"Научно-практическая конференция "Юность в науке"
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm_v_ponimanii_zhiteley_pokachi1.docx | 443.19 КБ |
patriotizm_v_ponimanii_zhiteley_pokachi.pptx | 602.71 КБ |
Патриотизм в понимании жителей города Покачи
Акифьев Сергей Вадимович, учащийся 9-А класса МАОУ СОШ № 2 города Покачи
Аннотация
В последнее время большое внимание уделяется вопросу формирования патриотических чувств у подрастающего поколения. От того, насколько будет сформировано данное чувство, будет зависеть не только настоящее, но и будущее России. Актуальность выбранной темы определяется тем, что в настоящее время Подрастающее поколение оказалось в сложных жизненных условиях: разрушены старые идеалы и не созданы новые; ослабли связи с родителями, культурой; тысячи детей не осознавали смысла собственной жизни; в образовании утрачена основа, формирующая ориентацию на Отечество как ценность, воспитывающая гражданина, патриота своей Родины.
Президент Российской Федерации В.В. Путин на одном из своих выступлений сказал, что утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Этого допустить ни в коем случае нельзя.
Тема исследования: «Патриотизм в понимании жителей города Покачи».
Объект исследования: патриотизм
Предмет исследования: факторы, влияющие на воспитание патриотизма у населения России.
Материалы исследования: источники, литература, статьи, анкетирование.
Цель исследования – изучении сформированности гражданственности и патриотизма у жителей города Покачи.
Задачи:
- работа с источниками, интернет-сайтами для раскрытия понятия «патриотизм» и его значимости в истории России;
- анкетирование жителей города по данному вопросу;
- подтверждение выдвигаемой гипотезы.
Методы исследования: сравнительный и сопоставительный анализ, поисковый метод, изучение научных публикаций и статей, обобщение, анкетирование.
Проблемный вопрос: «Как решить проблему патриотического воспитания подрастающего поколения, от которых зависит будущее нашей родины»
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание у подрастающего поколения будет проходить успешно, если семья и школа будут сотрудничать в вопросах патриотического воспитания.
Для исследования были применены методы:
1. Работа с литературными источниками (интернет, толковый словарь, книги).
2. Аналитический и сравнительный.
3. Описательный.
4. Социологический опрос.
5. Проблемный и поисковый.
Работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части рассмотрены понятие патриотизма, основные этапы формирования патриотизма в России и проблема на данный момент в современной России.
Исследование позволило сделать вывод, что в последнее время среди широких кругов общественности идет обсуждение различных аспектов развития России, но среди множества проблем, в настоящее время, недостаточно внимания уделяется проблеме государственного самосознания граждан и в первую очередь формирования патриотических чувств среди российской молодежи. Патриотизм спасет Россию - можно иногда прочитать и такое в политологических статьях, посвященных анализу лозунгов патриотизма и державности. На фоне разговоров о нынешних пережитках патриотизма и необходимости демократических отношений, крайне редко звучат слова о том, что патриотичный, а не аполитичный человек - это будущее нашей страны. Патриотизм является базой для формирования гражданской позиции личности и основой взаимоотношений между государством и гражданами. Влияние идей патриотизма на становление личности и на формирование общественного сознания огромно. Подтверждение этих качеств патриотизма можно найти и в российском искусстве, и в истории, и в социальном опыте народа.
Патриотизм в понимании жителей города Покачи
Акифьев Сергей Вадимович, учащийся 9-А класса МАОУ СОШ № 2 города Покачи
План исследования
Работа по данному вопросу начинается с истории возникновения и формирования патриотизма.
История патриотического воспитания в России насчитывает не одно столетие. В Древней Руси это было особое отношение к Матушке-Земле (природе), в XIV-XVII вв. борьба народа за свою государственность и национальную независимость. В XX в. большое внимание уделялось формированию у личности чувства долга и ответственность перед Родиной. В людях воспитывали коллективистическую мораль, товарищескую солидарность и советский патриотизм, необходимость ставить общественные интересы выше личных. Именно это помогло одержать победу в Великой Отечественной войне, возродить разрушенную страну, достичь огромных производственных, научных, культурных результатов.
После распада СССР (1992 г.) в России начали формироваться различные по целям, типам и структуре образовательные учреждения. Подрастающее поколение в это время оказалось в сложных жизненных условиях: были разрушены старые идеалы и не созданы новые; ослабли связи с родителями, культурой; тысячи детей не осознавали смысла собственной жизни; в образовании была утрачена основа, формирующая ориентацию на Отечество как ценность, воспитывающая гражданина, патриота своей Родины.
К сожалению, период идеологического распада России конца ХХ века не прошел бесследно. По данным социологического опроса, проведенного Новосибирским государственным педагогическим университетом в 2013 году, лишь 30% молодежи 15-25 лет считают себя патриотами, 20 % респондентов этого возраста считают, что патриотизм в России вообще отсутствует, 61 % среди опрошенных хотели бы покинуть страну.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.
