирование (Приложение 3). В исследовании участвовало человек.
Ребятам было задано 6 вопросов:
4) Какие способы общения наиболее часто используются вами?
5) Устраивают ли Вас используемые Вами способы связи?
6) Нужны ли в нашем современном мире письма?
И вот что мы увидели (Приложение 4)
Диаргаммы
Из опроса можно увидеть, что письма еще не исчерпали свои возможности, хотя и вытесняются из повседневной жизни другими, более современными видами связи.
Заключение.
В ходе исследовательской работы мы выявили роль письма как эпистолярного жанра, который учит не только излагать свои мысли, но и является способом общения между людьми, средством выражения духовного мира человека, его мыслей, чувств, несёт в себе приметы времени.
В проделанной работе мы познакомились с историей и особенностями эпистолярного жанра, рассмотрели основные виды писем и правила их написания, изучили историю появления SMS как современного способа общения, провели анкетирование среди обучающихся 8 классов по вопросу " Нужны ли письма в наше время информационных технологий?»
Нами была осуществлена попытка дать максимально полное представление о роли эпистолярного жанра в современном обществе и обозначить способы его возрождения. В работе определены специфические особенности эпистолярного жанра, произведено сравнение писем А.С. Пушкина, солдатских писем времён Великой Отечественной войны, современных писем с СМС - сообщениями и электронными письмами.
В ходе исследовательской работы мы доказали, что письмо продолжает жить, хотя его стали писать намного реже; конечно, содержание его изменилось: теперь оно более официальное, шаблонное, сухое. Приоритетным стало электронное письмо.
В современном мире способы передачи письма очень быстро развиваются. И чем дальше от нас прошедшая эпоха, тем больше ценность писем, оставленных нам великими людьми – писателями, композиторами, учеными, путешественниками. Они читаются с не меньшим интересом. Не вымысел, не увлекательный сюжет, не яркие образы героев привлекают нас в этих письмах, а драгоценные подробности жизни авторов, их горести и радости, их мысли о жизни и об искусстве, нравственная и общественная позиция, их слог, богатый и выразительный язык.
А особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны. Они до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину. Ведь в них частица души, прикосновение рук близких людей. Зачастую эти письма становятся достоянием музеев, по ним изучают эпоху.
Можно сделать вывод, что компьютеры, Интернет, мобильная связь и прочие средства массовых коммуникаций полностью осуществляют все задачи и цели передачи информации с максимальной эффективностью и скоростью, но они не могут заменить той душевности, отзывчивости, которую несут с собой простые бумажные письма. Люди это понимают и скучают по бумажным письмам.
В письмах отражается наш мир, наша жизнь, наш характер.
И закончить хотелось бы словами Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Пишите друзьям, родным и через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение к симпатичному вам человеку».
Список использованной литературы
1. Акишина А.А. Письмо как один из видов текста. // Русский язык в школе,- №2, 2003 – 140 с.
2. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. /В.Г. Ветвицкий//- М.: Просвещение, 1994. -143с.
3. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для внеклассного чтения (7-10 класс) /К.С.Горбачевич// - М.: Просвещение,1996. - 191с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Оникс: 2008 – С. 976
5. Современный русский литературный язык // Избранные работы по русскому языку – Просвещение, 1957.-110-129
6. Трофимова, Г. Н. «Напиши мне письмецо» / Г. Н. Трофимова // www.gramota.ru
7. Формановская Н.И., Акишина А.А. Этикет русского письма. - М.: Мол. Гвардия, 1981. С. 192.
9. http://www.profsms.com
Приложение 1
Привет, Алина!
Прошло совсем немного времени с того дня, как я уехала, но уже очень по всем скучаю. Доехали мы хорошо, в дороге ничего не приключилось. Было немного грустно уезжать, но в тоже время нельзя долго засиживаться на месте, нужно развиваться, а село мало, что может дать. Другое дело город. У нас очень красивый дом, я была просто в восторге, да и школа совсем недалеко (десять минут ходьбы). Конечно, в городе сложнее и учителя более требовательные, но если прилежно относиться к учёбе, то можно сохранить свой титул отличницы. Ну а как там у вас дела? Как школа? Передавай всем, что я очень скучаю. Не забывай писать, хоть иногда! Всегда буду рада письмам и охотно на них отвечать.
Твоя лучшая подруга Даша.
SMS/.
Приветик! Как я по вам саскучилась! Даехали атлично…устроились харошо.как дела? Как школа? Передавай всем привет!
Приложение 2
Сравнительная характеристика электронных и бумажных писем
Бумажные письма | Электронные письма |
Почерк пишущего отражает характер человека. | Почерк пишущего неизвестен, характер нельзя определить. |
Грамотность. | Грамотность игнорируется. |
Цель: поделиться своими переживаниями, радостью, узнать новости от близких. | Обмен информацией. |
Присутствует монолог. | Присутствует диалог. |
Речь эмоциональная. | Речь деловая. |
Переписка между близкими людьми. | Обмен информацией возможен с неограниченным количеством людей без объяснения целей общения. |
Длительное ожидание письма, волнение. | Мгновенная доставка информации. |
Приложение 3
Анкета« Нужны ли письма в наше время информационных технологий?»
Для общения не знаю
Просто так не нужны
Получают служебные
Получают личные
Не получают
Да
Нет
4) Какие способы общения наиболее часто используются вами?
Телефон
Смс
Письма
скайп
5) Устраивают ли Вас используемые Вами способы связи?
Да
Нет
Не всегда
6) Нужны ли в нашем современном мире письма?
Да
нет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №12 г. Ельца»
Исследовательская работа
ПИСЬМО СКВОЗЬ ВРЕМЯ
Работу выполнили:
ученицы 8 «В» класса
Атаманова Анастасия
Гуменникова Ангелина
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Белокопытова И. А.
Елец - 2019
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Золотая хохлома
Кто должен измениться?
Серебряное копытце
О путнике