Во все времена патриотизм играл особую роль не только в духовной жизни народа, но и в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. В каком-то смысле патриотизм выступает фундаментом государственности, залогом эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Возникает вопрос, а что представляет собой патриотизм, и какую роль он играет для российского общества?
Для того, чтобы ответить на вопрос, что такое “патриотизм”, изучили словарь терминов и труда авторов по данной тематике. Понятие «патриотизм» имеет достаточно широкую трактовку. С греческого языка «патриотизм» означает «Patriotes» (земляк, соотечественник) и «Patris» (Родина). Патриотизм — это эволюционное понятие, в каждую эпоху оно имело различное социальное и ценностное содержание, но в тоже время оно всегда было неотделимо от таких категорий как «Отчизна», «любовь к Родине». Известный российский писатель и историк Н.М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял три элемента его составляющие:
- первый — физическая любовь к Родине, то есть к месту, где человек родился и вырос;
- второй — любовь гражданская, под которой понимается социальная связь человека с обществом комплексом прав, свобод и обязанностей;
- третьим элементом является любовь политическая, то есть человек поддерживает и осуществляет в своей деятельности политические идеалы Родины[1].
Далее следовала постановка проблемного вопроса: «Как решить проблему патриотического воспитания подрастающего поколения, от которых зависит будущее нашей родины». Чтобы дать ответ на поставленный вопрос, мы изучили статьи и работы авторов, в которых они рассматривают вопросы, связанные с проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения.
Именно в подростковом возрасте формируются морально-нравственные качества и ценности. От того, насколько удачно сформированы взгляды подрастающего поколения зависит не только их будущее, но и будущего всей страны. В заключение необходимо отметить, что эпоха глобализации и Европеизации медленно, но верно, толкает Россию к социально-культурной деградации, и как следствие отсутствием патриотизма, и полной пассивности граждан к будущему своей страны. В-первую очередь, это связано со сменой ценностных ориентиров в 90-е годы. Когда такие исторически устоявшиеся ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отечеством, безвозмездное служение своей стране, перестали быть основополагающими для российских граждан, и на первый план вышли материальные блага, порожденные либеральной идеологией. Материальное благополучие стало доминировать над духовным богатством, особенно, это можно наблюдать в ценностных ориентирах молодого поколения, на смену коллективизму пришел индивидуализм, идея сопереживания уступила место эгоцентризму. Такие непоколебимые социальные ценности, как любовь, семья, воспитание детей, были вытеснены сексом, половыми девиациями, однополыми браками. Стало модно жить как потребитель, ведь все можно купить - любовь, дружбу, Родину - так зачем же тогда жертвовать собой на благо той самой Отчизны?! Идеи патриотизма, памяти предков, своей истории была поменяна на обезличенное западничество. Справедливо на этот счет высказался Солженицын А.И.: «Исторический Железный Занавес отлично защищал нашу страну ото всего хорошего, что есть на Западе: от гражданской нестесненности, уважения к личности, разнообразия личной деятельности, от всеобщего благосостояния, от благотворительных движений,— но тот Занавес не доходил до самого-самого низу, и туда подтекала навозная жижа распущенной опустившейся «поп-масс-культуры», вульгарнейших мод и издержек публичности,— и вот эти отбросы жадно впитывала наша обделенная молодежь: западная — дурит от сытости, а наша в нищете бездумно перехватывает их забавы. И наше нынешнее телевидение услужливо разносит те нечистые потоки по всей стране. (Возражения против всего этого считаются у нас дремучим консерватизмом.) Но, поучительно заметить, как о сходном явлении звучат тревожные голоса в Израиле: «Ивритская культурная революция была совершена не для того, чтобы наша страна капитулировала перед американским культурным империализмом и его побочными продуктами, «западным интеллектуальным мусором»».
Следующим этапом данной работы является анкетирование жителей города Покачи. В городе Покачи проживает около 18 тысяч жителей. Здесь проживают представители разных национальностей из разных уголков нашей Родины.
Национальность | Численность (чел.) | Процентное соотношение |
8 353 | 48,65% | |
1 685 | 9,81% | |
1 296 | 7,55% | |
937 | 5,46% | |
463 | 2,70% | |
428 | 2,49% | |
425 | 2,48% | |
405 | 2,36% | |
402 | 2,34% | |
315 | 1,83% | |
285 | 1,65% | |
189 | 1,10% | |
180 | 1,04% | |
105 | 0,61% | |
103 | 0,60% | |
Другие | 694 | 4,04% |
Не указали | 906 | 5,28% |
Всего | 17 171 | 100,00% |
На основании этого можно предположить, что город Покачи - уменьшенная копия нашей России. Анкетирование жителей города могло дать реальную картину нашего проблемного вопроса - уровень сформированности патриотизма в России.
Для анкетирования мы выбрали жителей разных возрастов и пола и разделили пл возрастам: 6-10 лет, 11-15 лет, 16-20 лет, 21-35 лет, 36-50 лет, от 50 лет и выше.
Было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Ваше место жительства.
2. Ваш возраст и пол.
3. Что такое Родина?
4. Что такое патриотизм?
По результатам ответовя были сделаны следующие выводы:
6-10 лет (21 чел):
11-15 лет (71%)
16-20 лет (46 чел)
21-35 лет (26 чел)
36-50 лет (18 чел)
От 50 лет и выше
По результатам данного анкетирования можно увидеть, что большинство жителей Родиной считают то место, где они родились, а патриотизм в их понимании - это любовь и преданность своей Отчизне. И только 1 человек мужского пола 46 лет сказал, что патриотизм в России отсутствует.
Также из ответов следует, что жители города Покачи считают себя истинными патриотами своей страны. Но здесь возникает другой вопрос - жители города в основном приезжие из других регионов страны и ближнего зарубежья. Отвечая на вопрос “Что такое Родина?”, они имели в виду свою Родину, откуда они приехали. И это может быть и не Россия.
Нами были сделаны выводы, что народ Российской Федерации должен сохранить свою самобытность, восстановить национальную идентичность, а государство должно всячески этому способствовать, в первую очередь путем внедрения массового «культивирования». Знать историю просто необходимо, хотя бы потому что-то история циклична, и ее изучение может способствовать предотвращению многих ошибок. Без патриотических чувств ни одно государство не может существовать .
Гипотеза нашего исследования, что патриотическое воспитание подрастающего поколения не может быть отделено от школы и семьи, подтвердилась. Только в тандеме государство-школа-семья мы сможем решить проблему патриотизма в России.
Патриотизм в понимании жителей города Покачи
Акифьев Сергей Вадимович, учащийся 9-А класса МАОУ СОШ № 2 города Покачи
Описание исследовательской работы
1. Введение
"Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания... Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим неразбериху... Мы незаметно будем способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель... Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, и прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие, будут догадываться или даже понимать что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ оболгать, объявить отбросами общества..."
Речь Аллена Даллеса, директора ЦРУ. 1945 год.
Сегодня проблема патриотического воспитания актуальна как никогда, в условиях неблагоприятных для воспитания подрастающего поколения. Среди всевозможных преград можно выделить основные факторы:
- духовный кризис (насаждение массовой культуры);
- искажение понятия общего блага и социальной справедливости;
- упадок общественной морали;
- снижение жизненного уровня, которое привело к расслоению общества;
- обострение национального вопроса, утрата толерантности, перерастание патриотизма в национализм;
- разрушение семейных и коллективных традиций в молодежной среде;
- подверженность влиянию западных культурных ценностей.
2. Основная часть
2.1. История формирования патриотизма
В последнее время большое внимание уделяется вопросу формирования патриотических чувств у подрастающего поколения. От того, насколько будет сформировано данное чувство, будет зависеть не только настоящее, но и будущее России. Президент Российской Федерации В.В. Путин на одном из своих выступлений сказал, что утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Этого допустить ни в коем случае нельзя.
История патриотического воспитания в России насчитывает не одно столетие. В Древней Руси это было особое отношение к Матушке-Земле (природе), в XIV-XVII вв. борьба народа за свою государственность и национальную независимость. В XX в. большое внимание уделялось формированию у личности чувства долга и ответственность перед Родиной. В людях воспитывали коллективистическую мораль, товарищескую солидарность и советский патриотизм, необходимость ставить общественные интересы выше личных. Именно это помогло одержать победу в Великой Отечественной войне, возродить разрушенную страну, достичь огромных производственных, научных, культурных результатов.
Обратимся к истории воспитания патриотизма в нашей стране. Россия всегда была духовной страной с высокоразвитыми культурными традициями.
Развитие культуры и просвещения народов России имеет многовековую историю. Еще в Киевской Руси первое упоминание об организации обучения и воспитания детей относится к X в. Важный этап в истории просвещения связан с реформами Петра I.
Молодежь в советском государстве всегда была, что называется, «впереди планеты всей». Все патриотические начинания увлекали молодежь на подвиг в повседневной жизни. Восстановление народного хозяйства, ликвидация разрухи и последствий ВОВ, освоение целинных и залежных земель, строительство БАМа, народные дружины по поддержанию порядка, молодежные стройотряды и т.д. и т.п. Молодежь стремилась получить образование, чтобы работать и приносить пользу на благо родины. Молодых специалистов ждали все предприятие и организации страны.
В спорте молодежь добилась успехов и мировых побед не за доллары и материальные блага, а за желание быть первыми и прославить свою Великую Родину. Поэтому отмечается всплеск мировых достижений в хоккее, в футболе, художественной гимнастике и других видах спорта. В советские годы развернулось массовое движение за подъем национальной народной культуры. Создавались народные ансамбли.
Молодежь проводила свой отпуск в походах по родному краю, в молодежных спортивных лагерях, туристских походах по стране. Какое огромное удовольствие и пользу приносили молодым военно-спортивные игры, такие как «Зарница», одновременно развивающие спортивные и патриотические навыки. Школьники с удовольствием и пользой посещали дворцы и дома пионеров и школьников (ДПШ), где занимались в художественных, музыкальных и технических кружках.
При ответе на вопрос - в чем проявляется патриотизм, достаточно просто обратиться к истории Великой Отечественной Войны, где люди массово жертвовали своими жизнями ради родной земли. Именно эти персонажи чаще всего приводятся в пример, когда школьники пишут сочинение - что такое патриотизм. Одним из принципов воспитания является воспитание на примере. Я считаю, что гражданин страны должен знать героев своей страны. Но и в каждом населенном пункте есть свои герои. На примере достойных героев происходит патриотическое воспитание, потому что мы должны конкурировать с интернетом, который насаждает ложные идеалы.
После распада СССР (1992 г.) в России начали формироваться различные по целям, типам и структуре образовательные учреждения. Подрастающее поколение в это время оказалось в сложных жизненных условиях: были разрушены старые идеалы и не созданы новые; ослабли связи с родителями, культурой; тысячи детей не осознавали смысла собственной жизни; в образовании была утрачена основа, формирующая ориентацию на Отечество как ценность, воспитывающая гражданина, патриота своей Родины.
К сожалению, период идеологического распада России конца ХХ века не прошел бесследно. По данным социологического опроса, проведенного Новосибирским государственным педагогическим университетом в 2013 году, лишь 30% молодежи 15-25 лет считают себя патриотами, 20 % респондентов этого возраста считают, что патриотизм в России вообще отсутствует, 61 % среди опрошенных хотели бы покинуть страну.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.
Выделим следующие критерии, по которым можно определить степень развития патриотизма у населения:
1. Отношение к России как к стране проживания.
2. Отношение к истории, культуре и традициям страны.
3. Восприятие русской нации к ее роли в мировом развитии.
4. Достижения страны в спорте, искусству.
5. Отношение населения к фактам негативных отзывов о стране и русской нации.
6. Удовлетворенность государственной политикой.
Сейчас, во время неоднозначного отношения Запада к России, время пересмотра исторических фактов, как никогда необходимо укрепление патриотизма у российского народа. Нужно разрабатывать, развивать и поддерживать программы, направленные на введение молодежи в историко-культурное пространство страны, акцентируя внимание на формировании осознанной гражданской позиции. Привлекать средства массовой информации и российский кинематограф для прививания положительного отношения к стране. Проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма. России важно достичь такого уровня и качества жизни, чтобы проживание в ней было приоритетной ценностью. Человек, осознающий, что корни его неразрывно связаны именно с этой страной, и что здесь он может жить достойно и благополучно, является самым надежным носителем гражданского самосознания и истинным патриотом своей страны.
Во все времена патриотизм сыграл особую роль не только в духовной жизни народа, но и в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. В каком-то смысле патриотизм выступает фундаментом государственности, залогом эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Возникает вопрос, а что представляет собой патриотизм, и какую роль он играет для российского общества?
2.2. Понятие «патриотизм»
Понятие «патриотизм» имеет достаточно широкую трактовку. С греческого языка «патриотизм» означает «Patriotes» (земляк, соотечественник) и «Patris» (Родина). Патриотизм — это эволюционное понятие, в каждую эпоху оно имело различное социальное и ценностное содержание, но в тоже время оно всегда было неотделимо от таких категорий как «Отчизна», «любовь к Родине». Известный российский писатель и историк Н.М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял три элемента его составляющие:
- первый — физическая любовь к Родине, то есть к месту, где человек родился и вырос;
- второй — любовь гражданская, под которой понимается социальная связь человека с обществом комплексом прав, свобод и обязанностей;
- третьим элементом является любовь политическая, то есть человек поддерживает и осуществляет в своей деятельности политические идеалы Родины[2].
В настоящее время патриотизм выступает в качестве нравственного и политического принципа, под которым понимается любовь к Отечеству и готовность подчинить свои интересы интересам государства. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения своей страны, желанием сохранить ее культурные особенности, а также стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Однако, в современных реалиях, не смотря на достаточно сильную эмоциональную составляющую патриотизма, часто можно столкнуться с таким явлениями как «русофобия», «антипатриотизм», «лжепатриотизм». С чем же это связано, и какие методы противодействия существуют? В настоящее время идет процесс глобализации, что приводит к усилению давления Запада на все слои и сферы жизни российского общества и, прежде всего, на молодежь в насаждении и навязывании западных образцов и ценностей. По телевидению, в сети Интернет, в магазинах и кафе все чаще можно услышать песни на иностранном языке. В газетах и журналах постоянно всплывают словечки вроде «тренд», «лайфхак», «фэшн», «хайп» и т.п., словно русский язык—недоразвитый язык, которым совершенно невозможно выразить элементарные понятия. Особо сильно достается истории нашей страны. Ее всячески коверкают, искажают, и обесславливают. Особый упор делается на дегероизацию советского периода, когда ставят под сомнение героические подвиги и примеры самопожертвования людей в годы Великой Отечественной войны, всячески замалчивается усердный труд миллионов людей в мирное время. Все чаще на большом экране можно заметить киноленты, в которых сознательно снижается решающая роль Советского Союза в достижении победы над фашизмом во Второй Мировой Войне. Зачастую выдвигается тезис о том, что победу над гитлеровской Германией преимущественно одержали союзники, особенно США, несмотря на то, что второй фронт был открыт только 6 июня 1944 г. При этом совершенно не учитывается тот факт, что 75% из общего числа потерь в боевой силе и технике, которую понесли немецко-фашистские армии во Второй мировой войне, приходится на советско-германский фронт. Самое пугающее то, что такие киноленты выпускает не только Европа и США, но и отечественный кинематограф.
Нередко в СМИ можно встретить негативные высказывания в отношении политики И.В. Сталина, Петра I, Ивана Грозного, Владимира Святославича и других исторических деятелей. Причем огласки подлежат только отрицательные моменты их правления. Дескать, И.В. Сталин тиран и убийца, ведь именно он ответственен за массовый террор и репрессии в конце 30-х и начале 50-х годах прошлого столетия, Петр I вообще искоренитель всего исконно русского. Разумеется, при такой оценке ни слова не упоминается о достоинствах проводимой ими политики. Вполне очевидно, что, при освещении исключительно негативных сторон тех или иных исторических личностей или событий, у граждан нашей страны складываются ложные представления о прошлом собственного государства. Именно незнание истории своей Родины в большей мере способствует развитию антипатриотизма в стране[3].
2.3. Национализм. Отличие национализма от патриотизма
Патриотизм – это осознанная и подтвержденная на деле любовь к Родине, тогда как национализм – это неосознаваемая ненависть к ее предполагаемым врагам. В России под понятием «национализм» чаще всего подразумевают этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной определенной национальности над всеми остальными. Так написано в современном толковом словаре. Есть ещё одна точка зрения. «Настоящий государственнический подход исходит из единства страны, единства Родины, единства нации, которые сами по себе представляют общую ценность и достояние. При этом он непременно учитывает, что нацию образуют не только отдельные люди («атомарные индивиды»), но и народы. И солидарность на уровне нации достигается, в том числе солидарностью этнической и межэтнической. Таким образом, госпатриотизм и госнационализм в идеале вбирают в себя этнические патриотизмы и национализмы в качестве составных частей, нивелируя противоречия, не допуская сползания к экстремизму. Признав все это, мы признаем, наконец, и то, что настоящий патриот – националист и настоящий националист – патриот». Это точка зрения Виталия Иванова, директора Института политики и государственного права[4].
Подлинный патриотизм несовместим с национализмом и шовинизмом. Любить свою Родину — совсем не значит отвергать все иностранное и хвалить только свое отечественное. Любовь к Отечеству совместима с любовью ко всему лучшему, что создано мировой цивилизацией.
Следует подчеркнуть, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так, патриотизм у научного работника будет иной, чем у крестьянина, рабочего, военного или художника. Имея единую Родину, все они 6удут любить ее, но каждый по-своему.
У военнослужащего патриотизм, в его высшей пробе, проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине. Для военных людей эти понятия неразрывно связаны и по сути дела являются синонимами - Верность воинскому долгу.
Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.
Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны — воинский, к товарищам — товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. “У нас у всех, — отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, — есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга”[5].
Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: “Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть”.
Если любовь к Родине — это проявление патриотизма, то защита Отечества — это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.
История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах. “Горе тем странам, — отмечал известный военный теоретик Г. Жомини — в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитать мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье, или свое имущество”.
2.4. Проблема оскудения патриотических чувств
Одной из причин оскудения патриотических чувств выступает тотальная безграмотность, особенно в молодежной среде. Ежегодно российскими ВУЗами выпускается примерно 900 тысяч дипломированных специалистов, однако большинство выпускников не знают даже основ отечественной истории. Такая непривлекательная тенденция связана с тем, что образование модифицировало в сферу услуг. А ведь отсутствие исторической памяти в совокупности с потребительским отношением в обществе это прямой путь в никуда. Конечно, в вышестоящих кругах неоднократно озвучивалась обеспокоенность по этому поводу. Еще в 2013 г. В.В. Путин выразил инициативу о создании учебников истории с единой концепцией и официальной оценкой на достоверные исторические события, не содержащие двойного толкования, и написанные хорошим русским языком. Однако на сегодняшний день, как можно заметить, данная идея не реализована, да и менять в первую очередь нужно не учебную литературу, а саму систему образования.
Проблема патриотизма неразрывно связана с проблемой эмиграции интеллектуальной элиты страны. Сознательное уничтожение культуры русского народа началось после Октябрьской революции. В первую очередь, это связано с тем, что диктатура большевизма не терпела оппозиции, необходима была новая законопослушная интеллигенция, вышедшая из рабочего класса. Въезд в страну допускался только «лояльным лицам». К числу таких лиц не принадлежали многие видные деятели культуры и искусства, такие как Шаляпин Ф.И., Рахманинов С.В., В.В. Кандинский, М.З. Шагал, Стравинский И.Ф., известные ученые и технологи — И.И. Сикорский, В.К. Зворыкин, Г.Б. Кистяковский. Первая волна русской эмиграции 1917–1940 г. подарила миру трех нобелевских лауреатов: И.А. Бунин, В.В. Леонтьев и И.Р. Пригожин.
Конечно, сегодня граждан РФ за границу не выдворяют, да и свобода слова гарантируется Конституцией РФ, однако «утечка мозгов» за рубеж продолжается. Это связано с тем, что основная проблема отечественной науки заключается не в низком финансировании, как это может показаться на первый взгляд, а в невостребованности научных результатов обществом страны. По данным Евростата за 2016 г. получили разрешение на длительное проживание в ЕС 73,8 тыс. жителей России. Эмигрируют в основном высококвалифицированные специалисты на пике профессиональной продуктивности[6].
О каком патриотизме может идти речь, если серьезной проблемой последнего десятилетия является неконтролируемое переселение народных масс из стран Средней Азии, Южного Кавказа и Китая, которые проживая на территории России, не особо стремятся интегрировать с российским сообществом.
Воспитательный процесс является неотъемлемой частью патриотизма. Патриотическое воспитание на протяжении столетия подвергалось активной деформации под влиянием действующей идеологии в стране, так в советский период пытались отказаться от всего дореволюционного, а сейчас активно критикуют советское прошлое, что не способствует формированию патриотизма в современной России. И это вполне объяснимо, в стране, где 19 миллионов человек находиться за чертой бедности, а разрыв в доходах бедных и богатых продолжает увеличиваться. В настоящее время, по данным общемирового соцопроса ассоциации Gallup, проведенного в России «Ромиром», только 59% опрошенных готовы выйти на защиту своей страны с оружием в руках, что значительно ниже показателей Финляндии, Марокко, Фиджи, Китая[7].
Конечно, можно сколько угодно говорить о том, что такая тенденция является прямым следствием политике 90-х, с момента демонтажа советской социальной системы и развития рыночных отношений, которые были связаны с «шоковой терапией», кризисных процессов, которые преследует российскую экономику на протяжении последних двадцати лет, но Россия не будет развиваться в лучшую сторону, без каких-либо ощутимых действий со стороны правящей верхушки. Для сравнения, поле Гражданской войны СССР уже к середине 1930-х годов по объему ВВП вышла на первое место в Европе, и на второе место в мире, уступив только США. А какие успехи были сделаны в послевоенное время: освоение космоса, противостояние Западу в Холодной Войне. На сегодняшний день, патриотизм признан основной национальной идеей.
Именно в подростковом возрасте формируются морально-нравственные качества и ценности. От того, насколько удачно сформированы взгляды подрастающего поколения зависит не только их будущее, но и будущего всей страны. В заключение необходимо отметить, что эпоха глобализации и Европеизации медленно, но верно, толкает Россию к социально-культурной деградации, и как следствие отсутствием патриотизма, и полной пассивности граждан к будущему своей страны. В-первую очередь, это связано со сменой ценностных ориентиров в 90-е годы. Когда такие исторически устоявшиеся ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отечеством, безвозмездное служение своей стране, перестали быть основополагающими для российских граждан, и на первый план вышли материальные блага, порожденные либеральной идеологией. Материальное благополучие стало доминировать над духовным богатством, особенно, это можно наблюдать в ценностных ориентирах молодого поколения, на смену коллективизму пришел индивидуализм, идея сопереживания уступила место эгоцентризму. Такие непоколебимые социальные ценности, как любовь, семья, воспитание детей, были вытеснены сексом, половыми девиациями, однополыми браками. Стало модно жить как потребитель, ведь все можно купить - любовь, дружбу, Родину - так зачем же тогда жертвовать собой на благо той самой Отчизны?! Идеи патриотизма, памяти предков, своей истории была поменяна на обезличенное западничество. Справедливо на этот счет высказался Солженицын А.И.: «Исторический Железный Занавес отлично защищал нашу страну ото всего хорошего, что есть на Западе: от гражданской нестесненности, уважения к личности, разнообразия личной деятельности, от всеобщего благосостояния, от благотворительных движений,— но тот Занавес не доходил до самого-самого низу, и туда подтекала навозная жижа распущенной опустившейся «поп-масс-культуры», вульгарнейших мод и издержек публичности,— и вот эти отбросы жадно впитывала наша обделенная молодежь: западная — дурит от сытости, а наша в нищете бездумно перехватывает их забавы. И наше нынешнее телевидение услужливо разносит те нечистые потоки по всей стране. (Возражения против всего этого считаются у нас дремучим консерватизмом.) Но, поучительно заметить, как о сходном явлении звучат тревожные голоса в Израиле: «Ивритская культурная революция была совершена не для того, чтобы наша страна капитулировала перед американским культурным империализмом и его побочными продуктами, «западным интеллектуальным мусором»». Народ Российской Федерации должен сохранить свою самобытность, восстановить национальную идентичность, а государство должно всячески этому способствовать, в первую очередь путем внедрения массового «культивирования». Знать историю просто необходимо, хотя бы потому что-то история циклична, и ее изучение может способствовать предотвращению многих ошибок. Без патриотических чувств ни одно государство не может существовать.
2.5. Факторы, влияющие на формирование патриотизма
На формирование личности оказывают влияние различные факторы, в том числе: среда (школа, семья, друзья, средства массовой информации).
Элементы патриотизма, в виде привязанности к родной земле, языку, традициям, формируются уже в детском возрасте, в первую очередь, в семье.Но, к сожалению, в пашей стране далеко не каждый ребенок может похвастаться своей замечательной семьей. По статистике каждый седьмой ребенок недоволен своей семьей, а каждая десятая семья считается неблагополучной. Этому явлению есть разные причины: сильно пьющие родители, отсутствие денег в семейном бюджете непосредственно для растущего ребенка, отсутствие понимания, полное безразличие родителей к ребенку, жестокость или применение насилия по отношению к ребенку, отсутствие должного воспитании и вытекающая отсюда напряженная обстановка в семье.
Если родители не занимаются патриотическим воспитанием, не читают книги вместе с детьми, не обсуждают фильмы и спектакли на данную тему, не рассказывают детям об истории своей семьи, то ни о каком достойном патриотическом воспитании не может быть и речи.
И эту роль на себя берет школа, различные организации с военно-патриотическим уклоном.
2.6. Анкетирование жителей города Покачи и его результаты
В городе Покачи проживает около 18 тысяч жителей. В городе проживает представители разных национальностей и разных уголков нашей Родины.
Национальность | Численность (чел.) | Процентное соотношение |
8 353 | 48,65% | |
1 685 | 9,81% | |
1 296 | 7,55% | |
937 | 5,46% | |
463 | 2,70% | |
428 | 2,49% | |
425 | 2,48% | |
405 | 2,36% | |
402 | 2,34% | |
315 | 1,83% | |
285 | 1,65% | |
189 | 1,10% | |
180 | 1,04% | |
105 | 0,61% | |
103 | 0,60% | |
Другие | 694 | 4,04% |
Не указали | 906 | 5,28% |
Всего | 17 171 | 100,00% |
На основании этого можно предположить, что город Покачи - уменьшенная копия нашей России. Анкетирование жителей города могло дать реальную картину нашего проблемного вопроса - уровень сформированности патриотизма в России.
Исследование мы начали с проведения анкетирования среди жителей города Покачи. Для анкетирования мы выбрали жителей разных возрастов и пола: 6-10 лет, 11-15 лет, 16-20 лет, 21-35 лет, 36-50 лет, от 50 лет и выше.
Было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Ваше место жительства.
2. Ваш возраст и пол.
3. Что такое Родина?
4. Что такое патриотизм?
Анализ анкетирования показал следующие результаты:
Из анкетирования жителей города Покачи я сделал следующие выводы:
6-10 лет (21 чел):
11-15 лет (71%)
16-20 лет (46 чел)
21-35 лет (26 чел)
36-50 лет (18 чел)
От 50 лет и выше
По результатам можно увидеть, что большинство жителей свою Родину считают место, где они родились. А Патриотизм в их понимании - это Любовь и преданность своей Отчизне. И только 1 человек мужского пола 54 лет сказал, что патриотизм в России отсутствует.
3. Заключение
Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.
Так что же такое патриотизм?
Патриотизм - всегда обостренное чувство любви к своему Отечеству, ощущение себя частицей своего народа, готовность к любым испытаниям, жертвам и подвигам во имя своей Родины. Для того чтобы стать патриотом, человек сначала должен обрести Родину в своем понимании, сознании и сердце. Такое чувство никто не может предписать, навязать или подарить по наследству. Оно рождается и пестуется порой всю жизнь. А порой человек может прожить жизнь и "не найти своей родины", не стать ее патриотом. Истинный патриотизм, а значит и готовность к героическому поступку, подвигу выражаются в понимании чувства долга перед своим Отечеством. Это в первую очередь пробуждение любви и великого уважения к родителям и предкам, моральным и нравственным традициям народа, ответственность перед будущими поколениями.
Было бы наивно думать, что стоит только захотеть и можно воспитать Героя. Так не бывает. Это настолько сложнейший вопрос, когда требуется совокупность громадного количества факторов, способствующих появлению человека, обладающего качествами Героя.
Проделав данную работу, я узнал, что такое патриотизм, узнал историю его возникновения, историю развития в России, узнал, какие факторы влияют на его формирование.
Изучив материал по вопросам патриотического воспитания в семье и школе, я узнал, что:
- основное воспитание ребенка идет в семье;
- достойное патриотическое воспитание ребенок может получить лишь в условиях благополучной обстановки в семье;
- школьные педагоги несут большую ответственность за воспитание детей;
- нигде ребенок не сможет получить такого полного объема информации о патриотизме, как в школе;
- чтение книг с патриотической направленностью благоприятно сказывается на самосознании школьников, позволяет «реально» взглянуть на окружающий мир и дать начало патриотизму в душе каждого подростка.
Что же касается анкеты по патриотическому воспитанию, то можно сказать, что необходимо проводить подобные анкеты регулярно. Это позволит проследить за возрастными изменениями и отношением к патриотизму в определенные периоды времени. После исследований будет видна реальная картина того, как происходит патриотическое воспитание в семье, в школе и какие факторы влияют на становление подростка как самостоятельной личности со своей гражданской активностью.
Таким образом, гипотеза о том, что патриотическое воспитание у подрастающего поколения будет проходить успешно, если семья и школа будут сотрудничать в вопросах патриотического воспитания, нашла свое подтверждение.
В нашем понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека. Мы думаем, что патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации. Патриотизм включает в себя: ·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; ·уважительное отношение к языку своего народа; ·заботу об интересах Родины; ·осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); ·проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; ·гордость за социальные и культурные достижения своей страны; ·гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; ·уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ·ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В моем понимании патриотизм, мужество, героизм – это близкие по значению слова. Патриотизм – быть готовым защитить Родину от врагов.
Список используемой литературы:
1. Д.А.Алгазин. Воспитание юных патриотов. М., 1979 г.
2. В.Иванов. О патриотизме, национализме и национальном экстремизме «Взгляд»- Деловая газета -18 апреля 2006 г.
3. И.Ильин. «Наши задачи». Статьи о патриотизме. Электронная библиотека
4. Э.Л.Кузьмин. Мировое государство: иллюзии или реальность? М.,1969 г.
5. Мусс Г.Н. Теория и практика патриотического воспитания. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 182 с.
6. 3. Зайцева О.А. Патриотизм в среде молодежи // Мониторинг общественного мнения. – 2011. – №4 (104). – с. 103-106 4. https://lib.nspu.ru
8. И.Соловьев. О патриотизме - электронная библиотека
9. Интернет-ресурсы:
9.1.www.avtora.ru
9.2.www.websib.ru
9.3.www.russedina.ru
9.4.www.esquire.ru|articles\pozner\
[1] Д.А.Алгазин Воспитание юных патриотов. М., 1979 г.
[2] Д.А.Алгазин Воспитание юных патриотов. М., 1979 г.
[3] Мусс Г.Н. Теория и практика патриотического воспитания. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 182 с.
[4] В.Иванов. О патриотизме, национализме и национальном экстремизме «Взгляд»- Деловая газета -18 апреля 2006 г.
[5] И.Соловьев. О патриотизме - электронная библиотека
[6] И.Ильин «Наши задачи». Статьи о патриотизме. Электронная библиотека
[7] Э.Л.Кузьмин “Мировое государство: иллюзии или реальность? М.,1969 г.
Слайд 1
Патриотизм в понимании жителей города Покачи Автор: Акифьев Сергей Класс: 9 а Научный руководитель: Нигматуллина Гульсум Сагадатовна , учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ № 2Слайд 2
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в настоящее время Подрастающее поколение оказалось в сложных жизненных условиях: разрушены старые идеалы и не созданы новые; ослабли связи с родителями, культурой; тысячи детей не осознавали смысла собственной жизни; в образовании утрачена основа, формирующая ориентацию на Отечество как ценность, воспитывающая гражданина, патриота своей Родины.
Слайд 3
Тема исследования: «Патриотизм в понимании жителей города Покачи». Объект исследования: патриотизм Предмет исследования: факторы, влияющие на воспитание патриотизма у населения России. Материалы исследования: источники, литература, статьи, анкетирование. Цель исследования – изучение сформированности патриотизма у жителей города Покачи.
Слайд 4
Респонденты 6-10 лет (21 чел) Что такое Родина? Что такое патриотизм?
Слайд 5
Респонденты 11-75 лет (71 чел) Что такое Родина? Что такое патриотизм?
Слайд 6
Респонденты 16-20 лет (46 чел) Что такое Родина? Что такое патриотизм?
Слайд 7
Респонденты 21-35 лет (26 чел) Что такое Родина? Что такое патриотизм?
Слайд 8
Респонденты 36-50 лет (18 чел) Что такое Родина? Что такое патриотизм?
Слайд 9
Респонденты от 50 лет и выше (19 чел) Что такое Родина? Что такое патриотизм?
Слайд 10
Спасибо за внимание!
Без сердца что поймём?
Как нарисовать лимон акварелью
Швейня
Сорняки
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?